антониево дымский мужской монастырь тихвин

История

Антониево-Дымский мужской монастырь – одна из древнейших обителей Северной Руси. Основан он был в начале ХIII века великим подвижником и учеником преподобного Варлаама Хутынского – Антонием Дымским.

антониево дымский мужской монастырь тихвин

Преподобный Антоний, Дымский чудотворец, родился в 1206 году в Великом Новгороде от благочестивых и боголюбивых родителей и воспитан был в строгом благочестии и добром наставлении.

антониево дымский мужской монастырь тихвин

Однажды придя в храм святой отрок во время Божественной Литургии услышал слова Евангельского чтения: «Аще кто хочет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет» (Мф. 16:24). В них он услышал призыв к жизни иной. Вскоре после этого в 1225 году юноша оставляет родительский дом и удаляется в монастырь Спаса, что на Хутыни близ Новгорода. Настоятель монастыря, прозорливый старец, преподобный Варлаам Хутынский, провидя в юноше будущего угодника Божия, избранный сосуд Святого Духа, несмотря на юный возраст, принял его в обитель и не замедлил облечь в ангельский образ.

После кончины преподобного Варлаама в 1243 году смиренномудрый Антоний был поставлен игуменом Хутынского монастыря. Когда игумен Антоний увидел, что монастырь прочно утвержден, он решил удалиться из него и найти уединенное место для молитвенных подвигов и был приведен Богом на Дымское озеро.

антониево дымский мужской монастырь тихвин

Здесь, в совершенном безмолвии, перед очами Единого Бога подвижник совершил почти половину земной жизни. Но и дремучие Дымские леса не могли совершенно утаить в себе его Богоугодного жития от искренних последователей «благаго ига и легкого бремени Христова». Так образовалась новая обитель, в которой преподобный Антоний продолжал удручать свое тело трудом, постом и молитвою.

антониево дымский мужской монастырь тихвин

Во многолетних трудах, на 67 году жизни, приобщившись Святых Таин и с молитвой на устах он предал Господу свою душу 24 июня/7 июля 1273 года. Тело его было положено в устроенной им церкви Антония Великого, и в 1370 году было обретено нетленным.

антониево дымский мужской монастырь тихвин

За свою историю обитель трижды разрушалась: в 1409 году – татарами, в 1611 году – шведами, а третий раз при советской власти.

Возрождение монастыря началось в 1994 году установкой поклонного креста на Святом озере.

антониево дымский мужской монастырь тихвин

С 1996 года, по май 2008 года монастырь являлся приписным скитом Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря.

16 июня 2001 года были вновь обретены мощи угодника Божьего – преподобного Антония Дымского, которые были перенесены в Тихвинский монастырь.

1 июня 2008 года мощи преподобного Антония Дымского были перенесены в основанный им Антониево-Дымский мужской монастырь, который был вновь утвержден Священным Синодом 8 октября 2008 года.

Настоятелем был назначен Игумен Игнатий /Бузин/, ныне епископ Армавирский и Лабинский.

антониево дымский мужской монастырь тихвин

С апреля 2014 года Священноигуменом обители назначен игумен Адриан /Дементьев/, в прошлом насельник Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря.

Источник

***************Расписание Богослужений***************

Среда, 3 ноября

18.00 – Час 9-й. Малая вечерня с акафистом

Четверг, 4 ноября

Празднование Казанской иконе Божией Матери

4.00 – Всенощное бдение

8.00 – Таинство покаяния. Исповедь

9.00 – Божественная литургия

Пятница, 5 ноября

18.00 – Вечерня. Малое повечерие

Суббота, 6 ноября

ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

Мч. Арефы и с ним 4299 мучеников

7.00 – Молебен Пресвятой Богородице. Полунощница

Таинство покаяния. Исповедь. Утреня ( парастас )

Часы. Божественная литургия

17.00 – Панихида. Час 9-й. Малая вечерня

Воскресенье, 7 ноября

Мчч. Маркиана и Мартирия

4.00 – Всенощное бдение

8.00 – Молебен прп. Антонию Дымскому

Таинство покаяния. Исповедь. Часы

9.00 – Божественная литургия

18.00 – Великая вечерня. Малое повечерие

Понедельник, 8 ноября

Вмч. Димитрия Солунского.

Воспоминание великого и страшного трясения

7.00 – Молебен прп. Антонию Дымскому. Полунощница

Таинство покаяния. Исповедь. Утреня ( полиелей )

Часы. Божественная литургия

Пятница, 12 ноября

18.00 – Вечерня. Малое повечерие

Суббота, 13 ноября

Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана,

Нарцисса, Апеллия и Аристовула. Мч. Епимаха

7.00 – Молебен Пресвятой Богородице. Полунощница

Таинство покаяния. Исповедь. Утреня

Часы. Божественная литургия

17.00 – Панихида. Час 9-й. Малая вечерня

Воскресенье, 14 ноября

Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских

Источник

Антониево дымский мужской монастырь тихвин

антониево дымский мужской монастырь тихвин

Антониево-Дымский монастырь – одна из древнейших обителей Северной Руси. Основан монастырь в 1243 году великим подвижником преподобным Антонием Дымским – преемником и учеником преподобного Варлаама Хутынского. История монастыря насчитывает почти восемь веков, в течение которых были как периоды расцвета обители, так и периоды запустения и разрухи.

В 1919 году монастырь был закрыт, а затем полностью разрушен и разорен.

В начале 2000-х годов в обители стала собираться братия, налаживаться богослужебная и хозяйственная жизнь. Были вновь обретены святые мощи преподобного Антония Дымского и монастырь был утвержден Священным Синодом 8 октября 2008 года.

антониево дымский мужской монастырь тихвин

Игумен Адриан с братией обители

В обители возобновилась монастырская жизнь и активно развивается подсобное хозяйство: скотный двор, пасека, огород, теплицы, своя просфорня и пекарня. Восстанавливается Казанский соборный храм, ремонтируется братский корпус. На Дымском озере, на месте молитвенных подвигов преподобного Антония, в 2011 году была возведена часовня. В Казанском храме покоятся мощи преподобного Антония Дымского, ковчеги с частицами мощей древнехристианских подвижников, отцев Киево-Печерской Лавры и новомучеников Российских. В обители регулярно совершаются богослужения.

Источник

Антониево-Дымский мужской монастырь

антониево дымский мужской монастырь тихвин

Антониево-Дымский монастырь — одна из древнейших обителей Северной Руси, основан в ХIII веке великим подвижником и учеником преподобного Варлаама Хутынского — Антонием Дымским.

Содержание

История [ править ]

Основан монастырь был преподобным Антонием Дымским в начале XIII столетия, (примерно в 1205 году). Официально это произошло несколько позже, когда Великий князь Александр Ярославич Невский пожаловал грамоту на его учреждение, в связи со своим чудесным исцелением по молитвам преподобного Антония.

Преобщившись Святых Христовых тайн преподобный Антоний, Дымский чудотворец, преставился 24 июня 1224 года. Тело его было положено в устоенной им церкви. А в 1370 году, в дни княжения Великого Князя Димитрия Иоанновича Донского, обретено нетленным. Первое разорение Антониево-Дымский монастырь претерпел в 1409 году от полчищ татарского хана Едигея. Обитель была сожжена, но мощи преподобного Антония, перед разорением монастыря братия предала земле: « да не поругаемы будут от врагов». Всю церковную утварь, колокола и святыни обители, (шляпу и вериги преподобного Антония), иноки опустили на дно Дымского озера.

антониево дымский мужской монастырь тихвин

В 1626 году с благословения Святейшего Патриарха Филарета первый Государь Дома Романовых Михаил Феодорович повелел возобновить «монастырь на Дымях». А уже в царствование Государя Алексея Михайловича в 1655 году трудами игумена Филарета в Дымском монастыре был построен первый каменный храм — соборная церковь во имя Антония Великого с приделами в честь иконы Казанской Богоматери и св. Николая Чудотворца. Ее освящение было совершено в престольный праздник монастыря — 17 января 1656 года. В грамоте Царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 21 июня 1692 года монастырь числился приписным к Новгородскому Софийскому собору.

Во время секуляризации монастырских земель, после указа Императрицы Екатерины II о монастырских штатах, в 1764 году монастырь был упразднен, соборный храм стал приходским и 30 лет в обители служили белые священники.

XIX век стал временем расцвета Дымского монастыря. За это столетие обитель была отстроена фактически заново. Большинство деревянных построек заменены каменными. При монастыре существовала приходская школа, в которой обучались дети из окрестных деревень.

Накануне 1917 года в Дымском монастыре подвизалось 55 насельников. В 1919 году монастырь был упразднен. Местные жители до сих пор передают рассказ о том, как из Тихвина был прислан броневик, с которого «пламенные революционеры» объявили о закрытии обители, увековечив свой «подвиг» переименованием этого места в поселок «Красный броневик».

В 1921 году уездный собес разместил в монастырских помещениях «Приют для калек и престарелых». В 1929 году в Дымском монастыре была образована коммуна по производству кирпича с тем же названием — «Красный броневик». Однако «производство», как вскоре оказалось, состояло в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи. В результате «производства кирпича» были постепенно разобраны практически все монастырские строения.

Троицкий собор упоминается как действующий еще в 1931 году в качестве приходского храма. Сюда приезжали богомольцы из г. Тихвина, когда в городе были закрыты все церкви.

В конце XX века Дымский монастырь представлял из себя жалкое зрелище: ни храмов, ни монастырских врат, ни стен. К началу 1990-х годов на монастырском холме от комплекса монастыря сохранились: остов четырёхъярусной соборной колокольни с зияющими проемами для звона, пустующий игуменский двухэтажный корпус (1846 год), двухэтажный корпус странноприимного дома (1867 год), здание церковно-приходского училища, несколько деревянных хозяйственных монастырских построек. Древнейший монастырь Петербургской епархии был разрушен практически до основания.

Современное состояние [ править ]

30 января 1997 года представители комбината «Глинозем» передали ключи от странноприимного корпуса насельникам Тихвинского мужского монастыря.

С 1997 года, по май 2008 года монастырь являлся приписным скитом Тихвинского монастыря.

16 июня 2001 года произошло второе обретение мощей угодника Божьего — преподобного Антония Дымского, которые, после судебно-медицинской экспертизы, проведенной комиссией под председательством проф.Молина Ю.А. в городе Санкт-Петербурге, были перенесены в Тихвинский монастырь.

1 июня 2008 года мощи Святого Антония Дымского были возвращены в основанный им монастырь.

8 октября 2008 года Священным Синодом был вновь утвержден Антониево-Дымский мужской монастырь. Настоятелем был назначен Игумен Игнатий (Бузин).

Храмы [ править ]

Варлаамо-Хутынский храм [ править ]

Церковь во имя преподобного Варлаама Хутынского при трапезной была переоборудована из корпуса котельной. Малое освящение храма произошло в 2001 году.

Антониево-Дымская часовня [ править ]

Каменная часовня во имя преподобного Антония Дымского была сооружена на берегу Дымского озера в 2011 году и освящена 7 июля того года.

Подворье [ править ]

Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Боровая, д. 52. (м. Обводный канал).

Святые [ править ]

Святыни [ править ]

Утраченные святыни [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Прп. Антония Дымского

Источник

АНТОНИЕВ-ДЫМСКИЙ МОНАСТЫРЬ

антониево дымский мужской монастырь тихвин
Антониев-Дымский монастырь. Фото ок. нач. XXI в.

Мужской Антониев-Дымский [1] монастырь во имя Всесвятой Троицы Тихвинской епархии

Расположен в 15 км к юго-востоку от Тихвина и 20 километрах от Бокситогорска, на возвышенности близ Дымского озера.

Первые века истории монастыря

Один из древнейших монастырей Северо-Запада России, монастырь был вероятно основан в первой половине XIII века [2] преподобным Антонием Дымским, который поселился в уединённом месте на берегу Дымского озера, ископал пещеру, поставил келью и начал подвизаться в посте и молитве. Когда собралась братия, построили двухэтажную деревянную церковь во имя преподобного Антония Великого [3]. Вскоре «во общее же упокоение братии» был построен другой храм, «тёплый с трапезою», в честь Рождества Иоанна Предтечи. Грамота на создание монастыря была пожалована благоверным князем Александром Ярославичем Невским [4], в связи с его чудесным исцелением по молитвам преподобного Антония [5]. По преставлении святого Антония, его мощи были погребены в созданной им церкви.

В XIV веке [6] в обители были обретены нетленные мощи преподобного основателя. Вероятно именно в день обретения мощей было установлено празднование памяти святого Антония 17 января.

Благодаря пожертвованиям царя Михаила Феодоровича в 1626 году «монастырь на Дымях» был возобновлен и в него переселили насельников Валаамского монастыря, уничтоженного шведами. В 1655-1656 годах трудами строителя монаха Филарета в монастыре был построен собор во имя преподобного Антония Великого с приделами во имя святителя Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери. Освященный 17 января 1656 года собор стал первым каменным храмом обители.

В 1687 году монастырь сгорел, но затем был отстроен заново. В 1690 году обитель была приписана к Новгородскому Софийскому собору. Числится таковой и в грамоте царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 21 июня 1692 года.

антониево дымский мужской монастырь тихвин
Антониев Дымский монастырь. Литография 1851 г.

Синодальный период

В 1744 году над местом сокрытия мощей основателя обители петербургским купцом Калитиным, исцеленным преподобным Антонием от продолжительной тяжелой болезни, была устроена деревянная золоченая гробница.

До 1764 года Антониев-Дымский монастырь владел 120 десятинами земли, к нему было приписано 111 крестьян. В ходе секуляризационной реформы того года монастырь был упразднен, в его помещениях проживали клирики Новгородской епархии. Соборный храм стал приходским и 30 лет там служили белые священники.

В конце XVIII века в бывшем монастыре отцом Авраамом Ксенифонтовым был построен новый деревянный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи, освященный 23 июня 1783 года архимандритом Тихвинского Большого монастыря Евфимием. В начале 1790-х годов отец Авраам приступил к «отделке» в соборе верхней церкви во имя Живоначальной Троицы.

1 сентября 1794 года по ходатайству архимандрита Тихвинского Большого мужского монастыря Игнатия указом митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила монастырь был восстановлен как общежительный третьеклассный, в него были переведены насельники Тихвинского монастыря числом около 30 человек. Монастырь стал управляться строителями. Устав возрожденной обители из 20 пунктов составил сам митрополит Гавриил, прислав его 11 октября 1795 года. Кроме ежегодного содержания, монастырь также пользовался озером, пашней, огородами, луговой землей и дровяным лесом. В общей сложности доходы обители не превышали 110 рублей в год. Возрождение монастыря поддержал император Павел Петрович, пожертвовавший 9 апреля 1799 года на починку обители из казны 2000 сосновых деревьев.

Разрушение в советские годы

После Великой Отечественной войны в единственном оставшемся игуменском корпусе и гостинице была организована школа трактористов. В это же время было разорено и монастырское кладбище. Позже в монастыре расположилось психиатрическое заведение. Главный собор монастыря использовался под склад, а в 1956-1961 годах был разобран. В последние десятилетия остатки монастыря были переданы Бокситогорскому комбинату «Глинозём», в бывшем монастырском странноприимном доме был размещен заводской санаторий-профилакторий.

Возрождение

Богослужения вначале были возобновлены в домовой часовне в бывшем странноприимном доме. В 2000 году был выстроен новый трапезный храм, начато восстановление Троицкого собора. 16 июня 2001 года при раскопках на месте собора были обретены мощи преподобного Антония Дымского, вначале положенные в Успенском соборе Тихвинского монастыря, а 1 июня 2008 года возвращенные в возрождающуюся Дымскую обитель.

антониево дымский мужской монастырь тихвин
Храм Варлаама Хутынского Антониево-Дымского монастыря. Фото ок. нач. XXI в.

Храмы, архитектура

Варлаамо-Хутынский храм

Церковь во имя преподобного Варлаама Хутынского при трапезной была переоборудована из корпуса котельной. Малое освящение храма произошло в 2001 году.

Антониево-Дымская часовня

Каменная часовня во имя преподобного Антония Дымского была сооружена на берегу Дымского озера в 2011 году и освящена 7 июля того года.

Утраченные

Первоначальные церкви обители были воздвигнуты при преподобном Антонии Дымском в XIII веке. Первой стал двухэтажный деревянный храм преподобного Антония Великого. Верхняя церковь этого храма была освящена либо во имя святителя Николая Чудотворца (согласно ранней редакции жития святого Антония Дымского), либо в честь Покрова Божией Матери (согласно поздней редакции). Время утраты этого храма неизвестно.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Вскоре после устроения обители, при преподобном Антонии Дымском в XIII веке, «во общее же упокоение братии» был построен второй храм монастыря, «тёплый с трапезою», в честь Рождества Иоанна Предтечи. Время утраты этого храма неизвестно.

В конце XVIII века в упраздненном в то время монастыре был построен новый деревянный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи, освященный 23 июня 1783 года архимандритом Тихвинского Большого монастыря Евфимием. Эта церковь была закрыта в 1920-х годах, а затем разрушена.

Троицкий (б. Антониевский, Казанский) собор

Монастырский собор был воздвигнут в 1655-1656 годы трудами строителя монаха Филарета. Собор стал первой каменной постройкой в обители. Первоначально собор был освящен во имя преподобного Антония Великого с приделами во имя святителя Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери. Затем главным стал Казанский престол, а придел Антония Великого был устроен над гробом преподобного Антония Дымского).

Скиты и подворья

Настоятели

Свытыни

Статистика

Литература

Использованные материалы

[1] Антониево-Дымский; Антонов что на Дымех.

[4] Согласно поздней редакции жития преподобного Антония Дымского.

[6] Известны датировки обретения мощей 1330 и 1370 годом. Поздняя редакция жития святого Антония говорит что обретение состоялось через 97 лет после преставления.

[7] По свидетельству поздней редакции жития святого Антония Дымского. Ранняя редакция жития не упоминает этих двух нашествий, а говорит лишь что древние сведения о монастыре не сохранились «от велия забвения и нерадения. и от бывших пожаров и всяких воинских людей буести и находов, и от своих, во обители живущих, всякия скудости и простоты». В первой четверти XX века И. П. Мордвинов писал что он не обнаружил касательно этих двух разрушений «никаких указаний ни в летописях, ни в иных сказаниях. никаких преданий в Тихвине»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *