антониево дымский мужской монастырь тихвинской епархии

Антониево дымский мужской монастырь тихвинской епархии

антониево дымский мужской монастырь тихвинской епархии

Антониево-Дымский монастырь – одна из древнейших обителей Северной Руси. Основан монастырь в 1243 году великим подвижником преподобным Антонием Дымским – преемником и учеником преподобного Варлаама Хутынского. История монастыря насчитывает почти восемь веков, в течение которых были как периоды расцвета обители, так и периоды запустения и разрухи.

В 1919 году монастырь был закрыт, а затем полностью разрушен и разорен.

В начале 2000-х годов в обители стала собираться братия, налаживаться богослужебная и хозяйственная жизнь. Были вновь обретены святые мощи преподобного Антония Дымского и монастырь был утвержден Священным Синодом 8 октября 2008 года.

антониево дымский мужской монастырь тихвинской епархии

Игумен Адриан с братией обители

В обители возобновилась монастырская жизнь и активно развивается подсобное хозяйство: скотный двор, пасека, огород, теплицы, своя просфорня и пекарня. Восстанавливается Казанский соборный храм, ремонтируется братский корпус. На Дымском озере, на месте молитвенных подвигов преподобного Антония, в 2011 году была возведена часовня. В Казанском храме покоятся мощи преподобного Антония Дымского, ковчеги с частицами мощей древнехристианских подвижников, отцев Киево-Печерской Лавры и новомучеников Российских. В обители регулярно совершаются богослужения.

Источник

АНТОНИЕВ-ДЫМСКИЙ МОНАСТЫРЬ

антониево дымский мужской монастырь тихвинской епархии
Антониев-Дымский монастырь. Фото ок. нач. XXI в.

Мужской Антониев-Дымский [1] монастырь во имя Всесвятой Троицы Тихвинской епархии

Расположен в 15 км к юго-востоку от Тихвина и 20 километрах от Бокситогорска, на возвышенности близ Дымского озера.

Первые века истории монастыря

Один из древнейших монастырей Северо-Запада России, монастырь был вероятно основан в первой половине XIII века [2] преподобным Антонием Дымским, который поселился в уединённом месте на берегу Дымского озера, ископал пещеру, поставил келью и начал подвизаться в посте и молитве. Когда собралась братия, построили двухэтажную деревянную церковь во имя преподобного Антония Великого [3]. Вскоре «во общее же упокоение братии» был построен другой храм, «тёплый с трапезою», в честь Рождества Иоанна Предтечи. Грамота на создание монастыря была пожалована благоверным князем Александром Ярославичем Невским [4], в связи с его чудесным исцелением по молитвам преподобного Антония [5]. По преставлении святого Антония, его мощи были погребены в созданной им церкви.

В XIV веке [6] в обители были обретены нетленные мощи преподобного основателя. Вероятно именно в день обретения мощей было установлено празднование памяти святого Антония 17 января.

Благодаря пожертвованиям царя Михаила Феодоровича в 1626 году «монастырь на Дымях» был возобновлен и в него переселили насельников Валаамского монастыря, уничтоженного шведами. В 1655-1656 годах трудами строителя монаха Филарета в монастыре был построен собор во имя преподобного Антония Великого с приделами во имя святителя Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери. Освященный 17 января 1656 года собор стал первым каменным храмом обители.

В 1687 году монастырь сгорел, но затем был отстроен заново. В 1690 году обитель была приписана к Новгородскому Софийскому собору. Числится таковой и в грамоте царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 21 июня 1692 года.

антониево дымский мужской монастырь тихвинской епархии
Антониев Дымский монастырь. Литография 1851 г.

Синодальный период

В 1744 году над местом сокрытия мощей основателя обители петербургским купцом Калитиным, исцеленным преподобным Антонием от продолжительной тяжелой болезни, была устроена деревянная золоченая гробница.

До 1764 года Антониев-Дымский монастырь владел 120 десятинами земли, к нему было приписано 111 крестьян. В ходе секуляризационной реформы того года монастырь был упразднен, в его помещениях проживали клирики Новгородской епархии. Соборный храм стал приходским и 30 лет там служили белые священники.

В конце XVIII века в бывшем монастыре отцом Авраамом Ксенифонтовым был построен новый деревянный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи, освященный 23 июня 1783 года архимандритом Тихвинского Большого монастыря Евфимием. В начале 1790-х годов отец Авраам приступил к «отделке» в соборе верхней церкви во имя Живоначальной Троицы.

1 сентября 1794 года по ходатайству архимандрита Тихвинского Большого мужского монастыря Игнатия указом митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила монастырь был восстановлен как общежительный третьеклассный, в него были переведены насельники Тихвинского монастыря числом около 30 человек. Монастырь стал управляться строителями. Устав возрожденной обители из 20 пунктов составил сам митрополит Гавриил, прислав его 11 октября 1795 года. Кроме ежегодного содержания, монастырь также пользовался озером, пашней, огородами, луговой землей и дровяным лесом. В общей сложности доходы обители не превышали 110 рублей в год. Возрождение монастыря поддержал император Павел Петрович, пожертвовавший 9 апреля 1799 года на починку обители из казны 2000 сосновых деревьев.

Разрушение в советские годы

После Великой Отечественной войны в единственном оставшемся игуменском корпусе и гостинице была организована школа трактористов. В это же время было разорено и монастырское кладбище. Позже в монастыре расположилось психиатрическое заведение. Главный собор монастыря использовался под склад, а в 1956-1961 годах был разобран. В последние десятилетия остатки монастыря были переданы Бокситогорскому комбинату «Глинозём», в бывшем монастырском странноприимном доме был размещен заводской санаторий-профилакторий.

Возрождение

Богослужения вначале были возобновлены в домовой часовне в бывшем странноприимном доме. В 2000 году был выстроен новый трапезный храм, начато восстановление Троицкого собора. 16 июня 2001 года при раскопках на месте собора были обретены мощи преподобного Антония Дымского, вначале положенные в Успенском соборе Тихвинского монастыря, а 1 июня 2008 года возвращенные в возрождающуюся Дымскую обитель.

антониево дымский мужской монастырь тихвинской епархии
Храм Варлаама Хутынского Антониево-Дымского монастыря. Фото ок. нач. XXI в.

Храмы, архитектура

Варлаамо-Хутынский храм

Церковь во имя преподобного Варлаама Хутынского при трапезной была переоборудована из корпуса котельной. Малое освящение храма произошло в 2001 году.

Антониево-Дымская часовня

Каменная часовня во имя преподобного Антония Дымского была сооружена на берегу Дымского озера в 2011 году и освящена 7 июля того года.

Утраченные

Первоначальные церкви обители были воздвигнуты при преподобном Антонии Дымском в XIII веке. Первой стал двухэтажный деревянный храм преподобного Антония Великого. Верхняя церковь этого храма была освящена либо во имя святителя Николая Чудотворца (согласно ранней редакции жития святого Антония Дымского), либо в честь Покрова Божией Матери (согласно поздней редакции). Время утраты этого храма неизвестно.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Вскоре после устроения обители, при преподобном Антонии Дымском в XIII веке, «во общее же упокоение братии» был построен второй храм монастыря, «тёплый с трапезою», в честь Рождества Иоанна Предтечи. Время утраты этого храма неизвестно.

В конце XVIII века в упраздненном в то время монастыре был построен новый деревянный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи, освященный 23 июня 1783 года архимандритом Тихвинского Большого монастыря Евфимием. Эта церковь была закрыта в 1920-х годах, а затем разрушена.

Троицкий (б. Антониевский, Казанский) собор

Монастырский собор был воздвигнут в 1655-1656 годы трудами строителя монаха Филарета. Собор стал первой каменной постройкой в обители. Первоначально собор был освящен во имя преподобного Антония Великого с приделами во имя святителя Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери. Затем главным стал Казанский престол, а придел Антония Великого был устроен над гробом преподобного Антония Дымского).

Скиты и подворья

Настоятели

Свытыни

Статистика

Литература

Использованные материалы

[1] Антониево-Дымский; Антонов что на Дымех.

[4] Согласно поздней редакции жития преподобного Антония Дымского.

[6] Известны датировки обретения мощей 1330 и 1370 годом. Поздняя редакция жития святого Антония говорит что обретение состоялось через 97 лет после преставления.

[7] По свидетельству поздней редакции жития святого Антония Дымского. Ранняя редакция жития не упоминает этих двух нашествий, а говорит лишь что древние сведения о монастыре не сохранились «от велия забвения и нерадения. и от бывших пожаров и всяких воинских людей буести и находов, и от своих, во обители живущих, всякия скудости и простоты». В первой четверти XX века И. П. Мордвинов писал что он не обнаружил касательно этих двух разрушений «никаких указаний ни в летописях, ни в иных сказаниях. никаких преданий в Тихвине»

Источник

История

Антониево-Дымский мужской монастырь – одна из древнейших обителей Северной Руси. Основан он был в начале ХIII века великим подвижником и учеником преподобного Варлаама Хутынского – Антонием Дымским.

антониево дымский мужской монастырь тихвинской епархии

Преподобный Антоний, Дымский чудотворец, родился в 1206 году в Великом Новгороде от благочестивых и боголюбивых родителей и воспитан был в строгом благочестии и добром наставлении.

антониево дымский мужской монастырь тихвинской епархии

Однажды придя в храм святой отрок во время Божественной Литургии услышал слова Евангельского чтения: «Аще кто хочет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет» (Мф. 16:24). В них он услышал призыв к жизни иной. Вскоре после этого в 1225 году юноша оставляет родительский дом и удаляется в монастырь Спаса, что на Хутыни близ Новгорода. Настоятель монастыря, прозорливый старец, преподобный Варлаам Хутынский, провидя в юноше будущего угодника Божия, избранный сосуд Святого Духа, несмотря на юный возраст, принял его в обитель и не замедлил облечь в ангельский образ.

После кончины преподобного Варлаама в 1243 году смиренномудрый Антоний был поставлен игуменом Хутынского монастыря. Когда игумен Антоний увидел, что монастырь прочно утвержден, он решил удалиться из него и найти уединенное место для молитвенных подвигов и был приведен Богом на Дымское озеро.

антониево дымский мужской монастырь тихвинской епархии

Здесь, в совершенном безмолвии, перед очами Единого Бога подвижник совершил почти половину земной жизни. Но и дремучие Дымские леса не могли совершенно утаить в себе его Богоугодного жития от искренних последователей «благаго ига и легкого бремени Христова». Так образовалась новая обитель, в которой преподобный Антоний продолжал удручать свое тело трудом, постом и молитвою.

антониево дымский мужской монастырь тихвинской епархии

Во многолетних трудах, на 67 году жизни, приобщившись Святых Таин и с молитвой на устах он предал Господу свою душу 24 июня/7 июля 1273 года. Тело его было положено в устроенной им церкви Антония Великого, и в 1370 году было обретено нетленным.

антониево дымский мужской монастырь тихвинской епархии

За свою историю обитель трижды разрушалась: в 1409 году – татарами, в 1611 году – шведами, а третий раз при советской власти.

Возрождение монастыря началось в 1994 году установкой поклонного креста на Святом озере.

антониево дымский мужской монастырь тихвинской епархии

С 1996 года, по май 2008 года монастырь являлся приписным скитом Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря.

16 июня 2001 года были вновь обретены мощи угодника Божьего – преподобного Антония Дымского, которые были перенесены в Тихвинский монастырь.

1 июня 2008 года мощи преподобного Антония Дымского были перенесены в основанный им Антониево-Дымский мужской монастырь, который был вновь утвержден Священным Синодом 8 октября 2008 года.

Настоятелем был назначен Игумен Игнатий /Бузин/, ныне епископ Армавирский и Лабинский.

антониево дымский мужской монастырь тихвинской епархии

С апреля 2014 года Священноигуменом обители назначен игумен Адриан /Дементьев/, в прошлом насельник Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря.

Источник

***************Расписание Богослужений***************

Среда, 3 ноября

18.00 – Час 9-й. Малая вечерня с акафистом

Четверг, 4 ноября

Празднование Казанской иконе Божией Матери

4.00 – Всенощное бдение

8.00 – Таинство покаяния. Исповедь

9.00 – Божественная литургия

Пятница, 5 ноября

18.00 – Вечерня. Малое повечерие

Суббота, 6 ноября

ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

Мч. Арефы и с ним 4299 мучеников

7.00 – Молебен Пресвятой Богородице. Полунощница

Таинство покаяния. Исповедь. Утреня ( парастас )

Часы. Божественная литургия

17.00 – Панихида. Час 9-й. Малая вечерня

Воскресенье, 7 ноября

Мчч. Маркиана и Мартирия

4.00 – Всенощное бдение

8.00 – Молебен прп. Антонию Дымскому

Таинство покаяния. Исповедь. Часы

9.00 – Божественная литургия

18.00 – Великая вечерня. Малое повечерие

Понедельник, 8 ноября

Вмч. Димитрия Солунского.

Воспоминание великого и страшного трясения

7.00 – Молебен прп. Антонию Дымскому. Полунощница

Таинство покаяния. Исповедь. Утреня ( полиелей )

Часы. Божественная литургия

Пятница, 12 ноября

18.00 – Вечерня. Малое повечерие

Суббота, 13 ноября

Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана,

Нарцисса, Апеллия и Аристовула. Мч. Епимаха

7.00 – Молебен Пресвятой Богородице. Полунощница

Таинство покаяния. Исповедь. Утреня

Часы. Божественная литургия

17.00 – Панихида. Час 9-й. Малая вечерня

Воскресенье, 14 ноября

Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских

Источник

Антониево-Дымский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

антониево дымский мужской монастырь тихвинской епархии

История

Антониево-Дымский мужской монастырь – одна из древнейших обителей Северной Руси. Основан он был в начале ХIII века великим подвижником и учеником преподобного Варлаама Хутынского – Антонием Дымским.

Преподобный Антоний, Дымский чудотворец, родился в 1206 году в Великом Новгороде от благочестивых и боголюбивых родителей и воспитан был в строгом благочестии и добром наставлении.

Однажды придя в храм святой отрок во время Божественной Литургии услышал слова Евангельского чтения: «Аще кто хочет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет» (Мф. 16:24). В них он услышал призыв к жизни иной. Вскоре после этого в 1225 году юноша оставляет родительский дом и удаляется в монастырь Спаса, что на Хутыни близ Новгорода. Настоятель монастыря, прозорливый старец, преподобный Варлаам Хутынский, провидя в юноше будущего угодника Божия, избранный сосуд Святого Духа, несмотря на юный возраст, принял его в обитель и не замедлил облечь в ангельский образ.

После кончины преподобного Варлаама в 1243 году смиренномудрый Антоний был поставлен игуменом Хутынского монастыря. Когда игумен Антоний увидел, что монастырь прочно утвержден, он решил удалиться из него и найти уединенное место для молитвенных подвигов и был приведен Богом на Дымское озеро.

Здесь, в совершенном безмолвии, перед очами Единого Бога подвижник совершил почти половину земной жизни. Но и дремучие Дымские леса не могли совершенно утаить в себе его Богоугодного жития от искренних последователей «благаго ига и легкого бремени Христова». Так образовалась новая обитель, в которой преподобный Антоний продолжал удручать свое тело трудом, постом и молитвою.

Во многолетних трудах, на 67 году жизни, приобщившись Святых Таин и с молитвой на устах он предал Господу свою душу 24 июня/7 июля 1273 года. Тело его было положено в устроенной им церкви Антония Великого, и в 1370 году было обретено нетленным.

За свою историю обитель трижды разрушалась: в 1409 году – татарами, в 1611 году – шведами, а третий раз при советской власти.

Возрождение монастыря началось в 1994 году установкой поклонного креста на Святом озере.

С 1996 года, по май 2008 года монастырь являлся приписным скитом Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря.

16 июня 2001 года были вновь обретены мощи угодника Божьего – преподобного Антония Дымского, которые были перенесены в Тихвинский монастырь.

1 июня 2008 года мощи преподобного Антония Дымского были перенесены в основанный им Антониево-Дымский мужской монастырь, который был вновь утвержден Священным Синодом 8 октября 2008 года.

Настоятелем был назначен игумен Игнатий (Бузин), ныне епископ Армавирский и Лабинский.

С апреля 2014 года Священноигуменом обители назначен игумен Адриан (Дементьев), в прошлом насельник Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря.

Настоятель

антониево дымский мужской монастырь тихвинской епархии

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

антониево дымский мужской монастырь тихвинской епархии

Еще при жизни преподобного Антония, бывший тогда в Новгороде архиепископ Исайя благословил поставить в обители деревянную соборную церковь преподобного Антония Великого, в честь ангела первоначальника Дымской пустыни, с приделом в ней Покрова Пресвятой Богородицы и кельи для проживания монашествующих (между 1250 и 1273 годами). Когда эта церковь пришла в ветхое состояние, на ее месте был построен деревянный двухэтажный храм с приделами: внизу преподобного Антония Великого, а на втором этаже святителя Николая Чудотворца. После возведения первого храма, «во óбщее же оỳпокоéние брáтiи» была поставлена теплая церковь с трапезою во имя Рождества святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. А за полтора километра (одно поприще) от обители возникло монастырское кладбище.

В 1370 году, в дни правления князя Димитрия Иоанновича Донского, были впервые обретены нетленные мощи преподобного Антония Дымского. В 1409 году полчища татар Едыгея вторглись в новгородскую землю. Мощи были спрятаны под спуд. Татары, дойдя до Дымской обители, разграбили ее, а церкви и постройки сожгли.

В силу неизвестных причин, скорее всего из-за недостатка средств, верха этой церкви были достроены в дереве. Казанский храм был закончен и освящен на память преподобного Антония Великого 17/30 января 1656 года.

Далее Казанский храм монастыря прошел несколько этапов своей строительной истории. В начале 1740-х годов началось строительство в камне первого этажа Казанского храма на уже существующем каменном же подцерковье. Затем строительство продолжилось в 1760-1761 годах, пока окончательно храм не был закончен отделкой и 24-25 февраля 1806 года при игумене Герасиме (Гайдукове) освящен во имя Св. Троицы (верхний главный храм). Мощи при этом оставались на прежнем месте под спудом даже тогда, когда он был окончательно разобран в конце 1950-х годов.

В рукописи тихвинского краеведа И.П. Мордвинова «Монастырь Антониев на Дымях» (1924) мы находим описание Казанского храма: «В центре монастыря стоит главный каменный собор, именуемый ныне Троицким, с находящеюся на нем колокольнею. Построен он в 1735–40 годах, по архитектуре тяжел, безвкусен, представляет собою вытянутый ящик с двумя низкими полукруглыми алтарями с восточной стороны. Колокольня приземиста и давит собою переднюю часть здания. Крыша четырехскатная, довольно высокая. Шейки глав устроены в виде четырехугольных призм, расписанных фальшивыми окнами. Всех глав пять, но расположены они неудачно и представляют собою подобие сплющенной купы; имеют вид довольно плоских луковиц, иногда окрашенных в синий цвет и разделенных позолоченными звездами

В нижнем этаже помещаются приделы Казанский и Антония Великого. Низкие тяжелые своды, арки и глубокие окна дают впечатление старины по крайней мере XVII века. В арке между приделами помещается надгробие Антония Дымского под балдахином. Около гробницы на особой тумбочке лежит железная шляпа с широкими полями и низкой тульей, по преданию принадлежавшая преподобному, но в старых описях она не упоминается, появилась не ранее XVIII века и принадлежала какому-нибудь аскетически настроенному монаху этого времени. В ризнице монастыря еще сохраняется шапка из плоского широкого железа с открытым верхом, который пересечен крестообразно двумя железными полосами. Ранее, в 80-х годах XIX века, шапка эта также находилась при надгробии. Кроме того, сохраняются вериги неизвестного подвижника, состоящие из полос толстого железа с железными же крестами-лямками.

Под надгробием сделано отверстие, из которого верующие берут на память белый песок, обычно добываемый в Дымском озере. Перед гробницею стоит старинный образ Антония Великого (XVIII века) новгородского письма.

В иконостасе Казанского придела замечателен старинный образ Казанской Божией Матери, чрезвычайно чтимый богомольцами.

В нижнем же этаже помещается монастырская ризница, в отношении достопримечательностей уже давно значительно облегченная. В верхнем этаже два придела – Троицы и Антония Дымского – кажутся совершенно новыми.

Кое-где по стенам паперти и церкви развешены в одиночку иконы старинного иконостаса, но подновленные и заолифенные».

Троицкий собор в последний раз упоминается как действующий в качестве приходского храма в 1931 году, когда сюда приезжали богомольцы из г. Тихвина. В советское время храм долгое время использовался в качестве склада.

Храм был окончательно разобран в 1950-х годах. К концу ноября 1993 годаот храма остался стоять лишь полуразрушенный остов четырехъярусной колокольни Троицкого.

Еще до восстановления собора, когда от него оставался лишь остов колокольни, мощи преподобного Антония были обретены 14 июня 2001 года в третий раз. С 2000 года было начато восстановление храма и вскоре для богослужений был благоустроен Казанский придел.

28 декабря 2010 года были освящены и подняты на колокольню храма восемь колоколов.

В настоящее время храм восстанавливается. Регулярные Богослужения совершаются в Казанском приделе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *