апостол павел о семье и браке читать

Апостолы о браке

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Митрополит Антоний Сурожский в одной из лучших своих бесед сказал о любви и браке так:

Итак, я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию; (1Тим.5:14)

Здесь нужно сказать пару слов о нравах Римской империи времен Октавиана Августа и более поздних императоров. Женщина в Древнем Риме была более свободна, чем у греков. Она имела право распоряжаться своим имуществом, вступать в брак и получать наследство. А вот нравы были достаточно свободными. Интимные связи были очень распространены. Поэтому апостол Павел и призывает молодых вдов вступать во второй брак. Во-первых, чтобы иметь защиту со стороны мужа, а во-вторых, чтобы не впасть в сильное искушение и не искушать других.

Особенностями римского общества можно объяснить и другую знаменитую цитату этого апостола:

Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;

и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.

Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.

Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. (1Кор.7:12-15)

Христиане в Римской империи жили в окружении людей, которые не были последователями новой религии, так что данное повеление позволяло разрешить проблемы тех людей, которые вступили в брак до обращения ко Христу (проблема возникающая иногда и в наши дни).

Отрывок из послания к Ефесянам, который читается во время таинства Венчания, говорит о значении брака уже совсем с других позиций – не утилитарных или практических. Этот отрывок говорит о мистическом значении брака и возводит его на такую высоту, которая, как кажется, не может быть достигнута человеком:

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. (Еф. 5, 28-33)

Здесь образом брака мужчины и женщины становится единство Христа и Церкви. Апостол прямо повелевает мужчине любить жену, как Христос возлюбил Церковь. Мера этой любви нам хорошо известна из Евангелия – это готовность в любой момент отдать жизнь за свою семью.

Часто вызывает вопросы последняя строка про необходимость бояться своего мужа. Речь здесь идет, конечно, не о страхе перед силой или наказанием, а о страхе обидеть самого близкого человека, огорчить его.

Апостол не дает каких-то практических советов или правил семейной жизни. Есть только одна тема семейной жизни, с которой связано четкое формальное правило. Одно единственное правило семейной жизни данное в Священном Писании связано с телесной близостью между супругами. Апостол Павел подчеркивает, что тело мужа принадлежит уже не ему, а жене и наоборот. Поэтому супруги должны хранить себя друг для друга и при этом не отказывать друг другу в физической близости без обоюдного согласия:

Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. (1Кор.7:3-5)

Именно христиане с самого начала бытия Церкви всегда отстаивали красоту, ценность и значимость брака в жизни человека. Раннехристианский апологет Тертуллиан автор II века так говорит о значении брака в жизни христианина в «Послании к жене»:

«Как изобразить счастье супружества, которое заключает сама Церковь, которое утверждает молитва, запечатлевает благословение, объявляют Ангелы и окончательно утверждает Отец. Как приятно иго двух сердец, соединенных одною надеждою, одним учением, одним законом. Они как дети одного Отца, как рабы одного Господа; нет между ними никакого раздора ни в душе, ни в теле. Они два в одной плоти. Где плоть одна, там и дух один. Они вместе молятся, вместе преклоняют колена, вместе постятся, взаимно наставляют и увещевают друг друга. Они вместе присутствуют в церкви и на трапезе Господней, вместе терпят гонения, вместе наслаждаются и спокойствием. Они ничего не таят друг от друга, не бывают в тягость один другому. Свободно посещают больных, без стеснения раздают милостыню, без развлечения стоят в молитвенных собраниях; вместе поют псалмы и гимны и взаимно возбуждают друг друга к прославлению Господа».

О христианском отношении к браку читайте в рубрике «Венчание»

Источник

Новый Завет


Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла


Глава 7.

1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.

2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.

3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.

4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.

6 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.

7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.

8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.

9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.

10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем,- 11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим,- и мужу не оставлять жены своей. 12 Прочим же я говорю, а не Господь: || если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; 13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.

14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.

15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.

16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

17 Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.

18 Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.

19 Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих.

20 Каждый оставайся в том звании, в котором призван.

21 Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.

22 Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.

23 Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.

24 В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.

25 Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.

26 По настоящей нужде за лучшее признаю’, что хорошо человеку оставаться та’к.

27 Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.

28 Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.

29 Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; 30 и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; 31 и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.

32 А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; 33 а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: 34 незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.

35 Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.

36 Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж.

37 Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает.

38 Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше.

39 Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.

40 Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.

Источник

Апостол Павел: истинная любовь не мыслит зла

Не сек­рет, что мыс­ли во мно­гом опре­де­ля­ют нашу жизнь. Как, по сло­ву апо­сто­ла Пав­ла, любить и не мыс­лить зла, то есть не пом­нить все­го пло­хо­го сво­им супру­гам? Вдум­чи­вый ответ на этот духов­ный вопрос помо­жет спа­сти мно­гие семей­ные союзы.

Про­дол­жая тему глав­ных посту­ла­тов уче­ния о люб­ви в посла­ни­ях апо­сто­ла Пав­ла, пере­да­ча «Сло­во» (Санкт-Петер­бург) пра­во­слав­но­го теле­ка­на­ла «Союз» сно­ва при­гла­си­ла в сту­дию про­то­и­е­рея Вла­ди­ми­ра Хула­па. Отец Вла­ди­мир – док­тор бого­сло­вия, про­рек­тор по учеб­ной рабо­те Санкт-Петер­бург­ской Духов­ной Академии.

«Если я гово­рю язы­ка­ми чело­ве­че­ски­ми и ангель­ски­ми, а люб­ви не имею, то я – медь зве­ня­щая или ким­вал зву­ча­щий. Если имею дар про­ро­че­ства, и знаю все тай­ны, и имею вся­кое позна­ние и всю веру, так что могу и горы пере­став­лять, а не имею люб­ви, – то я ничто.

И если я раз­дам все име­ние моё и отдам тело моё на сожже­ние, а люб­ви не имею, нет мне в том ника­кой пользы.

Любовь дол­го­тер­пит, мило­серд­ству­ет, любовь не зави­ду­ет, любовь не пре­воз­но­сит­ся, не гор­дит­ся, не бес­чин­ству­ет, не ищет сво­е­го, не раз­дра­жа­ет­ся, не мыс­лит зла, не раду­ет­ся неправ­де, а сора­ду­ет­ся истине; все покры­ва­ет, все­му верит, все­го наде­ет­ся, все переносит.

Любовь нико­гда не пере­ста­ёт, хотя и про­ро­че­ства пре­кра­тят­ся, и язы­ки умолк­нут, и зна­ние упразд­нит­ся» ( 1 Кор.13:1–8 ).

– В наших про­шлых пере­да­чах мы разо­бра­ли 12 качеств люб­ви, о кото­рых гово­рит апо­стол Павел: любовь дол­го­тер­пит, мило­серд­ству­ет, любовь не зави­ду­ет, не пре­воз­но­сит­ся… И все они, как ока­за­лось, очень акту­аль­ны для семей­ной жизни.

Отец Вла­ди­мир, сегод­ня мы про­дол­жим раз­би­рать 13 гла­ву Пер­во­го посла­ния хри­сти­а­нам Корин­фа апо­сто­ла Пав­ла. В ней ска­за­но, что любовь не мыс­лит зла. О чём идёт речь?

апостол павел о семье и браке читать– Если тра­ди­ци­он­но взгля­нуть на гре­че­ский текст Посла­ния, то исполь­зу­е­мый здесь гла­гол «мыс­лить» взят из бух­гал­тер­ской сферы.

То есть он бук­валь­но озна­ча­ет «скру­пу­лёз­но запи­сы­вать и фик­си­ро­вать» какие-то отри­ца­тель­ные моменты.

Дей­стви­тель­но, если мы посмот­рим на семей­ную жизнь и на жизнь вооб­ще, то пой­мём: то, как чело­век смот­рит на окру­жа­ю­щий мир, мно­гое реша­ет. Тем самым, вся его жизнь опре­де­ля­ет­ся его мыслями.

Клас­си­че­ский при­мер, когда пче­ла на лет­нем поле видит цве­ты, источ­ник для мёда, для нек­та­ра, а муха видит на том же самом поле нечи­сто­ты. И это серьёз­ный при­зыв к тому, что­бы заду­мать­ся о роли мыс­ли в жиз­ни чело­ве­ка, и мыс­ли, в том чис­ле, и в наших семьях, и в наших хри­сти­ан­ских браках.

Хри­сти­ан­ство гово­рит о том, что и грех, и доб­ро­де­те­ли начи­на­ют­ся в мыс­ли. Любая мысль, кото­рая при­хо­дит на ум чело­ве­ку, может быть источ­ни­ком искушения.

Если он с ней заиг­ры­ва­ет, если эта мысль нега­тив­ная, отри­ца­тель­ная, и если начи­на­ет­ся уже некое соче­та­ние, как гово­рят свя­тые отцы, с этой мыс­лью, то чело­век уже начи­на­ет всту­пать в какой-то внут­рен­ний диа­лог. Затем этот диа­лог неред­ко наби­ра­ет обо­ро­ты, и затем уже вот эта мысль пере­хо­дит в некое кон­крет­ное дело, то есть уже в дело греха.

И то же самое мож­но ска­зать о мыс­ли положительной.

Когда при­хо­дят какие-то нега­тив­ные помыш­ле­ния, мы можем их убрать или заме­стить, пред­ло­жив на их место что-то дру­гое, что-то хоро­шее, пози­тив­ное. Этот же свя­то­оте­че­ский аске­ти­че­ский рецепт вполне при­ме­ним и к браку.

Пото­му что очень часто супру­ги, может быть, даже не осо­зна­вая это­го, ведут счёт толь­ко каким-то нега­тив­ным момен­там. Про­шёл день, или неде­ля, или месяц, и супруг или супру­га запо­ми­на­ет, в голо­ве откла­ды­ва­ет толь­ко что-то пло­хое: ты опять сде­лал что-то не так, ты опять посту­пил не таким обра­зом, как мне хоте­лось бы, ты не выпол­нил обе­ща­ния, и так далее.

И тем самым созда­ёт­ся совер­шен­но лож­ный, одно­сто­рон­ний образ чело­ве­ка, образ нега­тив­ный. И поэто­му, когда начи­на­ют­ся какие-то супру­же­ские кон­флик­ты, обви­ня­ю­щие друг дру­га диа­ло­ги, супру­ги неред­ко исполь­зу­ют сло­ва: ты все­гда дела­ешь так, ты все­гда так посту­па­ешь, ты неис­пра­вим, и так далее.

И сам чело­век ока­зы­ва­ет­ся в некой ловуш­ке, посколь­ку такие обид­ные вещи, непри­ят­ные вещи вдвойне или втройне непри­ят­нее услы­шать от само­го близ­ко­го чело­ве­ка, от того, с кем я живу всю жизнь, или хотел, по край­ней мере, про­жить всю жизнь, с тем, кому я отдаю все свои силы и энергию.

И осо­бо чув­стви­тель­ны­ми в этом отно­ше­нии, мне кажет­ся, ока­зы­ва­ют­ся дети. Когда ребён­ку с мла­дых ног­тей гово­рят, что ты неря­ха, ты опять не пра­виль­но сде­лал домаш­нее зада­ние, – у чело­ве­ка воз­ни­ка­ет такое ощу­ще­ние, что его поме­ща­ют в рамки.

Он как некое такое под­опыт­ное живот­ное, кото­рое поме­ща­ют в клет­ку, и эту клет­ку мы сами созда­ём для самых близ­ких себе людей. И потом удив­ля­ем­ся тому, поче­му эти люди живут по тем схе­мам, кото­рые мы им воль­но или неволь­но дали в каче­стве воз­мож­но­го сце­на­рия их существования.

Сло­ва апо­сто­ла Пав­ла, если их при­ме­нить по отно­ше­нию к хри­сти­ан­ско­му бра­ку, при­зы­ва­ют нас к радост­но­му, пози­тив­но­му виде­нию сво­е­го бра­ка. К тому, что­бы видеть в сво­ём супру­ге, в сво­их детях самые луч­шие каче­ства. Но это не озна­ча­ет, что мы долж­ны закры­вать гла­за на какие-то проблемы.

Это не озна­ча­ет пол­ное попу­сти­тель­ство, некое без­от­вет­ствен­ное отно­ше­ние к нашим близким.

Когда мы всту­па­ли в брак, когда мы с этим чело­ве­ком реша­ли вме­сте идти по жиз­ни, мы же виде­ли в нем какие-то заме­ча­тель­ные пре­крас­ные каче­ства, и поэто­му важ­но попы­тать­ся уви­деть эти каче­ства сей­час. Уви­деть сво­е­го супру­га теми гла­за­ми, каки­ми я видел его или её 10–15-20 лет назад, когда мы начи­на­ли вот это сов­мест­ное шествие по жизни.

У кого-то есть семей­ная бли­зо­ру­кость, у кого-то – семей­ная даль­но­зор­кость, и это тре­бу­ет кор­рек­ции. И если мы под­бе­рём пра­виль­ные очки, то смо­жем хоро­шо видеть.

Если очка­ми, через кото­рые мы смот­рим на наших ближ­них, будет Еван­ге­лие, будет Хри­стос, то, дей­стви­тель­но, мы за недо­стат­ка­ми все­гда смо­жем уви­деть глу­бин­ное ядро чело­ве­ка, кото­рый нико­им обра­зом не менее ценен не толь­ко для меня, но и для Бога.

И тогда дей­стви­тель­но, если мы гово­рим о том, что в ближ­нем мы встре­ча­ем Хри­ста, то, пожа­луй­ста, у нас в каж­дом бра­ке есть воз­мож­ность стать вот этой малой цер­ко­вью, ведь хри­сти­ан­ство так и назы­ва­ет хри­сти­ан­скую семью, – встре­чать­ся со Хри­стом, встре­чать­ся с Богом через моих ближ­них, еже­днев­ном слу­же­нии им.

– Далее мы чита­ем, что любовь не раду­ет­ся неправ­де, а сора­ду­ет­ся истине. О какой истине здесь сказано?

– Мне кажет­ся, при­ме­няя эти сло­ва апо­сто­ла Пав­ла к семей­ной жиз­ни, преж­де все­го речь идёт о правде.

Насто­я­щая креп­кая искрен­няя семья долж­на стро­ить­ся на прав­ди­вых отно­ше­ни­ях, и здесь не долж­но быть обма­на, не долж­но быть фаль­ши, не долж­но быть лжи в самых даже неболь­ших изна­чаль­ных проявлениях.

В Еван­ге­лии мы чита­ем о том, что вер­ный в малом верен в боль­шом, и наобо­рот. Соот­вет­ствен­но, если есть вот это прав­да, если есть вот это дове­рие и вер­ность в каких-то эле­мен­тар­ных повсе­днев­ных вещах меж­ду супру­га­ми, то мож­но гово­рить о том, что эта прав­да, эта исти­на будет рас­про­стра­нять­ся на все сто­ро­ны вот это­го счаст­ли­во­го брака.

Ведь, дей­стви­тель­но, неред­ко какие-то тяжё­лые и неиз­ле­чи­мые диа­гно­зы семей­ной жиз­ни, при­во­дя­щие к раз­во­ду, изме­ны или какие-то зави­си­мо­сти супру­га или обо­их супру­гов в бра­ке вызва­ны неболь­шой ложью на эле­мен­тар­ном началь­ном уровне.

Муж ска­зал жене, что нуж­но задер­жать­ся на рабо­те, у меня там дела. А на самом деле он зани­ма­ет­ся чем-то дру­гим – в луч­шем слу­чае с дру­зья­ми, а в худ­шем слу­чае зани­ма­ет­ся чем-то, что его брак разрушает.

Дове­рия у жены нет, начи­на­ет­ся рев­ность – и начи­на­ет­ся вот этот круг вза­им­но­го недо­ве­рия, вза­им­ной неправ­ды, вза­им­ной лжи, вза­им­ных уко­ров и так далее.

И поэто­му каж­дый супруг дол­жен здесь начать с само­го себя: быть прав­ди­вым, быть чест­ным, быть искрен­ним с самым близ­ким для него чело­ве­ком. И дей­стви­тель­но, у это­го чело­ве­ка есть пра­во на эту прав­ду и на эту искренность.

Если чело­век согла­сил­ся со мной жить всю жизнь, если он согла­сил­ся раз­де­лить со мной все самые раз­ные сто­ро­ны и эта­пы сво­е­го чело­ве­че­ско­го бытия, то есть он отда­ёт мне вре­мя, он отда­ёт мне всю свою жизнь, то этот чело­век име­ет пра­во на то, что­бы я был прав­див с ним.

И вот этой лжи, конеч­но, в бра­ке быть не долж­но. А если мы гово­рим о бра­ке хри­сти­ан­ском, то исти­на для хри­сти­ан – это Хри­стос, исти­на для хри­сти­ан – это Еван­ге­лие. И поэто­му вот эта радость об истине – это радость не про­сто о том, что супру­ги мир­но живут, или они хоро­шо про­во­дят вме­сте вре­мя, или у них есть квар­ти­ра, дача, дети ходят в хоро­шую школу.

Вот этот гре­че­ский гла­гол радо­вать­ся – «хай­ре» – мы встре­ча­ем в Еван­ге­лии очень часто и в запо­ве­дях бла­жен­ства, и в дру­гих местах, и мы видим, что неред­ко апо­стол Павел пишет хри­сти­а­нам: радуй­тесь, нахо­дясь в тем­ни­це, нахо­дясь в тюрь­ме. Эта радость совер­шен­но дру­го­го каче­ства, она не зави­сит от каких-то внеш­них условий.

Неред­ко мы счи­та­ем, что радость, сча­стье дости­га­ют­ся толь­ко тогда, когда мы дости­га­ем осу­ществ­ле­ния выпол­не­ния неких сво­их жела­ний и неко­е­го сво­е­го виде­ния того, как долж­на выгля­деть наша семья, наша квар­ти­ра, наша рабо­та, наша зар­пла­та. Но эта радость быст­ро появ­ля­ет­ся и точ­но так же быст­ро уходит.

Доста­точ­но посмот­реть, как раду­ем­ся мы ино­гда, подоб­но ребён­ку, новой игруш­ке, ново­му гад­же­ту, новой вещи, но про­хо­дит несколь­ко дней или недель, и мы уже о ней забы­ва­ем, хотим чего-то ново­го. И поэто­му вот эта пого­ня за зем­ной радо­стью, вот такой при­зем­лён­ной радо­стью, нико­гда не закончится.

Речь идёт о том, что радость насто­я­щая дости­га­ет­ся толь­ко тогда, когда супру­ги стре­мят­ся к истине. К истине, к сов­мест­ной прав­де, к прав­де с Богом, к прав­де в отно­ше­ни­ях друг с другом.

И если такая исти­на в их бра­ке суще­ству­ет, или, по край­ней мере, они стре­мят­ся её реа­ли­зо­вать, то такой брак может достичь истин­но­го сча­стья, кото­рое нико­им обра­зом не зави­сит от внеш­них обстоятельств.

В таком бра­ке, как бы тяже­ло ни было супру­гам, какие бы испы­та­ния Гос­подь им ни посы­лал, они раду­ют­ся. Они раду­ют­ся в скор­бях, они раду­ют­ся в испы­та­ни­ях, посколь­ку они нашли исти­ну, посколь­ку каж­дый из них раз­де­ля­ет эту исти­ну, и это исти­на не про­сто чело­ве­че­ская, но она явля­ет­ся Богооткровенной.

А эта исти­на и есть то, что явля­ет­ся неким внут­рен­ним камер­то­ном наше­го чело­ве­че­ско­го суще­ство­ва­ния. Если наша душа, моя душа и душа нашей семьи настро­е­ны по вот это­му камер­то­ну Боже­ствен­ной исти­ны, насту­па­ет насто­я­щая радость и насто­я­щее семей­ное счастье.

Источник

Семейные и гражданские обязанности христиан по апостолу Павлу

апостол павел о семье и браке читать

а) Тайна христианского брака (Еф. 5:22–23)

В Первом послании к Коринфянам (7-я гл.) апостол Павел изложил свое учение о семейной жизни и о девстве. Там он отдает предпочтение девству, если оно избирается ради Господа. Здесь же он излагает учение о высоте христианского брака (Еф. 5:22–23).

Апостол указывает на Божественное установление брака: посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть (Быт. 2:24). Глубина единства обоих супругов простирается до того, что они утрачивают ограниченные индивидуальные качества и становятся каждый обладателем обоюдной полноты, – они вдвоем составляют одно тело.

Имея в виду это высокое значение христианского брака, Апостол определяет обязанности супругов. Для реальной практической жизни супругов Апостол заповедует женам – послушание, а мужьям – любовь (Еф. 5:22–28). Это и понятно: ведь если супружество есть образ союза Христа и Церкви, то и отношение жены к мужу должно быть подобно отношению Церкви ко Христу. Церковь находится в послушании Богу, а Бог доказал Свою любовь к Церкви тем, что отдал Сына Своего Единородного, Который предал Себя на нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова (Еф. 5:25–26), т. е. крещением.

Тайна новой жизни в Церкви определяет и отношения супругов друг ко другу: Апостол заповедал жене любить мужа как члена единого брачного союза и бояться как главы своего. Муж же получил обязанность не только любить жену свою, но и устроять ее жизнь (Еф. 5:29).

Здесь возникают недоуменные вопросы:

а) а мужья не должны ли повиноваться женам? Да, должны, потому что Апостол всем заповедал повиноваться друг другу в страхе Божием (Еф. 5:21). Там, где есть страх Божий, там водворяется обоюдное согласие, мир, любовь и взаимное послушание. Но так как жены склонны тяготиться главенством мужей над ними, то им и напоминается повиновение. А мужья склонны злоупотреблять властью над женами, поэтому Апостол напоминает им о любви;

б) Как понимать « жена да боится » мужа? Как уважение к мужу, соединенное с опасением, как бы не оскорбить его и тем не уменьшить обоюдной любви.

Блаженный Иероним в Вульгате перевел «да чтит» жена мужа (в греческом оригинале употреблено jobhta, от jobew – устрашать, пугать). Ведь жена должна видеть в своем муже но просто сожителя, но Богом поставленного главу, возносясь умом до осознания главенства над собой Христа. Недоумение возникает от забвения о том, что семья есть прежде всего церковная единица.

б) Взаимные обязанности детей и родителей (Еф. 6:1–4)

Апостол указывает на обязанность детей слушаться родителей, так как это долг справедливости и одна из первых заповедей Божиих. Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость (Еф. 6:1), и это первая заповедь с обетованием благополучия и долголетия (Еф. 6:2, см. Исх. 20:12).

Характер послушания детей определяется словами « в Господе », т. е. если воля родителей будет несогласна с волей Божией, то дети могут и должны не послушать их, чтобы не преступать большей заповеди. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Они, родители, после Бога – главные виновники жизни нашей, поэтому они первые имеют право на наше почитание, а потом и все прочие люди».

Обязанность родителей – терпеливо воспитывать детей: и вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6:4).

Главный предмет воспитания детей родителями – учение христианской веры в жизни, а также нравственное воспитание с учетом психики детей.

в) Взаимные обязанности рабов и господ (Еф. 6:5–9)

Апостол повелевает рабам повиноваться господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца. как Христу (Еф. 6:5). Христианство ставило задачу освободить людей не от господ по плоти – не от внешнего рабства, а от господ над душой – от рабства внутреннего. Внешне устройство жизни не входило в прямую задачу христианства, но оно даже службу раба делало средством возрастания и освобождения внутреннего, делало добродетелью. От этого теряется ее унизительный характер, она исполняется не ради человекоугодия или страха, а добровольно; значит и раб – уже раб только по названию, по существу же он раб Христов, а не господина по плоти. Христианский призыв к смирению и послушанию Богу есть вернейший путь к обретению внутренней свободы духа. К тому же Господь каждому воздаст по мере добра, которое он сделал (Еф. 6:8).

Из книги протоиерея Стефана Жилы «Послания апостола Павла. Пособие по изучению и толкованию».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *