апостол павел о власти дословно

Апостол павел о власти дословно

Как понимать слова апостола, что всякая власть от Бога. Нужно ли примиряться со злом?

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

Оба первоверховных апостола в полном согласии между собой говорят ясно и определенно: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим.13:1-2). Об этом же говорит и св. апостол Петр: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым» (1 Пет.2:13-14). Вспомним, что это написано при императоре Нероне, первом гонителе христиан. Эти мысли Священного Писания иногда бывают камнем преткновения для людей светских, привыкших подходить к событиям с политическими мерками. По-своему пытаются истолковать эти места апостольских посланий и некоторые верующие люди, не понимающие подлинной природы христианской жизни. К духовным понятиям они примешивают свои социальные и политические симпатии и антипатии.

Буквальное понимание приведенных выше высказываний не ведет к оправданию зла. Речь не идет о нашествии иноплеменников, а о подчинении существующей в обществе власти. Христианское понимание смирения не означает примирения с неправдой, а предполагает духовную победу над злом. Спаситель наш сказал апостолу Петру, ударившему мечом раба первосвященника: «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф.26:53). Но Он не стал это делать, а пошел путем крестных страданий, принес Себя в Жертву и победил диавола. Господь призывает нас: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29). Все мы призваны творить в образ нашего Учителя. Этим путем шли святые и побеждали зло духовно. Великомученик Димитрий был правителем Солунской области. В его подчинении было войско. Однако когда император Максимиан узнал, что он христианин и пригласил к себе, св. Димитрий не поднял против него область, а пошел путем мученичества. Наши святые князья Борис и Глеб могли сразиться со Святополком, и, может быть, смогли победить его, но они распустили свои дружины и совершили подвиг страстотерпчества. Сейчас они молятся за нас и помогают нам. Таких примеров можно привести много. Многовековой опыт Церкви показывает, что христианское смирение не только не предполагает духовный и нравственный компромисс, а требует от ученика Христова исповеднического подвига. Так и во время власти антихриста христианин должен быть готов умереть за Христа. «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых» (Откр.13:10). Слово Божие указывает, каким путем должен идти верный, когда будет попущена богоборческая власть: «терпение и вера святых».

Евангелие не призывает ни к вооруженному сопротивлению, ни к другим способам борьбы, а говорит о великой преданности Богу и стойкости: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Мф.24:9-13).

Источник

Всякая власть от Бога?

или О попытке превратить апостола в оппозиционера

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Один фрагмент из «Послания к римлянам» апостола Павла часто возбуждал, а порой до сих продолжает возбуждать споры. Особенно это характерно для периодов общественных перемен.

Звучит этот фрагмент в Синодальном переводе так: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Рим 13:1).

На церковнославянском языке данный фрагмент звучит так: «Несть бо власть, аще не от Бога». Оппоненты традиционного перевода утверждают, что дословно эта фраза в переводе на русский язык должна переводиться как «не есть та власть, если не от Бога». И тогда смысл слов апостола меняется практически на противоположный по сравнению с Синодальным переводом: только та власть действительно является властью, что от Бога. Следовательно, не всякой власти надо повиноваться, а только той, что (по нашему мнению) является Божией. А власти (опять-таки по нашему мнению) несправедливой и преступной, повиноваться не следует. Более того, с ней нужно бороться и ей противостоять.

Действительно, старославянское слово «аще» из данного фрагмента апостола Павла переводится как «если». Кроме того, толкование, подвергающее критике традиционный перевод может казаться на первый взгляд более отвечающим естественному чувству справедливости.

Действительно, разве можно любую власть считать «от Бога» и ей повиноваться? А если она, скажем, печется о собственном благе более, чем о благе народа? Например, нарушает права собственности и отнимает ваше имущество?

Однако давайте заглянем в древнегреческий текст и посмотрим, насколько верен Синодальный перевод этого места из «Послания к Римлянам». Фраза «οὐ γάρ ἐστιν ἐξουσία εἰ μὴ ὑπὸ Θεοῦ», если ее переводить совсем дословно, должна звучать так: «Ибо не есть власть, если не от Бога». Вроде, оппоненты, правы? Нет. Подвох тут в том, что глагол «есть» (ἐστιν) в данном случае является глаголом-связкой, который может вообще не переводиться на русский язык и никак не влиять на смысл фразы. Мы же по-русски не говорим, например, «Сократ есть человек» или «власть есть строгая».

Также этот глагол может переводиться как «существует», «наличествует». Это зависит от контекста. Однако по правилам древнегреческого, церковнославянского, или, скажем, современных европейских языков употребления глагола-связки «быть» обязательно во всех случаях. Кстати, также и «несть» в церковнославянском тексте можно переводить и как просто «нет», и как «не существует».

Поэтому на русский язык совершенно правильно переводить слова «οὐ γάρ ἐστιν ἐξουσία εἰ μὴ ὑπὸ Θεοῦ» как «нет власти (вар: не существует власти) если не от Бога». А вовсе – «не есть та власть, что не от Бога». В Синодальном переводе выпали только слова «если не». Но смысла это уже не меняет.

Тем более, что такой, традиционный перевод полностью соответствует дальнейшим словам апостола в Послании: «Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим 13:2-5).

Когда говорят, что подвергались преследованиям и были казнены даже апостолы Петр и Павел, что гонения испытал великий сонм христианских мучеников, то надо понимать, что это были ситуации отстаивания веры, когда им предлагали отречься от Христа. И только в этом случае непослушание властям со стороны христианина оправдано: когда Бога подобает слушать более, чем человека.

Вот как об этом сказал святитель Тихон Задонский: «Слушай и исполняй всё, что приказывают не противно закону Божию: в противном случае не подчиняйся, т.к. должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян 5:29). Так поступали святые мученики. Нечестивые власти повелевали им копать землю, копали; носить камни, носили; идти в тюрьму и ссылку, шли; склонять головы под меч, склоняли; отнимали у них имения (собственность), отдавали, – и прочие выполняли приказы, что не противно закону Божию. Но когда им предлагали отречься от Христа и сделать прочие богопротивные дела, то они не подчинялись. Так и ты поступай. Велит тебе господин твой всякую работу делать, делай: велит делать неправду: обидеть, украсть, солгать и т.д., не подчиняйся (не слушай). Будет грозить за то казнью, не бойся: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф 10:28). Захочет лишить тебя жизни, не противься: кто жертвует жизнь за правду, тот в будущем веке обретет её».

Читайте также другие материалы в рубрике ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

На заставке: статут Цезаря в Риме, mattk1979

Источник

Новый Завет


Послание к Римлянам святого апостола Павла


Глава 13.

1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.

2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.

3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, 4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.

5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.

6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.

7 Итак отдавайте всякому должное: кому по’дать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.

8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.

9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.

10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.

11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. || Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.

13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; 14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.

Источник

Апостол Павел о власти: не только Римлянам!

апостол павел о власти дословно

апостол павел о власти дословно

Все прекрасно знают, что говорит апостол Павел об отношении к государственной власти (тогда совершенно языческой): в 13-й главе Послания к Римлянам он декларирует принцип полной и безусловной лояльности. К любой ли власти это относится? Долгое время было принято думать, что да. Но после Третьего рейха с его «немецким христианством», вполне лояльным к фюреру, так уже не скажешь…

Но что же имел в виду Павел? О Послании к Римлянам сейчас не буду говорить, мне уже доводилось его разбирать. Добавлю лишь, что это Послание было направлено в столицу империи, и шансы, что оно будет прочитано при императорском дворе, были достаточно велики. Вполне естественно было выразить в письме максимальную лояльность к императорской власти – христиане не готовят никакого государственного переворота.

