апостол павел о врачах
У Иисуса Христа был старший брат: что с ним стало?
5 ноября — память апостола Иакова, брата Господня
Приблизительное время чтения: 5 мин.
В канонических Евангелиях этот человек, который играл ключевую роль в Иерусалимской общине первые три десятилетия ее существования, почти не упоминается. Зато в апокрифическом «Евангелии от евреев», которое цитирует преподобный Иероним Стридонский, есть рассказ, как воскресший Христос явился своему брату Иакову и преломил с ним хлеб. Кстати, об этом свидетельствует и апостол Павел в Первом послании Коринфянам (1 Кор 15:7). Он вообще считал Иакова «столпом» ранней Церкви (Гал 2:9) Что еще нам все же известно о жизни этого апостола?
Старший брат Христа
Загадка «братьев Господних», неоднократно упоминаемых евангелистами, веками занимала богословов. По замечанию Фредерика Фаррара, по этому вопросу уже в XIX веке были написаны целые тома; при этом «доказательства так равносильны, затруднения каждого мнения так очевидны, что настаивать догматически на каком-либо положительном решении этого вопроса было бы противно интересам добросовестного исследования».
Из Евангелия известно лишь, что братья сопровождали Христа во многих путешествиях, но в мессианское достоинство Его не верили до самого Воскресения. Они с Девой Марией были одной семьей, но Иисус на кресте поручил Ее не им, а апостолу Иоанну. Поэтому и евангелистов они мало интересуют до их последующего превращения в мужей апостольских и быстрого возвышения в Церкви одного из них — Иакова, которого апостол Павел ставит вровень с апостолами Иоанном и Петром (Гал 2:9). Ему же принадлежит и первое соборное послание.
Христианский епископ и иудейский цаддик
Согласно наиболее распространенной версии (о другой версии читайте здесь), Иаков, как и другие братья Господни, был сыном Иосифа от первого брака — до обручения его с Девой Марией и, по свидетельству древних писателей (Евсевия Кесарийского и Иосифа Флавия), стал первым епископом Иерусалима.
Как глава Иерусалимской Церкви он в 51 году председательствовал на Апостольском Соборе, и голос его был решающим: сделанное им предложение стало резолюцией Апостольского Собора (Деян 15) — только после его слов, несмотря на все уважение к выступавшим до него апостолам Петру и Павлу, было признано, что отныне не одни иудеи, но и язычники призваны составить народ Божий. Ведь Иакова в Иерусалиме считали праведником (по-еврейски — цаддиком) и защитником еврейского народа, и его истолкованию воли Божией без ропота покорилась вся Церковь евреев-христиан.
Ему достался тяжелый крест — 30 лет созидать христианскую общину среди ярых идейных врагов христианства. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил Иерусалим, пришедшие повидаться с ним пресвитеры говорили: Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители закона (Деян 21:20).
Но после многих лет мудрого и сравнительно спокойного руководства Иерусалимской Церковью апостолу Иакову пришлось на себе испытать, что отпавшим от благодати вождям иудеев невыносим истинный праведник, даже поступавший по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.
Свой? Чужой?
Вообще-то разногласия в вопросах веры между своими — притом существенные (например, разногласия саддукеев и фарисеев) — у иудеев допускались. И к христианству они относились, в принципе, спокойно, пока дело не касалось отношения к язычникам и соблюдения закона.
А так как иерусалимские христиане-евреи как раз строго соблюдали закон и обряды, то их в течение тридцати лет спокойно допускали в Иерусалимский храм, который иудеи ревниво оберегали от всякого, чуждого их вере. И глава иерусалимских христиан апостол Иаков даже пользовался почетным правом молитвы в Святилище Храма — «входить во Святая». Быть может, именно уважение и любовь народа побуждали священников закрывать глаза на христианскую веру этого, в общем-то, по-иудейски праведного и «правильного» еврея.
Но влияние христианства среди евреев, благодаря народному доверию к личности апостола Иакова, росло, и синедрион решил положить этому конец.
«Се, оставляется вам дом ваш пуст»
Историк Егизипп, сам по рождению еврей, описывает это так:
«Пришедши к Иакову, они сказали ему: “Просим тебя, удержи народ; ведь он в заблуждении и Иисуса признает Христом (Мессией). Вот теперь все сошлись на праздник Пасхи. Просим тебя, вразуми их касательно Иисуса. Мы доверяем тебе это, потому что сами, вместе с народом, свидетельствуем о твоей праведности и нелицеприятии; так убеди же людей не ошибаться в рассуждении Иисуса. Тебя все послушают, и мы — со всеми. Стань на крыле Храма, чтобы сверху ты был видим и чтобы слова твои были слышны целому собранию…” А на Пасху собрались тогда все колена иудейские и много язычников».
То, что за этим последовало, совершенно вывело из себя старейшин: поставленный на крыле храма апостол Иаков не только не отрекся от Христа, но всенародно и громогласно засвидетельствовал свою христианскую веру. И это свидетельство на многих так подействовало, что они тотчас начали «славословить Иисуса, восклицая: Осанна Сыну Давидову!»
Старейшины в бешенстве решили для примера тотчас наказать отступника.
«Они взошли, сбросили праведного и сказали друг другу: убьем его камнями, и начали бросать в него камнями. Сверженный не вдруг умер, но, приподнявшись, стал на колени и говорил: “Господи Боже, Отче! Молю Тебя, отпусти, они не знают, что делают”. Между тем как на него летели камни, некто, священник, один из сынов Рихава, сына Рихаимова… вскричал: “Стойте, что вы делаете? Праведник за нас молится”».
Но тут один из них, суконщик, схватил скалку, на которую накатываются сукна, ударил ею праведника по голове, и тот скончался. На том месте его и погребли. «Над его могилою, подле Храма, и доселе стоит памятник», — прибавляет Егизипп, живший менее чем через сто лет после случившегося. А вскоре последовало нашествие Веспасиана на Иудею. Пал храм — последняя духовная опора и защита Израиля.
Каждый сам выбирает свою судьбу
Падение храма и пленение народа было как бы отсрочено на одно поколение (около 40 лет) после распятия Спасителя: народу было дано время на покаяние. Но он не захотел этого понять. Хотя ему так прямо и было сказано:
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф 23:29–32, 37–38).
А свободы воли Господь не лишает ни каждого человека, ни целые народы.
«Разве не трусость беречься от болезней и других напастей?» Посмотрим на пример апостолов Петра и Павла
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Апостолы были отважные люди, разве нет?
Несомненно. Особенно отважными они стали после того, как в день Пятидесятницы Господь послал им Свои благодатные дары для укрепления в предстоящем апостольском служении.
Потом — уже после того, как Господь воскрес и вознесся, — апостол Петр не раз заявлял в лицо иудейским народным начальникам — фарисеям и первосвященникам, — что дóлжно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян 5:29). А после того, как апостолов избили, желая положить конец их проповеди об Иисусе, они шли домой, как сказано в Писании, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие (Деян 5:41).
Значит ли всё это, что ученики Христовы совсем не думали о собственной безопасности?
И что же заставляло их остерегаться?
Апостолы стояли перед лицом вполне реальной угрозы: языческие власти преследовали их общину, стремились уничтожить ее, что называется, на корню. Многие из апостолов стали мучениками. Но самым важным для них было не уйти поскорее из жизни, а исполнить дело, порученное им Господом. Создать как можно больше христианских общин. Найти и поставить во главе этих общин верных людей. Передать новообращенным христианам собственное свидетельство о Христе, свидетельство очевидцев — ведь они видели Его собственными глазами, говорили с Ним, касались Его руками! Апостолы должны были непрестанно проповедовать, вновь и вновь рассказывать о Христе, чтобы прилагать спасаемых к Церкви (Деян 2:47).
Если в конце концов им предстояло пострадать, это их не смущало, ведь они помнили: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин 15:20). Всё то, что произошло с Иисусом Христом — пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин 1:11), — неминуемо должно было повториться и на Его учениках, ведь они несли в мир Его образ, проповедовали Его слово.
Но вначале им нужно было совершить то, что поручил им Христос. Как писал апостол Павел (он присоединился к кругу учеников Христовых чуть позже, но получил от Господа те же самые дары): Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас (Фил 1:23—24).
В конце Евангелия от Иоанна есть один эпизод. Уже воскресший Спаситель обращается к апостолу Петру с такими словами: Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь (Ин 21:18). Сказал же это, — прибавляет евангелист Иоанн, — давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога (Ин 21:19). Обратите внимание: Поведет, куда не хочешь. Жизнь Петра должна была завершиться мученически (так и произошло: его распяли на кресте в Риме во времена императора Нерона). Но это произошло вопреки его желанию.
Тем не менее, от смерти апостолы все же не бегали?
Много позже, когда иудеи схватили Павла в Иерусалиме и обвинили в нарушении религиозных обычаев (которых он, кстати, не нарушал), Павел не усомнился обратиться за помощью к начальнику римского гарнизона. Он объявил начальнику, что является римским гражданином и потому не может подвергаться наказанию как простолюдин; а впоследствии потребовал суда у самого императора (Деян 21–23). Это позволило Павлу выиграть еще несколько лет, в течение которых он написал бóльшую часть своих посланий и устроил дела во множестве христианских общин, основанных им по всей Римской империи.
Такое же отношение к смерти апостолы заповедовали и своим преемникам — епископам христианских общин.
Но в истории христианской Церкви тысячи мучеников!
Образцовый пример христианского мученика — святой Игнатий Богоносец, ученик Иоанна Богослова и третий после апостола Петра епископ Антиохии, растерзанный львами в Риме в правление императора Траяна (около 107 года). Антиохийской кафедрой святой Игнатий управлял уже около сорока лет и смерти не страшился, более того — желал ее. В посланиях к христианам тех городов, которые он миновал, идя в Рим, святой Игнатий умолял их не предпринимать никаких мер для его освобождения.
«Умоляю вас, не оказывайте мне неблаговременной любви, — обращался он к собратьям-христианам. — Оставьте меня быть пищею зверей, чтобы посредством их достигнуть Бога. Я — пшеница Божия. Пусть измелют меня зубы зверей, да сделаюсь чистым хлебом Христовым».
Игнатий Богоносец горел желанием завершить свою долгую жизнь мученичеством за Христа. Но это был личный выбор человека, который много лет верой и правдой служил Церкви. Мы не найдем в посланиях святого Игнатия ни единого призыва повторить его подвиг. Он просит христиан доказывать свою веру иначе — добрыми делами и верностью епископу, возглавляющему местную христианскую общину.
О чем же нам, христианам XXI века, говорят примеры апостолов Петра и Павла:
Нет ничего стыдного в том, чтобы уклониться от опасности, когда есть такая возможность. Лучше остаться живым и здоровым и благодаря этому сделать что-то полезное для людей и угодное для Бога, чем погибнуть, доказывая себе или кому-то еще «несгибаемость» своей веры. И апостолы не шли на неоправданный риск, помня, что Господь поручил весь мир их благовестническим трудам, вверил им огромную паству.
«В той день двое шли в селение, называемое Еммаус. »
Памяти апостола Луки
Когда готовишься рассказывать о ком-либо, то всегда есть какое-то впечатление, которое хочется высказать первым. Вот про апостола и евангелиста Луку, чью память Церковь чтит в грядущее воскресенье, почему-то хочется первым делом сказать, что он был из тех талантливых людей, которые талантливы во всём.
Прежде всего, мы знаем апостола Луку как автора одного из синоптических Евангелий и книги Деяний святых апостолов. Святитель Иоанн, прозванный народом Божиим «Златые уста», отмечал изящную безупречность языка, которым они были написаны. Но, помимо превосходного слога, эти две книги отличает, к тому же, и крайне продуманное, а во второй книге еще и, прямо скажем, смелое композиционное решение.
Евангелие от Луки – наиболее полное и наиболее хронологически выверенное описание событий Священной Истории Нового Завета. От рождества Иоанна Предтечи, о котором вообще только евангелист Лука и говорит, до Вознесения Господня, о котором он один говорит подробно. Но если Евангелие от Луки имеет безупречную композицию с началом и концом, то книга Деяний окончания вовсе не имеет – она обрывается почти на полуслове.
Новозаветная история еще не закончена. Мы живем в новозаветные времена
И это совершенно сознательный шаг автора. Ведь новозаветная история еще не закончена. Мы живем в новозаветные времена, где деяния апостолов продолжаются в деяниях мужей и жен равноапостольных, и где и мы, отдельные люди, и целые народы дозревают до решения: принять Евангельскую весть или отвергнуть. Апостол Лука имел, таким образом, не только изрядный литературный талант, но и глубоко продуманный взгляд на исторический процесс.
Кроме того, как всем известно, он был врачом и художником. Это сочетание более чем естественное: в наше время медики оперирующих специальностей также обычно способны и к рисованию, потому что и для того, и для другого потребны развитый глазомер и тонкая координация.
Апостол Лука был неизменным спутником апостола Павла, поэтому сложно переоценить его врачебную помощь во всех их многочисленных благовестнических путешествиях. И дело не только в том, что апостол Павел был человеком болезненным, нет. Вспомним, чем эти путешествия сопровождались – во времена, когда земной шар измерялся человеческими шагами! Сам апостол Павел называет Луку «врач возлюбленный».
Апостол Лука был неизменным спутником апостола Павла
Сейчас представление о врачебном даровании апостола Луки сузилось до рассуждения, что «ему молятся об исцелении от глазных болезней» – такая горькая ирония. Но здравый взгляд, как всегда, сохраняется в богослужебных текстах, где сказано:
«Песньми священными святаго апостола похвалим, яко врача суща, человеческия немощи, естества недуги и язи душ исцеляюща» (тропарь апостолу Луке).
Поскольку святой Лука был спутником апостола Павла, то и книга Деяний является повествованием преимущественно о его трудах. Но здесь нет никакого обидного перекоса, потому что и богослужение ублажает апостола Павла, как «паче инех трудившася» (первая стихира на Господи воззвах Великой вечерни).
Апостол Лука первый предложил иконографию образов Пресвятой Богородицы, а Пресвятая Богородица сказала, что Ее благодать будет с ними. И когда мы смотрим на ту же Владимирскую икону, то понимаем, что это так и есть.
Апостол Лука первый предложил иконографию образов Пресвятой Богородицы
Апостол Лука был одаренным человеком. А сверх того, все его способности получили надлежащую огранку хорошим образованием. И украсились трудолюбием. Но самое главное – он от юности был скромнейшим и смиреннейшим рабом Божиим. Именно в том, первоначальном значении выражения, где раб – это совсем необязательно бесправный человек, а просто работник.
Со всеми своими блестящими способностями он всегда был где-то на заднем плане, всегда «вторым номером», всегда – в помощь кому-то. В безукоризненную, многотрудную, самоотверженную помощь, со словами: «я работник ничего не стоящий; сделал лишь то, что был должен» (ср. Лк. 17, 10).
«В той день двое шли в селение, называемое Еммаус. имя единому Клеопа. » (Лк. 24, 13). А второму? А второй даже и не назван.
Святоотеческое отношение к болезни
Итак, одной из основных духовных причин болезни является грех, причем именно персональные грехи болеющих людей: «Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились» (Иер. 30: 15).
Смысл болезни
Для христианина телесное здоровье не является главной и самодостаточной ценностью, оно вторично по сравнению с духовным здоровьем, поэтому вполне логично восприятие телесной болезни как одного из способов достижения духовного здоровья. Согласно православному пониманию, болезнь может быть полезна для человека. Болезнь имеет смысл.
Аскетическое отношение к болезни
В целом для больных дозволяется ослабление аскетических подвигов; в частности, смягчается строгость предписанных Церковью постов. Однако есть один нюанс, определяющий, когда послабление в болезни бывает неполезным.
Главнейшее средство для исправления духовных причин недугов – молитва и покаяние. «Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу» (Сир. 39, 9–12).
Святые отцы неоднократно давали советы о том, какое духовное настроение должно быть у болеющего христианина, чтобы достойно и с пользой для души перенести болезнь.
Святые отцы не только призывают во время болезни проявлять терпение отсутствием ропота, но и – прежде всего – благодарением: «С одра болезни приносите благодарение Богу… Благодарением притупляется лютость болезни! Благодарением приносится болящему духовное утешение!» [18]
Лечение
Господь Иисус Христос ходил по Галилее, не только проповедуя, но «и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4: 23). И не только Сам исцелял, но и, «призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть… врачевать всякую болезнь» (Мф. 10: 1). И не только дал власть, но и повелел: «Исцеляйте… больных» (Лк. 10: 9), и апостолы исполняли это повеление (см.: Деян. 19: 12; 28: 9).
Сказанное относится к чудесным исцелениям, но благим делом, согласно Писанию, является и «естественное» врачевание, медицина: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание… Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими» (Сир. 39: 1–2, 4).
Многие святые были врачами, в том числе и евангелист Лука, профессию которого апостол Павел сугубо упомянул: «Лука, врач возлюбленный» (Кол. 4: 14). Церковью были особо прославлены в лике святых врачи-бессребреники, такие как Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Пантелеимон, Агапит Печерский и другие, которые лечили людей бесплатно.
Итак, ни врачевать, ни прибегать к услугам врачей для христианина не возбраняется. Однако при этом надлежит избегать той опасности, чтобы всю надежду выздоровления возлагать на врачей, лекарства и лечебные процедуры. Священное Писание с порицанием отзывается об израильском царе Асе, который «в болезни своей взыскал не Господа, а врачей» (2 Пар. 16: 12).
Известны святые, которые в болезни так поступали, но при этом известны и такие святые из монахов, которые, однако, пользовались врачебными средствами, и преподобный Варсонофий в процитированном выше ответе оправдывает тех и других. Можно сказать поэтому, что принцип, указанный преподобным Макарием, был и остается той высшей планкой, которую себе вольны избирать и на которую равняться те монахи, кто имеет к тому достаточные дерзновение и веру, без какого-либо принуждения к ней всех остальных.
Есть и еще один соблазн, нередко встающий перед тяжело или неизлечимо больным – обратиться за излечением к колдунам, экстрасенсам, заговорам, амулетам и ритуалам других религий. Против такого тягчайшего греха предупреждает Писание: «И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, – тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?» (Ис. 8: 19).
[1] Феофан Затворник, святитель. Письма. III. 477.
[2] Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Сергиев Посад, 1901. Т. 5. C. 172.
[3] См.: Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от Иоанна. 38. 1.
[4] См.: Феофан Затворник, святитель. Письма. I. 42.
[5] См.: Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 26. 54.
[6] См.: Василий Великий, святитель. Беседа о том, что Бог не виновник зла. 14.
[7] См.: Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 26. 21.
[8] См.: Ефрем Сирин, преподобный. О том, как приобретается человеком смиренномудрие. 56.
[9] Цит. по: Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001.
[10] См.: Игнатий (Брянчанинов), святитель. Письма к родным и друзьям. 570.
[11] См.: Иоанн Златоуст, святитель. Против иудеев. 1. 7.
[12] Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Приложение к магистерской диссертации «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» доцента архимандрита Иоанна Маслова. Загорск, 1981. С. 217–218.
[13] См.: Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 517.
[14] Петр Дамаскин, преподобный. О том, что не должно отчаиваться // См.: Петр Дамаскин, преподобный. Творения. I.
[15] См.: Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 165.
[16] См.: Иоанн Кронштадтский, святой. Моя жизнь во Христе. II. 8.
[17] Цит. по: Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Декабрь. М., 1906. C. 636.
[18] См.: Игнатий (Брянчанинов), святитель. Письма к мирянам. 225.
[19] См.: Григорий Богослов, святитель. Молитва в болезни. 1.
[20] Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. C. 174.
[21] См.: Макарий Оптинский, преподобный. Письма. 543.
[22] Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. М., 1858. Т. 2. С. 236.
[23] См.: Арсений (Жадановский), епископ. Духовный дневник. М., 1998.
[24] См.: Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 505.
[25] См.: Макарий Великий, преподобный. Духовные беседы. 48. 4–6.
[26] См.: Игнатий (Брянчанинов), святитель. О чудесах и знамениях. II. 3.
[27] См.: Феофан Затворник, святитель. Письма. VI. 1018.
[28] См.: Иоанн Тобольский, святитель. Илиотропион. М., 2003.
[29] См.: Иоанн Златоуст, святитель. Слово о болезни и врачах.
[30] См.: Он же. Против иудеев. 1. 7.
Новый Завет
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
Глава 7.
1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.
2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
6 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.
7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.
8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.
9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем,- 11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим,- и мужу не оставлять жены своей. 12 Прочим же я говорю, а не Господь: || если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; 13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.
14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.
15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.
16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?
17 Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.
18 Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.
19 Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих.
20 Каждый оставайся в том звании, в котором призван.
21 Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.
22 Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.
23 Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.
24 В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.
25 Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.
26 По настоящей нужде за лучшее признаю’, что хорошо человеку оставаться та’к.
27 Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.
28 Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.
29 Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; 30 и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; 31 и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.
32 А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; 33 а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: 34 незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.
35 Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.
36 Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж.
37 Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает.
38 Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше.
39 Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.
40 Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.