апостол павел о девстве
Новый Завет
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
Глава 7.
1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.
2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
6 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.
7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.
8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.
9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем,- 11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим,- и мужу не оставлять жены своей. 12 Прочим же я говорю, а не Господь: || если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; 13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.
14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.
15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.
16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?
17 Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.
18 Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.
19 Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих.
20 Каждый оставайся в том звании, в котором призван.
21 Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.
22 Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.
23 Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.
24 В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.
25 Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.
26 По настоящей нужде за лучшее признаю’, что хорошо человеку оставаться та’к.
27 Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.
28 Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.
29 Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; 30 и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; 31 и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.
32 А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; 33 а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: 34 незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.
35 Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.
36 Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж.
37 Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает.
38 Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше.
39 Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.
40 Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на 1 Кор. 7:25
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 25-26 Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так
Гомилия 19 на 1-е послание к Коринфянам.
Свт. Феофан Затворник
О девах же повеления Господня не имам: совет же даю, яко помилован от Господа верен быти
О девах – παρθενος,– идет и к мужчине, и к женщине, означает и девственника, и девственницу. И нижеследующая речь обращается то к тому, то к той. Потому, поставляя сие слово, Апостол, вероятно, разумел девство вообще. Доселе говорил о воздержании в брачном состоянии, теперь переходит к девству. «Продолжая речь, постепенно доходит наконец и до девства; научив и вразумив коринфян беседою о воздержании, он переходит к высшему предмету» (святой Златоуст).
Повеления Господня не имам. Говоря это, Апостол разумеет или личные ему откровения Господа, бывавшие по временам, когда требовалось, или слова Господа, изреченные Им, когда пребывал на земле. И Господь решал этот вопрос, когда, по случаю закона о нерасторжимости брака, ученики сказали: если так, то лучше не жениться. Господь ответил им на это: не вси вмещают словесе сего, и потом, указав на разных скопцов и в числе их на произвольных скопцов царствия ради небесного, присовокупил: могий вместити до вместит (Мф. 19, 10–12). Это значит: девственником и девственницею не все могут быть, а кто может вместить. То же постановляет и Апостол. Что же значат слова: повеления не имам? – Не имею сделать об этом определенных обязательных постановлений. «Не ввожу закона, но предлагаю совет. Ибо и Господь, узаконив сообразное с естеством, только как совет предлагает то, что выше естества» (Феодорит). «Не дерзаю и я законополагать, ибо это дело великое и большими трудностями и опасностями окружено» (Феофилакт).
Яко помилован от Господа верен быти. – Яко помилован, ηλεημενος, как ту милость от Господа получивший, или как той милости от Него сподобившийся, чтобы быть верным,– верным Ему, верным истолкователем воли Его, быть лицом, которому поверено всем открывать волю Его. Апостол говорит как бы: хоть я совет только даю, но совет сей такой, что он не чужд намерений Господа. «Поелику некоторые, как вероятно, могли противоречить совету сему, как нововведению, то Апостол и присовокупил эти слова. С обычною скромностию и указал он в них на апостольское достоинство: достойный внимания я советник, говорит он, по великой милости Владыки призванный и поставленный проповедником» (Феодорит). «Так как, по великой милости Божией, сподобился я того, чтобы быть своим у Господа, достойным того, чтоб Он вверил мне тайны Свои» (Феофилакт).
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Прп. Антоний Великий
Блаженный апостол Павел, рассуждая о девстве, говорит: о девах повеления Господня не имам. Он не имел повеления, поскольку не все могут носить тяжкое бремя девства. По сей причине оно и предоставлено свободе тех, кто может его носить.
Двадцать слов к монахам.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным
Выше занимал нас беседой о целомудрии, а теперь обращается к более важному предмету, именно к девству, и говорит, что Господь не положил закона и не дал повеления относительно девства, а сказал только: «кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:12). Посему и я не дерзаю предписывать что-либо касательно сего предмета; это дело важное, но вместе и опасное; впрочем, даю свое мнение, то есть совет, поскольку и я сам, по милости Божией, удостоен быть верным, то есть близким к нему и таким, которому можно вверять тайны.
Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Ориген
Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным
Фрагменты.
Севериан Габальский
Ст. 25-26 Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так
Фрагменты.
Экумений
Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным
Поскольку апостол достигает более возвышенного любомудрия, он остерегается отчетливо давать такое предписание, страшась неудачи следующих [совету], поэтому он дает не повеление, а совет.
Фрагменты.
Лопухин А.П.
Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным
Ст. 25-40 Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения. Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж. Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия
Так как судьба девиц в древности решалась их отцами, которые сами выбирали мужей для своих дочерей, то Ап. считает нужным сделать особое вразумление родителям-христианам. Он советует лучше не выдавать своих дочерей замуж, если это только возможно (25-26), во-первых, в виду тяжелого времени, какое переживало тогда христианство, (27-31), а во-вторых, в виду преимуществ, какие безбрачие имеет пред браком, когда идет речь об угождении Господу (32-38). Наконец, тоже советует Ап. и вдовам (39-40).
И еще о девственности
На портале «Матроны.ру» не так давно появился текст Лилии Малаховой «О девственности». Уж не знаю, что меня – даму замужнюю – сподвигло его прочесть, но я в итоге не пожалела. Давно меня не настигало столь острое смешение эмоций: веселое согласие с автором по отдельным вопросам – и бурное неприятие прочих тезисов с желанием трясти текстом первоисточника и педантично кидаться полными, а не обрезанными, цитатами.
Я старательно три дня молчала – в смысле не трогала клавиатуру – так что буря улеглась, и можно говорить спокойно о вопросе, о котором, как мне казалось, говорить две тысячи лет как незачем.
Собственно, о чем, вкратце, текст? О девственности. Посыл? Автор поставила себе целью написать утешительную статью для женщин, которые по приходе к вере начали укорять себя за потерю невинности до брака. Бывает, что чрезмерное самоукорение легко приводит к беспросветному унынию. Так что с желанием автора поддержать унывающих легко согласиться.
Еще автор пожурила девиц, чрезмерно надмевающихся своим девичеством, и остроумно заметил, что девство до брака – не единственная составляющая семейного счастья: неплохо бы, мол, еще и щи научиться варить. Кто поспорит!
Посетовал автор и на то, что в нашей культуре требования к добрачной чистоте девиц отчего-то выше, чем к чистоте мужского пола. Справедливо, хотя, строго говоря, чистота как добрачный идеал и для мужчин зафиксирована, например, в требованиях к ставленникам в священство. (Понятно, что у архиереев есть право соображаться с «икономией», то есть пользой церковной, нехваткой пастырей на приходах и т.п, однако же – идеал засвидетельствован).
Еще Лилия справедливо заметила, что девство девству рознь, и напомнила пословицу: «Телом девица, а душой блудница».
Но что же тогда не так? Что вызвало мое желание писать ответный опус? Способ авторской аргументации. Его можно сравнить с ситуацией, в которой мать утешает ребенка, потерявшего конфетку: «Да успокойся. Ну не плачь, новую купим! Послушай, да вообще она невкусная была. Посмотри, сейчас уже никто не ест конфеты…» Пафос утешения привел автора даже к серьезному искажению (ненамеренному, я уверена) слов апостола Павла по данному вопросу:
«Апостол Павел прямо пишет в своем первом послании к Коринфянам: «относительно девства я не имею повеления от Господа». Подразумевалось ли, что хранение девственности было само собой разумеющимся или же возлагалось на совесть каждого персонально – так и осталось тайной. Возведение девственности в культ произошло в более поздние времена...».
Увы, если читать приведенную фразу в полной версии Нового Завета, никаких неожиданных романтических тайн нам не откроется:
«В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом. Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так» (7:24–26).
Апостол рассуждает отнюдь не о том, стоит или нет хранить девство до брака, а о том, стоит ли юноше или девушке после обращения ко Христу вступать в брак, или же остаться в девстве, по сути – монашестве, просто тогда монашества как особого звания еще не существовало. Чуть ниже апостол поясняет:
«Выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше» (7:38).
То есть сам апостол Павел отдавал предпочтение девственному безбрачию, но оговаривался, что не имеет повеления от Господа навязывать безбрачие пастве как единственный путь ко спасению.
Не осталось для нас тайной и то, как относился апостол Павел к хранению девственности до брака, которая, если верить Лилии Малаховой, приобрела в христианской культуре ценность лишь в более поздние времена. «Не обманывайтесь, – предупреждал святой Павел, – ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи…. – Царства Божия не наследуют». (1 Кор. 6:9–10). Понятно, что если опустить вопрос о насилии, основной «способ» не сохранить девство до брака – это блуд.
Таким образом, «культ девства» – это просто «культ» воздержания от блуда, о котором как раз Павел-то и писал предельно жестко, а отнюдь не в виде таинственных оговорок: «Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела». (6:13) И «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? Ибо сказано: два будут одна плоть» (6:15–16).
На этом фоне странно звучат слова автора статьи о том, что «Вести или не вести половую жизнь вне брака это индивидуальное решение конкретного человека, и почему он его принял, знать окружающим необязательно». Знать, действительно, не обязательно и, более того, весьма не полезно. Но важно уточнить, что здесь понятие «конкретный человек» в понятие «христианин» не входит.
Христианин не может принять подобного «решения», прямо противоречащего нормам Св. Писания. Он может быть помрачен, в помрачении разума пасть и восстать – но это его беда, а не его право или «решение». Восстал и покаялся? Слава Богу. Раз уж мы начали с апостола Павла, то вот его утешение на этот счет: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». (1 Кор. 6:11).
Автор же в тоне утешения приходит к рассуждениям о том, что-де:
«Плотское влечение – очень мощная сила, далеко не все люди способны ее побороть. Даже среди тех, кто причислен к лику святых, случались падения, а некоторые годами молились об избавлении от плотской страсти и не получали облегчения до глубокой старости. Воздержание – это физический дискомфорт, это сопутствующие заболевания, это изменение психоэмоционального состояния, причем не в лучшую сторону. Я бы сказала о воздержании так: в современных информационных условиях это подвиг. На подвиг способны не все, только избранные».
Да, именно «род избранный, царственное священство…» – так на сей раз апостол Петр обращается к христианам (1 Пет.2:9). На подвиг, если быть точным, не способен никто – но «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13). Можно не справиться, но нельзя отказаться… Впрочем, именно первоначальная чистота изрядно облегчает подвиг воздержания от блуда. По пословице: коготок увяз – всей птичке пропасть. А пока не увяз – лети, птица, и лети, девица.
Апостол павел о девстве
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Апостолы о браке и девстве
Поднимаемый св. Апостолами вопрос о браке и девстве имеет важное значение и подразумевает два аспекта: 1) аспект бытового и, как следствие, правового характера – а) проблема выбора жизненного пути: брак или девство; б) жизнь в браке: аа) брак верующих (т.е., когда оба принадлежат к Церкви), бб) брак верующего/верующей с неверующим/неверующей, вв) проблема супружеской измены – прелюбодеяние, развод, гг) вдовы; в) подвиг девства. 2) аспект догматического (мистического) характера, в котором можно выделить два пункта: а) эсхатологический (коснемся его в 1(в)) и б) экклесиологический (Христос и Церковь).
1(б). Брачная жизнь есть спасение в семье и не является помехой в деле спасения. В 1Кор. 7:1 св. Павел упоминает о послании, в котором коринфяне вопрошали Апостола о том, следует ли вовсе не касаться женщины и иметь супружеское общение со своими женами/мужьями тем, кто освящены во Христе. [4]
аа. Отвечая им он, отдавая преимущество воздержанию от брачной жизни, все же, во избежание блуда, предписывает не уклоняться от общения мужей с женами, т.к. они, сочетавшись в браке, уже не властны над своим телом, потому что муж, сочетавшийся с женой, имеет право на тело своей жены, будучи ее мужем, подобно же и жена (7:2 – 4). (В этом отношении, – по словам Златоуста, – муж и жена имеют совершенно одинаковые власть и права. [5] ) При этом Апостол желает привлечь (συγγνώμην) их внимание более к высшему житию, советуя им (по обоюдному решению) уединяться на время, для упражнения в посте и молитве, но о совершенном уклонении супругов Апостол повеления не дает (7:6 – 7). [6] Иерархию семейных отношений Апостолы Петр и Павел строят по принципу патриархата, при этом уточняя, что патриархат не должен превращаться в деспотизм мужа над женой (1Кор.11:3, 8 – 9; Еф.5:22 – 24; 1Пет.3:1; Кол.3:18), муж не должен забывать, что он одно тело со своей женой и оба – в Господе (1Кор.11:11; Еф. 25 – 33; 1Пет.3:7; Кол.3:19).
бб. Касаясь же вопроса по поводу смешенных браков, т.е. браков между христианами и язычниками (какие бывали в том случае если, состоя в браке до крещения, один из супругов принимал христианство, а другой нет), Апостолы, которых вопрошали: не лучше ли оставить неверующую/неверующего, чем оставаться в браке с язычником? Апостолы советовали не оставлять неверующих жен/мужей, если они сами того не захотят (1Кор.7: 12 – 13, 15). При этом Апостолы указывали на то, что неверующий муж/жена освящается верующей женой/мужем и дети от этого брака не нечисты, но святы (1Кор.7:14; 1Пет.3:1).
вв. Проблемы прелюбодеяния Апостол Павел не поднимает в изложении христианской этики супружеских отношений, потому, что для христиан они в принципе не допустимы, это понятно и так (Евр. 13: 4). Но на основании 1Кор. 5:1 – 9 и Евр. 13: 4, мы можем видеть, как относились Апостолы (по крайней мере, Павел) к этой проблеме. [7] За супружескую измену виновник подлежал отлучению от Церкви и предавался Божию суду (1Кор. 5:5; Евр.13: 4). К проблеме развода, среди не смешанных браков, Апостолы относились отрицательно, ссылаясь на повеление Господне (см. Мф.19:9), в смешанных же браках, если неверующий хочет развестись, это не запрещалось (1Кор.7: 10 – 15). Разведенные должны были или жить безбрачно, или примириться с супругом (1Кор.7:11).
гг. Поднимается у Апостолов и проблема вдов, которые в древней Церкви играли важную роль, [8] так ап. Павел советует вдовам, если они могут, не вступать вторично в брак, но служить Церкви, пребывать в молитве (1Кор. 7:8 – 9, 24; 1Тим. 5:5), наиболее усердные из вдов старшего возраста (не менее 60 лет) избирались на церковное служение, т.е. в клир (1Тим. 5: 9 – 10). Молодых вдов Апостол призывал, во избежание искушений, вступать в брак, но только с христианином (1Кор. 7:9, 39; 1Тим.5:14).
1(в). В христианской Церкви девство возвышается над супружеством, оно считается особым даром. Апостол Павел не скрывает, что он желает, что бы все были, как и я, т.е. безбрачными, но говорит и то, что каждый имеет свое дарование от Бога, один так, т.е. безбрачным, девственником, другой иначе, безбрачие хорошо, лучше и блаженнее (1Кор.7: 7 – 8, 38, 40). Апостол Павел советует поступать в этом случае рассудительно (1Кор.7: 25 – 28, 36 – 37). Учитывая сложность времени, искушения мира и высоту призвания, к которому призваны христиане, следует быть в мiре, но над мiром, ибо проходит образ мiра сего, но быть в мире, к которому призваны мы во Христе. Поэтому ап. Павел призывает верующих помнить, что время уже коротко, так что и имеющие жен пусть будут как не имеющие (1Кор. 7:29). Христианин не должен быть озабочен ничем, но лишь своим спасением, безбрачие во Христе – это шаг вперед в этом отношении. Безбрачный на шаг впереди относительно того, кто сочетался браком, ибо неженатый заботиться о Господнем, как угодить Господу, женатый же заботиться о мiрском, как угодить жене: есть разница. То же относительно незамужней и замужней (1Кор. 7: 32 – 34). Но выбор девственной жизни должен быть твердым, непоколебимым, самовластным, и выбравший девство должен хранить свое сердце, а не только лишь тело (1Кор.7:37).
[1] Прот. А.Сорокин точно определяет богословское значение 1 и 2Кор., которое состоит в том, что «при всем многообразии разбираемых Павлом проблем… их рассуждения вращаются вокруг одного важного… вопроса, касающегося Благой вести: как строится жизнь во Христе каждого верующего в соотнесении с Церковью как общиной и, отсюда, как строится жизнь Церкви в целом». Сорокин, 175. В тоже время, в 1Кор. апостол Павел увлечен ожиданием скорого конца, так что склонен больше ценить безбрачие, нежели жизнь в браке, к которой он высказывает лишь терпение. Сорокин, 281, прим. 577.
[4] Феодорит. Толк. 1Кор.7:1 [БКОЦ: НЗ. Т.7. – С.83].
[5] Златоуст. Гом. на 1Кор. 19 [БКОЦ: НЗ. Т.7. – С.85]. Не следует забывать, что как ап. Павел, так и свт. Иоанн Златоуст имеют в виду законодательство римского права, касательно брака (брачный договор и проч.).
[6] Ориген, который был пропагандистом воздержания, остроумно замечает: «Итак, муж властен над телом жены [согласно брачному договору] и, имея такую власть, если желает, пусть не пользуется этой властью… [так] и жена… неужели она не может не воспользоваться этой властью?». Ориген. Фрагм. [БКОЦ: НЗ. Т.7. – С.85].
[7] Ориген говорит, что суть проблемы заключалась в том, что некий человек взял в жены свою бывшую мачеху (ср. предписание по этому поводу ВЗ – Лев. 18:8). Ориген. Фрагм. [БКОЦ: НЗ. Т.7. – С.64]
[8] Известно, что вдов, не младше 60 лет, которые жили безупречной жизнью, служа Церкви, ап. Павел рекомендует Тимофею избирать на служение в качестве диаконис (см. 1Тим. 5: 9 – 10).