апостол павел о браке и семье цитаты

Апостол Павел: истинная любовь не мыслит зла

Не сек­рет, что мыс­ли во мно­гом опре­де­ля­ют нашу жизнь. Как, по сло­ву апо­сто­ла Пав­ла, любить и не мыс­лить зла, то есть не пом­нить все­го пло­хо­го сво­им супру­гам? Вдум­чи­вый ответ на этот духов­ный вопрос помо­жет спа­сти мно­гие семей­ные союзы.

Про­дол­жая тему глав­ных посту­ла­тов уче­ния о люб­ви в посла­ни­ях апо­сто­ла Пав­ла, пере­да­ча «Сло­во» (Санкт-Петер­бург) пра­во­слав­но­го теле­ка­на­ла «Союз» сно­ва при­гла­си­ла в сту­дию про­то­и­е­рея Вла­ди­ми­ра Хула­па. Отец Вла­ди­мир – док­тор бого­сло­вия, про­рек­тор по учеб­ной рабо­те Санкт-Петер­бург­ской Духов­ной Академии.

«Если я гово­рю язы­ка­ми чело­ве­че­ски­ми и ангель­ски­ми, а люб­ви не имею, то я – медь зве­ня­щая или ким­вал зву­ча­щий. Если имею дар про­ро­че­ства, и знаю все тай­ны, и имею вся­кое позна­ние и всю веру, так что могу и горы пере­став­лять, а не имею люб­ви, – то я ничто.

И если я раз­дам все име­ние моё и отдам тело моё на сожже­ние, а люб­ви не имею, нет мне в том ника­кой пользы.

Любовь дол­го­тер­пит, мило­серд­ству­ет, любовь не зави­ду­ет, любовь не пре­воз­но­сит­ся, не гор­дит­ся, не бес­чин­ству­ет, не ищет сво­е­го, не раз­дра­жа­ет­ся, не мыс­лит зла, не раду­ет­ся неправ­де, а сора­ду­ет­ся истине; все покры­ва­ет, все­му верит, все­го наде­ет­ся, все переносит.

Любовь нико­гда не пере­ста­ёт, хотя и про­ро­че­ства пре­кра­тят­ся, и язы­ки умолк­нут, и зна­ние упразд­нит­ся» ( 1 Кор.13:1–8 ).

– В наших про­шлых пере­да­чах мы разо­бра­ли 12 качеств люб­ви, о кото­рых гово­рит апо­стол Павел: любовь дол­го­тер­пит, мило­серд­ству­ет, любовь не зави­ду­ет, не пре­воз­но­сит­ся… И все они, как ока­за­лось, очень акту­аль­ны для семей­ной жизни.

Отец Вла­ди­мир, сегод­ня мы про­дол­жим раз­би­рать 13 гла­ву Пер­во­го посла­ния хри­сти­а­нам Корин­фа апо­сто­ла Пав­ла. В ней ска­за­но, что любовь не мыс­лит зла. О чём идёт речь?

апостол павел о браке и семье цитаты– Если тра­ди­ци­он­но взгля­нуть на гре­че­ский текст Посла­ния, то исполь­зу­е­мый здесь гла­гол «мыс­лить» взят из бух­гал­тер­ской сферы.

То есть он бук­валь­но озна­ча­ет «скру­пу­лёз­но запи­сы­вать и фик­си­ро­вать» какие-то отри­ца­тель­ные моменты.

Дей­стви­тель­но, если мы посмот­рим на семей­ную жизнь и на жизнь вооб­ще, то пой­мём: то, как чело­век смот­рит на окру­жа­ю­щий мир, мно­гое реша­ет. Тем самым, вся его жизнь опре­де­ля­ет­ся его мыслями.

Клас­си­че­ский при­мер, когда пче­ла на лет­нем поле видит цве­ты, источ­ник для мёда, для нек­та­ра, а муха видит на том же самом поле нечи­сто­ты. И это серьёз­ный при­зыв к тому, что­бы заду­мать­ся о роли мыс­ли в жиз­ни чело­ве­ка, и мыс­ли, в том чис­ле, и в наших семьях, и в наших хри­сти­ан­ских браках.

Хри­сти­ан­ство гово­рит о том, что и грех, и доб­ро­де­те­ли начи­на­ют­ся в мыс­ли. Любая мысль, кото­рая при­хо­дит на ум чело­ве­ку, может быть источ­ни­ком искушения.

Если он с ней заиг­ры­ва­ет, если эта мысль нега­тив­ная, отри­ца­тель­ная, и если начи­на­ет­ся уже некое соче­та­ние, как гово­рят свя­тые отцы, с этой мыс­лью, то чело­век уже начи­на­ет всту­пать в какой-то внут­рен­ний диа­лог. Затем этот диа­лог неред­ко наби­ра­ет обо­ро­ты, и затем уже вот эта мысль пере­хо­дит в некое кон­крет­ное дело, то есть уже в дело греха.

И то же самое мож­но ска­зать о мыс­ли положительной.

Когда при­хо­дят какие-то нега­тив­ные помыш­ле­ния, мы можем их убрать или заме­стить, пред­ло­жив на их место что-то дру­гое, что-то хоро­шее, пози­тив­ное. Этот же свя­то­оте­че­ский аске­ти­че­ский рецепт вполне при­ме­ним и к браку.

Пото­му что очень часто супру­ги, может быть, даже не осо­зна­вая это­го, ведут счёт толь­ко каким-то нега­тив­ным момен­там. Про­шёл день, или неде­ля, или месяц, и супруг или супру­га запо­ми­на­ет, в голо­ве откла­ды­ва­ет толь­ко что-то пло­хое: ты опять сде­лал что-то не так, ты опять посту­пил не таким обра­зом, как мне хоте­лось бы, ты не выпол­нил обе­ща­ния, и так далее.

И тем самым созда­ёт­ся совер­шен­но лож­ный, одно­сто­рон­ний образ чело­ве­ка, образ нега­тив­ный. И поэто­му, когда начи­на­ют­ся какие-то супру­же­ские кон­флик­ты, обви­ня­ю­щие друг дру­га диа­ло­ги, супру­ги неред­ко исполь­зу­ют сло­ва: ты все­гда дела­ешь так, ты все­гда так посту­па­ешь, ты неис­пра­вим, и так далее.

И сам чело­век ока­зы­ва­ет­ся в некой ловуш­ке, посколь­ку такие обид­ные вещи, непри­ят­ные вещи вдвойне или втройне непри­ят­нее услы­шать от само­го близ­ко­го чело­ве­ка, от того, с кем я живу всю жизнь, или хотел, по край­ней мере, про­жить всю жизнь, с тем, кому я отдаю все свои силы и энергию.

И осо­бо чув­стви­тель­ны­ми в этом отно­ше­нии, мне кажет­ся, ока­зы­ва­ют­ся дети. Когда ребён­ку с мла­дых ног­тей гово­рят, что ты неря­ха, ты опять не пра­виль­но сде­лал домаш­нее зада­ние, – у чело­ве­ка воз­ни­ка­ет такое ощу­ще­ние, что его поме­ща­ют в рамки.

Он как некое такое под­опыт­ное живот­ное, кото­рое поме­ща­ют в клет­ку, и эту клет­ку мы сами созда­ём для самых близ­ких себе людей. И потом удив­ля­ем­ся тому, поче­му эти люди живут по тем схе­мам, кото­рые мы им воль­но или неволь­но дали в каче­стве воз­мож­но­го сце­на­рия их существования.

Сло­ва апо­сто­ла Пав­ла, если их при­ме­нить по отно­ше­нию к хри­сти­ан­ско­му бра­ку, при­зы­ва­ют нас к радост­но­му, пози­тив­но­му виде­нию сво­е­го бра­ка. К тому, что­бы видеть в сво­ём супру­ге, в сво­их детях самые луч­шие каче­ства. Но это не озна­ча­ет, что мы долж­ны закры­вать гла­за на какие-то проблемы.

Это не озна­ча­ет пол­ное попу­сти­тель­ство, некое без­от­вет­ствен­ное отно­ше­ние к нашим близким.

Когда мы всту­па­ли в брак, когда мы с этим чело­ве­ком реша­ли вме­сте идти по жиз­ни, мы же виде­ли в нем какие-то заме­ча­тель­ные пре­крас­ные каче­ства, и поэто­му важ­но попы­тать­ся уви­деть эти каче­ства сей­час. Уви­деть сво­е­го супру­га теми гла­за­ми, каки­ми я видел его или её 10–15-20 лет назад, когда мы начи­на­ли вот это сов­мест­ное шествие по жизни.

У кого-то есть семей­ная бли­зо­ру­кость, у кого-то – семей­ная даль­но­зор­кость, и это тре­бу­ет кор­рек­ции. И если мы под­бе­рём пра­виль­ные очки, то смо­жем хоро­шо видеть.

Если очка­ми, через кото­рые мы смот­рим на наших ближ­них, будет Еван­ге­лие, будет Хри­стос, то, дей­стви­тель­но, мы за недо­стат­ка­ми все­гда смо­жем уви­деть глу­бин­ное ядро чело­ве­ка, кото­рый нико­им обра­зом не менее ценен не толь­ко для меня, но и для Бога.

И тогда дей­стви­тель­но, если мы гово­рим о том, что в ближ­нем мы встре­ча­ем Хри­ста, то, пожа­луй­ста, у нас в каж­дом бра­ке есть воз­мож­ность стать вот этой малой цер­ко­вью, ведь хри­сти­ан­ство так и назы­ва­ет хри­сти­ан­скую семью, – встре­чать­ся со Хри­стом, встре­чать­ся с Богом через моих ближ­них, еже­днев­ном слу­же­нии им.

– Далее мы чита­ем, что любовь не раду­ет­ся неправ­де, а сора­ду­ет­ся истине. О какой истине здесь сказано?

– Мне кажет­ся, при­ме­няя эти сло­ва апо­сто­ла Пав­ла к семей­ной жиз­ни, преж­де все­го речь идёт о правде.

Насто­я­щая креп­кая искрен­няя семья долж­на стро­ить­ся на прав­ди­вых отно­ше­ни­ях, и здесь не долж­но быть обма­на, не долж­но быть фаль­ши, не долж­но быть лжи в самых даже неболь­ших изна­чаль­ных проявлениях.

В Еван­ге­лии мы чита­ем о том, что вер­ный в малом верен в боль­шом, и наобо­рот. Соот­вет­ствен­но, если есть вот это прав­да, если есть вот это дове­рие и вер­ность в каких-то эле­мен­тар­ных повсе­днев­ных вещах меж­ду супру­га­ми, то мож­но гово­рить о том, что эта прав­да, эта исти­на будет рас­про­стра­нять­ся на все сто­ро­ны вот это­го счаст­ли­во­го брака.

Ведь, дей­стви­тель­но, неред­ко какие-то тяжё­лые и неиз­ле­чи­мые диа­гно­зы семей­ной жиз­ни, при­во­дя­щие к раз­во­ду, изме­ны или какие-то зави­си­мо­сти супру­га или обо­их супру­гов в бра­ке вызва­ны неболь­шой ложью на эле­мен­тар­ном началь­ном уровне.

Муж ска­зал жене, что нуж­но задер­жать­ся на рабо­те, у меня там дела. А на самом деле он зани­ма­ет­ся чем-то дру­гим – в луч­шем слу­чае с дру­зья­ми, а в худ­шем слу­чае зани­ма­ет­ся чем-то, что его брак разрушает.

Дове­рия у жены нет, начи­на­ет­ся рев­ность – и начи­на­ет­ся вот этот круг вза­им­но­го недо­ве­рия, вза­им­ной неправ­ды, вза­им­ной лжи, вза­им­ных уко­ров и так далее.

И поэто­му каж­дый супруг дол­жен здесь начать с само­го себя: быть прав­ди­вым, быть чест­ным, быть искрен­ним с самым близ­ким для него чело­ве­ком. И дей­стви­тель­но, у это­го чело­ве­ка есть пра­во на эту прав­ду и на эту искренность.

Если чело­век согла­сил­ся со мной жить всю жизнь, если он согла­сил­ся раз­де­лить со мной все самые раз­ные сто­ро­ны и эта­пы сво­е­го чело­ве­че­ско­го бытия, то есть он отда­ёт мне вре­мя, он отда­ёт мне всю свою жизнь, то этот чело­век име­ет пра­во на то, что­бы я был прав­див с ним.

И вот этой лжи, конеч­но, в бра­ке быть не долж­но. А если мы гово­рим о бра­ке хри­сти­ан­ском, то исти­на для хри­сти­ан – это Хри­стос, исти­на для хри­сти­ан – это Еван­ге­лие. И поэто­му вот эта радость об истине – это радость не про­сто о том, что супру­ги мир­но живут, или они хоро­шо про­во­дят вме­сте вре­мя, или у них есть квар­ти­ра, дача, дети ходят в хоро­шую школу.

Вот этот гре­че­ский гла­гол радо­вать­ся – «хай­ре» – мы встре­ча­ем в Еван­ге­лии очень часто и в запо­ве­дях бла­жен­ства, и в дру­гих местах, и мы видим, что неред­ко апо­стол Павел пишет хри­сти­а­нам: радуй­тесь, нахо­дясь в тем­ни­це, нахо­дясь в тюрь­ме. Эта радость совер­шен­но дру­го­го каче­ства, она не зави­сит от каких-то внеш­них условий.

Неред­ко мы счи­та­ем, что радость, сча­стье дости­га­ют­ся толь­ко тогда, когда мы дости­га­ем осу­ществ­ле­ния выпол­не­ния неких сво­их жела­ний и неко­е­го сво­е­го виде­ния того, как долж­на выгля­деть наша семья, наша квар­ти­ра, наша рабо­та, наша зар­пла­та. Но эта радость быст­ро появ­ля­ет­ся и точ­но так же быст­ро уходит.

Доста­точ­но посмот­реть, как раду­ем­ся мы ино­гда, подоб­но ребён­ку, новой игруш­ке, ново­му гад­же­ту, новой вещи, но про­хо­дит несколь­ко дней или недель, и мы уже о ней забы­ва­ем, хотим чего-то ново­го. И поэто­му вот эта пого­ня за зем­ной радо­стью, вот такой при­зем­лён­ной радо­стью, нико­гда не закончится.

Речь идёт о том, что радость насто­я­щая дости­га­ет­ся толь­ко тогда, когда супру­ги стре­мят­ся к истине. К истине, к сов­мест­ной прав­де, к прав­де с Богом, к прав­де в отно­ше­ни­ях друг с другом.

И если такая исти­на в их бра­ке суще­ству­ет, или, по край­ней мере, они стре­мят­ся её реа­ли­зо­вать, то такой брак может достичь истин­но­го сча­стья, кото­рое нико­им обра­зом не зави­сит от внеш­них обстоятельств.

В таком бра­ке, как бы тяже­ло ни было супру­гам, какие бы испы­та­ния Гос­подь им ни посы­лал, они раду­ют­ся. Они раду­ют­ся в скор­бях, они раду­ют­ся в испы­та­ни­ях, посколь­ку они нашли исти­ну, посколь­ку каж­дый из них раз­де­ля­ет эту исти­ну, и это исти­на не про­сто чело­ве­че­ская, но она явля­ет­ся Богооткровенной.

А эта исти­на и есть то, что явля­ет­ся неким внут­рен­ним камер­то­ном наше­го чело­ве­че­ско­го суще­ство­ва­ния. Если наша душа, моя душа и душа нашей семьи настро­е­ны по вот это­му камер­то­ну Боже­ствен­ной исти­ны, насту­па­ет насто­я­щая радость и насто­я­щее семей­ное счастье.

Источник

Во всю землю глаголы их: цитаты апостола Павла

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

апостол павел о браке и семье цитаты

Иконография: Павел, апостол. Датировки: XVI в. Первая треть XVI века. Происхождение: икона в составе Деисусного чина поступила в музей в 1941 году из церкви Покрова села Гуменец Ростовского района. Туда иконы были перенесены в 1824 году из церкви Димитрия Солунского села Поникарово Ростовского уезда. Материал: дерево, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 95 см, ширина 63 см. Поясное изображение апостола Павла в трехчетвертном повороте. Инв. № И-546. © Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Литература: Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого. М., 2006. № 22. С. 100-102

Как известно, святой ап.Павел не оставил нам собственноручно написанное Евангелие. Однако если благочестивым взглядом окинуть все 14 его посланий, то их содержание, поистине, как бы является «пятым» Евангелием.

О себе: обращение в христианство

Смотрите также:

Но при всем при том, при всей своей многообразной и чрезвычайно плодотворной деятельности на ниве Христовой, сей апостол, который по собственным словам «более всех их (т.е. других благовестников) потрудился» (ср.1 Кор.15:10), отличался необычайным смирением и смиренномудрием. Чему и нам у него полезно поучиться.

Полезные материалы

Как же смирял себя ап.Павел? Во-первых, он вменял свои величайшие и многочисленные добродетели не самому себе, а действию благодати Духа Святого. Как это видно уже из предыдущей цитаты, если ее привести полностью:

«Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор.15: 10).

Более подробно, в догматическом контексте он говорит об этом в Послании к Ефесянам:

«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2: 8-10).

Во-вторых, сей великий проповедник христианства смирялся, всегда вспоминая свой тяжкий грех, когда он, пребывая в иудействе, гнал Церковь Божию. Так и в вышеуказанном месте Послания к Коринфянам он сначала говорит, что Христос явился ему «как некоему извергу». И продолжает:

Поэтому и нам надобно учиться смирению и смиренномудрию у ап. Павла, вменяя все свои добрые дела действию благодати святого Духа и помня свои тяжкие грехи. Но при этом не отчаиваться, помня, что спасаемся мы той же самой благодатью ради Крестной Жертвы Христовой, а не нашими делами, которые мнятся нам добрыми:

«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2: 8).

апостол павел о браке и семье цитаты

Иконография: Павел, апостол. Датировки: XVI в. Первая треть XVI века. Происхождение: икона поступила в музей в 1889 году от крестьянина села Ивашево А. Куренкова. Материал: дерево, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 102 см, ширина 41 см. Икона из Деисусного чина. Святой представлен в трехчетвертном повороте влево. Апостол Павел держит в руках Евангелие, украшенное драгоценным окладом. Его изображение развернуто почти по горизонтали. Апостол облачен в темно-зеленый хитон и вишневый гиматий, ниспадающий с одного плеча и окутывающий его фигуру до колен. Его одежды моделированы многослойными разноцветными пробелами сложной, в основном, геометрической формы. Инв. № И-527. © Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Литература: Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого. М., 2006. № 34. С. 134

Так и ап.Павел постоянно помнил, как он по благодати Божией был призван и пришел из иудейства в христианство:

«Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, – я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью» (Гал.1: 11-16).

«Жало в плоть» и великие откровения

Эта удивительная диалектика «смирения высокого» (как воспевается в тропаре святителям) постоянно звучит в Посланиях сего апостола. Когда, к примеру, некие иудействующие лжеучителя намеренно унижали его (с целью ниспровергнуть его благовестие) перед коринфскими христианами, то для пользы последних ап. Павел говорит следующее:

«А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я. Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я. Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу. В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук» (2 Кор.11: 12-32).

И далее апостол продолжает говорить о великих духовных дарованиях и откровениях, данных как бы другому человеку, но на самом деле речь идет о нем самом:

«Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен. Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто» (2 Кор.12: 1-11).

апостол павел о браке и семье цитаты

Иконография: Павел, апостол. Датировки: XVII в. Иконописная школа или художественный центр: Псковская школа. Происхождение: из церкви Новое Вознесение в Пскове. Материал: дерево, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 155 см, ширина 55 см. Икона из деисусного чина. Ростовое изображение апостола Павла в трехчетвертном повороте. Инв. № 1386. © Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Литература: Васильева О.А. Иконы Пскова. М., 2006. № 123. С. 396

Куда бы не шел с проповедью ап.Павел со своими спутниками, тут же вслед за ними шли иудействующие со своей антипроповедью, клевеща на них, что «они не говорят ничего истинного, а все лгут» (Деян.14: 19).

Всякая власть от Бога: о сильных мира сего

Согласно учению ап.Павла все творение, как небесное, так и земное устроено иерархично, и во главе его стоит Сам Творец, Господь Иисус Христос:

«Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота» (Кол.1: 19).

Учитывая, что престолы, господства, начала, власти – это наименования различных ангельских чинов, становится понятным источник премудрости ученика Павлова св. Дионисия Ареопагита (ср.Деян.17: 34) в его «Небесной иерархии» и «Церковной иерархии».

Поэтому всякая власть от Бога:

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим.13: 1-7).

Правда, здесь надо заметить, что в данном случае речь идет о власти монархической (другой в то время попросту не было), которая действительно сама по себе иерархична, подобно небесному устроению: во главе ее царь (монарх); затем аристократия и, наконец, низшие слои общества.

Поэтому апостол призывает другого своего возлюбленного ученика ап. Тимофея:

«Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» (1 Тим.2: 1-3).

О семье как малой церкви

Иерархично общество, и его первая ячейка и малая церковь – семья. Ибо

«Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1 Кор.11: 2).

Более подробно о сем сказано в Послании к Ефесянам:

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф.5: 22-33).

Ап. Павел объясняет и то, на каком основании муж должен господствовать над женой, а она – подчиняться ему. Потому, что первая жена Ева, была создана из ребра Адамова (Быт.2:21-24), и она же первой согрешила, вкусив запретный плод (Быт.3: 6):

«Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (1 Тим.2: 11-14).

Впрочем, с горечью следует констатировать, что для современной женщины все эти новозаветные цитаты что «с гуся вода». Будь она «трижды христианкой», но стоит лишь коснуться необходимости подчинения мужу и т.п., как она тут же, подобно рассерженной ежихе, выставляет свои «колючки»! Близко знаю одну очень и очень православную из казачек, которая в ответ на Павлово: «Жена да боится своего мужа» (Еф.5: 33), — тут же в рифму отвечает: «Да не дюже»! И современным дамам, к сожалению, гораздо больше нравится это последняя отсебятина, чем апостольская заповедь.

Слова об обязанностях жены и мужа в браке

О женщине и её месте в Церкви

Что делать, современные женщины еще с девического возраста воспитаны в рамках западноевропейской культуры, которая имеет антихристианский характер. Одним из элементов последнего является и развращение более слабого женского пола эмансипацией, равноправием и прочей льстивой сатанинской ложью. Которая, однако, женщинам, любящим прелесть, очень нравится.

Платой за это в первую (но не главную) очередь становится утрата любви между супругами. Как жена отказывается повиноваться мужу, так и муж отказывается от своей заповеданной апостолом (Еф.5: 25; Кол.3: 19), да, собственно, и естественной обязанности любить ее!

Спасётся через чадородие

Впрочем, как тогда, так и сейчас женщина

«спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим.2: 15).

В буквальном смысле здесь, разумеется, речь идет о добром материнстве и воспитании детей в вере Христовой. Но в духовном смысле это означает, что и женщина, и мужчина в христианстве должны родиться от Духа, родиться духовно (Ин.3: 3. 5-6),

«облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4: 24; Кол.3: 10)

«Совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3: 9-11); где «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3: 28).

О крещении

Согласно тому же тексту Евангелия (Ин.3: 3; 5-6) сие означает крещение, в котором со Христом погребается ветхий человек и восстает новый:

«Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол.2: 12-15).

Отсюда величайшее значение Таинства Крещения:

«Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф.4: 5-6).

О нравственности и содержании жизни христианина

В нравственной жизни ап. Павел предостерегал христиан, особенно из иудеев, от законничества, т.е. от желания спастись чрез соблюдение закона Моисеева:

«Вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу. Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим.7: 4-6).

Чего хочу того не делаю что не хочу то делаю: о духовной борьбе

Так неужели от закона грех, — спрашивает апостол, — и сам же отвечает: не закон Моисеев грешен, а я, ибо во мне живет другой, греховный закон:

«делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Рим.3: 20).

Поэтому оправдывается христианин не делами закона, а верой в Иисуса Христа:

«Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса. Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим.3: 21-28).

Но вера здесь имеется в виду не просто догматическая, а вера как добродетель. И действительно, иудею, воспитанному в правде законной, отказаться от последней ради веры в Мессию, Сына Божия и Искупителя Иисуса Христа – это и добродетель, и даже подвиг. Но и для всех христиан вера в то время гонений на христианство была величайшей добродетелью, т.к. она понуждала верующих к исповеданию Христа перед язычниками и принятию за сие мучений и даже смерти.

Всё мне позволительно, но не всё полезно

Поэтому святые мученики в ответ на предложения язычников верить в сердце, а устами отречься от Христа, часто отвечали словами ап. Павла:

«Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим.10: 10).

Сам же апостол всячески предостерегал христиан от участия в идолослужении и употреблении идоложертвенного:

«Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его? Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (1 Кор.10: 21-23).

О вере

Вере апостол посвящает много места в своих Посланиях.

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще. Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11: 1-6)

и далее продолжает приводить ветхозаветные примеры веры (Евр.11: 7-40).

Высшая ступень христианской добродетели

апостол павел о браке и семье цитаты

Апостолы Петр и Павел

Но высшая добродетель, согласно апостолу, не вера, а любовь Божия, т. е. любовь к Богу и ближним:

«Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор.12: 31; 13: 1-13).

Кто не работает, тот и не ешь: высказывания о труде и достатке

Апостол Павел считал необходимым для подвижника и телесный труд, сам не чураясь его, как он и говорит, обращаясь к солунянам:

«Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие. Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими» (1 Фес.2: 9-10).

Это же он заповедал и прочим христианам, возвышая, таким образом, необходимость трудиться ради собственного пропитания до христианской добродетели:

«Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, – не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб» (2 Фес.3: 6-12).

Смерть — приобретение: отношение к исходу из жизни

Путем величайшей аскезы достигнув совершенной святости и полностью пребывая в любви Божий апостол говорит о себе:

«Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2: 19-20).

Поэтому, уже будучи вполне «земным ангелом и небесным человеком», сей великий святой стремился к небу. И лишь служение Церкви, любовь к ближнему, как он и сам свидетельствует, удерживала его на земле:

Но настает время столь желанного для него мученичества за Христа, как он пишет своему ученику ап. Тимофею:

«Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим.4: 6-8).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *