апостол кто такой в библии
Апостолы
Апо́столы (от греч. ἀπόστολος — посланник, посол) – ближайшие ученики Господа Иисуса Христа, избранные Им и посланные для благовестия о Царствии Божьем и устроения Церкви.
Имена ближайших двенадцати апостолов таковы:
К ближайшим апостолам сопричисляется и апостол Павел, уроженец города Тарса в Киликии, чудесно призванный самим Господом ( Деян.9:1-20 ). Первоначальное имя Павла – Савл (Саул, евр. Шаул, «испрошенный (у Бога)» или «одолженный (для служения Богу)»). Имя Павел (лат. Паулюс, «меньший») – второе, римское имя, принятое апостолом после обращения ради удобства проповеди в Римской империи.
Кроме 12-ти апостолов и Павла, апостолами называются еще 70 избранных учеников Господа ( Лк.10:1 ), которые не были постоянными очевидцами и свидетелями дел и жизни Иисуса Христа. Их имена в Евангелии не называются. В богослужебной традиции в день празднования семидесяти апостолов значатся их имена. Этот список был составлен в V–VI вв. и носит символический характер, туда вошли все известные имена последователей и учеников Христа, апостолов и мужей апостольских. К 70 апостолам предание относит Марка (лат. «молот», второе имя Иоанна из Иерусалима) и Луку (сокращ. форма лат. имени Луций или Луциан, что значит «светящийся», «светлый»). Таким образом, в этот день Церковь вспоминает не только 70 апостолов, но и все первое христианское поколение.
Написавшие Евангелие апостолы – Матфей, Марк, Лука и Иоанн – именуются Евангелистами. Апостолы Петр и Павел – первоверховными апостолами, т. е. первыми из верховных.
К апостолам иногда приравниваются святые, проповедовавшие христианское учение среди язычников, например, равноапостольные император Константин Великий и мать его царица Елена, князь киевский Владимир.
Празднуя память каждого из 12-ти апостолов Христовых отдельно, Православная Церковь с древних времен установила также празднование Собора Славных и Всехвальных 12-ти апостолов 13 июля (новый стиль). Также, в предыдущий день (12 июля), совершается празднование Славных и всехвальных первоверховных Апостолов Петра и Павла.
Кем были 12 апостолов, и что с ними стало? 4 вопроса об избранных Христом
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Прежде чем перейти к разговору о личностях апостолов, жизнеописания которых опубликованы на сайте «Фомы» в серии 12 апостолов, надо ответить на самые главные вопросы: кем были эти люди, в чем выражалось их служение и что связывает нашу Церковь с ними сегодня?
Кто такие апостолы?
«Апостол» (греч. апостолос) означает «посланник». Этим греческим словом, прочно вошедшим в обиход русского языка, обозначаются люди, призванные Иисусом Христом, ставшие Его учениками и отправленные Им проповедовать Евангелие и устраивать Церковь. Перед апостолами стояла невероятно сложная задача: сдвинуть с места заржавевшее колесо человеческой Истории, распространить христианство до пределов земли. Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! (1 Кор 9 :16) Ряд людей, которые несли благую весть народам, не знавшим о Христе, часто с опасностью для жизни, были названы в Церкви равноапостольными и прославлены как святые.
Почему двенадцать?
На самом деле апостолов было больше. Мы знаем, что за Христом следовало немало народу. В Писании мы встречаем упоминание о семидесяти наиболее близких к Нему учениках, которых также называют апостолами. Один из наиболее известных апостолов, Павел, также не входил в число двенадцати.
Так для чего понадобилось выделить именно эту небольшую группу людей и возлагать на них какое-то особое служение? Дело в том, что число 12 совпадает с числом двенадцати колен израильских.
Ко времени проповеди Христа из двенадцати родов израильских сохранилось всего два с половиной: Иуды, Вениамина и половина от Левия. Остальные девять с половиной родов со времени завоевания Северного царства (722 г. до Р. Х.) считались исчезнувшими. Евреи верили, что Бог приведет эти исчезнувшие, растворившиеся среди других народов, колена на родину и восстановит народ Божий. Избрание же Христом двенадцати апостолов недвусмысленно свидетельствует, что это долгожданное время наступает. Однако вместо того чтобы где-то собирать исчезнувшие колена народа Израиля, то есть вместо того, чтобы восстанавливать прежний, Ветхий Израиль, Христос создает Израиль Новый — Церковь. Для этого Он избирает 12 родоначальников Нового Божьего народа — апостолов и посылает их в мир.
Что стало с апостолами?
Спаситель предупреждал учеников: Я посылаю вас, как овец среди волков (Мф 10 :16). Эти слова могут показаться необычными, если вспомнить, что были сказаны апостолам, отправлявшимся на проповедь в Галилее, то есть среди единоверцев-иудеев. Действительно, первый период проповеди был безмятежным. Апостолов принимали в домах, слушали, оказывали им уважение. Однако совсем иначе эти слова стали восприниматься учениками, когда Христос был распят и Его имя стало хулиться иудейскими старейшинами и духовными вождями. В самом Израиле апостолы начали подвергаться преследованиям, еще опаснее их миссия оказалась за пределами Израиля, в языческих землях.
Апостолов неоднократно избивали, бросали в тюрьмы, подвергали иным преследованиям и мучениям. Лишь один из двенадцати ближайших учеников Спасителя, апостол Иоанн Богослов, скончался своей смертью. Все остальные пострадали за Христа и были убиты.
Кто стал преемником апостолов?
Создавая христианские общины, апостолы всюду оставляли после себя людей, которым поручалось особое служение — духовное окормление верующих. Так появились первые преемники апостолов, назначенные непосредственно ими самими, — епископы Церкви. Те, в свою очередь, передали свое служение следующему поколению духовенства через Таинство священства — и каждого ныне живущего священника связывает с апостолами длинная череда людей, передававших друг другу свое служение. Именно поэтому Церковь называют Апостольской. Одним из наиболее известных продолжателей дела двенадцати апостолов стал апостол Павел, который не знал Спасителя во время Его земной жизни. Будучи поначалу гонителем христиан, Савл чудесным образом обратился к вере и стал одним из наиболее известных проповедников Христа. Его называют «апостолом язычников», потому что Павел одним из первых вынес проповедь христианства за пределы иудейского мира.
Подробнее о каждом из посланников читайте в серии материалов 12 апостолов.
Апостол
Апостол – ἀπόστολος – с греч. «посланник», которому поручено исполнить известное поручение (Геродот, 1, 21; 5, 38). Это слово однажды читается у LХХ ( 3Цар. 14, 6 ), где пророк Ахаия прилагает его к себе в разговоре с женой Иеровоама: «Я грозный посланник, – апостол к тебе». Ев. Лука (6, 13) говорит, что Иисус Христос, избрав двепадцать из Своих учеников, назвал их апостолами. Затем это название прилагалось и к другим лицам, разделявшим труды с двенадцатью. Так, апостолом называется Варнава, как и Павел ( Деян. 14, 4, 14 ); Андроник и Юний также относятся к числу апостолов ( Рим 16, 7 ); равным образом Тимофей и Силуан ( 1Фес. 1,1; 2, 7, 18 ). Наконец, и другие называются апостолами в том смысле, что они уполномочены церквами ( 2Кор. 8, 18 – 23 и Фил. 2, 25 ). Все они причислены церковию к лику 70 апостолов. Тем не менее, вообще нужно признать, что на библейском языке это название принадлежит собственно двенадцати избранникам, которых Иисус Христос сделал основными камнями Своей церкви. Эти избранники удостоились находиться с Иисусом Христом в более близких отношениях, чем остальные ученики, и им поручено было проповедовать благовестие, а вместе с тем дана сила исцелять больных и изгонять бесов. Когда впоследствии зашел вопрос об избрании преемника Иуде предателю, то ап. Петр, определяя служение апостола, заявил, что прежде всего лицо, которое могло подлежать избранию, должно было находиться вблизи Иисуса Христа в течение Его общественной жизни, т. е., от Его крещения до вознесения, чтобы иметь возможность подтверждать события, которые оно видело, и особенно чудо воскресения (Дея. 1, 21 – 22). Ев. Иоанн, который и в своих Посланиях, и в своем Евангелии (хотя этого нельзя сказать об Апокалипсисе, 2, 2; 18, 20; 21, 14), ни разу не употребляет слова апостол, признавая, однако, существование особого, установленного Иисусом Христом сонма, который он называет Двенадцатью, особенно дает нам высокое понятие о духовных преимуществах этих избранников ( Иоан. 14, 26; 15, 26 – 27; 16, 13, 27 ). Их было двенадцать, потому что это число соответствовало числу колен израильских, к которым пришел Иисус Христос, как к овцам без пастыря. Они будут, подобно патриархам, судить колена в будущей жизни ( Матф. 19, 28 ). Двенадцать апостолов, будучи как бы представителями двенадцати колен, являлись представителями, следовательно, всего избранного народа. Они взяты были из простого парода и даже из его противоположных слоев, так как между ними мы находим мытаря Матфея и зилота Симона, из которых один был представителем чужеземного правительства, а другой – пламенным противником иноземного ига. Все, за исключением, быть может, мытаря Матфея, были люди неученые. Всю свою жизнь они провели в тяжелых трудах. По крайней мере четверо были рыбаками на озере Генисаретском. Но все они, за исключением Иуды, имели доброе сердце, и в их именно сердцах Христос и напечатлел новое благовестие.
Список апостолов передается тремя синоптиками и в книге Деяний Апостольских. Сравнивая эти четыре списка, можно видеть, что они безусловно заключают в себе одни и те же имена, за исключением Иуды, брата Иакова, который у Матфея называется Леввеем, а у Марка Фаддеем. Но Фаддей или Леввей, из которых одно происходит от сад или фад, – «грудь», а другое от леб, – «сердце», означают, в аналогичных терминах, вообще, человека благородного и энергичного. Можно думать, что это почетное прозвание рано вытеснило собою его собственное имя Иуды, как напоминавшее имя предателя. Двенадцать апостолов образуют три правильных группы, из которых каждая имеет главу и членов, состав которых не изменяется. Порядок в группе иногда изменяется, но никакой член группы не переходит из одной группы в другую. Эта классификация близко соответствовала степени близости, в которой, в повседневных отношениях жизни, каждый апостол находился с Иисусом Христом. Вот все четыре списка апостолов:
Матфей 10, 2–4 | Марк 3,16–19 | Лука 6, 14–16 | Деяния 1, 13 | |
1. | Симон Петр | |||
2. | Андрей | Иаков | Андрей | Иаков |
3. | Иаков | Иоанн | Иаков | Иоанн |
4. | Иоанн | Андрей | Иоанн | Андрей |
5. | Филипп | |||
6. | Варфоломей | Варфоломей | Варфоломей | Фома |
7. | Фома | Матфей | Матфей | Варфоломей |
8. | Матфей мытарь | Фома | Фома | Матфей |
9. | Иаков Алфеев | |||
10. | Леввей | Фаддей | Симон Зилот | Симон Зилот |
11. | Симон Кананит | Симон Кананит | Иуда Иаковлев | Иуда Иаковлев |
12. | Иуда Искарион | Иуда Искарион | Иуда Искарион | . |
После смерти Иисуса Христа, история апостолов становится историей самой церкви. Явления Воскресшего вновь пробудили в них мужество, оживляя в них надежды. Они собственными глазами увидели, что все, что предсказывали пророки и их Учитель, исполнилось. Отсюда, полные веры, они ожидали исполнения обетований Спасителя. На место предателя, они избрали Матфия. В день Пятидесятницы, на двенадцать апостолов вместе с учениками, находившимися в горнице, сошел Дух Святой, в виде огненных языков, и преобразовал их духовно.
С этого времени они сделались совершенно иными людьми. Эти нерешительные, невежественные, боязливые люди сделались полными энтузиазма, красноречивыми, людьми неукротимой ревности и силы. Во время достоянной борьбы и опасностей, они основали церковь в Иерусалиме; но по повелению Спасителя они должны были потом идти проповедовать в Самарии и по всему миру. Эллинизм подготовил для них пути, ап. Петр формально открыл доступ язычникам, крестив сотника Корнилия и всех членов его семейства, а Павел с необычайной ревностью выступил на поприще всемирной проповеди. Все двенадцать апостолов совершали то же самое дело проповеди; но мы не знаем, какую собственно кто из них избрал часть тогдашнего мира для просвещения его евангелием. Священная история об этом умалчивает. Но несомненно то, что успех их деятельности был так велик, проповедь их так быстро распространялась, что свет Евангелия скоро озарил мир, и это не могло быть делом одного только ап. Павла и его ближайших сотрудников, как бы ни велика была их ревность. В этом деле принимали участие и другие апостолы, как об этом и свидетельствует древнее предание Апостолы уже рано были изображаемы художниками первоначальной церкви, в катакомбах и особенно на христианских саркофагах. Они обыкновенно одеты в длинную тунику, доходящую до ног, и в плаще, как верхней одежде. На памятниках восьми первых веков, на западе, они изображаются стоя или сидя, по правую и по левую сторону Спасителя изображенного в Своем человеческом виде или под символической формой; одни из них бородатые, другие безбородые. В. левой руке они обыкновенно держат книгу или свиток, напоминающий о проповеданном ими божественном слове; иногда в руках у них венец, – символ их торжества и небесной награды.
См. Lаngе, Dаs Ароstolishe Zeitalter, Вrunswick, 1854. Lechler, Das Ароst. Zeitalter, Stuttgart, 1857; Фаррар, Первые дни христианства, в перев. А. Лопухина. Сиб. 1892; Ф. Яковлев, Очерки жизни и учения св. апостолов Павла, Андрея и Иакова. Москва, 1849; Апостолы: сборник церковных сказаний о них (Прав. Обозр. 1862; № 1); Троицкий Апостол языков Павел и апостолы обрезания в их отношении друг к другу, Казань, 1894; Крылов, Жизнь 12 апостолов и сказания о прочих 70 апостолах и жития их. Москва, 1869; Городцев, Апостолы проповедники христианства. Спб. 1884; в «Сборнике» М. Варсова, т. II, Симб. 1894.
Православная Жизнь
Отвечает протоиерей Владимир Пучков.
Что ж, давайте по порядку.
Ученики и ближайшие спутники Христа
Итак, прямой ответ на вопрос кто такой апостол – это ученик Христов. Из Евангелия мы знаем, что вначале Своего земного служения Спаситель призвал двенадцать человек, которые стали Его учениками и в течение всего времени Его служения сопровождали Его, делили с Ним тяготы кочевой жизни, кров и пищу. По происхождению ученики были простолюдинами. Известно, что некоторые из них (Пётр, Нафанаил, Фома, Иаков, Иоанн, Андрей) были рыбаками. Один, Матфей, до призвания был сборщиком податей. По крайней мере об одном из учеников, Симоне, известно, что до обращения он состоял в рядах зилотов – экстремистского политического течения, стремившегося к свержению римского владычества любой ценой. Практически апостолы происходили из Галилеи – глубоко провинциальной (в современном понимании слова «провинция») местности Палестины. Исключение мог составлять только Иуда Искариот, который, возможно, был уроженцем Иудеи или даже жителем предместья Иерусалима.
Примечателен тот факт, что воплотившийся Бог выбрал Себе учеников далеко не из элиты тогдашнего общества. Люди, кормившиеся тяжёлым повседневным трудом, представители презренной профессии и маргинального политического течения. Провинциалы, которых в обществе выделяла даже манера речи (с характерным присвистом при произнесении шипящих звуков)… Можно сказать, Христос окружил Себя теми, кого в толпе не замечали и в компании не слышали. На кого если и обращали внимание, то не иначе как снисходительно и с иронией. Однако именно они сделались свидетелями смерти и воскресении Господа, именно они пронесли это свидетельство по миру, именно их благовестием Церковь Христова из маленькой Иерусалимской общины выросла в многомиллионную христианскую общность, затеяв борьбу с которой, даже могущественная Римская империя вынуждена была сдаться.
Двенадцать апостолов мы знаем поимённо:
Не только двенадцать
Однако, уясняя себе, кто такие апостолы, уже в Евангелии мы можем увидеть, что апостолами называются не только двенадцать учеников. Мы знаем, что, помимо двенадцати, Христос призвал ещё семьдесят учеников и их церковная традиция также называет апостолами. В отличие от двенадцати, эти апостолы не сопровождали Христа постоянно. Они веровали в Него, были Его учениками, но постоянными спутниками не были. Как и двенадцать, они в страхе таились после распятия Господа, как и двенадцать, они возрадовались Его воскресению, как и двенадцать, разошлись по миру, проповедуя Евангелие. Чтобы не путать с двенадцатью, и в святцах, и в житиях, и в церковном календаре каждый из этих апостолов назван апостолом от семидесяти.
Другие апостолы
Впрочем, апостолами церковная традиция называет не только учеников Христовых. В широком понимании апостол – это странствующий проповедник. Как бы то ни было, а даже ближайшие ученики Христа основную часть жизни посвятили проповеди. Поэтому апостол – это одновременно и ученик Христа и, одновременно, проповедник. Итак, начав проповедь Евангелия в мире, ученики Господа положили начало традиции, которая существовала в Церкви некоторое время после их смерти. Представителями этой традиции были странствующие проповедники. Данное явление даже нашло отражение в церковной письменности. Так, в древнейшем христианском литературном памятнике «Дидахе» (полное название «учение Господа через двенадцать апостолов язычникам») приведён критерий отличия истинного апостола от ложного (согласитесь, сам факт того, что за странствующих проповедников могли выдавать себя мошенники, говорит о широком распространении такого рода проповедничества): христианским общинам предлагалось принимать у себя проповедника и обеспечивать его кровом и пищей в течение трёх дней. Истинный апостол дольше на одном месте не задерживался. А если проповедник всё же выказывал желание остаться дольше, то это и служило признаком того, что перед христианами не апостол, а тунеядец и прохвост, пытающийся пропитаться за чужой счёт.
Итак, подытожим. Полный ответ на вопрос, кто такой апостол, таков: апостол – это ученик Господа, это также проповедник Евангелия из числа Христовых учеников и вообще странствующий проповедник-христианин в период I–II веков, возможно, никогда не видевший Спасителя и не знавший Его учеников, но проповедующий Христа. Теперь, разобравшись с тем, кто такие апостолы, скажем и о книге, которую упомянули вначале. В богослужебном обиходе действительно есть книга, называющаяся «Апостол». Эта книга содержит в себе ряд книг Нового Завета, а именно:
Все эти книги напечатаны в ней с соответствующими обозначениями для ежедневного чтения за богослужением. Апостольские чтения на Литургии читаются именно из неё. Отсюда, собственно, и название.
Кто такие христианские апостолы
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Господь пришел на эту землю, чтобы спасти человечество от греха и вечной смерти. Для этого Он принес слово о Царствии Небесном, которое необходимо было донести не только до евреев, но и до всех народов земных. Нужны были проповедники. Поэтому дело распространения радостной вести Спаситель возложил на своих избранных учеников, обещая им послать «силу свыше» (Деян. 1, 4-8).
История установления апостольства
В «Летописи церковных событий» сказано, что в 31-е лето по Рождестве Христовом после проведенной ночи в молитве Сын Божий избирает двенадцать апостолов. Почему именно 12? Конечно, это не случайно. Двенадцать посланников равно числу колен Израилевых.
Согласно Ветхому Завету именно столько сыновей Иакова являются родоначальниками всего народа Божьего. Для иудеев это сакральное «число совершенства», означало полноту всех народностей, созданных Богом. На момент земной жизни Спасителя осталось всего 2,5 рода – это род Иуды, род Вениамина и половина от Левия.
Полезные материалы
Остальные 9,5 народности считались исчезнувшими. Иудеи ждали, что Господь вернет утраченные колена и тем самым произойдет восстановление народа Божьего. Избрание Спасителем двенадцати посланников есть свидетельство наступления ожидаемого для евреев времени. Однако Он создает народ Нового Завета, который подобно ветхозаветному народу, имеет двенадцать духовных родоначальников. Они – основа Церкви: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Откр. 21, 14).
Избранным ученикам Господь дарует благодатную силу исцелять больных, прокаженных и бесноватых, а также воскрешать мертвых:
Далее «Летопись церковных событий» повествует, что в 32 году по Р.Х. в Самарии Сын Божий избирает еще 70 апостолов, среди которых Иаков, Марка Лука, Клеопа, Симеон и другие. Число семьдесят также не случайное — оно соответствует числу 70 языческих народов.
Проповедь апостолов
Все провозвестники Иисуса Христа были израильтянами. К апостольской миссии были призваны не состоятельные и высокообразованные, не сильные мира сего, а самые простые люди, обычные рыбаки. Спаситель призвал их к другой особой ловле:
После сошествия Святого Духа посланники Божьи самозабвенно несли Евангельское благовестие согласно их выпавшим жребиям. Маршруты их миссионерских путешествий были проложены от Римской империи во все части света.
Апостол Андрей Первозванный проделал самый длинный путь. Проходя с проповедью страны Вифинию и Пропонтиду, города Фракии и Македонии, скифские и фессалийские земли, через территорию Эллады и Ахайи, он дошёл до Днепровских гор, где установил крест.
Через некоторое время на этом месте возник град Киев. Затем поднялся выше по реке Днепр до славянских поселений – там впоследствии был основан город Новгород. Затем через земли варягов вернулся в Рим. Святой Андрей стоит у основания Константинопольской Церкви, а также – у самых истоков Русской Церкви. Поэтому его еще зовут Апостолом Святой Руси.
Старший брат Андрея – Симон, нареченный Спасителем Петром:
Известно, что он проповедовал в странах Средиземноморья, в Иерусалиме и в самом Риме.
Апостол Марк, будучи верным спутником и сотрудником святого Петра, проповедовал учение Христово на побережьях Адриатического моря. Италийская Венеция, где хранятся его честные останки, чтит его как своего проповедника.
Иоанн Богослов распространял благую весть в Эфесе и других малоазийских городах. Во время христианских гонений его сослали на остров Патмос, по возвращении опять вернулся в Эфес.
Апостол Матфей в течение первых восьми лет исполнял свое евангельское служение в Палестине, впоследствии обошел с благовестим Сирийское государство и Персию, проповедовал на территории Мидии, Парфии и Эфиопии.
Апостол Иаков Заведеев нес свое служение в Иерусалиме. Он был первым среди провозвестников Слова Божьего, кто мученически пострадал за Своего Учителя.
Иуда Иаковлев распространял веру Христову в Палестине, Сирии и Месопотамии Азии, особенно успешны его миссионерские труды в Персии и Армении.
О трудах других верных учеников, призванных к апостольскому служению, сохранились малочисленные и неясные сведения: в Греции, Аравии и Египте распространял Евангельское учение апостол Филипп, а святые Варфоломей и Фома – в землях Парфии и Индии, апостол Симон Зилот — в Иудее, Египте, Ливии, святой Иаков Алфеев – в Иудее, Сирии и Египте.
Апостолу 70-ти Матфию выпал жребий войти в число двенадцати избранный посланников Господних вместо предателя-Иуды. О проповеднических трудах этого святого известно крайне мало, но, несомненно, он потрудился наравне с другими проповедниками, благовествуя в Египте и Эфиопии.
Святого Павла (он же Савл) еще называют 13-м апостолом. Он просвещал учением Христовым палестинский, финикийский, сирийский, каппадокийский народы, а также проповедовал на территории Галатии, Карии, Мисии, Ликаонии, Памфилии, Лидии, в землях Ликии и Фригии, государствах Македонии и Италии, благовествовал на Кипре и Лесбосе, на территории островов Самофракия, Патмос, Родос, Самос, и Мелит, а также в италийской Сицилии.
Своего спутника и помощника Луку апостол Павел называет врачом. Известно, что Лука был хорошим живописцем. Именно его считают первым иконописцем Пресвятой Богородицы. Апостол Лука потрудился в таких странах, как Ливия, Египет, Фиваида и Фивы.
Иаков, званный братом Господним, был избран и возведен Самим Спасителем Первым Епископом Иерусалимский. Согласно Священному Преданию именно им был составлен первый чин Божественной литургии.
Труды
Помимо благовестнических трудов провозвестники Евангелия оставили и письменные памятники. Написанные по внушению Святого Духа, труды хранят историю пришествия Сына Божьего в наш мир, раскрывают Его дела и учения, которые послужили для устроения Церкви на земле. Впоследствии 27 апостольских книг составили Канон Нового Завета.
Условно Канон разделен:
1. Законоположительные книги.
2. Исторические книги.
Сюда относится книга Деяний апостольских, автор которой — апостол Лука;
3. Учительные книги.
Послания апостольские, среди которых 7 соборных, т.е. обращенных ко всем христианам, — это послание Иакова, Первое и Второе послания Петра, 1, 2 и 3 Иоанна и послание Иуды и 14 посланий ап. Павла (Римлянам, два Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, два Фессалоникийцам, Евреям, два Тимофею, Титу и Филимону).
4. Единственное пророческое сочинение – это Апокалипсис Иоанна Богослова.
Это богодухновенное откровение о том, что ожидает Церковь Христову в будущем, и о Втором Пришествии на землю Спасителя. Этот пророческий труд была написан во время его изгнания на острове Патмос.
Избранные святые провозвестники Слова Божьего своей подвижнической христианской жизнью исполнили слова Своего Учителя:
В тех уголках земли, где им выпал жребий побывать со своей проповеднической миссией, были обильно посажены семена Христовой веры, а их письменное духовное наследие стало прочным фундаментом, на котором построено учение Святой Церкви.