апостол павел блюдите яко опасно ходите
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Еф. 5:15
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 15-16 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы
Снова (апостол) искореняет горечь, снова отсекает повод к гневу. Что в самом деле говорит он? «смотрите, поступайте осторожно». Он знал Учителя своего, что Он, посылая учеников, как овец среди волков, заповедовал им еще быть подобными голубям. «Будьте просты», – говорит, – «как голуби» (Μф. 10:16). Так как с одной стороны (христиане) были среди волков, а с другой – были наставлены не мстить за себя, но переносить обиды, то поэтому они и нуждались в подобном наставлении. И прежнего уже достаточно было к тому, чтобы сделать их мужественнее; а когда к двум сделано прибавление, то пойми, что (наставление дано) уже чрезмерное. Смотри же, с каким тщанием он их предостерегает, говоря: «Смотрите, поступайте осторожно». Целые города вели войну против них (апостолов); эта война перешла и в дома. Отец вооружался на сына, сын на отца, мать на дочь, дочь на мать. Что же? Откуда эти разделения? Они слышали, что Христос говорил: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Μф. 10:37). Итак, чтобы не подумали, что Он напрасно вводит войны и распри, так как могла произойти великая вражда, если бы они и сами вздумали вооружаться, для этого (апостол) и говорит: «смотрите, поступайте осторожно», т. е. исключая проповеди, ничем другим не давайте себе повода к вражде против вас, – одна она пусть будет основанием вражды. Пусть никто не обвиняет вас в чем-нибудь другом, оказывайте почтение и всякое повиновение, если ничто не вредит проповеди, если ничто не препятствует благочестию, – потому что «Итак, отдавайте», – сказано, – «всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим. 13:7). А когда увидят вас покорными другим, то сами устыдятся. «Не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем». Увещевает так, желая не того, чтобы мы были изворотливыми и ловкими, но слова его означают следующее: время не ваше; ныне вы странники и пришельцы, чужеземцы и посторонние; не ищите почестей, не ищите славы, не ищите могущества, не будьте и мстительны; все переносите, и этим искупайте время; много платите, все, чего бы от вас ни захотели. Это сказано темно: попытаюсь уяснить примером. Представим, что кто-нибудь имеет великолепный дом, потом, что некоторые приходят, чтоб его разорить, и он много им раздает и тем избавляет себя: тогда говорим, что он искупил себя. Подобным образом и у тебя великий дом и истинная вера; приходят, чтобы взять все; отдай же все, кто бы что от тебя ни потребовал, только главное спаси, т. е. веру. «Потому что», – говорит, – «дни лукавы».
Что такое лукавство дня? Порочность дня должна быть свойственна дню. Если ты узнаешь, что такое порочность в окружающем нас, узнаешь и то, что такое порочность дня. Что такое порочность тела? Болезнь. А что – порочность души? Злоба. Что – порочность воды? Горечь. И всякого рода порочность есть неустройство в природе того предмета, которому порочность приписывается. Итак, если и день может иметь порочность, то она заключается в самом дне, в часах, в свете. Так и Христос говорит: «довольно для каждого дня своей заботы» (Μф. 6:34). Через это мы можем понять и то. Итак, в каком же смысле он называет дни лукавыми? В каком – время лукавым? Не сущность, не создание (так называет он), а то, что в продолжение их делается. Подобно тому и у нас есть обычай говорить: «тяжелый день провел я, дурной». Между тем, каким бы образом он мог быть тяжелым, как не в зависимости от того, что случилось в течение его? А то, что в течение его случается, – доброе от Бога, злое же от порочных людей. Следовательно, люди творцы того, что бывает порочного во времени, и потому говорят: «злые времена». Так и мы называем времена порочными.
Гомилии на Послание к Ефесянам.
Свт. Феофан Затворник
Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудры, но якоже премудры
Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.
Прав. Иоанн Кронштадтский
Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые
Какой высокой, совершенной нравственности требует апостол от христиан! Такие совершеннейшие правила, внушенные апостолу Духом Святым, не могли и в голову прийти никому из древних мудрецов.
Дневник. Том II. 1857-1858.
Блж. Феофилакт Болгарский
Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые
Опять предостерегает от горечи и гнева, как бы говоря им: вы — овцы посреди волков, многие злобствуют против вас, даже свои домашние, смотрите, никому не давайте повода ко вражде; кроме веры, пусть никто ни в чем другом вас не обвиняет, но оказывайте почтение и всякое послушание там, где нет вреда для веры, и будьте, как голуби. Ибо в том состоит мудрость или благоразумие, чтобы сохранить себя самих чистыми и никому не мстить.
Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.
Амвросиаст
Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые
Выше Павел указал, что слугам Божиим надлежит отвергнуть жизнь в неверии и пороках. Теперь же он добавляет, что делать это требуется осторожно, чтобы не быть соблазном, чтобы среди неверующих поступать мудро, особенно если они правят [ситуацией] и верят в лишенного святости правителя. И если христианин встречает безудержного и разгневанного противника, не следует связываться с ним, чтобы не стать причиной богохульства и не разжечь в нем буйство. Христианин скажет свое, когда будет возможность.
На Послание к Ефесянам.
Лопухин А.П.
Ст. 15-16 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы.
Слово 34
(1) О словах Апостола Павла: искупующе время, яко дние лукави суть ( Еф.5:16 ). – (2) Каким образом искупает кто разумно время настоящей жизни?
1. Душа, желающая поучаться в законе Божием день и ночь, ни от чего не получает в сем отношении столько пользы, как от исследования Божественных Писаний, потому что внутрь сих Писаний сокрыты помышления благодати Святого Духа, каковые, быв постигнуты, производят в душе великое некое услаждение, которое возвышает ее над всем земным и мирским и возносит на небеса, располагая помышлять только о божественном, его одного вожделевать и проводить жизнь ангельскую в этом мире. Посмотрим же, что возвещает нам Апостол Павел в посланиях своих, и исследуем до точности некоторые богодухновенные его словеса, да обогатимся сокровищами, сокрытыми внутрь их, и благодатию Святого Духа возвеселим духовно свои души. Какие же это апостольские словеса, кои намерены мы исследовать в настоящем слове? Те, в коих поучает нас святой Павел, говоря: блюдите, како опасно ходите. искупующе время, яко дние лукави суть.
Если хотим, как должно, понять слова сии, то должны обсудить их, взяв во внимание дела, кои видим в мире сем. Это поможет нам уразуметь их до точности. Видим, что торговец, земледелец, художник великое имеют усердие и прилежание к делу своему, потому что если кто из них понерадит о своем деле, хоть немногое время, то потерпит большой вред. То же самое бывает в делах и подвигах духовных. Чтоб это лучше вам понять, рассмотрим подробнее предложенный пример. Положим, что, когда все купцы спешат на какое-нибудь торжище, чтоб одно продать, а другое закупить и получить чрез то прибыль, иной из них, видя, как одни с большою поспешностию бегут впереди его, а другие догоняют сзади и перегоняют, едва передвигает ноги или сидит пред домом своим и зевает на торговцев, спешащих на торг, совсем не думая о торговле или, еще хуже, предается забавам и винопитию, отлагая заняться торговлею день от дня. Теперь, прошу вас, скажите мне: те, благовременно поспевшие на торжище, поторговавшие на нем и возвратившиеся с немалою прибылью, не искупили ли времени своего? А этот, потративший его на пустяки или, лучше сказать, продавший на дела бесполезные, не погубил ли напрасно своего времени? Предположим, пожалуй, что и он пошел вместе с другими на торжище, но когда те, имея с собою деньги, тотчас приступили к торговым сделкам и набрали себе потребных каждому товаров, в полной надежде получить от продажи их большие выгоды, он, не имея при себе денег, там уже начал обращаться то к тому, то к другому, чтобы занять их и накупить себе товаров, но пока хлопотал о займе денег, торг кончился, и он остался ни при чем: не погубил ли он, и в этом случае, времени своего напрасно? Пусть взял он с собою и денег, но, пришедши на торг, вместо того чтобы заняться торговыми делами, начал шататься по кофейням, трактирам и балаганам, чтобы там попить, там поесть, там повеселиться, и зле растратил свои деньги на попойки и срамные дела. Не погубил ли и тут он времени своего напрасно, безумно растратив притом и деньги? Допустим, что он не делал ни одного из указанных нами противных дел, но если он, пришедши на торг вместе с другими купцами, протолкался все время по торгу из конца в конец, не начиная никаких торговых сделок, а лишь глазея и балагуря со знакомыми и незнакомыми, между тем как другие усердно обделывали свои дела, ни на что стороннее не обращая внимания, то, когда по окончании торга все разошлись по своим местам, эти, так усердно хлопотавшие по своим делам и продажею приобретшие немалую прибыль, а на покупках надеющиеся получить еще большую, – не искупили ли времени своего? А он, прозанимавшийся сторонними вещами, не заботясь о торговле, не погубил ли времени своего, хотя там же был с теми купцами? Если также, когда другие торговцы, имея в виду прибыль, какую чают получить от торговли, не смотрят ни на отдаленность места торга, ни на трудности пути туда, ни на опасности от разбойников и ни на что другое подобное, но в надежде на прибыль со всею торопливостию спешат на торжище, он, убоясь всего этого, не отправится туда, и даже после того, как другие, желая убедить его ехать с ними, пообещают ему охранить его от всех опасностей, страшащих его, не согласится на то, то эти, ездившие на торжище, поторговавшие там и получившие добрую от того прибыль, не искупили ли времени, а он, убоявшийся страха, где не было страха, не погубил ли его? – Подобное тому, что сказано нами в этом примере, случается и в духовной жизни, ибо бывает, что, когда другие братия наши христиане со всем тщанием исполняют заповеди Божии и преуспевают в добродетелях со всем усердием и горячностию, мы проводим жизнь свою в нерадении и бездействии, не заботясь о таком исполнении заповедей и о таком преуспеянии в добродетелях. И явно для всех, что в таком случае те искупают время свое и великую приобретают пользу и прибыль для душ своих, а мы губим время свое и вместе с ним души свои.
2. Впрочем, если кажется вам благословным, исследуем еще получше смысл апостольского изречения, чтобы познать, как искупается время, и какое это время, и какие это дни лукавые, из-за которых долженствуем мы искупать время. Время купли для всякого человека есть время настоящей жизни, и дни настоящей жизни явно суть дни лукавые (злые) для тех, которые не пользуются ими как подобает. Всякий человек, живущий в настоящей жизни целомудренно, праведно и благочестно, и мужественно, с благодушным терпением переносящий все притрудности и прискорбности искушений и бед, причиняемых видимыми и невидимыми врагами, всякий такой мудро искупает время и успешно деет куплю, наперекор злым дням настоящей жизни. Чтоб это было более для вас ясно, возьму доказательство из того, что каждодневно происходит в настоящей жизни. Кто умеет хорошо торговать настоящею жизнию, тот, встретив скорби, поношения, бесчестия и осмеяния и зная, какую могут они принесть пользу, и провидя великую от них прибыль, тотчас схватывает их и, возложив на рамена свои, течет с ними радуясь, и таким образом вместо сребра одним терпением мгновенно искупает время, тогда как многие не успевают в этом, несмотря на то, что постятся, проводят ночи без сна, спят на голой земле и подъемлют другие подвиги и труды в продолжение долгих лет. И скажу вам, что, кто не умеет таким образом деять куплю, тот губит время спасения своего.
Чтобы не пострадать и нам того же, будем, умоляю вас, искупать время, пока еще стоит торжище настоящей жизни, потому что дни этой жизни крайне лукавы и каждодневно воздымают неисчетные волны сланого моря (Мертвого моря. – Ред.) греховного, которые, обрушиваясь на нас, то исполняют души наши срамными движениями чрез сладострастие тела, то ввергают в печаль или в гнев чрез врагов видимых и невидимых, и как тем, так и другим покушаются совсем удалить нас от царства небесного. Почему, искупая время жизни своей, со всею готовностию и рвением, всецело предадим себя на одно делание заповедей Божиих и на одно стяжание всякой добродетели, да сподобимся преисполниться сокровищами благодати Святого Духа и безопасно войти в небурное пристанище Божие и в царство Его. Таким образом избегнем мы лукавства дней сих и, по миновании их, не услышим оного страшного гласа, посылающего грешников в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его.
Будем искупать разумность души нашей, научая ее презирать видимые и привременные блага и углубляться в размышление о благах духовных и вечных. Мудрования же плотского будем всячески бегать, потому что оно неугодно Богу и при нем нет возможности оторваться от наслаждения привременным и вознестись умом к небесному и вечному. Мудрование плотское тому, кто порабощен ему, не дает жить по Богу, но увлекает душу его к бессловесным стремлениям плоти и всего человека делает подобным неразумному животному.
Будем искупать делающую нас присными Богу правду со всяким благоговением и рассуждением, различая праведное от неправедного, предпочитая добродетель пороку и не давая места лукавому диаволу, уготовляющему погибель душе нашей. Будем всему отдавать подобающее: телу дадим пищи столько, чтобы живо было, и достаточное одеяние; душе же отдадим всю силу и все усердие, чтоб питать ее и очищать размышлением о божественных вещах, молитвою и слезами и чтением Божественных Писаний, и таким образом сделать достойною восприять божественный свет Солнца правды – Бога, Который и оправдает нас благодатию Святого Духа и единением с Собою соделает праведными, достойными насладиться неизреченными благами царства Его.
Будем искупать мужество душ наших чрез благодушное претерпение всяких искушений, по слову Господа, Который говорит: в терпении вашем стяжите души ваша ( Лк.21:19 ), мужественным помыслом противостоя греху и бия врага нашего орудиями Святого Духа. Позлопостраждем, как добрые воины Христовы, в пощениях, бдениях, долулеганиях, в плаче, во вретище и пепле, в покаянии и непрестанных к Богу взываниях, да приимем венец победы и воцаримся со Христом во веки веков.
Будем искупать целомудрие тела нашего всяким воздержанием и смирением, ибо борец, законно подвизающийся на поприще благочестия, от всего воздерживается, как говорит божественный Апостол ( 2Тим.2:5 ; 1Кор.9:25 ). Если успеем стяжать целомудрие, то избежим злого дня бессловесного похотения, которое воистину есть самый злой враг действенности Святого Духа, избежим осквернения души, причиняемого такого рода страстными движениями, избежим осуждения совести, нечистоты сердца, презрения и осуждения человеческого и самого отвержения и гнева Божия.
Такою духовною куплею премного получим мы прибыли, если разумно будем вести торг во время сие, теча стезею настоящей жизни в правде и целомудрии и мужественно перенося тяготу и зной дня. Ибо если сим образом будем куплю деять во время настоящей жизни, оставив привременное тем, для кого оно вожделенно, себе же стараясь присвоить одно нетленное и вечное, то несомненно внидем в неволненное и небурное пристанище царствия Божия, неся с собою все усокровиществованные дары Святого Духа, и не убоимся ни страшного оного гласа, отсылающего грешников в огнь вечный, ни горьких оных мук, так как будем иметь с собою многоценный бисер Духа, который обрели мы в период торгового времени настоящей жизни, продав все свои желания, мудрования, расположения и силы и купив его. – Да сподобимся и мы стяжать его во время настоящей жизни, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Коему слава и держава во веки. Аминь.
VII.Слово на день Трёх Святителей 13
О необходимости внимательно приготовляться к высокому пастырскому служению
Блюдите убо, како опасно
ходите, не якоже не мудри,
но якоже премудри: искупующе время, яко
Так писал апостол Павел в своём послании к жителям города Эфеса, желая предостеречь их от опасности, угрожающей со стороны неверующих в Господа нашего Иисуса Христа – язычников и иудеев, со стороны лжеучителей и еретиков и со стороны нравственных недостатков, замеченных апостолом у самих христиан ефесских. Приняв во внимание всё эти обстоятельства, апостол Павел называет тогдашнее время для Ефессеян опасным: блюдите убо» како опасно ходите, говорит он, и живите не якоже немудра, но якоже премудри, т. к. не будьте слишком просты и доверчивы ко всякому, не будьте рассеяны и невнимательны к своим нравственным недостаткам, но живите искупующе время, строго относитесь к всему окружающему, твёрдо держитесь благовествования Христова; по Евангелию Христову располагайте жизнь свой и воздерживайтесь от всех пороков; иначе: время опасное, жизнь лукава и обманчива, и вы, расставшись неожиданно с этой жизнью, можете впасть в вечную погибель, Это наставление апостола Павла, сказанное Ефессеянам, относится и ко всем христианам, относится оно весьма близко к нашему времени и к нам, братья. Но особенно его можно отнести к тем лицам, которые должны следить за духом времени, подмечать его вредное, заражающее влияние и предостерегать от заразы духом времени других. Кто же эти лица? Пастыри церкви. Они призваны к тому, чтобы сами, живя не яко немудры но якоже премудры, искупая, время, следили за нравственностью своих пасомых, подмечали ложные направления духа времени и предостерегали от влияния оного своих пасомых. Но если это наставление относится к пастырям церкви, то не менее того его можно отнести и к тем лицам, которые готовятся к пастырскому служению, дабы они наперёд приготовили себя к тому, чтобы быть добрыми пастырями, могли отличать дух истины от духа времени, духа лжи и заблуждения и могли искусно предостерегать своих будущих пасомых. Как видите, воспитанники сего училища, к вам слово моё. Наше время, время лукавое, блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудры, но якоже премудры: искупующе время, яко дние лукавы суть ( Еф. 5:15–16 ).
Не напрасно сей храм посвящён во имя трёх вселенских святителей – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Он посвящён во имя сих Святителей для того, чтобы вы, учась в этом училище и молясь в сем храме, имели, у себя пред глазами пример в лице сих великих пастырей церкви Христовой; воспитываясь здесь, воспитали бы в себе дух сих пастырей церкви и вышли бы отсюда в жизнь с их пастырской ревностью. Посмотрите, каковы были празднуемые Святители, как они жили с действовали, как относились к своему времени.
Празднуемые нами ныне три Святителя – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, как вы знаете из истории, своими сменами положили особенную печать на своё время, дали название своему веку – золотого века. Из детства их вы знаете, что они были детьми, украшающими свои семейства. Примерное почитание и повиновение родителям, прилежание к начальному образованию и особенно к закону Божью, усердие к молитве, проявление благочестивой жизни и доброй нравственности – вот чем отмечено детство празднуемых ныне трёх Святителей. В период школьного своего воспитания они представляли прекрасный образец для своих товарищей, любовь к науке и к труду вообще, и особенно усердием к храму Божию. Добрые христианские свойства особенно делались заметными у них в школе потому, что они учились в школах языческих. Вступив в жизнь, сделавшись пастырями церкви, празднуемые Святители составили собой славу церкви. Глубокая вера, основательное знание христианских догматов, строго благочестивая жизнь, сильное слово и дар красноречия, плодотворная пастырская деятельность, твёрдость характера и несокрушимость оного даже пред сильными мира сего – всё это имело такое значение, такое влияние на те общества, где они жили, что они перерождали самые общества, заставляли это общество чуть не боготворить их, и тогдашние христиане не знали, кому из Святителей воздать более чести. Сколько примеров для подражания для вас – воспитанники сего училища – в этой краткой характеристике жизни и деятельности празднуемых Святителей! Но их высокие качества ещё виднее будут для нас, ещё поучительнее, если мы припомним то время, когда жили эти св. отцы и как относились они к своему времени.
В самом деле, каково наше время? Наше время лучше описанного нами времени празднуемых трёх Святителей только в том отношении, что теперь нет гонения на веру и церковь Христову, что наша православная церковь есть господствующая церковь, что православие покровительствуется и защищается церковными и государственными законами. Но если мы присмотримся поближе к членам церкви православной и к лицам, называющим себя православными христианами и считающими себя принадлежащими к православной церкви: то увидим, что и в настоящее время немало ересей и еретиков, расколов и раскольников, немало, наконец, называющих себя христианами, но недостойных самого имени христианина. Что же касается до растлевающего и заражающего духа времени, обнимающего собой почти все слои общества; что касается до противорелигиозного направления, проникающего всюду и влияющего почти на всех: то в этом отношении наше время далеко хуже времени празднуемых Святителей. Растлевающий дух времени, ложное направление проникли нынче всюду в общество, в школы и семейства. Вследствие такого духа времени холодность к религии и церкви – очевидная, а вместе с холодностью, забвение даже самых первых и необходимых христианских обязанностей, стало явлением чуть не обыкновенным. Вследствие такого духа времени, вследствие такой холодности к религии и церкви, неразрывно идёт упадок нравственности. Но этого мало, вследствие ложного направления много ныне найдётся таких людей, которые с убеждением сами поступают против религии, требований церкви и нравственности и на других влияют своим примером, словом и делом. Не перечисляя примеров растлевающего духа времени, хотелось бы, не скрывая своих собственных недугов, спросить о себе: чужды ли мы с вами, питомцы сего училища, этого гнилого духа времени? Пусть каждый из вас проверит свой совесть и даст ответ самому себе. Но только блюдите, како опасно ходите, не яко немудри, но якоже премудри: искупующе время, яко дние лукави суть.
Но что же делать для того, чтобы уврачевать недуг времени? Не место здесь всесторонне рассматривать причины сего недуга в изобретать средства против него. А припомним одно: кому сказал Спаситель – вы соль земли, вы. свет миру? Кого сравнил Он с свечой, которую не ставят под спудом, а на свечнице, да светит всем? Это сказал Спаситель верховым пастырям церкви – Апостолам, а в лице их с их преемникам – всем пастырям церкви. Высоко же значение пастырей церкви, высоко их назначение! Они соль земли для уничтожения гнилого духа времени, они свет миру для просвещения людей истиной Христовой. Значит на пастырях церкви лежит обязанность врачевать вредный дух времени. Понятно, каковы должны быть пастыри церкви! Если так высоко назначение пастырей церкви, то также высоко назначение и ваше, воспитанники сего училища; ибо вы приготовляетесь к тому, чтобы быть пастырями церкви, учителями веры и благочестия. Блюдите же како опасно ходите, не якоже премудры, но якоже премудри: искупующе время, яко дние лукавы суть. Не увлекайтесь духом времени, но приготовляйтесь внимательно к высокому своему призванию, чтобы, когда судит вам Бог быть пастырями церкви и учителями веры, вы были бы действительно солю земли и светильниками веры, ярко светящими пред своими пасомыми. А для этого и для того, чтобы вредный дух времени не поглотил вас, необходимо, кроме приобретения основательного звания предметов веры и нравственности, воспитать в себе любовь к своему высокому призванию, любовь к православной церкви, заручиться правилами нравственной и благочестивой жизни и воспитать в себе пастырскую ревность. Празднуемые ныне Святители – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст да будут вам во всем этом примером. Аминь.
Произнесено в 1876 г. в Трёхсвятительской Семинарской церкви 30 января.
«Смотрите, како опасно ходите…» (Еф. 5: 15)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В настоящее время наши городские и иные сайты в Интернете с легкой руки главного «дирижера» всей этой лукавой возни всячески муссируют тему о «катехизации», порой преднамеренно искажая смысл самого вопроса. Православная наша Святая Церковь изначально руководствовалась Духом Святым, избегая влияния на Нее извне. О чисто-светском мире Сам Господь сказал: «Я не от мира сего» (Ин. 18, 36). Наша Святая Церковь никогда не являлась, и не является ныне неким придатком светской жизни, или наоборот. Она является Институтом независимым и непоколебимым, по слову Ее Создателя: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Созданный Богом и данный нам для вечного спасения, этот институт веры нашей управляется Святейшим Патриархом — Предстоятелем Святой Церкви — и Священным Синодом, то есть Собором епископов, облеченных Духом Святым при их рукоположении, которое является продолжением Сошествия Духа Святаго на святых Апостолов в день Святой Пятидесятницы (Деян. 2, 1-8). Они поставлены Богом, чтобы соблюдать по слову Господа все, что Он повелел (Мф. 28, 20).
Вопрос о Святом Крещении и катехизации при Святом Крещении был одним из важнейших на пороге развития церковной жизни, то есть, от основания Ее и до наших дней. Еще в I веке это происходило при участии Святых Апостолов и священников, поставленных ими Благодатию Святаго Духа. Последние получили право преподать новокрещаемым того же Духа Святаго через Святое Крещение, а также другие Святые Таинства, Духом Святым, епископами и священниками, на то поставленными, совершаемые. Перед Святым Крещением совершалось и ныне совершается — оглашение (катехизация), раскрываются смысл и понимание новокрещаемыми необходимости Святого Крещения для Вечного Спасения и жизни в Духе Святом, подаваемым при Святом Крещении. По существу, вся наша жизнь на земле и по Святом Крещении являет собой оглашение о вере через храм Божий, доступный в любом возрасте и в любой ситуации. Главное, чтобы человек взрослый или восприемники младенца понимали, как важно ориентировать себя на жизнь, достойную христианина, жизнь, немыслимую без Святой Церкви и данных нам Самим Господом в ней установлений. Всем нам очень важно помнить о том, как важны для каждого из нас слова Спасителя, сказанные Святым Апостолам о Святом Крещении: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа… если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Мф. 28, 20; Ин. 3,3). Последнее относится к любому возрасту. Поэтому относительно Святого Крещения или Святого Причастия, к примеру, востребованного больным, находящимся при смерти, — священник не имеет права в этом отказать, даже и в ночное время. Относительно крещения младенцев, в Новозаветной Святой Церкви Православной (как и в Церкви Ветхозаветной относительно обрезания), младенца положено крестить на восьмой день или позже. Но за ради, цитирую, «ежели младенец немощен и не принимает грудь матери, но к смерти зрит, не подобает ожидать шестого или восьмого дня, но крестить — немедля». Святое Крещение есть приобщение души для Царства Небесного, и мы не имеем права препятствовать детям приходить ко Христу для наследования ими Его Царства в вечности. Сам Господь сказал своим ученикам, когда они пытались удержать детей, не позволяя им подойти к Нему: «…пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19, 14). После этого Господь «возложил на них руки», тем свидетельствуя о необходимости Крещения их Духом Святым, что и везде совершается в Православной Церкви, в полном соответствии с апостольскими на то указаниями, Духом Святым руководствуемыми.
В практике Святой Церкви никогда не стоял вопрос «крестить или не крестить» в зависимости от уровня познания Истины, которая дается катехизатором. По существу-то каждый священник обязан быть катехизатором, что и имеет место на каждом приходе. Немыслимо, если люди священнику малознакомы, не выяснить, как они веруют, ходят ли в храм, элементарно объяснить им, в чем суть веры, если это необходимо, но Святое Таинство — совершить, и немедля, ибо видно, что это краткое оглашение нашло в крещаемых или восприемниках понимание важности предстоящего события. Само желание родителей младенца или взрослых, с их согласия, крестить дитя, разве не есть уже проявление их веры? И кто смеет из людей, «из них же ни един не свободен от греха», глубину веры крещаемых или восприемников измерить до конца, кроме Бога? Никто.
В наше постатеистическое время перед священником часто стоят граждане, десятилетиями напичканные атеистической пропагандой, и надо бы только радоваться, что где-то там, в фибрах их русской души, в поисках спасительного для себя выбора пути в жизни, горит еще огонек веры их древних предков. И приятно, что это желание креститься и бывших коммунистов, и заблудившихся в сектах, или даже по гордыне диавольской «воюющих» все еще с Богом, — имеет место и они тем — идут к Богу! Конечно же, их согласие на получение Дара Духа Святаго, который дает им Господь, и молитва всецерковная за них со временем обновят их для жизни духовной, ибо всем без исключения желает Господь в разум Истины прийти и Царство Небесное — наследовать. Краткое же оглашение перед Святым Таинством Крещения всегда непременно будет началом процесса дальнейшей катехизации, и да поможет им Сам Господь!
Особо ярким примером для нас является первое краткое оглашение в истине Православной веры Святого Апостола Петра в день сошествия Святаго Духа на Апостолов. Когда проповедь была завершена, крестилось «в тот день около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2, 37-43). Как видим, все они крестились, а потом продолжилось последующее, по существу оглашение, или полноправное пребывание в Таинствах изначально Православной Церкви. Св. Крещение воистину есть врата св. Церкви и врата Рая, Святой Церковью нам открываемые. Обратим здесь внимание и на то, что Господь никогда не ставил перед исцеляемыми Им иудеями и даже язычниками каких-либо «предварительных» условий, кроме одного — веры в Господа.
С устроением Святой Церкви на земле были и проблемы, связанные, например, с языческими, настолько глубоко укоренившимися диавольскими заблуждениями, что крестить пришедших из таковых без предварительного объяснения сути христианства и отречения от ложных богов, — было бы просто нелогично. По этому поводу здесь также уместно было бы привести слова Святого Апостола Павла в Послании к евреям: «Для вас нужно молоко, а не твердая пища… Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5, 12-14). В решение этой проблемы, готовившиеся из язычников, и не только из них, проходили какое-то время «оглашение», проводимое священнослужителями и их помощниками для приуготовления их к Таинству Святого Крещения. В настоящее же время, кто приходит к нам креститься? Те, коих генетический фонд, продолжившийся со времен всего тысячелетия христианства на Руси, подвигает к этому, ибо это не язычники, а наши собратья, вышедшие из недр нашей общероссийской православной жизни. Как мы можем отказать в общецерковной нашей молитве за них, сподобившихся принять Святое Крещение, сознательно принявших все то, что определяет духовную жизнь их благочестивых предков? Никак не можем отказать им в этом, как и в самом Святом Крещении, дающем нам право за них молиться. Где здесь ответ на вопрос, достойна ли или недостойна русская душа Святого Крещения, как только не в Самом Духе Святом, который и маловерующего «наставит на всякую истину» (Ин. 16, 13). То, что каждый крещеный обязан посещать храм, новокрещеному надо пояснить, но гонять его, еще не крестившегося, в храм и обратно из храма во время ектении об оглашенных, имевшей место тогда еще, при оглашении язычников (что было чисто-педагогической необходимостью) — не стоит. Это будет в наши дни не столько привлечением к Святому Крещению, сколько окончательным изгнанием из храма в какую-либо секту, где таким, по их мнению, «манипуляциям», не подвергают.
Ныне последнее, естественно, не практикуется, а ектения об оглашенных в Божественной Литургии — осталась? Потому, что эта ектения всем нам, уже крещеным, напоминает о тех древних временах, когда грех идолопоклонства и заблуждений довлел над людьми настолько, что готовившиеся к Святому Крещению недостойны были своего в храме присутствия в это время. Благочестивый человек и нынешний, молясь за ектенией об оглашенных, еще глубже вздохнет о грехах своих с мыслью: буди милостив ко мне, Господи, прегрешившему, — может быть еще и более, чем жившие еще в те языческие времена. Во время Святой Евхаристии Дух Святый сходит на Святые Дары, и только просвещённые Духом Святым, то есть получившие его при Святом Крещении, могут это почувствовать, понять это великое действие Божие, к которому мы готовимся и за Всенощной, и во время Святой Проскомидии, и во время ектении оглашенных. Поэтому всякому причащающемуся в особенности необходимо молиться на всех предварительных богослужениях и обязательной Исповеди, предшествующих Святой Евхаристии, дабы «не в суд себе» принять Святые Таины Христовы.
По аналогии с вопросами по катехизации, когда некоторые священники вводят фактически запреты и ограничения по принятию Святого Крещения, вплоть до случаев смерти не дождавшихся завершения периода катехизации, там же всем верующим, стоящим в храме, предложено целоваться перед Евхаристическим каноном. Конечно, мирянам свидетельствовать любовь к ближним целованием с ними при встрече можно и до богослужения, и после, дома или даже на улице, о чем говорится в св. Евангелии. Так, у св. Ап. Павла сказано: «Приветствуйте друг друга лобзанием святым» (2 Кор. 13, 12), а также и в иных посланиях (1 Пет. 5, 14; 1 Фес.5, 26). Но не следует это путать с лобызанием священников, облеченных Благодатию священства, у Святого Престола Божия во время пения Символа Веры. Облеченные Духом Святым, они во время целования в ланиту свидетельствуют перед Богом радость и свое святое единодушие в благодарности Богу за ниспосланное им Благословение быть участниками схождения Святаго Духа на Святые Дары в предстоящий момент Святой Евхаристии. Целование, каковое имеет место между священниками у Святого Престола при произнесении особых слов, несравнимо с целованием мирского толка, и поэтому последнее в этот момент — просто неуместно. Некоторые же, за ради особой «оригинальности» богослужения в их храмах, ссылаясь на древние ошибки, пытаются их возродить у себя, но не в силу духовной озабоченности, а просто от скудности ума или от протестантского настроения. Объясню, почему. Утеряв Благодатную силу священнодействий в инославии и заменив ее показной оригинальностью, таковые «пастыри» вводят у себя не только общие «целования» в собраниях своих, но и «освящения», к примеру, любимых собачек и кошечек, и даже… однополых браков, что, как известно, предвещало гибель Содома и Гоморры (Быт. 19, 24, 25).
Не менее и тот иерей прегрешает, который язык богослужебный славянских наших братьев святых равноапостольных Кирилла и Мефодия заменяет в храмах на наш современный, на котором ежечасно и суетимся, и ругаемся. Объясняется это тем, что якобы язык славянский многим непонятен. Но, уверяю Вас, кто внимателен к своему спасению и духовному вдохновению за богослужением, нам передаваемым тем же духом молитвы, каковым веками молились по-славянски российские люди, — тому этот язык святой дорог, доходчив и понятен. Переведите «Отче наш» на русский, современный наш язык, и нецелесообразность эта сразу будет понятна. Не составит особого труда любому, даже только еще переступившему порог Святой Церкви, уяснить себе лишь некоторые малопонятные слова, как он привыкнет читать по-славянски, и в молитве преуспевать — будет. Конечно, некоторые архаизмы можно аккуратно заменить, но заниматься этим должна богословская комиссия по решению Священного Синода.
Тема изучения славянского языка в богослужебных текстах паремий праздничных, евангельских и апостольских чтений, стихир и изъяснение их еще до наступления дней св. праздника — вот тот востребованный нашими верующими материал для катехизаторского дела в любом приходе, наряду с изъяснением и Символа, и всех вопросов нашей веры.
В наше время, когда многие священники успели побывать за границей и посетить, соответственно, там православные храмы, по простоте своей, видя там некоторые отступления от нашего богослужебного устава, в восторге у себя на приходе вводят нечто «новенькое», к примеру, чтение Святого Евангелия за Божественной Литургией не на Святом Престоле, как это положено по Уставу Святой Церкви, а в Царских вратах, или на солее лицом к народу, спиной же — к св. Алтарю. Вероятно, эти священники побывали и у всякого рода иноверцев, где не только евангелие читают лицом к народу, но и все «богослужение» совершают на обыкновенном столе — лицом к народу. Собственно говоря, последние так далеко ушли из Православных обычаев, начиная с упомянутых к примеру чтений и порядка богослужений, что даже и иконостас в свои времена был ими аннулирован, а со временем и сами храмы стали использоваться для концертных программ любого жанра. Естественно, зачем тогда такому храму св. Престол, Святое Святых — Алтарь, и даже иконы? Их там уже нет, ибо «дом»-то — пуст. Думаю, первый великий отступник от православной чистоты и низверженный в своё время ересиарх Арий мог бы этому только диавольски радоваться! Повторюсь, начиная с ничтожно незначительного нарушения, казалось бы, можно дойти не только до нарушений Православного Устава, но и до значительного искажения всех догматов Святой Христовой Церкви, что уже и завершило отпадение от чистого Православия ввергших себя в тенеты прагматизма и мистицизма.
Несколько слов о чтении Святого Евангелия в храме. Каждый священник должен понимать, что Святой Престол — это Святая Святых храма, особо благодатное место, как и слова Святого Евангелия, также благодатные и более важные для души, чем для слуха тех, кто это понимает. Можно ясно не расслышать, например, всех слов евангельского текста, читаемого в храме, но все равно душу обогатить от Благодати Святого Престола, на котором оно читается (тем более, что евангельские тексты мы почти все про себя в душе имеем) — дело важное. Почему св. Евангелие благословлено во время архиерейской или иерейской службы с диаконом читать в первом случае — на кафедре, а во втором — на солее? Ответ очень прост. Когда служит архиерей, он благословляет читать св. Евангелие на своей архиерейской Кафедре, отдавая тем особую честь Господу и Его Св. Евангелию. Когда служит священник с диаконом, то диакон, по благословению священника, читает св. Евангелие на солее. Евангелие всегда читается лицом к св. Престолу, как и священник, совершающий богослужение один, без диакона, непосредственно на Св. Престоле. Согласно Уставу, диаконы не имеют права читать св. Евангелие на св. Престоле, что непозволительно по их сану.
Если и далее пояснять странные дела по известному благочинию, то дело коснется еще более яркого момента, когда самовольно допускается совершение богослужения с отверстыми Царскими Вратами всю Божественную Литургию, невзирая на то, что это великая награда Святой Церкви, и разрешена она не всем. Такой чести удостаиваются только те заслуженные протоиереи, которые безукоризненно несут свое многолетнее послушание Святой Церкви, а выделять этой наградой таковых — дело высшей Церковной Власти. Иерей, допускающий это самовольно по своей гордыне, дерзко приписывая сам себе «особые» заслуги, каковых в действительности не имеет, — воистину прегрешает перед Богом, собирая на главу свою «горящие угли»: Бог ему Судия. Такого характера непослушание Святой Церкви ведет и к более тяжким недопустимым явлениям, заимствованным от неправославного исповедания: св. Агнец — Тело Христово — раздирать руками на части, вместо использования св. Копия, на ектении взывать о помощи «в бизнесе, в торговле, в покупке чегонибудь», и тому подобные вещи, отнюдь не призывающие верующих за богослужением отложить всякое мирское попечение.
Мне пишут из Енисейского благочиния. «В одном из храмов благочиния приехавшим из Енисейска священником было нам предписано причащаться «поновому», без Исповеди, и 30 человек приняли Святое Причастие… Мы совершили смертный грех — дерзнули преступить к Святому Причастию без должного приготовления и исповеди, тем нас, 30 человек, отлучили от Церкви… Нам покоя нет ни днем, ни ночью…» Вот о чем плакать надо бы горькими слезами. Люди, глубоко православные, слава Богу, понимают глубину беды. Причастивший же их — навряд ли понимает, как велик грех. Посему грех сей на прямого лже-учителя и ляжет, а не на причастившихся, но глубоко впоследствии раскаявшихся. Другой христианин жалуется: «Когда я приехал в Енисейск для Святого Причастия, священник мне отказал в Святом Причастии из-за того, что я не имею бороды. И мне непонятно, разве благодать заключается в бороде?» Что ответить? Для батюшки — да, наверное, а вы, проделав такой длинный путь из глубинки к этому батюшке, — навряд ли уже приедете к нему, чтобы причаститься. Ради Бога, простите таковаго, явно в своих «новшествах» заблудившегося, тут и сам храм-то — трещину даст. Уклоняющиеся от Устава святой Церкви Православной изначально впадают и в более страшные вещи, конечный итог чего — стремительный развал жизни в целом. Имея в виду Святое Православие, Достоевский сказал фразу — «Красота спасет мир». Я очень хорошо понимаю, почему он сказал именно так, имея в виду другое. Потому что он жил среди тех, кто подготавливал губительную революцию, и истинное содержание этих слов из той интеллигенции просто никто бы не понял. Он же хотел сказать: «Православие спасет мир», и ничто иное. Те, кто у нас не понимают этого, обычно хвалят всякие другие веры, будучи даже в священном сане православного пастыря. У одних, мол, больше порядка, банки, у других — надо учиться детей воспитывать, у иеговистов — уж не знаю, чем еще и восхищаться. Я бы посоветовал таковым вникнуть в нашу российскую историю и понять непобедимый дух нашего благословленного Богом народа. Домостроительство Царства Божия в нас есть очищение души человеческой в Таинствах св. Христовой Церкви. В Евангелии св. Церковь сравнивается с домом, построенным на прочном камне, по слову: «Камень же — Христос» (1Кор. 10, 4; Мф. 21, 42; Мр. 12,10). Этот дом — непоколебим, и даже самые страшные противостояния и бури никогда не смогут разрушить его: «…и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф. 7, 24). Дом же иной, построенный на лукавстве века сего, а не на истинном богопознании — не устоит, как дом, по словам Спасителя, построенный на песке: «…и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7, 27). Замечательны слова на тему выбора для себя того или иного «дома на песке», ибо в наш век их множество. Господь же изначально дал нам один. И не случайны Его слова: «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7, 15, 18). «Отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 23). В последнем слове ведь не только имеются в виду живущие во тьме греховности, но и избравшие себе добровольно «дом», эту греховность узаконивающий. Еще в Ветхом Завете было еврейское слово «авен», «означающее, собственно, ничтожность, суету, а затем ложь, обман», как пишут о том свв. отцы, добавляя при этом и греческое «аномиа» уже в новозаветном понимании того же слова «беззаконие». «Это люди, призывая имя Христа, совершая чудеса Его именем, пророчествуя и изгоняя бесов, совершали преступления против нравственного закона», и, соответственно, против Бога. «Весь мир во зле лежит» (1Ин. 5, 19). Соблазнов в нем неисчислимое количество, но если будем пребывать в нашем Доме Отчем — в святом православии, нам Богом данном для вечного спасения, то его и наследуем. В наше время постперестроечная государственная система по отношению к духовной жизни стала иной. Построено много новых храмов, открылись монастыри, повсюду есть возможность безбоязненно принять русскому человеку свое родное истинное Святое Крещение и всесторонне участвовать в жизни Святой Церкви, внимая также деяниям новосозданного Президиума Межсоборного присутствия для подготовки обсуждения различных тем на Архиерейских Соборах. При этом все постановления Архиерейских Соборов совершаются при усердной молитве Святейшего Патриарха и Епископов Святой Церкви перед заседаниями и выражением: «Изволися нам и Духа Святому» — после заседаний. Поэтому, естественно, постановления, не констатированные Собором, недействительны, и в практике Церковной жизни — не приемлемы.
В заключение хочу привести несколько слов одного современного архимандрита: «Мы должны всегда внимать своим поступкам, мыслям, мотивам своих действий, чтобы проверять, действительно ли мы живем по Евангелию, действительно ли оно является для нас жизненным руководством или же мы, сами того не замечая, следуем человеческим, там называемым здравым, а на самом деле безумным представлениям о добре и счастье. Нам необходимо стремиться к духовному блаженству, которое нам преподал Господь Иисус Христос, и стремиться жить так, как нам объяснили святые отцы и, самое главное, показали примером своей жизни. Тогда мы будем чадами, достойными своих духовных предков — русских святых». Аминь, и Богу нашему слава во веки веков!
Опубликовано в издании «Православное слово Сибири» июнь-июль 2010 г.