апостол и архангел разница
Ангелы: девять чинов. Инфографика
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Согласно православному вероучению, Бог сотворил не только видимый мир, но и мир невидимый, духовный. Что мы знаем о мире «Сил небесных»?
Ангел (греч. вестник, посланник) — духовное, невидимое существо, которое, как и человек, сотворено Богом и обладает личным бытием. В отношениях между человеком и Богом ангелы выполняют служебную роль: они возвещают людям волю Божию.
По учению Православной Церкви все ангелы (Небесные Силы) делятся на три лика. В свою очередь, каждый лик подразделяется еще на три. Такое деление основано на двух принципах: степени приближенности к Богу и типу служения.
Первый лик
Серафимы
Перевод: Ивр., гр. — горящие, огненные, пламенеющие;
Упоминание: Ис 6:2
Шестикрылые ангелы, наиболее приближенные к Богу. Свое название получили от той пламенной любви, которую имеют к Своему Создателю.
Херувимы
Перевод: Ивр. керубим — умы, распространители познания и мудрости;
Четырехкрылые и четырехликие ангелы. Их главное служение — просвещение.
Престолы
Образно, на них восседает Господь Бог, как на престоле, и вершит Свой суд.
Как учит Церковь, степень святости и приближенности этих чинов к Богу настолько высока, что достичь ее больше не может никто. Лишь только Божия Матерь (будучи человеком) сподобилась этой славы, как воспевает об этом Церковь: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим».
Второй лик
Господства
Являются незримыми наставниками поставленных от Бога земных властей, правителей. Также помогают человеку укрощать свои страсти, владеть ими.
Наделены особой властью совершать чудеса, ниспосылают эту благодать праведникам и угодникам Божиим.
Власти
Обладают властью укрощать силу падших ангелов, а также повелевают стихиями.
Третий лик
Начальства (Начала)
Наделены правом повелевать законами вселенной, природы, а также оберегают народы и страны.
Архангелы
Упоминание: Откр 12:7 и др.
Начальники ангелов. Учителя и провозвестники воли Божией для человека, передатчики Откровения.
Особое место в ангельской иерархии занимают архангелы архистратиги Небесных воинств. К ним относятся архангелы Михаил и Гавриил и еще пять архангелов — Иеремиил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Эгудиил, Варахиил. Архистратиг Михаил считается верховным архангелом, покровителем всего небесного воинства.
Ангелы
Упоминание: Откр 1:7 и др.
Наиболее близки к человеку, являются проводниками воли Божией, а также хранителями, защитниками. В данном случае словом ангел обозначается именно чин Небесных Сил.
В более широком смысле этим словом называется представитель любого чина вообще, без конкретики.
Ангел-хранитель
Ангел, который незримо приставляется при крещении к конкретному человеку, чтобы молиться за него перед Богом и оберегать от зла.
Господь Бог всегда слышит мольбу матери или бабушки о исцелении ребенка?
Хотелось-бы узнать об отпавших ангелах, кем они были до падения, что делали и так далее?
Все больше людей будут отличать апостола от архангела
Приблизительное время чтения: 12 мин.
В ближайшие несколько лет число воцерковленных в России увеличится. Такое мнение высказали участники социологического опроса, проведенного фондом «Серафима Саровского». Но эту уверенность разделяют далеко не все респонденты.
По мнению участников опроса, а в нем приняли участие жители Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, увеличение числа воцерковленных зависит от работы священников, при этом многие надеются на то, что «воцерковленность» будет проявлять себя не в соблюдении формализованных обрядов, как это зачастую происходит в современном обществе, а в истинном постижении христианских ценностей.
Большинство опрошенных подчеркивают, что «мода на Православие» проходит и приход людей в Церковь становится более осознанным, и чаще происходит по личным причинам. Кроме того, на распространение знания о Православии, конечно влияет увеличение источников информации: в частности, появление курса «Основ православной культуры» в школах.
Катехизатор:
Увеличение. Однозначно увеличение, пусть и не большое, но увеличение. Связано это с тем, что с нашей стороны работа все-таки ведется. Батюшки служат, мы лекции читаем, открыты православные гимназии, лектории. Уже есть семьи, которые родили детей в православной вере и их в православии воспитывают.
Катехизатор:
Конечно, будет увеличение воцерковленных. Это идет не очень быстрыми темпами, но в масштабах церковной жизни, очень положительная динамика есть и она будет нарастать. Этому уделяется внимание со стороны и высшего церковного руководства и на уровне митрополии. Я надеюсь, что будет качество людей в церковной ограде. Мы прошли тот этап, когда был «вал» людей в церковь. Сейчас идет отток: случайно пришедшие уходят. В итоге остаются те, кто пришли сюда сознательно. То есть я уверена, что второго крещения Руси – как его называли в 80-е годы – не будет ближайшее время. А по поводу массового оттока: я думаю, что мы тоже пик его прошли, людей будет меньше, но это будет более качественное присутствие.
Катехизатор:
Больше, но хотелось бы, чтобы процент рос. Мне кажется, все-таки, что это связано с недостатком информации в СМИ: это радио, телевидение, либо недостаток информации со стороны церкви, потому что, когда начинаешь что-то рассказывать людям, объяснять, для них это просто новинка. И они после каких-то бесед начинают приходить в храм, посещать службы. Здесь все зависит от недостатка информацию
Руководитель пресс-службы епархии:
Воцерковленность нашего населения, конечно же, сейчас она относительно низкая, но сейчас она относительно выше, по сравнению с прошлым десятилетием. Ведь сейчас больше храмов открылось, больше священников появилось, больше возможностей предоставляют современные технологии для проповедей Евангелия. Конечно, люди волей-неволей даже наталкиваются на какую-то информацию, которая их просвещает в отношении религиозной жизни. Сейчас организовываются. Многочисленные заведения христианские, которые готовят специалистов, воскресные школы при храмах действуют, куда может попасть каждый желающий. Сейчас вводятся курсы Основы православной культуры в школе. Поэтому однозначно, что ситуация у нас улучшается в этом плане.
Руководитель сайта епархии:
Причащаются многие, но многие из них различают апостола от архангела?
Редактор светского СМИ:
Наверное, все-таки больше людей приходит к вере, это я из своего опыта. Хотя бы оценить этого по части православных праздников. Люди не как раньше: Пасха, Крещение, а Сретение Господне и другие начали праздновать, знать, понимать, ходить в церковь. С учетом событий календарных и то, что люди это вспоминают, стараются познать больше в церкви, через общение с батюшкой – так что, наверное, все-таки да. Глобальный вопрос, я не знаю, это зависит конкретно от каждого человека. Но хотелось бы, чтобы в нашей стране – мы же все-таки православные – чтобы тенденция шла в рост к вере и к понимаю, что такое православие.
Редактор светского СМИ:
Катехизатор:
Редактор портала:
Все больше людей узнают о сути православного богословия, все больше людей понимают, что путь православного христианства — это, действительно, их жизненный путь, и он дает ответы на все внутренние вопросы человека, что Христос – это Путь, Истина и Жизнь. И все больше людей таким образом к церковной жизни приходят. Это, безусловно, так. Другой вопрос, что все равно людей по-настоящему церковных у нас все же не так много. Эта цифра колеблется по подсчетам от 3 до 7 %, но я могу сказать, что даже на опыте собственного прихода, я видела, как когда, сначала Храм только построен, в нем три с половиной прихожанина, которые раньше куда-то ходили в предыдущий Храм. И потихонечку-потихонечку за пару лет Храм становится битком набитый. И очень многие люди приходят в Храм сначала ради интересе или потому там дети гуляют в парке, привели за ручку, тоже было интересно. Берут какие-то первые книги. И потом начинают ходить все чаще и чаще, и через несколько лет мы видим их в кругу регулярных прихожан.
Редактор сайта викариатства:
Я не могу сделать какие-то выводы, я не аналитик, никогда. Но все Храмы, которые по программе «200» построены новые в новых районах, они все заполнены до отказа. Постоянными прихожанами. Там конечно, в каждом из этих Храмов есть костяк, человек сто, которые совершенно стабильны. Ну и, конечно, есть которые нестабильны. Но что значит? Они заходят поставить свечку. Или те нестабильные, которые вообще не заходят, а только на Пасху и там на Рождество. Это нестабильные, у которых Храм под боком, они вышли гулять с ребенком с коляской из этого блочного. Сегодня как раз была в Ново-Косино. Там как раз в Храме Всех Святых в земле Российской просиявших, они вышли прям с коляской, на службу пришли, поставили свечку, одели платочек там, какие-то записки положили. Потенциально это воцерковленные абсолютно люди. И их там поток все время идет. Я думаю, это резерв. Но мне кажется, что пока я нахожусь внутри системы, я не могу оценить отток.
Корреспондент журнала:
Шеф-редактор светского СМИ:
Катехизатор:
Пока увеличения. Но это прямо такое на исходе уже. Везет. Потому что то, что происходит последние тридцать лет, этот шанс, который в принципе, с моей точки зрения, Церковь не использовала.
Катехизатор:
Я думаю, что уровень воцерковленности сейчас повышается. Но в среднем он низкий. Все равно низкий, гораздо ниже, чем хотелось бы. Потому что изменить сознание человека, которое формировалось не одно десятилетие определенным образом, исходя из определенных целей, где Церкви отводилась вообще самая, если не негативная роль, то самая последняя в строительстве светлого будущего нашего («светлого будущего», конечно, в кавычках). Поэтому это все изменить очень сложно. Это первое. Второе. После того, как у нас закончился социализм и начался неизвестно что, назовем это капитализмом, ценности предложили нашему человеку в общем такие очень опасные. И материальная составляющая этих ценностей начала превалировать над всем остальным. Какая-то духовность даже в советское время была. А сейчас, мне кажется, даже этого нет. И поэтому в этих условиях очень тяжело показать человеку истинные духовные ценности, что его действительно по-настоящему сделает счастливым.
Преподаватель ОПК:
Я не могу тоже здесь сказать точно, но мне кажется, что все-таки ближе к отходу.
Автор программы на радио:
Я думаю – меньше. Когда народ решил, что креститься хорошо, все побежали в храм и надели крестики и назвали себя людьми православными и только. Когда вдруг до них дошло: какой же красивый обряд венчание – все побежали венчаться. Доходит до абсурда: когда люди приходят – мы хотим повенчаться. Вот, нужны курсы, нужна бумага… А что – нужно еще и в ЗАГС идти? Народ не понимает, чего они хотят.
Вот, если все будет так же, то это будет на тех же 3% воцерковленных, дай Бог. А если все-таки Церковь проявит свою самостоятельность, и вовсе не к тому… я не о том говорю я, чтобы Церковь перешла в оппозицию к государству и стала его во всем критиковать, и тогда все станет отлично. Нет. Абсолютно нет. Можно идти к одной цели, но параллельными курсами. Вот и все.
Режиссер телевизионной студии:
Ну, я думаю, тенденция все-таки идет к увеличению, потому что, ну, людей все больше… Как бы информация перед ними доступная, вот. И, может быть, те, которые, вот, в этот момент, когда, там, 90-е годы, 2000-е, когда это стало доступно, открыто, и люди потянулись. И это, как вот такая сразу альтернатива, там, коммунистическому… ну, то, что в нашем обществе было – учение, вот, появилось. И сейчас люди, те, которые тогда активно пошли, может быть, сейчас свой пыл поубавили или вообще не ходят, но это, как бы, не значит, что они не считают себя верующими и православными. Они все равно, вот, если опрос будет проходить и все из них все равно скажут – да, мы верующие, православные.
Автор программы на радио:
Журналист:
Я вижу, что пока все идет на пользу Церкви, т.е. люди идут в Церковь, да? И я вижу, что восстанавливаются Храмы, причем восстанавливаются за счет и спонсорских средств, и государственных средств, и люди активно жертвуют, я это вижу. Я думаю, что в ближайшие три-пять лет ничего не грозит суверенитету Церкви, она будет оставаться таким очень важным участником общественных процессов, к которой будет формироваться положительное отношение. Ну я уже говорил, что это чревато тем, что рано или поздно, но пружина сломается, может сломаться. Да все также остается.
Автор телевизионных программ:
Это опять же субъективно, да? Сейчас идет откат и он, ну… Это не 3-5 лет, это побольше, это побольше… И вот, я бы ответил длинно, но, поскольку времени на длинный ответ нету, да? Это, в том числе и связано с расколом украинским. Вот, раскольники сейчас активизировались. И успешно. И мне кажется, что лет, наверное, лет побольше понадобится, чтобы к Церкви снова повернулись. Вообще сейчас такая необходимость в подвиге. Вот, в подвижничестве таком, знаете. В деятельном подвиге кого-то из клира. Понимаете? Из священства. Подвига давно никто не совершал, вот знаете. Не духовного, а обществу такому светскому нужен подвиг такой, знаете, реальный. Какой-нибудь… я не знаю, что это может быть. Или чудо какое-то. Ни подвига, ни чуда не предвидится поскольку, поэтому, я думаю, за 3-5 лет мы не справимся. Откат будет продолжаться.
В рамках реализации проекта «Комплексная программа формирования межконфессиональной толерантности, через всестороннее изучение и освещение аспектов деятельности Русской Православной Церкви»»
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 №11-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом».
Ангельское воинство – опора Создателя. Ангелы и архангелы помогают исполнять божий промысел в мире людей и на небесах. В зависимости от обстоятельств эти невидимые, бестелесные духи могут быть заботливыми и светлыми. Иногда они воинственные и огненные, мудрые и понимающие.
Пытливые умы задают вопросы: зачем Бог создал ангелов, а архангел кто такой? Для истинно верующего ответы на эти вопросы не просто расширяют кругозор, а позволяют укрепить веру, глубже понять ее суть. Ведь ангелы – важная часть христианской культуры. Они помогают верующим в течение жизни, становятся предвестниками великих событий, заботятся о душах после смерти людей.
Предназначение ангелов
Ангелы – духовные, бессмертные, созданные по образу Божьему существа. Все они были сотворены до нашего видимого мира. Слово «ангел» переводится как «посланник, божий вестник». В этом главная их суть: все, что они делают есть по воле и во славу Бога. А дел у них много:
Отвечая на вопрос, кто такой архангел, люди часто рисуют в воображении пухлых младенцев с недоразвитыми крылышками или неких голливудских героев в сияющем облачении и с суровыми лицами. Эти навязанные образы имеют мало общего с изображением небесного воинства, на котором настаивают церковь и богословы.
Ангелы не физические, а духовные существа, поэтому остаются невидимыми для людей. Они показываются на глаза человеку лишь тогда, когда это нужно Богу. Ангелы могут принимать любую форму: от огненного вихря до чудесного животного, но, как правило, выбирают человеческий облик и предстают перед людьми в виде взрослого мужчины.
Для внушения трепета и благоговения появление ангела обычно сопровождается дополнительными эффектами: нестерпимым сиянием, громом, небесными звуками. Христианская традиция часто наделяет их величественными крыльями. Однако нужно помнить, что ангелы наделены Творцом достаточным могуществом, чтобы летать и без крыльев. Подобно золотым одеждам они играют роль внешнего атрибута, поражающего воображение верующего.
Каждого человека бережет и опекает персональный ангел-хранитель. С первого крика и до последнего вздоха небесный помощник остается рядом, готовый откликнуться на молитву или зов. Среди представителей божьего воинства ангелы-хранители находятся ближе всех к людям. Поэтому на них ложится самый тяжкий груз грехов человеческих. Все черные помыслы и грязные дела подопечного известны ангелу. Он беспрестанно оплакивает гибнущую душу и молится о ее спасении.
Ангельская иерархия
Неисчислимо ангельское множество, деятельность их разнообразна. Поэтому в зависимости от трудов и чинов покровители разделены на три сферы (иерархии). Каждая сфера включает три лика (чины ангелов). Все лики пребывают в полном согласии и строгом подчинении. Наиболее распространена следующая ангельская иерархия:
Первая сфера
Серафимы — высшие ангелы, которые находятся прямо у престола Бога. Их имя переводится как «огненный, пылающий». Серафимы пламенеют почитанием и любовью к Господу, их задача — передавать эту любовь более низким ангельским чинам.
Херувимы — носители великой мудрости, их имя означает «обилие премудрости». Они знают все, что только может знать сотворенное Господом существо. Основная задача – хранить и сообщать эти знания ангельским ликам и людям.
Вторая сфера
Господства являются символом и подтверждением власти Творца. Их задача — управлять ангелами более низких ликов. Они направляют земных правителей, учат смирять чувства, не поддаваться влиянию злых сил, выбирать правильные решения.
Силы – воинственные, могущественные ангелы, через которых Вседержитель являет свою бесконечную силу, творит с их помощью чудеса и знамения.
Третья сфера
Начала заботятся о судьбах государств и народов. Господь наделяет их силой и задачей защищать отдельные народы от происков дьявола, помогать странам в суровые времена.
Архангелы – вожди небесного воинства, великие ратники и благовестники. Они возвещают волю Создателя ангелам и пророкам, просвещают душу и укрепляют веру, защищают врата рая и являются победителями сил зла.
Ангелы – низший и самый многочисленный лик. Они являются связующим звеном между каждым отдельным верующим и Творцом.
Великая седмица
На вопрос, кто такой архангел, большинство верующих вспоминают двух наиболее почитаемых и известных прообразов: Гавриила и Михаила. Помимо них в церковной иерархии есть еще пять архангелов. Их считают высшими. Иконы архангелов из Великой седмицы стоят на видном месте в каждом храме. Ниже перечислены имена этих высших существ.
Михаил – предводитель небесного воинства, победитель Люцифера, архистратиг, великий вождь, первый и самый близкий к Создателю ангел. Его имя означает «равный Богу». Архангел Михаил изображается с финиковой ветвью в левой руке и копьем в правой. На острие копья развивается белое знамя с божьим крестом, оно символизирует победу сил света над дьяволом.
Гавриил – великий благовестник и мудрец. Он принес благую весть Богородице, направлял Иоанна Крестителя и Иосифа. Вместе с Михаилом возвестил апостолам о воскресении и чудесном вознесении Христа. Его имя переводится как «знание Божье». На иконах архангел изображается с фонарем или райской веткой в одной руке, а в другой он держит зеркало. Фонарь символизирует свет истинной веры и знания, ветвь – благую весть. Зеркало помогает людям увидеть свои грехи.
Рафаил – целитель душевных и телесных недугов. Имя буквально означает «исцеление божье». Помогает в скорби и болезнях. Изображается с пером для смазывания ран и врачебным сосудом.
Уриил – покровитель проповедников веры, носитель света Создателя, защитник божественных истин. Его имя переводится как «огонь божий». Уриил несет людям откровения, воспламеняет их души глубокой верой, помогает человеку побеждать нечистые помыслы и привязанности. Изображается с пламенем и мечом.
Салафиил – главный молитвенник за людей. Его имя означает «молитва божья». Изображается с опущенными глазами и молитвенно сложенными руками.
Иегудил — защитник и покровитель священнослужителей и людей, которые живут и трудятся для умножения славы Творца. Имя переводится как «божья хвала». В правой руке он держит венец как награду святым людям за благочестие, в левой у него плеть как символ наказания за леность в служении Вседержителю.
Варахиил – руководитель и вождь сонма ангелов-хранителей. Он ходатайствует за людей перед Творцом, а имя означает «божье благословение». Изображается с розами на одеждах и в руках.
Падший архангел
Некогда в небесной иерархии главным ангелом был Люцифер. Бог любил его больше других. Прекрасный и совершенный Люцифер, чье имя переводится как «нести свет», был призван вместе с архангелом Михаилом защищать рай от сил тьмы. Но гордыня и жажда уравняться по власти с Создателем толкнула его на предательство и бунт. К Люциферу присоединилась треть ангелов. Началось великое сражение, в котором светлое воинство под началом Михаила сбросило с небес богоотступников. С тех пор падший архангел превратился в олицетворение вселенского зла.
Отличия архангелов от ангелов
И все же, кто такой архангел, чем он отличается от ангела? Можно выделить несколько принципиальных отличий:
Это лишь самые важные отличия ангелов от архангелов. На самом деле их существует намного больше.
Иерархия ангелов и демонов в христианстве
Впервые христианская небесная иерархия в царстве ангелов была описана Священным писанием в ранние годы возникновения религии. Ибо тогда люди были ближе к своему Богу, и он часто разговаривал с ними через своих посланников – высших ангельских существ. Ангелы в свою очередь рассказывали избранным священнослужителям устройство небесного мира. А те излагали их в своих книгах.
С тех пор личное общение Бога с людьми уменьшилось, но ангелы по-прежнему несут свою службу. И их иерархия не изменилась. В каких документах это раскрывается, можно узнать в Википедии, а здесь представлена информация о служебном разделении ангелов в небесной канцелярии и чертогах зла.
Общее устройство царства ангелов
Творец создал людей уже после того, как сотворил высших существ. Сначала он планировал именно такой мир, где царят исключительные создания. Однако со временем его планы изменились, а богоподобные ангелы встали на службе его интересов в обустройстве мира.
Со временем часть ангелов решила отделиться от Создателя, попытавшись свергнуть его. В результате отступники были отлучены от Отца и низвергнуты в отдельное адово царство. Однако и верные, и неверные получили свои качества и роли по задумке своих Творцов. Так возникла иерархия ангелов и демонов в Христианстве, согласно которой происходит контроль над человеческими душами, самим ангельским миром и всем, иным, что создал Господь.
Иерархическая лестница высших существ с обеих сторон принципиально отличается друг от друга. Светлые ангелы разделены на высших, средних и остальных только ввиду особенностей их деятельности. Небесный табель о рангах насчитывает 9 чинов исключительных сущностей, приближенных к Богу. Это:
Каждый чин входит в отдельный круг по обязанностям и степени удаленности от Создателя. И подобное разделение характерно для большинства авраамических религий, отличаются только названия чинов. Перечисленные должности полностью признает и небесная иерархия в Православии, наравне с католическим христианством.
Карьера же прислужников Дьявола складывается по другому принципу. Здесь главенствуют самые свирепые, отъявленные падшие ангелы, перерожденные в демонов, либо порожденные самим Люцифером.
Сильные держат в страхе слабых, вызывая у последних жажду занять высшее место возле Сатаны и порождая борьбу за власть.
Иерархия носит анархический характер, любой может ее изменить. Однако система высших и низших членов по степени влияния на людские души все равно присутствует.
Высший эшелон – серафимы, херувимы, престолы
Первая ступень, которой начинается небесная иерархия ангелов, это высшие служители Бога: Серафимы, Херувимы, Престолы. Все они – личные помощники Создателя, являющиеся людям в самых особенных случаях.Серафимы – с ивритского «подобные пламени» – громадные, богоподобные шестикрылые существа, способные сжигать целые города за отступничество. Лик их страшен, но загадочно прекрасен. Способности неограниченные. Они могут исполнить любое желание. Несмотря на свою власть карать, в первую очередь предпочитают славить Господа божественными песнями и открывать к нему души – это их главная миссия.
Серафимы – самые первые создания, которых явил Творец. Они настолько идеальны, что практически равны ему по красоте и силе. Это послужило основанием некоторым из них воспылать гордыней и восстать против Отца. Речь о самом любимом серафиме Господа – Люцифере. Иногда ангельская иерархия в Православии причисляет его к архангелам. А сериал “Сверхъестественное” ставит серафимов ниже архангелов. Но это не совсем верно.
Херувимы – вторые по близости к Творцу служители, более покладистые и исполнительные. Защищают огромными огненными мечами чертоги Создателя, а также небесные врата рая. Они столь же велики по размеру и прекрасны, как их предшественники, четырехкрылы. Однако их сущность – абсолютная мудрость. С ее помощью они читают души и ведут их к Отцу.
Узнать херувима можно по лазоревой одежде, серафима – по алой. Часто херувимы имеют 4 лика, в том числе, животных, смотрящих в 4 стороны сразу.
Самые загадочные помощники Бога – Престолы, единственные, что не повторяют антропоморфный образ, а являются чем-то ни на что не похожим. Это одушевленные существа в виде огненных колес, по краю которых идут тысячи неморгающих глаз.
Престолы переносят Бога с места на место по необходимости. А по своему второму предназначению зорко следят за исполнением заданий и правил Творца в ангельском царстве. И если они нарушены, то творят Праведный суд. Они – покровители и обычных судей среди людей.
Такова схема чинов высших служителей Бога. Это каста наиболее приближенных к Творцу существ. Количество их несметно, но не бесконечно. Однако достаточно, чтобы дать отпор злу.
Среднее звено – господства, силы, власти
Если высшие ангельские эшелоны выполняют роль личного ассистентства у Бога, средние чины – Господствия, Силы, Власти – обращены ликом непосредственно к его творениям. К людям, миру, созданиям.
Господствия, как предписывает им иерархия рая, отвечают за мудрое решение дел земными государями, теми, кто занимает ответственный пост и от кого зависят судьбы людей.
Они ведут своих подопечных к освобождению от страстей, порока, учат игнорировать искушения.
Представители Сил олицетворяют собой Благодать Всевышнего. Их миссия – поддерживать праведных верующих, излечивать их чудесным исцелением, подсказывать будущее, предупреждать. Силы являют христианам чудеса, как добрый знак. Поддерживают страждущих в тяжелые времена. Это негасимое послание верующим о том, что их Отец всегда рядом.
Следующими, кого небесная иерархия ангелов причисляет к возвышенным служителям рая, являются Власти. Они замыкают среднее звено ангельской иерархии и выполняют наказ Всевышнего оберегать людей от разрушительных нападок Тьмы на их души.
Таким образом, согласно таблице ангелов в христианстве, первый и второй круг чинов предназначен для демонстрации защиты и воли Господа перед людьми. Неудивительно, что эти сущности практически не имеют имен среди смертных, поскольку редко кого-то персонализируют. Лично они могут явиться только святым.
Однако есть категория божественных посланников, что полностью служат жизням живых и всегда находятся с ними рядом. Это самые настоящие защитники людей.
Низшие ангелы в христианстве
По своей сути низшие ангелы являются совсем не низшими. Так их называют только потому, что на лестнице между Богом и его человеческими созданиями они стоят ближе к самому низу, рядом со смертными. Их миссия – защищать именно царство людское от сил падших. Их чины – Начала, Архангелы и рядовые Ангелы.
Начала – это воплощенные высшие духи самого мира. Они заведуют природой, планетами, явлениями. Родились на земле, прошли путь самопознания и продолжают познавать мир путем его развития, попутно оберегая его от гибельных мыслей.
Можно сказать, что Начала заведуют наукой. Верующие знают о них умеренно. Но вот тех, кого божественная иерархия поставила на 8 чин, знают и обожают буквально все по-настоящему просвещенные и религиозные создания божьи. Речь о прекрасных архангелах.
Самые ярые людские защитники, способные уберечь их даже от гнева самого Отца, настолько тесно вжились в мир своих подзащитных, что получили свои имена.
Восемь ангельских вестников, сопровождающих все без исключения души, от рождения до смерти тела, в рай, известны в Православии под именами:
Это самые яркие архангелы в Христианстве, которых знают все адепты.
Однако остальные не уступают им в силе:
Архангелы главенствуют над последним чином ангельской иерархии – рядовыми Ангелами. Это бессметное количество созданий, что называются ангелами-хранителями, и есть у каждого человека в качестве личного защитника и наставника.
Отдельная иерархия падших ангелов
Люцифер в свое время смог собрать вокруг себя немало соратников, поддержавших его во время бунта против Отца. Бунт не удался, опозоренный, мятежник был изгнан из рая вместе с подвижниками в проклятое пространство, где создал свое собственное царство – ад. Во главе сел сам, стал называться Сатаной, Дьяволом, Лукавым. А приспешникам назначил роли.
Однако тьма избегает видимого порядка. Поэтому классификация ангелов мира падших носит индивидуальный характер и зависит от мерзости деяний, творимых темными тварями. Так что иерархия их меняется постоянно.
Неизменны лишь несколько максимально приближенных помощников. Правая рука – Бафомет.
Известно как минимум три вида «карьерных» лестниц у демонов:
В первом случае место демона зависит от вида вреда, что он несет. Эта иерархия имеет 10 ступеней, где наверху стоят Парки, вмешивающиеся в судьбы людей, а внизу мелкие демоны, внушающие ложь старикам. Также это разделение содержит: полтергейстов, инкубов-суккубов, духи колдунов и ведьм, кошмары, демоны, совращающие мужчин и чистые демоны, нападающие только на святых.
Второе сверхъестественное разделение происходит по смертным грехам, за которые отвечают конкретные демоны. Иерархия сверху вниз выглядит так:
На последнем месте стоит Астарот, отвечающий за уныние – восьмой смертный грех человека.
Список часто меняется и расширяется по мере деяний демонов. Например, недавно в нем появились Пифон, князь лжи, Аббадон, демон войн.
Наконец, третий расклад основывается на изначальном чине падших ангелов. Так, Люцифер, Вельзевул, Левиафан и Асмодей были серафимами, поэтому составляют высший эшелон иерархии. Туда же входит бывший херувим Балберит, демон самоубийств, и четыре бывших престола. Во второй круг этого разделения входят бывшие господства, силы, власти – 5 демонов. В третий – один демон из начал и один, из архангелов.
Существует и четвертая ангельская иерархическая лестница бесов – по месту обитания. Высшие из них, огненные демоны ждут начала Страшного Суда, низшие – бесы тьмы, боящиеся света, живут рядом с людьми. Есть также воздушные, земные, водные и подземные… Дьявол практикует хаос и хитрость. Поэтому всячески запутывает устройство своей армии. Ведь сила его не в порядке, а в обмане и смятении, которые он сеет в умах и душах.
Автор статьи:
Николай Костюк. Эксперт в области эзотерики и мировой культуры, кандидат философских наук.
E-mail для связи с автором: nkostyuk@taynoeznanie.com