апостол павел о воздержании супружеском во время поста

Пост и супружеские отношения

Хорошо и полезно для души воз­дер­жи­ваться от супру­же­ского обще­ния во дни постов, но это не должно быть против воли одного из супру­гов.

Ска­жите, почему нынеш­няя пра­во­слав­ная тра­ди­ция строго регла­мен­ти­рует время воз­дер­жа­ния от супру­же­ских отно­ше­ний: мно­же­ствен­ные посты, святки, неделя после Пасхи, среды и пят­ницы? Почему же апо­стол гово­рит, что время воз­дер­жа­ния от физи­че­ских отно­ше­ний дело самих супру­гов, т. е. «по вза­им­ному согла­ше­нию», а в церкви нару­ше­ние таких постов счи­та­ется грехом?

Я знаю при­меры, когда жены отка­зы­вали своим мужьям в бли­зо­сти во время постов. В резуль­тате воз­ни­кали серьез­ные семей­ные скан­далы, в конце концов жена усту­пала, а потом бежала каяться в «невоз­дер­жа­нии от супру­же­ской жизни». И такое пред­став­ле­ние о постах у нас вос­при­ни­ма­ется как догмат. Более того, навя­зы­ва­ется мнение, что дети, зача­тые в посты, бывают ущербны. Я знаю еще один пример, когда попытки жены соблю­дать подоб­ные посты, оттолк­нули ее супруга от пра­во­слав­ной церкви. Думаю, что этот случай далеко не еди­нич­ный.

Дей­стви­тельно, в свя­щен­ном Писа­нии есть пра­вило апо­стола Павла: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо чело­веку не касаться жен­щины. Но, во избе­жа­ние блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж ока­зы­вай жене долж­ное бла­го­рас­по­ло­же­ние; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не вла­стен над своим телом, но жена. Не укло­няй­тесь друг от друга, разве по согла­сию, на время, для упраж­не­ния в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не иску­шал вас сатана невоз­дер­жа­нием вашим. Впро­чем, это ска­зано мною как поз­во­ле­ние, а не как пове­ле­ние. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое даро­ва­ние от Бога, один так, другой иначе» ( 1Кор. 7:1-7 ). На осно­ва­нии этого в Церкви издревле суще­ствует норма воз­дер­жа­ния от супру­же­ского сожи­тель­ства во время постов. Но, в отли­чие от пище­вых запре­тов, за нару­ше­ние кото­рых без ува­жи­тель­ной при­чины каноны нака­зы­вают отлу­че­нием от св. При­ча­стия (69 пра­вило св. апо­сто­лов), свя­щен­ные пра­вила ска­зано: «Всту­пив­шие в брак сами себе должны быти довле­ю­щими судьями. Ибо они слы­шали Павла пишу­щего, яко подо­бает воз­дер­жи­ваться друг от друга, по согла­сию, до вре­мени, дабы упраж­няться в молитве, и потом паки купно бытии» (4 пра­вило св. Дио­ни­сия Алек­сан­дрий­ского).

Также гово­рит и 13 пра­вило Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского: «Вопрос 13: Сово­куп­ля­ю­щимся в обще­ние брака, в кото­рые дни сед­мицы должно соблю­дать воз­дер­жа­ние от сово­куп­ле­ния друг с другом, и в кото­рые дни иметь им право на оное?

Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апо­стол гово­рит: не лишайте себе друг друга, только по согла­сию, до вре­мени, да пре­бы­ва­ете в молитве: и снова вкупе соби­рай­тесь, да не иску­шает вас сатана невоз­дер­жа­нием вашим ( 1Кор. 7:5 ). Впро­чем, необ­хо­димо должно воз­дер­жи­ваться в день суб­бот­ний и вос­крес­ный, потому что в сии дни духов­ная жертва при­но­сится Гос­поду». Сам запрет этот связан с тем, что пред­по­ла­га­ется, (согласно 8 пра­вилу св. апо­сто­лов), что хри­сти­а­нин при­об­ща­ется за каждой Литур­гией, а согласно 5 пра­вилу Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского, не должно при­ча­щаться после супру­же­ского сожи­тель­ства.

Подоб­ным обра­зом учили и святые отцы, тол­ку­ю­щие этот стих. Св. Иоанн Зла­то­уст гово­рит: «Что это значит? Жена не должна, гово­рит, воз­дер­жи­ваться против воли мужа, и муж не должен воз­дер­жи­ваться против воли жены. Почему? Потому, что от этого воз­дер­жа­ния про­ис­хо­дит вели­кое зло; от этого часто бывали пре­лю­бо­де­я­ния, блу­до­де­я­ния и домаш­нее рас­строй­ство. Ибо если иные, имея своих жен, пре­да­ются пре­лю­бо­де­я­нию, то тем более будут пре­да­ваться ему, если лишить их этого уте­ше­ния. Хорошо сказал: не лишайте себя; ибо воз­дер­жи­ваться одному против воли дру­гого, значит лишать, а по воле, – нет. Так, если ты возь­мешь у меня что-нибудь с моего согла­сия, это не будет для меня лише­нием; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, нару­шая спра­вед­ли­вость и тем пода­вая мужьям повод к рас­пут­ству и все при­водя к рас­строй­ству. Всему должно пред­по­чи­тать еди­но­ду­шие; оно всего важнее. Если хочешь, дока­жем это опытом. Пусть из двух супру­гов жена воз­дер­жи­ва­ется, тогда как муж не хочет этого. Что будет? Не станет ли он пре­да­ваться пре­лю­бо­де­я­нию, или, если не станет пре­лю­бо­дей­ство­вать, то не будет ли скор­беть, бес­по­ко­иться, раз­дра­жаться, гне­ваться и при­чи­нять жене мно­же­ство непри­ят­но­стей? Какая польза от поста и воз­дер­жа­ния, когда нару­ша­ется любовь? Ника­кой. Сколько неиз­бежно про­изой­дет отсюда огор­че­ний, сколько хлопот, сколько раз­до­ров! Если в доме муж и жена не согласны между собою, то их дом не лучше обу­ре­ва­е­мого вол­нами корабля, на кото­ром корм­чий не согла­сен с пра­ви­те­лем руля. Посему Апо­стол и гово­рит: не лишайте себе друг друга, точию по согла­сию до вре­мени, да пре­бы­вайте в посте и молитве. Здесь он разу­меет молитву, совер­ша­е­мую с осо­бен­ным тща­нием, ибо если бы сово­куп­ля­ю­щимся он запре­тил молиться, то как можно было бы испол­нять запо­ведь о непре­стан­ной молитве? Сле­до­ва­тельно можно и с женою сово­куп­ляться, и молиться: но при воз­дер­жа­нии молитва бывает совер­шен­нее. Не просто ска­зать: да моли­теся, но: да пре­бы­вайте в молитве, потому что брач­ное дело только отвле­кает от этого, а не про­из­во­дит осквер­не­ния. И паки вкупе соби­рай­теся, да не иску­шает вас сатана. Дабы не поду­мали, что это – закон, при­со­еди­няет и при­чину. Какую? Да не иску­шает вас сатана. А дабы знали, что не диавол только бывает винов­ни­ком пре­лю­бо­де­я­ния, при­бав­ляет: «невоз­дер­жа­нием вашим» – так тол­кует эти слова свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст.

Подоб­ным обра­зом и св. Гри­го­рий Бого­слов, уве­ще­вая гото­вя­щихся к Кре­ще­нию, пишет: «Об одном тебя прошу: прими дар, как ограж­де­ние, и дару при­неси от себя чистоту на время, пока про­дол­жа­ются дни, уста­нов­лен­ные для молитвы, кото­рые чест­нее дней рабо­чих; и то по вза­им­ному усло­вию и согла­сию. Ибо не закон пред­пи­сы­ваем, но даем совет, и хотим взять от тебя же и для общей вашей без­опас­но­сти».

Таким обра­зом, пози­цию Церкви можно выра­зить так – хорошо и полезно для души воз­дер­жи­ваться от супру­же­ского обще­ния во дни постов, но это не должно быть против воли одного из супру­гов. Насколько долго должно длиться это воз­дер­жа­ние, решать не может никто, кроме их соб­ствен­ной сове­сти. Един­ствен­ное цер­ков­ное огра­ни­че­ние – это запрет на плот­ское обще­ние перед при­ча­стием. Оно было уста­нов­лено еще в Ветхом Завете, когда перед при­ше­ствием Гос­пода на гору Синай народу было пове­лено три дня воз­дер­жи­ваться от жен ( Исх. 19 ).

Совер­шенно неоправ­данна пози­ция тех, кто утвер­ждает, будто отно­ше­ния в браке воз­можны лишь тогда, когда раз­ре­шены вен­ча­ния. На самом деле запрет на вен­ча­ния в неко­то­рые дни связан с тем, что из-за постов или насту­па­ю­щих празд­нич­ных служб не может совер­шиться брач­ное пир­ше­ство (объ­яс­не­ние св. Симеона Солун­ского), а не с запре­том на плот­ское обще­ние. Тем более, что по пра­ви­лам древ­ней Церкви в ночь после Вен­ча­ния брач­ное сожи­тель­ство не одоб­ря­лось.

Сама попытка навя­зать супру­же­ский пост как обя­за­тель­ный в те дни, когда нельзя вен­чать, на самом деле явля­ется, как и гово­рил Зла­то­уст, под­тал­ки­ва­нием людей к изме­нам. Ведь если строго сле­до­вать нормам, выдви­га­е­мым неко­то­рыми совре­мен­ными духов­ни­ками, тогда ока­жется, что иметь супру­же­ские отно­ше­ния можно меньше чем треть дней в году (от 115 до 140), что при­ве­дет (осо­бенно в совре­мен­ное раз­врат­ное время) лишь к раз­ру­ше­нию семей, что, соб­ственно и наблю­да­ется.

Тем более недо­пу­стимо счи­тать детей, зача­тых постами, в чем-то ущерб­ными или про­кля­тыми. Это утвер­жде­ние не осно­вано на Писа­нии и тво­ре­ниях Отцов Церкви. Оно осуж­дает без вины мил­ли­оны наших совре­мен­ни­ков, кото­рых роди­тели зачали в «не то время», хотя Бог гово­рит, что дети не несут вины отца. Все эти запу­ги­ва­ния в корне про­ти­во­ре­чат самому духу еван­гель­ской сво­боды, сове­ту­ю­щей, но не навя­зы­ва­ю­щей. Напом­ним, что поже­ла­ние воз­дер­жа­ния, по словам св. Гри­го­рия Бого­слова: «не закон, но совет». Но это, конечно, не озна­чает нашего пре­не­бре­же­ния апо­столь­ским сове­том, потому что духов­ная польза от воз­дер­жа­ния оче­видна.

«Меня всегда очень воз­му­щала фраза типа: «И они жили в чистоте». Каждый пра­во­слав­ный пре­красно пони­мает, о чем она, настолько часто ее при­ме­няют как в лите­ра­туре, так и в раз­го­вор­ной речи. А как же тогда слова Писа­ния «Брак честен и ложе непо­рочно»? Ведь логично сде­лать вывод, что если одно состо­я­ние чистота, то другое наобо­рот – это грязь!?»

Другое состо­я­ние не чистота, но и не скверна. Брак – это есте­ствен­ное состо­я­ние чело­века в падшем мире, бла­го­слов­лен­ное Гос­по­дом в Кане Гали­лей­ской. Поэтому и в молит­вах Вен­ча­ния мы просим сде­лать брак чест­ным и ложе – несквер­ным. Но без­бра­чие ради Христа гораздо выше. Это – сверхъ­есте­ствен­ная доб­ро­де­тель, дела­ю­щая чело­века равным анге­лам. Но при этом воз­дер­жа­ние, про­ис­хо­дя­щее из-за гну­ше­ния браком, Цер­ковь рас­смат­ри­вает, как при­чину для ана­фемы (14 пра­вило Ган­гр­ского Собора, 51 пра­вило св. апо­сто­лов).

Здрав­ствуйте! Батюшка, спа­сибо, что Вы затро­нули такие дели­кат­ные и в то же время важные темы. У меня ско­пи­лось несколько подоб­ных вопро­сов, но мне всегда как-то неудобно обсуж­дать их с при­ход­ским свя­щен­ни­ком. Если Вы сочтете нужным, может быть, Вы отве­тите на них. Зара­нее спа­сибо. И еще. Я пони­маю, что это не самые глав­ные вопросы в нашей жизни, но хоте­лось бы раз и навсе­гда уяс­нить их для себя, чтобы избе­жать сму­ще­ний вся­кого рода.

Апо­стол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно», об этом же гово­рят молитвы Таин­ства Брака. Поэтому невоз­можно гово­рить о нечи­стоте супру­же­ского ложа, если не было греха (каких-либо про­ти­во­есте­ствен­ных отно­ше­ний). Поэтому после супру­же­ских отно­ше­ний можно при­ка­саться к любой свя­тыне и под­но­сить ребенка к святой Чаше. Не допус­ка­ется лишь уча­стие в св. При­ча­стии в согла­сии с пра­ви­лом Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского. В день после при­ча­стия также должно хра­нить себя от бли­зо­сти «любви ради небес­ного Царя» (по словам Слу­жеб­ника). Но нигде ничего не ска­зано про сле­ду­ю­щую ночь. Начи­на­ется новый день и ника­ких запре­тов на него нет.

Батюшка, под­ска­жите, как быть. Мой муж не явля­ется очень цер­ков­ным чело­ве­ком, но несколько меся­цев назад заявил, что супру­же­ские отно­ше­ния в ком­нате, где на стене висят иконы, невоз­можны. Я спро­сила, кто ему об этом сказал? Ответ был: «Я знаю». Но, насколько я знаю, иконы должны быть в каждой ком­нате. И как тогда быть? А если ком­ната вообще одна? Этот довод мужа не убедил. Он может в какой-то мере быть прав?

Апо­стол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно». Поэтому супру­же­ское сожи­тие никак не может осквер­нить икон. У хри­сти­а­нина иконы должны быть всегда на виду, чтобы нико­гда не забы­вать Бога, Кото­рый все видит. Поэтому ваш муж не прав. Над семей­ным ложем иконы могут и должны быть. Так кстати можно предо­хра­нить себя от раз­лич­ных зло­упо­треб­ле­ний браком.

Источник

Супружеская близость: что думал о ней Апостол Павел?

Супружеская близость: что думал о ней Апостол Павел?

Нет ни одного христианского обсуждения темы полового общения супругов, где бы не цитировался известный текст Ап. Павла из 1-го Послания к Коринфянам. Но понимаем ли мы его? Знаем ли, что Ап. Павел на самом деле хотел сказать? Задумывались ли над тем, что русские переводчики XIX века могли исказить мысль Ап. Павла – и по элементарному незнанию каких-то филологических моментов, и в угоду существовавшему традиционному мнению?
Давайте сегодня этот короткий, но яркий текст прочитаем и разберем.

Наставление о браке: 7: 1-10
А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.

Начало этого отрывка: А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины, в истории часто понималось неверно. Чтобы понять мысль Ап. Павла, надо знать следующее:
В Коринфе, наряду с обычной языческой сексуальной распущенностью, существовали и адепты египетских языческих религий, пропагандирующих полное безбрачие и сексуальное воздержание. Их девизом было выражение: «Хорошо к женщине не прикасаться». Вот против них и выступает Ап. Павел в своей беседе на эту тему. И, начиная беседу, он цитирует девиз этих язычников. Именно так – по мнению большинства современных ученых, – следует понимать первую фразу и ее связь с остальным текстом:
«О том, что вы написали, – Хорошо к женщине не прикасаться, – из-за блуда каждый пусть имеет свою жену и каждая пусть имеет собственного мужа».
В словах хорошо человеку не касаться женщины Ап. Павел выражает не свою мысль, а цитирует описанное ему в письме мнение приверженцев маргинальных языческих религий, показавшееся привлекательным коринфским христианам. Синодальный перевод, которым мы пользуемся, совсем затемняет смысл подлинного текста Ап. Павла.

Далее следуют очень важные советы Ап. Павла относительно супружеских отношений. Как пастырь, общающийся с сотнями людей, могу засвидетельствовать: проблема супружеских отношений очень актуальна и остра. Сколько семей распались из-за немудрого отношения к этому вопросу! Сколько семей живут без того тепла и открытости, которые мог бы им сообщить брак при мудром подходе к такой деликатной теме, как супружеская близость.

Итак, Ап. Павел супругам советует:
Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
Русские переводчики 19-го века подарили нам запоминающееся выражение: «должное благорасположение», тогда как почти тысячу лет до того на Руси знали этот текст иначе: «жене муж должную любовь да воздает» (церковнослав. перевод).
В греческом оригинале все не так благочестиво, как в русском, и не так романтично, как в церковнославянском: «Жене муж должное (причитающееся) пусть отдает». Так что наш ироничный эвфемизм «супружеский долг» на самом деле точно выражает мысль Апостола.

Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
Переведено точно. Примечательно, что Ап. Павел, сам еврей и знающий именно еврейскую позицию в этом вопросе, идет дальше. У евреев была патриархальная подчиненность жены мужу. Желания жены учитывались, но в гораздо меньшей степени, чем желания мужа. У Павла в этом стихе и предыдущем акцент сделан на взаимную подчиненность супругов. По согласному мнению библеистов, в этом Ап. Павел выходит за рамки принятых среди раввинов представлений.

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
Сначала маленький комментарий к русскому переводу. Текст по смыслу переведен верно, но в греческом есть нюансы, которые передать одним словом очень сложно.
Слово уклоняйтесь (греч.: апостерите) означает лишать, грабить;
Согласие (греч.: симфони) означает созвучие;
На время (греч.: проскайрон) означает конкретный период, отрезок времени. Смысл в том, чтобы уклонялись на какое-то конкретное время, а не абстрактно, «на время»;
Для упражнения (греч.: схоластите) – переводится как: иметь свободное время, посвящать себя чему-либо;
В посте и молитве – у Ап. Павла нет слова упоминания о посте. Это слово внесли в текст позже, когда в Церкви появилась практика постов[1].
Невоздержанием (греч.: акрасиан) означает недостаток самоконтроля, безволие. Здесь имеется в виду неумение сдерживать свои сексуальные желания.

Впрочем, парам, желающим уделить время молитве, Ап. Павел не препятствует это делать. Хотят на время воздержаться, пусть воздерживаются, главное, чтобы это было по согласию и на непродолжительное время, чтобы не искусил сатана. Разрешение на воздержание дается как позволение, а не как повеление.

Давайте теперь сделаем парафраз этого очень важного места Ап. Павла, заполняя умолчания и пробелы в разговоре курсивом:

«Теперь о проблемах, о которых вы мне писали. По вашим словам, ради святости и чистоты женатым парам следует воздерживаться от близких отношений. Вы говорите: “Хорошо мужчине не касаться женщины”. Но – поскольку это нереально – пусть каждый муж имеет близкие отношения[3] со своей женой, и каждая жена имеет близкие отношения со своим мужем. Брак создает взаимное обязательство удовлетворять нужды друг друга. Поэтому пусть муж дает жене то, что он ей должен, а жена дает мужу то, что она ему должна. Ибо жена не имеет власти над своим телом, но муж; равно и муж не имеет власти над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, если только вы не решите – по взаимному согласию, на определённое время – воздержаться от близости, чтобы заняться молитвой. Однако потом (когда это время истечет) опять сходитесь, чтобы сатана не смог вас искусить, пользуясь вашей слабостью. Эти мои слова о временном воздержании с моей стороны не повеление, а, скорее, уступка в ответ на ваш вопрос».

Несомненно, что Ап. Павел считал, что лучше в брак не вступать. Это следствие его убеждения, что мир сей проходит и заниматься какими-то новыми проектами, устроением семьи и т.д. не имеет смысла: Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего (1 Кор. 7, 29-31). В межвременье – между этим миром и Иным – важно только одно: всецело посвятить себя Господу. Брак в этом отношении отвлекает.
В то же время Ап. Павел знает, что век сей, в котором мы живем, все еще имеет на нас влияние, в частности, у человека не исчезло сексуальное желание. Именно поэтому Апостол дает коринфянам трезвый и реалистичный совет: продолжать жить в супружестве и удовлетворять свои желания в законном браке.

Хотя это не касается нашей темы, все же вопрос слишком актуальный, чтобы на этом его закрыть. Как в дальнейшем, в Православной Церкви складывалось отношение к супружеской близости? Как регламентировалось время полового воздержания?

Рекомендации Ап. Павла настолько внятны и логичны, что никто, кроме еретиков, вплоть до IV века ничего другого и не советовал.
В IV веке два великих восточных отца – св. Дионисий Александрийский и св. Тимофей Александрийский – по настоянию многих верующих высказались на этот счет.
Св. Дионисий напомнил вышеприведенные слова Ап. Павла и сказал, что «вступившие в брак сами себе должны быть довлеющими судиями», то есть сами должны определять меру воздержания.
Св. Тимофей также напомнил слова Ап. Павла и добавил, что время воздержания должно быть непременно в субботу и воскресенье, потому что в эти дни совершается в храмах Литургия.
Больше никаких канонических предписаний на этот счет святыми отцами сделано не было.

В Византии эту практику соблюдали, кроме того, воздерживались в Светлую Пасхальную неделю и в иные дни по желанию и совету духовника. Из X века известно, что к этому времени установился обычай проводить в супружеском воздержании весь Великий пост.

Но русские не идут по пути наименьшего сопротивления. В подложных, еретических сборниках различных советов, в XIII–XV вв. появляются дополнительные дни воздержания от супружеских отношений – понедельник, среда и пятница. Таким образом, древнерусское «благочестие» (вернее – псевдоблагочестие) лишало супругов телесного общения пять дней в неделю и оставляло для этого лишь вторник и четверг.
Хотя каноны Церкви этого не требовали, но некоторые русские пастыри предписывали супружеское воздержание и во все праздники (а заодно и в дни накануне и после праздников), и во все четыре длительных поста. (Если помнить, что на Руси причащались один или несколько раз в год, то такие требования совсем непонятны.)
Подобные взгляды оспаривали авторитетные иерархи. Так, из источников XII века известно, что новгородское духовенство следило, чтобы их прихожане воздерживались от супружеской близости во все дни Великого поста. Их архипастырь, новгородский архиепископ Нифонт, решительно осуждал подобную практику, говоря, что это нововведение (тогда это еще было нововведением) не согласуется с требованиями святых отцов и правил Церкви. В воздержании от супружеского общения, говорил архиеп. Нифонт, следует проводить лишь только Пасхальную неделю. Другой новгородский владыка того же времени, архиепископ Илия, рекомендовал воздерживаться, кроме Пасхальной, в Феодорову (то есть, первую) и Страстную недели, то есть две седмицы Поста и одну Пасхальную, но никак не весь Великий пост.
Но из книги в книгу, из века в век следовали, хоть и грустно об этом говорить, не разумные мнения иерархов и богословов Церкви, а апокрифические, псевдоблагочестивые мнения. Дожили они и до наших дней.
Как мы знаем, на практике многие священники и сегодня вторгаются в интимную область супружеских отношений и не советуют, нет, а предписывают (!) супругам строгую и для многих неподъемную меру воздержания.

Учитывая это, данный вопрос неоднократно обсуждался на самом высоком уровне нашим священноначалием. Священный Синод в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к… отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни».
«Ревность не по разуму» некоторых пастырей, приводящая к конфликтам и напряженности в семьях пасомых, когда кто-либо из супругов благословляется к непомерному для другого супруга воздержанию, побудила священноначалие вновь вернуться к этому вопросу. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, принятой на Соборе 2000 года, на эту тему говорится так:
«…Необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: “Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим”. Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства… заботясь, прежде всего, о сохранении и укреплении семьи».

[1] Ничего о добавлении «в посте» не знает свт. Василий Великий («Беседа о посте 1-я»). Значит, это добавление попало в текст Ап. Павла позже 4-го века.
[2] Ричард Хейз. Этика Нового Завета. М.: Библейско-богословский институт Св. апостола Андрея. 2005. С. 67-68.
[3] В нашем переводе – каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Слово иметь (греч.: ексо) – это древний эвфемизм, означающий сексуальные отношения.
[4] Апостол Павел убежден, что Второе Пришествие Христа и Конец Истории (прежнего мира) наступят скоро, еще при жизни современного ему поколения людей. Вот что он говорит об этом в самом первом своем Послании, Первом к Фессалоникийцам: Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес. 4, 16-17). То есть, сначала воскреснут мертвые, а потом все живущие (в их числе Апостол предполагает и себя) будут подняты на облаках к Господу навстречу.
В более позднем Послании, именно в том, что мы сейчас разбираем, Ап. Павел чуть корректирует свою позицию: Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1 Кор. 15, 52).

В качестве сопровождения к нашему материалу предлагаю фотографии с Таинства Браковенчания, состоявшегося год назад в нашем соборе. Господь да дарует всем читателям, желающим этого, радость честного христианского супружества и все то светлое, что брак несет. А людям, уже состоящим в браке, – помощи Божией, верности, любви, нежности и мудрости в разрешении всевозможных вопросов, которые ставит перед нами жизнь.

И еще: раз мы через личные фотографии супружеской пары (кстати, наших прихожан) оказались причастны их празднику, помолимся, чтобы Господь благословил Яна и Светлану всевозможными милостями (недавно я уже крестил их малыша).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *