апостол анархизма идеолог бунтарского направления
Апостол анархизма: Как русский революционер «навёл шорох» на Европу и виртуозно переиграл «коронованного тюремщика»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Где появился на свет, и в каких условиях формировались взгляды будущего революционера Михаила Александровича Бакунина
Михаил вырос в семье просвещённого и высокообразованного барина с либеральными взглядами Александра Михайловича Бакунина. Отец женился на матери Михаила Варваре Муравьевой довольно поздно (ему на тот момент было уже сорок лет) и по большой любви. В результате их союза у Михаила Бакунина будут в родственниках и губернатор Сибири Муравьев-Амурский – деспот, чрезвычайно жёсткими методами управлявший краем, и Гродненский губернатор Муравьев-Виленский – душитель польского восстания 1863 года. 8 декабря 1825 года родственники Михаила Бакунина будут по обе стороны Сенатской площади.
Возрастал Михаил в имении отца в Прямухино (под Торжком, в Тверской губернии). Оно находилось на берегу живописной реки Осуга, его окружал роскошный парк, с аллеями, гротами и прудом. Неподалёку от усадьбы по проекту друга семьи – архитектора Николая Львова, будет выстроен прекрасный храм. Жизнь большого семейства (у Михаила было ещё пятеро братьев и четыре сестры; к слову – типаж тургеневских девушек списан именно с сестёр Бакунина) протекала на лоне природы, красотой которой любовались не только члены семейства, но и все, кто бывал в доме Бакуниных (учёные, литераторы, философы). Живопись, музыка, чтение литературы, беседы о философии, размышления о смысле жизни – всё это было здесь.
«Прямухинская гармония» – так будут позже называть этот период жизни Бакунина в семействе. Затем, в возрасте 15 лет, Михаил поступил в артиллерийское училище. В нём он учился 4 года, пока его не отчислили за конфликт с начальником учебного заведения. Бакунин прослужил один год в армии в чине прапорщика и, сославшись на слабое здоровье, вышел в отставку.
Почему Бакунин возненавидел николаевскую империю и встал на путь бунтарства и анархизма
Выросший в атмосфере свободомыслия, тонких и умных бесед, обогащающего общения с интересными людьми, знающий пять языков и выучивший ещё два (немецкий и польский) за время службы в армии, Бакунин попал в грубые и жёсткие армейские условия времён Николая I – ограниченность, муштра, телесные наказания. Ни о какой свободе мысли, к которой так привык и считал естественным состоянием любого человека Михаил Бакунин, не было и речи. Увлёкшись философией, Бакунин уехал изучать её в Германию. После восстания декабристов в России наступило время реакции, тогда как в Европе, напротив, царили революционные настроения, энергетика которых стала естественной и необходимой средой для Бакунина.
К чему привели Бакунина скитания по европейским странам: участие в Дрезденском восстании, арест, экстрадиция в Австрию, смертный приговор, возвращение на Родину
Бакунин активно включается в западноевропейское революционное движение 1848 года. Царское правительство России потребовало возвращения Бакунина. Но это не входило в планы пламенного бунтаря, тогда его заочно лишили дворянства и приговорили к каторге.
Кроме бурной революционной деятельности Бакунин выступил ярым пропагандистом идеи всеславянского союза европейских государств, свободных от монархической тирании. Русский революционер «наводил шорох» на Европу, участвовал в Пражском народном восстании, а после в «Мартовской революции» в Германии (стал одним из руководителей Дрезденского восстания, вошёл в революционный совет города).
После поражения восстания в Дрездене Бакунин оказался в тюремном заключении в Саксонии, где его приговорили к смертной казни. В 1851 году он был передан властям Австрии, которые сначала вынесли тот же приговор, а затем заменили его пожизненным заключением. В этом же году Бакунина по требованию царского правительства передали в Россию, где он находился в заключении (сначала в Петропавловской крепости, а затем – Шлиссельбургской) с 1851 по 1857 годы.
«Исповедь» «кающегося грешника». Как удалось Бакунину совершить побег из тюрьмы
Во время пребывания в Петропавловской крепости Бакунин пишет по требованию Николая I своё произведение «Исповедь». В нём Бакунин очень прямо и откровенно рассказывает царю о своих взглядах на революционное движение и славянский вопрос, пересыпая всё это верноподданническими излияниями. Но на самом деле, он в своей «Исповеди» ещё больший бунтарь, чем во всей прошлой жизни. Он сидит в крепости, прикованный цепями, потерявший здоровье, вынужденный быть бездеятельным, тогда как органичным для него является кипучая деятельность. Его вынуждают писать исповедь и каяться в его революционных делах, а вместо этого получают развёрнутый анализ состояния западного и российского обществ, ошибочного подхода к нему правительства и самого царя. Более того, Бакуниным предлагается модель того, как можно было бы поправить дело.
Русский политический деятель Александр Солженицын расценивает «Исповедь» Бакунина как «революционную хитрость» – Михаил Александрович униженно самооплёвывался перед Николаем I и тем самым избежал смертной казни. Именно в такой способ Бакунин сумел виртуозно переиграть своего «коронированного тюремщика». Реакция на «Исповедь» Николая I – перевод Бакунина в Шлиссельбургскую крепость и некоторое послабление условий содержания узника.
В 1857 году влиятельным родственникам Бакунина удалось добиться замены заключения ссылкой в Сибирь. Оттуда в 1861 году неутомимый бунтарь и анархист совершает дерзкий побег, уезжает через Японию и Америку в Лондон.
Как сложилась карьера анархиста Бакунина в эмиграции и где он провёл свои последние дни
Поселившись в английской столице, Бакунин занялся издательской («Колокол») и теоретической работой. Он выступал за уничтожение государств и за их замену федеральными объединениями, созданными по инициативе снизу (рабочими и крестьянами). В 1864 году вступил в Интернационал и стал главным оппонентом его создателя – Карла Маркса. По мнению Бакунина, германские народы – носители идеи централизованного государства, тогда как мечтой Бакунина была свободная славянская федерация. Да и диктатура пролетариата не была тем, чем Бакунину хотелось бы закончить революцию.
В 1872 году Бакунина исключили из Интернационала. Вплоть до 1874 года он пытался провести свои последние революционные акции. Но его подорванное здоровье не позволяет ему продолжить прилагать усилия такого рода. В 1876 году Михаил Александрович скончался в швейцарском Берне.
А приблизили революцию на практике отнюдь не революционеры, а пламенные монархисты наподобие Родзянко.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Тест по истории России Россия в эпоху великих реформ 9 класс
Тест по истории России Россия в эпоху великих реформ 9 класс с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте по 13 заданий.
Вариант 1
1. Укажите период, когда Россией правил император Александр II.
1) 1801-1825 гг.
2) 1825-1855 гг.
3) 1855-1881 гг.
4) 1881-1894 гг.
2. Что было одной из характерных черт внутренней политики в начале царствования Александра II?
1) предоставление дворянству новых привилегий
2) ужесточение преследования либералов
3) смягчение цензуры
4) отказ от преобразований из-за страха перед революционным движением
3. Появление какого из перечисленных ниже понятий связано с Крестьянской реформой 1861 г.?
1) барщина
2) месячина
3) выкупные платежи
4) государственные крестьяне
4. В ходе реформ 1860-1870-х гг. были образованы
1) провинции
2) земства
3) муниципалитеты
4) волости
5. Одним из итогов Судебной реформы 1864 г. стало введение
1) суда присяжных
2) военно-полевых судов
3) высшего Арбитражного суда России
4) Конституционного суда России
6. Что из перечисленного ниже относится к политике М. Т. Лорис-Меликова, названной современниками «диктатурой сердца»?
1) ослабление цензуры
2) создание военных поселений
3) ликвидация III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии
4) расширение самостоятельности земств
7. Утверждение о неизбежности перехода от капитализма к социализму путём социалистической революции, движущей силой которой будет рабочий класс, было характерно для
1) А. И. Герцена
2) К. Маркса
3) М. А. Бакунина
4) К. П. Победоносцева
8. Отметьте одно из направлений внешней политики России второй половины XIX в.
1) расширение геополитического пространства и присоединение Средней Азии
2) расширение территорий в Прибалтике
3) расширение автономии Польши
4) создание казачьих формирований по всей границе Российской империи
9. Прочтите отрывок из стихотворного обращения к министру иностранных дел А. М. Горчакову (1870 г.) и укажите название моря, в нём упомянутого.
«Да, Вы сдержали ваше слово:
Не двинув пушки, ни рубля,
В свои права вступает снова
Родная русская земля.
И нам завещанное море
Опять свободною волной,
О кратком позабыв позоре,
Лобзает берег свой родной».
1) Чёрное
2) Каспийское
3) Балтийское
4) Азовское
10. Рассмотрите схему и выполните задание.
На схеме показаны итоги
1) русско-турецкой войны 1806-1812 гг.
2) русско-турецкой войны 1828-1829 гг.
3) русско-турецкой (Крымской) войны 1853-1856 гг.
4) русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
11. Какие из положений соответствуют содержанию «Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 г.? Найдите в приведённом ниже списке три положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) освобождение всех крестьян без земли
2) создание системы крестьянского самоуправления
3) составление помещиками и крестьянами уставных грамот
4) ликвидация барщины
5) временнообязанное положение крестьян до заключения выкупной сделки
6) выкуп крестьянами личной свободы у помещиков
12. Расположите в хронологическом порядке исторические события. Запишите ответ в виде правильной последовательности цифр, которыми обозначены исторические события.
1) отмена крепостного права
2) окончание Крымской войны
3) продажа Аляски
4) начало периода «железнодорожной горячки»
13. Прочтите текст и ответьте на вопросы.
«Земства с самого начала были осуждены на то, чтобы быть чуждым элементом в системе русского государственного управления. Они допускались бюрократией лишь постольку, поскольку её всевластие не нарушалось, а роль депутатов от населения ограничивалась голой практикой, простым техническим исполнением круга задач, очерченным всё тем же чиновничеством.
Земства не имели своих исполнительных органов, они должны были действовать через полицию, земства не были связаны друг с другом, земства были сразу поставлены под контроль администрации. И сделав такую безвредную для себя уступку, правительство на другой же день после введения земства принялось систематически стеснять и ограничивать его. Всемогущая чиновничья клика не могла ужиться с выборным всесословным представительством и принялась всячески травить его».
1) Когда началось проведение описанной в статье реформы? Укажите год.
2) При каком российском императоре была проведена данная реформа?
Вариант 2
1. Создание губернских и уездных земских учреждений относится к
1) 1849 г.
2) 1855 г.
3) 1864 г.
4) 1882 г.
2. Какое из перечисленных ниже положений соответствуют содержанию «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 г.?
1) ликвидация барщины
2) временнообязанное положение крестьян до заключения выкупной сделки
3) выкуп крестьянами личной свободы у помещиков
4) освобождение всех крестьян без земли
3. В ходе военной реформы 1874 г.
1) введена рекрутская система комплектования армии
2) срок службы увеличивался до 25 лет
3) введена всеобщая воинская повинность
4) созданы стрелецкие полки
4. Укажите положение Судебной реформы 1864 г.
1) отмена телесных наказаний для крестьян
2) участие в судебном процессе присяжных заседателей
3) введение сословных судов
4) отмена высшей судебной власти Сената
5. Что из названного ниже является результатом либеральных реформ 60-70-х гг.
1) укрепление сословного строя
2) увеличение количества чиновников
3) ограничение монархической власти
4) развитие предпринимательства
6. Что характеризует «диктатуру сердца» М. Т. Лорис-Меликова?
1) попытки заключить соглашение с «Народной волей»
2) жёсткое преследование как революционеров, так и либералов
3) отказ от каких-либо преобразований ради спокойствия в стране
4) шаги навстречу либералам при бескомпромиссной борьбе с революционерами
7. Стремление изменить существующие порядки в Российской империи путём осуществления серии бунтов было свойственно взглядам
1) П. Н. Ткачёва
2) П. Л. Лаврова
3) Г. В. Плеханова
4) М. А. Бакунина
8. Прочтите фрагмент из текста и укажите, о ком идёт речь.
«…апостол анархизма, идеолог бунтарского направления. Личность яркая, неординарная… гроза авторитетов и властей, дерзкий революционер и вечный изгнанник… За участие в Дрезденском восстании 1848 г. был приговорён к смертной казни, находился в заточении в тюрьмах Австрии и России, идейный противник Маркса и Энгельса».
1) М. А. Бакунин
2) П. Л. Лавров
3) П. Н. Ткачёв
4) Н. Г. Чернышевский
9. Укажите одну из целей внешней политики Александра II.
1) увеличение российских владений в Европе
2) создание антифранцузской коалиции
3) выход из международной изоляции после Парижского мирного договора
4) расширение российских территорий в Маньчжурии
10. Рассмотрите схему и выполните задание.
Укажите, какое событие отражено на данной схеме.
1) установление границы по Айгунскому мирному договору
2) присоединение Средней Азии к России
3) Крымская война
4) Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
11. Какие положения относятся к характерным чертам внутренней политики Александра II в начале его правления? Найдите в приведённом ниже списке три положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) объявление амнистии политическим заключённым
2) ограничительные меры против периодической печати
3) ликвидация военных поселений
4) ослабление цензуры, издание новых журналов
5) бескомпромиссная борьба с революционным движением
6) кодификация Российского законодательства
12. Расположите в хронологическом порядке исторические события. Запишите ответ в виде правильной последовательности цифр, которыми обозначены исторические события.
1) реформа городского самоуправления
2) отмена крепостного права
3) введение всеобщей воинской повинности
4) судебная реформа
13. Прочтите текст и ответьте на вопросы.
«Это известие всех страшно поразило, огорчило, ошеломило. Подробности о совершённом злодеянии исполнили всех ужасом. Во всех слоях народа грусть, страх и изумление овладели людьми. Где и чего только не говорили! По сёлам стали распространять слухи о том, что дворяне убили царя за, лишение их крепостных людей. В городах пугали смутами по деревням. Даже в войсках не было совершенно спокойно. Рассказы о беспорядках против евреев в Елизаветграде, Киеве и других южных городах усиливали общее беспокойство … Покойного государя любили, обожали освобождённые крестьяне и бывшие дворовые люди; но душевно были к нему расположены и преданы в обществе все лично его знавшие и те, которые много слышали о его сердечной доброте, о его всегдашнем расположении ко всякому доброму делу…»
1) В каком году происходили описанные в документе события?
2) Как называлась организация, причастная к данным событиям?
Ответы на тест по истории России Россия в эпоху великих реформ 9 класс
Вариант 1
1-3
2-3
3-3
4-2
5-1
6-1
7-2
8-1
9-1
10-4
11-235
12-2134
13.
1) 1864 г.
2) Александр II.
Вариант 2
1-3
2-2
3-3
4-2
5-4
6-4
7-4
8-1
9-3
10-4
11-134
12-2413
13.
1) 1881 г.
2) Народная воля.
Контрольная работа по теме «Эпоха Великих реформ»
Содержимое разработки
Контрольная работа по теме: «Эпоха Великих реформ».
1. Укажите период, когда Россией правил император Александр II.
1) 1801-1825 гг.
2) 1825-1855 гг.
3) 1855-1881 гг.
4) 1881-1894 гг.
2. Что было одной из характерных черт внутренней политики в начале царствования Александра II?
1) предоставление дворянству новых привилегий
2) ужесточение преследования либералов
3) смягчение цензуры
4) отказ от преобразований из-за страха перед революционным движением
3. Появление какого из перечисленных ниже понятий связано с Крестьянской реформой 1861 г.?
1) барщина
2) месячина
3) выкупные платежи
4) государственные крестьяне
4. В ходе реформ 1860-1870-х гг. были образованы
1) провинции
2) земства
3) муниципалитеты
4) волости
5. Одним из итогов Судебной реформы 1864 г. стало введение
1) суда присяжных
2) военно-полевых судов
3) высшего Арбитражного суда России
4) Конституционного суда России
6. Что из перечисленного ниже относится к политике М. Т. Лорис-Меликова, названной современниками «диктатурой сердца»?
1) ослабление цензуры
2) создание военных поселений
3) ликвидация III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии
4) расширение самостоятельности земств
7. Утверждение о неизбежности перехода от капитализма к социализму путём социалистической революции, движущей силой которой будет рабочий класс, было характерно для
1) А. И. Герцена
2) К. Маркса
3) М. А. Бакунина
4) К. П. Победоносцева
8. Отметьте одно из направлений внешней политики России второй половины XIX в.
1) расширение геополитического пространства и присоединение Средней Азии
2) расширение территорий в Прибалтике
3) расширение автономии Польши
4) создание казачьих формирований по всей границе Российской империи
9. Прочтите отрывок из стихотворного обращения к министру иностранных дел А. М. Горчакову (1870 г.) и укажите название моря, в нём упомянутого.
«Да, Вы сдержали ваше слово:
Не двинув пушки, ни рубля,
В свои права вступает снова
Родная русская земля.
И нам завещанное море
Опять свободною волной,
О кратком позабыв позоре,
Лобзает берег свой родной».
1) Чёрное
2) Каспийское
3) Балтийское
4) Азовское
10. Рассмотрите схему и выполните задание.
На схеме показаны итоги
1) русско-турецкой войны 1806-1812 гг.
2) русско-турецкой войны 1828-1829 гг.
3) русско-турецкой (Крымской) войны 1853-1856 гг.
4) русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
11. Какие из положений соответствуют содержанию «Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 г.? Найдите в приведённом ниже списке три положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) освобождение всех крестьян без земли
2) создание системы крестьянского самоуправления
3) составление помещиками и крестьянами уставных грамот
4) ликвидация барщины
5) временнообязанное положение крестьян до заключения выкупной сделки
6) выкуп крестьянами личной свободы у помещиков
12. Расположите в хронологическом порядке исторические события. Запишите ответ в виде правильной последовательности цифр, которыми обозначены исторические события.
1) отмена крепостного права
2) окончание Крымской войны
3) продажа Аляски
4) начало периода «железнодорожной горячки»
13. Прочтите текст и ответьте на вопросы.
«Земства с самого начала были осуждены на то, чтобы быть чуждым элементом в системе русского государственного управления. Они допускались бюрократией лишь постольку, поскольку её всевластие не нарушалось, а роль депутатов от населения ограничивалась голой практикой, простым техническим исполнением круга задач, очерченным всё тем же чиновничеством.
Земства не имели своих исполнительных органов, они должны были действовать через полицию, земства не были связаны друг с другом, земства были сразу поставлены под контроль администрации. И сделав такую безвредную для себя уступку, правительство на другой же день после введения земства принялось систематически стеснять и ограничивать его. Всемогущая чиновничья клика не могла ужиться с выборным всесословным представительством и принялась всячески травить его».
Когда началось проведение описанной в статье реформы? Укажите год.
1. Создание губернских и уездных земских учреждений относится к
1) 1849 г.
2) 1855 г.
3) 1864 г.
4) 1882 г.
2. Какое из перечисленных ниже положений соответствуют содержанию «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 г.?
1) ликвидация барщины
2) временнообязанное положение крестьян до заключения выкупной сделки
3) выкуп крестьянами личной свободы у помещиков
4) освобождение всех крестьян без земли
3. В ходе военной реформы 1874 г.
1) введена рекрутская система комплектования армии
2) срок службы увеличивался до 25 лет
3) введена всеобщая воинская повинность
4) созданы стрелецкие полки
4. Укажите положение Судебной реформы 1864 г.
1) отмена телесных наказаний для крестьян
2) участие в судебном процессе присяжных заседателей
3) введение сословных судов
4) отмена высшей судебной власти Сената
5. Что из названного ниже является результатом либеральных реформ 60-70-х гг.
1) укрепление сословного строя
2) увеличение количества чиновников
3) ограничение монархической власти
4) развитие предпринимательства
6. Что характеризует «диктатуру сердца» М. Т. Лорис-Меликова?
1) попытки заключить соглашение с «Народной волей»
2) жёсткое преследование как революционеров, так и либералов
3) отказ от каких-либо преобразований ради спокойствия в стране
4) шаги навстречу либералам при бескомпромиссной борьбе с революционерами
7. Стремление изменить существующие порядки в Российской империи путём осуществления серии бунтов было свойственно взглядам
1) П. Н. Ткачёва
2) П. Л. Лаврова
3) Г. В. Плеханова
4) М. А. Бакунина
8. Прочтите фрагмент из текста и укажите, о ком идёт речь.
«…апостол анархизма, идеолог бунтарского направления. Личность яркая, неординарная… гроза авторитетов и властей, дерзкий революционер и вечный изгнанник… За участие в Дрезденском восстании 1848 г. был приговорён к смертной казни, находился в заточении в тюрьмах Австрии и России, идейный противник Маркса и Энгельса».
1) М. А. Бакунин
2) П. Л. Лавров
3) П. Н. Ткачёв
4) Н. Г. Чернышевский
9. Укажите одну из целей внешней политики Александра II.
1) увеличение российских владений в Европе
2) создание антифранцузской коалиции
3) выход из международной изоляции после Парижского мирного договора
4) расширение российских территорий в Маньчжурии
10. Рассмотрите схему и выполните задание.
Укажите, какое событие отражено на данной схеме.
1) установление границы по Айгунскому мирному договору
2) присоединение Средней Азии к России
3) Крымская война
4) Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
11. Какие положения относятся к характерным чертам внутренней политики Александра II в начале его правления? Найдите в приведённом ниже списке три положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) объявление амнистии политическим заключённым
2) ограничительные меры против периодической печати
3) ликвидация военных поселений
4) ослабление цензуры, издание новых журналов
5) бескомпромиссная борьба с революционным движением
6) кодификация Российского законодательства
12. Расположите в хронологическом порядке исторические события. Запишите ответ в виде правильной последовательности цифр, которыми обозначены исторические события.
1) реформа городского самоуправления
2) отмена крепостного права
3) введение всеобщей воинской повинности
4) судебная реформа
13. Прочтите текст и ответьте на вопросы.
«Это известие всех страшно поразило, огорчило, ошеломило. Подробности о совершённом злодеянии исполнили всех ужасом. Во всех слоях народа грусть, страх и изумление овладели людьми. Где и чего только не говорили! По сёлам стали распространять слухи о том, что дворяне убили царя за, лишение их крепостных людей. В городах пугали смутами по деревням. Даже в войсках не было совершенно спокойно. Рассказы о беспорядках против евреев в Елизаветграде, Киеве и других южных городах усиливали общее беспокойство … Покойного государя любили, обожали освобождённые крестьяне и бывшие дворовые люди; но душевно были к нему расположены и преданы в обществе все лично его знавшие и те, которые много слышали о его сердечной доброте, о его всегдашнем расположении ко всякому доброму делу…»
1) В каком году происходили описанные в документе события?
2) Как называлась организация, причастная к данным событиям?
6+Ученики сами просят задания!Учителям начальных классов задачник с автоматической проверкой работ, 1–5 класс
EDUCATION.YANDEX.RU₽
Скидки до 50% на электротовары!Якутск. Только до 20 декабря! Количество товара – ограничено. Прайс-лист на сайте.
TESLA14.RU
Ответы на тест по истории России Россия в эпоху великих реформ 9 класс
Вариант 1
1-3
2-3
3-3
4-2
5-1
6-1
7-2
8-1
9-1
10-4
11-235
12-2134
13.
1) 1864 г.
2) Александр II.
Вариант 2
1-3
2-2
3-3
4-2
5-4
6-4
7-4
8-1
9-3
10-4
11-134
12-2413
13.
1) 1881 г.
2) Народная воля.