Но Павел писал не только римлянам. Об отношении внутри общества и о взаимодействии с властями говорит не в меньшей мере и другое послание – 1 Коринфянам. Павел говорит там о восстановлении справедливости, когда униженные и оскорбленные христиане восторжествуют над теми, кто распял Иисуса и угнетает их ныне. Разумеется, Павел не призывает к революции и ожидает, что эта перемена совершится по действию Бога – но тогда лояльность существующей власти обретает совсем другой смысл. Это скорее призыв потерпеть и воспринимать существующую власть как еще один инструмент в руках Бога, осуществляющего Свой таинственный замысел.

Вот лишь несколько отрывков: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (1 Кор. 2:6-8).

Итак, именно Иисус Христос есть подлинный Господь – а ведь это официальный титул римского императора (греч. κύριος, лат. dominus). А «власти века сего» объявлены преходящими, т. е. временными, и то, что они считают мудростью, на самом деле таковой не является.

Соответственно, когда она будет достигнута, всё поменяется местами, и те, кто сегодня подлежит суду римских властей, сам примет на себя роль судьи. Разбирая частный вопрос (можно ли христианину подавать в языческий суд на другого христианина), Павел пишет весьма энергично (1 Кор. 6:1-3): «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?»

То есть, по сути, в новой реальности теми самыми инструментами Божьей власти станут верующие. И все это произойдет потому, что, как сказано в 1 Кор. 15:24-25, «Он [Христос] предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои». Разумеется, здесь тоже может идти речь о враждебных Богу духовных силах, среди которых тоже может существовать своя иерархия. Но вместе с тем также и о земных властях, которые в конце времен должны признать власть Божию.

Еще яснее выражается Павел в Послании Филиппийцам, написанном, по всей видимости, в заключении, в ожидании суда у римского императора – возможно, даже в самом Риме. Вот что Павел пишет здесь о Христе (Фил. 2:9-11): «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь [κύριος] Иисус Христос в славу Бога Отца». Таким образом, подлинным Царем и настоящим Господом Павел считает только Иисуса.

В Фил. 3:20 он говорит еще более откровенно: «Наше же жительство [πολίτευμα] – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа». Слово πολίτευμα не просто означает место жительства, как можно подумать по Синодальному переводу, скорее это и есть «государство» или «гражданство». По сути, это яркая декларация лояльности только Христу. К тому же здесь употреблено не только слово κύριος «Господь», но еще и σωτήρ «Спаситель» – оба слова еще в эллинистическую эпоху вошли в титулатуру монархов.

апостол павел о власти дословно

Рембрандт. Апостол Павел

Как согласовать это с Посланием к Римлянам? Никакого противоречия нет, если помнить, что высказывания могли описывать реальность на разных уровнях (эмпирическая данность и подлинная суть вещей) и к тому же быть обращены к разным аудиториям. С одной стороны, Павел призывает уважать существующий порядок вещей и подчиняться требованиям властей, которые его поддерживают, к тому же в этой части он мог заверять имперские власти в лояльности христиан и остужать слишком горячие головы, стремящиеся к бунту (это, разумеется, лишь предположение). С другой – он напоминает о том, что человеческие власти – лишь инструмент в руках Бога, с Которым одним христиане и выстраивают свои отношения в полной уверенности, что последнее слово всегда остается за Ним и однажды Его последователи будут судить весь мир.

Как это могло выглядеть на практике, нам показывает Послание к Филимону. На первый взгляд вообще кажется удивительным, что первые христиане включили этот текст в канон своего Священного Писания. Это частное письмо по одному конкретному поводу: Павел в заключении встретил беглого раба по имени Онисим и обратил его в христианство. Прежний хозяин Онисима, Филимон, тоже был христианином и учеником Павла. И вот теперь Павел отправляет Онисима к Филимону (с точки зрения римского права – возвращает тому похищенную у него собственность) вместе со своим рекомендательным письмом.

Естественно, Филимон имеет полное право сурово наказать Онисима, но Павел уговаривает его не пользоваться этим правом. Он пишет (Флм. 8-12): «имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно, по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа; прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих: он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его; ты же прими его, как мое сердце».

То есть Павел действует целиком и полностью в рамках римских законов, не призывая ни к восстанию, ни к отмене рабства, ни к чему подобному. Он предельно лоялен, но эта лояльность внешняя, она, по сути, сводится к отказу от попыток бунта и мятежа.

И в то же время в той новой реальности, которая начала существовать внутри христианской общины, нет ни беглых, ни каких иных рабов, а только близкие отношения между членами общей семьи.

Показательно, что себе Павел присваивает парадоксальный титул «старейшины и заключенного», сочетая самое почетное наименование с самым презренным. В этой новой реальности последние становятся первыми, нынешнее положение дел представляется временным, а лояльность существующей власти – необходимое условие, чтобы пережить это не слишком благоприятное время.

Вопрос не в том, быть ли христианину лояльным своему государству, – разумеется, быть (пока это государство откровенно и беззастенчиво не попирает Божиих заповедей, как Третий рейх). Но вот вопрос о том, какое место занимает эта лояльность в иерархии христианских ценностей, актуален и сегодня.

Источник

Апостол Павел о власти

Но тут речь идет не о власти как струк­туре или прин­ципе (это скорее пере­да­ва­лось бы словом ἀρχή ), а ἐξουσία — по сути, пол­но­мо­чие что-то совер­шать, и оно не то чтобы «исхо­дит от Бога», оно, по сути, Богом дано: пред­лог шгб с роди­тель­ным паде­жом ука­зы­вает на имя дея­теля при пас­сив­ной кон­струк­ции. Перед нами не столько апо­ло­гия власти как тако­вой, сколько бого­слов­ское утвер­жде­ние: если кому-то даны некие пол­но­мо­чия и воз­мож­но­сти, то они даны Богом, и ответ­ствен­ность чело­век несет прежде всего перед Ним.

А в целом в 13‑й главе Рим­ля­нам перед нами некая иде­аль­ная кар­тинка с прак­ти­че­ским нрав­ствен­ным выво­дом: поря­доч­ное пове­де­ние должно при­во­дить к гар­мо­нии в отно­ше­ниях с зем­ными вла­стями, а зло­де­я­ние ведет к нака­за­нию. При этом Павел ука­зы­вает, что власть началь­ству­ю­щим дана от Бога и чело­век полу­чает похвалу или нака­за­ние как бы от самого Бога, дей­ству­ю­щего через них. Добавлю, что это Посла­ние было направ­лено в сто­лицу импе­рии, и шансы, что оно будет про­чи­тано при импе­ра­тор­ском дворе, были доста­точно велики. Вполне есте­ственно было выра­зить в письме мак­си­маль­ную лояль­ность к импе­ра­тор­ской власти — хри­сти­ане не гото­вят ника­кого госу­дар­ствен­ного пере­во­рота.

К любой ли власти это отно­сится? Долгое время было при­нято думать, что да. Но после Тре­тьего рейха с его «немец­ким хри­сти­ан­ством», вполне лояль­ным к фюреру, так уже не ска­жешь… А ведь уже в древ­но­сти эти слова так про­ком­мен­ти­ро­вал Иоанн Зла­то­уст (всту­пав­ший в острый кон­фликт с соб­ствен­ным импе­ра­то­ром): «Неужели всякий началь­ник постав­лен от Бога? Не то говорю я, отве­чает апо­стол. У меня теперь идет речь не о каждом началь­нике в отдель­но­сти, но о самой власти. Суще­ство­ва­ние вла­стей, при чем одни началь­ствуют, а другие под­чи­ня­ются, и то обсто­я­тель­ство, что все про­ис­хо­дит не слу­чайно и про­из­вольно, так чтобы народы носи­лись туда и сюда, подобно волнам, — всё это я назы­ваю делом Божьей Пре­муд­ро­сти».

Но Павел писал о таких вещах не только рим­ля­нам. Об отно­ше­нии внутри обще­ства и о вза­и­мо­дей­ствии с вла­стями гово­рит не в мень­шей мере и другое посла­ние — 1 Корин­фя­нам. Павел гово­рит там о вос­ста­нов­ле­нии спра­вед­ли­во­сти, когда уни­жен­ные и оскорб­лен­ные хри­сти­ане вос­тор­же­ствуют над теми, кто распял Иисуса и угне­тает их ныне. Разу­ме­ется, Павел не при­зы­вает к рево­лю­ции и ожи­дает, что эта пере­мена совер­шится по дей­ствию Бога, но тогда лояль­ность суще­ству­ю­щей власти обре­тает совсем другой смысл, это скорее призыв потер­петь и вос­при­ни­мать ее как еще один инстру­мент в руках Бога, осу­ществ­ля­ю­щего Свой таин­ствен­ный замы­сел.

Соот­вет­ственно, когда она будет достиг­нута, всё поме­ня­ется местами, и те, кто сего­дня под­ле­жит суду рим­ских вла­стей, сам примет на себя роль судьи. Раз­би­рая част­ный вопрос (можно ли хри­сти­а­нину пода­вать в язы­че­ский суд на дру­гого хри­сти­а­нина?), Павел пишет весьма энер­гично: «И если кто из вас что имеет против дру­гого, как смеет он выно­сить дело на суд нече­сти­вых, а не святых? Разве не знаете, что святым над­ле­жит судить весь мир? А если вам под­су­ден весь мир, неужели вы недо­стойны быть судьями в мелких делах? Разве не знаете, что мы будем судить и анге­лов — что и гово­рить о житей­ском!» ( 1Кор.6:1-3 ).

То есть, по сути, в новой реаль­но­сти теми самыми инстру­мен­тами Божьей власти станут веру­ю­щие. И все это про­изой­дет потому, что, как ска­зано в ( 1Кор15:24-25 ), «Он пере­даст цар­ство Богу и Отцу, упразд­нив всякое началь­ство, и власть, и силу. Ему пред­стоит цар­ство­вать, доколе не поверг­нет врагов к ногам Своим». Разу­ме­ется, здесь тоже может идти речь о враж­деб­ных Богу духов­ных силах, среди кото­рых тоже может суще­ство­вать своя иерар­хия. Но вместе с тем также и о земных вла­стях, кото­рые в конце времен должны при­знать власть Божью.

Еще яснее выра­жа­ется Павел в Посла­нии Филип­пий­цам, напи­сан­ном, по всей види­мо­сти, в заклю­че­нии, в ожи­да­нии суда у рим­ского импе­ра­тора — воз­можно даже, в самом Риме. Вот что Павел пишет здесь о Христе: «Потому Бог воз­вы­сил Его и даро­вал Ему имя пре­выше всех прочих имен, чтобы перед именем Иисуса пре­кло­ни­лось всякое колено на небе­сах, на земле и в пре­ис­под­ней, чтобы всякий язык испо­ве­до­вал Иисуса Христа Гос­по­дом ( κὐριος ) во славу Бога Отца» ( Флп.2:9-11 ). Таким обра­зом, под­лин­ным Царем и насто­я­щим Гос­по­дом Павел счи­тает только Иисуса.

В ( Флп.3:20 ) он гово­рит еще более откро­венно «А наше граж­дан­ство (πολίτευμα) При­над­ле­жит небе­сам, откуда мы ждем Спа­си­теля — Гос­пода Иисуса Христа». Слово πολίτευμα озна­чает не место житель­ства, скорее это и есть «госу­дар­ство» или «граж­дан­ство». По сути, это яркая декла­ра­ция лояль­но­сти только Христу. К тому же здесь упо­треб­лено не только слово κὐριος «Γос­подь», но еще и σωτήρ «Спа­си­тель» — оба слова еще в элли­ни­сти­че­скую эпоху вошли в титу­ла­туру монар­хов.

Как согла­со­вать это с Посла­нием к Рим­ля­нам? Ника­кого про­ти­во­ре­чия нет, если пом­нить, что выска­зы­ва­ния могли опи­сы­вать реаль­ность на разных уров­нях (эмпи­ри­че­ская дан­ность и под­лин­ная суть вещей) и к тому же быть обра­щены к разным ауди­то­риям. С одной сто­роны, Павел при­зы­вает ува­жать суще­ству­ю­щий поря­док вещей и под­чи­няться тре­бо­ва­ниям вла­стей, кото­рые его под­дер­жи­вают, к тому же в этой части он мог заве­рять импер­ские власти в лояль­но­сти хри­стиан и осту­жать слиш­ком горя­чие головы, стре­мя­щи­еся к бунту (это, разу­ме­ется, лишь пред­по­ло­же­ние). С другой, он напо­ми­нает о том, что чело­ве­че­ские власти — лишь инстру­мент в руках Бога, с Кото­рым одним хри­сти­ане и выстра­и­вают свои отно­ше­ния в полной уве­рен­но­сти, что послед­нее слово всегда оста­ется за Ним и одна­жды Его после­до­ва­тели будут судить весь мир.

Как это могло выгля­деть на прак­тике, нам пока­зы­вает Посла­ние к Фили­мону. На первый взгляд вообще кажется уди­ви­тель­ным, что первые хри­сти­ане вклю­чили этот текст в канон своего Свя­щен­ного Писа­ния. Это част­ное письмо по одному кон­крет­ному поводу: Павел в заклю­че­нии встре­тил бег­лого раба по имени Онисим и обра­тил его в хри­сти­ан­ство. Преж­ний хозяин Они­сима, Фили­мон, тоже был хри­сти­а­ни­ном и уче­ни­ком Павла. И вот теперь Павел отправ­ляет Они­сима к Фили­мону (с точки зрения рим­ского права — воз­вра­щает тому похи­щен­ную у него соб­ствен­ность) вместе со своим реко­мен­да­тель­ным пись­мом.

Есте­ственно, Фили­мон имеет полное право сурово нака­зать Они­сима, но Павел уго­ва­ри­вает его не поль­зо­ваться этим правом. Он пишет ( Флм.1:8-12 ): «Хотя во Христе я бы с полным осно­ва­нием дерзал ука­зать тебе на твой долг, лучше с любо­вью тебя попрошу. Да, я, Павел, послан­ник, а теперь и узник Христа Иисуса, прошу тебя за сына, кото­рого я родил в заклю­че­нии — за Они­сима. Пусть прежде он для тебя был негод­ным, но теперь при­го­дится и тебе, и мне. Посы­лаю его к тебе как свое сердце!»

То есть Павел дей­ствует цели­ком и пол­но­стью в рамках рим­ских зако­нов, не при­зы­вая ни к вос­ста­нию, ни к отмене раб­ства, ни к чему подоб­ному. Он пре­дельно лоялен, но эта лояль­ность внеш­няя, она, по сути, сво­дится к отказу от попы­ток бунта и мятежа. И в то же время в той новой реаль­но­сти, кото­рая начала суще­ство­вать внутри хри­сти­ан­ской общины, нет ни беглых, ни каких иных рабов, а только близ­кие отно­ше­ния между чле­нами общей семьи.

Пока­за­тельно, что себе Павел при­сва­и­вает пара­док­саль­ный титул «ста­рей­шины и заклю­чен­ного», соче­тая самое почет­ное наиме­но­ва­ние с самым пре­зрен­ным. В этой новой реаль­но­сти послед­ние ста­но­вятся пер­выми, нынеш­нее поло­же­ние дел пред­став­ля­ется вре­мен­ным, а лояль­ность суще­ству­ю­щей власти — необ­хо­ди­мое усло­вие, чтобы пере­жить это не слиш­ком бла­го­при­ят­ное время.

Вопрос не в том быть ли хри­сти­а­нину лояль­ным своему госу­дар­ству — разу­ме­ется, быть (пока это госу­дар­ство откро­венно и без­за­стен­чиво не попи­рает Божьих запо­ве­дей, как Третий рейх). А вот вопрос о том, какое место зани­мает эта лояль­ность в иерар­хии хри­сти­ан­ских цен­но­стей, актуа­лен и сего­дня…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *