Антивандальное покрытие для авто
Тест полиуретановых покрытий
27 октября 2020, Николай КОРЗИНОВ
«Это мода такая?» — спрашивает приятель. Мы проходим мимо внедорожника Porsche Cayenne, который окрашен черным матовым защитным покрытием. У обывателей такая «мода» обычно вызывает недоумение. Они справедливо считают, что блестящая эмаль выглядит эстетичней, чем зернистая шагрень. И все же, когда любопытствующие узнают, что такое покрытие надежно защищает кузов от царапин и других повреждений — и механических, и химических, — скепсис зачастую сменяется интересом. В этой статье мы расскажем о тесте защитных полиуретановых покрытий, который провели наши партнеры Kuzov Lab. Попытаемся ответить на ключевой вопрос маляра — на продукции каких производителей лучше остановить выбор.
Джип, памперс, ксерокс, раптор
В Kuzov Lab готовятся к тесту. На большом демонстрационном столе стоят 16 банок. Всего на тесте будет восемь защитных покрытий (рис. 1). Банок вдвое больше, так как это двухкомпонентные покрытия. В комплекте с большой банкой с полиуретановым покрытием идет маленькая — с отвердителем. Перед покраской защитное средство и отвердитель надо смешать в пропорции 3 : 1 по объему или просто перелить весь объем отвердителя в большую банку. Время жизни готовой смеси — примерно 60 минут.
Рис. 1. Участники теста: Cobra Bedliner (Novol); Alligator (Jeta Pro); Armata (Solid); Raptor (U-pol); 955 Touch Liner (HB Body); Vanger Antisсratch («Техпромсинтез»); Rangers (Troton) и HAS-9344 (Holex)
По нашим данным, это первый в России обстоятельный и масштабный тест полиуретановых покрытий.
Обращают на себя внимание хищные и боевые названия участников теста. Здесь есть Cobra — это бренд Bedliner польской компании Novol. Есть Alligator — бренд Jeta Pro. Есть Armata — бренд Solid компании «Европроект Групп». Планировался к тесту популярный продукт «Титан», но титанов будто в очередной раз низвергли в Тартар: в Калуге, где проходило тестирование, найти его в автомагазинах мы не смогли.
В основе моды называть свои защитные покрытия такими агрессивными именами, вероятно, лежит имя эталонного продукта. Это Raptor (в переводе с английского «хищник») — продукт британской фирмы U-pol. Название практически стало нарицательным, вроде «ксерокса» и «памперсов». Так что когда клиент сообщает мастеру о желании «покрасить автомобиль раптором», то в 95 % случаев он имеет в виду только тип защитного покрытия, а не конкретного производителя. Другие компании пытаются отъесть у «раптора» долю рынка и для притеснения хищника используют соответствующие имена. От скорее скромных «кобр» и «аллигаторов» до более внушительных «армат» и «титанов».
Хищных названий, впрочем, хватило не всем. Перечислим более «миролюбивых» участников теста. Это 955 Touch Liner: производитель — греческая фирма HB Body. Это Vanger Antisсratch — его производят на заводе «Техпромсинтез» в Подмосковье. Это польский Rangers компании Troton и HAS-9344. Последнее покрытие с плохо запоминающимся названием выпускается под брендом Holex немецкой компании Hoffmann Gruppe.
Когда защитное покрытие нужнее всего
Защитное покрытие особенно целесообразно в тех случаях, когда автомобиль эксплуатируется в экстремальных условиях. Например, в случае внедорожника, на которым часто ездят по бездорожью среди деревьев. Кроме того, полиуретановые покрытия классно подходят для внутренней поверхности кузовов пикапов. Именно она особенно часто царапается при эксплуатации.
Все материалы в сборе, и мы готовы начать тест. В покрасочной камере нас уже ожидают восемь панелей для покраски. Предварительно их покрыли двухкомпонентным эпоксидным грунтом, который выдержали один час. К каждой панели прикреплена маленькая гнущаяся тест-пластина — белая с черной полоской (рис. 2). На первом этапе теста она поможет нам сравнить укрывистость, а на втором — мы с ее помощью проверим покрытия на эластичность.
Рис. 2. К каждой панели, которая покрыта двухкомпонентным эпоксидным грунтом, прикреплена маленькая гнущаяся тест-пластина – с ее помощью проверим покрытия на укрывистость и эластичность
Краску будем наносить стандартным антигравийным пистолетом при давлении 4 бара (рис. 3). Такое давление подходит для всех участвующих в тесте составов.
Рис. 3. Краску будем наносить стандартным антигравийным пистолетом при давлении 4 бара
Полиуретановые покрытия обычно бывают двух видов — черные и колеруемые. Для нашего теста мы выбрали колеруемые материалы. Поэтому перед покраской в банку добавляем не только отвердитель, но и базовую эмаль зеленого цвета. Обычно пигмента должно быть около 10–15 % от защитного покрытия (рис. 4). Но лучше смотреть в инструкцию: у разных покрытий эта цифра может незначительно отличаться.
Рис. 4. Если полиуретановое покрытие колеруемое, то пигмента (базовая эмаль) в нем должно быть около 10–15 % от защитного покрытия
Встряхиваем смесь в течение как минимум одной минуты и приступаем к окраске. Смесь для теста наносим одним слоем (рис. 5). По тому, насколько заметной остается черная полоса на тест-пластине, оцениваем укрывистость.
Рис. 5. Смесь наносим одним слоем. Укрывистость оцениваем по тому, насколько заметной остается черная полоса на тест-пластине
Первые впечатления? Лидерами теста по укрывистости стали Armata и HAS-9344 бренда Holex. Покрытие 955 Touch Liner в итоге оказалось слишком жидким и не смогло дать красивую «шагрень». Вероятно, мы добавили в банку слишком большую долю эмали. Кроме того, в ходе теста мы выяснили, что Vanger Antisсratch на тест попал не колеруемый, а черный. Так что в итоге у нас получилось семь зеленых панелей и одна черная. Попутно заметили, что Vanger оказался самым пахучим среди восьми тестируемых средств.
Поверхности должны высохнуть, и в Kuzov Lab решили дать на это времени с запасом — целый месяц. А когда все высохнет, нас будет ждать самая интересная часть теста — «царапательная».
Стоимость полной покраски автомобиля в кузовном ремонте обычно начинается от 50 000–60 000 рублей.
Не поцарапаешь — не поймешь
Месяц пролетел быстро, и мы снова в Kuzov Lab. Впереди «царапательный» тест. А пока мы осматриваем получившиеся в итоге панели. Цвет у всех панелей практически одинаковый, а вот фактура разная. У одних панелей шагрень крупная, у других — более эстетически привлекательная, мелкая (рис. 6). Кроме того, некоторые образцы получились блестящими, глянцевыми, а другие скорее матовыми.
Самыми сверкающими оказались панели, обработанные покрытиями Cobra и 955 Touch Liner. Их противоположностью стали матовые панели с покрытиями Raptor и Armata. Остальные заняли промежуточное положение.
Несмотря на одинаковые условия и технику окраски, отличалась и фактура поверхностей. Крупная шагрень — Cobra, Raptor и Vanger Antisсratch, а мелкая у Alligator, Armata и Rangers.
Перед царапанием проводим тест на эластичность. Берем гнущиеся тест-пластины, с помощью которых мы месяц назад сравнивали укрывистость, и полностью сгибаем их (рис. 7). Смотрим, держится ли материал. Вопреки ожиданиям, этот тест оказался не показательным. Практически все материалы с ним справились. Исключением стал только HAS-9344 бренда Holex. При сгибе от пластины отломился небольшой кусочек покрытия (рис. 8).
Рис. 7. Тест на эластичность: берем гнущиеся тест-пластины и полностью сгибаем их
Рис. 8. Практически все материалы с этим справились. Исключением стал HAS-9344 бренда Holex – при сгибе от пластины отломился небольшой кусочек покрытия
Приступаем к заключительному — самому важному — «царапательному» тесту. Пластину с нанесенным покрытием переворачивают лицом к полу, ставим на нее груз — полную пятилитровую канистру лака на водной основе — и волоком тащим 5 метров по предварительно не вымытому полу цеха (рис. 9). Поднимаем, протираем, смотрим на сохранность. Результаты оцениваем, как в школе, по пятибалльной системе. Сильно поцарапана панель — 1 балл, панель вообще не поцарапана — 5 баллов баллов (рис. 10).
Рис. 9. «Царапательный» тест. Пластину переворачиваем лицом к полу, ставим на нее груз и волоком тащим 5 метров по предварительно не вымытому полу цеха
Рис. 10. После очистки пластин результаты оцениваем по пятибалльной системе. Сильно поцарапана панель — 1 балл, панель вообще не поцарапана — 5 баллов
Итак, «отлично» в нашем тесте не заработал никто. Впрочем, и ни одному покрытию из восьми мы не поставили «кол». Зато выявили трех «хорошистов» и двух «двоечников». Но прежде назовем «троечников» теста. Ими стали Alligator, Vanger и HAS-9344 Holex. А вот наши аутсайдеры: самыми поцарапанными оказались 955 Touch Liner и Cobra. И, наконец, объявляем победителей. Лучше всего с тестом справились Raptor, Armata и Rangers (рис. 11).
Рис. 11. Итак, победители испытания. Лучше
всего с тестом справились Raptor, Armata и
В этой статье мы не приводим цены. Они имеют обыкновение периодически меняться, особенно в такое время, как сейчас. Нам же не хотелось делать быстро устаревающий материал. Поэтому рекомендуем определить своих фаворитов в тесте, а потом посмотреть на цены, пересчитать их в расчете на 1 литр и в результате сделать максимально взвешенный выбор. Надеемся, что наш тест убережет читателя от ошибок и поможет ему быть успешным в автобизнесе.
Технология нанесения защитного покрытия
Павел Никифоров, руководитель учебного центра ООО «Европроект Групп»
Перед окраской автомобиля рекомендуем ознакомиться с инструкцией по применению выбранного вами защитного покрытия. Нюансы и детали могут отличаться. Но ряд моментов остается примерно одинаковым для любых полиуретановых покрытий.
Рис. 12. Наносить продукт необходимо на двухкомпонентные акриловые или эпоксидные грунты
Рис. 14. Можно применять и обычные грунтовочные краскопульты, которые дают более мелкую шагрень
Рис. 15. Защитное покрытие смешивается со стандартным отвердителем (обычно идет в комплекте) в соотношении 3 : 1 по объему
Рис. 16. Если для покраски мы используем грунтовый краскопульт с дюзой, например 1,8 мм, то в смесь надо добавить разбавитель (примерно 10 %).
Защитное покрытие обычно наносится в 2–3 слоя (рис. 17). Обратите внимание, что межслойная выдержка составляет примерно один час. Ориентировочно такой же срок годности смеси. Поэтому покрасив детали один раз, делаем перерыв, а затем повторно смешиваем компоненты для новой смеси. Обратите внимание, что при использовании растворителя срок межслойной выдержки нужно немного увеличить. Рекомендованное давление — 3–4 бара.
Рис. 17. Защитное покрытие обычно наносится в 2–3 слоя, межслойная выдержка составляет примерно один час (компоненты для новой смеси смешиваем повторно)
Таким образом, нанося одно и то же защитное покрытие разными способами, мы можем получать отличающиеся структуры — более крупную шагрень или более мелкую и деликатную. Блеск в основном зависит от самого материала. В ходе нашего теста большинство материалов показали умеренный блеск (полумат). Самыми блестящими оказались Cobra и 955 Touch Liner, а Raptor и Armata практически не блестели.
Высыхание поверхности занимает около 7 суток. В случае использования разбавителя срок стоит увеличить до 9 суток.
Для тех, кто интересуется выбором насадок для полировальной машинки будет интересна статья от наших экспертов «Обзор насадок для полировки кузова автомобиля».
Виды и эффективность защитных покрытий кузова автомобиля
В процессе эксплуатации лакокрасочное покрытие кузова автомобиля подвергается различным воздействиям. Мелкие царапины оставляют пыль и грязь во время движения, ветки деревьев, агрессивная мойка и другое. Пока кузов в хорошем состоянии, есть смысл подумать о его защите от таких повреждений. На данный момент рынок предлагает самые разные защитные покрытия, которые отличаются по составу и эффективности. Далее в статье разберемся в их особенностях, преимуществах и недостатках.
Необходимость использования
В нанесении какого-либо защитного покрытия на кузов нет ничего плохого. Составы следует выбирать исходя из необходимости, условий эксплуатации и ожидаемого эффекта.
Причин для нанесения покрытия может быть несколько:
Порой производители обещают невероятный эффект после нанесения того или иного покрытия, но не стоит на это полностью полагаться. Составы на силиконовой основе лишь покрывают кузов тонкой пленкой и создают глянцевый эффект. Поверхность становится гладкой, что не дает скапливаться пыли и грязи. От прилетевшего камня или прямого механического воздействия покрытие не защитит. Чтобы действительно защитить кузов, нужно наносить более серьезные составы, такие как керамика или жидкая резина. Конечно, данные услуги не дешевы и порой сопоставимы со стоимостью полной покраски кузова.
Разновидностей покрытий много, начиная от полироли с различными примесями, и заканчивая покрытием на основе полиуретана и нанокерамики. Выбирать следует исходя из потребностей и возможностей.
Антигравийное покрытие
Антигравийное покрытие довольно популярный и недорогой способ защитить кузов автомобиля. Оно представляет собой пленку, которая наносится на кузов при помощи нагрева в специальных условиях мастерской. В свою очередь, антигравийные покрытия подразделяются на два вида:
Полиуретановая пленка
Пленка представляет собой абсолютно прозрачное покрытие, которое достаточно хорошо защищает кузов от мелких царапин и повреждений. Конечно, не стоит преувеличивать ее возможности, но с пылью, грязью и ветками справится. Пленка плотная и эластичная, поверх нее можно наносить полироль и другие составы. Антигравийная полиуретановая пленка толщиной 500-600 микрон способна защитить оптику авто и кузов от ударов камней. Чем толще, тем лучше защита.
Виниловая пленка
По уровню защиты винил намного выше простой пленки. Также различают два вида винилового покрытия:
Каландированая виниловая пленка наиболее распространена в применении, но уступает в качестве. Отсюда и более низкая цена. Цвет можно подобрать практически любой по желанию. Срок службы до года, далее нужно менять или убирать.
Литая пленка стоит дороже, но и качество намного выше. Лучше защищает лакокрасочное покрытие, маскирует царапины и сколы. Срок службы от 2 до 5 лет. Оба вида пленки наносятся при помощи нагрева промышленным феном. Необходимо отметить, что такая работа требует навыков и опыта.
К минусам относится то, что при демонтаже пленка может содрать родную краску. Настолько крепко она склеивается с поверхностью. Также хороший винил стоит довольно дорого.
Жидкая резина
Следующий способ защиты ЛКП – нанесение жидкой резины. Это особый полимер на основе битумной эмульсии, который обладает отличными гидрофобными и защитными свойствами. Состав легко наносится на поверхность путем распыления. После затвердевания образуется эластичный и достаточно прочный слой. Кузов будет выглядеть более чем оригинально. Также слой резины хорошо защищает ЛКП от царапин. Срок службы жидкой резины 1,5 – 2 года.
Из плюсов можно выделить следующие:
Минусов не так много, но они есть:
Жидкое стекло
Жидкое стекло представляет собой силикатный раствор, который наносится на кузов автомобиля. После нанесения раствор высыхает и кристаллизуется, оставляя эффект зеркала. Смотрится красиво, но как реальное защитное средство малоэффективно. Состав делает поверхность гладкой и блестящей, что не дает пыли скапливаться, а значит реже можно посещать мойку. На этом защитные свойства заканчиваются. При бережном уходе жидкое стекло продержится до 1 года. По стоимости вполне приемлемо.
Наносится очень просто при помощи губки. Только перед работой нужно тщательно помыть и обезжирить поверхность. После дать составу высохнуть в течение 1-3 часов.
Керамическое
В основе состава керамических покрытий находится диоксид кремния и оксид титана. Считается более прочным и долговечным в сравнении с жидким стеклом. Хорошо защищает лакокрасочное покрытие от коррозии, крупных абразивных частиц, агрессивной химии. После нанесения поверхность становится глянцевой и блестящей. Автомобиль смотрится презентабельно.
Наносится керамика в несколько этапов, образуя до 10 слоев. Нужно придерживаться определенной температуры при работе. Высыхание длится до 8 часов, после этого еще не менее двух недель нельзя заезжать на мойку. Держится покрытие до двух лет, хотя производители обещают очень долгий срок службы. Стоимость варьируется от 13 000 до 20 000 рублей в зависимости от площади и качества материалов.
Полимерное покрытие «Раптор»
Раптор – это полимочевина или полимочевинный эластомер, который имеет повышенную прочность. После нанесения на поверхности кузова образуется прочное изолирующее покрытие. По сути, нанесение «раптора» можно сравнить с покраской кузова.
Данный состав чаще всего используют для защиты кузовов автомобилей, которые эксплуатируются в особо агрессивных условиях. Образуется настоящая броня, которая защищает от механических повреждений, воздействия окружающей среды, ультрафиолета.
Перед нанесением состава, как и при стандартной покраске, кузов тщательно моют, обезжиривают. Затем наносят состав пистолетом.
Раптор продается только в двух цветах:
Для получения других оттенков необходим колер. После высыхания образуется матовая поверхность со специфической шероховатостью. Высыхает состав через 8-10 часов, полное затвердевание происходит через 2-3 недели.
Плюсы покрытия «Раптор»:
Защитная полировка
Наиболее распространенное и доступное покрытие. Различных полиролей достаточно много. Состав наносится роторной машинкой, заполняя собой мелкие трещины и образуя гладкую и сияющую поверхность. После полировки авто выглядит великолепно.
Как защита от серьезных повреждений и царапин полировка, конечно же, не подходит. Полироли на основе воска обладают гидрофобными свойствами, но не более. На гладкой поверхности меньше скапливается грязи. Первая же мойка смоет состав и нужно наносить вновь. К счастью, цена достаточно приемлемая, поэтому часто такую услугу предлагают прямо на мойках.
Плюсом полировки является блестящий эффект и доступная цена. Минус – нет серьезной защиты.
Тефлоновое
Нанесение тефлонового покрытия – это также разновидность полировки, только состав на основе тефлона. Производители утверждают, что состав держится до полугода, выдерживает 10-12 бесконтактных моек. После полировки поверхность блестящая как зеркало. Состав имеет гидрофобные и антистатические свойства, защищает от мелких царапин и рисок, маскирует старые. Минусом является довольно высокая стоимость.
Выводы
Как видно, способов защитить кузов своего авто достаточно много. К этому списку можно прибавить еще несколько, но они отличаются не многим. Возникает вопрос, какой способ наиболее эффективный? Правильный ответ будет исходить из потребностей. Если нужна действительно серьезная защита от камней и царапин, то нужно выбирать покрытия типа «Раптор», жидкой резины или толстой антигравийного пленки, но они придают специфический внешний вид. Если нужно обновить кузов, сделать его ярким и блестящим, подготовить автомобиль к продаже или замаскировать мелкие царапины, то подойдет полировка или покрытие тефлоном. Чуть более серьезную защиту дает виниловое покрытие, полиуретановые пленки и жидкое стекло.
Обзор защитных покрытий Line-X, Raptor, Z-Pro, Bron-x, Herculiner
Броня крепка и джипы наши быстры: полимерные покрытия для защиты внедорожников
Чем труднее препятствия и хуже внешняя среда, тем выше вероятность процарапать кузов до металла и запустить процесс коррозии. Штатное лакокрасочное покрытие и там, где нет дорог уже не спасает и приходится использовать дополнительную защиту. Самой эффективной считаются покрытия на основе полимочевины и полиуретанов.
Полимерные покрытия, о которых пойдет речь – это действительно надежная защита от серьезных агрессивных воздействий и механических повреждений. Обеспечивают гидроизоляцию, противостоят бомбардировке гравием и песком, защищают от «зимнего коктейля» из соли и реагентов. Особенно эти средства любят владельцы пикапов. Они обрабатывают кузова и забывают о царапинах и сколах краски от контакта с перевозимым грузом.
Правда, выглядит полимерная защита как … защита. Серьезно и брутально. Это не блестящая восковая полироль. Это броня. Истории известны случаи нанесения таких покрытий на маленькие машинки, но все-таки эластомеры больше востребованы владельцами джипов и пикапов для предохранения от повреждений во время сильно бездорожной езды или перевозки грузов. Тут они более к месту.
Из-за внешней схожести полимочевинные и полиуретановые защитные составы часто путают. Комплексы на основе полимочевины Line – X, Z-PRO, BRON-X пытаются сравнивать с полимерными составами RAPTOR U-POL и Herculiner, что неправильно. Да, результат обработки похож – шершавый защитный слой. Но все остальное разное. Химическая структура, характеристики и свойства, способ нанесения и, как следствие, цена.
Сейчас вы, может быть, что-то вспомните и спросите: «Не тот ли это материал, что используют для защитных покрытий на грузовиках? Про него ещё рассказывали в программе «Разрушители легенд», и там оно выдержало воздействие открытого огня и направленный взрыв… ». Да, это он. Изобретенная 30 лет назад и ставшая в девяностых годах коммерческим продуктом технология «напыляемые полимочевинные эластомерные покрытия», несмотря на свое неблагозвучное название, совершила революцию на рынке защитных технологий. Оказалось, что полимочевина (поликарбамид) идеальна для оберега машины.
Крепкое – не царапается, противостоит сильным ударам и не боится вибрации. Гибкое – не лопается при деформации и растягивается в 2-3 раза. При ДТП не трескается, а при нанесении ровно ложится и прочно прилипает к поверхностям любых форм и конфигураций. Более того, полимер придает деталям дополнительную прочность.
Экологически чистое и негорючее – не содержит растворителей – можно покрывать внутренние поверхности салона и кузова, а потом безбоязненно там спать и находится долгое время. Мгновенно твердеет и наносится в любых условиях. Несколько слоев наносятся без промежуточной сушки. Сразу после напыления машину можно собирать и ехать.
Плюс ко всему, эластомер является дополнительной шумоизоляцией и обладает водоотталкивающим эффектом. Машина, обработанная полимочевиной, значительно меньше пачкается грязью. Она с нее просто скатывается.
Любителям точных цифр приведем технические характеристики полимочевины:
Отличный состав для защиты внедорожников целиком и отдельных деталей. Неидеальный, нюансы использования есть. Однако преимуществ значительно больше, чем относительных недостатков.
Внешне автомобиль, его элементы или части (бампера, пороги, противогравийный пояс, край капота и т.п.) выглядят как покрытые «шагренью» — защитой, слегка шершавой на ощупь и напоминающей твердую резину. Величина и размер шершавости регулируется мастером при нанесении. Толщина покрытия обычно от 1 до 5 мм. Оптимальным считается слой в 2-3 мм, но торцы дверей уже не обработаешь – они перестанут закрываться.
Цвет может быть не только черный, а практически любой. Специалисты из компании «Truck Garage» уверяют, что путем нанесения второго слоя, покрытие может быть окрашено даже в металлик. Правда, пупырчатая структура материала не подразумевает особого блеска. И еще надо учитывать, что если машина красится не целиком, то точно подобрать колер защищаемых элементов под родной цвет автомобиля бывает довольно сложно и не всегда удается. Гладкие и шершавые поверхности отражают свет и смотрятся по-разному. Тут надо обращаться к мастерам с большим опытом.
Готовят машину к обработке полимочевиной как к покраске. Чистят, сушат, грунтуют поврежденные места. Полимер обладает очень высокой адгезией (прилипанием) и напылять его можно прямо по родной краске. Но это если автомобиль не поврежден и еще нет следов коррозии. В противном случае надо зачищать до металла или пластика. Если «броня» ляжет на ржавчину или вздутую краску, то образуется пузырь и исправить это будет невозможно.
К слову, после аварии или при других повреждениях полимочевинного защитного слоя его нельзя отремонтировать частично. Чтобы сохранить гидроизоляцию и безшовность надо снова обрабатывать элемент кузова или деталь целиком, предварительно сняв старое покрытие. А отодрать полимочевину очень и очень непросто (помните про высокую адгезию). Имейте в виду – «вторая кожа» прирастет к вашему автомобилю пожизненно. Именно поэтому обрабатывать «шагренью» принято пикапы и внедорожники, которым защита добавляет цены, а не легковушки, которым «броня» не к лицу и при продаже стоимость машины уменьшает. В США, где полимочевинные покрытия используются уже 20 лет, Национальная автомобильная ассоциация выяснила – стоимость автомобиля, обработанного эластомером, увеличивается при продаже на 50%. Логично. Вероятность того, что машина не гнилая возрастает многократно.
Полимочевину, в отличие от полиуретановых покрытий невозможно нанести самостоятельно кисточкой или валиком. Надо обращаться к профессионалам, желательно сертифицированным производителем покрытий. Слишком уж тут много тонкостей и хитростей. Мало того что необходимо дорогостоящее оборудование с дозаторами, обогреваемыми шлангами, рециркуляционным насосом, мощным компрессором и пистолетом-распылителем. Еще нужны правильно подобранные компоненты покрытия и критически важен персонал, умеющий всем этим пользоваться. Поэтому фирм «с историей», долго занимающихся обработкой автомобилей полимочевиной немного. Тут ключевая фраза «с историей». Купить оборудование и заявить о себе несложно. Труднее набрать портфель выполненных работ и благожелательных отзывов заказчиков.
Компаний, предоставляющих услуги нанесения напыляемых полимочевинных эластомерных покрытий довольно много, однако почти все используют один из трех составов Line – X, Z-PRO, BRON-X. Как признают во всех компаниях, в основе разных составов одна формула алифатической или ароматической полимочевины. Различия только в пропорциях ингредиентов, добавках и немного разных физических характеристиках покрытия. Однако, честно говоря, неискушенному джиперу понять разницу крайне сложно. Ведь помимо характеристик состава на конечный результат влияет рука мастера и внешние условия, а это уж совсем субъективные показатели.
Немного теории для лучшего понимания разницы между брендами. «Алифатическая» полимочевина нечувствительна к воздействию ультрафиолетового излучения и не меняет цвет под влиянием солнечного света. «Ароматическая» полимочевина довольно быстро выцветает на солнце. Например, белое приобретает лимонный оттенок через месяц, а черное или серое теряет блеск. Но «ароматическая» в 1,5—2 раза дешевле.
По всем другим свойствам (прочность, тягучесть, водостойкость и т.п.) алифатическая и ароматическая идентичны. Поэтому если цвет внедорожника не столь важен или предполагается красить внутренность кунга пикапа, то, как в рекламе: «Зачем тратить больше?».
Наиболее известный в России бренд полимочевинных защитных покрытий из США. Компания начала работу над разработкой покрытия более 30 лет назад и около 20 из них обрабатывает автомобили. По миру у Line-X большая сеть филиалов, а первые мастерские Line-X появились в нашей стране 5 лет назад. За эти годы покрытие уже стало не просто защитой, а имиджевым элементом серьезных внедорожников и пикапов типа Тойота Тундра и Форд Раптор. Кузова и детали машин обрабатываются двухкомпонентным составом XS-100 из ароматической полимочевины с пожизненной гарантией. К слову, у компании только сертифицированные центры, состав покрытия закупается в головном офисе в Америке – так что есть все основания давать такую серьезную гарантию.
Как нам пояснил ген. директор официального представительства X-Line по Северо-Западу России компании «Truck Garage» Петр Досманов, LINE-X изначально создавался для защиты автомобилей. Физико-химические свойства XS-100 оптимальны для автотранспорта, а эффективность доказана использованием в инженерном корпусе армии США и российскими джиперами. Бывает, после преодоления тяжелого бездорожья автомобили привозят на ремонт с серьезными повреждениями, но с целым защитным покрытием.
Для предотвращения выцветания полимочевинная броня сверху покрывается краской от фирмы Дюпон, специально разработанной под это покрытие. Но это если захочет заказчик. При защите элементов, не подверженных ультрафиолету, ненужных трат можно избежать.
Нам удалось вплотную испытать качество работ и защитные свойства покрытия, можем с уверенностью сказать: ребята отлично делают свое дело, а Line-X действительно работает. Косвенным доказательством тому является парковка перед мастерской и запись на два месяца вперед.
Полимер европейского производства. Фирмы, напыляющие на автомобили и детали покрытия от этого бренда используют оба вида полимочевины Алифатическую и Ароматическую.
По словам мастера петербургской компании «Bron-X» Игоря, заказчик сам выбирает тип состава – дешевый, но выцветающий на солнце состав или более дорогой, но стойкий. При использовании выцветающей ароматической мочевины самые критичные светлые цвета. Темные практически не меняются, только теряют со временем блеск.
Изначальная колеровка покрытия проводится по каталогу RAL colors. Гарантия на выполняемые работы 3 года, на покрытие от 5 до10 лет (у разных организаций по-разному). Но у всех под гарантией на покрытие подразумевается, что в течение заявленного времени он не потрескается и не потеряет физических свойств. На изменение цвета гарантия не распространяется.
К сожалению, мы имели негативный опыт обработки покрытием Bron-X экспедиционного Unimog — буквально через несколько недель покрытие начало вздуваться, а потом и вовсе отваливаться пластами. Пришлось воспользоваться гарантией и покрывать автомобиль заново. Надеемся, что это было связанно с непрофессионализмом мастера, а не с самим составом.
Для обработки автомобилей используется трехкомпонентный состав с индексом Standart, производства швейцарской компании «Huntsman», но доработанный. По заказу официального дистрибьютора продукта фирмы «Протек» в Россию поставляется эластомер адаптированный под наш климат.
Кроме того «Huntsman», по заказу своего представителя в России специально разработал пигментирующие составы для ароматической полимочевины, увеличивающие устойчивость к воздействию прямых солнечных лучей в 10 раз.
Опыта работы с этой компанией не имеем, поэтому выводы отложим до более близкого знакомства.
Наши старые знакомые, известные многим как «антигравийка». Распространение широчайшее, марок и названий десятки, однако, именно в среде автомобилистов наиболее известны две: RAPTOR U-POL и HERCULINER. Раптор популярен настолько, что уже стал нарицательным названием для полиуретановых красок и композиций самых разных производителей.
Основная прелесть этого типа защитных покрытий – простота использования, описываемая производителями как «Достаем из коробки — взбалтываем — наносим». Обработать свой автомобиль, кузов пикапа, силовой обвес и все что угодно каждый может самостоятельно. Необходимый навык – умение пользоваться кистью, валиком или краскопультом. Необходимые условия – гараж. Основное неудобство в том, что полиуретаны долго сохнут и во время высыхания их надо оградить от пыли, грязи и дождя.
Защищают полиуретановые краски от тех же видов агрессий, что и полимочевина: ржавчина, коррозия, агрессивных воздействий соли и химических реагентов, механические повреждения и ультрафиолет. Только делают это чуть слабее.
По сравнению, например, с Line-X слой полиуретана получается тоньше и жестче. Пробивается меньшим усилием, сильнее царапается и более подвержен сколам. В одном из сравнительных тестов полимочевины и Раптора по обработанному покрытиями в два слоя капоту стреляли из пневматического пистолета, имитируя летящие камни. Выстрелы с 5 метров выдержали оба покрытия, а с трех метров только Line-X. На Рапторе обнаружились сколы и вмятины. Проверка материалов ударами кувалды оставила следы на обоих, но Раптор при этом расслоился и в месте вмятин потерял внешний слой.
Зато обработка полиуретановыми покрытиями заметно дешевле. Примерно на треть по цене состава и это без учета стоимости работ. Если испытания, которым вы подвергаете свой автомобиль не сильно экстремальны и ограничиваются царапинами от веток и редкими бродами, то, возможно, лучше выбрать полиуретан.
Двухкомпонентное защитное покрытие, продающееся комплектами из четырех бутылок состава и одной емкости с отвердителем. Коробки хватает для обработки в один слой 10 кв.м.
Время сушки между слоями 3 часа, полная полимеризация и набор прочности наступает через 3 недели, но использовать автомобиль (деталь) можно уже через 10 часов после нанесения последнего слоя.
С этим видом покрытия мы тоже сталкивались — по структуре выглядит очень похоже на полимочевину, а при набитой руке мастера Raptor действительно смахивает на матовый мелкозернистый пластик. К сожалению, долго эксплуатировать покрытый Raptor автомобиль нам не удалось, поэтому не можем сказать свое веское слово про долговечность. По сети ходят самые различные отзывы — от восторженных до советов никогда не пользоваться. Думаем, что это опять зависит в первую очередь от квалификации того, кто наносил защиту.
Однокомпонентный состав, поставляемый в банках разной емкости с прилагаемыми в комплекте валиком и кистью. Удобно. Не надо ничего смешивать. Перестает липнуть через 6 часов. Высыхает через двенадцать.
За счет замешанной в полимер резиновой крошки покрытие получается в 5 раз толще, чем рапторовское и более шероховатое. Фактура готового защитного покрытия напоминает наждачную бумагу и обладает функциями противоскольжения.
В свое время мы даже сами покрывали этой защитой грузовые отсеки кузова пикапов. Если отбросить, что возни с подготовкой и нанесением очень много, сохнет покрытие очень долго, а выглядит относительно эстетично, то это вполне неплохой бюджетный вариант именно для внутренней защиты кузова пикапа.
Внимательное изучение отзывов на форумах показало, что единого мнения какой тип полимерного покрытия или марка состава лучше не существует. Хвалят и ругают всех. У каждого покрытия и каждой фирмы, эти покрытия наносящей, есть свои сторонники и противники. Пожалуй, единственный реально действующий способ свести к минимуму риск нарваться на некачественную работу – это сначала обработать отдельную деталь, например, силовой бампер. А затем, если понравится, в том же месте у того же мастера тем же составом обработать автомобиль. А еще лучше потратить время, посидеть в сети и почитать отзывы владельцев, которые уже обработали свои внедорожники, о том или ином покрытии и компании, его наносящим.