антихрист и его храм

Роман Береснев
Антихрист и его храм

Редактор Юрий Кудряшов

Корректор Инна Харитонова

Корректор Ольга Рыбина

Верстка Вера Филатова

Дизайнер обложки Мария Бангерт

© Роман Береснев, 2021

© Мария Бангерт, дизайн обложки, 2021

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Одной из загадок пророческих книг Даниила и Откровения является тайна антихриста. Постижение этой тайны, исследование самих пророчеств, а также того, как развивались и изменялись их толкования, обещает стать не просто откровением, а шокирующим откровением. В течение многих веков эта тема волновала исследователей библейских пророчеств, но по самым разным причинам найти ответы на некоторые ключевые вопросы не удавалось. Однако этому можно найти объяснение, так как сами пророчества предупреждали об этом. По словам ангела, Книга Даниила должна быть запечатана, то есть недоступна для понимания. Завершая свои наставления Даниилу, ангел сказал: «„А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение“ И отвечал он: „иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут [в искушении]; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют“» (Дан. 12: 4, 9—10).

Это означает, что, согласно Божьему плану, эту книгу нельзя было понять до определенного Им самим времени. То есть, чтобы весть книги стала понятной, должны быть выполнены как минимум два условия: 1) должно закончиться определенное Богом время и 2) Дух Святой должен дать мудрость и понимание, потому что «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1: 20—21).

У нас может возникнуть закономерный вопрос: почему же эта книга должна была стать доступной для понимания только спустя какое-то время?

Ответ состоит из нескольких частей.

Во-первых, потому что сами пророчества касались событий последнего времени. По плану Божьему, именно в последнее время, как никогда раньше, люди будут нуждаться в свете истины. Сила обмана будет настолько велика, что Бог прольет свет, дабы развеять мрак заблуждения. Значит ли это, что до наступления указанного времени Бог хотел, чтобы люди находились в неведении? Нет, и как мы увидим, люди, сделавшие Библию основой своей веры, понимали истины, о которых говорил Даниил, но не связывали их с его книгой и не могли понять пророческих периодов или сроков исполнения пророчеств. Поэтому, по замыслу Божьему, в определенное Им самим время истина должна быть провозглашена с новой силой и новыми библейскими открытиями.

Во-вторых, пророчество могло смутить многих, пойми они временные сроки. Во все времена христиане ожидали второго пришествия Христа. Это было их надеждой и поддержкой. Тем не менее пророческие периоды указывали на сотни и тысячи лет ожидания. Такая перспектива могла сокрушить веру многих, особенно во времена гонений и преследований. Почему же Бог допускал это так долго? Да потому что Он не человек, Его любовь и терпение вызывают удивление даже у ангелов. Бог искал и ищет спасения не только для тех, кто был вынужден скрываться от преследований за верность своим убеждениям, но и тех, кто организовывал эти преследования, тех, кто бунтует против Него.

Апостол Петр убеждает нас в этом, говоря: «Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3: 9).

Именно так Бог спас Савла, который преследовал первых христиан, и сделал из него апостола Павла.

В-третьих, с уверенностью истолковать это пророчество можно только после его исполнения. Оно было дано не столько для того, чтобы знать, что произойдет, сколько для того, чтобы поверить, когда это произойдет. Иисус сказал: «И вот, Я сказал вам [о том], прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется» (Ин. 14: 29).

Почему именно так? Прежде всего потому, что Бог должен передать то, чего еще не случилось, а это весьма непросто. Как бы вы предсказали появление радио, телевидения, интернета, скайпа и т. д.? Какие слова вы бы использовали, говоря с человеком, скажем, хотя бы XIX столетия? Задача не из легких, не правда ли? А Бог говорил Даниилу, что должно было случиться спустя сотни и тысячи лет после того, как его жизнь подойдет к концу. Поэтому Он использовал символы и образы, так же как мы использовали бы символы и образы, пытаясь объяснить, как будет выглядеть и функционировать компьютер, людям, живущим за сто лет до появления оного. Именно поэтому пророческие вести в большинстве своем переданы через символы и образы. В этом преимущество символов: с их помощью можно объяснить и описать то, чего еще не существует. С другой стороны, в этом и самая уязвимая их сторона. Слишком велика опасность не истолковать символ одним, единственно верным способом. Например, если бы мы описывали разговор со смартфоном человеку времен Пушкина, мы могли бы сказать, что наш вопрос «Окей, Google, скажи мне…» похож на разговор царицы с зеркальцем: «Свет мой, зеркальце! скажи…» Такой образ полезен, но несовершенен. Человек мог бы подумать, что зеркала в будущем смогут разговаривать. Однако на самом деле наличие стекла в сказке Пушкина и в современном смартфоне, пожалуй, единственное и только внешнее сходство этих «устройств», и истолкование данного «пророчества» только по одному этому признаку легко и часто приводило бы к неверным выводам. Поэтому Бог дает необходимое количество уточняющих деталей, и только складывая все их вместе, мы можем идентифицировать явление или персонажа из пророчества с минимальным риском ошибиться.

Конечно, Бог мог рассказать нам о многом из нашего будущего. Много такого, что на протяжении веков и тысячелетий заставило бы нас удивляться и восхищаться Его знанием законов Вселенной, человека или нашей истории. Но Бог Библии не фокусник, Он не артист, который развлекает зрителя своими талантами предсказывать будущее. Более того, даже напротив: для многих изучение Его пророчеств – весьма скучное и ненужное занятие. Бог Библии проходит мимо тысяч тем, столь волнующих сознание современного человека. Почему? Это может означать только одно: то, что Он говорит через Своих пророков, несравнимо по своему значению ни с чем, что может занимать наши умы, и именно это является самым важным знанием. Почему? Да потому что у спасенных будет вечность, чтобы постигнуть историю, политику, разобраться в конспирологии и науке, но сейчас важно правильно расставить приоритеты и прежде всего вникнуть в другую науку – план спасения. «Начало мудрости – страх Господень» (Притчи 1: 7), а это значит, что богопознание – главный шаг на пути к вершинам всяких знаний, которые без него лишь наполняют гордыней.

Поэтому в центре пророчеств всегда остается вопрос поклонения живому Богу, истина и ложь о жертве Его Сына за наши грехи, о которой мы вспоминаем всякий раз, приходя на вечерю Господню, а не то, что будет происходить с королями, президентами и прочими сильными мира сего. Бог проходит мимо политики и самых дерзких по своему размаху закулисных интриг, они могут удостоиться Его внимания ровно настолько, насколько влияют на судьбу Его народа на этой земле или бросают вызов Его плану спасения.

Непонимание этого основополагающего принципа привело к десяткам и сотням ошибочных толкований пророчеств. Порой они выглядят очень убедительно и правдоподобно. Однако при тщательном изучении вопроса обнаруживается внесение в библейский текст своих расовых, культурных, политических, гендерных и прочих предпочтений. Истолкование попросту эксплуатирует текст Библии в своих целях.

Но все же, если Даниил писал о нас и для нас, о нашем поклонении Богу и о событиях нашего времени – почему он не написал об этом предельно ясно? Почему Бог не называет вещи своими именами? Да просто потому, что этих имен и слов еще не существовало и эти названия ни о чем не говорили бы Даниилу. Тогда мы можем задать другой вопрос: почему пророк жил и говорил в прошлом? Ведь он мог бы жить среди нас, и тогда бы мы его поняли. Иными словами, разве не легче было Богу передать весть миру через человека, который был бы нашим современником и называл вещи своими именами, а не символами? Ответить тоже несложно.

Во-первых, Бог говорит не ко всем, а к пророкам. Грех внес разделение между Богом и человеком. В результате человек потерял способность общаться с Богом лицом к лицу. Но Бог не оставил нас в неведении. Он стал избирать пророков для сообщения своей воли людям. Они отличались от многих прежде всего тем, что желали творить Его волю большего всего на свете. Они искали света истины, исходящего от Него, как другие ищут серебра и золота. И Бог даровал им обещание: «Ищите, и найдете» (Мф. 7: 7). Вероятно, именно потому, что немногие сегодня ищут Бога, исследуют Писание и пророчества с таким же наслаждением, как это делал Даниил, Бог выбрал именно его, чтобы сообщить эту весть людям.

Во-вторых, ключевым вопросом является не то, передана ли весть через символы или на общедоступном языке. На самом деле это второстепенный вопрос. Первостепенным же вопросом является: будем ли мы верить, что эта весть и вестник были посланы Богом, особенно если это весть обличения? В Библии достаточно примеров того, как люди называли истинных пророков лжепророками. Пророчества и статус таких пророков не были признаны божественными на том простом основании, что они обличали заблуждения слушателей.

Понимание этих принципов является залогом правильного подхода к апокалиптическим пророчествам вообще и к пророчеству об антихристе в частности. Безусловно, важно изучать историю. Еще важнее исследовать и знать Библию. Однако самым главным фактором, помогающим исследователю проникнуть в тайны Божии, всегда будет не его светское или религиозное образование, а смирение сердца и покорность Святому Духу.

Книга пророка Даниила и Откровение обладают не только уникальной природой апокалиптических книг, но и в той или иной степени впитали в себя все другие книги Библии. Это требует от их читателя не только прекрасного понимания основополагающих концепций Священного Писания, но и умения исследовать историю и культуру народов древнего мира, опыта изучения книг различных жанров, навыка бережной работы с текстом 1 и владения другими принципами герменевтики, но самое главное – исследователь должен покориться Святому Духу. Как невозможно изучать алгебру, не зная арифметики и таблицы умножения, так и изучение апокалиптических пророчеств не приведет к верным результатам без предварительного исследования всей Библии и личного духовного обращения.

Другая причина, по которой здесь нет полной аргументации каждому заявлению, не отсутствие таковой, а сам формат рукописи. Это не диссертация, а обычная книга, содержащая анализ и исследование библейских пророчеств. Между первым и вторым форматом было решено отдать предпочтение второму, так как рукопись предназначена для изучения не только и не столько богословами, сколько любым исследователем Библии, который, возможно, захотел бы сделать эту книгу еще проще.

Если же читатель никогда не исследовал апокалиптических пророчеств, но желал бы их изучить, то можно порекомендовать книги: «Тайны апокалипсиса» Ростислава Волкославского, «Евангелие в ветхозаветном святилище» Александра Болотникова, «Великие пророчества Библии» Марка Финли, а также познавательный обзор истории церкви Елены Уайт в книге «Великая борьба». Для более углубленного исследования можно обратиться к трехтомнику «Глубины пророчеств», который является переводом на русский язык избранных богословских статей из Daniel and Revelation Committee Series (семитомного издания исследований комитета по изучению книг Даниила и Откровения). Некоторые из вышеупомянутых материалов сегодня находятся в открытом доступе, и их можно найти онлайн.

Глава I.
Когда ожидать
пришествия антихриста?

Наверное, у каждого есть своя история о том, как он перепутал время встречи и по этой причине она так и не состоялась. Наши шансы попасть в подобную ситуацию значительно возрастают, когда мы переводим часы на зимнее или летнее время. В один из таких дней я назначил встречу своему другу. Мы должны были отправиться в ближайший город, в одном часе езды от нас, где должны были посетить лекцию. В назначенное время я прибыл в условленное место и стал дожидаться, когда подъедет мой знакомый. Время шло, но он не появлялся. Конечно, я должен здесь оговориться, что случилось это тогда, когда мобильные средства связи были только у военных и милиционеров, а значит, позвонить ему я не мог. Я стал сомневаться, точно ли это место и время, о котором мы договорились. Снова и снова я вспоминал наш разговор, но не находил, что в чем-то ошибся. Наконец наступил момент, когда я встал перед выбором: либо ждать до победного конца, либо отправляться в путь, так как дальнейшее промедление означало бы, что я могу не только опоздать, но и пропустить лекцию. Так как мой приятель мог доехать и без меня, а кроме того, передумать, заболеть и т. п., я решил больше не ждать и уехал.

антихрист и его храм

Photo by Jiyeon Park on Unsplash

Я благополучно добрался до места и успел к самому началу. Два часа спустя, к своей радости и такому же удивлению, я увидел, как мой приятель появился в дверях аудитории. Я махнул ему рукой, приветствуя и показывая, что он может сесть рядом на свободное место, но он проигнорировал мои приветствия и прошел мимо. Мне стало понятно, что он не только недоволен случившимся, но и, по всей видимости, считает виноватым меня. Нам надо было объясниться. Как только выдалась возможность, я подсел к нему и спросил:

– Как это что случилось? Я приехал – тебя нет. Потом я вспомнил, что еще не перевел часы на час назад, пришел на час раньше, чем мы договорились, и ты приедешь только через час. Я стал ждать, но и через час ты не появился. Я поехал сюда, а ты уже здесь. Почему ты уехал раньше, чем мы договаривались? Или, может быть, ты прямо из дома поехал сюда?

Я тут же понял, что произошло.

– Послушай, во-первых, часы действительно перевели на час, но не назад, а вперед, поэтому я был там, но часом раньше, чем ты. Первый раз ты ошибся, когда пришел на место по старому времени. Второй раз ты ошибся, когда решил, что часы нужно перевести назад, и стал ждать меня еще час. В этом легко убедиться. Спроси любого, который теперь час и как давно началась лекция.

На лице моего друга появились признаки глубокого умственного напряжения. Он внимательно посмотрел на меня, на свои часы, на всех окружающих. Медленно, но уверенно его лицо стало меняться, и теперь на нем появлялась печать досадного просветления. Он все понял, и я был оправдан.

Наверняка многие из нас переживали что-то подобное. Как здесь не вспомнить слова из «Неудачного свидания»:

Тебя просил я быть на свиданье,
Мечтал о встрече, как всегда.
Ты улыбнулась, слегка смутившись,
Сказала: «Да, да, да, да!»

С утра побрился и галстук новый
С горошком синим я надел.
Купил три астры, в четыре ровно
Я прилетел.

– Я ходил!
– И я ходила!
– Я вас ждал!
– И я ждала!
– Я был зол!
– И я сердилась!
– Я ушел!
– И я ушла!
Мы были оба.
– Я у аптеки!
– А я в кино искала вас!
– Так значит, завтра
На том же месте
В тот же час!

Досадно, если с вами это произойдет на романтическом свидании или деловой встрече, но куда досаднее будет ошибка в определении времени пришествия антихриста. Так же как Библия указала на время пришествия Мессии и место Его рождения, Бог не оставил нас в неведении о времени и месте пришествия антихриста. Если мы ошибемся в вопросе времени пришествия антихриста, то все остальные исследования и заключения, попытки определить или идентифицировать его с каким-либо персонажем истории или современности будут построены на неверном фундаменте. Такое строение из умозаключений, может, и простоит достаточно долго, однако обречено на досадное разочарование. Безошибочное определение времени и места пришествия антихриста – это основообразующая задача для любого изучающего пророчества на эту тему. Без этого основания все наши исследования будут напоминать корабль без якоря: чем сильнее будет ветер, тем дальше нас будет уносить в море, где многие потерпели «кораблекрушение в вере».

Мы можем вспомнить другое известное художественное произведение, в котором, кстати, звучит песня «Неудачное свидание» – «Место встречи изменить нельзя». Полностью фраза должна звучать как «время и место операции (встречи) изменить нельзя». Благодаря тому что место и время операции было заранее оговорено и изменять его было нельзя, операция прошла успешно. Оказавшись в заложниках, Шарапов, а с другой стороны – Жеглов должны были полагаться на то, что каждый из них будет действовать согласно первоначальным договоренностям, плану действий, и только это спасло Шарапову жизнь. В нашем же случае мы имеем вернейшее пророческое слово – слово Того, Кто знает конец от начала. У Него есть план нашего освобождения из «заложников», который Он изложил в Своем пророческом слове. Он никогда не изменит Своему слову. Он назначил время и место, где мы встретим или узнаем антихриста. Это время и место не подлежит пересмотру. Мы не должны ошибиться, от этого зависит наша жизнь и спасение.

Источник

Антихрист и его храм

антихрист и его храм

Книга предлагает больше, чем просто изучение библейского пророчества об антихристе. Кроме работы с библейским текстом, которая является основой исследования, в монографии уделяется внимание анализу развития богословия антихриста в контексте церковной и мировой истории. Обращаясь к самым разным традициям толкования, автор задает широкий круг вопросов, благодаря которому у читателя возникает целостное представление не только об антихристе, но и о стереотипах, с ним связанных.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Антихрист и его храм предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Наверное, у каждого есть своя история о том, как он перепутал время встречи и по этой причине она так и не состоялась. Наши шансы попасть в подобную ситуацию значительно возрастают, когда мы переводим часы на зимнее или летнее время. В один из таких дней я назначил встречу своему другу. Мы должны были отправиться в ближайший город, в одном часе езды от нас, где должны были посетить лекцию. В назначенное время я прибыл в условленное место и стал дожидаться, когда подъедет мой знакомый. Время шло, но он не появлялся. Конечно, я должен здесь оговориться, что случилось это тогда, когда мобильные средства связи были только у военных и милиционеров, а значит, позвонить ему я не мог. Я стал сомневаться, точно ли это место и время, о котором мы договорились. Снова и снова я вспоминал наш разговор, но не находил, что в чем-то ошибся. Наконец наступил момент, когда я встал перед выбором: либо ждать до победного конца, либо отправляться в путь, так как дальнейшее промедление означало бы, что я могу не только опоздать, но и пропустить лекцию. Так как мой приятель мог доехать и без меня, а кроме того, передумать, заболеть и т. п., я решил больше не ждать и уехал.

антихрист и его храм

Photo by Jiyeon Park on Unsplash

Я благополучно добрался до места и успел к самому началу. Два часа спустя, к своей радости и такому же удивлению, я увидел, как мой приятель появился в дверях аудитории. Я махнул ему рукой, приветствуя и показывая, что он может сесть рядом на свободное место, но он проигнорировал мои приветствия и прошел мимо. Мне стало понятно, что он не только недоволен случившимся, но и, по всей видимости, считает виноватым меня. Нам надо было объясниться. Как только выдалась возможность, я подсел к нему и спросил:

— Как это что случилось? Я приехал — тебя нет. Потом я вспомнил, что еще не перевел часы на час назад, пришел на час раньше, чем мы договорились, и ты приедешь только через час. Я стал ждать, но и через час ты не появился. Я поехал сюда, а ты уже здесь. Почему ты уехал раньше, чем мы договаривались? Или, может быть, ты прямо из дома поехал сюда?

Я тут же понял, что произошло.

— Послушай, во-первых, часы действительно перевели на час, но не назад, а вперед, поэтому я был там, но часом раньше, чем ты. Первый раз ты ошибся, когда пришел на место по старому времени. Второй раз ты ошибся, когда решил, что часы нужно перевести назад, и стал ждать меня еще час. В этом легко убедиться. Спроси любого, который теперь час и как давно началась лекция.

На лице моего друга появились признаки глубокого умственного напряжения. Он внимательно посмотрел на меня, на свои часы, на всех окружающих. Медленно, но уверенно его лицо стало меняться, и теперь на нем появлялась печать досадного просветления. Он все понял, и я был оправдан.

Наверняка многие из нас переживали что-то подобное. Как здесь не вспомнить слова из «Неудачного свидания»:

Тебя просил я быть на свиданье,

Мечтал о встрече, как всегда.

Ты улыбнулась, слегка смутившись,

Сказала: «Да, да, да, да!»

С утра побрился и галстук новый

С горошком синим я надел.

Купил три астры, в четыре ровно

— А я в кино искала вас!

Досадно, если с вами это произойдет на романтическом свидании или деловой встрече, но куда досаднее будет ошибка в определении времени пришествия антихриста. Так же как Библия указала на время пришествия Мессии и место Его рождения, Бог не оставил нас в неведении о времени и месте пришествия антихриста. Если мы ошибемся в вопросе времени пришествия антихриста, то все остальные исследования и заключения, попытки определить или идентифицировать его с каким-либо персонажем истории или современности будут построены на неверном фундаменте. Такое строение из умозаключений, может, и простоит достаточно долго, однако обречено на досадное разочарование. Безошибочное определение времени и места пришествия антихриста — это основообразующая задача для любого изучающего пророчества на эту тему. Без этого основания все наши исследования будут напоминать корабль без якоря: чем сильнее будет ветер, тем дальше нас будет уносить в море, где многие потерпели «кораблекрушение в вере».

Мы можем вспомнить другое известное художественное произведение, в котором, кстати, звучит песня «Неудачное свидание» — «Место встречи изменить нельзя». Полностью фраза должна звучать как «время и место операции (встречи) изменить нельзя». Благодаря тому что место и время операции было заранее оговорено и изменять его было нельзя, операция прошла успешно. Оказавшись в заложниках, Шарапов, а с другой стороны — Жеглов должны были полагаться на то, что каждый из них будет действовать согласно первоначальным договоренностям, плану действий, и только это спасло Шарапову жизнь. В нашем же случае мы имеем вернейшее пророческое слово — слово Того, Кто знает конец от начала. У Него есть план нашего освобождения из «заложников», который Он изложил в Своем пророческом слове. Он никогда не изменит Своему слову. Он назначил время и место, где мы встретим или узнаем антихриста. Это время и место не подлежит пересмотру. Мы не должны ошибиться, от этого зависит наша жизнь и спасение.

1. Что Библия говорит об антихристе?

Слово «антихрист» в Библии

Прежде чем мы сможем узнать о времени и месте появления антихриста, нам необходимо сузить наши поиски только до тех отрывков Священного Писания, которые имеют непосредственное отношение к этой теме. Сделать это несложно. Если мы введем в электронную поисковую систему по Библии слово «антихрист», то обнаружим, что это слово используется там пять раз и только в 1 и 2 Посланиях Иоанна. Такой же результат ожидал бы нас, если бы мы использовали обычную библейскую симфонию. Давайте прочитаем эти тексты.

антихрист и его храм

Скриншот показывает результаты поиска по запросу «антихрист»

«Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время»

«Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына»

«А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире»

«Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой [человек] есть обольститель и антихрист»

На основании этих текстов мы можем прийти к весьма интересным выводам. Во-первых, учение о пришествии в мир антихриста не выдумка из недр религиозного фанатизма, но берет свое начало в самом Священном Писании. Во-вторых, если посмотреть на эти тексты непредвзято, глазами ребенка, то, в соответствии с ними, любой человек, который «отвергает, что Иисус есть Христос» или «не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти», — и есть самый настоящий антихрист. Все предельно просто. Любой совершающий эти действия, на основании Библии, может быть назван антихристом. Как бы мы ни старались найти в этих текстах что-то о времени или месте его пришествия, мы не сможем этого сделать.

Но постойте, скажете вы, почему тогда христиане верят, что когда антихрист придет, он сядет в храме Божьем и будет иметь власть три с половиной года, совершит гонения и богохульства? Откуда христиане взяли все эти идеи? Если такие вопросы возникли, то я рад, что вы спрашиваете. Это хороший пример того, как часто мы следуем стереотипам, доверяем «экспертам», не вдаваясь в детали, не исследуя Библию самостоятельно, а «эксперты» не утруждают себя дополнительными объяснениями. Иногда это может быть оправданно (чем проще ответ, тем легче его понять), но в то же время стать причиной заблуждений, поскольку, глотая готовую «пищу», мы доверяем тому, кто ее приготовил.

В нашем случае мы все же должны отдать должное этим толкованиям и сказать, что антихрист действительно будет делать вышеперечисленное, и об этом тоже можно прочитать не где-то в тайных манускриптах, а в Библии. Однако нам нужно доказать, что хотя слово «антихрист» не использовано там больше ни разу, речь идет именно о нем. В ходе этого процесса мы также получим и некоторые другие ценные уроки.

Другие отрывки, говорящие об антихристе

1. Антихрист в Книге Откровения

Давайте прочитаем 13 главу: «И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть» (Откр. 13: 1—2).

антихрист и его храм

Манускрипт книги Откровение

О том, кто такой этот дракон, мы можем прочитать в 12 главе: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12: 9).

Если вы читаете эти строки в первый раз, то вы, наверное, задаетесь вопросом: что за средневековая фантастика? Что это за диковинный зверь такой, да еще и говорящий? Не переживайте, честно говоря, даже те, кто читал эти строки не раз, часто задаются теми же самыми вопросами. Таков уж язык пророков и пророчеств. Для понимания недостаточно поверхностного чтения, не поможет также и самое внимательное прочтение. Нам необходимо нечто большее, нам понадобятся два условия. Математики называют их необходимым и достаточным. Во-первых, нам понадобится знание всей Библии, и мы не оговорились. Книга Откровение потому и является последней, что ее невозможно понять без знания предыдущих книг. Это необходимое условие, но его недостаточно. Достаточным же условием будет руководство Святого Духа — автора и вдохновителя пророческого слова. Нам необходимо войти в живое общение с Ним, то есть знать Его лично. Тогда и только тогда мы не только сможем понимать, что было сказано, но и почему это было сказано. Если хотите, мы сможем читать между строк, понимать и даже чувствовать текст, как если бы читали письмо от любимого человека, которого давно знаем. В таком случае слова оживают и нашему взору открывается 3D-картина происходящего. Он помещает нас в самый центр событий, где мы способны сопереживать увиденному и понимать глубинные смыслы каждого слова.

2. Почему зверь из 13 главы Откровения —

Итак, нам необходимо ответить на вопрос: что общего между этим зверем и антихристом? Давайте внимательно посмотрим, что мы знаем о жизни Христа и что мы знаем об этом звере, а потом попытаемся сравнить одно с другим. То, что у нас получилось, мы представим в виде таблицы.

антихрист и его храм

* Седмина, о которой пишет Даниил, — это пророческая неделя, то есть семь лет. Половина седмины, соответственно, указывает на три с половиной года служения Христа, после которых Он принес себя в жертву и упразднил храмовые жертвоприношения.

Как вы уже заметили, в описании первого зверя из 13 главы Откровения мы ни разу не встречаем слова «антихрист». Тем не менее параллели, которые мы четко видим в приведенной таблице, не случайное совпадение, а яркий пример того, как можно рассказать об антихристе, ни разу не назвав его этим словом. При внимательном сравнении не остается никаких сомнений, что речь идет именно о нем, только на этот раз антихрист с определенным артиклем или тот самый, который был предсказан. Антихристом из 1 и 2 Посланий Иоанна может стать любой, но только тот, в ком исполнятся пророчества 13 главы Откровения, может стать зверем-антихристом. Возможно, именно поэтому Иоанн не называет его антихристом — чтобы мы не перепутали первое со вторым. Но этот второй и главный антихрист более опасен, чем все его предшественники, вместе взятые. Он не оспаривает, что Иисус есть Христос и пришел во плоти. Напротив, он принимает вид благочестия и, более того, подражает Христу. В этом сила его обмана, которая заставляет людей поклоняться ему.

Поскольку для нашего дальнейшего исследования весьма важно согласиться, что этот зверь и есть антихрист, даже притом что Иоанн не называет его этим словом, приведу один пример. Однажды во время совместного пения в церкви один проповедник спросил свою жену, нравится ли ей, как он поет. Вопрос этот не был случайным, так как его жена получила профессиональное образование как дирижер хора. Она без особого труда могла слышать одновременно несколько голосов и узнавать фальшь. Ее ответ был не только исчерпывающим, но и мудрым. Она сказала: «Мне нравится, как ты проповедуешь». Хвала Богу за мудрых женщин, которые умеют найти верные слова! Разве ее ответ не показывает, как можно все объяснить, не говоря почти ничего? Разве она что-то сказала о его пении? Кто-то может сказать, что ее ответ не имеет никакого отношения к пению, так как она ни разу не произнесла слово «пение» или его производные. Тем не менее не надо быть филологом или богословом, не надо производить независимую экспертизу ее фразы, чтобы понять, что она означает. Точно так же тот факт, что Иоанн не использует слова «антихрист» в 13 главе Откровения, не означает, что Иоанн о нем не говорит. Уже в самом начале Книги Откровения Иоанн формулирует этот принцип словами «имеющий ухо да слышит» (Откр. 2: 7). Именно поэтому важно знать текст, но еще важнее знать Автора текста.

3. Антихрист в Книге Даниила

Когда мы читаем описание зверя в Откровении Иоанна, мы не можем не вспомнить о четвертом звере из 7 главы Книги Даниила. Давайте сравним их.

антихрист и его храм

* Этот пророческий период упоминается в Библии семь раз: три раза — как «время, времена и полвремени» (Дан. 7: 25, Дан 12: 7, Откр. 12: 14), два раза — как 42 месяца (Откр. 11: 2, Откр. 13: 5) и два раза — как 1260 дней (Откр. 11: 3, Откр. 12: 6). Это один и тот же пророческий период: Откр. 12: 6 и 12: 14 показывают равенство «времени, времен и полувремени» 1260 дням, а Откр. 11: 2 и 11: 3 — равенство 1260 дней 42 месяцам.

Как видно из таблицы 2, Иоанн не был слишком оригинален, когда писал нам об этом звере. Говоря сегодняшним языком, его легко можно обвинить в плагиате как минимум некоторых отрывков Книги Даниила. А если серьезно, дело здесь, конечно же, не в том, что Иоанн хорошо знал, о чем писал Даниил, а в том, что обе книги имеют одного Автора — Святого Духа. Это Он позаботился, чтобы Иоанн увидел того же зверя, который был показан в видении Даниилу. Если сравнить описание и поведение этих зверей, становится очевидно, что это не два разных зверя, а один и тот же. В таком случае мы неизбежно должны прийти к выводу, что этот зверь — еще одно описание антихриста, в котором он не назван таковым. Попробуем представить наши выводы в виде элементарной математической формулы:

если а = b и а = с, значит, b = с.

если зверь в Откр. 13 = антихрист и зверь в Откр. 13 = зверь в Дан. 7 — значит, антихрист = зверь в Дан. 7.

Таким образом, мы могли обнаружить в Священном Писании два весьма обширных описания антихриста. Именно они будут составлять основу нашего дальнейшего исследования и помогут найти ответ на главный вопрос этой главы: когда ожидать пришествия антихриста?

Возможно, у вас уже возник вопрос: кто этот зверь? Если это человек, то кто он? Если нет — что это? Как ни странно, в поисках ответа именно на этот вопрос мы можем найти ответы и на многие другие вопросы, включая главный вопрос этой главы о времени его пришествия.

2. Зверь-антихрист. Человек или царство?

Когда сегодня говорят об антихристе, то, на удивление, редко обращаются к Дан. 7 и Откр. 13 и все чаще к другим текстам Священного Писания. Кроме того, влияние посланий Иоанна, в которых он говорит об антихристе как о некоем человеке, формирует твердое убеждение, что антихрист должен быть определенной личностью. Остается только выяснить, кто он и когда его ожидать. Однако не все так просто. Вот, например, что говорит сам Даниил о звере-антихристе: «Об этом он сказал: „зверь четвертый — четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее“» (Дан. 7: 23).

Выше мы уже доказали, что этот зверь и есть антихрист, а из этого текста мы узнаем, что это некое царство, то есть политическое или политико-религиозное образование, структура или общественный институт, обладающий значительной властью и полномочиями, которые сравнимы с властью и полномочиями государства.

Кто же прав? Неужели большинство христиан, искренне верящих, что антихрист — это некий человек, заблуждаются сами и вводят в заблуждение других? Здесь я предлагаю обратиться к церковной истории. Люди стали искать ответы на эти вопросы задолго до наших дней и оставили нам не только богатое наследие своих изысканий, но и крепко устоявшиеся традиции веры, в том числе и об антихристе. Последующие поколения передавали эту традицию как эстафету, зачастую без какого-либо серьезного анализа, поскольку считалось, что чем древнее традиция толкования, тем ближе она к истине. Таким образом родилось много околобиблейских убеждений, которые невероятно сильны, но не имеют ничего общего с учением Библии. Однако мы ни в коем случае не можем ставить авторитет традиции наравне с авторитетом Библии. Как свет луны не может быть приравнен к свету солнца, так и свет традиции не может быть равен свету Библии. Кроме того, в случае пророка Даниила Библия утверждает, что наши предшественники будут находиться в менее выгодном положении по сравнению с нами. Даниилу было сказано, что его книга «запечатана до последнего времени» (Дан. 12: 9—10). Это означает, что последние поколения будут понимать эту книгу не хуже, а лучше, чем предыдущие.

Зачем же тогда обращаться к каким-то внешним, лежащим вне Библии свидетельствам? Мы настаиваем на том, что дошедшая до нас традиция, которая часто представлена в рукописях Отцов Церкви, ценна, в первую очередь, по двум причинам: 1) она помогает изучать историю толкования Священного Писания; 2) она помогает изучать историю самой Церкви. Это позволяет нам видеть, как эволюционировала или деградировала богословская мысль в веках, в то время как сама Библия оставалась неизменной. Зачастую мы с удивлением обнаруживаем, что современное толкование Библии уходит своими корнями именно в традицию, а не в Библию. Иногда это единственный способ получить ответ на вопрос, как получилось, что сегодня христиане верят в то или иное. Итак, давайте прочитаем два свидетельства, принадлежащих Отцам Церкви:

Это очень интересное высказывание принадлежит перу Кирилла Иерусалимского (315—386 по Р.Х.) и на самом деле является не чем иным, как ранним комментарием к Дан. 7: 9—14, и в этом его ценность. Как видите, он не только отвечает на вопрос, будет ли антихрист реальным человеком, но и указывает на время его пришествия. Теперь давайте дадим слово Иринею Лионскому, жившему двумя столетиями раньше (130—202 по Р.Х.):

антихрист и его храм

«Ибо когда он (антихрист) придет, то по своему желанию восстановит в себе самом богоотступничество, и по своему произволу будет делать дела, какие ему угодны, и воссядет в храме Божием, чтобы обольщенные им поклонялись ему, как Христу, почему и справедливо „будет брошен в озеро огненное“ [Откр. 19: 20]. Бог же по Своему предвидению знает все это наперед и в надлежащее время пошлет такового человека, „так что они будут верить лжи, да будут осуждены все неверующие истине, но возлюбившие неправду“ [2 Фес. 2: 11—12]. Пришествие его Иоанн в Откровении так изобразил…» 6 (далее он цитирует Откр. 13: 2—10).

На самом деле, когда читаешь Иринея Лионского, возникает убеждение, что Кирилл Иерусалимский позаимствовал-таки свои выводы у своего предшественника. В этом смысле он добросовестно нес эстафетную палочку дальше. Конечно, были и другие участники эстафеты, но давайте остановимся здесь и попробуем суммировать, что мы узнали.

антихрист и его храм

Ириней Лионский (130—202)

Во-первых, начиная с самых ранних дней Церкви мы находим, что четвертый зверь из Дан. 7 и первый зверь из Откр. 13 понимались как антихрист. Здесь, безусловно, надо отдать должное Отцам Церкви за то, что они прекрасно понимали принцип «имеющий ухо да слышит» и смогли указать на эти отрывки Писания как на говорящие об антихристе.

Во-вторых, комментируя пророчества, они безошибочно определили четырех зверей как четыре царства: Вавилон, Мидо-Персия, Греция и Рим, а также что антихрист придет после Римского царства и как бы из него. Другими словами, они указали на время падения Римской империи, а точнее, на время, когда трое из десяти царей будут побеждены, как на время, когда на сцену должен выйти антихрист.

В-третьих, они утверждали, что антихрист будет человеком или личностью. Кроме того, он, вероятно, будет царской личностью, поскольку восстанет во времена других десяти царей, троих из которых «исторгнет».

В-четвертых, антихрист сядет во храме Божием, выдавая себя за Бога.

Если с первыми тремя пунктами все более или менее понятно, то откуда они взяли, что антихрист должен сесть во храме? Действительно, все, что мы до сих пор узнали из Библии, не говорит, что это должно произойти. Что же это? Библейское учение или все же ничем не обоснованная традиция толкования? Вот какой текст приводит Ириней в подтверждение своего довода: «Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не придет] доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2: 3—4).

До сих пор этот отрывок оставался вне поля нашего зрения. Однако теперь нам предстоит решить, соглашаться ли с тем, что речь в нем идет об антихристе, или нет. С одной стороны, апостол Павел не говорит прямо, что речь идет об антихристе или что этот человек имеет какое-то отношение к зверю-антихристу, с другой — его богохульство настолько беспрецедентно и вызывающе, что возникает убеждение: если кто-то и сделает подобное, то это будет тот самый антихрист. На данном этапе мы не будем делать каких-либо утверждений и ответим на этот вопрос в процессе нашего дальнейшего исследования. Поэтому нам осталось лишь разрешить это возникшее противоречие. Как вы помните, Даниил назвал четвертого зверя царством, а все Отцы Церкви (а вместе с ними и большинство современных христиан) считают, что это должен быть человек. Где же истина? Давайте снова прочтем Даниила: «Эти большие звери, которых четыре, [означают,] что четыре царя восстанут от земли» (Дан. 7: 17) Но чуть позже в той же главе написано: «Об этом он сказал: „зверь четвертый — четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее“» (Дан. 7: 23). Как видите, противоречия легко разрешаются, когда мы обращаемся к Писанию. Даниилу было объяснено, что зверь — это и царь (человек), и его царство. Это представляется не только логичным, но и более полным взглядом на исполнение пророчества. Неверно ограничивать толкование либо одним, либо другим. У любого царства есть царь, который олицетворяет его и действует от его имени. В то же время антихрист должен будет опираться на государственные институты, для того чтобы проводить свои идеи в жизнь. Поэтому единственно правильным выводом будет сказать, что антихрист — это и человек и государство, во главе которого он стоит.

3. Так когда же придет антихрист?

Как мы могли увидеть, пророк Даниил, а вслед за ним и Отцы Церкви предсказали, что антихрист придет после падения Римской империи, во времена десяти царей. Причем появится он, когда их будет еще десять, но вскоре трое из них должны исчезнуть (Дан. 7: 8, 24).

Согласно общепринятому мнению, датой конца Римской империи стал 476 год по Р.Х., а на ее место пришли десять варварских племен. К середине VI века племена герулов, вандалов и остготов — три племени из десяти — прекратили свое существование. Пророчество Даниила исполнилось безошибочно, и это дает нам все основания, чтобы обратить самое серьезное внимание на указанный период, чтобы быть способными распознать антихриста.

Однако надо сразу оговориться, далеко не все согласны, что распад Римской империи и время десяти царей — это время пришествия антихриста. Для многих христиан пришествие антихриста — это все еще дело будущего. Как иудеи, не узнавшие в Иисусе из Назарета Мессию, как мой приятель, перепутавший время, они все еще продолжают ждать, в то время как нужно было бы сверить свои часы с библейскими пророчествами.

Наши аргументы против вышеизложенной позиции можно коротко обобщить следующим образом.

Библия не говорит, что Римская империя будет возрождена. Напротив, как бы ни пытались народы Европы объединиться, воссоздать Римскую империю, они не смогут этого сделать (Дан. 2: 41—43). Конец Римской империи был ознаменован ее распадом на десять частей; это значит, что для восстановления необходимо их объединение, чему, по пророчеству, не суждено сбыться. Все попытки сравнить Евросоюз с Римской империей или назвать его «возрожденной» Римской империей являются обычной подменой понятий.

Библия говорит, что антихрист придет во времена десяти царей и «исторгнет» троих из них. На сегодняшний день в Евросоюзе состоят 28 стран, а если считать все страны Европы, то их, безусловно, больше. Библия же утверждает, что это будет время десяти царей. Разве несоответствие не очевидно? Любое применение пророчества к нашим дням будет требовать серьезного усилия воображения и станет обычной натяжкой. Разве не гораздо более естественно говорить о периоде конца V — начала VI веков? Рим пал в 476 году по Р. Х. В это время империя была разделена на десять царств, три из которых прекратили существование к середине VI века.

