апостол идет по воде
С креста не сходят.
Автор текста (слов):
Кормильцев И.
Композитор (музыка):
Бутусов В.
Текст (слова) песни «Прогулки по воде»
С причала рыбачил апостол Андрей,
а Спаситель ходил по воде.
И Андрей доставал из воды пескарей,
а Спаситель — погибших людей.
И Андрей закричал — я покину причал,
если ты мне откроешь секрет.
И Спаситель ответил:
«Спокойно Андрей, никакого секрета здесь нет.
Видишь там, на горе, возвышается крест.
Под ним десяток солдат. Повиси-ка на нем.
А когда надоест, возвращайся назад,
гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со мной!»
Но учитель, на касках блистают рога,
черный ворон кружит над крестом.
Объясни мне сейчас, пожалей дурака,
а распятье оставь на потом.
Онемел Спаситель и топнул в сердцах
по водной глади ногой.
«Ты и верно дурак!» и Андрей в слезах
побрел с пескарями домой.
Видишь там, на горе, возвышается крест.
Под ним десяток солдат. Повиси-ка на нем.
А когда надоест, возвращайся назад,
гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со мной!
Видишь там, на горе, возвышается крест.
Под ним десяток солдат. Повиси-ка на нем.
А когда надоест, возвращайся назад,
гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со мной!
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Прослушать:
http://www.youtube.com/watch?v=Ogh3GjpS07k (клип)
http://www.youtube.com/watch?v=JjtUJuDEfGY (концерт, 1992)
Анатолий Зайцевский
CROSS ON THE HILL
Перевод на английский песни «Прогулки по воде»
группы «Наутилус Помпилиус»
Look up there at the hill,
There’s a cross on the top
Some solders standing around
And a huge crying mob.
When you come to the end
You will see the bright light
Then you will cross any lake
And we’ll walk side by side.
«My Teacher, believe me, I’m scared by the sight
I would like to avoid fatal cross.
Can you tell me right now how to walk by the sea?
I’m a fool feeling lonely and lost.»
Was Jesus surprised but he looked at the man
And his answer was deep in its tone
«You’re a fool, it’s alright, I have said what I can
Now it’s better for you to go home!»
Look up there at the hill,
There’s a cross on the top,
Some solders standing around
And a huge crying mob.
When you come to the end
You will see the bright light
Then you will cross any lake
And we’ll walk side by side.
Наутилус Помпилиус
ПРОГУЛКИ ПО ВОДЕ
(И. Кормильцев – В. Бутусов)
С причала рыбачил апостол Андрей,
а Спаситель ходил по воде.
И Андрей доставал из воды пескарей,
а Спаситель — погибших людей.
И Андрей закричал — я покину причал,
если ты мне откроешь секрет.
И Спаситель ответил:
«Спокойно Андрей, никакого секрета здесь нет.
Видишь там, на горе, возвышается крест.
Под ним десяток солдат. Повиси-ка на нем.
А когда надоест, возвращайся назад,
гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со мной!»
Но учитель, на касках блистают рога,
черный ворон кружит над крестом.
Объясни мне сейчас, пожалей дурака,
а распятье оставь на потом.
Онемел Спаситель и топнул в сердцах
по водной глади ногой.
«Ты и верно дурак!» и Андрей в слезах
побрел с пескарями домой.
Видишь там, на горе, возвышается крест.
Под ним десяток солдат. Повиси-ка на нем.
А когда надоест, возвращайся назад,
гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со мной!
Видишь там, на горе, возвышается крест.
Под ним десяток солдат. Повиси-ка на нем.
А когда надоест, возвращайся назад,
гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со мной!
Прогулки по воде – Наутилус Помпилиус
«Прогулки по воде» – песня группы «Наутилус Помпилиус», написанная Вячеславом Бутусовым на стихи поэта Ильи Кормильцева. Входит в студийный альбом «Чужая Земля», изданный в 1993 году. Является одним из известнейших хитов коллектива. В наши дни исполняется на концертах группы «Ю-Питер» в несколько изменённой аранжировке.
Наутилус Помпилиус – Прогулки по воде – клип
В 1992 году режиссёр Анатолий Берсенев снял для группы «Наутилус Помпилиус» клип «Прогулки по воде». Этот ролик довольно часто показывали по телевидению, за счёт чего песня получила широкую известность. После загрузки на youtube ролик набрал несколько миллионов просмотров и до сих пор остаётся одним из наиболее известных клипов коллектива.
Кстати, ещё раньше на эту же песню был снят другой клип. Его автором является режиссёр Олег Ракович. От канонического этот ролик отличается кардинальным образом. Его главной чертой является графическая часть, выполненная ручной техникой. На нашем портале можно посмотреть ранний вариант клипа «Прогулки по воде».
Наутилус Помпилиус – Прогулки по воде – история песни
Рассказывая в разных интервью о появлении этой песни в репертуаре группы «Наутилус Помпилиус» Вячеслав Бутусов вспоминал о «необычайной плодовитости» поэта Ильи Кормильцева. Последний приносил лидеру «Нау» на утверждение большое количество текстов, из которых песнями становились лишь единицы. Бутусов считал необходимым корректировать тексты в угоду музыке, Кормильцев же полагал, что написанные им произведения закончены и дальнейшей редакции подвергаться не должны.
Песня «Прогулки по воде» всё же была отредактирована композитором. Однако, по словам Вячеслава Геннадьевича, эти изменения были очень незначительны. В начале 90-х годов Бутусов говорил, что текст песни понравился ему в первую очередь отсутствием модных в то время «бытовухи и социума». В аранжировке композиции ключевое место занимают гитары – музыкальная тема разложена на три инструмента, которые и создают мелодию.
С причала рыбачил апостол Андрей – о чём песня?
Многие склонны видеть в этой песне библейские мотивы, однако на самом деле авторы придавали произведению несколько иное значение. В интервью 1993 года газете «Московский комсомолец» Бутусов говорил, что на самом деле в песне «Прогулки по воде» нет места религии. Это, скорее, притча об общечеловеческих ценностях, хотя она и является вольным «достаточно циничным» изложением библейской истории.
Прообразом апостола Андрея, главного героя песни, является один из учеников Иисуса Христа – Андрей Первозванный, родной брат апостола Петра. Оба были рыбаками до тех пор пока Спаситель не призвал их стать «ловцами человеков». Евангелист Иоанн считал, что Андрей был призван Христом ранее своего брата, за что в греческих религиозных книгах его называют Первозванным. Согласно преданию, апостол Андрей повторил судьбу своего учителя и был распят на косом кресте в Греции.
Прогулки по воде – кавер-версии
Песня про апостола Андрея группы «Наутилус Помпилиус» неоднократно исполнялась другими коллективами. Например, в альбоме «Отчёт за 10 лет» своё видение этого произведения представил лидер бессмертной группы «Выход» Сергей «Силя» Селюнин. А на концерте, посвящённом 10-летию «Нау», её спел лидер «ДДТ» Юрий Шевчук.
В 2011 году свой вариант этой песни «Прогулки по воде» представила группа «Калинов Мост». Таким образом музыканты сделали подарок Вячеславу Бутусову к его 50-летию. Премьера этого варианта композиции состоялась в рамках телевизионной передачи «Достояние Республики». Позже Дмитрий Ревякин исполнял её на юбилейных концертах, посвящённых 25-летию своего коллектива.
Одной из исполнительниц этого бессмертного произведения стала звезда русской эстрады Елена Ваенга. Кроме того, на конкурсе юных талантов «Синяя птица 2015» произведение исполнила Полина Чиркина. Причём сделала это очень талантливо.
Наутилус Помпилиус – Прогулки по воде – текст
С причала рыбачил апостол Андpей,
А Спаситель ходил по воде.
И Андpей доставал из воды пескаpей,
А Спаситель погибших людей.
И Андpей закричал: я покину причал
Если ты мне откроешь секрет.
И Спаситель ответил: “Спокойно, Андpей,
Никакого секрета здесь нет”.
Видишь там на горе возвышается кpест,
Под ним десяток солдат – повиси-ка на нём,
А когда надоест возвращайся назад
Гулять по воде,
Гулять по воде,
Гулять по воде со мной.
Hо учитель – на касках блистают рога,
Чёрный воpон кружит над крестом.
Объясни мне сейчас, пожалей дурака,
А распятие оставь на потом.
Онемел Спаситель и топнул в сердцах
По водной глади ногой.
“Ты и верно дурак!” – и Андpей в слезах
Побрёл с пескарями домой.
butusov_art
Творчество Вячеслава Бутусова
Очередная статья из серии «Русская рок-поэзия: текст и контекст» Сборник научных трудов (Выпуск 4, Тверь 2000).
Библейсике интерпретации «Прогулок по воде»
А.В. СНИГИРЕВ
«ПРОГУЛКИ ПО ВОДЕ» И. КОРМИЛЬЦЕВА
И ЕВАНГЕЛЬСКИЕ МОТИВЫ:
ХАРАКТЕР И СПЕЦИФИКА ДИАЛОГА
Ни у какого другого произведения мировой литературы так не высок индекс цитирования, как у Библии. Со времен древнерусской литературы и по сей день писатели и поэты с напряженной постоянностью используют в своих произведениях библейские цитаты, сюжеты, образы, мотивы. Представители рок-поэзии также постоянно обращаются в своем творчестве к этой книге. Заимствования из Библии можно найти не только у глубоко религиозных и верующих поэтов таких, как Ю. Шевчук и А. Башлачев, но и у тех, чья поэтика имеет под собой принципиально другие основания (А. Григорян, Егор Летов).
Стихотворение И. Кормильцева «Прогулки по воде» уже самим своим названием, обращенным к Библии, выделяется из ряда социальных («Скованные одной цепью»), любовных («Я хочу быть с тобой») и даже экзистенциальных текстов поэта.
При сопоставлении стихотворения с текстами Евангелия раскрывается высокая степень насыщенности заимствованиями произведения И. Кормильцева.
Текст так «плотно» построен на работе с Библией, что можно даже найти прямое соответствие стихотворных строк евангельским:
текст И. Кормильцева
с причала рыбачил Апостол Андрей
Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. Матф. 4, 18-20
а Спаситель ходил по воде
Они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались. Иоанн 6, 19-20.
и Андрей доставал из воды пескарей
а Спаситель погибших людей
и говорит им: идите за Мною, и я сделаю вас ловцами человеков. Матф.4, 20.
и Андрей воскричал – я покину причал
если ты мне откроешь секрет
Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
Иоанн. 20, 25.
а Спаситель ответил – спокойно,
Никого секрета здесь нет
Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
Иоанн. 20, 27.
(налицо явный аналог желания лично проверить чудо и приобщиться к нему, а так же уверения Иисуса в простоте этого чуда).
— видишь, там на горе
возвышается крест
и сидит десяток солдат
повиси-ка на нем
Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним два других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.
Иоанн.19, 17-18.
а когда надоест
возвращайся назад
гулять по воде гулять по воде
гулять по воде со мной.
Ему надлежало воскреснуть из мертвых.
Иоанн.20, 19.
Следующая строфа не дает точных совпадений с Евангелиями:
– Но, Учитель, на касках блистают рога
черный ворон кружит над крестом
объясни мне сейчас пожалей дурака,
а распятье оставь на потом
Онемел Спаситель и топнул в сердцах
по водной глади ногой
– ты и вправду дурак! – и Андрей в слезах
побрел с пескарями назад.
В этой строфе происходит значительное смещение. При том, что в тексте присутствуют канонические Библейские образы, проходящие через все стихотворении – Спаситель, Учитель, Андрей, бесы («на касках блистают рога») – поведение Иисуса Христа описывается уже с других позиций. Гневливый, ругающийся Спаситель невозможен в Евангелии, но вполне допустим в апокрифических текстах (Ср. апокриф о детстве Иисуса, где он издевается над взрослыми и мучает своих сверстников, пользуясь данной свыше силой). Последняя строфа является повторением второй и выполняет функцию припева.
Как показывает сопоставительный анализ, стихотворение «Прогулки по воде» полностью, начиная с заглавия и заканчивая постоянно повторяющейся и максимально конкретизированной финальной фразой «гулять со мной» буквально сплетено из библейских заимствований.
И. Кормильцев выстраивает текст, в котором повторяются самые важные сюжетные положения Евангелия – призвание апостолов, сотворение чуда, распятие и воскрешение. В этом случае фразы Спасителя, обращенные к апостолу Андрею, становятся своеобразным аналогом проповеди. Но работа автора с предтекстом не является простым, автоматическим его повторением, поэт выступает в напряженный диалог с Евангелием. Знаком того, что перед нами свое, особое прочтение Библии, выступает уже само название стихотворения. Из всего разнообразия лексики, обозначающей какое-либо перемещение, И. Кормильцев выбирает слово «прогулка». В связи с этим у читателя могут возникнуть ассоциации с «Прогулками с Пушкиным» Абрама Терца, а сам автор настраивает реципиента на восприятие ситуации как легкой, беззаботной. В дальнейшем автор неоднократно использует для усиления полный тождественный повтор глагола гулять: «гулять по воде гулять по воде / гулять по воде со мной». И. Кормильцев не только по-особому интерпретирует библейский текст, но и идет «на снижение» трагической ситуации. В дальнейшем такое снижение усиливается. Например, ситуация казни Иисуса решается в несколько карнавальном аспекте, почти как ненастоящая:
повиси-ка на нем
а когда надоест
возвращайся назад.
Автор, реинтерпритируя библейский текст, допускает анахронизмы и алогизмы. Так, Андрей не только назван апостолом уже тогда, когда он был еще простым рыбаком, но и Иисус приходит к нему уже после своей казни. Строчка «на касках блистают рога» одновременно создает ассоциацию к рогатым головам чертей и отсылает нас в ХХ век, к Первой мировой войне, т.к. только в то время в германской армии использовались каски с небольшими рожками цилиндрической формы. Пескари, которых ловит апостол Андрей, являются исключительно речной рыбой, в то же время, хотя прямых указаний нет, предполагается, что Спасительно ходил по морю. Кроме того, пескарь считается наиболее мелкой и бросовой рыбкой, редко употребляемой в пищу.
Используя данные анахронизмы и алогизмы, автор продолжает снижать трагический пафос библейского сюжета. При этом он перемещает события не только во времени (ХХ век), но и в пространстве. Узнав, какую рыбу ловит Андрей, реципиент может соотнести Евангельскую ситуацию с обыденной, т.к. пескарь является одной из самых распространенных рыб, в частности на Урале, откуда родом сам автор.
И. Кормильцев продолжает «играть на понижение» и вводя речь Спасителя к Андрею. Слова Христа о том, как достичь способности ходить по воде (читай – творить чудеса, читай – быть равным богочеловеку), становятся травестийным парафразом проповедей о достижения Царствия Небесного. И если в Евангелии заложена четкая схема действий человека (следование заповедям, особое восприятие мира земного и т.д.), то в словах Учителя у И. Кормильцева все выглядит довольно просто:
– видишь, там на горе
возвышается крест
и сидит десяток солдат
повиси-ка на нем.
Анализ текста показывает, что доминирующим принципом отношения И. Кормильцева к предтексту становится диалог в ироническом, пародийном ключе. Все – и отбор лексики, и снижение образов, и использование анахронизмов и алогизмов – играет на такое понимание характера заимствования.
Но И. Кормильцев полностью «снимает» именно такое прочтение стихотворения одной деталью. В ответ на предложение Христа повисеть на кресте, Андрей, напуганный, отказывается: «но, Учитель, на касках блистают рога / черный ворон кружит над крестом», и получает резкую отповедь Спасителя: «и Андрей в слезах / побрел с пескарями назад». Тем самым автор показывает всю слабость человека, его нерешительность и глупость, неспособность совершить что-то по-настоящему значительное. В соединении с возможной проекцией данной ситуации на современность это доказывает, что человек не изменился, несмотря на двухтысячелетнюю жизнь в рамках христианства. Кажется, И. Кормильцев повторяет слова, сказанные в Евангелии, с текстом которого он так напряженно работал: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» Матф. 7, 13-14.
История песни «Прогулки по воде» – Nautilus Pompilius
Использование христианских мотивов в рок-музыке – это скользкий путь, чреватый обвинениями в оскорблении чувств верующих и всевозможными кривотолками. Даже смутные намеки на библейские сюжеты могут вызывать отторжение у набожных слушателей, а прямое упоминание святых в сомнительном контексте кажется им просто неприемлемым.
Композиция «Прогулки по воде» рок-группы «Наутилус Помпилиус» громких скандалов не вызывала, но авторам все же приходилось разъяснять ее основную идею и убеждать критиков в отсутствии религиозного подтекста в песне.
История создания песни «Прогулки по воде» («Апостол Андрей»)
Вячеслав Бутусов сочинил «Прогулки по воде» на стихи Ильи Кормильцева.
Лидер Nautilus Pompilius рассказывал, как была написана песня:
Он [Илья Кормильцев] раз в неделю приносил мне большие кипы стихов. Я не успевал все эти тексты перерабатывать. Любые тексты я обычно подгоняю под музыку. Мне всегда хотелось, чтобы, прежде всего музыка была хорошая и качественная. Илья же, имея опыт работы с другими музыкантами, считал, что тексты нельзя изменять, коверкать, что ничего хорошего в таких случаях не получается. Из ста его текстов я выбрал один, который хорошо ложился на мою музыку. Текст мне очень нравился в художественном плане — он был без бытовухи и без социума, красивый и романтический. Я его все-таки чуть-чуть подогнал под музыку, так и получилась эта композиция.
Смысл песни «Прогулки по воде»
Стихотворение Ильи Кормильцева можно рассматривать как фантазию на тему евангельской истории о знакомстве Андрея – тогда еще простого рыбака, а в будущем святого апостола – с Иисусом Христом.
Желающих поразмышлять на тему «Что хотел сказать автор?» приглашаем в комментарии. Ниже приведены цитаты из разных интервью Вячеслава Бутусова, в которых он делится мнением об основной идее песни «Прогулки по воде».
Легенда о религиозности ошибочна. Песня «Прогулки по воде», которую вы имеете в виду, вовсе не прямое цитирование библейской темы. Это скорее притча общечеловеческого характера.
Московский комсомолец, 1993
Следующая цитата хорошо объясняет, о чём песня «Прогулки по воде».
«Прогулки» — это притча такая. […] Потом нас обвинили в заигрывании с библейскими настроениями в народе. Опять же, через некоторое время стало модным петь про Иисуса Христа. А у нас в песне не было религии. Это просто притча, украденный сюжет, пересказанный Ильей Валерьевичем достаточно цинично.
Далее о библейском сюжете в песне.
..это было написано совершенно бессознательно… Я не воспринимал эту историю как библейскую притчу… Интересно получилось, апостол Андрей Первозванный — единственный из учеников Христа, который погиб так же, как Учитель. Когда я писал песню, то этого не знал. А вообще такие вещи — я имею в виду тематику, конечно, — нужно делать на осознанном уровне, иначе получается попса и кощунство. Я понял это значительно позже.
Оскорбляет ли песня чувства верующих?
Если говорить по-честному, то в творчестве «Наутилуса» были и крамольные вещи. Но «Прогулки по воде» я воспринимаю без какой-либо критики. Это действительно некая «псевдопритча». Там взят за основу известный библейский мотив, но он изложен по-другому. Это как сказки, которые переходили из уст в уста, и трансформировались до определенной степени, и продолжают трансформироваться. Это просто переложение.
Запись и релиз
«Прогулки по воде» впервые была записана в 1990 году для рабочей версии альбома «Наугад», но вошла песня лишь в альбом «Чужая земля», изданный в 1993 году.
Видеоклип к песне «Прогулки по воде» для Наутилус Помпилиус снял Олег Ракович. Ролик создан с использованием техники выскабливания. (Смотрите – он запускается))).
Более известен широкой публике и фанатам группы Nautilus Pompilius видеоклип «Прогулки по воде» режиссера Анатолия Берсенева
Кавер-версии
«Прогулки по воде» исполняли многие отечественные коллективы. Великолепную версию представила группа «Калинов мост».
Юрий Шевчук и рок-группа «ДДТ» также играли «Прогулки по воде».
«Прогулки по воде» поет на концертах даже Елена Ваенга, но не будем травмировать истинных любителей русского рока ее версией. Лучше послушаем кавер от группы «Выход».
Если вас интересует, как играть «Прогулки по воде» группы «Наутилус Помпилиус» на гитаре, вам поможет это видео от проекта Gitarin. Аккорды и табы песни прилагаются.
Интересные факты
Текст песни «Прогулки по воде» – Наутилус Помпилиус
Илья Кормильцев, Вячеслав Бутусов
С пpичала pыбачил апостол Андpей,
А Спаситель ходил по воде,
И Андpей доставал из воды пескаpей,
А Спаситель погибших людей.
И Андpей закpичал: «Я покину пpичал,
Если ты мне откpоешь секpет!»
И Спаситель ответил: «Спокойно, Андpей,
Никакого секpета здесь нет».
Припев:
Видишь, там, на гоpе, возвышается кpест,
Под ним десяток солдат, повиси-ка на нем.
А когда надоест, возвpащайся назад,
Гулять по воде,
Гулять по воде,
Гулять по воде со мной.
Hо учитель на касках блистают pога,
Чеpный воpон кpужит над кpестом.
Объясни мне сейчас, пожалей дуpака,
А pаспятье оставь на потом.
Онемел Спаситель и топнул в сеpдцах
По водной глади ногой:
«Ты и веpно дуpак!», – и Андpей в слезах
Побpел с пескаpями домой.
Цитаты о песне
Я хотел, чтобы на “Чужой земле” было ровное музыкально-песенное полотно, без хитов. Но вот “Прогулки по воде” да еще одна (“На Берегу Безымянной Реки”) вырвались.
Вячеслав Бутусов, FUZZ, 1999
Мы были нигилистами, в нас зрел вызов обществу. Взяли библейский сюжет и сделали из него псевдопритчу. Поначалу на концертах во время исполнения «С причала рыбачил апостол Андрей, а Спаситель ходил по воде» я менял слово «дурак» на «чудак», но группа и публика выразили недовольство! С тех пор больше никогда не меняю слова в наших песнях!
Вячеслав Бутусов, «Антенна», 2010
Это притча на библейские темы. Но мы не собирались напрямую цитировать Библию. Тем более, что не считаем себя достаточно компетентными в вопросах взаимоотношения космоса и человека.