апостол павел о радости
«Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16)
О христианском понимании радости
Может быть, православные и удаляются от того, в чем почитают радость люди неверующие, – впрочем, лишь от того, что связано с грехом, – но не удаляются от самой радости, ведь одна из библейских заповедей гласит: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16; Фил. 4: 4). И радуются православные христиане, конечно, не тому и не так, чему и как радуются неверующие.
Чтобы понять, в чем состоит особенность православного понимания радости, имеет смысл обратиться к словам Священного Писания и святых отцов.
В Священном Писании радость указывается как то, что свойственно Самому Богу. Так, Премудрость Божия говорит: «Я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время» (Притч. 8: 30).
Неудивительно, что воссоединение отпавшего человечества с Богом мыслится в категориях обретения вечной радости, о чем предсказывали еще ветхозаветные пророки: «И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис. 35: 10).
С этим связано то, что явление на земле Спасителя сопровождается возвещением радости как архангелом Гавриилом, явившимся Деве Марии, так и позднее, в ночь Рождества, пастухам, которым «сказал ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Лк. 2: 10).
Как пишет святитель Андрей Критский, «является Бог на земле, Бог с небес, Бог между человеками, Бог во чреве Девы – Тот, Которого не вмещает вся вселенная. Теперь природа человеческая начинает предвкушать радость и получает начало обожения… Гавриил служит таинству и взывает к Деве: “Радуйся!” (Лк. 1: 28), чтобы Дочь Адама, происшедшая от племени Давидова, возвратила Собою ту радость, которую потеряла праматерь… В самом деле, была ли и будет ли для рода человеческого какая-нибудь радость более той, как быть причастником Божественного естества, быть в соединении с Богом, быть с Ним едино по причине соединения, и притом ипостасного?» [1]
Сам Господь Иисус Христос испытывал радость, о чем говорил апостолам: «Радуюсь за вас» (Ин. 11: 15). И более того, Он свидетельствует о желании поделиться Своей радостью с учениками: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15: 11).
И Он же учит их расставлять верные ориентиры в радости: «Однако же не тому радуйтесь, что духи вам повинуются, но тому радуйтесь, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10: 20).
Господь также указал, что радость Его учеников отлична и даже противоположна радостям мира сего: «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин. 16: 20).
Вхождение в Царство Божие Господь Иисус Христос определяет как вхождение в радость: «Хорошо, добрый и верный раб. войди в радость господина твоего» (Мф. 25: 21). Также и апостол Павел определяет Царствие Божие как «радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17). В другом месте он указывает радость как «плод духа» (Гал. 5: 22).
Наконец, апостол Павел записал известные слова: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16).
Достойны внимания также объяснение и совет к практическому исполнению этой заповеди, данный святителем Василием Великим, который говорит: «Апостол приглашает всегда радоваться, но не всякого, а того, кто подобен ему самому, не живет во плоти, но имеет живущего в себе Христа; потому что общение с высочайшим из благ никак не допускает сочувствия с тем, что беспокоит плоть… Вообще душа, однажды объятая любовью к Создавшему и привыкшая увеселяться тамошними красотами, радости своей и благодушия не променяет на разнообразное превращение плотских страстей; но скорбное для других увеличит ее веселье. Таков был апостол, который благоволил в немощах, в скорбях, в изгнаниях, в нуждах (см.: 2 Кор. 12: 10)…
Из этих слов видно, что сатанинская радость, которую также называют злорадством, представляет собой искажение, выворачивание наизнанку заповеди «радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12: 15), то есть диавол радуется над плачущими в отчаянии и плачет над имеющими святую радость.
Подобная извращенная радость, в отличие от истинной радости, не вечна: «Веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна» (Иов 20: 5)
Что говорит нам апостол Павел о тайне непрестанной радости? (Флп. 4:4)
Владимир Рягузов
Когда мы наблюдаем за тем, что происходит в мире, нашему сердцу становится очень тяжело: столько везде страданий и лишений, насилия и несправедливости. Кроме того, на нас самих тяжелым бременем давит не только то, что происходит вокруг. У нас самих немало трудностей в семье, учебе, на работе, если она у нас еще есть. Наконец, наши многие родные и знакомые не знают Бога и живут без Него. Мы скорбим о наших мужьях и женах, идущих по широкому пути, ведущему в вечную гибель. Мы также мучимся в душе за своих детей, оставивших нас и живущих в грехе. Но именно в те жизненные обстоятельства, в которых мы находимся, направлены слова Апостола Павла: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» — Флп. 4:4.
Как последовать этому призыву, если мы живем во время злое, если наши сердца наполнены скорбью? Можем ли заставить себя радоваться? Чтобы ответить на эти вопросы, обратим внимание на то, где находился Апостол Павел, когда писал это послание, а также на общее его содержание и то, что побудило Апостола писать в нем о радости.
1. Где находится Апостол?
При поверхностном чтении послания может показаться, что после напряженного миссионерского труда, переживаний, нужд, притеснений и гонений за Христа Апостол Павел находится на отдыхе где-то на побережье Средиземного моря. Он принимает диетическую пищу, эффективные медикаменты, а также солнечные ванны на песчаном берегу и дышит свежим воздухом, чтобы укрепить здоровье, а в свободное время на открытке с красивым морским видом пишет наполненное радостью послание к филиппийским христианам.
На самом же деле все обстоит совсем не так. Из первой главы послания становится ясно, что Павел находится в трудном положении. Он в заточении в римской ТЮРЬМЕ за проповедь Евангелия. Именно из нее он пишет письмо Филиппийцам и в нем не жалуется на тяжелый жребий и несвободу, хотя у него было достаточно причин для недовольства. Ведь он хотел обрести мир для Христа и отправиться в Испанию, чтобы там проповедовать о Нем и призывать людей к Нему! И вдруг совсем неожиданно оказывается в заточении, и все его планы рушатся.
Вполне естественно, Апостол мог горько оплакивать свою судьбу, жаловаться на несправедливость и даже обвинять Бога. Однако вместо этого он с радостью сообщает о том, что произошло в результате его заточения: «Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большей смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие» — 1:12-14.
Заметьте: НИ СЛОВА СОЖАЛЕНИЯ! Лишь благодарная оценка за свое нахождение на несвободе, в римской тюрьме. Ведь это способствовало распространению Евангельской вести даже на императорском дворе! Кроме того, его братья по вере в городе Риме стали более мужественными в проповеди Евангелия, поскольку Павел стал для них большим примером! Если в тюрьме он бесстрашно благовествует о Христе, то почему они должны бояться это делать на свободе?
Скептики, возможно, возразят: «А может быть, в тюрьме у Апостола были особые условия? О нем заботились, не оставляли без внимания, и ему было там хорошо?» Как-то по нашему отечественному телевидению была передача о современных немецких тюрьмах, которая произвела большое впечатление на русских зрителей. Оказывается, у немецкого узника есть комната с телевизором, холодильником, душем и ванной. Кроме того, в тюрьме хорошая библиотека с компьютерами и информационной сетью «Интернет», плавательный бассейн с сауной, потому что на Западе уже само по себе одиночество, изоляция от родных, близких и друзей являются для узников тяжелейшим наказанием! После такой телепередачи власти Германии получили множество писем от российских граждан, пожелавших провести свой очередной отпуск в немецких тюрьмах.
Апостол Павел не только находился в угрожающем для своей жизни положении. Ему также стало известно о появлении некоторых БРАТЬЕВ, которые, пользуясь его несвободой, проповедуют Христа из чисто эгоистических побуждений, тем самым нанося новые раны его сердцу. И он ничего не может предпринять против них! Да. положение Апостола было непростым. А как бы мы реагировали на его месте? Может быть, стали писать грозные письма таким лжебратиям, чтобы устыдить и остановить их. Или опустили в бессилии руки и сказали: «С нас хватит. Пусть теперь Господь вступится за истину. Ведь то, что происходит, напрямую затрагивает ЕГО интересы! Он не должен допустить глумления над делом Своим! Но если Ему все безразлично, если Он не остановит такое безобразие, тогда мы не виноваты, наше дело — сторона. Мы сыты по горло!» Да, таким мог бы быть наш ответ.
2. Как относится к происходящему Апостол?
Очевидно, Павел думает: «Дело вовсе не в том, что кто-то пытается испортить мне настроение, и не в том, что я не могу выполнять данное мне Богом поручение. Ведь главное не я и мои интересы. Главное в том, чтобы проповедовался Христос. И затем добавляет: «Об этом самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне» — 2:18.
Удивительное дело: человек сидит в тюрьме, знает о том, что в любой момент может быть казнен, и кроме того, его братья наносят раны его сердцу, а он в говорит О РАДОСТИ! Казалось, такого быть не может! Или мы его не так слышим и не понимаем? Нет, именно как раз об этом говорит он. В ст. 17 второй главы послания он еще раз повторяет, что написал ранее и утверждает: «…если я и соделываюсь жертвою за жертву (то есть он говорит о своей предстоящей казни)… то радуюсь и со-радуюсъ всем вам».
Но может ли так относиться к своей предстоящей казни человек? Может ли он радоваться своей смерти? Более того, Павел не только сам радуется этому, но и призывает других: «Об этом самом и ВЫ радуйтесь и сорадуйтесь мне» — 2:18. Другими словами, он очень хочет, чтобы, получив его письмо, Филиппийцы радовались и разделяли его радость с ним. Но не слишком ли много он требует от них? И реально ли такое вообще?
3. Почему Апостол призывает нас радоваться?
Если Иоанна называют «Апостолом любви», то с полным основанием Павла можно назвать «Апостолом радости». Ведь уже в самом начале послания к Филиппийцам он говорит о своей радости: «Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас, принося с РАДОСТЬЮ молитву мою» — 1:3-4. Этого человека не возможно лишить радости! И даже в тюрьме он МОЛИТСЯ С РАДОСТЬЮ о своих братьях. А завершая послание, торжественно заявляет о том, что они являются «РАДОСТЬЮ и венцом» его — 4:1. И мы не можем не заметить, как радость наполняет все его существо.
Но неправильно считать, что такая особенность присуща только ему — отличному от всех других людей. Нет, Павел не хочет быть исключением! Он твердо убежден в том, что ВСЕ ХРИСТИАНЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАДОСТНЫМИ. Ведь у них для этого есть очень убедительная причина — независимо от того, где бы они ни находились: в страдании, опасности или тюрьме. И Апостол призывает: «…братья мои, РАДУЙТЕСЬ о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно» — 3:1.
Всегда радоваться так важно для Апостола, что ему не составляет труда вновь и вновь напоминать об этом. Радоваться и для нас, христиан третьего тысячелетия, тоже очень важно в наше непростое время. И поэтому Апостол Павел повторяет свой призыв и стремится запечатлеть его в сердцах Филиппийцев и наших сердцах: «РАДУЙТЕСЬ ВСЕГДА В ГОСПОДЕ; И ЕЩЕ ГОВОРЮ: РАДУЙТЕСЬ» — 4:4.
4. Мы можем всегда радоваться, потому что спасены Господом
Может быть, ты скажешь: «Да, я очень хотел быть радостным, но чему радоваться? Ведь не моим трудностям и проблемам!» И это Апостол Павел очень хорошо понимает. Он понимает, что для нас не просто радоваться, когда мы хотели бы плакать и печалиться. Поэтому он объясняет: когда и при каких обстоятельствах мы сможем ВСЕГДА радоваться — даже в страдании и нужде. Наша постоянная радость самым непосредственным образом связана с Господом Иисусом Христом.
Во время Рождественского праздника мы обычно читаем и слышим историю о ЕГО РОЖДЕНИИ и слова Ангела к вифлеемским пастухам: «…я возвещаю вам великую РАДОСТЬ, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель» — Лк. 2:10-11. Эта радость была обещана народу Божьему еще чрез пророка Исайю. Вот что он об этом пишет: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы… Ибо младенец родился нам; Сын дан нам…» — Ис. 9:2, 3, 6.
Исполненные этой радостью ПАСТУХИ искали родившегося Младенца Иисуса и после встречи с Ним возвращались, «славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели» — Лк. 2:20. Мы также вспоминаем МУДРЕЦОВ с Востока. По дороге в Вифлеем им явилась звезда, которую они видели на Востоке. И «увидевши … звезду, они ВОЗРАДОВАЛИСЬ радостью весьма великою» — Мф. 2:10. Потому что мудрецы были на пути к Царю царей и Господу господствующих!
Да и Сам Иисус Христос хочет, чтобы мы тоже всегда радовались. ФАРИСЕИ, например, не хотели, чтобы радовались Его Ученики. По их мнению, они должны быть всегда серьезными, строгими и поститься. Но Иисус говорит о совсем другом Ученикам: «… РАДОСТЬ МОЯ в вас пребудет и РАДОСТЬ ваша будет совершенна» — Ин. 15:11. Заметьте: эти слова Иисус произнес во время последней Вечери с Учениками, когда уже знал о Своей предстоящей смерти. И затем Он говорит им: «…вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и РАДОСТИ вашей никто не отнимет у вас» — Ин. 16:22. И тут же добавляет: «Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы РАДОСТЬ ваша была совершенна» — Ин. 16:24. Ясно ли нам, какое значение придает наш Спаситель радости?
Да, в те дни было много таких, кто не понимал этого. Поэтому Иисус рассказывает им три притчи: о потерянной овце, потерянной драхме и блудном сыне, о чем мы читаем в 15-й главе Евангелия от Луки. И все эти притчи заканчиваются ВЕЛИКОЙ РАДОСТЬЮ. Христос рассказывает о том, как пастух обращается к своим друзьям:
«ПОРАДУЙТЕСЬ СО МНОЮ, я нашел мою пропавшую овцу». Или как женщина говорит своим подругам: «ПОРАДУЙТЕСЬ СО МНОЮ, я нашла потерянную драхму». И мы хорошо представляем себе радующегося отца, издали увидевшего возвращающегося домой блудного сына. Отец бежит к нему навстречу, обнимает и целует его, просит принести сыну лучшую одежду и устраивает большой пир. Затем раздается музыка, и все радуются. А когда пришел старший сын и рассердился на происходящее, отец отвечает ему: «О том надобно было РАДОВАТЬСЯ и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
БЛАГОДАРНЫЕ ХРИСТИАНЕ — ВСЕГДА РАДОСТНЫЕ ХРИСТИАНЕ. Видели ли вы когда-нибудь детей, которые, получив подарки или игрушки, то есть то, что хотели, становились от этого печальными? Такого не бывает! У них глаза сияют от радости, они смеются и веселятся! А как поступаем мы, христиане? Не дал ли нам Иисус Христос все необходимое для радости? Не мы ли самые богатые на земле, не мы ли дети Небесного Царя, для которых приготовлено славное будущее? Не должны ли мы благодарить за это? Поэтому Апостол Павел призывает сегодня тебя и меня: «РАДУЙТЕСЬ ВСЕГДА В ГОСПОДЕ; и еще говорю: радуйтесь!»
5. Мы можем всегда радоваться, потому что пребываем в Господе
Мусульмане очень далеки от мысли, что они могут пребывать в Аллахе или пророке Мухаммеде. Буддисты тоже не утверждают, что пребывают в Будде, а индусы в том, что находятся в одном из миллионов своих богов. В этом состоит радикальное отличие христианства от религий мира. Выражение «В ГОСПОДЕ» встречается в Новом Завете часто, — это отличительная особенность каждого христианина. Находиться во Христе — это не значит иметь некоторые представления о Нем, возможно очень правильные. Христос — не мысль, а действительность, реальность.
Мы не можем жить, если вокруг нас нет воздуха. Так и мы не можем жить полноценной духовной жизнью, если не будем находиться в Господе, в сфере Его господства и тесном общении с Ним. Как умирают отделенное от земли растение и рыба без воды, так и мы умираем духовно без единения со Христом. После своего покаяния и оставления прежнего греховного пути, после предания себя Господу мы находимся в Нем, мы живем в Нем, а Он в нас. И как Апостол Павел можем уверенно сказать: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос». Он наш господин, а мы исполняем Его волю. И хотя мы можем менять место проживания на земле, однако где бы мы ни находились — одновременно пребываем в Господе. Поэтому ВНЕШНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕ В СОСТОЯНИИ ЛИШИТЬ НАС НЕПРЕСТАННОЙ РАДОСТИ В НЕМ.
Да, настоящий христианин живет во Христе, сокрыт в Нем, является Его частью. Он соединен с Ним подобием смерти Его и в будущем навечно соединится подобием Его воскресения (Рим. 6:3-5). Наше пребывание в Господе — это одна самых великих тайн и одновременно очевидная реальность, которую мы переживаем уже на земле. Вот как об этом говорил Мартин Лютер: «Человек не может быть христианином, не имея Христа. Но если у него есть Христос, то в Нем он обладает всем. Совесть наша спокойна, потому что по вере грехи наши больше не наши, а становятся грехами Христа, на Которого их возложил Бог. С другой стороны — вся праведность Христа — наша праведность. Ее нам дал Бог. Христос возложил Свои руки на нас, и мы исцелились… Он славный Спаситель, благословенный во веки веков».
6. С чего начать, чтобы стать действительно радостным человеком?
Со временем птенец научился ходить и постоянно бегал за курицей-наседкой, а все цыплята смеялись над своим смешным и непохожим на них братом. Он не знал своего настоящего происхождения и думал, что это его настоящие мать, братья и сестры. Он не знал, что его родина — высокие горы и синее небо. Он быстро рос, постоянно приспосабливаясь к манерам цыплят и копируя их, а люди, глядя на него, громко смеялись.
Но слушай дальше. Однажды в воздухе, над куриным двором, появилась мать подрастающего орла. Очевидно, она захотела полакомиться цыплячьим мясом. Она сделала один круг над двором и вдруг распознала своего малыша среди цыплят. Наверное, от этого у нее стало плохо с сердцем, она совершила еще пару кругов и закричала громким голосом. Первый раз в своей жизни маленький орел услышал этот голос! И тут же понял, что его родина не этот куриный двор, а горы и небо. Ощутив в себе необыкновенный прилив сил, он замахал крыльями и, разбежавшись, взмыл ввысь.
Живое Предание
Запрет на радость как причина выученной беспомощности
Тренер по эмоциональному интеллекту, заместитель главного редактора в Forbes Ukraine.
Христианство — религия радости. Об этом говорят самые разные священники и христианские миссионеры. Но иногда складывается совсем другое впечатление: люди используют религию для того, чтобы увеличить свои страдания. Или для того, чтобы придать своему трагическому восприятию жизни более возвышенный смысл и сакральное измерение. «Здесь будет плохо, зато в Царствии Небесном будет хорошо», — примерно такой смысл этого взгляда.
Чудо в Кане Галилейской. Современная греческая икона
В христианстве есть много оснований для того, чтобы воспринимать любые страдания как что-то очень правильное, хорошее. Сам Основатель учения терпел запредельную боль, чтобы искупить людей от греха. Большинство Его учеников тоже погибло насильственной смертью. Культ мучеников, почитание святых отшельников, которые, судя по житиям, жили в постоянном дискомфорте, сами выбирая путь аскезы. «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал 5:24), — говорит апостол Павел. «Нынешние страдания ничего не значат по сравнению с той славой, которая откроется в нас», — заверяет он учеников в другом послании.
По всему выходит, что страдания прописаны как код в нашей религии. Отсюда возникает то, что в психологии называется «выученная беспомощность». То есть отсутствие желания у человека что-то менять в своей жизни в лучшую сторону, потому что внешние силы и обстоятельства сильнее его.
Когда такой взгляд имеет священное обоснование, то противоположная эмоция — радости — воспринимается прямым нарушением. Иногда даже как грех. Сакрализация страданий создает внутренний моральный запрет на радость, удовольствие и счастье. Именно поэтому верующие люди часто бывают не просто грустными или печальными, а считают свою грусть и печаль признаками правильной духовной жизни.
Однако в Писании и у Святых Отцов можно найти и противоположные взгляды. Тот же апостол Павел считает чувство радости признаком того, что христианин достиг главной цели своей жизни — открыл в сердце Царство Божие. «Плод же Духа — радость, долготерпение, кротость» (Гал 5:22), — говорит он, и еще: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим 14:17). В другом месте апостол Павел уже как заповедь дает — «всегда радуйтесь» и тоже упоминает радость как плод Святого Духа.
Сам Иисус Христос говорит, что когда снова встретится со Своими учениками, то именно эту эмоцию они будут испытывать. «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин 16:22).
Иисус Христос Сам, будучи Богочеловеком, испытывал радость, о чем говорил апостолам: «Радуюсь за вас» (Ин 11:15). И более того, Он свидетельствует о желании поделиться Своей радостью с учениками: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин 15:11).
Как разрешается это противоречие
Получаются две противоречивые тенденции. С одной стороны — культ страданий и фразы, благословляющие страдания. С другой стороны — призывы радоваться. И определение радости как признака того, что христианин действительно находится в единстве с Богом.
Чтобы объяснить это противоречие, достаточно внимательнее вчитаться в Библию. В ней нет прямых призывов страдать и мучить себя. «Я пришел, чтобы вы имели жизнь и жизнь с избытком» (Ин 10:10), — говорит Христос. Большинство мест, в которых речь о страданиях, повествуют лишь об утешении в случае действительно тяжелых или трагических событий в жизни. Бывает разное: люди болеют, умирают, случаются войны, голод, все что угодно. Именно для тех ситуаций, когда человек сталкивается со страданием, Святые Отцы и дают слова утешения. Но это вовсе не значит призыв во всем и всегда находить страдание.
Запрет на радость
«Я жить хочу, чтобы мыслить и страдать», — сказал когда-то Александр Пушкин. Эта фраза — фактически продолжение культа страданий. Знак равенства между «жить» и «страдать» чаще всего возникает из-за сакрализации печали и самобичевания. Восприятие своей жизни как постоянной жертвы может приносить множество болезненных ощущений. Однако ощущения эти все равно очень острые и яркие. Иногда даже привычные.
Иногда для оправдания такого взгляда приводят слова Христа «возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк 8:34). Слово «крест» здесь обычно толкуется как метафора страдания и боли. И сама эта фраза, как кажется, не оставляет пространства для иных объяснений — это явный призыв добровольно принимать страдания. Но кому и в какой ситуации эти слова были сказаны?
Христос предупреждал учеников о том, что с Ним произойдет: Его осудят и будут мучать. Один из учеников из жалости стал отговаривать Учителя от такого пути, на что Христос явно с гневом ответил: «отойди от меня, сатана!» (Мф 16:23). А потом уже стал говорить о решительности и смелости, которая нужна человеку, чтобы жить в соответствии со своими ценностями: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк 8:34–35).
По стилю своему эти предложения похожи на призывы подставить другую щеку, вырвать глаз, который искушает, и не считать родными тех, кто не разделяет твоей миссии и твоих ценностей. Фактически Христос здесь пробуждает в слушателях агрессивную часть их психики, их здоровый гнев, который необходим человеку, чтобы поступать так, как он считает правильным. Не слушать голоса сомнений, от кого бы они ни происходили. Будь готов ради своей правды и своей веры на все — вырвать глаз, отсечь руку, подставить щеку, нести крест. Вот о чем эта заповедь. А не о том, чтобы самому получать извращенное удовольствие от страданий и считать их чем-то важным или ценным.
То же самое с предупреждением апостола Павла: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (Тим 3:12) — это тоже проверка не решительность, А не призыв найти гонения любой ценой и считать их признаком благочестивой жизни.
Чему радуются христиане
Распространенный в Библии синоним радости — слово «блаженство». К примеру, Христос говорил, что «блаженнее отдавать, нежели принимать» (Деян 20:35). Другими словами, больше радости и счастья испытывает человек, который делится чем-то с другими, созидает, творит, а не живет простым потребителем. Помогать людям, делать им что-то полезное — это действительно приносит ни с чем не сравнимое глубокое переживание радости, счастья и смысла жизни. Это чувство знакомо всем, кто создает или участвует в благотворительных проектах, помогает людям, спасает их. Врачи, учителя, священники, волонтеры — все они когда-то слышали от других что-то вроде: «Спасибо, вы спасли меня, вы изменили мою жизнь, вы очень помогли мне». И это ощущение — огромная радость и счастье. И кстати, этой радости не нужно учиться управлять или воспитывать ее в себе, культивируя позитивный взгляд на жизнь. Она просто дается как приз или бонус.
Христианские проповедники часто говорят, что у верующих людей радость тихая, не такая, как у неверующих, которые могут радуются очень бурно, возможно, даже греховно. А христиане якобы радуются только своему спасению и Божьему промыслу. «Земные, плотские радости нельзя уравнивать или отождествлять со святой христианской радостью», — типичный пример такого взгляда.
Да, христианская радость — это не радость пребывания до утра в ночном клубе и не радость от убийства своего врага. Однако это не значит, что христианам доступны только какие-то абстрактные духовные радости.
Сам Господь поддерживал обычные земные радости. Первое чудо Иисуса — это не хождение по воде, не исцеление больных и не воскрешение мертвых. Сейчас бы это назвали суперскоростной доставкой алкоголя. Или — очень качественный кейтеринг. Он превратил воду в вино — обеспечил празднество питьем.
В Ветхом Завете есть описание того, как царь Давид от радости стал танцевать во время религиозной церемонии. То есть его настолько переполняла радость, что он не смог ее сдержать. Некоторые православные тоже практикуют танцы во время богослужения — к примеру, в Африке. Католики же более спокойно относятся к такому явлению — во время праздничных шествий с иконами Девы Марии. Те же испанцы или мексиканцы вряд ли будут шествовать со сдержанно-торжественными лицами во время таких религиозных процессий. Они танцуют и выражают свою радость.
Открыто радуются и православные. Вот, например, что пишет о старце Григории (Зумисе) со Святой Горы Афон один из людей, знавших его: «Каждое утро геронда Григорий спускался из кельи, громко и весело здоровался, чтобы поднять наш дух и задать ритм. Может быть, он чувствовал, что мы в силу менталитета какие-то пригасшие или озадаченные. Постные наши лица ему казались странными. У геронды всегда была для нас фраза: «Веселей-веселей! Почему хмурые? Радуйтесь!». Такой вот утренний дружественный девиз. Старец просил встряхнуться, взбодриться и работать с настроением». Или другое воспоминание об авве: «Геронда вносил радость в жизнь, хотел, чтобы вокруг него люди улыбались. Я никогда не видел, чтобы кто-то мог так заряжать энергией. Этот стойкий и бодрый человек нес радость окружающим».
Условная радость
Если радоваться вовсе не греховно и не запрещено, то почему радости все-таки так мало в жизни? Очень часто переживание радости становится недоступным, потому что люди сами не разрешают себе ее. Кажется, стану богатым, женюсь, выйду замуж, устроюсь на нормальную работу, поеду в отпуск — вот тогда и порадуюсь, тогда и буду счастливым. То есть какие-то внешние обстоятельства ставятся условием для того, чтобы разрешить себе испытывать радость. В светской психологии это называется «условная радость».
Чтобы избавиться от этого внутреннего ограничения, можно находить причины для радости и благодарности здесь и сейчас. Оглянитесь вокруг — чему вы радуетесь в своей жизни прямо сейчас? За что вы благодарны сегодня? Об этом и апостол говорит: «за все благодарите» (1 Фес 5:16). И это не просто его пожелание, так как он добавляет: «ибо такова воля Божия».
Счастье и радость приходят не потому, что мы чего-то достигли, или потому, что изменились какие-то внешние причины. Наоборот — сначала мы находим радость и счастье внутри. А потом уже меняются обстоятельства вокруг нас.
Об этом пишут современные исследователи состояния счастья и радости — Соня Любомирски, Шон Арчор в США и киевлянка Алла Клименко.
Другими словами, более надежный источник радости и счастья — не во внешнем мире, а во внутреннем. Именно об этом еще 2000 лет назад говорил Сам Христос. Вы же помните, что Царство Небесное — не здесь и не там, а внутри человека. О первичности внутреннего, а не внешнего, и другие слова из Евангелия: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста» (Лк 6:45).
Переживание радости и счастья зависит не от условий нашей жизни, а от того, как именно мы интерпретируем эти условия и события. Внутренний мир, умение управлять своими эмоциями — одна из главных добродетелей. Об этом писали не только современные психологи, но и Святые Отцы. И именно поэтому в Псалтири есть и такой призыв: «Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием!» (Пс 99:1–2).
Поделиться в соцсетях
Подписаться на свежие материалы Предания