На основании вышеизложенного мы приходим к выводу, что, согласно пророчеству, время пришествия антихриста — это время десяти царей, сменивших Римскую империю, три из которых также должны быть «исторгнуты». Это могло произойти в истории только однажды и иметь место вскоре после падения Рима. Именно это и произошло в Европе в VI столетии. Толковать пророчество применительно к XXI веку — значит игнорировать как Писание, так и историю, заниматься охотой на ведьм и все равно что сражаться с ветряными мельницами.

антихрист и его храм

Весьма символично, что архитекторы и строители здания офиса Евросоюза в Брюсселе выполнили его как незаконченную Вавилонскую башню. Попытки европейских стран объединиться в одну империю, по нашему мнению, обречены повторить «успех» Вавилонской башни

Как быть с сомнениями,

или Легко ли заметить неординарное?

У вас могли появиться вопросы, и если вы внимательно читали, то их может быть немало. Некоторые могут звучать так: если антихрист действительно пришел в VI веке, то разве возможно, что мир не узнал его? Этот вопрос справедлив и закономерен. Действительно, разве это не глупость — предполагать, что такая неординарная личность, как антихрист, уже давно явилась в мир, но осталась незамеченной или неузнанной?

Если поставить этот вопрос шире, то он должен звучать так: легко ли нам заметить неординарное? Казалось бы, ответ очевиден, но не будем торопиться. Например, в истории, которую мы приведем ниже, все не так однозначно.

Случилось это в одно обычное хмурое и холодное январское утро. На одну из станций метро, когда оно было полно людей, спешащих на работу, пришел скрипач и, достав свой инструмент, начал играть для проходящих мимо. Спустя три минуты появился первый прохожий, который обратил на него внимание. Это был мужчина средних лет, он замедлил свой шаг и даже на несколько секунд остановился, чтобы послушать музыканта, но затем продолжил свой путь. Спустя минуту какая-то женщина, не замедляя своего шага, бросила купюру самого мелкого достоинства в чехол от скрипки и удалилась так же быстро, как и появилась. Еще через несколько минут кто-то остановился и на несколько мгновений прислонился к стене, чтобы постоять и послушать музыканта, но вскоре глянул на часы и зашагал, продолжая свой путь.

Тем, кто обратил большее внимание, оказался трехлетний ребенок, который остановился, чтобы послушать музыканта. Наверное, он простоял бы там, пока тот играл, но его мама, не раз пытавшаяся отвлечь дитя, на этот раз решила не тратить времени и, взяв ребенка за руку, поволокла его к эскалатору. Ребенок же не мог отвести глаз от музыканта и, оглядываясь назад, шел за матерью, пока стены не скрыли скрипача из виду. Что-то похожее на этой станции метро происходило в тот день и с другими детьми.

В то холодное пятничное утро 12 января 2007 года газета Washington Post проводила социальный эксперимент. Скрипачом, игравшим для прохожих на станции метро в Вашингтоне, был Джошуа Белл, один из величайших музыкантов мира. Он играл на скрипке стоимостью в три с половиной миллиона долларов. Шесть сыгранных им произведений принадлежали Баху и были не только глубокими и трогательными, но и сложнейшими для исполнения. В то утро Джошуа Белл заработал 32 доллара, в то время как всего двумя днями ранее он собрал аншлаг в Бостоне, где средняя цена одного места составляла сто долларов.

Вопросы, которые интересовали социологов, созвучны нашему: легко ли заметить неординарное? Можем ли мы увидеть важное, если оно происходит в неподходящее для нас время? Можем ли мы распознать талант в нетипичной ситуации? Согласно результатам этого эксперимента, можно с уверенностью сказать, что для большинства людей время и обстоятельства явления в мир будут играть ключевую роль в определении личности антихриста.

антихрист и его храм

Джошуа Белл играет для прохожих в метро

Антихрист во многом копирует истинного Христа. Но позвольте задать вопрос: разве мир узнал пришествие Иисуса? Разве появление Иисуса не как царя, а как скромного бедняка не ввело в смущение многих? Разве кто-то ожидал, что величайший музыкант захочет выступать не в палатах царя Ирода, а в метро, где чистят обувь бедняки, да еще в то время, когда никому нет до этого дела? Разве Иисус, закончив свое «выступление», получил в награду аплодисменты от благодарных слушателей? Или, может быть, в отличие от Иисуса, антихрист громогласно объявит о своем пришествии — так, чтобы его наверняка встретили и не обознались? Конечно же, нет, антихрист хочет остаться неузнанным, он хочет сделать все возможное, чтобы люди заблуждались относительно времени его прихода, и поэтому его пришествие должно было состояться в таком месте и в такое время, чтобы он не был узнан. Если бы мир понял, что пришел антихрист, как бы он мог столь многих ввести в заблуждение и, как говорит Библия, заставить поклоняться ему? Люди поклонятся ему не потому, что увидят в нем антихриста, наоборот — они увидят в нем человека, достойного поклонения, будут уверены, что поклоняются не антихристу, но Богу. На самом деле нет ничего удивительного в том, что он не был узнан: как еще антихрист мог бы обмануть почти весь мир?

Но вопрос, почему мир не узнал антихриста, если тот уже явился, — не единственный вопрос, который мог у нас возникнуть. Кто-то другой может спросить: что же, антихрист пришел, царствовал три с половиной года, а потом исчез, и мы до сих пор не знаем, кто это? Или, например, вы скажете: «Я слышал, что когда придет антихрист, он отстроит храм в Иерусалиме. Нам известно, что храм остается в развалинах со времени его разрушения в 70 году по Р. Х. Почему он так и не был отстроен?» Или: «Разве антихрист когда-либо сел в храме или установил мерзость запустения, как о том было предсказано?»

На каждый из этих вопросов мы предложим нашему читателю достойный ответ, но все по порядку, а для этого приглашаем открыть следующую главу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *