антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

Запись на стене

Вы когда-нибудь слышали, что в Исаакиевском соборе был открыт один из первых в Советской России антирелигиозных музеев?

В мае 1922 года под предлогом борьбы с массовым голодом в Поволжье и в других регионах из Исаакиевского собора изъяли 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений – это церковное имущество на 4,5 миллиарда рублей. 29 апреля 1922 года его настоятель протоиерей Леонид Богоявленский был арестован. В марте 1923 года собор перешел под управление прихожан Православной российской церкви (обновленцев). Договор о пользовании собором с общественной организацией из-за ненадлежащего исполнения ими обязанностей был расторгнут.

Службы прекратились здесь в конце 1920-х, когда Президиум ВЦИК постановил «оставить здание собора в исключительном пользовании Главнауки в качестве музейного памятника», поэтому оставшиеся имущество храма было продано через Госфонд, а все колокола сняты и переплавлены. В начале 1930-х открыли антирелизиозный музей.

Открывался антирелигиозный музей торжественно. Демонстрацию опыта Фуко попредложению профессора Н. П. Каменщикова готовил Ленинградский областной совет Союза воинствующих безбожников, приурочив её также к пасхальной ночи (11 на 12 апреля 1931 года). С перекладины, к которой в фонарике на куполе собора крепится основание креста, заранее сняли скульптурное изображение голубя — символа Духа Святого. Бронзовый посеребренный голубь был перемещен в дальнюю часть экспозиции, в отдел пережитков тотемизма. А к перекладине подвесили чечевицу маятника — бронзовый шар с прикрепленным внизу острием. Тогда в присутствии семи тысяч зрителей и был показан опыт с маятником Фуко. Маятник качнули после торжественной речи: «Нам, советским людям, дорого каждое материальное доказательство вращения Земли».

Антирелигиозный музей просуществовал 17 лет. В 1948 году собор стал музеем «Исаакиевский собор», а с 1990 года в нем возобновились церковные службы.

Источник

Морг, музей и картофелехранилище: что происходило в главных петербургских храмах в советское время

Подписаться:

Поделиться:

15 ноября 1932 года один из ключевых соборов Петербурга Казанский стал музеем истории религии и атеизма – РПЦ здание было возвращено спустя почти 70 лет. Вспоминаем, что происходило в уцелевших и уничтоженных храмах города в советское время.

антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

Казанский собор

Гонения на церковь не могли не коснуться Казанского собора: в 1922 году из него изъяли около двух тонн только одного серебра. На втором съезде «Союза воинствующих безбожников» в 1932 году его решили сделать центром антирелигиозной пропаганды и передали Академии наук – и в этом же году в Казанском открылся Музей истории религии и атеизма.

Его внутренний вид сильно изменился: многие предметы уничтожали, книги сдавали в макулатуру, а парчовые облачения пускали на пошив модных тогда тюбетеек. Церковную утварь, живописные работы и иконы отдали в Русский музей, где большинство из них осело в запасниках.

На стенах собора осталось лишь несколько картин: С.А. Бессонова «Тайная вечеря», работы художников Г.И. Угрюмова, С.С. Щукина, А.И. Иванова, Ф.И. Яненко, а также большое полотно Ф.Я. Алексеева «Чудо от иконы Казанской Богородицы в Москве».

антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

Среди экспонатов Музея истории религии были и предметы, вынесенные из закрытых отечественных храмов, и буддистско-ламаистской скульптуры, коллекции по исламу, конфуцианству и даосизму, индуизму, иудаизму и другим восточным религиям.

Во время Великой Отечественной войны атеизм отошел на второй план: государство стремилось воспитывать в людях патриотизм, поэтому возрос интерес к известным главнокомандующим – Суворову, Нахимову. Осенью 1941 года у колоннады Казанского собора разместили выставку «Героическое прошлое русского народа».

Заново музей открылся только в 1950-х после реставрации, власть продолжала строго контролировать его до конца 1980-х. Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе, в 1994 на купол вернули крест, а в 2000 году собор был окончательно возвращен РПЦ и получил статус кафедрального.

антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

Спас на Крови

30 октября 1930 года Президиум ВЦИК постановил закрыть храм и передать его обществу политкаторжан – оно собиралось открыть там кинотеатр или антирелигиозный музей. В ноябре 1931-го Областная комиссия по вопросам культуры решила снести Спас на Крови как объект, «не представляющий никакой художественно-архитектурной ценности», решение одобрил Отдел охраны памятников революции и культуры.

Осуществление плана затянулось: в 1934 году вопрос дважды выносили на обсуждение, но разработка проекта стартовала только в 1938 – уничтожение строения усложнялось тем, что оно находится на берегу канала. Обсуждения уже почти было завершились в 1941, но началась война, и появились более важные дела. В храме разместили районный Дзержинский морг, сюда свозили погибших от голода, холода и ранений ленинградцев, позже здесь организовали мастерские и картофелехранилище. После 1945 года здание арендовал Малый Оперный театр и устроил в нем склад декораций.

В 1968 году Государственная инспекция по охране памятников взяла собор под охрану, а в 1970 в нем организовали филиал музея «Исаакиевский собор» – это спасло Спас на крови от разрушения, на тот момент он нуждался в срочной реставрации. Завершились работы только в 1990-х: 19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас-на-Крови» открылся для посетителей.

антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

Исаакиевский собор

В мае 1922 года под предлогом борьбы с массовым голодом в Поволжье и в других регионах из собора изъяли 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений – это церковное имущество на 4,5 миллиарда рублей.

Службы прекратились здесь в конце 1920-х, когда Президиум ВЦИК постановил «оставить здание собора в исключительном пользовании Главнауки в качестве музейного памятника», а в начале 1930-х открыли антирелизиозный музей. В пасхальную ночь 1931 года здесь прошел первый масштабный эксперимент с маятником Фуко – посмотреть на это пришли 7 000 человек. Его качнули после торжественной речи: «Нам, советским людям, дорого каждое материальное доказательство вращения Земли».

антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

В 1937 году Исаакиевский собор получил статус памятника, а музею был определен историко-художественный профиль. В годы войны и блокады Ленинграда собор пострадал от бомбежек и артобстрела, на стенах и колоннах сохранились следы от снарядов. Здесь хранились экспонаты Музея истории города, Летнего дворца Петра I и пригородных Петродворца, Павловска, Пушкина и Гатчины.

С декабря 1948 года он функционирует как музей «Исаакиевский собор», церковные службы возобновились в 1990 году.

антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

Знаменская церковь

В XVIII веке на Знаменской площади, позже названной Восстания, появилась одноименная деревянная церковь: сюда перенесли утварь из бывшей домовой церкви Зимнего дворца. В начале века XIX ее перестроили в камне и добавили две часовни. Разговоры о сносе велись с начала 1930-х, но закрыли церковь только в 1938 – есть мнение, что дело затянулось из-за того, что на защиту храма встал влиятельный ученый Иван Петрович Павлов, и сдвинулось только после его смерти.

Разобрали здание в 1941: иконы передали в Никольский собор, убранство – в Госфонд. А через 14 лет на этом месте появилась одна из семи первых станций метро «Площадь Восстания». Уже в XXI веке в ее вестибюле появилась табличка в память о Знаменской церкви.

антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

Церковь Спаса на Сенной

Еще один утраченный храм находился на Сенной, его также называли церковью во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1920-х годах все ценности были изъяты, с 1932 года до закрытия храм выполнял функции кафедрального собора обновленческой Ленинградской епархии. В апреле 1938 его закрыли и сняли с охраны: колокола отправили на переплавку, иконы передали в другие соборы и музеи.

Пострадал же храм только в начале 1960-х. Тогда в одной из ленинградских газет появилась статья, автор которой уверял: «Скоро позорное пятно на облике площади Мира – бездействующий с 1913 года, разрушающийся Спасо-Сенновский храм – будет снесен и на его месте возникнет надземный павильон станции метрополитена из стекла и бетона».

Распоряжение о сносе храма дал главный архитектор Ленинграда Валентин Каменский: он подписал документ «о полной никчемности церкви Успения Пресвятой Богородицы в панораме Сенной площади». Против выступала единственный министр-женщина в правительстве Советского Союза Екатерина Фурцева, но ее письмо с запретом было потеряно между ведомствами.

Источник

Запись на стене

Исаакиевский собор был изъят из церковного ведения в 1928 году. Решением ВЦИКа от 18 июня 1928 года религиозная община (церковная двадцатка) Исаакиевского собора была ликвидирована – обычная практика того времени, а сам храм передан в ведение Главного управления научными и научно-художественными учреждениями.

Ответственной за организацию музея в соборе была назначена Ленинградская государственная реставрационная мастерская при Главнауке. Первой экспозицией в бывшем храме стала постоянно действующая выставка «история строительства Исаакиевского собора», открытая в 1928 – 1931 годах. Вниманию посетителей были представлены чертежи, рисунки, модели, документы из ЛИИЖТа, Русского музея, Академии художеств и Ленинградского центрального архива. Здесь же экспонировались портреты архитектора О.Монферрана, художников К.П.Брюллова, Ф.А.Бруни и П.В.Басина.

В 1929 – 1930 годах в соответствии с указанием «сверху» – рекомендациями Наркомпроса экспозиция пополняется многочисленными антирелигиозными материалами. Популярный в то время упрощенный вульгарный социологизм способствовал тому, что к 1931 году антирелигиозный раздел стал в музее главенствующим.

Первая экспозиция ГАМа начала 1930-х годов создавалась искусственно. Она резко диссонировала с интерьером храма, закрывая стендами и плакатами облицовку стен, живопись и мозаику иконостасов. Представлены были следующие разделы:

капитальное строительство при капиталистическом строе и социалистическое строительство в свете пятилетки (сюда вошел также весь материал по истории строительства собора);
мироздание в свете религии и науки;
а) Вселенная по учению церкви;
б) борьба за научное мировоззрение;
в) происхождение Вселенной;
г) строение Вселенной, в том числе демонстрация опыта с маятником Фуко;
Православная Церковь на службе самодержавия;
политическая роль современного сектантства;
происхождение религиозных верований;
атеистическое движение в СССР и за границей.

С началом Великой Отечественной войны музей в соборе закрывается, и на его базе создается объединенное хозяйство музеев Ленинграда. В блокаду под надежными сводами Исаакия хранились экспонаты, вывезенные из дворцов-музеев Гатчины, Пушкина, Павловска и ряда городских музеев. Все было сделано для того, чтобы эти бесценные сокровища увидели будущие поколения ленинградцев.

Начиная с 1945 года, в Исаакиевском соборе планируют создать самостоятельное музейное учреждение. При этом был учтен негативный опыт 1930-х годов, когда построенная на иллюстративном и текстовом материале экспозиция искажала восприятие самого храма-памятника. Профиль музея изменился, и 12 декабря 1948 года для посетителей открылся музей-памятник «Исаакиевский собор» как научно-исследовательское, культурно-просветительское учреждение, ставившее свой целью изучение и показ собора как художественно-исторического памятника.

Исаакиевский собор. Новое слово о музее

Источник

Антирелигиозный музей в Исаакиевском соборе c 1931 по 1948 год

После революции 1917 года храм был разорен. В 1922 году из собора изъяли 45 килограмм золотых изделий, и более 2х тонн серебряных. В 1928 году собор закрыли, а в 1931 в нем открыли антирелигиозный музей.

Из истории: — 12 апреля 1931 года в Ленинграде состоялась торжественная церемония открытия Государственного антирелигиозного музея. Церемония транслировалась в прямом эфире Всесоюзным радио. Музей под этим названием и с соответствующей экспозицией просуществовал вплоть до 12 декабря 1948 года (ровнехонько 60 лет назад), когда тематика экспозиции существенно изменилась, и он стал называться „Музей-памятник «Исаакиевский собор»“.

Снимки из архива путешественника Брэнсона Де Ку (Branson DeCou),

Посетители у экспонатов антирелигиозного музея в Исаакиевском соборе.
Дата съемки 1935 г.

Та же скульптура, только в другом ракурсе, соответсвенно показана другая часть экспозиции.

Учащиеся 7-й фабрично-заводской семилетки (ФЗС) Выборгского района во время экскурсии в антирелигиозном музее в Исаакиевском соборе. Дата съемки Март 1934 г.

Государственный антирелигиозный музей, Ленинград, август 1941 г.

Открывался антирелигиозный музей демонстрацией маятника Фуке. Надо сказать, что музей открыли не с согласия верующих, которых на момент переписи 1937 года было в СССР 56%. И это тех, кто осмелился об этом сказать.

Демонстрацию опыта Фуко по пред ложению профессора Н.П.Каменщико ва готовил Ленинградский областной совет Союза воинствующих безбожников, приурочив её также к пасхальной ночи. С перекладины, к которой в фонарике на куполе собора крепится основание кре ста, заранее сняли скульптурное изобра жение голубя — символа Духа Святого. Бронзовый посеребрённый голубь был перемещён в дальнюю часть экспозиции, в отдел пережитков тотемизма. А к перекладине подвесили чечевицу маятни ка — бронзовый шар с прикреплённым внизу остриём. Пробный пуск маятника состоялся 6 марта 1931 года.

Демонстрация опыта Фуко.
Дата съемки 12 декабря 1948 г.

Несколько фотографий из этой подборки были представлены в разделе «Выставки» на сайте Исаакиевского музея http://www.isaac.spb.ru/museum/exhibitions. Но теперь при нажатии «открыть на странице», они не находятся потому как и страница исчезла. Видимо музей нашёл, что это его компрометирует.
И наверное это так, потому что такое отношение к людям своей страны, к родителям и предкам очень не красивое, если не хамское.

А в прошлом году, отчего-то директор музея вернул маятник Фуко в Исаакеевский собор.

Мне бы не хотелось, чтоб передача Собора соборянам было бы яблоком раздора, но. Это уже так. Почему-то людей больше задевает вообще существование Церкви, чем существование к примеру 400 сект или работа тех же экстрасенсов или колдунов. К тому же, приносящий доход музеям Собор, явился огромным искушением для СМИ. Они ничего не пишут о восстанавливаемых тысячах храмов, социальных объектах Церкви, а вот только об этом, Однако, надеюсь, что эти все вопросы будут решены цивилизовано, к всеобщему удовольствию.

Источник

Антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

антирелигиозный музей в исаакиевском соборе

Музею 90 лет

В 2021 году Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» отмечает 90 лет со дня открытия.

Днем рождения музея принято считать 12 апреля 1931 года. В этот день, а точнее, в ночь с 11 на 12 апреля, в Исаакиевском соборе торжественной демонстрацией опыта Фуко открылся Государственный Антирелигиозный музей. Эта дата стала важной вехой не только в истории музея, но и в истории самого собора как выдающегося архитектурного памятника.

Признанный национальным достоянием Исаакиевский собор не числился в списках зданий церковного зодчества, шедших под снос, что было достаточно распространенным явлением той эпохи. Достаточно вспомнить подобный по значимости московский храм Христа Спасителя. Памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года с его уникальным декоративно-художественным убранством был уничтожен в декабре 1931 года. В этот период многие культовые сооружения были приспособлены под различные хозяйственные нужды и полностью лишены своего содержания. На этом фоне размещение в здании Исаакиевского собора государственного музея (на наш взгляд в данной ситуации профиль музея не имеет значения) юридически усиливало его позиции как памятника архитектуры и максимально способствовало его сохранению.

Предпосылки музеефикации здания возникли сразу после национализации собора в послереволюционные годы, но основанием для организации непосредственно самого музея, комплектования его фондов и создания первой экспозиции стало постановление Президиума ВЦИК от 18 июня 1928 года, согласно которому Исаакиевский собор передавался в исключительное пользование Главнауки Наркомпроса РСФСР как музейный памятник. Реставрация здания, а также создание музея были поручены А. П. Удаленкову, возглавлявшему Ленинградские государственные реставрационные мастерские Главнауки.

В период с 1928 по 1931 годы были проведены первоочередные работы по ремонту здания, а также сформированы основные фонды музея и заложены основы экспозиции, посвященной строительству Исаакиевского собора и его архитектуре. Начало комплектованию положила коллекция гравюр, поступавших в собор в разные годы из Главного управления по делам печати библиотеки Синода, но этот материал был недостаточен для организации музея, и его фонд начал пополняться за счет поступлений из других учреждений города – библиотек, музеев, архивов.

Уже на последнем этапе подготовки к открытию был подключен Союз воинствующих безбожников (СВБ), и в основу работы музея, следуя идеологическим установкам того времени, легла антирелигиозная пропаганда. Именно поэтому открытие нового музея состоялось не 1 мая, как было запланировано, а перенесено на Пасхальную ночь 11–12 апреля.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *