апостол и евангелие страстотерпцев и дня

Евангелие дня

апостол и евангелие страстотерпцев и дняапостол и евангелие страстотерпцев и дняапостол и евангелие страстотерпцев и дняапостол и евангелие страстотерпцев и дняапостол и евангелие страстотерпцев и дняапостол и евангелие страстотерпцев и дня

апостол и евангелие страстотерпцев и дня

Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 1-10

01 Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то || вошел в Капернаум.

02 У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.

03 Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.

04 И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это,

05 ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.

06 Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой;

07 потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.

08 Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

09 Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.

10 Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.

апостол и евангелие страстотерпцев и дня

01 Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то || вошел в Капернаум.

02 У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.

03 Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.

04 И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это,

05 ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.

06 Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой;

07 потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.

08 Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

09 Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.

10 Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.

Поразительно, но в наше время, которое по праву считается веком научно-технического прогресса, по-прежнему находятся люди, верящие в магию, колдовство, различные приметы и суеверия. Убедиться в этом легко. Достаточно посмотреть рекламу в интернете или открыть какую-нибудь дешевую газету или журнал. Здесь вы познакомитесь с широким спектром различных магических услуг — начиная со снятия порчи и заканчивая обретением желанной любви. Гуляя по улочкам Фессалоник, я был поражен тем, сколько амулетов висит у местных торговцев — продавцы верят, что странного вида вещицы якобы привлекают удачу и отгоняют негативные эмоции.

При всем разнообразии имеющихся в мире суеверий все они в основании имеют одну и ту же идею — совершив определенные действия, можно заставить сверхъестественные силы выполнить желание человека. Язычество времен Христа строилось ровно на подобных ожиданиях. Перед идолами приносились жертвы, которые, по мнению греков и римлян, принуждали богов откликаться на мольбы просителей. Считалось, что просьба точно будет исполнена, если ты знаешь имя идола. В таком случае он якобы просто не мог не помочь.

Чтобы понять прозвучавшее евангельское чтение нам необходимо знать религиозно-культурную особенность жизни общества времен Христа. Апостол Лука рассказывает нам о чуде исцеления Спасителем слуги римского сотника. Сотник — воинский чин. Тот, у кого в подчинении находится отряд из ста воинов. Сотники обычно возглавляли городские гарнизоны — следили за порядком на оккупированных Римом территориях. За помощью к Господу Иисусу обращается сотник из Капернаума. Данный человек был язычником, но, как кажется, имел определенные симпатии к вере древних иудеев. Иначе зачем бы он стал молить Спасителя о чуде?

Римский командир призывает Христа исцелить любимого слугу. Сын Божий соглашается и выражает готовность посетить дом воина. И тут происходит поразительная вещь. Язычник проявляет удивительное смирение. Он прямо заявляет, что не может приказывать Христу и, в принципе, не достоин того, чтобы Сын Божий его слушался. Господь Иисус не подчинен сотнику, как солдат, и более того — Он не языческий божок, которого можно принудить к чему-либо. Сотник смиренно просит Христа исцелить слугу, так сказать, дистанционно. Потому что для него было чем-то немыслимым — даже деликатно подталкивать Спасителя к посещению своего дома.

Господь Иисус похвалил сотника за проявленную кротость. Можно сказать, что Он был даже удивлен, что видит такое смирение не в лице иудея, а в лице язычника. В этот момент римский военный становится пророческим символом грядущих изменений — «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю». Избранный народ утратит свой уникальный статус, а его место займут язычники, подобные сотнику. Те, кто со смирением и любовью примут веру во Христа Спасителя.

Прозвучавший евангельский эпизод напоминает нам о том, что в общении с Господом нет места для магического подхода. Нет никаких средств заставить Бога исполнять наши просьбы и желания. Не существует особых секретных молитв, специальных свечей или чего-то подобного. Отец Небесный ждет от нас не ритуалов, а в первую очередь того, чтобы мы обладали милосердным сердцем и чистой душой. И чтобы мы подобно римскому сотнику верили Богу, но не навязывали свою волю. А доверительно полагались на светлый и добрый промысл Господень о нас.

Источник

Апостол и евангелие страстотерпцев и дня

Димитриевская родительская суббота. Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688). Мч. Арефы и с ним 4299 мучеников (523). Прп. Зосимы Верховского (1833).

Прпп. Арефы (XII), Сисоя (XIII) и Феофила (XII–XIII), затворников Печерских, в Ближних пещерах. Блж. Елезвоя, царя Ефиопского (ок. 553–555). Мц. Синклитики́и и двух дщерей ее (VI). Свт. Афанасия, патриарха Цареградского (ок. 1315). Прп. Георгия исп. (1959).

Сщмчч. Лаврентия, еп. Балахнинского, Алексия Порфирьева пресвитера и мч. Алексия Нейдгардта (1918); прп. Арефы Митренина исп. (1932); сщмчч. Иоанна Смирнова и Николая Никольского пресвитеров (1937); сщмч. Петра Богородского пресвитера (1938).

2_Кор., 168 зач., I, 8–11.Лк., 29 зач., VII, 1–10138.За упокои:1_Сол., 270 зач., IV, 13–17.Ин., 16 зач., V, 24–30.

Служба совершается согласно 13-й главе Типикона: по Минее и Октоиху.

В храмах (или приделах), посвященных иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», или имеющих особо чтимую Ее икону, в этот день совершается бденная (или полиелейная) служба Пресвятой Богородице. Заупокойная служба Димитриевской родительской субботы в этом случае переносится на субботу, 17 октября.

Апостол

Суббота, 6 ноября. Послание второе апостола Павла к коринфянам, 1:8-11

Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, ноЧитать далее

Пятница, 5 ноября. Послание апостола Павла к филлипийцам, 3:8-19

Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: ||для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога поЧитать далее

Четверг, 4 ноября. Послание апостола Павла к филлипицам, 3:1-8

Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно. Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся, хотя я могу надеяться и на плоть.Читать далее

Среда, 3 ноября. Послание апостола Павла к филлипийцам, 2:24-30

Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам. Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей, потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошелЧитать далее

Вторник, 2 ноября. Послание апостола Павла к филлипийцам, 2:17-23

Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне. Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом. Ибо я не имеюЧитать далее

Понедельник, 1 ноября. Послание апостола Павла к филлипийцам, 2:12-16

Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению. Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам бытьЧитать далее

Воскресенье, 31 октября. Послание второе апостола Павла к коринфянам, 11:31-12:9

Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу. В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; *и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук. Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениямЧитать далее

Суббота, 30 октября. Послание первое апостола Павла к коринфянам, 15:58-16:3

Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом. При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние,Читать далее

Пятница, 29 октября. Послание апостола Павла к филлипийцам, 1:27-2:4

Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сиеЧитать далее

Четверг, 28 октября. Послание апостола Павла к филлипийцам, 1:20-27

Среда, 27 октября. Послание апостола Павла к филлипийцам, 1:12-20

Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и бóльшая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие. Некоторые, правда, по зависти и любопрению,Читать далее

Вторник, 26 октября. Послание апостола Павла к филлипийцам, 1:8-14

Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа; и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию. Желаю,Читать далее

Понедельник, 25 октября. Послание апостола Павла к филлипийцам, 1:1-7

Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитвуЧитать далее

Воскресенье, 24 октября. Послание второе апостола Павла к коринфянам, 9:6-11

При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякоеЧитать далее

Суббота, 23 октября. Послание первое апостола Павла к коринфянам, 15:39-45

Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так иЧитать далее

Пятница, 22 октября. Послание апостола Павла к ефесянам, 6:18-24

Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал,Читать далее

Четверг, 21 октября. Послание апостола Павла к ефесянам, 5:33-6:9

Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, неЧитать далее

Среда, 20 октября. Послание апостола Павла к ефесянам, 5:25-33

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, какЧитать далее

Вторник, 19 октября. Послание апостола Павла к ефесянам, 5:20-26

благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своимЧитать далее

Понедельник, 18 октября, Апостола Павла послание к ефесянам 4:25-32

Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое словоЧитать далее

Воскресенье, 17 октября, послание второе апостола Павла к коринфянам, 6:16-7:1

Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.Читать далее

Суббота, 16 октября, послание первое апостола Павла к коринфянам,10:23-28

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого. Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и чтó наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотитеЧитать далее

Пятница, 15 октября, Апостола Павла послание к ефесянам, 14: 17-25

Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью. Но выЧитать далее

Четверг, 14 октября, Апостола Павла послание к евреям Евр.9:1-7

И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое. За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где былиЧитать далее

Среда, 13 октября, Апостола Павла послание к филиппийцам 1:12-20

Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и бо́льшая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие. Некоторые, правда, по зависти и любопрению,Читать далее

Источник

Богослужебный Апостол

Бого­слу­жеб­ный Апо­стол содер­жит в себе 22 кано­ни­че­ские кни­ги Ново­го Заве­та: кни­гу Дея­ний свя­тых апо­сто­лов, 7 собор­ных посла­ний и 14 посла­ний свя­то­го апо­сто­ла Павла.

Обыч­ное деле­ние тек­ста Свя­щен­но­го Писа­ния на гла­вы и сти­хи отра­жа­ет­ся и в бого­слу­жеб­ном Апо­сто­ле. Счет глав и сти­хов ука­зан циф­ра­ми чер­но­го цве­та. Одна­ко деле­ние на гла­вы и сти­хи в бого­слу­жеб­ном Апо­сто­ле име­ет вто­ро­сте­пен­ное зна­че­ние. Как и в Еван­ге­лии, основ­ным явля­ет­ся деле­ние бого­слу­жеб­ные отрыв­ки – зача­ла. Номе­ра зачал обо­зна­че­ны крас­ны­ми циф­ра­ми на внеш­нем поле текста.

Глав­ным обра­зом, это свя­за­но с дол­ги­ми спо­ра­ми и отно­си­тель­но позд­ним при­зна­ни­ем ее кано­нич­но­сти: на Восто­ке Апо­ка­лип­сис вошел в канон уже после того, как сфор­ми­ро­вал­ся круг бого­слу­жеб­ных чте­ний. Дру­гую при­чи­ну видят в том, что чте­ние каж­до­го отрыв­ка Свя­щен­но­го Писа­ния в Древ­ней Церк­ви сопро­вож­да­лось его объ­яс­не­ни­ем, тогда как Апо­ка­лип­сис по сво­е­му содер­жа­нию тру­ден для истол­ко­ва­ния. Кро­ме того, эта кни­га слиш­ком труд­на для истол­ко­ва­ния, поэто­му на прак­ти­ке чте­ние ее не совер­ша­ет­ся за бого­слу­же­ни­ем, хотя в Типи­коне и ска­за­но: «[Зри] Ведо­мо же буди: Яко от неде­ли Свя­тыя Пас­хи, даже до неде­ли всех свя­тых, по бла­го­сло­ве­нии хле­бов, чтут­ся Дея­ния свя­тых апо­стол. В про­чия же неде­ли все­го лета чтут­ся сед­мь собор­ная посла­ния апо­столь­ская, и четы­ре­на­де­сять посла­ний свя­та­го апо­сто­ла Пав­ла, и откро­ве­ние свя­та­го апо­сто­ла Иоан­на Богослова.

Апо­стол все­гда чита­ет­ся перед чте­ни­ем Еван­ге­лия, так что нико­гда не быва­ет чте­ния Апо­сто­ла без после­ду­ю­ще­го чте­ния Еван­ге­лия. Одна­ко обрат­ные слу­чаи, то есть слу­чаи чте­ния одно­го Еван­ге­лия без Апо­сто­ла, быва­ют нередко.

На вели­кой вечерне, если она не соеди­ня­ет­ся с Литур­ги­ей, Апо­стол чита­ет­ся в двух слу­ча­ях: на вечерне Вели­кой Пят­ни­цы; нака­нуне Рож­де­ства Хри­сто­ва или Бого­яв­ле­ния, если празд­ник слу­чит­ся в вос­кре­се­нье или поне­дель­ник (в этих слу­ча­ях утром в наве­че­рие празд­ни­ка поло­же­но слу­жить литур­гию свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста, а вели­кая вечер­ня совер­ша­ет­ся отдель­но после полу­дня, «при часе же седь­мом дне», см. Типи­кон, 25 декабря).

На пове­че­рии и полу­нощ­ни­це Апо­стол нико­гда не чита­ет­ся. На утрене Апо­стол чита­ет­ся один раз в году – в Вели­кую Суб­бо­ту в кон­це утре­ни после крест­но­го хода с Плащаницей.

На часах Апо­стол поло­жен толь­ко в те дни, когда совер­ша­ют­ся Вели­кие часы (три раза в году: в наве­че­рие Рож­де­ства Хри­сто­ва, наве­че­рие Бого­яв­ле­ния и Вели­кую Пятницу).

На пол­ной Литур­гии чте­ние Апо­сто­ла явля­ет­ся неотъ­ем­ле­мой частью чино­по­сле­до­ва­ния и пола­га­ет­ся все­гда, когда совер­ша­ет­ся пол­ная Литур­гия (свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста или свя­ти­те­ля Васи­лия Вели­ко­го). Так­же толь­ко на пол­ной литур­гии воз­мож­но чте­ние двух или трех апо­столь­ских зачал. На Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров Апо­стол чита­ет­ся толь­ко в слу­чае поли­е­лей­но­го (24 фев­ра­ля, 9 мар­та) или хра­мо­во­го праздника.

Для опре­де­ле­ния и нахож­де­ния апо­столь­ско­го зача­ла на задан­ный день над­ле­жит исполь­зо­вать при­ло­же­ния Апо­сто­ла, где содер­жат­ся все необ­хо­ди­мые ука­за­ния. В Апо­сто­ле мож­но выде­лить 8 сле­ду­ю­щих при­ло­же­ний: 1. «Ска­за­ние о анти­фо­нах, и о про­ки­ме­нах, и еже како на всяк день долж­но есть чести Апо­стол в сед­ми­цах все­го лета» – рядо­вые чте­ния подвиж­но­го кру­га бого­слу­же­ния; 2. «После­до­ва­ние Свя­тыя Четы­ре­де­сят­ни­цы, суб­бо­там и неде­лям свя­та­го Вели­ка­го поста»; 3. «Собор­ник дву­на­де­ся­ти меся­цей» – чте­ния непо­движ­но­го кру­га бого­слу­же­ния (меся­це­слов); 4. «Про­ки­ме­ни и алли­лу­и­а­ре вос­крес­нии, литур­гий­нии, осми гла­сов»; 5. «Про­ки­ме­ни, алли­лу­и­а­ре и при­част­ни днев­нии»; 6. «Про­ки­ме­ни, Апо­сто­ли, алли­лу­и­а­ре, и при­част­ни общи свя­тым, имже егда тво­рим служ­бу» – про­ки­ме­ны, апо­столь­ские чте­ния, алли­лу­а­рии и при­част­ны общие для каж­до­го лика свя­тых; 7. «Про­ки­ме­ни, Апо­сто­ли и алли­лу­и­а­ре, на вся­ку потре­бу раз­лич­нии» – про­ки­ме­ны, апо­столь­ские чте­ния и алли­лу­а­рии, исполь­зу­е­мые при совер­ше­нии Таинств, молеб­нов и дру­гих част­ных бого­слу­же­ний; 8. «Анти­фо­ны по вся дни» – тек­сты все­днев­ных анти­фо­нов, кото­рые поют­ся в сед­мич­ные дни (кро­ме суб­бо­ты) в тех слу­ча­ях, когда совер­ша­ет­ся служ­ба свя­то­му без зна­ка, кото­ро­му не ука­за­но петь «Бла­жен­ны».

Один про­ки­мен и два Апо­сто­ла воз­мож­ны в неко­то­рые суб­бо­ты пери­о­да Три­о­ди (мясо­пуст­ную, сыр­ную, 1‑ю и 5‑ю суб­бо­ты Вели­ко­го поста, Тро­иц­кую), а так­же в отда­ния Бого­ро­дич­ных празд­ни­ков (когда поет­ся про­ки­мен празд­ни­ка, а чита­ют­ся Апо­сто­лы дня и праздника).
Два про­ки­ме­на и один Апо­стол слу­ча­ют­ся очень ред­ко, в каче­стве при­ме­ра мож­но ука­зать на Неде­лю Всех свя­тых (поют­ся про­ки­ме­ны вос­крес­ный 8‑го гла­са и свя­тых, а чита­ет­ся одно зача­ло: 330‑е к Евре­ям). Так­же в Неде­лю по Бого­яв­ле­нии, если слу­чит­ся память свя­то­го, не име­ю­ще­го апо­столь­ско­го чте­ния (напри­мер, 8 или 9 янва­ря), поют­ся про­ки­ме­ны Неде­ли по Бого­яв­ле­нии и празд­ни­ка, а чита­ет­ся толь­ко Апо­стол Неде­ли по Богоявлении.
Два про­ки­ме­на и один алли­лу­а­рий слу­ча­ют­ся так­же очень ред­ко, в каче­стве при­ме­ра мож­но ука­зать на Неде­лю 2‑ю Вели­ко­го поста и Неде­лю Всех святых.
Один про­ки­мен и два при­част­ных име­ют место, в част­но­сти, в Неде­ли 3‑ю, 4‑ю, 5‑ю и 6‑ю по Пасхе, когда поют­ся про­ки­мен Три­о­ди и два при­част­ных: Пас­хи («Тело Хри­сто­во…») и вос­крес­ный («Хва­ли­те Гос­по­да…»). Так­же в Неде­ли свя­тых пра­о­тец и свя­тых отец поет­ся про­ки­мен отцов «Бла­го­сло­вен еси…» и при­част­ны вос­крес­ный («Хва­ли­те Гос­по­да…») и «Радуй­те­ся, пра­вед­нии…». Нако­нец, в Неде­лю по Воз­дви­же­нии, если слу­чит­ся малый свя­той, не име­ю­щий чте­ния, поют­ся про­ки­мен празд­ни­ка и два при­част­ных: вос­крес­ный и праздника.
Два про­ки­ме­на и один при­ча­стен в Уста­ве не встре­ча­ют­ся, раз­ве толь­ко в тех слу­ча­ях, когда днев­ной при­ча­стен сов­па­да­ет с при­част­ным свя­то­го; напри­мер, если память пре­по­доб­но­го Хари­то­на испо­вед­ни­ка (28 сен­тяб­ря) слу­чит­ся во втор­ник, то поет­ся толь­ко при­ча­стен «В память вечную…».

Источник

Указатель Евангельских и Апостольских чтений на каждый день года

Год в церковном исчислении времени, относительно чтения Евангелия и Апостола начинается днем Светлого Христова Воскресения и разделяется на три периода:

Вс 3, «О мироносицах»

Вс 8, Пятидесятница

Вс 1, Всех святых

Вс 2, «По Всех святых»

Вс 9

Вс 13

Вс 20

Иак.2:14-26 [53]Мк.10:46-52 [48](еванг. чтения этих дней совпадают с чтениями соответ- ствующих дней 17-й седмицы!)1 Кор.6:12-20 [135]Лк.15:11-32 [79]/108 35 седмица по Пятиде- сятнице (2-я предугото- вительная)1 Кор.8:8-9:2Мф.25:31-46 седмица Сырная (36) (3-я предугото- вительная) В среду и пятницу не бывает литургииЕвр.6:13-20 [314] и святому: Еф.5:9-19Мк.9:17-31 [40] и преподобному: Мф.4:25-5, 12/88, 89 (Мф.17:14-23*> *>; Лк.9:37-44*>)5 седмица ПостаЕвр.9:11-14 [321-] и преподобной: Гал.3:23-29 [208]Мк.10:32-45 [47] и преподобной: Лк.7:36-50122-123 (* *)6 седмица ПостаПримечания: * Следует иметь в виду, что, согласно Уставу, чтение Евангелия от Луки (18-й седмицы) начинается с понедельника после Недели по Воздвижении (см. в начале Богослужебного Евангелия «Сказание, приемлющее всего лета число евангельское, и евангелистом приятие, откуду начинают и до где стают»). X Евангельское зачало Недели 28-й и апостольское зачало Недели 29-й читаются в Неделю святых праотец, поэтому они меняются местами с соответствующими рядовым чтениями той Недели, на которую придется в данном году Неделя свв. праотец.

ЕВАНГЕЛИЯ УТРЕННИЕ ВОСКРЕСНЫЕ

1.Мф.28:16-202.Мк.16:1-83.Мк.16:9-204.Лк.24:1-125.Лк.24:12-356.Лк.24:36-537.Ин.20:1-108.Ин.20:11-189.Ин.20:19-3110.Ин.21:1-1411.Ин.21:15-25

Апостолы и Евангелия праздников непереходящих

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *