апостол павел история жизни
Апостол Павел
Святой Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском городе Тарсе (в Малой Азии), который тогда славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. Как уроженец этого города, происходивший от иудеев, вышедший из рабства у римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе Павел получил свое первое воспитание и, вероятно, там же познакомился с языческой культурой, ибо в его речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с языческими писателями.
Последующее образование он получил в Иерусалиме, в славившейся тогда раввинской академии у знаменитого учителя Гамалиила, который считался знатоком Закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев, был человеком свободомыслящим и любителем греческой мудрости. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогло ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом.
Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина (религиоз-ного наставника), а потому сразу же после окончания своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителей веры Христовой. Может быть по назначению синедриона он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске.
Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» — Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.
Вскоре после возвращения из Иерусалима — по повелению Духа Святого — Савл вместе с Варнавой отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 год. Апостолы прошли весь остров Кипр, и с этого времени Савл, который обратил к вере проконсула Сергия Павла, именуется уже Павлом. За это время миссионерского путешествия Павла и Варнавы были основаны христианские общины в малоазийскнх городах: Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии. В 51 году святой Павел принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме, где горячо восставал против необходимости для язычников, ставших христианами, соблюдать обряды Моисеева закона.
Вернувшись в Антиохию, апостол Павел в сопровождении Силы предпринял второе апостольское путешествие. Сначала он посетил ранее основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию, где основал общины в Филиппах, Солуни и Верии. В Листре святой Павел приобрел любимого ученика своего Тимофея, а от Троады продолжал путешествие с присоединившимся к ним Евангелистом Лукой. Из Македонии святой Павел перешел в Грецию, где проповедовал в Афинах и Коринфе, задержавшись в последнем на полтора года. Отсюда он послал два послания к Солунянам. Второе путешествие длилось с 51 по 54 год. Потом святой Павел отправился в Иерусалим, посетив по пути Ефес и Кесарию, а из Иерусалима прибыл в Антиохию.
После недолгого пребывания в Антиохии апостол Павел предпринял третье апостольское путешествие (56-58 гг.), посетив сначала, по обычаю своему, ранее основанные малоазийские церкви, а затем остановился в Ефесе, где в течение двух лет занимался ежедневно проповедью в училище Тиранна. Отсюда он написал свое послание к Галатам (по поводу усиления там партии иудействующих) и первое послание к Коринфянам (по поводу возникших там беспорядков и в ответ на письмо Коринфян к нему). Народное восстание, поднятое серебряных дел мастером Димитрием против Павла, заставило апостола оставить Ефес, и он отправился в Македонию, а затем в Иерусалим.
В Иерусалиме из-за возникшего против него народного мятежа апостол Павел был взят под стражу римскими властями и оказался в заточении, сначала при проконсуле Феликсе, а потом при сменившем его проконсуле Фесте. Это случилось в 59 году, а два года спустя апостол Павел, как римский гражданин, по его желанию был отправлен в Рим на суд кесаря. Потерпев кораблекрушение у о. Мальты, апостол только летом 62 года достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал. Из Рима апостол Павел написал свои послания к Филиппийцам (с благодар-ностью за присланное ему с Епафродитом денежное пособие), к Колоссянам, к Ефесянам и к Филимону, жителю Колосс (по поводу бежавшего от него раба Онисима). Все эти три послания были написаны в 63 году и отправлены с Тихиком. Из Рима же вскоре написано и послание к палестинским евреям.
Дальнейшая судьба апостола Павла в точности не известна. Некоторые считают, что он оставался в Риме и по повелению Нерона был предан мученической смерти в 64 году. Но есть основания предполагать, что после двухлетнего заключения и защиты своего дела перед сенатом и императором апостол Павел был освобожден и снова путешествовал на Восток. Указания на это можно найти в его «пастырских посланиях» — к Тимофею и Титу. Пробыв долгое время на острове Крит, он оставил там своего ученика Тита для рукоположения пресвитеров по всем городам, что свидетельствует о рукоположении им Тита в епископы Критской церкви. Позже в своем послании к Титу апостол Павел наставляет его, как проходить обязанности епископа. Из этого же послания видно, что он предполагал провести ту зиму в Никополе, близ родного Тарса.
Весной 65 года он посетил остальные малоазийские церкви и в Милете оставил больного Трофима, из-за которого произошло возмущение против апостола в Иерусалиме, повлекшее за собой его первое заключение. Проходил ли апостол Павел через Ефес, неизвестно, так как он говорил, что пресвитеры ефесские уже не увидят его лица, но он по-видимому, в это время рукоположил Тимофея во епископа для Ефеса. Далее апостол прошел через Троаду и достиг Македонии. Там он услышал об усилении лжеучений в Ефесе и написал свое первое послание к Тимофею. Пробыв некоторое время в Коринфе и встретившись на пути с апостолом Петром, Павел вместе с ним продолжал путь через Далматию и Италию, дошел до Рима, где оставил апостола Петра, а сам уже в 66 году отправился далее на запад, дойдя, вероятно до Испании.
После возвращения в Рим он был снова заключен в темницу, в которой и находился до смерти. Есть предание, что после возвращения в Рим он проповедовал даже при дворе императора Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был предан суду, и хотя милостью Божией избавлен был, по собственному выражению, от львиных челюстей, то есть от съедения зверями в цирке, однако был заключен в темницу.
После девятимесячного заключения он был усечен мечом, как римский гражданин, недалеко от Рима в 67 году после Р. X., в 12 год царствования Нерона.
При общем взгляде на жизнь апостола Павла видно, что она резко делится на две половины. До своего обращения ко Христу святой Павел, тогда Савл, был строгим фарисеем, исполнителем закона Моисеева и отеческих преданий, думавшим оправдаться делами закона и ревностью к вере отцов, доходившей до фанатизма. После своего об-ращения он стал апостолом Христовым, всецело преданным делу евангельского благовестия, счастливым в своем призвании, но сознающим свое собственное бессилие при исполнении этого высокого служения и приписывающим все свои дела и заслуги благодати Божией. Вся жизнь апостола до обращения, по глубокому убеждению его, была заблуждением, грехом и вела его к осуждению. Только благодать Божия извлекла его из этого губительного заблуждения. С этого времени апостол Павел старается лишь быть достойным этой благодати Божией и не уклоняться от своего призвания. Он сознает, что нет и не может быть речи о каких бы то ни было заслугах перед Богом: все — дело Его милости.
Апостол Павел написал 14 посланий, представляющих собой систематизацию христианского учения. Эти послания, благодаря его широкому образованию и проницательности, отличаются большой самобытностью.
Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и первоверховным апостолом. Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день.
Апостол Павел — враг Христа, ставший преданным другом
Приблизительное время чтения: 12 мин.
Иногда бывает так, что люди с большим уважением относятся к Иисусу Христу, но считают, что Его учение якобы было искажено учениками. При этом обычно называется одно имя: апостол Павел. Ведь это он стоял у истоков христианского богословия, был основателем большого количества общин и во многом определил нынешний облик христианства. Кем же он был, апостол Павел, и что он на самом деле сделал?
Фарисей, сын фарисея
Говорят, семь древнегреческих полисов оспаривали друг у друга право называться родиной великого Гомера. Что касается Павла, то свои права на него могли заявить три очень разных города: Тарс, Иерусалим и Рим. Тарс, где родился Павел, был столицей Киликии (нынешней юго-восточной Турции), эллинистическим городом со своей иудейской диаспорой. Отец будущего апостола принадлежал к колену Вениамина, и, наверное, потому назвал своего сына Савлом, или Саулом — в честь первого царя Израиля, происходившего как раз из этого колена.
А еще, как ни удивительно, отец Павла имел римское гражданство, перешедшее и к его сыну, — в те времена этой высокой привилегии римляне удостаивали лишь наиболее верных им представителей провинциальной верхушки. Все остальные жители провинции были просто подданными Рима, но гражданин приравнивался к самим римлянам, он подчинялся только римскому суду и римским законам. Это гражданство еще не раз пригодится апостолу во время его странствий.
Кстати, имя Павел — тоже римского происхождения, на латыни paulus означает «малый». Видимо, это второе имя было дано ему изначально как римскому гражданину, но в первый период жизни ему просто незачем было его использовать. И только когда он станет апостолом и будет путешествовать по многочисленным городам Римской империи, его будут называть так, и гонитель христиан Савл превратится в апостола Павла.
Помимо всего прочего, юный Савл, как и его отец, был фарисеем.
Сегодня мы употребляем это слово в основном в значении «притворщик, святоша», но тогда так называлось одно из направлений в иудаизме (позднее именно оно легло в основу раввинистического иудаизма, каким он сохранялся все средние века и дожил до наших дней). Фарисеи были ревностными исполнителями и Моисеева Закона, и многочисленных преданий, возникших уже в последующие века. Их основной целью было хранение чистоты перед Богом, и среди них встречались далеко не только притворщики, хотя и таких хватало. Но многие фарисеи искренне старались соблюдать все многочисленные правила своей религии, надеясь, что так они удостоятся блаженства после смерти, когда Господь воскресит праведников для Своего вечного Царства. Простой народ мог недолюбливать фарисеев, но обычно относился к ним с большим почтением.
| Читайте также: Мытари, саддукеи и фарисеи — кто эти люди?
Разумеется, чтобы разбираться в тонкостях Закона и всех его толкований, требовалось солидное образование. Именно для этого рожденный в Тарсе мальчик был отправлен в Иерусалим, где он и вырос. Его учителем стал Гамалиил, самый авторитетный богослов того времени. Когда по Иерусалиму пошли слухи о том, что некий Иисус воскрес после казни и всё больше людей стало называть себя Его учениками, фарисеи потребовали немедленных репрессий, но Гамалиил рассудительно умерял их пыл: Если это дело — от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его (Деян 5:38-39).
А его молодой ученик, как это часто бывает, не испытывал никаких сомнений. Он-то точно знал, что от Бога, а что нет! Позднее сам он напишет об этом так:
Вы слышали… что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий (Гал 1:13-14).
Сначала он был в тени, на вторых ролях — к примеру, люди, побивавшие камнями первого мученика Стефана, оставили его сторожить их верхнюю одежду. Но довольно скоро он выступил в самостоятельный поход.
По дороге в Дамаск
Молодой ревнитель отправился в Дамаск — там тоже была еврейская община, там тоже проповедовали ученики Иисуса. Заручившись письмом от первосвященника, Савл отправился в путь, чтобы расправиться с последователями нового учения. Но по дороге… Когда же он приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь (Деян 9:3-5).
Почему Иисус явился именно Савлу, а не кому-то еще из гонителей?
Мы не знаем наверняка. Но можно предположить, что Савл честно и самозабвенно стремился послужить Богу так, как он понимал это служение. Он гнал христиан не из-за личных обид или выгод, а потому, что считал их учение противным Истине, — и тогда Истина сама открылась ему. Вот Понтий Пилат, например, симпатизировал Иисусу, но отправил Его на крест, руководствуясь политическим расчетом, и говорить уже больше было не о чем.
Все изменилось в этот день для пылкого юноши. Сначала он, ослепший от удивительного видения, отправился в Дамаск, но уже совсем с другой целью — нашел там одного из христиан, Ананию, который исцелил его наложением рук. Теперь Павел уже сам проповедовал в синагогах Дамаска, что Иисус есть подлинно Сын Божий — именно за эти слова он некогда гнал христиан, именно за эти слова его потом обвинят в «изобретении христианства». Но из этой истории становится понятно, что такая проповедь давно уже звучала и в Дамаске, и в других местах, где были христиане, а Павел прославился потому, что пронес ее по множеству городов и очень подробно изложил в посланиях.
Даже до края земли
В сороковые годы I в. от Р. Х. размеренной жизни Павла приходит конец. Книга Деяний так описывает начало его миссионерских путешествий: когда христиане Антиохии (крупнейший город как раз между Иерусалимом и Тарсом) молились вместе, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян 13:2-3). Опять-таки, не Павел создает христианскую общину и передает ей какое-то вероучение — она сама посылает его нести свое вероучение в другие города и страны и делает это не по его желанию, а по велению Святого Духа (конечно, мы точно не знаем, как именно Его воля открылась этим людям).
Так началось первое миссионерское путешествие апостола Павла (всего же их было четыре). Наверное, сегодня мы бы не отказались совершить круиз по Средиземноморью, где путешествовал Павел, — посетить остров Кипр, проехать по горным дорогам нынешней Турции, побывать в Афинах. Но в те времена дороги были куда опаснее, а транспорт — куда ненадежнее, и впоследствии Павлу пришлось описать это так: много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (1 Кор 11:25-27).
Впрочем, Павел странствовал не один — с ним постоянно были спутники. Лучше всего мы знаем о враче по имени Лука — он написал о своих странствиях с Павлом целую книгу Деяний, включив туда и рассказ о других апостолах. Подобно Луке, и сам Павел владел ремеслом (изготовлением палаток), и поэтому всегда мог сам заработать себе на жизнь. В дальнейшем он так и поступал в своих странствиях: не желая становиться обузой для местных общин, он всегда обеспечивал себя сам.
Как выглядели миссионерские поездки апостола? Павел со своими друзьями оставался в одном городе от нескольких дней до нескольких месяцев, по обстоятельствам. Прежде всего он шел к соплеменникам-иудеям в синагогу, ведь и Христос отправлял Своих учеников прежде всего к погибшим овцам дома Израилева (Мф 10:6). Некоторые действительно принимали его проповедь, но чаще случалось совсем иначе — вожди иудеев активно отвергали ее. Попробуем поставить себя на их место… Они живут среди язычников, главное, что выделяет их общину, — это неукоснительное следование Закону, данному Моисею на горе Синай, и разным обычаям предков. Стоит утратить их, думают они, и будет потеряно всё. И тут приходит какой-то бродячий проповедник и начинает рассказывать про некоего Иисуса, распятого и воскресшего у стен Иерусалима (невероятно!), и что теперь не так уже важен Закон, как принесенная Им жертва за наши грехи! Невозможно было такое терпеть. Хорошо еще, если Павла просто выгоняли из синагоги, а ведь иногда его приговаривали к бичеванию (пять раз присуждали по 39 ударов, это максимальное число, вспоминал потом апостол), пытались даже забить камнями — но бросили бесчувственное тело, решив, что он умер.
А Павел всё не отступался. И получилось так, что он нашел себе более внимательную аудиторию — это были люди разных национальностей, относившиеся с интересом к иудаизму с его верой в Единого Бога и проповедью твердых нравственных норм. Они, тем не менее, не спешили совершать обрезание и принимать на себя все обязательства иудейской религии, и уж совершенно никак не чувствовали себя связанными всеми обычаями иудеев. Поэтому им легче было принять весть о том, что спасение приходит через веру в Распятого и Воскресшего, а не через соблюдение этих обычаев. Церковь переставала быть общиной одних только евреев — в нее вливались бывшие язычники, которые скоро составили в ней большинство.
Но и с язычниками было не все так просто. В городке Листре к Павлу и его спутнику отнеслись как раз исключительно хорошо — их приняли за… богов и готовились принести им жертвы! Апостолам еле удалось отговорить от этого наивных горожан. А в крупном городе Эфесе, наоборот, почитатели богини Артемиды заподозрили, что эти странные христиане лишат их «доходов от туризма», — ведь храм Артемиды Эфесской славился как одно из чудес света, на него приезжали посмотреть паломники из всех окрестных стран. Как ни странно, в таких сложных ситуациях Павла не раз выручало то самое римское гражданство: римские власти и войска были просто обязаны защищать своего гражданина, они не могли отдать его на растерзание толпе иноплеменников.
Путешествие в оковах
Последнее путешествие Павла имело конечной целью Рим, столицу величайшей империи. Павел давно хотел туда наведаться, но все не было случая, и вот однажды… Он как раз находился в Иерусалиме, куда периодически возвращался как в центр зарождающегося христианского мира: здесь была самая первая община, здесь обычно собирались апостолы. Именно здесь духовные вожди иудеев решили положить конец проповеди Павла и натравили на него толпу, обвинив его в… даже не очень понятно, в чем именно, но, во всяком случае, враги были уверены, что он заслуживает смерти.
Павел был взят под стражу командиром римского гарнизона — выглядело это скорее так, что он был взят под охрану. Тем не менее, раз против апостола было выдвинуто обвинение — значит Павла должны были судить. Его под стражей переправляли от одного местного правителя к другому, но какие-то внятные и серьезные обвинения так и не прозвучали, и все шло к тому, что Павла отпустят на свободу. По крайней мере, последний из судей, царь Ирод Агриппа, склонялся к этому — но Павел неожиданно потребовал суда у самого императора! Это была одна из привилегий римского гражданина, и никто не мог отказать ему в ней. С точки зрения обычного человека, требовать такого суда было безумием: это значило, что Павла под стражей немедленно отправят в Рим, и там он будет ждать до тех пор, пока у императора не появится время лично заняться его делом — ждать, может быть, не один год. И, разумеется, исход был совершенно непредсказуем, а все это время он оставался бы узником.
Но зато Павел прекрасно понимал: вся огромная машина римской государственности будет работать на него. Ему теперь гарантирован проезд в столицу и проживание в ней — что может быть лучше!
А оковы… что ж, он привык называть их «узами Христа» и вовсе не тяготился ими. К тому же обращение с ним было достаточно гуманным, а центурион, которому было поручено доставить Павла в Рим, проникался к нему всё большим уважением и однажды даже спас ему жизнь. Дело было так: корабль, перевозивший Павла и других узников в Италию, попал в шторм и сел на мель у берегов Мальты. Его уже разбивали волны, и охрана хотела перебить узников, чтобы они не бежали, но центурион ради Павла организовал спасательную операцию, и все остались целы. А для Павла это стало поводом проповедовать Христа еще и на Мальте!
Книга Деяний заканчивается прибытием Павла в Рим, но на этом не заканчивается история апостола. Он прожил еще два года в Риме в заключении, был освобожден, но не перестал проповедовать христианство — так что при императоре Нероне (в конце 60-х гг. н. э.) его ждал новый арест, новые обвинения и на сей раз смертная казнь. Церковь празднует память апостола Павла вместе с памятью апостола Петра 29 июня (12 июля нового стиля), признавая тем самым особую роль этих двух учителей христианства.
«Пишу вам, братие…»
Но самое интересное в апостоле Павле — его собственная личность, ведь это единственный из апостолов, кто оставил так много писем. В Новом Завете его имя носит целых 14 посланий (всех остальных книг, включая Евангелия — только 13), хотя, возможно, не все из них написаны непосредственно Павлом: так, Послание к Евреям несколько отличается и по стилю, и по содержанию от остальных. Но в любом случае, даже если что-то и было дополнено учениками, все Послания отражают характерное для апостола видение Бога и человека. Павел, кстати, собственноручно не писал писем: он диктовал секретарю, как это часто бывало в античные времена, а сам только подписывал свои письма кратким приветствием.
Некоторые из его посланий — настоящие богословские трактаты, и прежде всего — Послание к Римлянам. Именно его берут обычно за основу создатели различных трудов по богословию Нового Завета.
Но в основном послания обращены к конкретным общинам и даже отдельным людям, говорят об их особых проблемах, дают им подходящие советы.
Апостол Павел не был сухим теоретиком или морализатором, он погружался в кипение жизни, всё пропуская через сердце, ни к чему не оставаясь равнодушным. Может быть, закончить наш разговор об апостоле Павле стоит несколькими цитатами из его посланий, в которых особенно ярко видны его характер, темперамент, убеждения.
…я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус (Флп 3:5-8, 12).
…мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем (2 Кор 6:9-10).
И, наконец, слова, которые могут нам объяснить, почему Павла часто называют «основателем христианства». Он вовсе ничего не «изобрел», но так говорил о себе: я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:19-20).
Он показал с необычайной силой и яркостью, что это значит — быть христианином. Апостол Павел прожил действительно христианскую жизнь — и потому по его следам, как и по следам других апостолов, праведников и учителей, люди до сих пор приходят ко Христу.
На заставке: рисунок Артема Безменова
Святой апостол Павел: биография, проповедь и учение
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Человека более неординарного и значимого, чем апостол Павел, найти трудно. Он не был апостолом «от двенадцати». Не входил он и в число семидесяти, избранных Христом. Тем не менее, именно он стал первоверховным апостолом вместе с Петром. Его вклад в миссионерскую работу трудно переоценить.
Житие
Апостол Павел
Из деисусного чина
Школа или худ. центр: Византия
1387–1395 гг.
149 × 97 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 12752
Икона входит в состав Высоцкого полуфигурного деисусного чина.
Происхождение
Будущий апостол родился в 1 веке в городе Тарсе Киликийском. Сейчас это территория Турции. Годы жизни апостола — 5-67 гг. Савл — именно так его назвали родители — вырос в глубоко верующей иудейской семье, следовавшей строгим канонам фарисейского благочестия. В лучшем понимании этого слова.
Судя по всему, семья Савла была очень не бедной, поскольку будущий апостол был гражданином Римской империи. А такой чести в Палестине удостаивались немногие. У подданных Рима была масса привилегий. Одна из них заключалась в том, что судить, в случае совершения какого-либо преступления, их мог только Кесарь. И в будущем это сыграло на руку Павлу.
Полезные материалы
Родители Савла мечтали видеть его раввином и отправили учиться в Иерусалим, к знаменитейшему в то время учителю и ученому Рабану Гамалиэлю бен Шимона ха-Закену. патриарху фарисейской партии. Стоит заметить, что несмотря на свой высокий сан, Гамалиэль (в христиансте — Гамалиил) придерживался весьма свободных взглядов и не раз призывал Синедрион не преследовать последователей Христа.
Заметим, что Савл весьма преуспел в науках. Он отлично знал Тору — священную книгу иудеев, А также ее толкования. Кроме того, юноша овладел искусством шитья палаток, и в будущем это позволило апостолу саму зарабатывать на жизнь.
Апостол Павел
Из деисусного чина
Школа или худ. центр: Москва
Последняя четверть XIV в.
210 × 117 см
Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия
Инв. 3238 соб/ж-1391
Икона находится в деисусном чине собора.
Преследование христиан
В отличие от своего великого либерального учителя, Савл придерживался совсем других взглядов. Выросший в ортодоксальной иудейской семье, он был уверен, что человек, которого подвергли распятию – самой позорной казни, не может быть тем самым Мессией. Не может быть сыном Бога человек, разрушавший все устои и напрямую обращавшийся к Богу, минуя все храмовые ритуалы и не признавая первенства Иерусалима и Храма.
Он самым строжайшим образом чтил Моисеев закон и, еще будучи совсем молодым, прославился жестокими преследованиям христиан. Савл присутствовал на казни первомученика Стефана, хотя, в силу возраста, и не принимал в ней непосредственного участия.
Зато уже через год, достигнув совершеннолетия (в Палестине в те годы это был возраст 13 лет), он со всем рвением закидывал последователей Христа камнями и подвергал их мучениям. А вскоре, с разрешения Синедриона, Савл отправился из Палестины в Дамаск. Все с той же миссией — очистить мир от последователей Распятого.
Обращение
Но замысел Господень ведом только Ему. Савл смог убедиться в этом лично. По дороге в Дамаск произошло то, что превратило его из ярого преследователя христиан в величайшего учителя, несущего миру весть о воскресшем Христе.
Случилось это в жаркий солнечный день. Савл вместе со своими спутниками шел по дороге из Иерусалима в Дамаск. Вдруг его глаза поразил ярчайший свет. От страха ослепший юноша упал прямо в дорожную пыль и вдруг услышал голос:
Попутчики Савла слышали то же самое, однако яркого света они не видели — ослеп один Савл. Потрясенные до глубины души, они подхватили юношу и отправились туда, куда велел им Господь. В Дамаске Савла привели к христианину по имени Анания.
В течение трех дней он впитывал все, что тот мог рассказать ему о Христе и уже глубоко уверовавшим в Спасителя человеком, принял Святое Крещение. И, о, чудо! Лишь погрузившись в воду, Савл прозрел!
С тех пор началась новая жизнь — величайшего христианского проповедника и учителя.
Апостол Павел
Из деисусного чина
Школа или худ. центр: Тверь
Первая половина XV в.
111 × 43 см
Государственная Третьяковская галерея,
Москва, Россия
Инв. 15056
Икона относится к тверскому деисусному чину
из собрания А. И. Анисимова.
Служение (1, 2, 3 миссионерские путешествия)
Сам себя апостол Павел именовал «Апостол языков» (то есть язычников). И не случайно. Вскоре после принятия святого Крещения бывший гонитель христиан сам стал гонимым и преследуемым. Свою деятельность и проповедь о Христе Савл начал среди аравийских иудеев, проповедуя в синагогах.
Однако такое положение дел не устроило ни самих иудеев, ни правителя Арета IV Филопатриса. В проповеди Савла они усмотрели подрыв основ веры, и проповедник был объявлен в розыск. В целях безопасности Савл бежал в Иерусалим.
Однако и там он не был принят с распростертыми объятиями. Если из Дамаска его выгнала ярость бывших единоверцев, то в Иерусалиме встретило недоверие братьев во Христе. Они никак не могли принять своего бывшего гонителя. На выручку Савлу пришел апостол Варнава — он взял его под свое покровительство.
Покинув Иерусалим, Савл пошел в свой родной город, а оттуда — в Антиохию. Где собственно, и началось его первое миссионерское путешествие, которое длилось 6 лет, с 45 до 51 года. В путь он отправился вместе со своим сподвижником, апостолом Варнавой.
Сначала они вернулись в Иерусалим, а оттуда отправились Крит. Попытка проповеди среди иудеев не принесла желаемого результата. Более того, Савла, а с этого времени уже Павла, иудеи подвергли жестоким преследованиям и побоям.
Однажды, после побивания камнями, они оставили его умирать. Но у Господа были свои планы. Проповедник выжил. И отправился с проповедью к языческим народам. Путешествуя, Павел с Варнавой основали общины в нескольких крупных населенных пунктах, среди которых Икония, Дервия, Листра, Антиохия Писидийская. В 51 году, при участии Павла, на первом соборе в Иерусалиме, было принято решение, что новообращенные братья могут креститься без предварительного соблюдения Моисеевых обрядов.
В 51 году Павел отправляется во второе путешествие. Сначала он побывал в малоазийских церквях, а после этого решил пойти с проповедью в Европу. Несколько христианских общин он основал в Македонии, встретился с евангелистом Лукой и отправился с проповедью в Грецию. После проповеди в Афинах, он пошел в Коринф, где также основал новую Церковь. Больше года Павел жил в доме своих новых друзей супругов Присциллы и Акилы. Оставив Коринф, Павел пошел в Антиохию, попутно зайдя в Эфес, Кесарию и Иерусалим.
В 56 году Павел снова отправился в дорогу. Это путешествие было самым коротким из всех — до 58 года. Как всегда, Павел вначале навестил основанные им общины, которые за эти несколько лет заметно выросли, а затем отправился в Эфес. Там, кстати, был написан один из самых знаменитых трудов апостола — 1-е послание к Коринфянам, а также послание к Галатам.
Однако проповеди миссионера были по душе далеко не всем. Некий серебряных дел мастер по имени Дмитрий, поднял бунт против проповедника, и Павел вынужден был оставить Эфес и уехать в Иерусалим, посетив при этом Македонию.
Заключение, смерть
Впрочем, Иерусалим тоже встретил Павла весьма недружелюбно. Против него возник мятеж, в результате которого проповедник был схвачен и арестован. Вот тут и пригодилось гражданство Римской империи. Проведя два года в заключении, Павел пожелал отправиться в Рим. Отказать в этом праве ему не могли.
Но корабль, на котором Павел отправился в путь, неподалеку от Мальты потерпел кораблекрушение. Так что в «Вечный город» Павел прибыл лишь в 62 году. Надо сказать, что чувствовал он там себя весьма свободно. Власти сквозь пальцы смотрели на его миссионерскую деятельность, и Павел совершенно свободно проповедовал на улицах. Здесь же, в Риме, были написаны несколько знаменитых его трудов — послание к Филимону, к Ефесянам и Колоссянам.
Достаточно противоречивы сведения о том, как сложилась судьба Павла дальше. Некоторые исследователи утверждают, что он был казнен в 64 году, как раз в то время, когда начались нероновские гонения на христиан.
Однако из других источников, в том числе и из посланий апостола Павла, становится понятно, что спустя некоторое время он вновь отправился на восток, погостив в основанных им церквях и рукоположив во епископа Ефеса своего ученика Тимофея. Потом, встретившись с апостолом Петром, вместе с ним прошел всю Италию и осуществил свою давнюю мечту — принес весть о Христе в Испанию.
Вернувшись в «вечный город», Павел был снова заключен в темницу, откуда уже не вышел до самой казни. Правда, сохранились предания о том, что апостол в эти годы учил даже при дворе Нерона.
Казнь апостола Павла состоялась в 67 году. Как подданному кесаря, ему отрубили голову. По преданию, в местах, где голова апостола трижды ударилась о землю, забили 3 источника. Сейчас на этом месте расположен монастырь у Трех источников.
Апостол Павел
Из деисусного чина
Школа или худ. центр: Тверь
Конец XV в.
Евсеева, Кочетков, Сергеев 1974: XV в.
Салтыков 1981: Вторая половина XV в.
София Премудрость Божия 2000: Последняя четверть XV в.
84 × 59 см
Центральный музей древнерусской культуры и
искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП 994
Из деисусного чина конца XV в.
из Весьегонского района Тверской области.
Где находятся мощи
Сразу же после казни, христиане отметили то место, где он был похоронен. Позже император Константин Великий основал на этом месте базилику святого Павла. Она расположена расположена за Аврелиановыми стенами, в южной части Вечного города.
Но есть еще одно место в Риме, где можно поклониться учителю веры. Вернее, сразу обоим первоверховным апостолам — Павлу и Петру. В Латернской базилике святого Иоанна Крестителя в специальном ковчеге, расположенном на высоте в 10 метров, хранятся главы первоверховных апостолов.
В 1410 году Андрей Рублев создал образ апостола Павла, признанный каноническим. На иконе апостол держит в руках Евангелие. Чудотворный образ находится в Успенском соборе во Владимире, а списки его есть во многих православных храмах. Верующие люди рассказывают о многочисленных чудесах исцеления по молитвам возле лика апостола.
Кроме того, апостолу Павлу принято молиться об укреплении веры, воцерковлении близких людей, исцелении душевных недугов, облегчении боли, придании сил и мудрости в миссионерской деятельности.
Икона святого Павла
Из деисусного чина
Первая треть XVI в.
Дерево, темпера.
95 × 63.5 см
Государственный музей-заповедник
«Ростовский Кремль», Ростов, Россия
Инв. И-545
Происходит из деисусного чина
церкви Покрова села Гуменец Ростовского района
Ярославской области.
Апостольские послания
Сам апостол Павел называл себя «наименьшим» среди учеников Христа — он никогда не забывал, кем он был, прежде чем стать последователем Спасителя. Тем не менее, в 1-м послании к Коринфянам он сказал:
И это замечание справедливо.
Наследие апостола включает в себя 14 посланий, практически систематизирующих учение Христа. В Священном Писании его труды расположены в следующем порядке:
1. Послание к Римлянам.
2. Первое послание к Коринфянам.
3. Второе послание к Коринфянам.
4. Послание к Галатам.
5. Послание к Ефесянам.
6. Послание к Филиппийцам.
7. Послание к Колоссянам.
8. Первое послание к Солунянам.
9. Второе послание к Солунянам.
10. Первое послание к Тимофею.
11. Второе послание к Тимофею.
12. Послание к Титу.
13. Послание к Филимону.
14. Послание к Евреям.
Все апостольские послания можно разделить на 2 группы — пастырские (например, послание к Титу и Тимефею) и общехристианские (такие, как послания к Коринфянам, Галатам и т.д.)
Что отличает послания апостола от произведений других авторов — все они написаны простым, живым языком. Читая их, чувствуешь, будто общаешься с близким человеком. Особенно проникновенно в этом плане 1-е послание к Коринфянам, вернее его 13 глава — «гимн Любви», как называют ее многие.
Одним из самых важных вопросов, которых касался апостол Павел в своих посланиях был вопрос Церкви. Согласно учению апостола, Церковь представляет собой тело Христово, членами которого являются христиане:
Догматическая часть посланий открывает всю глубину знаний апостола не только книг Нового, но и Ветхого Завета.
Апостолы Петр и Павел
Последняя четверть XVII в.
Дерево, темпера
32 × 27 см
Рыбинский государственный историко-архитектурный и
художественный музей-заповедник, Россия
Инв. РБМ 4998
Жизнь первоверховного апостола трудно было назвать легкой. Для Спасения других он не считал унизительным делать то, что требовалось в каждом конкретном случае:
Неся весть о Христе, он претерпел многие гонения, аресты, жестокие избиения… Но ни боль, ни страх, ни лишения не могли остановить его. Всегда помня о своем прошлом, он, всей своей жизнью доказал, что даже самый яростный гонитель Христа способен стать самым преданным его последователем.