антропологический периоды древнегреческой философии софисты учение сократа

Антропологическая философия (софисты и Сократ).

Во второй половине V в. до н. э. в Греции появились так называемые софисты. В условиях античной демократии умение говорить, убеждать и переубеждать на народных собраниях и судах становится жизненно важным. Появляются учителя искусства красноречия – софисты. Слово «софист» вначале означало «мудрый, искушенный, знающий». Но постепенно оно приобрело отрицательный оттенок, под софистикой стало пониматься умение доказать ошибочное и опровергнуть правильное. Многие (в том числе и Сократ) упрекали софистов в том, что их целью был не поиск истины, а нажива (бралась большая плата за обучение).
Софисты сместили акцент философского исследования с проблематики космоса на изучение человека, его жизни в обществе. Основные темы софистов – этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание. Софисты выдвинули идею о том, что добродетель не дается человеку от рождения, не зависит от благородства крови, но основывается на знании.
Наиболее известный софист – Протагор (ок. 490–420 до н. э.). Он полагал, что как в природе, так и в человеке все изменчиво, при этом явление может перейти в свою противоположность. Но если вещь переходит в противоположное, то относительно нее могут существовать противоположные мнения. Протагор говорит, что «человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Это положение истолковывалось в том смысле, что поскольку каждый человек есть мера всех вещей, а люди отличаются друг от друга, то не существует объективной истины, и все люди правы. Аналогичным образом отрицалось существование объективного добра и зла.
Горгий (ок. 480–360 до н. э.) высказывал сомнения в существовании бытия, а если оно и существует, то его невозможно познать, а если и можно познать, то невозможно передать свое знание другому.
Софисты обучали искусству спора, учили различать смысловые оттенки значений терминов, давали советы развития памяти.
Сократ (470/469-399 до н. э.) – современник Демокрита. В противоположность ему считал ненужным и даже вредным изучение природы. «Богам не угождает человек, который допытывается того, чего они не пожелали открыть людям». Да мы и не способны управлять природными явлениями.
Сущностью человека Сократ считал душу как «сознающее Я». А если сущность человека – его душа, то в особой заботе нуждается не столько тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя – научить людей взращиванию души.
Сократ изменил отношение к системе ценностей. Истинные ценности не связаны с внешним (богатство, слава) и телесным (жизнь, физическое здоровье, красота). Истинные ценности – сокровища души. Отсюда следует высокая оценка мудрости.
Сократ полагал, что безнравственный поступок – плод незнания истины; если человек знает, что такое хорошо, он никогда не поступит плохо. Никто не грешит сознательно. Тот, кто совершает зло, делает это по незнанию. Для Сократа мудрость и нравственность неразделимы. Главная задача мудрости в том, чтобы различать добро и зло.
Тремя основными добродетелями Сократ считал:
• умеренность (знание, как обуздывать страсти);
• храбрость (знание, как преодолевать опасности);
• справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие).
Подобно софистам, Сократ претендовал на роль учителя, но учителя не отдельных лиц, а всего афинского народа. Нужно учить истинному знанию – усмотрению общего в вещах. В отличие от софистов Сократ верил в возможность объективного знания. Он не обещал ученикам, что раскроет им истину, он предлагал им совместно искать ее в дружеской беседе.

Школа Сократа: стремление отыскать истину (не жалко ни усилий, ни средств, ни жизни). Сократические школы: киники (циники), киренаики, мегарики. Ответ на признание его самым мудрым человеком в Афинах: «Я знаю, что я ничего не знаю». Сократ ставил задачу в поиске истин, связанных с моралью, этикой и эстетикой.

Метод Сократа (маевтика – помочь в рождении истины):

3. Метод индукции (от частного к общему).

Источник

Антропологизм греческой философии: софисты, Сократ

В самом раннем периоде развития греческой философии интерес мыслителей был направлен во вне, на объективный мир. Появление новых общественных потребностей обусловило интерес к познанию человека и его внутреннего мира. Начало в исследовании проблемы человека положили так называемые софисты – Протагор (ок.480-410 до н.э.), Горгий (ок.483-375 до н.э.) и другие, а также Сократ. Слово «софист» вначале понималось в буквальном смысле – как мудрец, затем стало обозначать платного учителя мудрости и красноречия. Такой новый тип философов появляется в период расцвета рабовладельческой демократии, когда образованность, опыт и мастерство в публичных выступлениях, на судах очень высоко ценятся. Софисты как раз и предлагали свои услуги тем, кто стремился участвовать в политической жизни. Они обучали грамматике, стилистике, риторике, умению вести дискуссию. Главным их искусством было искусство слова, и именно они выработали нормы литературного греческого языка.

Исходный принцип софистов был сформулирован Протагором: «Человек есть мера всех вещей». Это означает, что всё содержание мышления, представления о добре, о прекрасном, справедливом зависят только от мыслящего человека и не зависят от объективной действительности. Софисты отождествляли мудрость со знанием, умением доказывать всё, что они считали необходимым, выгодным данному человеку. Пользуясь энциклопедическими знаниями и искусством красноречия, они опровергали казавшиеся непоколебимыми истины и обосновывали порой самые необычные воззрения. Горгий, прибывший в Афины из Италии, поражал даже видавших виды афинян: он мог выступать по любому вопросу, выступать без подготовки, выступать одинаково убедительно «за» и «против», мог произносить логически законченную речь в течение любого предоставленного ему времени.

Конкретно это выражалось в точной постановке вопросов по предмету беседы, обсуждении вариантов возможных ответов на них, обнаружению и устранению противоречий. При этом Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека. Сознание черпает из самого себя всё понимание истины. Задача философа – лишь помочь человеку найти истину. Проводя большую часть жизни на площадях и улицах, Сократ вступал в беседы с любым, кто желал говорить с ним. Сам Сократ никогда ничего не писал, но стиль и характер этих бесед ярко отражены в дошедших до нас философско-художественных диалогах Сократа, написанных его учеником Платоном.

Хотя Сократ не создал какой-либо философской системы, но важнейшая его заслуга в истории философии состояла в том, что в его практике диалог сделался основным методом нахождения истины. Если ранние мыслители в основном постулировали свои принципы, то Сократ стремился критически обсудить все возможные точки зрения, заранее не присоединяясь ни к одной из них. Образ Сократа вошёл в сознание последующих поколений как высочайший пример кристально честного, независимого мыслителя, ставящего искание истины выше всех других побуждений.

Источник

Антропологический поворот» в древнегреческой философии. Софистика как культурно-историческое явление; особенности философских взглядов софистов

антропологический периоды древнегреческой философии софисты учение сократа антропологический периоды древнегреческой философии софисты учение сократа антропологический периоды древнегреческой философии софисты учение сократа антропологический периоды древнегреческой философии софисты учение сократа

антропологический периоды древнегреческой философии софисты учение сократа

антропологический периоды древнегреческой философии софисты учение сократа

Антропологический поворот-это переход общества к рабовладельческой демократии, и как следстивие появление софистов.

В Древней Греции мыслители посвящали жизнь исканию истины, замыкаясь в тесном кругу друзей, не искали публичного признания, не создавали аудитории слушателей. В 5 в. до н.э. ситуация изменилась. Во многих городах на смену старинной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой демократии. Возникли новые выборные учреждения – народные собрания, суды, что порадило потребность в подготовке людей, владеющих искусством политического красноречия, убедительного и логического слова. В этих условиях и появились Софисты – люди, которые посвящали себя умственной деятельности и были профессиональными учителями.

Остановимся на трех наиболее характерных для сути этого направления.

Горгий (ок. 483-375 до н.э) в своем труде “О природе” доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно невыразимо и неизъяснимо. В результате он пришел к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно. Аристотель писал: “Горгий правильно говорил, что серьезность противников следует убивать шуткой, шутку же – серьезностью”.

Продик (род. 470 до н.э.) проявлял исключительный интерес к языку с точки зрения идентификации совпадающих по смыслу слов, правильному употреблению слов. Он составлял этимологические гроздья родственных по значению слов. Большое внимание уделял правилам спора, приближаясь к анализу проблемы приемов опровержения.

Посещая занятия Софистов, Сократ вступал в дискуссии с многими из них, но больше всего с Продиком, считая его свои учителем.

Софисты были первыми преподавателями и исследователями искусства слова.

Объективной истины нет, субъект является мерой всех вещей.

Софисты ищут основы человеческого существования не в мире, но в самом человеке. Они впервые апеллируют не к космическому разуму, но к разуму человеческому, они отделяют разум от первоначала.

В широком смысле принято говорить о трех эпохах софистики:

· Классическая или древняя (древнегреческая) софистика (V — 1-я половина IV веков до н. э.), в которой принято различать:

· старших софистов, их акме приходилось на 2-ю половину 5 в. до н. э. (наиболее известны Протагор Абдерский, Горгий из Леонтин, Гиппий из Элиды, Продик Кеосский, Антифонт, Критий Афинский).

· младших софистов, их акме приходилось на 1-ю половину 4 в. до н. э. (наиболее известны Ликофрон, Алкидамант,Фрасимах).

· Вторая или новая софистика (2 — нач. 3 в. н. э.). Основные представители — Лукиан Самосатский, Флавий Филострат и другие.

· Третья или поздняя софистика (4 в. н. э.). Основные представители — Либаний, Юлиан Отступник.

Вторая и третья софистики назывались так лишь по аналогии с классической софистикой и представляли собой подражательные литературные течения, стремившиеся реставрировать идеи и стиль классических софистов.

В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным, не объединённым едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами.

Человек считается мерой всех вещей, существующих, поскольку они существуют, и не существующих, поскольку они не существуют. Моральные нормы произвольны. Одни говорят, что добро и зло отличны друг от друга, другие, что нет. Даже для одного и того же человека то же самое может быть и благом, и злом. Все в мире относительно.

антропологический периоды древнегреческой философии софисты учение сократа

Широкую известность получила критика софистов у Сократа и сократиков, а также Платона.

Постепенно из учений софистов уходили философские концепции и оставались только элементарные основы риторики, позволявшие оперировать словами и понятиями для абстрактного доказательства или опровержения чего-либо.

Но если у софистов человек – центр культуры, ее творец, движимый в своих поступках волей, чувствами, впечатлениями, то для Сократа человек тот, кто творит добро. Сократа интересует уже, прежде всего, внутренний мир человека, его душа, его нравственные качества и возможности. Задача человека, по его мнению, в том, чтобы неутомимо трудиться над своим нравственным улучшением и стремиться ко всему хорошему и прекрасному. Отсюда и следует, что человек тот, кто творит добро.

а). Также как и софисты, Сократ обращается к миру человеческой жизни. Но для него проблемы практического политического и нравственного поведения – это не проблемы коммуникативной техники, а проблемы добродетели, морали, устремления к истине и соблюдению гражданских прав и законов, понятых не как юридические нормы, а как повседневное и обыденное лицо судьбы. Как говорит Диоген Лаэртский, он также как и софисты «умел извлекать выводы из происходящего», но в отличие от них, стремился при этом «обратить человека к самой высокой нравственности».

Воспринимая мир в масштабах таких понятий как благо, добродетель, и судьба, Сократ главной своей задачей полагалрациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Для Сократа человек в его социальном и политическом поведении, прежде всего нравственное существо, а в нравственном поведении – существо разумное. И его философия может быть определена как этический и антропологический рационализм. На фоне интереса к человеческой жизни все остальные предметы мысли меркнут в своём значении. Излишним и принципиально несовершенным является изучение природы, способное породить недопустимый скептицизм. «Местности и деревья ничему не хотят меня научить, – говорил Сократ, – не то, что люди в городе».

Антропологический поворот от природы к человеку.

Протагор: «Человек – мера всех вещей».

1) Относительность истины. Объективной истины нет.

2) Дает человеку право смотреть на мир через призму своих интересов.

Софисты – мудрецы (Пл., Ар.: «Софисты продавали истину за деньги»).

Трансформация схемы передачи знаний:↔ обучение.

Софисты ставят под сомнение традиционный образ жизни (в т. ч. рабство).

Софисты разграничивают мир природы и мир человека.

Софисты – первые критики религии.

Искусство спора, убеждения (утилитарные, прикладные навыки).

Против такой точки зрения восстал Сократ.

Данные о Сократе противоречивы. Сам он ничего не писал. Только в живом общении можно помочь человеку родить истину(майевтика – искусство наводящих вопросов). Объект: человек. Цель: взращивание души в соответствии с понятиями о добродетели.

Основные положения сократовской этики:

1) Польза, благо = добродетель, счастье.

2) Добродетель есть знание (мужество – знание, чего бояться и т.д.)

Источник

Антропологический этап древнегреческой Ф. Ф. софистов и Сократа.

антропологический периоды древнегреческой философии софисты учение сократа антропологический периоды древнегреческой философии софисты учение сократа антропологический периоды древнегреческой философии софисты учение сократа антропологический периоды древнегреческой философии софисты учение сократа

антропологический периоды древнегреческой философии софисты учение сократа

антропологический периоды древнегреческой философии софисты учение сократа

Софизм (от греч. уловка, ухищрение). Сперва софистами звали учителей мудрости, позднее – тех, кто в своих речах стремился к доказ. предвзятой, иной раз заведомо ложной, точки зрения.

7. Ф-кие учения Платона и Аристотеля. Высокая классика.

Ученик С. По П, мир порождает Демиург (бог). С Д-м существует вечный мир идей: образ, закон, душа. Д-г берёт идеи из мира идей и соединяет их с материей – возникает мировая душа, из нее – стихии: огонь, воздух, земля, вода (мир земных вещей), космос. Мат-й мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является лишь “тенью” и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы мат-го мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства П признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинного истинного познания. Между миром идей, как подлинным, реальным бытием, и небытием (т. е. материей как таковой, материей в себе) существует по Платону, кажущееся бытие, производное бытие (т. е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлении и вещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Главное – это человеческая душа. Она из мира идей и вселяется в тело существа. После смерти душа направляется в небо. Тело подчиняется ей. Состоит она из трех иерархически упорядоченных частей: 1. разумная; 2. воля и благородные желания, 3. влечение и чувственность. Сообразно учению о частях души, государство, общество должны управляться людьми, у которых преобладает разумная часть. Платон считает искусство лишь подражание материальному миру, т. е. неподлинному бытию. А так как чувственно воспринимаемый мир он считает подобием идей, то искусство для него лишь подражание подражанию.

антропологический периоды древнегреческой философии софисты учение сократа

1.растительный. Ведает функциями питания, роста и размножения.

2.животный. Добавляется ощущение, стремление к приятному и избегание неприятного.

3.разумный. Это способность мыслить и рассуждать.

Стоики считают условием добродетельной жизни освобождение человека от власти внешнего мира. Стоики: Зенон, Сенека, М. Аврелий. Они считали, что сила мудреца в том, что он не есть раб собс-х страстей. Мудрец не может стремиться к чувственным удов-ям. Схожесть с Сократом: стоики строят свою этику на знании; отличия: они ищут добродетели не ради счастья, а ради покоя и безмятежности, безразличия ко всему внешнему. Бесстрастие (апатия) – вот их идеал. Настроение стоиков – пессим-е. Скептицизм– это ед-я идеология, которая не отрицает правоты других идеологий. Никакое другое учение не является столь же терпимым к другим идеям, как ск-зм. Сомнение как сущность ск-ма означает, что нельзя однозначно соглашаться с каким-либо суждением, но при этом нельзя и однозначно его отвергать. То, во что верят люди, вполне может оказаться истиной, хотя и нельзя исключить, что они ошибаются. Скептики: Пиррон, Тимон.

Источник

Антропологический период развития древнегреческой философии

Важным идейным течением древнегреческой философии V в. до н.э. является софистика (греч. sophia – мудрость). Ее представители (Протагор, Горгий, Критий и др.) совершили подлинную революцию, сместив философскую рефлексию с проблем космоса на проблемы человека и его общественной жизни. Доминирующие темы софистики – этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание, то есть все то, что ныне зовется культурой. Именно поэтому софистов считают зачинателями гуманистической линии в философии античности.

Софисты вели странствующий образ жизни, переходя из полиса в полис и за определенную плату обучая их граждан искусству красноречия и ведения спора. Раздвигая границы полиса, они стали носителями панэллинского начала, а распространяя знания – превратились в просветителей.

Главной фигурой среди софистов является Протагор. Ему принадлежат знаменитые слова о том, что «человек есть мера всех вещей существующих, поскольку они существуют, и не существующих, поскольку они не существуют». Критерием истины человеческого знания у Протагора выступает сам мыслящий субъект. Он провозгласил изменчивость главным свойством материи, распространив этот принцип и на человека. Данный принцип составил основу релятивизма софистов, то есть признание относительности знания. Второй принцип подчеркивал, что все возникает и существует лишь в отношении к другому и ничто не существует само по себе. Третьим принципом стало положение о том, что все существующее в космосе приходит в противоположность себе, а не изменяется как попало. Отсюда следует, что всякая вещь состоит из противоположностей, а «о всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом».

Сократу принадлежит в истории философии особая роль. Будучи первым афинским философом, он имел много учеников и последователей. Интерес к Сократу вызывает не только его учение, но и его динамическая, трагически окончившаяся жизнь.

Философия Сократа касалась, прежде всего, человека, которого он понимал как нравственное существо, познающее самого себя. Душа человека есть «Я познающее», и раскрывается она как разумная и нравственно совестливая персона. Сущность человека сосредоточена в его душе, так как она есть «то, чему служит тело». Ценность души состоит в познании. Если не знаешь, что такое добродетель, то, естественно, не знаешь и как ее достичь. Добродетель же необходима человеку для возрастания его души. Душа возвышается над «животностью» человека и этим она обретает свободу, благодаря которой человек знает, как управлять своими страстями. Человек, управляющий страстями, приобретает счастье, ибо его душа становится добродетельной и гармоничной.

Девиз Сократа «Я знаю, что ничего не знаю» определил суть его философии. Познать самого себя – это для Сократа означает найти общие для всех людей нравственные качества. Определяя добро и зло, он говорил о существовании объективных нравственных норм поведения людей. Счастье и добродетель тождественны, зло – есть незнание добра.

Сократ разработал метод субъективной диалектики, цель которого состоит в том, чтобы установить истину. Истину он понимал как объективное, независимое от мнения людей знание, получаемое в процессе диалога, когда происходит уточнение содержания понятий. Он первый указал на то, что знание носит понятийный характер, а метод субъективной диалектики назвал майевтикой (повивальным искусством), так как с его помощью рождается истина в процессе беседы, диалога. Он широко использовал метод индукции (выведение более общих знаний из частных) и не менее самой истины ценил этот метод «наведения» на истину.

Многочисленные последователи Сократа продолжили дело своего учителя, создав несколько школ. Наибольшую известность из них получили: киники, киренаики, представители мегарской школы, а также Академия Платона.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *