Антибактериальная очистка кондиционера автомобиля
Дезинфекция, она же антибактериальная обработка, кондиционера
О том, как обслуживать, диагностировать и ремонтировать систему кондиционирования я писал не раз и не два. Но это всё касается непосредственно системы. Но дышим то мы в салоне охлаждённым этой системой воздухом, который забирается с улицы. И хотя на его пути встроен фильтр, его пропускная способность не равна «0», то есть частицы определенных размеров всё же проникают внутрь. Ну и что, казалось бы? Дальше поток воздуха пробегает сквозь два радиатора: отопителя и кондиционера. А там, где происходит теплообмен, появляется и конденсат. И когда встречаются вместе поверхность радиатора кондиционера, смоченная влагой, частички пыли и грязи, образуется благодатная почва для размножения бактерий, микробов и плесени, образования грибков. Этакая мобильная теплица. Если не предпринимать никаких мер, в лучшем случае через некоторое время появится неприятный запах. В худшем — у постоянных пассажиров может развиться легионеллез, так называемая «болезнь кондиционеров»(переозвучено на современный лад, изначально — «болезнь легионеров», конечно:-).
Как проводить очистку кондиционера?
Вариантов несколько. Говорят, что неплохо работает нашатырь, налитый в блюдечко, оставленное на полу в ногах пассажира на сутки. Правда потом и проветривать примерно столько же придётся. Крутые спецы используют ультразвук. Самое простое и доступное по финансам — применять специальную химию:
И тут есть несколько методов и способов.
Очистка через дренажную трубку
Появление конденсата — естественный процесс при работе кондиционера. А значит, предусмотрен и его отвод из полости корпуса климатической установки (корпуса печки, если угодно). Обычно дренажная трубка выводится или в низ моторного отсека, или под днище, в районе трансмиссии. Чтобы её обнаружить, машину необходимо поднять:
Иногда трубка видна сразу, иногда приходится провести розыскные мероприятия:
В рассматриваемом KIA SOUL трубку удалось найти быстро:
Можно приступать к очистке
Собственно, берём в руки баллон очистителя и соединяем с удлинителем:
И запускаем этот патрубок в дренажный шланг:
Необходимо протолкнуть его как можно дальше, чтобы обеспечить проливку радиатора. И — пуск:
Нажать на кнопку и держать нажатой 30 секунд.
На этом, собственно, и вся обработка.
Первые минут 15 не включать кондиционер
А затем — пользуйтесь в своё удовольствие и без вреда для здоровья!
Обработка через салонный фильтр
Если дренажная трубка недоступна или через неё не проходит удлинитель, можно «зайти с другой стороны». На примере Mitsubishi Outlander:
Для того, чтобы добраться до салонного фильтра, необходимо снять крышку перчаточного ящика, более известного как «бардачок»:
За ним обнаруживается крышка, закрывающая фильтр, её также следует извлечь.
Следующий шаг — извлечение самого фильтра:
Обязательно оцените его состояние! По умолчанию, при антибактериальной обработке его рекомендуется менять «автоматом», но выбор, как всегда, за владельцем автомобиля. Однако, даже если он выглядит не очень плохо, рекомендую сравнить с новым:
Далее: просовываем как можно выше трубку, присоединённую к баллону:
Напоминаю: держать 30 секунд:
Если поверхность радиатора кондиционера в поле зрения, рекомендую попробовать охватить струёй как можно больше площади поверхности:
Устанавливаем «бардачок» на место, и можно ехать по своим делам. Правда, первые 15 минут кондиционер желательно не включать.
Как часто необходимо проводить обработку?
Желательно — в начале каждого сезона, то есть когда среднесуточная температура выше 0°. В идеале — и перед началом зимней эксплуатации.
Больше букв и картинок можно обнаружить в первоисточнике, на нашем сайте.
Яков Финогенов
Технический специалист ЕвроАвто.
Кондиционер автомобиля: средства антибактериальной обработки
Многие современные автомобили имеют в комплектации систему кондиционирования. Благодаря ей поездка всегда остаётся комфортной вне зависимости от температуры на улице. Однако автомобильная сплит-система со временем может работать хуже по причине её загрязнения. Антибактериальная обработка кондиционера автомобиля поможет восстановить его эффективность.
Некоторые автолюбители по мере использования кондиционера в машине начинают замечать неприятный запах в салоне, который исчезает после выключения охладителя воздуха. Объясняется его появление довольно просто.
Обязательным элементом любой кондиционирующей установки является испаритель, на котором оседает влага. Капли жидкости смешиваются с пылью и грязью, содержащейся в воздухе, и образуют оптимальную среду для роста бактерий. Скопившись в большом количестве в узлах автокондиционера и воздуховодах, они становятся источником неприятного запаха, который ощущается при включении охлаждающего устройства.
Запах не является единственным неприятным фактором. Дорожная грязь, попадающая в кондиционер, отражается на его работе следующим образом:
Предотвратить возможные неприятности и устранить запах поможет антибактериальная обработка автокондиционера. Она проводится разными способами.
Обработать систему кондиционирования в машине можно по-разному. Самой трудоёмкой является механическая антибактериальная обработка кондиционера автомобиля своими руками. Она требует провести следующие действия:
После очистки радиатор следует вытереть насухо и поставить обратно. Остальные детали также следует установить в обратном порядке. Для повышения эффективности работы очищенного устройства старые патрубки и шайбы-уплотнители рекомендуется поменять на новые.
Альтернативой трудоёмкому механическому процессу является химическая антибактериальная обработка. Если механическую чистку легко провести самостоятельно, то химическая потребует определённых знаний и опыта безопасного обращения с сильнодействующими химикатами. Целесообразнее всего доверить эту процедуру работникам автомастерской. Там она проводится в несколько этапов:
Бывает, что после проведённой процедуры кондиционер продолжает издавать неприятный запах. Тогда обработку проводят повторно. Для этого:
После того как климат-контроль поработает в разных режимах на протяжении 5−15 минут, выключают кондиционер и двигатель, двери и окна в авто открывают для проветривания. Повторная обработка полностью нейтрализует посторонние запахи.
Как почистить кондиционер авто самому: важные нюансы процедуры
Любой ответственный автовладелец следит за состоянием своей машины, агрегатов, уровнем технических жидкостей. Не меньше внимания следует уделять автомобильному кондиционеру. Своевременная дезинфекция системы предотвращает появление неприятных запахов и продлевает «жизнь» климатической установки.
Зачем проводится чистка кондиционера автомобиля
Кондиционер автомобиля требует к себе периодического внимания и обслуживания. Его своевременная чистка исключает появление неожиданных неполадок и непредвиденных расходов, а также проблем со здоровьем. Дело в том, что внутри устройства образуется идеальная среда для развития и размножения всевозможных бактерий. Во время работы кондиционера внутри появляется влага, которая смешивается с пылью и грязью, попадающими внутрь вместе с воздухом. Это указывает на то, что чисткой кондиционера пренебрегать не стоит. Помимо перечисленных нюансов из-за накопления загрязнений ухудшается производительность узла, что усложняет поддержание необходимого температурного режима в жаркий день, а появление неприятного запаха в салоне станет последним симптомом, указывающим на неполадки с устройством.
Периодичность обработки кондиционера
Наиболее точная информация по очистке кондиционера приводится в руководстве по эксплуатации к вашему авто. Если периодичность по каким-то причинам определить не удаётся, то придерживаясь рекомендаций специалистов, профилактические мероприятия следует проводить 1–2 раза в год. Если вы или ваши родные аллергики, то антибактериальную обработку нужно осуществлять чаще. В то же время необходимо учитывать, насколько часто эксплуатируется автомобиль и при этом используется кондиционер, каков климат в вашем регионе, дороги, по которым вам приходится передвигаться. В основном чистка автокондиционера проводится в весенний период перед началом его эксплуатации, или осенью — по его завершении. Однако никто не запрещает провести чистку в любое время.
Признаки, при которых необходима дезинфекция
Существует несколько признаков, указывающих на необходимость обслуживания устройства:
Последствия бактериального загрязнения кондиционера
Неприятный запах — это полбеды. Появляется он из-за скапливаемой на испарителе влаги (конденсата). В ней образуются грибки, бактерии, плесень, которые со временем покрывают внутреннюю поверхность воздуховодов. Постепенно уровень отложений повышается настолько, что это приводит к появлению неприятного запаха при активации кондиционера. Однако нюанс не только в запахе, но и в том, что бактерии несут опасность для организма человека.
Кроме этого, попадание дорожной грязи между двумя радиаторами (системы охлаждения и кондиционирования) приводит к нарушению работы компрессора, что может послужить причиной его преждевременной поломки. Из-за грязи на алюминиевых элементах кондиционера появляется коррозия, в результате чего возникает утечка фреона.
Чистка кондиционера машины в домашних условиях
Под чисткой кондиционера предполагается его дезинфекция специальными средствами. На том, как ими пользоваться и какие способы обработки существуют, стоит остановиться подробнее.
Виды и последовательность очистки системы
Автокондиционер можно очистить одним из способов:
В первом случае используются аэрозоли и пена. Стоит учесть, что средствами в виде аэрозоля можно провести только дезинфекцию системы кондиционирования, а при помощи пенных ещё и очистить её. К механическому способу прибегают в том случае, если химические средства не дали должного результата и неприятный запах в салоне остался. Процедура отличается своей сложностью, поскольку приходится снимать испаритель в блоке отопителя. Для химической обработки рассматриваемого устройства можно использовать продукцию следующих производителей:
Химический способ
После выбора пены или аэрозоля можно приступать к очистке кондиционера. В основном все средства комплектуются трубкой. Обработку аэрозолем выполняют следующим образом:
Если приходится применять пенные средства, то процесс состоит из следующих шагов:
Видео: чистка автокондиционера пеной
Подручные средства
В зависимости от выбранного дезинфицирующего средства придётся отдать порядка 150–1000 р. за баллончик. Недорогие очистители могут быть не только малоэффективными, но и наполнить салон не очень приятным запахом, который с трудом выветривается. Однако для эффективной антибактериальной обработки необязательно покупать дорогостоящие средства: можно применить и подручные. С противным запахом в салоне помогут справиться:
Суть обработки заключается в приготовлении рабочего раствора из порошкообразного вещества, например, Хлорамина Б, который разводят с водой (1 ст. л. на 1 л воды).
Полученную жидкость заливают в подходящую ёмкость с распылителем. Во время обработки перечисленными средствами в машине следует открыть все двери. Процесс дезинфекции аналогичен применению пены.
Если перечисленными способами неприятный запах из салона удалить не удалось, кондиционер необходимо очистить механическим путём.
Видео: бюджетный способ очистки кондиционера автомобиля
Механический способ
При механической антибактериальной обработке устройства кондиционирования потребуются инструменты для демонтажа приборной панели. Также не лишней будет замена фреона, уплотнителей и патрубков. Процесс очистки выполняют в следующей последовательности:
Несмотря на сложность процесса, механический способ является более эффективным.
Замена салонного фильтра
Основное назначение фильтра салона — обеспечивать очистку поступающего внутрь автомобиля воздуха. От состояния этого элемента напрямую зависит правильная работа отопителя, кондиционера, системы вентиляции. Необходимость в замене фильтра возникает в случае запотевания стёкол, появлении неприятного запаха и ухудшении работоспособности печки и кондиционера.
Менять фильтрующий элемент рекомендуется через каждые 10–25 тыс. км. пробега, в зависимости от условий эксплуатации автомобиля.
Чаще всего фильтр расположен возле испарителя. Изготавливается рассматриваемый элемент из гофрированной бумаги с волокнами из целлюлозы или синтетики, часто бывает с угольной пропиткой и имеет форму прямоугольника. Чтобы заменить салонный фильтр на конкретном автомобиле, нужно ознакомиться с руководством по эксплуатации. Сам процесс заключается в демонтаже отработавшего изделия и его замене на новое.
Видео: замена салонного фильтра на примере Toyota Corolla
Чистка элементов системы кондиционирования
Салонная климатическая система включает в себя такие основные элементы, как испаритель, радиатор, салонный фильтр и воздухопроводы. Рассмотрим чистку каждого из них.
Чистка радиатора и воздуховодов
В первую очередь чистке подвергают воздуховоды и радиатор рассматриваемой системы, удаляя из них пыль и грязь. Для этого задействуют воздушный компрессор для подачи сжатого воздуха на элементы системы. Процедура состоит из двух этапов:
После проведения описанных действий можно приступать к дезинфекции испарителя автомобильного кондиционера.
Видео: чистка радиатора кондиционера на Mazda 3
Чистка испарителя
На испарителе оседает большое количество различных бактерий, являющихся причиной неприятного запаха. Поэтому под очисткой автокондиционера многими подразумевается именно испаритель, обработка которого была рассмотрена выше.
Как упредить появление запаха и отсрочить повторную дезинфекцию
Процедура дезинфекции и очистки автокондиционера понятна, но чтобы как можно реже к ней прибегать, следует придерживаться некоторых рекомендаций:
Если первый совет не вызывает вопросов, то во втором случае систему кондиционирования лучше просушивать естественным путём, а не с помощью отопителя. В этом случае охлаждение следует отключать хотя бы за 5 минут до места прибытия, оставляя работать только вентилятор, посредством которого просушится система. Таким образом, конденсат будет образовываться в минимальном количестве, что снизит вероятность появления неприятного запаха.
Периодическое обслуживание кондиционера автомобиля позволяет свести к минимуму появление неполадок с системой и необходимость в дорогостоящем ремонте. После ознакомления с пошаговыми инструкциями, дезинфекция устройства будет по силам каждому автолюбителю. Если простые способы очистки не дали должного результата, система кондиционирования нуждается в более тщательной обработке.
Самостоятельная очистка кондиционера
Сезонное кондиционера обслуживание способен провести каждый автолюбитель, и даже ехать в сервис не придется. В нашем материале мы расскажем о двух составах и двух способах бактерицидной обработки воздушной системы кондиционирования автомобиля.
Комментарии 56
Klima-Anlagen-Rein — хороший очиститель для кондеев, сам им периодически пользуюсь. Причем, учитывая его экономичный расход, мне одного баллончика хватает на чисти и авто кондея, и домашнего в спальне.
озонатор на 20 мин и никаких бактерий, легко и удобно
озонатор на 20 мин и никаких бактерий, легко и удобно
О! Идея… Есть какие то приборы поудобнее?
в каком смысле поудобнее?
В смысле не барахло в прикуриватель) Или самодельный ужас.
у меня примерно такой на 36гр www.aliexpress.com/item/4…2&ws_ab_test=searchweb0_0, searchweb201602_, searchweb201603_
Нельзя ее в дефлекторы… она же через все стыки и щели воздуховода протекает. У многих мопедов мозги прямо под ними. Так ещё и трубка короткая, до испарителя не достанет все равно. Хотя, даже если на испаритель этим говном лить, она ничего не вычистит без щетки и напора воды.
Какие мопеды? Что куришь?
При использовании шашки будет эффективно достать салонный фильтр. А в воздуховоды пену заправлять может быть опасно — было пару постов, когда пена при разжижении стекала из воздуховодов на блоки и разъемы и коротила их. Лучше через дренажную трубку запенивать.
Так этот очиститель кажется не пенный.
а вы правы, прошёлкал этот момент — это аэрозоль с антисептиками. Не знаю насколько он сжижается при распылении, и насколько близко к испартиелю можно подобраться трубкой через воздуховод. Дренаж всё равно кратчайший путь будет, мне кажется
А я накуриваюсь сухим туманом переодически.Никогда ничего не чистил и не воняет ничего)
Который год тоже беру специальную дымовую шашку и эффект тот же, только без всяких отдушек, просто в машине становится очень свежо!
Что за шашка специальная?🤔
Спасибо, погуглю на досуге
А я обычным дихлофосом обрабатываю. Флакон расходу. Пшыкаю везде все дифлекторы. Делаю рецеркуляцию и запшыкиваю туда. Потом хорошо проветриваю салон. И все путем.
Это средство против бактерий именно этих, да и дихлофос все-таки не самое бзопасное средство для здоровья думаю 🙂
Так его не нюхать же. И уже сколько лет и норм.
Весной юзал такой отчиститель без трубки. Мне понравилось. Искал именно его, не хотелось гемороя с трубкой.
во всем нужна профилактика) желательно своевременная конечно
была старая трешка, которую брал с пробегом 200 тыс км. После покупки приводил в порядок так сказать.
www.drive2.ru/r/bmw/3_series/472332879058174015/
Вытаскивали с братом салонный фильтр. Юзали очиститель Ликви с трубочкой который. Везде пропшикали. Дали поработать. В машине стоял затхлый запах. Провели процедуру. Стало гораздо лучше.
И тут встал вопрос. Как вообще избавиться. Хорошая уборка завершила букет. Прошелся по ковролину, почистил кожу, все отпылесосил и вуаля. Так что можно использовать все, что угодно и сетовать на кондей, но и в машине должно быть чисто в первую очередь. Тогда это будет в плюс.
На нынешней машине в теплое время года периодически после долгих поездок, заезжаю на стоянку, включаю вентилятор на максимум подачи теплого воздуха, подсушу испаритель и проблем нет. Руки еще не добрались профилактику провести. А надо 🙂
Антибактериальная обработка кондиционера автомобиля
Эффективность работы климатической системы автомобиля зависит от своевременного обслуживания. Кроме ежегодной замены салонного фильтрующего элемента требуется антибактериальная обработка кондиционера, обусловленная принципом работы агрегата. Циркулирующий фреон при переходе из жидкого состояния в газообразное нагревается, интенсивно поглощая внутреннее тепло, и охлаждается при прохождении через конденсатор, установленный перед радиатором системы охлаждения машины. При переходе фреона из газа в жидкое агрегатное состояние тепло передается в атмосферу.
Система кондиционирования автомобиля
Процесс поглощения тепла сопровождается таким физическим явлением, как образование конденсата на трубках испарителя. Для отвода влаги из салона под автомобиль предусмотрена дренажная система. Через влажный испаритель в салон вместе с приточным потоком воздуха попадают частицы пыли, которые задерживаясь на влажных трубках, образуют загрязнения, являющиеся оптимальной средой для развития бактерий. По этой причине необходимо выполнять процедуру очистки агрегата.
Когда необходима антибактериальная обработка
Точная периодичность обслуживания кондиционера производителями не установлена. Автосервис рекомендует выполнять антибактериальную чистку каждый год эксплуатации автомобиля. В период интенсивного распространения инфекции, а также при эксплуатации машины в условиях высокой температуры, сильной запыленности и повышенной влажности периодичность обслуживания автокондиционера сокращается до полугода. Удалить болезнетворные бактерии предоставляется возможность только комплексным методом с применением сертифицированных моющих средств.
Определить, надо ли чистить кондиционер раньше срока владельцы автомобилей могут по неприятному запаху, появляющемуся из вентиляционных дефлекторов при включении агрегата. Признаком максимального загрязнения является неприятный запах даже при неработающей системе кондиционирования.
Последствия бактериального загрязнения автомобиля
Негативные последствия эксплуатации машины с необслуженным кондиционером проявляются в высокой концентрации опасных для здоровья людей бактерий, попадающих в салон и соответственно в легкие водителя и пассажиров. Распространяющиеся потоком воздуха они могут вызывать аллергические реакции, а также являются возбудителями простудных заболеваний.
Вредные бактерии в системе кондиционирования
Также в результате сильного загрязнения нарушается работа компрессора. При выходе агрегата из строя, замена или ремонт обойдутся дороже, чем обслуживание климатической системы. Кроме того, на металлических элементах образуется коррозия, микротрещины, происходит разгерметизации контура, утечка фреона и снижение эффективности охлаждения.
Методы антибактериальной обработки кондиционера
В зависимости от степени загрязнения чистка кондиционера авто может проводиться разными методами.
Ультразвуковая чистка
Ультразвуковой прибор для очистки системы кондиционирования
Данный метод актуальный при незначительном загрязнении радиатора и применяется с профилактической целью. Ультразвуковое оборудование с залитым антисептическим средством устанавливается в салоне машины и включается климатическая система. Антисептик превращается в мелкодисперсную фракцию, попадающую в воздушный поток. Благодаря режиму рециркуляции фракция проходит через радиатор испарителя, очищая трубки от плесени.
Механическая чистка трубок испарителя
Очистка трубок испарителя
Применяется при сильном загрязнении кондиционера и предусматривает демонтаж элементов системы. После откачки из контура фреона, снимается корпус салонного фильтра, воздуховоды, а также радиатор испарителя. Для очистки от грязи применяются специальные щетки и мыльный раствор. После ручной чистки сборка осуществляется в обратной последовательности. Данный метод длительный по времени, но считается эффективным.
Обработка бытовой химией
Для чистки испарителя применяется дезинфицирующий аэрозоль в следующей последовательности:
Кроме аэрозоля может использоваться пенный очиститель. К дренажному отверстию фиксируется трубка, через которую пенное химическое средство под давлением на протяжении 10 секунд подается в область испарителя. Заводится двигатель и включается автокондиционер. Окна машины должны быть закрыты и включен режим рециркуляции. Пена преобразуется в жидкое состояние и стекает по трубкам, смывая загрязнения. Антисептические компоненты уничтожают бактерии и микробы. Образовавшаяся отработанная жидкость выводится наружу через дренажное отверстие.
Замена салонного фильтра
Для защиты салона машины от пыли устанавливается фильтрующий элемент. Он имеет ограниченный ресурс и должен меняться каждый год или через 10 тыс. км пробега с учетом условий использования автомобиля. Если машина эксплуатируется в условиях повышенной запыленности, то срок замены сокращается до полугода. Салонный фильтр устанавливается в салоне или в подкапотном пространстве и не требует разборки приборной панели, поэтому может меняться в автосервисе или самим владельцем.
Чистка радиатора и воздуховодов
Радиатор испарителя, а также воздуховоды внутри покрываются слоем пыли, снижающей эффективность системы кондиционирования. Для очистки может использоваться пенное средство. Пена с помощью трубки, одетой на баллон, через демонтированный салонный фильтр подается для заполнения радиатора и воздуховодов. Через указанное в инструкции время запускается двигатель и включается на 10-15 минут кондиционер в различных режимах. После окончания работы необходимо проветрить салон автомобиля.
Профилактические меры
Увеличить период антибактериальной обработки кондиционера поможет отключение климатической системы за несколько минут до остановки автомобиля. За это время проточный воздух успеет высушить трубки радиатора испарителя и уменьшит вероятность образования конденсата и питательной для бактерий среды. Рекомендуется своевременно менять салонный фильтр для недопущения попадания пыли и налипания грязи на испарителе агрегата.