антониево дымский монастырь официальный сайт ленинградская область
Антониево дымский монастырь официальный сайт ленинградская область
Антониево-Дымский монастырь – одна из древнейших обителей Северной Руси. Основан монастырь в 1243 году великим подвижником преподобным Антонием Дымским – преемником и учеником преподобного Варлаама Хутынского. История монастыря насчитывает почти восемь веков, в течение которых были как периоды расцвета обители, так и периоды запустения и разрухи.
В 1919 году монастырь был закрыт, а затем полностью разрушен и разорен.
В начале 2000-х годов в обители стала собираться братия, налаживаться богослужебная и хозяйственная жизнь. Были вновь обретены святые мощи преподобного Антония Дымского и монастырь был утвержден Священным Синодом 8 октября 2008 года.
Игумен Адриан с братией обители
В обители возобновилась монастырская жизнь и активно развивается подсобное хозяйство: скотный двор, пасека, огород, теплицы, своя просфорня и пекарня. Восстанавливается Казанский соборный храм, ремонтируется братский корпус. На Дымском озере, на месте молитвенных подвигов преподобного Антония, в 2011 году была возведена часовня. В Казанском храме покоятся мощи преподобного Антония Дымского, ковчеги с частицами мощей древнехристианских подвижников, отцев Киево-Печерской Лавры и новомучеников Российских. В обители регулярно совершаются богослужения.
История
Антониево-Дымский мужской монастырь – одна из древнейших обителей Северной Руси. Основан он был в начале ХIII века великим подвижником и учеником преподобного Варлаама Хутынского – Антонием Дымским.
Преподобный Антоний, Дымский чудотворец, родился в 1206 году в Великом Новгороде от благочестивых и боголюбивых родителей и воспитан был в строгом благочестии и добром наставлении.
Однажды придя в храм святой отрок во время Божественной Литургии услышал слова Евангельского чтения: «Аще кто хочет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет» (Мф. 16:24). В них он услышал призыв к жизни иной. Вскоре после этого в 1225 году юноша оставляет родительский дом и удаляется в монастырь Спаса, что на Хутыни близ Новгорода. Настоятель монастыря, прозорливый старец, преподобный Варлаам Хутынский, провидя в юноше будущего угодника Божия, избранный сосуд Святого Духа, несмотря на юный возраст, принял его в обитель и не замедлил облечь в ангельский образ.
После кончины преподобного Варлаама в 1243 году смиренномудрый Антоний был поставлен игуменом Хутынского монастыря. Когда игумен Антоний увидел, что монастырь прочно утвержден, он решил удалиться из него и найти уединенное место для молитвенных подвигов и был приведен Богом на Дымское озеро.
Здесь, в совершенном безмолвии, перед очами Единого Бога подвижник совершил почти половину земной жизни. Но и дремучие Дымские леса не могли совершенно утаить в себе его Богоугодного жития от искренних последователей «благаго ига и легкого бремени Христова». Так образовалась новая обитель, в которой преподобный Антоний продолжал удручать свое тело трудом, постом и молитвою.
Во многолетних трудах, на 67 году жизни, приобщившись Святых Таин и с молитвой на устах он предал Господу свою душу 24 июня/7 июля 1273 года. Тело его было положено в устроенной им церкви Антония Великого, и в 1370 году было обретено нетленным.
За свою историю обитель трижды разрушалась: в 1409 году – татарами, в 1611 году – шведами, а третий раз при советской власти.
Возрождение монастыря началось в 1994 году установкой поклонного креста на Святом озере.
С 1996 года, по май 2008 года монастырь являлся приписным скитом Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря.
16 июня 2001 года были вновь обретены мощи угодника Божьего – преподобного Антония Дымского, которые были перенесены в Тихвинский монастырь.
1 июня 2008 года мощи преподобного Антония Дымского были перенесены в основанный им Антониево-Дымский мужской монастырь, который был вновь утвержден Священным Синодом 8 октября 2008 года.
Настоятелем был назначен Игумен Игнатий /Бузин/, ныне епископ Армавирский и Лабинский.
С апреля 2014 года Священноигуменом обители назначен игумен Адриан /Дементьев/, в прошлом насельник Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря.
***************Расписание Богослужений***************
Среда, 3 ноября
18.00 – Час 9-й. Малая вечерня с акафистом
Четверг, 4 ноября
Празднование Казанской иконе Божией Матери
4.00 – Всенощное бдение
8.00 – Таинство покаяния. Исповедь
9.00 – Божественная литургия
Пятница, 5 ноября
18.00 – Вечерня. Малое повечерие
Суббота, 6 ноября
ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
Мч. Арефы и с ним 4299 мучеников
7.00 – Молебен Пресвятой Богородице. Полунощница
Таинство покаяния. Исповедь. Утреня ( парастас )
Часы. Божественная литургия
17.00 – Панихида. Час 9-й. Малая вечерня
Воскресенье, 7 ноября
Мчч. Маркиана и Мартирия
4.00 – Всенощное бдение
8.00 – Молебен прп. Антонию Дымскому
Таинство покаяния. Исповедь. Часы
9.00 – Божественная литургия
18.00 – Великая вечерня. Малое повечерие
Понедельник, 8 ноября
Вмч. Димитрия Солунского.
Воспоминание великого и страшного трясения
7.00 – Молебен прп. Антонию Дымскому. Полунощница
Таинство покаяния. Исповедь. Утреня ( полиелей )
Часы. Божественная литургия
Пятница, 12 ноября
18.00 – Вечерня. Малое повечерие
Суббота, 13 ноября
Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана,
Нарцисса, Апеллия и Аристовула. Мч. Епимаха
7.00 – Молебен Пресвятой Богородице. Полунощница
Таинство покаяния. Исповедь. Утреня
Часы. Божественная литургия
17.00 – Панихида. Час 9-й. Малая вечерня
Воскресенье, 14 ноября
Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских
Традиции обители
С XIX века наплыв богомольцев в монастырь всегда был значительным. Всех привлекало целебное озеро. Каждый богомолец обязательно купался или омывался не менее трех раз. Наибольший приток богомольцев бывал всегда летом.
Первым праздником в году является Антониев день – 17/30 января – память прп. Антония Дымского и его духовного покровителя прп. Антония Великого.
В № 27 журнала «Домашняя беседа» за 1860 год есть рассказ «поклонника св. мест», «Посещение Дымской обители преподобного Антония», где говорится об исцелениях в результате купания на Дымском озере, где подвизался преподобный, и его всенародном почитании. Здесь мы читаем следующие воспоминания автора об этом купании: «Прежде чем вступил я во врата скинии Божией с человеки, я увидел знакомую мне партию богомольцев, лагерем расположившуюся вокруг монастыря со своими одноконными подводами.
– Здорово, ребятушки! – приветствовал я толпу о чем-то совещавшегося между собой народа, но подойдя ближе, с удивлением спросил: да что это вы,други, мокрые?
– Купались, батюшка! – проговорило неcколько голосов.
– Как так? Возможно ли купаться зимой, при таком холоде? Долго ли занемочь.
– И, батюшка! – прервал меня один из них, – преподобный Антоний исцеляет больных, а не делает больными здоровых. Наши предки ездили сюда, купались и выздоравливали. То же самое бывает и со многими из нас.
– Где же вы купались-то?
– На озере есть купальня, а рядом с нею прорубь, – в них-то мы и купаемся, родимый! – был ответ.
В ожидании службы церковной я отправился к озеру Дымскому, чтобы видеть воды, безвредно омывающие плоть человеческую при 25 градусах мороза.
Пока я стоял тут, пришел старец с двумя ведрами на коромысле почерпнуть воды для своей келейной надобности. Я вошел с ним в разговор, чтобы более ознакомиться с местным обычаем.
– Озеро Дымское, – приветливо отвечал мне старец, – издавна слывет цельбоносным, и самая часовня выстроена одним петербургским купцом, после купания в нем получившим выздоровление. Многие богомольцы, не только летом, но и зимою, покрытые ранами, опускаются в воду и исцеляются. Вы, как человек образованный, сами можете понимать, что страждущего заставляет купаться не любопытство, а теплая вера в вышнюю помощь от Бога, при участии молитв основателя здешней обители преподобного Антония. Я тридцать лет живу в ней, продолжал он, но ни разу не слыхал, даже от прежних старцев, чтобы кто-нибудь утонул в озере.
Теперь купаются не так много, но летом, особенно 24 июня / 7 июля, в день Рождества Предтечи и обретения мощей Антония, тысячи мужчин и женщин с малолетними детьми, тотчас по освящении воды, с обеих сторон пристани погружаются в нее, нисколько не стыдясь наготы своей в собрании большого числа народа, пришедшего с крестным ходом для водосвятия.
Вторым праздником в году, привлекающим паломников, является Троицын день.
Третий годовой праздник – «Иванов день» (св. Иоанна Предтечи) – 24 июня / 7 июля, считается самым главным. До революции этот праздник привлекал массы народа и сопровождался большою конною ярмаркою. Помещений в монастыре в этот день не хватало, и тысячи богомольцев располагались прямо вокруг стен обители и у озера. Сотни лошадей устанавливались табунами за монастырем. Шла бойкая торговля разными товарами и съестными продуктами с возов, из лавочек, устроенных в ограде, и из балаганов. После обедни совершался крестный ход на озеро, где служили водосвятный молебен. Лишь только погружался крест в воду, с берегов и мостов бросались в озеро тысячи народа и въезжали бесчисленные отряды лошадей с нагими всадниками; получалась картина, единственная в своем роде. На этой ярмарке все население тихвинского края, а также соседних уездов, запасалось лошадями для своего хозяйства.
В части неофициальной к № 2 газеты «Новгородские губернские ведомости» за 1864 год мы находим сообщение, что «богомольцев, посещающих Дымский монастырь, для поклонения местной святыне и для купания в монастырском озере, определить с точностью невозможно, но надобно полагать, что в продолжение года пребывает их до 25 тысяч человек, и всем им по заведенному издревле обычаю раздается в благословение хлеб и по мере возможности предлагается братская трапеза». Помимо дней памяти преподобного Антония 17/30 января (день его тезоименитства) и 24 июня / 7 июля (день преставления) в различных источниках есть свидетельства того, что память преподобного праздновалась еще 13/26 апреля.
Святыни обители
Мощи прп. Антония Дымского
(17/30 января и 24 июня / 7 июля).
Икона прп. Арсения Коневского с частицей св. мощей
(12/25 июня).
Икона св. блж. Матроны с частицей св. мощей
(23 февраля / 8 марта и 19 апреля / 2 мая).
Икона святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии с частицей святых мощей
(17/30 сентября).
Мощевик с частицами св. мощей Киево-Печерских святых:
Святые Ближних (прп. Антония) пещер
(28 сентября / 11 октября):
прп. Прохор Лебедник;
прп. Поликарп архим. Печерский;
прп. Варлаам игум. Печерский;
прп. Дамиан целебник;
прп. Никодим просфорник;
прп. Лаврентий еп. Туровский;
прп. Афанасий затворник;
прп. Лука эконом Печерский;
прп. Агапит врач безмездный;
прп. Феофил Слезоточивый;
прп. Нектарий схимник;
прп. Григорий иконописец;
прп. Савва Богоугодник;
прп. Сергий Послушливый;
прп. Пимен Многоболезненный;
прп. Нестор Летописец;
прп. Иоанн Многострадальный;
прп. Марк Гробокопатель;
прп. Никола Святоша кн.Черниговский;
прмч. Григорий Чудотворец;
прп. Онуфрий Молчаливый;
прп. Анатолий затворник;
прп. Алипий иконописец;
прп. Спиридон просфорник;
прп. Симеон еп. Суздальский;
прп. Никон иг. Печерский;
прп. Феофан Постник;
прмч. Анастасий диакон;
прп. Исаакий затворник;
прмч. Иоанн младенец;
прп. Ефрем еп. Переяславский;
Святые Дальних (прп. Феодосия) пещер
(28 августа / 10 сентября):
прп. Моисей Чудотворец;
прп. Лаврентий затворник;
прп. Иларион схимник;
прп. Мартирий диакон;
прп. Феодор кн. Острожский;
прп. Феофил архиеп. Новгородский;
прп. Григорий Чудотворец;
прп. Ипатий целебник;
прп. Иосиф Многоболезненный;
прп. Павел Послушливый;
прп. Нестор Некнижный;
прп. Феодор Молчаливый;
прп. Вениамин затворник;
прп. Арсений Трудолюбивый;
прп. Евфимий схимник;
прп. Меркурий Постник;
прп. Макарий диакон;
прп. Леонтий канонарх;
прп. Геронтий канонарх;
прп. Захария Постник;
прп. Силуан схимник;
прп. Игнатий архим. Печерский;
прп. Лонгин вратарь Печерский;
прп. Павел митр. Тобольский;
сщмч. Владимир митр. Киевский;
прп. Филарет митр. Киевский.
Ковчег со 154 частицами мощей древних и русских святых: