апостол как переводится с греческого

Православная Жизнь

Отвечает протоиерей Владимир Пучков.

Что ж, давайте по порядку.

Ученики и ближайшие спутники Христа

Итак, прямой ответ на вопрос кто такой апостол – это ученик Христов. Из Евангелия мы знаем, что вначале Своего земного служения Спаситель призвал двенадцать человек, которые стали Его учениками и в течение всего времени Его служения сопровождали Его, делили с Ним тяготы кочевой жизни, кров и пищу. По происхождению ученики были простолюдинами. Известно, что некоторые из них (Пётр, Нафанаил, Фома, Иаков, Иоанн, Андрей) были рыбаками. Один, Матфей, до призвания был сборщиком податей. По крайней мере об одном из учеников, Симоне, известно, что до обращения он состоял в рядах зилотов – экстремистского политического течения, стремившегося к свержению римского владычества любой ценой. Практически апостолы происходили из Галилеи – глубоко провинциальной (в современном понимании слова «провинция») местности Палестины. Исключение мог составлять только Иуда Искариот, который, возможно, был уроженцем Иудеи или даже жителем предместья Иерусалима.

Примечателен тот факт, что воплотившийся Бог выбрал Себе учеников далеко не из элиты тогдашнего общества. Люди, кормившиеся тяжёлым повседневным трудом, представители презренной профессии и маргинального политического течения. Провинциалы, которых в обществе выделяла даже манера речи (с характерным присвистом при произнесении шипящих звуков)… Можно сказать, Христос окружил Себя теми, кого в толпе не замечали и в компании не слышали. На кого если и обращали внимание, то не иначе как снисходительно и с иронией. Однако именно они сделались свидетелями смерти и воскресении Господа, именно они пронесли это свидетельство по миру, именно их благовестием Церковь Христова из маленькой Иерусалимской общины выросла в многомиллионную христианскую общность, затеяв борьбу с которой, даже могущественная Римская империя вынуждена была сдаться.

Двенадцать апостолов мы знаем поимённо:

Не только двенадцать

Однако, уясняя себе, кто такие апостолы, уже в Евангелии мы можем увидеть, что апостолами называются не только двенадцать учеников. Мы знаем, что, помимо двенадцати, Христос призвал ещё семьдесят учеников и их церковная традиция также называет апостолами. В отличие от двенадцати, эти апостолы не сопровождали Христа постоянно. Они веровали в Него, были Его учениками, но постоянными спутниками не были. Как и двенадцать, они в страхе таились после распятия Господа, как и двенадцать, они возрадовались Его воскресению, как и двенадцать, разошлись по миру, проповедуя Евангелие. Чтобы не путать с двенадцатью, и в святцах, и в житиях, и в церковном календаре каждый из этих апостолов назван апостолом от семидесяти.

Другие апостолы

Впрочем, апостолами церковная традиция называет не только учеников Христовых. В широком понимании апостол – это странствующий проповедник. Как бы то ни было, а даже ближайшие ученики Христа основную часть жизни посвятили проповеди. Поэтому апостол – это одновременно и ученик Христа и, одновременно, проповедник. Итак, начав проповедь Евангелия в мире, ученики Господа положили начало традиции, которая существовала в Церкви некоторое время после их смерти. Представителями этой традиции были странствующие проповедники. Данное явление даже нашло отражение в церковной письменности. Так, в древнейшем христианском литературном памятнике «Дидахе» (полное название «учение Господа через двенадцать апостолов язычникам») приведён критерий отличия истинного апостола от ложного (согласитесь, сам факт того, что за странствующих проповедников могли выдавать себя мошенники, говорит о широком распространении такого рода проповедничества): христианским общинам предлагалось принимать у себя проповедника и обеспечивать его кровом и пищей в течение трёх дней. Истинный апостол дольше на одном месте не задерживался. А если проповедник всё же выказывал желание остаться дольше, то это и служило признаком того, что перед христианами не апостол, а тунеядец и прохвост, пытающийся пропитаться за чужой счёт.

Итак, подытожим. Полный ответ на вопрос, кто такой апостол, таков: апостол – это ученик Господа, это также проповедник Евангелия из числа Христовых учеников и вообще странствующий проповедник-христианин в период I–II веков, возможно, никогда не видевший Спасителя и не знавший Его учеников, но проповедующий Христа. Теперь, разобравшись с тем, кто такие апостолы, скажем и о книге, которую упомянули вначале. В богослужебном обиходе действительно есть книга, называющаяся «Апостол». Эта книга содержит в себе ряд книг Нового Завета, а именно:

Все эти книги напечатаны в ней с соответствующими обозначениями для ежедневного чтения за богослужением. Апостольские чтения на Литургии читаются именно из неё. Отсюда, собственно, и название.

Источник

апостол

1 αποστολος

2 απόστολος

§ απόστολοι εκ περάτων — стечение народа со всех концов света

3 ἀπόστολος

4 ἀπόστολος

5 Αδελφόθεος

6 αναγνώστης

7 Ανδρέας

ο απόστολος Ανδρέας ο Πρωτόκλητος — апостол Андрей Первозванный;

8 Απόστολος

ο Απόστολος Πέτρος — Апостол Петр;

9 Άπρακτος

10 εθναπόστολος

11 θείος

12 Θωμάς

13 Ιάκωβος

14 ιεραπόστολος

15 ισαπόστολος

16 Λουκάς

17 Ματθαίος

18 Ναθαναήλ

19 Παύλος

20 σκεύος

См. также в других словарях:

Апостол Пётр — Симон (ивр. שמעון‎ Шимон) … Википедия

АПОСТОЛ — (греч. apostolos, от apo от, и stelo посылаю). 1) ученик Иисуса Христа, избранный им для распространения его учения. 2) церковная книга, содержащая деяния и послания апостольские. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

Апостол — Апостол, Георге Георге Апостол Gheorghe Apostol Дата рождения: 16 мая 1913(1913 05 16) (96 лет) Гражданство … Википедия

апостол — См … Словарь синонимов

АПОСТОЛ — АПОСТОЛ, апостола, муж. (греч. apostolos посланец). 1. В евангелии ученик Иисуса Христа из числа двенадцати, посланных им для проповеди своего учения (церк.). 2. перен. Лицо, посвятившее себя проповеди какой нибудь идеи (книжн.). Апостол… … Толковый словарь Ушакова

Апостол — Апостол, по всей вероятности, должен был войти в переводныеславянские книги уже на первых порах при Кирилле и Мефодии, но, подобноЕвангелию, из А. начали сперва делать выдержки, и сборники такихвыдержек назывались праксапостолами. Только потом… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

АПОСТОЛ — АПОСТОЛ, часть Нового Завета, содержащая Деяния святых апостолов, семь соборных посланий, четырнадцать посланий апостола Павла. Разделен на главы, которые читаются во время богослужения. Первая печатная книга Ивана Федорова и П. Мстиславца (1564) … Современная энциклопедия

АПОСТОЛ — христианская богослужебная книга, содержащая часть Нового Завета (деяния и послания апостолов) и Апокалипсис. 1 я печатная книга Ивана Федорова (1564) … Большой Энциклопедический словарь

АПОСТОЛ — АПОСТОЛ, а, муж. 1. В христианстве: ученик Христа, несущий людям его учение. Святые апостолы. Двенадцать апостолов (ближайшие ученики, первыми посланные для проповеди). Апостолы евангелисты (составители Евангелия: Матфей, Марк, Лука и Иоанн… … Толковый словарь Ожегова

АПОСТОЛ — муж., греч. ученик, последователь, приверженец; | учитель правоверия; | название двенадцати учеников Христовых, посланных Им проповедовать Евангелие; | книга деяний и посланий их. Апостолово послание, говоря об известном апостоле; послания… … Толковый словарь Даля

Источник

Апостол

ПОНЯТИЕ

Греч. слово апостолос соответствует евр. шалиах и означает ⇒ посланник. В Септуагинте оно употребляется в своем буквальном значении «посланник» ( 3Цар. 14:6 ), «посол» ( Ис. 18:2 ). НЗ называет А. полномочного посланника, которому Господь поручил проповедовать Благую Весть о Царстве Божием и о воскресении Иисуса из мертвых, а также особое служение. Каждый А. – это ⇒ ученик, но не каждый ученик является А. В более узком смысле слова А. (как считалось уже в древней Церкви) – это свидетель (⇒ Свидетель, II) Воскресшего ( Деян 1 и след.; ср. 1Кор 15 и след.). В НЗ можно выделить несколько групп лиц, называемых в первоисточнике А.:

1) А. (в Синод. пер. – «посланник») – лицо, подвластное пославшему его господину ( Ин. 13:16 );

2) А. как посланцы церквей ( 2Кор. 8:23 – в Синод. пер. – «посланники»; Епафродит: Флп. 2:25 – в Синод. пер. – «посланник»; ⇒ Андроник и Юния: Рим. 16:7 );

3) А. как миссионеры (­ посланники) древнего христианства ( Деян. 14:14 : «Но Апостолы Варнава и Павел, услышавши о сем. »);

4) те двенадцать, которых Иисус назвал А. ( Мк 3 и след. – см. греч. текст; Лк. 6:13 );

5) Сам Иисус в Евр. 3назван А. (в Синод. пер. – «Посланником») и Первосвященником как Личность, посланная в мир Богом и одноврем. представляющая мир перед Богом (ср. священнический чин Иисуса ⇒ Иисус Христос);

6) существует и понятие «лжеапостолы» (А. – лжецы: Откр. 2:2 ), лжеучителя, которых Павел иронически называет «высшими Апостолами» (Синод. пер.; в первоисточнике употреблено словосочетание «чрезвычайные А.») ( 2Кор. 11:5 ; 2Кор. 12:11 ), которые в действительности являются обманщиками ( 2Кор. 11:13 ).

ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ

Именование «А.» для этих двенадцати учеников исходит от Иисуса ( Лк. 6:13 ).

1) Симон, сын Ионин, прозвище ⇒ Петр [греч. Петрос, арам. кефа, соотв. рус. «камень» ( Ин. 1:42 )];

10) ⇒ Фаддей ­­ ⇒ Иуда, сын Иакова ( Мф. 10:3 – см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; Лк. 6:16 ; Ин. 14:22 ; Деян. 1:13 );

12) ⇒ Иуда Искариот, т.е. «человек из Кариота», предатель ( Мф. 26:14–16 ; Мк 14 и след.; Лк. 22:3–6 ; Ин. 13:21–30 ); после самоубийства предателя был выбран по жребию и присоединен к А. ⇒ Матфий ( Деян. 1:15–26 ).

В НЗ приведены четыре списка А. ( Мф. 10:2–4 ; Мк. 3:16–19 ; Лк. 6:14–16 ; Деян. 1:13 ). Нижеслед. сопоставление поможет разобраться, как именуются отдельные А. в различных книгах НЗ и в какой очередности они упоминаются:

Б. ПРИЗВАНИЕ ДВЕНАДЦАТИ

В. ЗАДАЧИ АПОСТОЛОВ

Однажды призванные следовать за Христом, А. становятся Его активными сотрудниками. Он повелевает им рассказывать и записывать то, что они слышат и видят (поскольку Его учение заключается и в Его делах). Иисус направляет Своих посланников ( Мф 10 и след.,16 и след.) нести людям Благую Весть, чтобы Его дела – проповедь, благовествование и исцеление – преумножались и приносили плоды ( Мф. 13:23 ; Ин. 15:2.5.8 ).

Г. ПОНИМАНИЕ АПОСТОЛАМИ ЛИЧНОСТИ ИИСУСА

Несмотря на то, что А. постоянно находились рядом с Христом, они вначале не понимали Его предназначения ( Мк. 10:35–40 ; Лк. 9:54 ). Им трудно было увидеть величие Мессии в униженном Иисусе и Его страданиях. Это особенно заметно в Ев. от Марка. До исповедания Петра ( Мк. 8:27–30 ) Иисус хранил тайну Своей личности, напр., не позволяя исцеленным рассказывать о том, что они исцелились ( Мк. 7:36 ). После того как Его ученики узнали, кто Он, Иисус начал посвящать их и в тайну предстоящих Ему страданий ( Мк 8 и след.; Мк 9 и след.; Мк 10 и след.). Но и здесь ученики поначалу не проявили понимания. Они смогли осознать происшедшее только после воскресения Иисуса ( Мф. 16:22 ; Лк 24 и след.; Ин. 2:22 ; Ин. 16:12 ; Ин. 20:9 ). Так, они смогли проникнуть в смысл Его притчей только после особых разъяснений ( Мф 15 и след.) и просили об укреплении их веры, когда осознавали собственную несостоятельность ( Лк. 17:5 ; ср. Мф. 17:20 ).

Д. СООБЩЕСТВО АПОСТОЛОВ

А. не были индивидуалистами, они жили в постоянном общении с Господом и друг с другом. Когда Иисус посылал Своих учеников «по два» ( Лк. 10:1 ; ср. также Деян. 1:13 ), то делал это потому, что они являлись свидетелями Его жизни и смерти (ср. 2Кор 2 и след.).

E. НОВАЯ СИТУАЦИЯ ПОСЛЕ ВОСКРЕСЕНИЯ

1) в Страстную пятницу двенадцать учеников проявили полную несостоятельность: Петр отрекся от Сына Человеческого ( Мф. 26:69–75 ), Иуда предал Его ( Мф. 26:14–16 ; Мф. 27:3–10 ), а другие А. бежали ( Мф. 26:56 ). В Ев. от Марка о них не упоминается на протяжении 53 стихов (с Мк. 14по Мк. 16:7 ). В этой ситуации свидетелями выступают женщины. В течение 40 дней, прошедших между Пасхой и Вознесением, Иисус выводит А. из состояния нерешительности ( Ин. 20:19 ) и подводит к радостной вере ( Ин. 20:20 ), перерастающей в полную убежденность ( 1Ин. 5:4 ). Он подтверждает данное им повеление о миссионерстве и поручение принять и продолжить Его дело ( Ин 20 и след.), т.е. проповедь Царства Божиего ( Мф. 24:14 ; Деян. 1:3.8 ). Воскресший Иисус дает А. обетование пребывать с ними Своим Духом ( Мф. 28:20 ; Ин. 14:16 ). Торжественно повторяется и особое поручение ⇒ Петру ( Мф. 16:16–19 и Ин. 21:15–19 ). Можно с уверенностью утверждать, что понятие А. «получило свое непреходящее значение только благодаря событиям Пасхи» (H.W.Bayer. Gal.brief im NTD: Gal 1:5 ). Петр определяет А. как человека «из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» ( Деян 1 и след.). После воскресения поручение, которое было дано воскресшим Иисусом А., утрачивает все пространств. и временные ограничения: Евангелие надлежит проповедовать до края земли ( Деян. 1:8 ) и во все дни до скончания века ( Мф. 28:18–20 );

2) но поскольку воскресший Иисус явился не только этим двенадцати, то понятие А. переходит и на других людей, в том числе и на брата Иисуса – Иакова, который тоже назван А. ( Гал. 1:19 );

3) А. были руководителями древней Церкви. Среди церк. служений именно апостольство Павел всегда ставит на первое место ( 1Кор. 12:28 ; Еф. 4:11 ). После вознесения воскресший Иисус больше не являлся на земле ( Деян. 1:3 ), и поэтому круг А. не расширяется. Из этого правила есть только одно исключение – Павел ( 1Кор. 15:8 ). По дороге в Дамаск произошла его встреча с воскресшим Христом, в результате которой гонитель христиан Савл стал «избранным сосудом» в руках Иисуса ( Деян. 9:15 ). Этой встречей обусловлено осознание Павлом своей особой апостольской миссии ( 1Кор. 15:10 ; Гал 1:8,15 и след.), хотя его всегда заботит не собственная значимость, а важность дела ( 1Кор. 3:5 ). Это особое предназначение признается за ним и другими апостолами, хотя и не без возражений ( Деян 15 и след.; Деян. 16:3 ; Деян 21 и след.; Гал 2 и след.). ⇒ Апостольский собор.

АПОСТОЛЫ И ЦЕРКОВЬ

Источник

Значение слова «апостол». Христианская история и терминология

Многих верующих интересует значение слова «апостол». Это слово настолько древнее и распространенное, что для его понимания потребуется углубиться в библейскую историю.

Апостол: распространенное толкование слова

«Апостол» в переводе с греческого языка звучит как «посол». Связано это слово и с греческим глаголом «посылать». Еще у данного слова есть узкое и широкое значения.

Так, «апостол» в узком смысле – это ученик самого Иисуса Христа. А в широком формате данное слово можно отнести к семидесяти сподвижникам церкви Господней. Еще их называют апостолами от семидесяти.

Двенадцать первых учеников

В период своей земной жизни Христос избрал среди людей 12 человек, которые согласились следовать за ним. Он учил их Божьим законам, передавал свои знания, в какой-то мере отождествлял земную часть себя с ними.

апостол как переводится с греческого

Есть мнение, что 12 учеников стали называть апостолами, так как Иисус часто посылал их с разными миссиями и проповедями в далекие земли. Отсюда и перевод слова, означающий «посланник».

Еще апостолы были живыми проводниками воли Бога на земле. Они были посланы нести свет нового учения в сердца людей. Иногда учеников Христа именуют апостолами от двенадцати. Рассмотрим их имена:

Данные имена хорошо известны в библейской истории. Именно их и считают первыми апостолами Божьими. Духовные подвиги этих людей подробно описаны в Евангелии, а также во множестве других рукописей и книг.

В древнем еврейском языке также встречалось слово «апостол». И там оно означало то же, что и в греческом. Такая схожесть значений позволяет думать, что апостолов можно соотносить именно с посланниками Господа, наделенными великой миссией. Ведь сам Иисус выбрал этих учеников. И выбор его пал на обычных рыбаков и крестьян, в которых он увидел немалый потенциал. И во многих из них он действительно не ошибся.

Семьдесят апостолов в христианстве

В широком смысле значение слова «апостол» раскрывается через понятие «апостолы от семидесяти». В число этих учеников входили последователи, которые первыми примкнули к христианству. Туда же вошли и знаменитые 12 апостолов Христа. Имена этих религиозных деятелей есть в «Деяниях святых апостолов», а также в посланиях апостола Павла.

апостол как переводится с греческого

Согласно библейской истории, Спаситель сам отобрал этих людей и отправил их распространять новую веру в самые отдаленные уголки планеты. Полный список апостолов от семидесяти включен в православный месяцеслов, изданный в 5-м веке.

Одни из самых известных среди семидесяти апостолов – Марк и Лука. Многие из других апостолов были учениками апостола Павла. Они вошли в этот список за их выдающиеся миссионерские подвиги.

История слова «апостол» в христианстве

Несмотря на то, что римляне долго противились принятию христианства, они поняли тщетность борьбы с этой религией. И признали ее законной и официальной.

Помимо различных посланий в истории христианства книга «Апостол» играет важную роль. Тем более что эта книга стала первым печатным изданием на Руси.

Данное слово благодаря работам и деяниям первых апостолов со временем стало очень популярно. Восточные славяне часто носили фамилию Апостол. Существуют также династии украинских казаков с этой фамилией. И среди них было немало гетманов. Русский род с фамилией Муравьев-Апостол участвовал в движении декабристов. А в Болгарии и Сербии данная фамилия встречается повсеместно. Кроме того, в Греции существует имя Апостол. И всем известно, что греки являются ярыми приверженцами христианства.

Собирательный образ слова «апостол»

«Апостол» — это ученик Господа, избранный им. Среди задач такого ученика можно встретить обязанности записывать проповеди Христа. Еще апостолы должны были разносить Благую весть, активно проповедовать, стойко сносить лишения. И верить своему Учителю во всем. А также оставаться верными религии и самому Иисусу Христу.

Помимо проповедей, апостолы были способны исцелять душевные и телесные недуги. Согласно легендам, они могли воскрешать мертвых, творить чудеса, и помогать страждущим. В каком-то смысле учеников Божьих можно считать проводниками его воли и силы. Они были в постоянном контакте с Богом. Понимали его лучше других. И несли свет его учения людям.

апостол как переводится с греческого

Поэтому перевод слова в значении «посланник» несколько шире, чем простое понятие «посол». Ведь апостолов посылали не только для информирования и путешествия, но и для свершения благих дел.

В церкви слово «апостол» имеет первостепенное значение. Так как на учениях апостолов строится вся религия христианства. Их послания значимы и весомы, а догмы непоколебимы и проверены временем. Еще апостолами можно назвать тех, в ком стремление проповедовать Евангелие сильнее, чем страх за собственную жизнь. Изначально первые 12 учеников Иисуса подвергались истязаниям и гонениям, но не отступили от веры своей. И многие из них мученически погибли за свою пламенную веру.

Все апостолы, включенные в полный список, являются создателями иерархии и канонов христианства. Именно к их наставлениям священнослужители обращаются для решения сложных вопросов. Потому что они являются наиболее авторитетными.

Значение термина сегодня

Литературоведы скажут, что слово это означает первую печатную книгу на Руси. Юристы называют данным термином апелляцию. В современном мире апостолом именуют любого, кто является страстным сторонником какой-либо идеи или организации. С течением времени этот термин стал нарицательным.

Древнее или сегодняшнее значение слова «апостол» считается глубоким понятием, скрывающим в себе множество историй. Благодаря апостолам христианство и сформировалось в том виде, в котором оно известно сегодня. Они постарались на славу, и новая вера горит в сердцах верующих подобно большому огню, который освещает путь во тьме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *