анзор остров монастырь соловки
Остров Анзерский — российская Голгофа.
Четвертым днем пребывания на Соловецком архипелеге 23.07.2020 в четверг мы оправились с монастырской экскурсией на близлежащий остров Анзер.
Стоила экскурсия 1 600 рублей с человека и плюс 200 рублей за лодку добраться с катера на причал Анзера. Такая же экскурсия от светской турфирмы стоила на Соловках на 200 рублей дороже. Экскурсия на целый день.
Сначала мы тряслись на автобусе по ухабам грунтовой дороги через весь остров от монастыря до Варвариного причала, находящегося на противоположном берегу Большого Соловецкого острова.
Катер и капитан неловкий старик не внушали доверия.
Ему помогал мальчик. Анзер самый труднодоступный остров архипелага. Здесь пересекаются теплые и холодные течения Беломорья. Поэтому шли мы целых два часа. Хотя по прямой от мыса Реболга Большого Соловецкого до острова Анзер всего 5 км. От других островов архипелага Анзерский отделён проливом Анзерская Салма.
По прибытии на Анзер отдали по 200 рублей и за два рейса лодки всех нас доставили на сам остров.
Катеру тут к пристани просто не причалить.
С веппского языка «А’нзер» переводится как «очень вытянутый остров».
Ламинария (морская капуста) богатая йодом.
На соседнем острове Муксалма до недавнего времени существовал завод по производству капусты. Во времена СССР сдельщики целыми семьями жили на архипелаге, занимались её добычей. Труд был каторжный, но и зарабатывали за сезон огромные по тому времени деньги. Ламинарии косили под водой косой.
Большая часть острова Анзер покрыта болотами, поросшими сосной.
Имеется множество озёр.
На острове были основаны первые скиты Соловецкого монастыря.
В XVII веке преподобный Елеазар Анзерский по благословению соловецкого игумена Иринарха основал Свято-Троицкий скит.
В 1620 году на деньги матери царя Михаила Федоровича инокини Марфы в скиту была построена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя преподобного Михаила Малеина.
Здесь специально для нас было богослужение.
В Свято-Троицком скиту к нам прибился этот пёс и следовал за нами через весь остров целый день.
Всего мы прошли 12 километров пешком по острову.
В XVIII веке преподобный Иов Анзерский (в схиме — Иисус) организовал Голгофо-Распятский скит на горе Голгофа (высота 64 метра).
Сюда мы и добрались.
Иоанн родился в Москве и был приходским священником, прославился своим добродетельным служением и был в конце XVII века назначен царём Петром священником придворной церкви и избран духовником царя и царствующего дома.
В то время Гришка Талицын, кликушествуя, проповедовал пришествие антихриста. Под антихристом он подразумевал царя Петра.
Талицын исповедовался отцу Иоанну и во время исповеди рассказал ему о Петре. Священник же никому ничего не сообщил, сохраняя тайну исповеди.
Гришка, будучи пойман, на пытке открылся, что́ говорил отцу Иоанну на исповеди. Об этом донесли царю, и в 1701 г. Иоанн был сослан в Соловецкий монастырь для пострижения в монахи. Принял монашеский постриг с именем Иов (в честь Иова Многострадального), исполнял самые суровые послушания наравне с другими монахами.
В 1702 г. преподобный перешёл в Анзерский скит на безмолвие, где вскоре после смерти Елиазара Анзерского стал настоятелем. Число насельников скита при нём достигало тридцати.
Царь, узнав о невиновности бывшего духовника, звал его вернуться. Согласно агиографическому житию основателя скита, преподобного Иова Анзерского (в схиме — Иисуса), 18 июня 1712 г. ему, в то время — строителю Троицкого скита, во сне явилась пресвятая Богородица с преподобным Елеазаром Анзерским.
Богородица благословила Иисуса Анзерского основать новую обитель на высокой горе острова Анзер с храмом в честь Распятия Господня и предсказала, что эта гора станет «второй Голгофой», где многие мученики пострадают за Христа.
15 июля 1713 года архиепископ Холмогорский Варнава своей грамотой благословил устройство скита, а также строительство каменных храмов: в честь Распятия Господня на горе Голгофа и в честь Успения Божией Матери под горой.
Однако, из-за недостатка средств, вместо каменных храмов была построена деревянная церковь, освященная 15 мая 1715 года архимандритом Фирсом в честь Распятия Господня.
К церкви дополнительно были пристроены колокольня, паперть и трапезная.
Схимонахом Иисусом в скиту был введен строгий устав, предполагавший кроме обычных монашеских правил, ежедневное чтение каждым монахом 5 кафизм из Псалтыри, 500 молитв Иисусовых и 300 земных поклонов.
Согласно уставу у монахов отсутствовало личное имущество, трапеза состояла только из овощей и постного масла, женщины в скит совершенно не допускались.
После кончины Иисуса Анзерского в 1720 году в скиту остались только два монаха, а остальные переселились в Соловецкий монастырь и Свято-Троицкий скит.
С этого момента Голгофо-Распятский скит постепенно начинает приходить в запустение.
23 июля 1723 года указом Святейшего Синода он был объединен с Троицким скитом, а в 1764 приписан к Соловецкому монастырю. «Ведомость о монастырях» от 1781 года сообщала, что в скиту никто не живёт и «монашеские самые малые кельи прогнили и развалились».
Возрождение скита произошло в начале XIX века и связано с деятельностью соловецкого архимандрита Досифея.
При нём в 1828 году на горе Голгофе была проложена дорога, а 13 сентября 1830 года был освящён новый каменный 2-ярусный 5-главый храм в честь Распятия Господня и при нём теплый придел в честь Успения Божией Матери, где положены мощи преподобного Иисуса Анзерского.
В 1831 году была построена первая гостиница для паломников.
Остров Анзер
Остров Анзер — это сокровенное сердце Соловков, самый северный и таинственный из островов Соловецкого архипелага. Здесь кончается земля, дальше только море, переходящее в Небо. Сюда уходили монахи, искавшие одиночества и безмолвия, те кто даже в Соловецком монастыре не находили достаточного уединения. В одном из анзерских скитов принял постриг будущий патриарх Никон, возмутитель церковного спокойствия на Руси. Нам удалось побывать здесь летом 2017 года.
Анзер — Свято-Троицкий скит — Голгофо-Распятский скит
Остров Анзер
Сейчас побывать на острове Анзер можно только с экскурсией, организованной паломнической службой монастыря. От Большого Соловецкого острова паломников переправляют через пролив Анзерская салма к западной оконечности Анзера, там их ждёт более-менее оборудованная тропа, ведущая к главным скитам и святым местам острова. Потом паломники приходят к одной из бухт в центре Анзера, откуда их забирают катера и отвозят обратно на Соловки. Длина сухопутного участка пути составляет около 12-ти километров.
Природа Анзера удивительно разнообразна, участки тундры и болот чередуются с тайгой, луга переходят в крутые холмы. Часть нашего пути мы прошли в сопровождении одной из местных обитательниц — небольшой рыжей лисы.
Свято-Троицкий скит
Святое озеро около Свято-Троицкого скита
Первым известным анзерским святым был Елеазар Анзерский, монах Соловецкого монастыря, ушедший на Анзер в начале XVII века в поисках уединения для аскетических подвигов. Он устроил себе келью, вокруг которой постепенно стала собираться братия. Так постепенно сложился скит, живущий по правилам анахоретского монашества. Слава о монашеских подвигах преподобного Елеазара дошла даже до царя Михаила Фёдоровича, не имевшего детей. Царь вызвал преподобного в Москву, и, по его молитвам, вскоре у царя родился наследник, будущий царь Алексей Михайлович. На царские средства в скиту Елеазара Анзерского была построена сначала деревянная, а затем и каменная церковь во имя Живоначальной Троицы. Церковь неоднократно перестраивалась, и в дошедшем до нас виде, вместе с братским корпусом, была построена в XIX веке.
Преподобный Елеазар принял монашеский постриг у Никона, будущего патриарха. Никон три года был насельником Троицкого скита, но затем поссорился с братией и ушёл из скита.
Свято-Троицкий скит стоит на берегу морского залива, Троицкой губы
Свято-Троицкий скит на острове Анзер
Внутри Свято-Троицкого скита
Первоначально преподобный Елеазар поселился в глубине острова, но потом перешёл на его западную часть, ближе к морю и Соловецкому монастырю. На месте первой кельи преподобного сейчас устроена часовня
Богородичный луг на Анзере
Согласно житию святого преподобного Елеазара Анзерского, он неоднократно подвергался бесовским нападениям, особенно в начале своего пребывания на Анзере, когда жил здесь в одиночестве. Но однажды он сподобился видения Пресвятой Богородицы, укрепившей его в подвигах. По преданию, явление Богородицы преподобному произошло на лугу, получившим впоследствии название Богородичного.
Голгофо-Распятский скит
В нескольких километрах от Троицкого скита находится второй анзерский скит, Распятский, находящийся на вершине горы Голгофы. Его основание в начале XVIII века связано с именем другого известного анзерского святого, преподобного Иова Анзерского. Он был монахом Троицкого скита, и, согласно житию, ему было видение Пресвятой Богородицы, повелевшей ему устроить новый скит в честь Распятия Господня на высокой горе в центре острова и предсказавшей, что эта гора станет второй Голгофой, где многие мученики пострадают за Христа. Это предсказание исполнилось в XX веке, когда во времена Соловецкого лагеря Голгофо-Распятский скит был превращён в госпиталь, где от болезней, голода и эпидемий умерли тысячи заключённых.
Поклонный крест в честь Новомучеников Соловецких
Береза с ветвями в виде креста, растущая у Голгофо-Распятского скита
В настоящее время монашеская жизнь в скиту возрождена, ведутся богослужения. В 2000 году были обретены мощи преподобного Иова Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, сейчас они находятся в раке у южной стены церкви. У подножия горы восстановлен храм Воскресения Господня — это та самая церковь, которая первоначально стояла на вершине Голгофы, но в XIX веке была перенесена вниз при постройке на Голгофе каменного храма, Тогда же она была переосвящена в честь Воскресения. В ней находятся мощи священномученика Петра Зверева. На месте обретения мощей поставлен крест и устроена небольшая часовня.
Храм Воскресения Господня
Вид на братский корпус и церковь Распятия от подножия горы Голгофы
Крест и часовня священномученика Петра Зверева
Вид на храм Воскресения Господня
Часовня священномученика Петра Зверева
Храм Воскресения Господня
Братский корпус с кухней и трапезной
С вершины горы Голгофа открываются великолепные виды на леса и озёра Анзера и на Белое море, окружающее остров. У нас было время, чтобы спокойно посидеть, почувствовать необычный, непростой дух этого места. Впереди у нас была дорога в Капорскую бухту, где уже стояли катера, готовые отвезти нас обратно на Соловки
Вид с вершины Голгофы
Вид с вершины Голгофы
Капорская бухта, откуда катера забирают паломников
Вид на Голгофо-Распятский скит с Голгофского озера
Жизнь на острове Анзер: как принять туристов, но остаться отшельником
Остров Анзерский Соловецкого архипелага как будто самой природой предназначен для отшельнического образа жизни и суровых испытаний, которые может преодолеть только сильный духом человек. Единственный путь туда — 22 километра беспокойным Белым морем на катере. При резкой смене погоды сообщение с большой землей прерывается на несколько часов и даже суток.
На берегу путешественники получают инструкции по поведению на острове от представителя паломнической службы Соловков. Главное требование к туристам — не нарушать покой жителей скитов, не фотографировать их и не искать контакта с ними.
Уединенная молитва и затворничество
Еще в начале XVII века остров Анзер стал местом поселения пустынножителей, решивших посвятить свою жизнь уединенной молитве. Первым отшельником на острове был Елеазар Анзерский. Он принял постриг в Соловецком монастыре в 1606 году и через несколько лет ушел на остров, принял схиму и встал на путь строгого аскетизма: принимал пищу раз в неделю, носил вериги, молился, читал и переписывал книги.
Елеазар поселился у Троицкой губы, где мореплаватели издавна искали убежища в непогоду. Он делал деревянную посуду и приносил ее на мыс. Мореплаватели забирали изделия, а взамен оставляли монаху пищу. Через них начала распространяться слава о суровом подвижнике, и к нему начали стекаться люди, ищущие уединения. Так в 1620 году образовался Свято-Троицкий скит.
Позднее, в 1712 году, на Анзере появился еще один скит — Голгофо-Распятский. Мирских поселений здесь никогда не было. В советские годы на острове размещалось отделение Соловецкого лагеря особого назначения, потом большинство объектов пришло в запустение.
Сейчас оба скита действуют. Они относятся к Соловецкому монастырю, но жизненный уклад их обитатели строят по своему усмотрению. «Для монастыря они выполняют свою функцию. Весь комплекс работ, который нужно делать, они делают. Но в хозяйственном отношении они фактически самостоятельны», — рассказал ТАСС наместник и игумен Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий.
Жители скитов занимаются сельским хозяйством или ремеслами, но главная их задача не в этом. В традициях монастырской жизни особое место занимает уединенная молитва, затворничество.
«В нашем большом монастыре бывает такая ситуация, когда человек на службу может не попасть оттого, что у него труды совершенно неотложные. У нас есть брат, который занимается информационными технологиями, либо мы ведем издательские проекты. По характеру это научная работа, которая требует от человека десятков часов времени, поэтому мы иногда даже планируем его индивидуальный режим дня, и он на службы в принципе не приходит. В скиту такое невозможно, там основное — это богослужение, молитвенная жизнь, а все остальные работы, занятия носят абсолютно служебный характер по отношению к первому», — говорит архимандрит Порфирий.
Три образа монашеской жизни
В анзерских скитах поддерживается строгий пустынножительный устав. Однако в летнее время братия жертвует сложившимся распорядком. Делается это для того, чтобы люди могли получить для себя духовную пользу от пребывания в святых местах. Для паломнических и экскурсионных групп организуется доступ в храмы и часовни. Насельники и трудники скитов поддерживают радиосвязь с паломническими и туристическими группами. Они помогают в швартовке морских катеров, переправке пассажиров с судна на берег, имеют возможность вызвать подмогу и оказать первую помощь. Убедившись, что все в порядке, жители острова стараются вернуться к уединению и не вступать в общение с приезжими.
Отшельничество считается высшим образцом монашеского совершенства после общежительного монастыря и скита. Развивать скитский и отшельнический образ жизни невозможно, например, в условиях города.
«Если посмотреть историю всех современных монастырей, то изначально это была пустыня, это был лес. Туда приходил отшельник, вокруг него собирались люди, это место постепенно превращалось в общежительный монастырь, вокруг него возникал посад», — говорит настоятель Соловецкого монастыря.
Даже на Соловках, по словам настоятеля, сам монастырь «представляет собой некое многолюдное собрание» по сравнению со скитами, расположенными на отдаленных островах, где «больше возможностей для уединения, сосредоточения». Большинство насельников обители пользуются мобильной связью, транспортом, современным оборудованием и практически не могут избежать встреч с посетителями исторического комплекса.
Однако на Соловецком архипелаге есть условия и для того, чтобы возникали скиты, и для примеров отшельничества. «То есть все образы монашеской жизни здесь должны постепенно развиться — не случайно Соловки называют северным Афоном», — говорит наместник Соловецкого монастыря.
Отшельников в строгом смысле на Соловках долговременно нет. По словам архимандрита Порфирия, «просто в отдельные периоды некоторые пробуют свои силы, а в скитах достаточно много людей — десятки».
Согласно заведенному порядку, человек, прежде чем посвятить себя отшельничеству, должен испытать себя в монастыре, затем отправиться в скит. «По большому счету, отшельничество, скит и общежительный монастырь не изолированы между собой, они взаимосвязаны. Так и происходит: человек уходит на более строгий образ жизни, потом возвращается к жизни в братстве, в котором другие добродетели, степени послушания, совместное проживание, и оно позволяет совершенствовать другие стороны личности и характера в общении с другими», — говорит архимандрит Порфирий.
Не фотографировать и не курить
Паломники и туристы временами проявляют излишний интерес к жизни братии и нарушают покой жителей скитов. Чтобы сохранить уединение, монахи стараются не выходить за пределы скита во время посещения островов группами паломников и туристов. Свои пожелания и замечания по соблюдению порядка они передают через информационные таблички и объявления, написанные простым и доступным языком: «Просим не оставлять ворота открытыми — не пускать лошадь в огород», «Сестры, не прикасайтесь к позолоте — стирается», «В связи с тем, что скит на острове Анзер является действующим, еще и еще раз просим и умоляем — не фотографировать и не снимать на видео насельников скита, приходить в приличной одежде (не полунагими), не курить, и т. д., что всегда запрещается в монастырях».
В начале ХХ века Соловецкие острова ежегодно посещали до 23 тысяч богомольцев из разных мест и сословий. В наше время на архипелаг приезжает более 30 тысяч человек в год, и местная администрация стала всерьез опасаться, выдержит ли инфраструктура такой поток посетителей.
Еще недавно обитатели скитов на Анзере пытались разводить коз, но паломники за летний период настолько приучали их к бутербродам и другой несвойственной для них пище, что потом животные отказывались от сена, и возникали трудности с их прокормом в зимний период. Теперь здесь предпочитают разводить кур и содержать лошадей.
Чтобы упорядочить вмешательство посетителей в хозяйство и природу, туристам здесь предлагают возродить добрую традицию. В XIX веке паломники привозили с собой на Анзер семена цветов, чтобы высадить их на Богородичном лугу — открытом солнечном месте на высоком холме посреди леса. Раньше на этом лугу росло множество видов садовых цветов, сейчас там сохранились только местные дикорастущие. Чтобы восстановить разнотравье, посетителям разрешают привозить и сеять семена люпинов, маргариток и других цветов.
Анзер
Русский Север — пространство, наполненное святостью, подвижничеством и тем русским, что ещё осталось не выдуманным, не приукрашенным, живым. От Переславля до самых северных Соловков столетиями шла «благая весть» от Преподобного Сергия птицами разлетались его ученики. Преподобный Савватий изумлениям окружающих его, недоумевавших, куда же отправляется в Белое море убелённый сединами старик, отвечал: «У меня такой Владыка, который и дряхлости дает силы свежей юности, и голодных питает досыта». В этой убежденности абсолютного «богодоверения» кроется весь смысл трудной, но радостной северной жизни. Преподобный Савватий дошел по морю до острова и основал скит — такова была его вера.
Вторая половина сентября время для Соловков тихое. Остров пустеет, остаются только «свои». Когда прилетает самолет из Архангельска, его встречают как долгожданную весть. Ещё много раз будут встречаться друг другу недавние пассажиры. Летят разные люди: путешественники, реставраторы, исследователи, монахи, жители поселка. Из иллюминатора, в эту осеннюю холодную пору, Соловки — яркий разноцветный корабль, дрейфующий в холодном Белом море. На самой северной окраине архипелага вытянулся остров Анзер. Долгий остров, Лисий — так называли его в древности. Когда-то место необетованное, когда-то самое страшное, сейчас — благодатное. Здесь являлась Богородица. Здесь русский Афон.
Вероятно, невозможно оказаться на острове Анзере случайно: слишком долог и труден путь. Каждый человек, хоть раз побывавший здесь, может рассказать свою историю. Даже приезд сюда в составе паломнической группы, или ещё какими-то другими путями, меняет жизнь каждого человека.
Анзер — остров второй по величине из всех островов Соловецкого архипелага, расположен в северо-восточной его части. Протяженность с запада на восток составляет около 25 км, с севера на юг — от 5 до 1 км. На острове нет постоянного гражданского населения, мобильная связь почти не работает. На протяжении всей истории освоения острова, здесь никогда не жили мирские люди. На разных участках острова до настоящего времени сохранились остатки языческих святилищ (лабиринты), что свидетельствует не только о древности освоения этой территории, но и том, что язычники тоже считали эту территорию священной, не селились здесь — совершали обряды и покидали остров. Позже Анзер освятился православным подвижничеством и монашеством — стал местом обитания Духа Святого, великой радости и после — великой скорби.
Между Анзером и Москвой тысячи километров, там — северная окраина Русской Фиваиды, кажется абсолютно недосягаемым это место, чем-то пугающе далеким. Но жизнь устраивает так, что в одночасье, как чудо явления духовных откровений, появляется возможность — путешествие туда. Белое море, переменчивая погода, катер «Скит», собака, оставленная на пристани ждать возвращения, и захватывающий восторг — наконец-то остров, весь в золотых красках, затерянный, истинный Источник. Источник абсолютного доверия и той Жизни в которой человек, являясь уникальным существом, утверждается в абсолютной связи с божественным замыслом.
Один день на Анзере был проведен мной на Крестовоздвижение. У поклонных крестов растет рябина, и её грозди осыпаются прямо к подножию креста. Есть такая традиция: в храмах на Соловках у праздника на аналое кладут деревянный (чаще всего) крест и под него тоже подкладывают веточку красной рябины. Это и скорбь, и праздник, отчаяние и утешение — великая надежда на Воскресение. Такой своеобразный рябиновый природный символ откуда-то из древней Калевалы, тесно переплетающийся с новой христианской жизнью:
«На горах он сеет сосны,
На холмах он сеет ели,
На полянах сеет вереск,
Сеет кустики в долинах.
Сеет он по рвам березы,
Ольхи в почве разрыхленной
И черемуху во влажной,
На местах пониже — иву,
На святых местах — рябину,
На болотистых — ракиту,
На песчаных — можжевельник
И дубы у рек широких».
Путешествие состоялось по делу, времени на созерцание не было, но тут все видит тот, кто видит и слышит, кто слышит. Как по заказу, море оказалось спокойным. Путь на катере от Большого Соловецкого до Анзера через Северные Железные ворота занимает около получаса. Прыгать по волнам «Скиту» не пришлось, дошли спокойно, осенняя переменчивая погода только давала о себе знать. До Свято-Троицкого скита шли пешком. По песчаному берегу с тундровой растительностью, по лесу, гатям, мимо озер. Остров продувается морским ветром. Хотелось ко всему прикоснуться, к листьям на деревьях, ко мху на камнях, разглядеть всё как-то получше. Такое ощущение охватывает особенно в значимые счастливые моменты жизни, когда всё хочется запомнить и каждая мелочь очень важна. Скит только сейчас оживает, — долгое время был истерзан и заброшен. Встретил послушник Александр, пожилой человек с длинной седой бородой, но радостный, с какой-то русской хитрецой в глазах. Как только русский мужик может на слове незнакомца подлавливать, но по-доброму. У него в скиту много дел, совершенно мирских. Продукты, уборка, хозяйство. Согласившись довезти нас на автомобиле до Голгофы, предложил зайти в Млечный дом XIX века, выпить чай. В доме пахло вареной картошкой, было тепло, так что после осеннего беломорского холода совершенно млеешь, согреваясь чаем. Когда я оглядела всю кухню с несколькими окнами, моё внимание привлекло огромной птичье перо; сложно сказать, кому оно принадлежит — не то чайка, не то баклан. Большое перо было прикреплено к кухонной трубе. Так я и смотрела на него всё время чаепития, потому что казалось это совершенно невозможным, необычным и даже трудно было поверить своим глазам. Негласный знак духа места.
Когда Александр вёз нас на Голгофу, рассказывал разные истории; о том, что он с Сахалина, и как оказался здесь, о том, что весной, когда идет он пешком в Голгофо-Распятский скит, из леса выходит хромой лис и единственный раз в году просит еды, о том, что сам он чуть не умер, но спасла его Богородица. Такие истории о вере, непридуманные.
Сейчас церковь Распятия восстановлена, там красивый иконостас и рака с мощами Преподобного Иова у которой, по рассказам очевидцев, происходят чудеса. У подножия горы церковь Воскресения Христова. Деревянная, небольшая, светлая. Неподалеку от неё встретился лис. Монахи прикармливают их, и поэтому они совершенно не боятся людей.
Рыжий зверь с огромным пушистым хвостом бежал со мной по лесу почти все время пути обратно к берегу. То убегал куда-то в лес, то снова появлялся, бесшумно ступая по лесной растительности. Так заканчивалось это «анзерское время», которому нет эквивалента ни в одном другом человеческом времени. Вокруг горела оранжевым и красным костром осень, перелетные птицы собирались в стаи и покидали архипелаг. Так на всю жизнь запоминается мгновение вечности, отраженное в человеческих судьбах.