антиохийская икона божией матери

АНТИОХИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

антиохийская икона божией матери

Антиохийская икона Божией Матери. Литография. 1865 г

Антиохийская икона Божией Матери. Литография. 1865 г

(празд. 23 марта, 28 мая), время и место явления неизвестны. В «Росписи святым иконам Божией Матери» помечено: «Антиохийская лета 580»; эта же дата появляется и на нек-рых гравюрах. Известна лишь по поздним гравюрам и минейным иконам, в частности по «Минее годовой с чудотворными иконами Богоматери» 2-й пол. XIX в. (ГТГ), где Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке (Аксиократуса), Которого она поддерживает, склонившись к нему. Младенец обращен к предстоящим, правой рукой благословляет, левая рука без свитка. Н. П. Кондаков полагал, что древняя А. и. близка по иконографическому типу Богоматери Одигитрии, по сообщению Никифора Каллиста, также вывезенной из Антиохии. Исследователь предположил, что под именем А. и. могла почитаться др. икона, напр. Сайднайская, на к-рой Богоматерь изображалась с полулежащим младенцем на левой руке. Списками с древней А. и. Кондаков был склонен считать неск. образов Богоматери с полулежащим младенцем визант. времени: мозаику кафоликона Осиос Лукас в Фокиде, 30-е гг. XI в.; рельеф артосной панагии из мон-ря св. Пантелеимона на Афоне, XIV в. (?); 2 рельефа в соборе Сан-Марко в Венеции XIII и XIV вв.; мозаику кон. XIII в. в ц. Санта-Мария ин Арачели в Риме. Он полагал, что в позднейших переводах чтимой иконы воспроизводились ее греко-итал. копии.

Лит.: Роспись святым иконам разным явлениям Пресв. Владычицы нашея Богородицы // ЧОИДР. 1893. Кн. 1. Разд. 5. С. 8-13; Поселянин Е. Богоматерь. С. 325; Богоматерь Владимирская: Сб. С. 166-167. Кат. № 50; Кондаков. Иконография Богоматери. М., 1998. Т. 2. С. 250-260; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. Ярославль, 1998. С. 171.

Смотреть что такое «АНТИОХИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ» в других словарях:

Пелагия Антиохийская — Пелагия в окружении любовников и святой Нонн, молящийся о её обращении … Википедия

Образ Девы Марии — Икона с изображением различных типов икон Богородицы Cм. также: Католическая иконография Богородицы Православная иконография Богоматери совокупность типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения. Внешний вид Богородицы кроме… … Википедия

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IV — Изобразительное искусство является важнейшей по значению в христ. культуре и наиболее обширной по количеству сохранившихся памятников частью художественного наследия В. и. Хронология развития визант. искусства не вполне совпадает с хронологией… … Православная энциклопедия

ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ I — [Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь; груз. საჟართველოს მართლმადიდებელი ეკლესია], Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и… … Православная энциклопедия

ИИСУС ХРИСТОС — [греч. ᾿Ιησοῦς Χριστός], Сын Божий, Бог, явившийся во плоти (1 Тим 3. 16), взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение. В НЗ Он именуется Христом, или Мессией (Χριστός, Μεσσίας), Сыном (υἱός), Сыном… … Православная энциклопедия

Русская православная церковь заграницей — Русская Православная Церковь заграницей[1] (сокращённо РПЦЗ; другие названия Русская Зарубежная Церковь, Русская Православная Церковь за ру … Википедия

Никон (Белавенец) — Иеромонах Никон (Белавенец) В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Белавенец. Иеромонах Никон (в миру Сергей Владимирович Белавенец[1] … Википедия

Ириней (Рошон) — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рошон. В данной биографической статье не указано мирское имя данного епископа. Вы можете помочь проекту, добавив его … Википедия

ГИМНОГРАФИЯ — [греч. ὑμνογραφία песнотворчество, от ὕμνος гимн, песнь и γράφω писать], в христ. богослужении небиблейские поэтические тексты, предназначенные для исполнения (в первую очередь певч.) в определенные моменты служб. Жанры церковной Г. разнообразны… … Православная энциклопедия

Источник

АНТИОХИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

антиохийская икона божией матери
Антиохийская икона Божией Матери

Антиохийская икона Божией Матери

На иконе Богоматерь изображена с сидящим на Ее левой стороне и поддерживаемым Ее обеими руками Богомладенцем. Младенец обращен к предстоящим, правой рукой благословляет, левая рука без свитка.

Время и место явления этой иконы неизвестны. В «Росписи святым иконам Божией Матери» помечено: «Антиохийская лета 580«; эта же дата появляется и на некоторых гравюрах. Известна лишь по поздним гравюрам и минейным иконам [1].

антиохийская икона божией матери
Антиохийская икона Пресвятой Богородицы. XIX в. Частное собрание

Н. П. Кондаков полагал, что эта древняя икона близка по иконографическому типу Богоматери Одигитрии, по сообщению Никифора Каллиста, также вывезенной из Антиохии. Исследователь предположил, что под именем Антиохийской могла почитаться другая икона, например Сайднайская. Списками с древней Антиохийской иконы Кондаков был склонен считать несколько образов Богоматери с полулежащим младенцем византийского времени: мозаику кафоликона Осиос Лукас в Фокиде, 1030-х годов; рельеф артосной панагии из Афонского Пантелеимоновского монастыря, предположительно XIV века; 2 рельефа в соборе Сан-Марко в Венеции XIII и XIV веков; мозаику конца XIII века в церкви Санта-Мария ин Арачели в Риме. Он полагал, что в позднейших переводах чтимой иконы воспроизводились ее греко-итальянские копии.

Литература

Использованные материалы

[1] В частности по «Минее годовой с чудотворными иконами Богоматери» 2-й половине XIX века (ГТГ).

Источник

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

Меню сайта

Пользователь

Рейтинг иконы в этом году: 0 (в прошлом: 0).
Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее!

Раздел основан участником [tol] 2011-07-10.

Описание иконы Антиохийская из книги Е. Поселянина
Источник: Книга «Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон» [1914]
Время и место явления сей иконы неизвестны.

Изображения иконы Антиохийская

Страницы: [1]. Всего изображений: 16. Сортировка: в обычном порядке.

Описание: Антиохийская икона Божией Матери. Литография. 1865 г.

Описание: Антиохийская. Фрагмент иконы «Нечаянная радость со 120 чудотворными иконами Богоматери». Первая половина XIX века.

Описание: Икона Антиохийская с многочастной иконы «Неопалимая Купина» (печать Софрино)

Описание: Икона Антиохийская с многочастной иконы «Неопалимая Купина» (г.Покров).

Описание: Фрагмент многочастной иконы. Возможно, ошибочно подписана.

Описание: Антиохийская. Снессорева София. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон (2010). Перепеч. с изд. 1898 г.: АНТИОХИЙСКАЯ. Время и явление иконы неизвестны.

Описание: Образ Антиохийской Пресвятой Богородицы. XIX в. Дерево, темпера. 25.7 х 21.9 см. Частное собрание.

Описание: Образ Пресвятой Богородицы Антиохийской. Клеймо иконы «Собор Богородичных икон». Ок. 1800 г. 106.7 х 92 см. Частное собрание.

Описание: Божия Матерь Антиохийская. XIX век. 43 х 37 см. Частное собрание (Украина).

Описание: Антиохийская. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон. Под редакцией и с предисловием Е.Поселянина. С.-Петербург: книгоиздательство П.П.Сойкина, [1909]. Кн.2. С.325. Российская государственная библиотека, Москва

Описание: Антиохийская. Клеймо иконы: Минея годовая, Воскресение Христово и Свод Богородичных икон. XIX век. 54 х 44 х 2.7 см. Частное собрание.

Описание: Антиохийская. Клеймо иконы «Собор Богородичных икон» (120 образов). 44 х 37 см. Частное собрание.

Описание: Образ Пресвятой Богородицы Антиохийской, явися 5680 лета марта 23 дня. Из старинных гравированных листов XVIII столетия с изображениями икон Божией Матери (Историческое значение итало-греческой иконописи, изображения богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых православных русских икон / Н.П.Лихачев. Санкт-Петербург : Имп. Рус. археол. о-во, 1911. С.205.

Источник

Чудотворные иконы Божией Матери Антиохийской Православной Церкви

Сайднайская икона Божией Матери

Но еще больше прославлена Сайднайская икона Божией Матери, пребывающая в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы в сирийском селении Сейднайя. По количеству прибывающих в него паломников монастырь стоит в числе первых на Ближнем Востоке.

Селение Сейднайя, в котором находится обитель, недалеко от Дамаска, — оплот Антиохийского Патриархата, его жители остались верны Православию даже тогда, когда от христианства отступили многие сирийские города и села.

Это единственное место на земле, где говорят на сирьякском языке (западный диалект арамейского языка), а служба в монастыре ведется на арамейском языке, на том языке, на котором говорил Сам Господь наш Иисус Христос.

В переводе с сирьякского «Сейднайя» означает «место охоты» и «Госпожа наша». Монастырь основан на том месте, где императору Юстиниану было в 547 году явление Божией Матери, повелевшей построить на холме монастырь. Пречистая Сама показала императору план этого монастыря и сказала, что монастырь будет находиться под Ее защитой и покровительством.

Первой настоятельницей новой обители стала сестра императора Юстиниана. А вскоре в обители появилась и чудная святыня — икона Божией Матери, написанная самим апостолом и евангелистом Лукой.

Ее принес греческий монах-отшельник Феодор, который, совершая паломничество из Египта к Гробу Господню, остановился в монастыре для отдыха. Игумения попросила его привезти со Святой земли для монастыря икону Пресвятой Богородицы и дала ему для этого необходимые средства. Приобретая на Святой земле икону, Феодор не подозревал, какая это святыня.

Он понял это только на обратном пути, когда Божия Матерь, по молитвам к Ней пред этой Ее иконой, не раз являла чудеса — на караван, с которым шел Феодор, нападали разбойники, дикие звери, но инок, призывая в минуту опасности Божию Матерь, держал в руках чудотворный образ — и опасности миновали.

Поддавшись соблазну, Феодор решил не отдавать икону в монастырь, а увезти ее домой. Но когда он садился на корабль, поднялась такая буря, что Феодор, увидев в этом знак, поспешил в Сейднайю. В монастыре он снова впал в искушение, обманул игумению, сказав, что икону приобрести не удалось.

Собираясь тайно покинуть обитель, он приблизился к монастырским вратам, но не смог сделать дальше и шага. И только тогда монах отдал икону настоятельнице, раскаявшись в своих намерениях.

Со временем монастырь стал одним из самых прославленных в Византийской империи, разросся, появилось множество храмов и построек.

Подвизаться в этой обители стремилось множество инокинь из Сирии, Ливана, Палестины, со всех концов огромной империи. Этот монастырь, как и монастырь святой великомученицы Екатерины на Синае, никогда не закрывался.

С Сейднайской иконой Божией Матери связано такое количество чудес, исцелений, избавлений от эпидемий, бед, напастей, что в Сирии эта икона называется «Шахура» («Спапоига» ИЛИ «Chagoura»), что означает «Прославленная, знаменитая».

Сейчас в православной Сирии нет более почитаемой иконы Божией Матери. О ней знают не только в храмах и монастырях православного Востока и Африки, она почитается в Греции, на Кипре, в Сербии, в Болгарии, в православных приходах США.

Икона находится в маленькой часовенке, войти в которую можно только после того, как снимешь перед дверью обувь. В часовне нет электричества, только свечи и многочисленные лампады. Икона покоится в нише за металлической решеткой, в серебряном ларце, саму икону не видно, ее никому никогда не показывают. Часовня благоухает миром, которое с давних времен источает чудотворный образ — уже во времена крестовых походов крестоносцы пересылали это миро в церкви Европы.

Стены часовни увешаны приношениями тех, кто получил исцеления, — тут иконы (некоторые V, VII веков, подобные сохранились только на Синае), золотые и серебряные лампады, изображения исцеленных частей тела. Есть в часовне и русские иконы. Сестры обители свидетельствуют, что один образ из России источал кровавые слезы. В последний раз это было в начале июня 1967 года, накануне арабо-израильской войны.

С 1985 года в монастыре почитается еще один образ Божией Матери. Об истории его появления знает весь православный мир.

Женщина-курдка, у которой родился мальчик с лицом, покрытым шерстью, по совету соседки-христианки стала молить Святую Богородицу избавить ее ребенка от несчастья. Однажды к ней в дом зашла женщина в монашеском одеянии и сказала, что молитва ее услышана, ребенок будет исцелен, а в благодарность в монастырь надо принести оливковое масло. На глазах изумленной матери с лица ребенка стала сходить шерсть.

Когда курдка, выполняя обещание, принесла в монастырь банку с маслом, она остановилась передохнуть на середине высокой монастырской лестницы. Капли масла нечаянно пролились на ступени, и на глазах у множества свидетелей на ступенях неожиданно проявилось изображение Божией Матери.

Эта необычная икона, пожалуй, единственная в мире, сразу стала пользоваться особым почитанием верующих. Место на ступеньках, где возникла икона, обнесено оградой, прутья которой увешаны приношениями верующих.

Источник

День почитания Антиохийской иконы Пресвятой Богородицы

10 июня Православная Церковь отмечает торжество в честь величественной иконы Пресвятой Богородицы «Антиохийская». Стоит отметить, что дни её памяти припадают еще на два весенних дня – 23 марта и 28 мая. Популярность она обрела еще со времен Руси, когда прихожане убедились в её целительной силе.

Также примечательно и то, что образ пережил время смуты, когда большинство святынь было уничтожено, разворовано или сожжено. Святыня уцелела, а впоследствии её нашли в Антиохии, где построили небольшой одноименный собор. Там проводились богослужения с использованием данной иконы, потому как она способствовала вселению веры в человека, физическому и духовному исцелению и формированию финансового, бытового благополучия. Когда человек отправляется в дальнее путешествие, то священнослужители настоятельно рекомендуют ему помолиться иконе Пресвятой Богородицы «Антиохийская», чтобы дальнее странствие было наполнено лишь положительными эмоциями, принеся христианину радость от поездки.

На данном образе Дева Мария изображается в сидящем положении, которая поддерживает обеими руками маленького Иисуса Христа. Младенец повернут к прихожанам, благословляя правой рукой всех, кто смотрит на образ, а левая рука свободна от свитков.

Что касается точной даты и места появления образа, то никто не может достоверно ответить на этот вопрос. В архиве Православной Церкви хранится древняя летопись, именуемая «Роспись святым образам Пресвятой Богородицы». Лишь там есть упоминание, которое звучит так: «Антиохийская лета 580». Истории пытались разгадать, что это короткое уведомление могло означать, но так и не смогли определить, была ли это точная дата явления образа. Примечательно и то, что данное послание встречается на некоторых гравюрах и древних списках образа Пресвятой Богородицы «Антиохийская», что, скорее всего, вполне может означать именно дату её явления.

По иконографическому типу, за версией Кондакова, святыня очень близка к типажу Девы Марии Одигитрии. Здесь наблюдается аналогичность сюжетной линии и схожее качество письма. Это утверждение давало понять, что икона Пресвятой Богородицы «Антиохийская» произошла с территории современной Греции или Италии.

Антиохийская святыня, прежде всего, призывает всех людей, что молятся ей, быть более чистыми внутри себя, чтобы суметь заглянуть в собственную душу и увидеть лицом к лицу индивидуальные погрешности. Это способствует избавлению от грешных свершений, делает прихожанина более добрым и чутким к другим людям. Главное достоинство святыни – реальные доказательства её целительной силы. С давних времен о реликвии ходили слухи, что она способна поставить на ноги даже самого безнадежного больного. Всё зависит только от искренности человека и его веры в Господа Бога. Ежегодно Антиохийскую икону пытаются увидеть тысячи христиан, чтобы излечить свои недуги – как физические, так и духовные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *