апостол павел о пьяницах

«Пьяница – живой мертвец»

апостол павел о пьяницах

«Не обманывайте себя, — пишет апостол Павел, — пьяницы Царства Божия не наследуют» (см. 1 Кор. 6, 9–10). Интерпретируя эту мысль апостола, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Пьяница – живой мертвец».

Пьянство — это греховная страсть и опасное социальное явление. Алкогольная зависимость становится тяжелой проблемой для самого человека и окружающих его людей. И это проблема, которую человек создает себе сам. Можно ссылаться на тяжелые обстоятельства жизни, на сложные взаимоотношения с близкими, на конфликт в семье, на наследственную предрасположенность, но необходимо со всей откровенностью сказать: алкогольная зависимость, пьянство — это то, до чего позволил себе опуститься сам человек.

Как это с ним произошло? Имеет значение первый опыт. Увы, сегодня подростки порой слишком рано начинают пробовать спиртное, а детский организм более восприимчив и менее защищен. Видеть молодого человека с выраженной алкогольной зависимостью бывает очень тяжело.

Если за праздничным столом взрослый человек выпивает бокал вина, он считает, что это не может вызвать у него никакой зависимости. Апостол увещает христиан: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф. 5, 18).

С чего часто начинается зависимость? Со стремления «запить» свои проблемы. Есть какой-то дискомфорт, и человеку кажется, что спиртное поможет ему расслабиться, взглянуть на все по-другому, почувствовать себя не так скверно. Но наступает утро, и становится ясно, что от выпитого лучше не стало. Хорошо, если не стало еще хуже: если в нетрезвом состоянии человек не сказал или не сделал что-то такое, что добавит в его жизнь и жизнь окружающих людей новые проблемы и тревоги.

Зависимость начинается и с легкомысленного отношения, когда кажется, что пиво (напиток не самый крепкий) зависимость не вызовет, что вина выпили только «для настроения». А потом выясняется, что «для настроения» становится чуть ли не ежедневным. И тогда проблема снова представляется меньшей, чем есть на самом деле. Человеку все кажется, что он «в любой момент бросит», а зависимость, с которой он не хочет бороться, на самом деле только усиливается.

Может зависимость начаться и с того, что человек с самого начала не хочет знать меры. Он не просто выпивает за праздничным столом вина, а стремится перепробовать все напитки, не пропускает ни одного тоста, еще добавляет спиртного в рюмку. Незаметно для себя он выпивает столько, что уже не контролирует свои эмоции, слова, поступки, не владеет собой — спиртное управляет им.

Христианин призван стремиться к сердечной чистоте (см. Мф. 5, 8). Его сердце должно любить Бога (см. Мф. 22, 37) и Ему принадлежать. Если же человек приобрел алкогольную зависимость, его сердце принадлежит рюмке. Эта зависимость опасна тем, что она формируется на психическом уровне, то есть пленяется душа. Пристрастившийся к хмельному состоянию человек не может выбирать, сколько ему выпить, перед ним стоит нравственная дилемма: пить или не пить.

Для излечения ему требуется внимание к своему внутреннему состоянию, к мыслям и воспоминаниям, которые бередят желание вернуться к погибельному пути. Не случайно однокоренными являются слова «трезвость» и «трезвение» — духовная бдительность, отсечение греховных помыслов, обращенность к Богу в молитве. Один подвижник на вопрос о том, как он научился непрестанной молитве, ответил, что его научили бесы: как только он мысленно улавливал их подстрекательства, сразу же горячо начинал молиться Богу, зная, что по-другому от них ему не избавиться.

Так и человеку, желающему преодолеть тягу к алкоголю, надо быть бдительным к своим мыслям, постараться прилепиться к Христу в молитве, очищать свое сердце покаянием и соединяться с Ним в Евхаристии. Иначе незаметно наступит пауза, которую будет нечем занять, и задавит безысходность, и снова возникнет «потребность» в глотке алкоголя.

Чем раньше человек осознает и признает в своей жизни эту созданную его руками проблему, тем больше шансов у него на излечение. Только нужно быть честным с собой и понимать, что без усилий самого человека, без его работы над своим излечением, возвращением к нормальной жизни, помочь ему не способен никто.

От человека зависит, напиваться ли за праздничным столом, искать ли в тяжелых ситуациях утешения в спиртном, позволять ли себе выпить по любому случаю или вовремя остановиться — до того, как развилась зависимость. Точно так же от человека зависит, подчиняться ли ему зависимости все больше, растрачивать свою жизнь на выпивку, изводить близких людей и обкрадывать себя духовно и материально или же вспомнить о том, что он — творение Божие, собрать в кулак всю свою волю и противостоять пагубной привычке, призывая в помощь Бога.

Источник

Новый Завет


Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла


Глава 5.

1 Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего.

2 И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.

3 А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, 4 в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, 5 предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.

6 Нечем вам хвалиться. || Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?

7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.

8 Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.

12 Ибо что́ мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?

13 Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.

Глава 6.

1 Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?

2 Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? 3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?

4 А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви.

5 К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?

6 Но брат с братом судится, и притом перед неверными.

7 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?

8 Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев.

11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

12 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

13 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.

14 Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.

15 Разве не знаете, что тела́ ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!

16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.

17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.

18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.

19 Не знаете ли, что тела́ ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?

20 Ибо вы куплены дорогою ценою. || Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

Источник

Православная Жизнь

О чревоугодии и пьянстве – грехах четвертого мытарства, о том, как поступать, если ближайшие родственники любят устраивать «праздники желудку», чей пример поможет укрепиться в воздержании, и о молитвах Божией Матери рассказывает протоиерей Олег Стеняев.

апостол павел о пьяницах

«Продолжая путь, мы достигли нового мытарства, которое называется мытарством чревоугодия. Навстречу нам выбежали скверные духи, радуясь, что к ним идет новая жертва. Внешний вид этих духов был безобразен: они изображали собой разные виды сластолюбивых чревоугодников и мерзких пьяниц; несли блюда и чаши с яствами и разным питьем. Пища и питье по виду тоже были гнусны, походили на смердящий гной и блевотину. Духи этого мытарства казались пресыщенными и пьяными, они скакали с музыкой в руках и делали все, что обыкновенно делают пирующие, и ругались над душами грешных, приводимыми ими к мытарству», – повествует блаженная Феодора.

Грехи этого мытарства:

Чревоугодие и пьянство

Блаженная Феодора описывает, что, когда ее душа оказалась на этом мытарстве, бесы там были все пьяные: «Внешний вид этих духов был безобразен: они изображали собой разные виды сластолюбивых чревоугодников и мерзких пьяниц». Человек на мытарствах видит свои грехи в некоем воплощении. Конечно, ужасно увидеть свой грех со стороны. Если мы находимся в состоянии нераскаянного греха, мы можем в зеркале заметить, как меняется наше лицо: оно становится более мрачным; и в зеркале мы можем заметить, как наполняется наше лицо внутренним светом после Исповеди или Причастия.

Иногда мы смотрим на наших ближних и чувствуем, что у них что-то не так, что есть какая-то проблема, – произошло изменение в их внешности.

Как известно, грех воняет.

Один знакомый мне молодой отец рассказывал о своем двухгодовалом сынишке:

– От него всегда пахнет какими-то конфетами, ирисками, хотя ни мать, ни я ничего такого ему не давали.

– Чистая душа, – отвечаю я.

Блаженная Феодора описывает: «Пища и питье по виду тоже были гнусны, походили на смердящий гной и блевотину». Четвертое мытарство – это запах алкоголя, рвоты и испражнений. Ее душа все это запечатлела.

Эта проблема – чревоугодия и пьянства – касается подавляющего большинства мирян. Каждый государственный, семейный и даже церковный праздник превращается в повод для чревоугодия и пьянства. А ведь слово Божие учит: «Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10). И прежде всего мы, духовенство, должны решительно отказаться от этой пагубной привычки чревоугодия.

Апостол Павел говорил о мясной пище: «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8, 13). Библия не запрещает употребление мясной пищи и вина. Но по причине соблазнов среди верующих апостол отказывается от мяса. А если говорить о спиртном, о пьянстве, то известно и очевидно, что вся Россия соблазнилась, «преткнулась» на этом грехе. Библия же категорично относится к проблеме пьянства (алкоголизма). Ветхий Завет дает одинаково негативную оценку как употребляющим спиртное, так и его изготовителям: «Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток» (Ис. 5, 22). Новозаветное отношение к пьянству тоже достаточно категорично. Сказано: «Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти» (Рим. 13, 13); и еще: «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею… с таким даже и не есть вместе» (1 Кор. 5, 11).

Собственно, противоположностью пьянства является правильное прославление Бога (Православие): «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5, 18–19). Сын Божий учил, что пьянство отягощает наше сердце и подвергает опасности душу: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк. 21, 34).

Из всего вышеизложенного мы должны сделать единственно возможный правильный вывод: пьянство и христианство – понятия несовместимые. «Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1 Фес. 5, 7).

Но как научиться умеренности в пище, трезвому образу жизни в том порой строптивом окружении, в котором мы живем, работаем и существуем? Как поститься среди общего непощения, когда и дома, где мы живем, и на работе все едят скоромное? Сказано: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5, 19); и еще: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5).

«Во дни Навуходоносора произошло пленение Израильского народа, и тысячи евреев оказались в плену, среди язычников. Вавилонская империя была огромной и мощной. Это было государство, где в течение долгих веков поклонялись многим богам. Формируясь тысячелетиями в Междуречье, эти культы ко дням Навуходоносора достигли своего апогея, полноты своего развития. Среди пленников, уведенных из земли Израильской, были четыре мальчика: Даниил, Анания, Мисаил и Азария – верующие, благочестивые отроки. В связи с тем, что их наружность была очень привлекательна (это были красивые отроки, крепкие и сильные), царь Навуходоносор берет их к себе во дворец, чтобы здесь они росли, получали образование, воспитание и затем стали бы его слугами…

Царь дает приказ отобрать не просто отроков, не просто “красивых видом”, не просто “понятливых для всякой науки, и разумеющих науки”, но таких, чтобы они были “рода царского и княжеского” (Дан. 1, 3–4), чтобы у них было славное происхождение, чтобы потом превратить их в халдеев, в “жителей Вавилона”, которые смогли бы представлять интересы язычников среди самих израильтян. Но для того, чтобы использовать сих отроков в своих далеко идущих интересах, вавилоняне решили перевоспитать, переделать и изменить их…

И вот что мы видим: сих четырех мальчиков поместили между другими отроками и юношами, которых воспитывали при дворце царя Навуходоносора. В этом дворце о царских отроках очень заботились: их одевали в красивые одежды, кормили, им давали самые изысканные кушанья, вина, все делали для того, чтобы они были здоровыми, крепкими и красивыми, получили блестящее воспитание. Но с отроками израильскими возникла очень серьезная проблема – они отказались вкушать пищу с царского стола, которую язычники пытались им навязать вопреки Закону Господню: “Сущий в них Дух Христов… Он предвозвещал” (1 Пет. 1, 11) – им, ветхозаветным людям, – что “сей же род изгоняется только молитвою и постом” (Мф. 17, 21). И они старались не иметь общей трапезы с язычниками, так как общее застолье заканчивается для многих общими грехами и пьяным беснованием, а воздержание в пище – мать всех добродетелей. Пророк Осия говорит о нечестивых застольях: “Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу. Блуд, вино и напитки завладели сердцем их” (Ос. 4, 10–11). Но язычники пытались как-то объяснить, обосновать, почему отрокам надо есть царскую пищу, которой те боялись оскверниться, пить вино; они говорили: ведь иначе юноши будут худые, лица их будут тощими, они будут некрасивые, нездоровые, будут плохо учиться. Мир всегда находит оправдания для своих грехов, находит потому, что ищет их, а ищет – потому, что “люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы” (Ин. 3, 19).

Застолья для многих людей являются смыслом их жизни. Стол, наполненный яствами, на котором дымится мясо, пахнут свежестью салаты и пенится вино, радует глаз всей веселой компании, собравшейся на пиршество. Но всякий раз, когда нас приглашают на такой “праздник живота”, мы должны спрашивать себя: зачем и для чего мне садиться за этот стол? Что больше всего привлекает меня здесь?

Никогда не надо бояться говорить слово “НЕТ”. Святые отроки Даниил, Анания, Мисаил и Азария не боялись говорить это слово. Многие, особенно молодые, христиане из чувства ложной скромности не решаются ответить отказом в частности тем, к кому юным верующим и подходить неприлично. Мы должны понять, что наш мир разделен на своих и чужих, и хотим мы или не хотим этого замечать, но это именно так. Святые отроки, о которых мы читаем в Книге Даниила, не просто понимали это, но жили этим…

Святитель Иоанн Златоуст учил: “Да будем все едино тело, да будем все братия. Ибо доколе это разделяет нас, дотоле и отец, и сын, и брат, и кто бы то ни был – для нас еще не истинный сродник наш, так как он отделен от сродства горнего. Да и какая польза быть соединенным родством бренным, когда мы не соединены сродством духовным? Какая прибыль от близости на земле, когда мы чужды друг друга на небесах?” [1] …

И тогда Даниил обратился с предложением к Амелсару, которого начальник евнухов приставил к отрокам: “Сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней: пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья, и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, – и затем поступай с рабами твоими, как увидишь” (Дан. 1, 12–13).

апостол павел о пьяницах

Мытарство 4-е. Фрески Рыльского монастыря, Болгария. Фрагмент

Чревоугодие не существует без сопутствующих грехов, таких как пьянство, жадность, леность, сластолюбие и блуд. И любой грех имеет свою «иерархию», зная которую человек может успешнее вести борьбу с тем или иным пороком. Выстроим правильную стратегию борьбы с названными грехами. Что и чему мы можем противопоставить?

блуду – бракосочетание либо обет безбрачия (монашество).

Оканчивая описание четвертого мытарства, блаженная Феодора поведала следующее: «Указали мне и на то, когда в воскресные дни случалось мне выпить прежде святой Литургии, и многое тому подобное указывали они мне из моих грехов по чревоугодию и радовались, уже считая меня в своей власти, и намеревались отвести меня на дно ада; я же, видя себя обличенной и не имея ничего сказать против них, трепетала. Но святые Ангелы, заимствовав из сокровищницы преподобного Василия добрые дела его, покрыли мои грехи и изъяли из власти тех лукавых духов. Видя это, они подняли крик: “Горе нам! Пропали наши труды! Исчезла наша надежда!” – и начали пускать по воздуху свертки, где были написаны мои грехи; я же была рада, и затем мы беспрепятственно пошли оттуда. Во время пути к следующему мытарству святые Ангелы вели между собою беседу. Они говорили: “Поистине великую помощь получает эта душа от угодника Божия Василия: если бы его молитвы не помогали ей, большую нужду пришлось бы ей испытать, проходя воздушные мытарства”».

Значение молитв Божией Матери в прохождении мытарств

В окончании четвертого мытарства мы находим слова Ангелов об угоднике Божием Василии Новом; ангелы говорили, рассуждая между собой: «Поистине великую помощь получает эта душа от угодника Божия Василия: если бы его молитвы не помогали ей, большую нужду пришлось бы ей испытать, проходя воздушные мытарства». Здесь мы и отметим особо заступничество святых в целом, а сугубо – заступничество Божией Матери, Которая в «Акафисте Пресвятой Богородице», в икосе 2, прославляется словами: «Радуйся, лествице Небесная, Еюже сниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на Небо. Радуйся, Ангелов многословущее чудо; радуйся, бесов многоплачевное посрамление».

Протоиерей Олег Стеняев

[1] Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова. Беседа 25. 3 // Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. Т. 8, кн. 1. Изд. СПбДА, 1902. С. 165.

[2] См.: Олег Стеняев, протоиерей. Беседы на Книгу святого пророка Божия Даниила. М., 2001.

[3] Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Загорск, 1981. С. 780.

[4] Энциклопедия православной веры. СПб., 2009. С. 661.

[7] См.: Отечник проповедника, 87; Соловецкий патерик.

[8] Слова из древнего латинского молитвенного обращения к Матери Божией: «Sancta Maria, Mater Dei, ora pro nobis peccatoribus, nunc et in hora mortis nostrae. Amen». – «Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных, ныне и в час смерти нашей. Аминь».

Источник

Когда опьянение становится грехом?

Содержание

Библия и Святые Отцы о вине и увлечении вином

В Библии звучат предостережения по поводу алкоголя. Находятся они в ветхозаветном аскетическом сборнике – книге Притч Соломоновых: «Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» ( Притч. 20:1 ). Здесь осуждается увлечение слабоалкогольным напитком и напитком, более высокоградусным. Неразумно ими увлекаться, а неразумие на языке Притч синоним греховности. Даже слабоалкогольный напиток (наподобие пива) постепенно вызывает у человека греховное увлечение, нездоровую зависимость с печальными последствиями. Алкогольная зависимость делает умного человека глупцом, лишает его страха Божия, отдает его кровожадной стихии гнева.

Нет здесь крайности, тот же апостол пишет своему помощнику – апостолу Тимофею: «Впредь пей не одну только воду, но употребляй немного вина, ради желудка и частых твоих недугов» ( 1Тим. 5:23 ). Люди в жарком климате Средиземноморья во время еды добавляли немного вина ради дезинфекции, для желудка. Вот почему апостолу Тимофею полное воздержание от алкоголя не было полезно. Да и во многих современных лекарственных настойках тоже присутствует алкогольная компонента, хотя заболевания желудочно-кишечного тракта сейчас предотвращают и лечат, обходясь без алкоголя.

Почему люди употребляют алкоголь? Порой тянутся к спиртному, желая раскрасить унылые будни в праздничные цвета. Это распространенная ошибка, от нее предостерегает книга Притч: «Не царям пить вино. чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых. Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою» ( Притч. 31:4–5 ).

В этой цитате начало понятное – царь может пировать хоть каждый день, но это не доведет до добра. Дальше тоже вроде бы понятно: «Царь, убери со стола кувшины с хмельной сикерой, тебе они не нужны. В конце концов отдай их тем людям, кому плохо сейчас, это немного заглушит боль, залечит раны, уймет душевные терзания». Но тут возникают такие соображения: «Царь имеет возможность попивать каждый день, но это путь в никуда. А разве для бедняка пить с горя – не путь в никуда? Разве три глотка сикеры решат проблему бедняка, огорченного душею? Нет, только на время самочувствие полегче будет. Сегодня три глотка, завтра тоже. Бедняк привыкнет заливать алкоголем свои проблемы, и от этого проблем будет гораздо больше». Что тут скажешь? Как понимать этот стих из Притчей?

Аскетика и наркология: стадии развития алкогольной страсти

На 2 стадии алкоголизм – это физическая зависимость. Совсем другое дело! Влечение к спиртному приобретает непреодолимый характер, компульсивный характер. Добавим к медицинским формулам аскетический комментарий: на этой стадии алкоголик может преодолеть свою главную страсть, только если он сам этого хочет и ему помогают Бог и люди (семья, врачи, священники).

Рассмотренные 3 стадии алкоголизма дают нам яркую картину, как страсть постепенно развивается и губит человека. Перейдем теперь к вопросу опьянения, поставленному в заголовок статьи.

Аскетика и наркология: грех и стадии развития опьянения

Вторая ремарка: патологическое опьянение и наследственная предрасположенность к алкоголизму – похожие ситуации. Хорошо, если человек это понимает: «У меня папа пьющий, тяжело с ним жить. Дедушка вообще разбился насмерть, за руль сел пьяный. Значит, мне пить нельзя. Радость буду получать безалкогольным способом, с пользой для семьи и здоровья. Если навалится депрессия, не сробею пойти к врачу, пропью курс антидепрессантов, они не вызывают побочки – привыкания и деградации».

Теперь поговорим про обычный процесс опьянения. У большинства людей он развивается в 3 степени. Мы их опишем и поставим вопрос: это грешно или нет?

Поэтому будем отдавать себе отчет вовремя: «Я сижу за праздничным столом, мы выпили два тоста. У меня легкая степень опьянения. На сегодня хватит, налью себе соку. Не хочу терять самоконтроль. Средняя степень опьянения мне не нужна, пойду освежиться».

При тяжелой степени опьянения человек уже не способен ходить без посторонней помощи, его движения раскоординированы. Нарушение сознания развивается от оглушения до комы. Есть риск смертельно отравиться алкоголем.

Неприятно это говорить, но средняя степень опьянения превращает человека в «пьяную скотину», тяжелая степень – превращает человека в «овощ». Итак, при легкой степени опьянения мы рискуем согрешить значительно больше, чем на трезвую голову. Средняя степень опьянения сама по себе является грехом, даже если до поножовщины не дошло. В средней и тяжелой степени опьянения нужно каяться. А еще загодя их избегать. Как? Вот за праздничным застольем рядом с нами сел человек, он активно подливает в рюмку: «Пей до дна! Ты мужик или нет?» Мы вежливо и твердо отстаиваем право самому решать, что делать: «Чтобы чувствовать себя мужчиной, мне пить не обязательно». Или наливающий нам водку грозит обидеться в случе отказа: «Ты меня уважаешь?» Ответ простой: «Уважаю. Просто выпивать еще не хочу. И ты меня уважай – не дави, чтоб я выпил».

Легкая степень опьянения будет греховной для человека с алкогольной зависимостью, потому что дальше он утратит контроль и уйдет в запой «после 4 лет полного воздержания». Легкая степень будет грехом и когда обстановка неподходящая. Например, человек выпивает в компании малознакомых людей. Что может случиться? Подмешают что-нибудь в рюмку «для прикола», очнешься в реанимации. Или кто-то напьется и втянет окружающих в уголовную историю, будешь потом доказывать свою непричастность. Извините, что эти простые соображения приходится проговаривать. К сожалению, со взрослыми, неглупыми, неплохими людьми тоже случаются беды, просто потому что им однажды предложили выпить, и неудобно было отказаться, или они не учли, какая обстановка вокруг.

Еще обстановка неподходящая, если рядом с нами сидит алкоголик и предлагает выпивать вместе с ним. Мы делаемся в какой-то мере соучастниками его опьянения со всеми последствиями, подыгрываем его страсти, становимся созависимыми в тот момент. Лучше тогда воздержаться вообще от алкоголя и не поощрять его к выпивке. Например, не поддерживать шуток в стиле «алкогольного юмора».

Постоянно Церковь ходатайствует перед Богом на особых молебнах об алкозависимых. Там читается Евангелие о том, как Христос изгнал легион бесов: «Приплыли в страну Гадаринскую… встретил Его один человек… его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну» ( Лк.8:26–31 ). В состоянии сильного алкогольного опьянения, «белой горячки» люди испытывают тяжелые психопатологические состояния и подвергаются насилию бесов.

Из всего этого можно сделать выводы. Для любого человека хорошо бы свести к минимуму употребление алкоголя. И есть такие люди и такие ситуации, когда требуется полное воздержание. Решительный отказ о алкоголя связан со страстью алкоголизма, патологическим опьянением и наследственной предрасположенностью, а еще с необходимостью сохранять ясность сознания и скоординированность движений.

Мы предложили некоторые размышления на тему «Когда употребление алкоголя становится грехом». Надеемся, читатель увидел в них что-то полезное. Эта тема нам представляется важной, болезненной, весьма непростой, дискуссионной, и мы не претендуем на то, чтобы представить исчерпывающие соображения и рекомендации.

Абсолютный запрет на алкоголь сам по себе не обеспечивает трезвую жизнь. Существует много видов наркотиков, которые человек может употреблять и при этом гордиться, что он не пьет. Кроме того, существуют техники измененного сознания, экстазы и трансы – это «наркотик без наркотика», «алкоголь без алкоголя».

Святитель Григорий Палама перечисляет более ста пятидесяти греховных влечений, страстей, недобрых поступков и состояний человека. Некоторые из них относятся к употреблению алкоголя: κραιπάλη – похмелье, μέθη – пьянство, οίνοφλυγία – винопитие. Злоупотребив алкоголем, человек становится потенциальным самоубийцей. Он приобретает «состояние изменённого сознания», как бы покидает реальность, умирает для неё. Теряет контроль над собой, совершает тяжкие грехи, сам не понимая того, порой физически погибает из-за опьянения.

Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII вв. Ветхий Завет. Т. IX. Притч Соломона, Книга Экклесиаста, Песнь Песней. Тверь, 2012. С. 189.

Преп. Исаак Сирин. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. СПб., 2006. С. 39.

В раннехристианские времена еретики-гностики, энкратиты (от греч. «воздержание») запрещали употребление вина, заменяя его водой даже в Евхаристии. Церковь не согласилась с их практикой абсолютного воздержания от вина для всех.

Тюльпин Ю. Г. Психические болезни с курсом наркологии: учебник. М., 2016.

Тюльпин Ю. Г. Цит. изд. С. 270.

Тюльпин Ю. Г. Цит. изд. С. 271.

Это обозначено в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых Архиерейским Собором.

Тюльпин Ю. Г. Цит. изд. С. 273.

Причиной может быть врожденная патологическая реакция организма на алкоголь или органическое поражение головного мозга.

Тюльпин Ю. Г. Цит. изд. С. 267. Есть у этих стадий и соответственное каждой содержание алкоголя в крови.

Конечно, при легкой степени опьянения разбросанность движений может оказаться греховной и даже фатальной, – если выпивший человек управляет автомобилем.

Тюльпин Ю. Г. Цит. изд. С. 267.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *