апостол павел о воздержании супружеском во время поста
Пост и супружеские отношения
Хорошо и полезно для души воздерживаться от супружеского общения во дни постов, но это не должно быть против воли одного из супругов.
Скажите, почему нынешняя православная традиция строго регламентирует время воздержания от супружеских отношений: множественные посты, святки, неделя после Пасхи, среды и пятницы? Почему же апостол говорит, что время воздержания от физических отношений дело самих супругов, т. е. «по взаимному соглашению», а в церкви нарушение таких постов считается грехом?
Я знаю примеры, когда жены отказывали своим мужьям в близости во время постов. В результате возникали серьезные семейные скандалы, в конце концов жена уступала, а потом бежала каяться в «невоздержании от супружеской жизни». И такое представление о постах у нас воспринимается как догмат. Более того, навязывается мнение, что дети, зачатые в посты, бывают ущербны. Я знаю еще один пример, когда попытки жены соблюдать подобные посты, оттолкнули ее супруга от православной церкви. Думаю, что этот случай далеко не единичный.
Действительно, в священном Писании есть правило апостола Павла: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» ( 1Кор. 7:1-7 ). На основании этого в Церкви издревле существует норма воздержания от супружеского сожительства во время постов. Но, в отличие от пищевых запретов, за нарушение которых без уважительной причины каноны наказывают отлучением от св. Причастия (69 правило св. апостолов), священные правила сказано: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» (4 правило св. Дионисия Александрийского).
Также говорит и 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?
Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим ( 1Кор. 7:5 ). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Сам запрет этот связан с тем, что предполагается, (согласно 8 правилу св. апостолов), что христианин приобщается за каждой Литургией, а согласно 5 правилу Тимофея Александрийского, не должно причащаться после супружеского сожительства.
Подобным образом учили и святые отцы, толкующие этот стих. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ибо если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, если лишить их этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; ибо воздерживаться одному против воли другого, значит лишать, а по воле, – нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, нарушая справедливость и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя к расстройству. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть из двух супругов жена воздерживается, тогда как муж не хочет этого. Что будет? Не станет ли он предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, то не будет ли скорбеть, беспокоиться, раздражаться, гневаться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров! Если в доме муж и жена не согласны между собою, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с правителем руля. Посему Апостол и говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребывайте в посте и молитве. Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запретил молиться, то как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? Следовательно можно и с женою совокупляться, и молиться: но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказать: да молитеся, но: да пребывайте в молитве, потому что брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. И паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана. Дабы не подумали, что это – закон, присоединяет и причину. Какую? Да не искушает вас сатана. А дабы знали, что не диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: «невоздержанием вашим» – так толкует эти слова святитель Иоанн Златоуст.
Подобным образом и св. Григорий Богослов, увещевая готовящихся к Крещению, пишет: «Об одном тебя прошу: прими дар, как ограждение, и дару принеси от себя чистоту на время, пока продолжаются дни, установленные для молитвы, которые честнее дней рабочих; и то по взаимному условию и согласию. Ибо не закон предписываем, но даем совет, и хотим взять от тебя же и для общей вашей безопасности».
Таким образом, позицию Церкви можно выразить так – хорошо и полезно для души воздерживаться от супружеского общения во дни постов, но это не должно быть против воли одного из супругов. Насколько долго должно длиться это воздержание, решать не может никто, кроме их собственной совести. Единственное церковное ограничение – это запрет на плотское общение перед причастием. Оно было установлено еще в Ветхом Завете, когда перед пришествием Господа на гору Синай народу было повелено три дня воздерживаться от жен ( Исх. 19 ).
Совершенно неоправданна позиция тех, кто утверждает, будто отношения в браке возможны лишь тогда, когда разрешены венчания. На самом деле запрет на венчания в некоторые дни связан с тем, что из-за постов или наступающих праздничных служб не может совершиться брачное пиршество (объяснение св. Симеона Солунского), а не с запретом на плотское общение. Тем более, что по правилам древней Церкви в ночь после Венчания брачное сожительство не одобрялось.
Сама попытка навязать супружеский пост как обязательный в те дни, когда нельзя венчать, на самом деле является, как и говорил Златоуст, подталкиванием людей к изменам. Ведь если строго следовать нормам, выдвигаемым некоторыми современными духовниками, тогда окажется, что иметь супружеские отношения можно меньше чем треть дней в году (от 115 до 140), что приведет (особенно в современное развратное время) лишь к разрушению семей, что, собственно и наблюдается.
Тем более недопустимо считать детей, зачатых постами, в чем-то ущербными или проклятыми. Это утверждение не основано на Писании и творениях Отцов Церкви. Оно осуждает без вины миллионы наших современников, которых родители зачали в «не то время», хотя Бог говорит, что дети не несут вины отца. Все эти запугивания в корне противоречат самому духу евангельской свободы, советующей, но не навязывающей. Напомним, что пожелание воздержания, по словам св. Григория Богослова: «не закон, но совет». Но это, конечно, не означает нашего пренебрежения апостольским советом, потому что духовная польза от воздержания очевидна.
«Меня всегда очень возмущала фраза типа: «И они жили в чистоте». Каждый православный прекрасно понимает, о чем она, настолько часто ее применяют как в литературе, так и в разговорной речи. А как же тогда слова Писания «Брак честен и ложе непорочно»? Ведь логично сделать вывод, что если одно состояние чистота, то другое наоборот – это грязь!?»
Другое состояние не чистота, но и не скверна. Брак – это естественное состояние человека в падшем мире, благословленное Господом в Кане Галилейской. Поэтому и в молитвах Венчания мы просим сделать брак честным и ложе – нескверным. Но безбрачие ради Христа гораздо выше. Это – сверхъестественная добродетель, делающая человека равным ангелам. Но при этом воздержание, происходящее из-за гнушения браком, Церковь рассматривает, как причину для анафемы (14 правило Гангрского Собора, 51 правило св. апостолов).
Здравствуйте! Батюшка, спасибо, что Вы затронули такие деликатные и в то же время важные темы. У меня скопилось несколько подобных вопросов, но мне всегда как-то неудобно обсуждать их с приходским священником. Если Вы сочтете нужным, может быть, Вы ответите на них. Заранее спасибо. И еще. Я понимаю, что это не самые главные вопросы в нашей жизни, но хотелось бы раз и навсегда уяснить их для себя, чтобы избежать смущений всякого рода.
Апостол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно», об этом же говорят молитвы Таинства Брака. Поэтому невозможно говорить о нечистоте супружеского ложа, если не было греха (каких-либо противоестественных отношений). Поэтому после супружеских отношений можно прикасаться к любой святыне и подносить ребенка к святой Чаше. Не допускается лишь участие в св. Причастии в согласии с правилом Тимофея Александрийского. В день после причастия также должно хранить себя от близости «любви ради небесного Царя» (по словам Служебника). Но нигде ничего не сказано про следующую ночь. Начинается новый день и никаких запретов на него нет.
Батюшка, подскажите, как быть. Мой муж не является очень церковным человеком, но несколько месяцев назад заявил, что супружеские отношения в комнате, где на стене висят иконы, невозможны. Я спросила, кто ему об этом сказал? Ответ был: «Я знаю». Но, насколько я знаю, иконы должны быть в каждой комнате. И как тогда быть? А если комната вообще одна? Этот довод мужа не убедил. Он может в какой-то мере быть прав?
Апостол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно». Поэтому супружеское сожитие никак не может осквернить икон. У христианина иконы должны быть всегда на виду, чтобы никогда не забывать Бога, Который все видит. Поэтому ваш муж не прав. Над семейным ложем иконы могут и должны быть. Так кстати можно предохранить себя от различных злоупотреблений браком.
Супружеская близость: что думал о ней Апостол Павел?
Супружеская близость: что думал о ней Апостол Павел?
Нет ни одного христианского обсуждения темы полового общения супругов, где бы не цитировался известный текст Ап. Павла из 1-го Послания к Коринфянам. Но понимаем ли мы его? Знаем ли, что Ап. Павел на самом деле хотел сказать? Задумывались ли над тем, что русские переводчики XIX века могли исказить мысль Ап. Павла – и по элементарному незнанию каких-то филологических моментов, и в угоду существовавшему традиционному мнению?
Давайте сегодня этот короткий, но яркий текст прочитаем и разберем.
Наставление о браке: 7: 1-10
А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
Начало этого отрывка: А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины, в истории часто понималось неверно. Чтобы понять мысль Ап. Павла, надо знать следующее:
В Коринфе, наряду с обычной языческой сексуальной распущенностью, существовали и адепты египетских языческих религий, пропагандирующих полное безбрачие и сексуальное воздержание. Их девизом было выражение: «Хорошо к женщине не прикасаться». Вот против них и выступает Ап. Павел в своей беседе на эту тему. И, начиная беседу, он цитирует девиз этих язычников. Именно так – по мнению большинства современных ученых, – следует понимать первую фразу и ее связь с остальным текстом:
«О том, что вы написали, – Хорошо к женщине не прикасаться, – из-за блуда каждый пусть имеет свою жену и каждая пусть имеет собственного мужа».
В словах хорошо человеку не касаться женщины Ап. Павел выражает не свою мысль, а цитирует описанное ему в письме мнение приверженцев маргинальных языческих религий, показавшееся привлекательным коринфским христианам. Синодальный перевод, которым мы пользуемся, совсем затемняет смысл подлинного текста Ап. Павла.
Далее следуют очень важные советы Ап. Павла относительно супружеских отношений. Как пастырь, общающийся с сотнями людей, могу засвидетельствовать: проблема супружеских отношений очень актуальна и остра. Сколько семей распались из-за немудрого отношения к этому вопросу! Сколько семей живут без того тепла и открытости, которые мог бы им сообщить брак при мудром подходе к такой деликатной теме, как супружеская близость.
Итак, Ап. Павел супругам советует:
Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
Русские переводчики 19-го века подарили нам запоминающееся выражение: «должное благорасположение», тогда как почти тысячу лет до того на Руси знали этот текст иначе: «жене муж должную любовь да воздает» (церковнослав. перевод).
В греческом оригинале все не так благочестиво, как в русском, и не так романтично, как в церковнославянском: «Жене муж должное (причитающееся) пусть отдает». Так что наш ироничный эвфемизм «супружеский долг» на самом деле точно выражает мысль Апостола.
Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
Переведено точно. Примечательно, что Ап. Павел, сам еврей и знающий именно еврейскую позицию в этом вопросе, идет дальше. У евреев была патриархальная подчиненность жены мужу. Желания жены учитывались, но в гораздо меньшей степени, чем желания мужа. У Павла в этом стихе и предыдущем акцент сделан на взаимную подчиненность супругов. По согласному мнению библеистов, в этом Ап. Павел выходит за рамки принятых среди раввинов представлений.
Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
Сначала маленький комментарий к русскому переводу. Текст по смыслу переведен верно, но в греческом есть нюансы, которые передать одним словом очень сложно.
Слово уклоняйтесь (греч.: апостерите) означает лишать, грабить;
Согласие (греч.: симфони) означает созвучие;
На время (греч.: проскайрон) означает конкретный период, отрезок времени. Смысл в том, чтобы уклонялись на какое-то конкретное время, а не абстрактно, «на время»;
Для упражнения (греч.: схоластите) – переводится как: иметь свободное время, посвящать себя чему-либо;
В посте и молитве – у Ап. Павла нет слова упоминания о посте. Это слово внесли в текст позже, когда в Церкви появилась практика постов[1].
Невоздержанием (греч.: акрасиан) означает недостаток самоконтроля, безволие. Здесь имеется в виду неумение сдерживать свои сексуальные желания.
Впрочем, парам, желающим уделить время молитве, Ап. Павел не препятствует это делать. Хотят на время воздержаться, пусть воздерживаются, главное, чтобы это было по согласию и на непродолжительное время, чтобы не искусил сатана. Разрешение на воздержание дается как позволение, а не как повеление.
Давайте теперь сделаем парафраз этого очень важного места Ап. Павла, заполняя умолчания и пробелы в разговоре курсивом:
«Теперь о проблемах, о которых вы мне писали. По вашим словам, ради святости и чистоты женатым парам следует воздерживаться от близких отношений. Вы говорите: “Хорошо мужчине не касаться женщины”. Но – поскольку это нереально – пусть каждый муж имеет близкие отношения[3] со своей женой, и каждая жена имеет близкие отношения со своим мужем. Брак создает взаимное обязательство удовлетворять нужды друг друга. Поэтому пусть муж дает жене то, что он ей должен, а жена дает мужу то, что она ему должна. Ибо жена не имеет власти над своим телом, но муж; равно и муж не имеет власти над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, если только вы не решите – по взаимному согласию, на определённое время – воздержаться от близости, чтобы заняться молитвой. Однако потом (когда это время истечет) опять сходитесь, чтобы сатана не смог вас искусить, пользуясь вашей слабостью. Эти мои слова о временном воздержании с моей стороны не повеление, а, скорее, уступка в ответ на ваш вопрос».
Несомненно, что Ап. Павел считал, что лучше в брак не вступать. Это следствие его убеждения, что мир сей проходит и заниматься какими-то новыми проектами, устроением семьи и т.д. не имеет смысла: Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего (1 Кор. 7, 29-31). В межвременье – между этим миром и Иным – важно только одно: всецело посвятить себя Господу. Брак в этом отношении отвлекает.
В то же время Ап. Павел знает, что век сей, в котором мы живем, все еще имеет на нас влияние, в частности, у человека не исчезло сексуальное желание. Именно поэтому Апостол дает коринфянам трезвый и реалистичный совет: продолжать жить в супружестве и удовлетворять свои желания в законном браке.
Хотя это не касается нашей темы, все же вопрос слишком актуальный, чтобы на этом его закрыть. Как в дальнейшем, в Православной Церкви складывалось отношение к супружеской близости? Как регламентировалось время полового воздержания?
Рекомендации Ап. Павла настолько внятны и логичны, что никто, кроме еретиков, вплоть до IV века ничего другого и не советовал.
В IV веке два великих восточных отца – св. Дионисий Александрийский и св. Тимофей Александрийский – по настоянию многих верующих высказались на этот счет.
Св. Дионисий напомнил вышеприведенные слова Ап. Павла и сказал, что «вступившие в брак сами себе должны быть довлеющими судиями», то есть сами должны определять меру воздержания.
Св. Тимофей также напомнил слова Ап. Павла и добавил, что время воздержания должно быть непременно в субботу и воскресенье, потому что в эти дни совершается в храмах Литургия.
Больше никаких канонических предписаний на этот счет святыми отцами сделано не было.
В Византии эту практику соблюдали, кроме того, воздерживались в Светлую Пасхальную неделю и в иные дни по желанию и совету духовника. Из X века известно, что к этому времени установился обычай проводить в супружеском воздержании весь Великий пост.
Но русские не идут по пути наименьшего сопротивления. В подложных, еретических сборниках различных советов, в XIII–XV вв. появляются дополнительные дни воздержания от супружеских отношений – понедельник, среда и пятница. Таким образом, древнерусское «благочестие» (вернее – псевдоблагочестие) лишало супругов телесного общения пять дней в неделю и оставляло для этого лишь вторник и четверг.
Хотя каноны Церкви этого не требовали, но некоторые русские пастыри предписывали супружеское воздержание и во все праздники (а заодно и в дни накануне и после праздников), и во все четыре длительных поста. (Если помнить, что на Руси причащались один или несколько раз в год, то такие требования совсем непонятны.)
Подобные взгляды оспаривали авторитетные иерархи. Так, из источников XII века известно, что новгородское духовенство следило, чтобы их прихожане воздерживались от супружеской близости во все дни Великого поста. Их архипастырь, новгородский архиепископ Нифонт, решительно осуждал подобную практику, говоря, что это нововведение (тогда это еще было нововведением) не согласуется с требованиями святых отцов и правил Церкви. В воздержании от супружеского общения, говорил архиеп. Нифонт, следует проводить лишь только Пасхальную неделю. Другой новгородский владыка того же времени, архиепископ Илия, рекомендовал воздерживаться, кроме Пасхальной, в Феодорову (то есть, первую) и Страстную недели, то есть две седмицы Поста и одну Пасхальную, но никак не весь Великий пост.
Но из книги в книгу, из века в век следовали, хоть и грустно об этом говорить, не разумные мнения иерархов и богословов Церкви, а апокрифические, псевдоблагочестивые мнения. Дожили они и до наших дней.
Как мы знаем, на практике многие священники и сегодня вторгаются в интимную область супружеских отношений и не советуют, нет, а предписывают (!) супругам строгую и для многих неподъемную меру воздержания.
Учитывая это, данный вопрос неоднократно обсуждался на самом высоком уровне нашим священноначалием. Священный Синод в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к… отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни».
«Ревность не по разуму» некоторых пастырей, приводящая к конфликтам и напряженности в семьях пасомых, когда кто-либо из супругов благословляется к непомерному для другого супруга воздержанию, побудила священноначалие вновь вернуться к этому вопросу. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, принятой на Соборе 2000 года, на эту тему говорится так:
«…Необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: “Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим”. Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства… заботясь, прежде всего, о сохранении и укреплении семьи».
[1] Ничего о добавлении «в посте» не знает свт. Василий Великий («Беседа о посте 1-я»). Значит, это добавление попало в текст Ап. Павла позже 4-го века.
[2] Ричард Хейз. Этика Нового Завета. М.: Библейско-богословский институт Св. апостола Андрея. 2005. С. 67-68.
[3] В нашем переводе – каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Слово иметь (греч.: ексо) – это древний эвфемизм, означающий сексуальные отношения.
[4] Апостол Павел убежден, что Второе Пришествие Христа и Конец Истории (прежнего мира) наступят скоро, еще при жизни современного ему поколения людей. Вот что он говорит об этом в самом первом своем Послании, Первом к Фессалоникийцам: Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес. 4, 16-17). То есть, сначала воскреснут мертвые, а потом все живущие (в их числе Апостол предполагает и себя) будут подняты на облаках к Господу навстречу.
В более позднем Послании, именно в том, что мы сейчас разбираем, Ап. Павел чуть корректирует свою позицию: Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1 Кор. 15, 52).
В качестве сопровождения к нашему материалу предлагаю фотографии с Таинства Браковенчания, состоявшегося год назад в нашем соборе. Господь да дарует всем читателям, желающим этого, радость честного христианского супружества и все то светлое, что брак несет. А людям, уже состоящим в браке, – помощи Божией, верности, любви, нежности и мудрости в разрешении всевозможных вопросов, которые ставит перед нами жизнь.
И еще: раз мы через личные фотографии супружеской пары (кстати, наших прихожан) оказались причастны их празднику, помолимся, чтобы Господь благословил Яна и Светлану всевозможными милостями (недавно я уже крестил их малыша).