антиохийский собор 341 года

АНТИОХИЙСКИЙ СОБОР 341

Антиохийский Собор, состоявшийся между 6 января (или 22 мая) и 1 сентября 341 года; возможно, Собор заседал с 339 по 341 год. Собор, правила которого приняты всей Церковью в числе правил десяти Поместных Соборов

Собор составился по окончании постройки Великой церкви (Золотого храма) в Антиохии, заложенной при имп. Константине Великом (т. н. Собор «на обновление», греч. ἐν ἐγκαινίοις). На ее освящение прибыли 97 епископов и император Констанций II, симпатизировавший арианству. Собор проходил под председательством Флакилла, еп. Антиохийского.

Состав Собора

Известные участники собора:

Деяния Собора

Приверженцы ариан обвинили свт. Афанасия Александрийского в том, что он без согласия Собора епископов по возвращении из ссылки занял кафедру, нарушив тем одно из только что принятых ими правил (12-е; на это правило впоследствии ссылались и противники свт. Иоанна Златоуста), и что при его вступлении произошло возмущение народа. Собор низложил свт. Афанасия, и сначала епископом Александрийским наречен был Евсевий Эмесский, который отказался от Александрийского престола, тогда на кафедру был поставлен Григорий Каппадокиец [2]. Однако ряд историков считает, что это произошло раньше, на другом Соборе, см. ниже.

Из деяний Собора известны 4 вероисповедные формулы.

1-я формула, изложенная в «Окружном послании», отвергает западные обвинения в арианстве, учение строгого арианства предается анафеме в основных своих тезисах. Никейская формула «единосущия» Сына Отцу не принимается, но и не отрицается открыто, однако, подчеркивая авторитет Предания, отцы Собора дают понять, что в Никейском Символе усматривают новшество, не имеющее основания в древнем наследии; отношение Сына Божия к Отцу выражается через термин «сосуществующий» (греч. συνών).

3-я формула, составленная еп. Феофронием Тианским, анафематствовала сторонников веры Маркелла Анкирского и Савеллия. Формула поразила не только никейцев, но всю Западную Церковь, т. к. на Соборе в Риме, происходившем непосредственно перед Антиохийским, с Маркелла были сняты обвинения в савеллианстве, и он был принят в общение [3].

4-я формула не была принята вместе с остальными, но представлена в следующем году в Медиолане имп. Зап. империи Константу послами Собора епископами Наркиссом Нерониадским, Марием Халкидонским и Феодором Ираклийским, чтобы разрешить спор между Восточной и Западной Церквами. Возможно, это был сокращенный вариант трех предыдущих.

Собор не принял Никейский Символ, но он не встал и на сторону ариан, скорее это был Собор восточных епископов, консервативно настроенных в отношении смущавшего их термина «единосущный». Вероопределение Собора 341 года в своем сопротивлении «единосущию» положило начало длительному 40-летнему процессу развития восточной богословской мысли, постепенно принимавшей Никейский Символ веры.

Соборным деянием стали 25 правил, которые были приняты всей Церковью (Трул. 2), вошли в канонические сборники.

Исследователи придерживаются различных точек зрения на то, результатом деяния какого Собора явились эти 25 правил. Проф. Спасский утверждает, что тот же Собор, который издал 12-е правило, приложил его и к свт. Афанасию. По его мнению, этот Собор происходил в 339 г., т. к. свт. Афанасий летом 339 года вынужден был покинуть Александрию, уступив место Григорию Каппадокийцу, а осенью 339 года он уже был в Риме. Римский еп. Юлий, обращаясь в послании (339) к отцам Антиохийского Собора, пишет об изгнании свт. Афанасия с Александрийской кафедры с помощью воинов и поставлении там Григория [4]. В «Лекциях по истории древней Церкви» проф. Болотова также высказывается предположение, что правила были выработаны более ранним Собором еще при жизни Константина Великого (+ 337), председательствовал на Соборе Евсевий Кесарийский (+ 339) [5]. Возможно, речь идет о Соборе 338 года.

Источник

Антиохийский собор (341)

Из Википедии — свободной энциклопедии

антиохийский собор 341 года

Антиохи́йский собо́р (греч. Σύνοδος ἐν Ἀντιοχείᾳ τῆς Συρίας ) — поместный собор, состоявшийся в 341 году. Собор был открыт как вселенский, однако сразу не был признан представителями Западных церквей. Впоследствии за ним признавался лишь статус «Поместного собора». Возглавлял его Евсевий Никомидийский.

На этом соборе был отвергнут Никейский символ веры и взамен него, признаны 4 символьных формулы, осуждавшие как ересь и взгляды Ария, и учение Афанасия Александрийского. Собор также утвердил некоторые правила, которые в основном не были отменены впоследствии, и цитировались, например, четвёртым вселенским собором.

В 361 году император Юлиан Отступник разрешил как арианство, так и учение Афанасия Александрийского. Уже в 362 году под председательством Афанасия был открыт поместный собор сторонников православного исповедания веры, провозглавивший верность Никейскому символу веры.

Наконец, в 379 году к власти в Византии пришёл Феодосий I, по своим религиозным убеждениям уверенный защитник учения Афанасия Александрийского. В 381 году он созывает новый Вселенский собор в Константинополе, на котором были подтверждены решения Первого вселенского (Никейского) собора.

Источник

Четыре догматические формулы Антиохийского собора 341 года

Четы́ре догмати́ческие фо́рмулы Антиохи́йского собо́ра 341 го́да

Содержание

Первая формула [ править ]

Не были мы последователями Ариевыми; ибо как нам, быв Епископами, последовать пресвитеру? Не принимали мы иной какой-либо веры, кроме преданной из начала; напротив того, став исследователями и испытателями веры его, скорее сами приблизили его к себе, нежели ему (последовали; что и узнаете из следующих наших слов. Из начала научились мы веровать в единого Бога, Бога всяческих, Зиждителя и Промыслителя всего мысленного и чувственного, и в единого Сына Божия Единородного, сущего (др.-греч. ὑπάρχοντα ) прежде всех веков и соприсущего (др.-греч. συνόντα ) рождшему Его Отцу, — Сына, Которым приведено в бытие все видимое и невидимое, и Который, по благоволению Отца, в последние дни снисшел, приял плоть от Девы, исполнил всю Отчую волю, пострадал, воскрес, восшел на небеса, сидит одесную Отца, и паки придет судить живых и мертвых, и пребывает Царем и Богом во веки. Веруем также и в Духа Святого. А если должно присовокупить, то веруем и в воскресение плоти и в жизнь вечную.

Вторая формула (Символ веры Лукиана) [ править ]

Согласно с Евангельским и Апостольским преданием, веруем в единого Бога Отца, Вседержителя, Зиждителя, Творца и Промыслителя всяческих, от Которого все. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Его, Единородного Бога, Которым все, рожденного прежде веков от Отца, Бога от Бога, всецелого от всецелого, единственного от единственного, совершенного от совершенного, Царя от Царя, Господа от Господа, живое Слово, живую Премудрость, истинный свет, путь, истину, воскресение, Пастыря, дверь, непреложного и неизменяемого, безразличный (др.-греч. ἀ-παράλλακτον ) образ Отчего Божества, Отчей сущности, воли, силы и славы, перворожденного всей твари, сущего вначале у Бога, Бога — Слова, по изреченному в Евангелии: и Бог бе Слово (Иоан. 1, 1), Имже вся быша и в Немже всяческая состоятся, в последние дни сошедшего свыше, родившегося от Девы по Писаниям, сделавшегося человеком, ходатая Бога и человеков, посланника веры нашей, начальника жизни (как Сам говорит: яко снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю Пославшаго Мя — Иоан. 6, 38), пострадавшего за нас, воскресшего в третий день, восшедшего на небеса, сидящего одесную Отца, и паки грядущего со славою и силою судить живых и мертвых. И в Духа Святого, подаваемого верующим в утешение, освящение и совершение, как и Господь наш Иисус Христос заповедал ученикам, говоря: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф. 28, 19), то есть Отца, истинно сущего Отца, — Сына, истинно сущего Сына, — Святого Духа, истинно сущего Святого Духа, так что не просто и не напрасно полагаются сии имена, но означают в точности собственную каждого из именуемых ипостась, Его чин и славу; почему по ипостаси Три, а по согласию Един. Содержа сию веру и содержа ее от начала до конца пред Богом и Христом, анафематствуем всякое еретическое зловерие. И если кто учит вопреки здравой и правой вере Писаний, говоря, что были или совершились или время, или век, прежде рождения Сына; то да будет анафема. И если кто говорит, что Сын есть тварь, как одна из тварей, или рождение, как одно из рождений, или произведение, как одно из произведений, а не как предали нам божественныя Писания, и как выше по порядку было сказано; или, если учит или благовествует что-либо иное вопреки тому, что мы прияли: то да будет анафема. Ибо всему, что из божественных Писаний предано Пророками и Апостолами, истинно богобоязненно мы веруем и последуем.

Третья формула [ править ]

Известно Богу, Которого призываю во свидетели о душе моей, что верую так: в Бога, Отца, Вседержителя, Создателя и Творца всяческих, из Негоже вся (1 Кор. 8, 6). И в Сына Его единородного, Бога Слова, Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, Имже вся, рожденного от Отца прежде веков, Бога совершенного от Бога совершенного, ипостасно сущего у Бога, напоследок же дней снисшедшего и родившегося от Девы по Писаниям, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего из мертвых, восшедшего на небеса, сидящего одесную Отца Своего, и паки грядущего со славою и силою судить живых и мертвых, и пребывающего во веки. И в Духа Святого, Утешителя, Духа истины, Которого и Бог чрез Пророка обетовал излиять на рабов Своих, и Господь обетовал послать, и послал, ученикам Своим, как свидетельствуют Деяния Апостольские. Если же кто учит чему, или в себе содержит что, кроме сей веры; то да будет анафема. И если кто единомышлен с Маркеллом Анкирским, или Савеллием, или Павлом Самосатским; то анафема и сам он и все имеющие с ним общение.

Четвёртая формула [ править ]

Веруем в единого Бога, Отца Вседержителя, Создателя и Творца всяческих, из Негоже всяко отечество на небесех и на земли именуется (Ефес. 3, 15); и в единородного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, прежде всех веков рожденного от Отца, Бога от Бога, свет от света, Имже быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая (Кол. 1, 16), сущее Слово, Премудрость, силу, жизнь, свет истинный; напоследок дней вочеловечившегося ради нас, и родившегося от Святой Девы, распятого, умершего, погребенного, воскресшего из мертвых в третий день, взятого на небо, сидящего одесную Отца и при скончании века имеющего прийти судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его; и царство Его ненарушимо пребудет в бесконечные веки, потому что не только в сей, но и в будущий век будет Он восседать одесную Отца. И в Духа Святого, то есть Утешителя, Которого (Христос), обетовав Апостолам, по восшествии Своем на небеса послал научить их и воспомянуть им все, и Которым освятятся души искренно в Него уверовавших. Утверждающих же, что Сын из не сущих, или от иной ипостаси, а не от Бога, и что было время, когда Его не было, вселенская Церковь признает чуждыми.

Источник

Антиохийский собор 341 г.

Β 340 г. в государственной области произошла значительная перемена. Западные Августы — Констант и Константин II — вошли между собой в военный конфликт. Фронты столкнулись около Аквилеи (север Адриатики). Константин II был разбит и убит. Весь «Запад,» как он тогда мыслился — от Босфора и Фракии до океана, — перешел в руки одного Константа. Повеяло аналогией недавнего возникновения единодержавия Константина Великого. Это заставило и Констанция, и весь восточный епископат не «задирать» Запад, в том числе и римский, церковный.

Β следующем, 341 г. в Антиохии была закончена постройка главной церкви, начатой еще при Константине Великом. Прибыл на освящение сам Констанций и множество епископов — до 97. Составился большой собор, получивший имя «εν ενκαινίοις.» Констанций и Евсевий сговорились отразить опасность наступления западного императора на Восток как на империю скрытого и скрываемого арианства. A для этого нужно не нападать на веру Запада, a вести только подробную и открытую защиту веры Востока, все время прижимая «западных» к стене их слепотой приятия Маркелла. A за Маркеллом только не договаривалось en toutes lettres, но подразумевалось: «вот также и ваше никейское «омоусиос» есть разновидность маркеллианского «монархианства.» «Восточные,» видя сонную неподвижность латинской мысли, рассчитывали если и не переубедить, то фактически смирить и заставить прекратить обвинения Востока в арианстве, для подавляющего большинства на Востоке уже пережитом и отброшенном. Этим именно и объясняется наступившая пора усиленного составления подробных догматических формулировок и вероизложений, распространявшихся под флагом Антиохии, которая молчаливо противопоставлялась как глава и вождь всего Востока в противовес Риму — главе и вождю Запада.

С именем именно данного Антиохийского собора 341 г. связалась длинная серия пяти догматических формул, противопоставленных Востоком Западу. Эти вероизложения служат нам важным показателем, чего именно Восток особенно боялся в пришедшем к нему, как он ощущал с Запада, новаторском для него никейском «единосущии.» «Восточным» было чуждо и отвратно исконно западное монархианство (Савеллий и папы Зеферин и Каликст). И Афанасий им казался впавшим по дружбе с «западными» в савеллианство. A Маркелл как бы на опыте всем показывал, к чему ведет «омоусиос.» Β нашей старой учебной и ученой литературе под влиянием западных пособий, да и древнего романизирующего Сократа, освещению Антиохийского собора 341 г. придан отрицательный, еретический оттенок, но нерешительный. И понятно почему. Хотя бы этот же собор и подтвердил низложение Афанасия и избрал на его место Григория Каппадокийца, но канонические постановления Антиохийского собора 341 г. без споров и Востоком и Западом приняты в свод общеобязательных церковных правил. Есть ряд данных полагать, что собор в Антиохии заседал ежегодно, и в 339, и 340, и 341, и в 342 гг., и сливался как бы в один собор с продолжающимися сессиями. Из них особенно многолюдной и торжественной была сессия в 341 г. Она при кодификации и притянула к себе все протоколы и постановления других близких сессий.

Как же, в конце концов, оценивать авторитет этого собора? Раскольничий он или даже еретический? Ведь он же и осудил Афанасия, и благословил хождение четырех видов вероизложений с устранением «единосущия.» Но вот IV Вселенский собор цитирует правила этого собора как «правила святых отцов.» Св. Иларий Пиктавийский называет собор «synodus sanctorum.» Да и сам папа Юлий в его письме к «собравшимся в Антиохии» адресуется как к «соепископам» и «возлюбленным братьям.» Из 97 епископов 341 г. евсевиане составляли незначительное меньшинство. Но они командовали. Среди прочей массы были и люди с репутацией святости. Таков канонизованный вскоре св. Иаков Низибийский. Также Дианий Кесарийский, человек малосамостоятельный, но честный. Его чтил и ему служил юный Василий Великий. Наиболее острые антиникейцы — Евсевий Никомидийский и Феогнис Никейский — рассматривались как православные, поскольку принесли раскаяние в арианстве. Осуждали они Афанасия не за веру, не за православие, a за то, что он вернулся неканонически, по распоряжению светских властей.

Итак, эти антиохийские соборяне — не ариане, но они и не «никейцы,» они восточные «консерваторы.» Свое до сих пор если не немое, то невнятное сопротивление «омоусиос» они сочли своим долгом выразить в терминах восточной традиции. Эти попытки вероучительного творчества нам сохранил в своих полемических писаниях св. Афанасий.

1-я формула: Она была включена в ответ антиохийских отцов папе Юлию на его соборный суд, в который — следует это признать — восточные сами вовлекли Запад. Окружное послание антиохийцев с обидой писало: «Нас называют «арианами.» Как будто мы, епископы, пошли за пресвитером Арием. Ничего подобного! Наоборот, он, Арий, пришел к нам, и мы, исследовав его веру, приняли его в общение с нами. Мы не держимся никакой иной веры, кроме преданной от начала. Вот она.» И дальше следует вероизложение, в котором главная формула такова: «И во Единого Сына Божия, Единородного, сущего (υπάρχοντα) прежде всех веков и со-сущего (συνόντα, т.е. имеющего общую ούσί-ю, т.е., значит, и единосущного) родившему Его Отцу.» Против Маркелла были направлены слова: «Он пребудет царем и Богом вовеки.»
Итак, «восточные,» или «антиохийские,» отцы убеждены, что приняли Ария в православие они (а не он их совратил). Именно в православие, ибо они отвергли самую суть арианства. Сравни ниже их 2-ю формулу, особенно в ее анафематизмах. Но они не хотят и «Никейской веры.» Нельзя открыто посягнуть на авторитет Никеи — так прибегают к ее замалчиванию. Именно замалчиваемой, но ненавистной им Никее они противопоставляют авторитет векового предания: «Изначала мы научились так веровать» (1-я формула). «Если кто учит или пишет вопреки тому, что мы прияли, и не так, как передали нам Священные Писания, да будет анафема. Ибо мы истинно и богобоязненно веруем и следуем всему, что из божественных писаний передано пророками и апостолами.» Итак, знамя восточного большинства — это традиция. Традиция главным образом в формулировке. Сохранение старой словесной доникейской оболочки, включающей в себя по всему идейному комплексу и саму идею «единосущия.» Но только бы не слово!

Боялись «восточные» еще и «западного» савеллианского оттенка в пользовании термином «единосущный.» Римляне говорили не «conessentialis,» такого слова не было, a было «consubstantialis» (Essentia было = ουσία, substantia буквально = ύπόστασνς). Следовательно, для восточного уха «consubstantialis» звучало как «соипостасный,» т.е. одной ипостаси с Отцем, т.е. полное савеллианство, чистая ересь!

Самой полной и характерной для отцов Антиохийского собора 341 г. явилась 2-я формула, или так называемый «символ Лукиана.» [1293] Наука не подтверждает буквальной принадлежности его Лукиану, но, может быть, в основе этой формулы и лежал какой-нибудь древний текст, связанный с Лукианом. Имя — священное для антиохийцев, a не только для ариан. Имя Лукиана было эмблемой родной восточной, доникейской старины. Никейство воспринималось как западное, римское новшество, обидное и для самолюбия Востока.
Эта формула была излюблена «восточными» и в последние десятилетия многократно повторялась ими на соборах и как бы в противовес «вере 318 отцов Никейских» благоговейно называлась «верой 97 отцов.»

«Веруем во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Его (т.е. Бога-Отца), Единородного, Бога, через Которого все произошло, рожденного прежде всех веков от Отца, Бога от Бога, Целого от Целого, Единого от Единого, Совершенного от Совершенного, Царя от Царя, Господа от Господа, Слово Живое, Премудрость Живую, свет истинный, путь, истину, воскресение, пастыря, дверь, непреложного и неизменного, неотличимый Образ божества Отца (απαραλλακτον εικονα) как существа, так и силы, воли и славы Его.

Так что Отец есть истинно Отец, Сын есть истинно Сын и Дух Святой есть истинно Дух Святой. Это не просто имена, праздно употребляемые, но они точно означают собственную ипостась, равно как и славу и чин Каждого из именуемых, так что Они — три по ипостаси и одно по согласию.» Последние строки звучат по Оригену. Если в 1-й формуле Сын именуется со-сущим Отцу (συναντά τω Πατρί) (a это синоним единосущия), то здесь во 2-ой формуле он именуется «неотличимым образом сущности Отца.» Ergo тоже синоним «единосущия.»

Даже Василий Великий уже после ряда десятилетий борьбы за единосущность писал: «выражение «подобный по сущности,» когда соединено с ним понятие неотличимости (απαραλλακτος), принимаю за выражение, ведущее к тому разумению, как и слово «омоусиос.»

Но главное для антиохийцев — отстоять против Никеи различие Лиц: три ипостаси («истинно Отец, Сын и Дух») даже со старым субординатизмом («славу и чин»).

«Если кто учит, вопреки здравой и прямой вере Писаний, говоря, что были или совершились времена или века прежде рождения Сына,— да будет анафема.»

«Или кто говорит, что Сын есть творение, как одно из творений (ως εν των κτισματων), или рождение, как одно из рождений,— да будет анафема.»

«Утверждающих, что Сын из несущих (εξ ουκ οντων), a не от Бога (!!) и что было время, когда Его не было, таковых чуждыми считает кафолическая церковь.»

3-я формула, составленная Феофронием Тианским, также заинтересована подчеркиванием ипостасных различий Трех Лиц Св. Троицы. Она именует Сына Божия «Силой, Софией, Рожденным в Отца прежде веков, Богом Совершенным oт Бога Совершенного, ипостасно сущим y Бога — οντα προς τον Θεον εν υποστασει.» A в анафематизме она уже прямо направляется против никейцев — «если кто единомыслен с Маркеллом Анкирским, или с Савеллием, или Павлом Самосатским, то анафема и сам он, и все имеющие общение с ним
Рим, обелив Маркелла, этим на опыте доказал, что одного никейского «омоусиос,» без сочетания eгo c последующим «трис ипостасис,» недостаточно. Без такого противовеса, как наглядно показывает Маркелл, грозит провал в безгранную «омоусийную» бездну. Антиохийское нажимание на кнопку «ипостаси» было совершенно правильным и остроумным, если бы оно трезво допускало рядом с ней и кнопку «омоусиос.» Вот y Феофрония Тианского (в 3-й Антиохийской формуле) совершенно правильно говорится ο Боге-Сыне, что Он пребывает в Боге-Отце именно в Своей Ипостаси, οντα προς τον Θεον εν υποστασει.

Источник

Антиохийский собор

Антиохийский собор 341 года был открыт как вселенский, однако сразу не был признан представителями Западных церквей. Возглавлял его Евсевий Никомидийский.

На этом соборе был отвергнут Никейский символ и взамен него, признаны 4 символьных формулы арианства. Собор осудил как ересь взгляды Афанасия Александрийского и снял его со своего поста. Собор также утвердил некоторые правила, которые в основном не были отменены впоследствии, и цитировались например, четвёртым вселенским собором.

Решения Антиохийского собора в поддержку арианства в ещё более жёсткой форме были закреплены Миланским собором (355).

В 361 году язычник Юлиан Отступник разрешил как вселенскую церковь, так и учение Афанасия Александрийского, которое оправилось после своего осуждения и запрещения. Уже в 362 году Афанасий открыл поместный собор из своих сторонников, провозглавив верность Никейскому символу веры.

Наконец, в 379 году к власти в Византии пришёл Феодосий I, по своим религиозным убеждениям, уверенный защитник учения Афанасия Александрийского. Вскоре он издал эдикт о запрещении арианства и обязательности исповедывания Никейского учения. В 381 году он созывает новый Вселенский собор в Константинополе, на котором Антиохийский символ веры был отменён, а Никейский восстановлен. Впоследствии Антиохийский собор был исключён из списка «Вселенских».

Ссылки

антиохийский собор 341 года

Полезное

Смотреть что такое «Антиохийский собор» в других словарях:

Антиохийский собор — поместный, происходил в 341 г. Отцы этого собора (около 100) первоначально созваны были императором Констанцием в Антиохию для освящения храма, заложенного еще при Константине Вел. По окончании церковного торжества, собравшиеся епископы составили … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Антиохийский собор — ♦ (ENG Antioch, Council of) (341) первый в 4 в. христианский церковный собор, на к ром были предприняты попытки пересмотреть Никейскую теологию. Он выработал четыре Символа веры, направленных против Никейского Символа веры, и двадцать пять… … Вестминстерский словарь теологических терминов

Антиохийский собор (330) — Антиохийский собор, состоявшийся, согласно хронологическим подсчётам Тиллемона (англ.)русск. в 330 году[1], либо в 327 году … Википедия

ВСЕЛЕНСКИЙ I СОБОР — [I Никейский]. Источники От Собора сохранились лишь немногочисленные документы, частично в переводах и парафразах: Символ, правила, неполные списки отцов Собора, послание Собора Александрийской Церкви, 3 послания и закон имп. равноап. Константина … Православная энциклопедия

ВСЕЛЕНСКИЙ II СОБОР — [I Константинопольский]. Источники Собор документирован еще беднее, чем I Вселенский. Записей заседаний не сохранилось. Имеются только Послание Собора императору, Символ веры, Правила и список отцов Собора (CPG, N 8598 8601). О событиях Собора… … Православная энциклопедия

Вселенский Собор — Семь Вселенских соборов, с Сотворением мира и Собором Двенадцати Апостолов (икона XIX век) Вселенские соборы (греч. Σύνοδοι Οικουμενικαί, лат. Oecumenicum Concilium) собрания преимущественно епископата христианской Церкви в её вселенской полноте … Википедия

Вселенский церковный собор — Семь Вселенских соборов, с Сотворением мира и Собором Двенадцати Апостолов (икона XIX век) Вселенские соборы (греч. Σύνοδοι Οικουμενικαί, лат. Oecumenicum Concilium) собрания преимущественно епископата христианской Церкви в её вселенской полноте … Википедия

Анкирский собор — Анкирский собор поместный собор христианской церкви состоявшийся 314 году в городе Анкира (современная Анкара). В работе собора принимали участие 18 епископов из Малой Азии и Сирии, председательствовал Виталий Антиохийский. Собор был созван … Википедия

ВСЕЛЕНСКИЙ IV СОБОР — [Халкидонский]. Источники Деяния Собора известны в неск. редакциях на греч. и лат. языках. Еще до открытия Собора документы, имевшие отношение к делу Евтихия (деяния К польского (448) и Эфесского (449) Соборов, переписка и др.), были переведены… … Православная энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *