апостол и евангелие страстотерпцев и дня
Евангелие дня
Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 1-10
01 Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то || вошел в Капернаум.
02 У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.
03 Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.
04 И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это,
05 ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.
06 Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой;
07 потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.
08 Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
09 Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.
10 Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.
01 Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то || вошел в Капернаум.
02 У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.
03 Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.
04 И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это,
05 ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.
06 Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой;
07 потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.
08 Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
09 Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.
10 Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.
Поразительно, но в наше время, которое по праву считается веком научно-технического прогресса, по-прежнему находятся люди, верящие в магию, колдовство, различные приметы и суеверия. Убедиться в этом легко. Достаточно посмотреть рекламу в интернете или открыть какую-нибудь дешевую газету или журнал. Здесь вы познакомитесь с широким спектром различных магических услуг — начиная со снятия порчи и заканчивая обретением желанной любви. Гуляя по улочкам Фессалоник, я был поражен тем, сколько амулетов висит у местных торговцев — продавцы верят, что странного вида вещицы якобы привлекают удачу и отгоняют негативные эмоции.
При всем разнообразии имеющихся в мире суеверий все они в основании имеют одну и ту же идею — совершив определенные действия, можно заставить сверхъестественные силы выполнить желание человека. Язычество времен Христа строилось ровно на подобных ожиданиях. Перед идолами приносились жертвы, которые, по мнению греков и римлян, принуждали богов откликаться на мольбы просителей. Считалось, что просьба точно будет исполнена, если ты знаешь имя идола. В таком случае он якобы просто не мог не помочь.
Чтобы понять прозвучавшее евангельское чтение нам необходимо знать религиозно-культурную особенность жизни общества времен Христа. Апостол Лука рассказывает нам о чуде исцеления Спасителем слуги римского сотника. Сотник — воинский чин. Тот, у кого в подчинении находится отряд из ста воинов. Сотники обычно возглавляли городские гарнизоны — следили за порядком на оккупированных Римом территориях. За помощью к Господу Иисусу обращается сотник из Капернаума. Данный человек был язычником, но, как кажется, имел определенные симпатии к вере древних иудеев. Иначе зачем бы он стал молить Спасителя о чуде?
Римский командир призывает Христа исцелить любимого слугу. Сын Божий соглашается и выражает готовность посетить дом воина. И тут происходит поразительная вещь. Язычник проявляет удивительное смирение. Он прямо заявляет, что не может приказывать Христу и, в принципе, не достоин того, чтобы Сын Божий его слушался. Господь Иисус не подчинен сотнику, как солдат, и более того — Он не языческий божок, которого можно принудить к чему-либо. Сотник смиренно просит Христа исцелить слугу, так сказать, дистанционно. Потому что для него было чем-то немыслимым — даже деликатно подталкивать Спасителя к посещению своего дома.
Господь Иисус похвалил сотника за проявленную кротость. Можно сказать, что Он был даже удивлен, что видит такое смирение не в лице иудея, а в лице язычника. В этот момент римский военный становится пророческим символом грядущих изменений — «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю». Избранный народ утратит свой уникальный статус, а его место займут язычники, подобные сотнику. Те, кто со смирением и любовью примут веру во Христа Спасителя.
Прозвучавший евангельский эпизод напоминает нам о том, что в общении с Господом нет места для магического подхода. Нет никаких средств заставить Бога исполнять наши просьбы и желания. Не существует особых секретных молитв, специальных свечей или чего-то подобного. Отец Небесный ждет от нас не ритуалов, а в первую очередь того, чтобы мы обладали милосердным сердцем и чистой душой. И чтобы мы подобно римскому сотнику верили Богу, но не навязывали свою волю. А доверительно полагались на светлый и добрый промысл Господень о нас.
Апостол и евангелие страстотерпцев и дня
Димитриевская родительская суббота. Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688). Мч. Арефы и с ним 4299 мучеников (523). Прп. Зосимы Верховского (1833).
Прпп. Арефы (XII), Сисоя (XIII) и Феофила (XII–XIII), затворников Печерских, в Ближних пещерах. Блж. Елезвоя, царя Ефиопского (ок. 553–555). Мц. Синклитики́и и двух дщерей ее (VI). Свт. Афанасия, патриарха Цареградского (ок. 1315). Прп. Георгия исп. (1959).
Сщмчч. Лаврентия, еп. Балахнинского, Алексия Порфирьева пресвитера и мч. Алексия Нейдгардта (1918); прп. Арефы Митренина исп. (1932); сщмчч. Иоанна Смирнова и Николая Никольского пресвитеров (1937); сщмч. Петра Богородского пресвитера (1938).
2_Кор., 168 зач., I, 8–11.Лк., 29 зач., VII, 1–10138.За упокои:1_Сол., 270 зач., IV, 13–17.Ин., 16 зач., V, 24–30.
Служба совершается согласно 13-й главе Типикона: по Минее и Октоиху.
В храмах (или приделах), посвященных иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», или имеющих особо чтимую Ее икону, в этот день совершается бденная (или полиелейная) служба Пресвятой Богородице. Заупокойная служба Димитриевской родительской субботы в этом случае переносится на субботу, 17 октября.
Апостол
Суббота, 6 ноября. Послание второе апостола Павла к коринфянам, 1:8-11
Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, ноЧитать далее
Пятница, 5 ноября. Послание апостола Павла к филлипийцам, 3:8-19
Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: ||для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога поЧитать далее
Четверг, 4 ноября. Послание апостола Павла к филлипицам, 3:1-8
Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно. Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся, хотя я могу надеяться и на плоть.Читать далее
Среда, 3 ноября. Послание апостола Павла к филлипийцам, 2:24-30
Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам. Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей, потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошелЧитать далее
Вторник, 2 ноября. Послание апостола Павла к филлипийцам, 2:17-23
Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне. Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом. Ибо я не имеюЧитать далее
Понедельник, 1 ноября. Послание апостола Павла к филлипийцам, 2:12-16
Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению. Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам бытьЧитать далее
Воскресенье, 31 октября. Послание второе апостола Павла к коринфянам, 11:31-12:9
Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу. В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; *и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук. Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениямЧитать далее
Суббота, 30 октября. Послание первое апостола Павла к коринфянам, 15:58-16:3
Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом. При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние,Читать далее
Пятница, 29 октября. Послание апостола Павла к филлипийцам, 1:27-2:4
Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сиеЧитать далее
Четверг, 28 октября. Послание апостола Павла к филлипийцам, 1:20-27
Среда, 27 октября. Послание апостола Павла к филлипийцам, 1:12-20
Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и бóльшая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие. Некоторые, правда, по зависти и любопрению,Читать далее
Вторник, 26 октября. Послание апостола Павла к филлипийцам, 1:8-14
Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа; и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию. Желаю,Читать далее
Понедельник, 25 октября. Послание апостола Павла к филлипийцам, 1:1-7
Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитвуЧитать далее
Воскресенье, 24 октября. Послание второе апостола Павла к коринфянам, 9:6-11
При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякоеЧитать далее
Суббота, 23 октября. Послание первое апостола Павла к коринфянам, 15:39-45
Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так иЧитать далее
Пятница, 22 октября. Послание апостола Павла к ефесянам, 6:18-24
Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал,Читать далее
Четверг, 21 октября. Послание апостола Павла к ефесянам, 5:33-6:9
Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, неЧитать далее
Среда, 20 октября. Послание апостола Павла к ефесянам, 5:25-33
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, какЧитать далее
Вторник, 19 октября. Послание апостола Павла к ефесянам, 5:20-26
благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своимЧитать далее
Понедельник, 18 октября, Апостола Павла послание к ефесянам 4:25-32
Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое словоЧитать далее
Воскресенье, 17 октября, послание второе апостола Павла к коринфянам, 6:16-7:1
Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.Читать далее
Суббота, 16 октября, послание первое апостола Павла к коринфянам,10:23-28
Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого. Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и чтó наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотитеЧитать далее
Пятница, 15 октября, Апостола Павла послание к ефесянам, 14: 17-25
Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью. Но выЧитать далее
Четверг, 14 октября, Апостола Павла послание к евреям Евр.9:1-7
И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое. За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где былиЧитать далее
Среда, 13 октября, Апостола Павла послание к филиппийцам 1:12-20
Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и бо́льшая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие. Некоторые, правда, по зависти и любопрению,Читать далее
Богослужебный Апостол
Богослужебный Апостол содержит в себе 22 канонические книги Нового Завета: книгу Деяний святых апостолов, 7 соборных посланий и 14 посланий святого апостола Павла.
Обычное деление текста Священного Писания на главы и стихи отражается и в богослужебном Апостоле. Счет глав и стихов указан цифрами черного цвета. Однако деление на главы и стихи в богослужебном Апостоле имеет второстепенное значение. Как и в Евангелии, основным является деление богослужебные отрывки – зачала. Номера зачал обозначены красными цифрами на внешнем поле текста.
Главным образом, это связано с долгими спорами и относительно поздним признанием ее каноничности: на Востоке Апокалипсис вошел в канон уже после того, как сформировался круг богослужебных чтений. Другую причину видят в том, что чтение каждого отрывка Священного Писания в Древней Церкви сопровождалось его объяснением, тогда как Апокалипсис по своему содержанию труден для истолкования. Кроме того, эта книга слишком трудна для истолкования, поэтому на практике чтение ее не совершается за богослужением, хотя в Типиконе и сказано: «[Зри] Ведомо же буди: Яко от недели Святыя Пасхи, даже до недели всех святых, по благословении хлебов, чтутся Деяния святых апостол. В прочия же недели всего лета чтутся седмь соборная послания апостольская, и четыренадесять посланий святаго апостола Павла, и откровение святаго апостола Иоанна Богослова.
Апостол всегда читается перед чтением Евангелия, так что никогда не бывает чтения Апостола без последующего чтения Евангелия. Однако обратные случаи, то есть случаи чтения одного Евангелия без Апостола, бывают нередко.
На великой вечерне, если она не соединяется с Литургией, Апостол читается в двух случаях: на вечерне Великой Пятницы; накануне Рождества Христова или Богоявления, если праздник случится в воскресенье или понедельник (в этих случаях утром в навечерие праздника положено служить литургию святителя Иоанна Златоуста, а великая вечерня совершается отдельно после полудня, «при часе же седьмом дне», см. Типикон, 25 декабря).
На повечерии и полунощнице Апостол никогда не читается. На утрене Апостол читается один раз в году – в Великую Субботу в конце утрени после крестного хода с Плащаницей.
На часах Апостол положен только в те дни, когда совершаются Великие часы (три раза в году: в навечерие Рождества Христова, навечерие Богоявления и Великую Пятницу).
На полной Литургии чтение Апостола является неотъемлемой частью чинопоследования и полагается всегда, когда совершается полная Литургия (святителя Иоанна Златоуста или святителя Василия Великого). Также только на полной литургии возможно чтение двух или трех апостольских зачал. На Литургии Преждеосвященных Даров Апостол читается только в случае полиелейного (24 февраля, 9 марта) или храмового праздника.
Для определения и нахождения апостольского зачала на заданный день надлежит использовать приложения Апостола, где содержатся все необходимые указания. В Апостоле можно выделить 8 следующих приложений: 1. «Сказание о антифонах, и о прокименах, и еже како на всяк день должно есть чести Апостол в седмицах всего лета» – рядовые чтения подвижного круга богослужения; 2. «Последование Святыя Четыредесятницы, субботам и неделям святаго Великаго поста»; 3. «Соборник двунадесяти месяцей» – чтения неподвижного круга богослужения (месяцеслов); 4. «Прокимени и аллилуиаре воскреснии, литургийнии, осми гласов»; 5. «Прокимени, аллилуиаре и причастни дневнии»; 6. «Прокимени, Апостоли, аллилуиаре, и причастни общи святым, имже егда творим службу» – прокимены, апостольские чтения, аллилуарии и причастны общие для каждого лика святых; 7. «Прокимени, Апостоли и аллилуиаре, на всяку потребу различнии» – прокимены, апостольские чтения и аллилуарии, используемые при совершении Таинств, молебнов и других частных богослужений; 8. «Антифоны по вся дни» – тексты вседневных антифонов, которые поются в седмичные дни (кроме субботы) в тех случаях, когда совершается служба святому без знака, которому не указано петь «Блаженны».
Один прокимен и два Апостола возможны в некоторые субботы периода Триоди (мясопустную, сырную, 1‑ю и 5‑ю субботы Великого поста, Троицкую), а также в отдания Богородичных праздников (когда поется прокимен праздника, а читаются Апостолы дня и праздника).
Два прокимена и один Апостол случаются очень редко, в качестве примера можно указать на Неделю Всех святых (поются прокимены воскресный 8‑го гласа и святых, а читается одно зачало: 330‑е к Евреям). Также в Неделю по Богоявлении, если случится память святого, не имеющего апостольского чтения (например, 8 или 9 января), поются прокимены Недели по Богоявлении и праздника, а читается только Апостол Недели по Богоявлении.
Два прокимена и один аллилуарий случаются также очень редко, в качестве примера можно указать на Неделю 2‑ю Великого поста и Неделю Всех святых.
Один прокимен и два причастных имеют место, в частности, в Недели 3‑ю, 4‑ю, 5‑ю и 6‑ю по Пасхе, когда поются прокимен Триоди и два причастных: Пасхи («Тело Христово…») и воскресный («Хвалите Господа…»). Также в Недели святых праотец и святых отец поется прокимен отцов «Благословен еси…» и причастны воскресный («Хвалите Господа…») и «Радуйтеся, праведнии…». Наконец, в Неделю по Воздвижении, если случится малый святой, не имеющий чтения, поются прокимен праздника и два причастных: воскресный и праздника.
Два прокимена и один причастен в Уставе не встречаются, разве только в тех случаях, когда дневной причастен совпадает с причастным святого; например, если память преподобного Харитона исповедника (28 сентября) случится во вторник, то поется только причастен «В память вечную…».
Указатель Евангельских и Апостольских чтений на каждый день года
Год в церковном исчислении времени, относительно чтения Евангелия и Апостола начинается днем Светлого Христова Воскресения и разделяется на три периода:
Вс 3, «О мироносицах»
Вс 8, Пятидесятница
Вс 1, Всех святых
Вс 2, «По Всех святых»
Вс 9
Вс 13
Вс 20
ЕВАНГЕЛИЯ УТРЕННИЕ ВОСКРЕСНЫЕ
Апостолы и Евангелия праздников непереходящих