апостол павел о замужестве
Жениться или не жениться? Толкование на Послания апостола Павла к Коринфянам ‒ свящ. Даниил Сысоев
Выбор жизненного пути
Если в предыдущих главах апостол Павел обличал коринфян в грехах, сведения о которых дошли до него, то, начиная с седьмой главы, апостол переходит к ответам на вопросы коринфян. Коринфяне через Тита присылали к нему ряд вопросов, касающихся их жизни: как жить христианской жизнью, как им правильно поступать. Свои ответы апостол Павел начинает с отношения к блуду, которое мы подробно разбирали в прошлой главе.
Дальше апостол говорит так: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж ‒ оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога ‒ один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, ‒ если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, ‒ и мужу не оставлять жены своей. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь» ( 1Кор.7:1–15 ).
Здесь апостол дает ответ на вопрос коринфян, чем им лучше заняться: жениться или безбрачными оставаться, что лучше, что хуже, как себя в браке вести. Именно этой теме посвящена вся седьмая глава. Итак, с чего она начинается?
«А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины».
Что это значит? Коринфяне прислали вопрос апостолу Павлу: что лучше ‒ жениться или быть безбрачными, вступать в брак или оставаться свободными от уз брака? Апостол говорит, что лучше оставаться свободными. Действительно, хорошо человеку не прикасаться к женщине. Идет речь не об отношениях внутри семьи, не о том, что человек, живущий с женой, должен жить с ней как брат с сестрой. Речь о том, что человеку лучше не вступать в брак, чем вступать.
Златоуст говорит так: «Если ты (…) ищешь блага весьма превосходного, то лучше совершенно не сочетаться с женщиной; если же ищешь состояния безопасного и сообразного с твоей немощью, то вступай в брак». Также понимает мысль апостола и блаженный Феофилакт. «Превосходное дело всякому человеку (а не одному иерею, как некоторые неправо толкуют) ‒ совсем не касаться жены, но девствовать; для немощных же безопаснее брак» [1; Беседа 19].
Это общий принцип, который всегда соблюдался в Церкви. Какой принцип? Не то, что в мире есть только добро и зло. Церковь в этом смысле более объективна: в мире есть добро и лучшее добро, в мире есть зло и худшее зло. Мир сложнее, чем просто «да‒нет», он не черно-белая доска, а цветная радуга, в которой содержатся самые разные виды служения Богу. Поэтому в ответ на письмо коринфской Церкви, апостол говорит прямо, что это хорошее дело ‒ не вступать в брак. Кстати, здесь очень интересный момент. У нас сейчас часто принято говорить, что в любом случае человек должен вступить в брак. И если в древней Церкви мы практически не видим ни одного текста, который бы призывал людей вступать в брак, но есть множество текстов ‒ возможно, несколько сотен, ‒ призывающих людей вступать в монашество. Сейчас же огромное количество книжек про семью. С одной стороны, при условии полного разрушения семьи, которое сейчас происходит, говорить о семье необходимо и правильно. Но делать из семьи высшую ценность ‒ это уже значит нарушать Евангелие. Это крайне важно помнить, потому что, когда из семьи делают высшую ценность, семья разваливается, так как ее ставят не на то место, которое ей положено. Семья хороша, она установлена Богом еще в раю. Когда Господь создал Адама, Он создал ему и жену, Еву, Он их сочетал, но еще раньше возникло девство, потому что ангелы не женятся и замуж не выходят. Девство возникло раньше, чем брак, потому что Адам изначально был сотворен безбрачным. О чем это говорит? О том, что на самом деле есть высший путь и есть безопасный путь. И Церковь никогда не откажется от убеждения, что высшим путем является путь девства. Недаром Господня притча о сеятеле толкуется всегда так: тридцатикратный плод приносят женатые или замужние, шестидесятикратный ‒ те, кто сохранили чистоту во вдовстве, но стократный приносят те, кто сохранили девство. Этот подход естествен и понятен. Апостол Павел здесь говорит не о каких-то телесных вещах. Некоторые ошибочно думают, что преимущество девства заключается в отсутствии некоторых определенных видов связи между людьми, грубо говоря, в отсутствии секса. На самом деле причина не в этом. Апостол в этой же главе скажет, что жена заботится не о Господе, а о том, чтобы угодить мужу, и муж заботится не о Господе, а о том, чтобы угодить жене. «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» ( 1Кор.7:32–34 ).
Причина кроется в глубинах духа человека, а не в каких-то телесных отправлениях. Само по себе супружеское сожитие не является греховным. Как сказал апостол Павел, брак честен и ложе не скверно: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно» ( Евр.13:4 ).
Поэтому само супружество греха в себе никакого не содержит. Более того ‒ способность к рождению детей вложена в нас Богом.
Но есть и более высокий путь, когда человек отказывается от этих даров, которые Бог дал ему, ради более высокого дара ‒ дара полного, абсолютного служения Господу.
«Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» ( 1Кор.7:2 ).
Что это значит? Речь не о том, что все должны вступать в брак, а о том, что всякий, кто вступил в брак, должен жить с супругом или с супругой. Поэтому Феофан Затворник здесь объясняет так: «Апостол говорит: всякий слабый мужчина пусть женится, и всякая слабая женщина пусть замуж выходит. Чего ради? Блудодеяния ради, ‒ чтоб не падать в блуд от невоздержания» [2].
Блудных грехов очень много разных видов, и апостол говорит: пускай слабые люди вступают в брак, чтобы не впадать в разные виды блуда. Известно, что людям, живущим в супружестве, легче сохранить себя от блуда, чем тем, которые находятся вне брака, в свободном состоянии. Тем более в обстановке, когда весь мир кишит разговорами о плотской жизни. Вообще Писание описывает несколько целей брака: это и совместное участие в молитвах, и участие в деторождении, и взаимопомощь. Как говорит Писание, если один человек упал, то другой его поднимет, и двум легче. Это и наслаждение друг другом, о котором говорит царь Соломон. Но здесь апостол говорит об одной, самой низкой, цели брака ‒ предотвращении блуда. Дело в том, что у Бога в любом деле много целей соединено вместе. Некоторые люди, читая эту фразу, возмущаются: «Как же так? О такой великой вещи как брак говорить только ради того, чтобы в блуд не впадали?!» Но вообще христианство прагматичная вера: оно знает, что есть грех и есть способ его избежать. И тот, кто слаб, конечно, пусть лучше вступает в брак. Давно известно, что если человек разжигается разными страстями, то лучше пусть он себя сдержит браком, чем пустится во все тяжкие.
«Лучше, говорит, быть свободну от брака, но, кто не может выдержать, как должно, сего состояния, лучше брачься. Два состояния вводит он в христианство. В том и другом можно угождать Богу и спасаться; но в первом это делать удобнее, во втором ‒ менее удобно. Можно к сему прибавить, что брачному нельзя дойти до такого совершенства духовного, как безбрачному» [2].
Об этом и Иоанн Лествичник говорит: «Кто из женатых совершал чудеса, кроме мучеников? Кто из женатых воскрешал мертвых? Никто, потому что это удел, который дан Богом только монахам и мученикам». Женатые мученики этими способностями обладали, а все остальные нет.
И дальше Феофан говорит: «Брак ‒ для немощных. Немощь эта телесная и духовная. Есть сложения тела, более располагающие к похотливости, и есть сложения более трезвенные [холодные]; равно есть дух ревности сильный, и есть ревность слабая» [2].
Бывают люди, у которых тело полыхающее, но и дух полыхает еще сильнее. Такие люди могут быть девственниками. Но тем людям, у которых сильно полыхает похоть и у которых слабый дух, конечно, лучше вступать в брак, ‒ говорит апостол.
«Сильно ревнующий [пекущийся, радеющий] о спасении духа и естество преодолеет, при благодати Божией, подающей и ревность ту, а мало ревностный и с трезвенным сложением не сладит. Предлежит выбор благоразумию и самопознанию» [2].
Здесь выражена очень важная мысль. Кто выбирает путь для человека? Батюшка выбирает? Нет, сам человек. Поэтому и сказано: «самопознание». Не случайно именно на основании этого слова апостола, толкований Златоуста и Феофана Затворника, наш синод в 98‑м году категорически запретил священникам принуждать духовных чад к браку или к монашеству. Советовать священник может, но принуждать не имеет права. Он не может принудительно благословить на то или на другое.
Быть или не быть? В этом ли вопрос? Одинаково всех апостол призывает к чистой и целомудренной любви во Христе, жизни в Боге. Эта книга — об ориентирах при выборе жизненного пути.
Апостолы о браке
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Митрополит Антоний Сурожский в одной из лучших своих бесед сказал о любви и браке так:
Итак, я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию; (1Тим.5:14)
Здесь нужно сказать пару слов о нравах Римской империи времен Октавиана Августа и более поздних императоров. Женщина в Древнем Риме была более свободна, чем у греков. Она имела право распоряжаться своим имуществом, вступать в брак и получать наследство. А вот нравы были достаточно свободными. Интимные связи были очень распространены. Поэтому апостол Павел и призывает молодых вдов вступать во второй брак. Во-первых, чтобы иметь защиту со стороны мужа, а во-вторых, чтобы не впасть в сильное искушение и не искушать других.
Особенностями римского общества можно объяснить и другую знаменитую цитату этого апостола:
Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;
и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.
Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.
Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. (1Кор.7:12-15)
Христиане в Римской империи жили в окружении людей, которые не были последователями новой религии, так что данное повеление позволяло разрешить проблемы тех людей, которые вступили в брак до обращения ко Христу (проблема возникающая иногда и в наши дни).
Отрывок из послания к Ефесянам, который читается во время таинства Венчания, говорит о значении брака уже совсем с других позиций – не утилитарных или практических. Этот отрывок говорит о мистическом значении брака и возводит его на такую высоту, которая, как кажется, не может быть достигнута человеком:
Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. (Еф. 5, 28-33)
Здесь образом брака мужчины и женщины становится единство Христа и Церкви. Апостол прямо повелевает мужчине любить жену, как Христос возлюбил Церковь. Мера этой любви нам хорошо известна из Евангелия – это готовность в любой момент отдать жизнь за свою семью.
Часто вызывает вопросы последняя строка про необходимость бояться своего мужа. Речь здесь идет, конечно, не о страхе перед силой или наказанием, а о страхе обидеть самого близкого человека, огорчить его.
Апостол не дает каких-то практических советов или правил семейной жизни. Есть только одна тема семейной жизни, с которой связано четкое формальное правило. Одно единственное правило семейной жизни данное в Священном Писании связано с телесной близостью между супругами. Апостол Павел подчеркивает, что тело мужа принадлежит уже не ему, а жене и наоборот. Поэтому супруги должны хранить себя друг для друга и при этом не отказывать друг другу в физической близости без обоюдного согласия:
Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. (1Кор.7:3-5)
Именно христиане с самого начала бытия Церкви всегда отстаивали красоту, ценность и значимость брака в жизни человека. Раннехристианский апологет Тертуллиан автор II века так говорит о значении брака в жизни христианина в «Послании к жене»:
«Как изобразить счастье супружества, которое заключает сама Церковь, которое утверждает молитва, запечатлевает благословение, объявляют Ангелы и окончательно утверждает Отец. Как приятно иго двух сердец, соединенных одною надеждою, одним учением, одним законом. Они как дети одного Отца, как рабы одного Господа; нет между ними никакого раздора ни в душе, ни в теле. Они два в одной плоти. Где плоть одна, там и дух один. Они вместе молятся, вместе преклоняют колена, вместе постятся, взаимно наставляют и увещевают друг друга. Они вместе присутствуют в церкви и на трапезе Господней, вместе терпят гонения, вместе наслаждаются и спокойствием. Они ничего не таят друг от друга, не бывают в тягость один другому. Свободно посещают больных, без стеснения раздают милостыню, без развлечения стоят в молитвенных собраниях; вместе поют псалмы и гимны и взаимно возбуждают друг друга к прославлению Господа».
О христианском отношении к браку читайте в рубрике «Венчание»
Супружеская близость: что думал о ней Апостол Павел?
Супружеская близость: что думал о ней Апостол Павел?
Нет ни одного христианского обсуждения темы полового общения супругов, где бы не цитировался известный текст Ап. Павла из 1-го Послания к Коринфянам. Но понимаем ли мы его? Знаем ли, что Ап. Павел на самом деле хотел сказать? Задумывались ли над тем, что русские переводчики XIX века могли исказить мысль Ап. Павла – и по элементарному незнанию каких-то филологических моментов, и в угоду существовавшему традиционному мнению?
Давайте сегодня этот короткий, но яркий текст прочитаем и разберем.
Наставление о браке: 7: 1-10
А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
Начало этого отрывка: А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины, в истории часто понималось неверно. Чтобы понять мысль Ап. Павла, надо знать следующее:
В Коринфе, наряду с обычной языческой сексуальной распущенностью, существовали и адепты египетских языческих религий, пропагандирующих полное безбрачие и сексуальное воздержание. Их девизом было выражение: «Хорошо к женщине не прикасаться». Вот против них и выступает Ап. Павел в своей беседе на эту тему. И, начиная беседу, он цитирует девиз этих язычников. Именно так – по мнению большинства современных ученых, – следует понимать первую фразу и ее связь с остальным текстом:
«О том, что вы написали, – Хорошо к женщине не прикасаться, – из-за блуда каждый пусть имеет свою жену и каждая пусть имеет собственного мужа».
В словах хорошо человеку не касаться женщины Ап. Павел выражает не свою мысль, а цитирует описанное ему в письме мнение приверженцев маргинальных языческих религий, показавшееся привлекательным коринфским христианам. Синодальный перевод, которым мы пользуемся, совсем затемняет смысл подлинного текста Ап. Павла.
Далее следуют очень важные советы Ап. Павла относительно супружеских отношений. Как пастырь, общающийся с сотнями людей, могу засвидетельствовать: проблема супружеских отношений очень актуальна и остра. Сколько семей распались из-за немудрого отношения к этому вопросу! Сколько семей живут без того тепла и открытости, которые мог бы им сообщить брак при мудром подходе к такой деликатной теме, как супружеская близость.
Итак, Ап. Павел супругам советует:
Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
Русские переводчики 19-го века подарили нам запоминающееся выражение: «должное благорасположение», тогда как почти тысячу лет до того на Руси знали этот текст иначе: «жене муж должную любовь да воздает» (церковнослав. перевод).
В греческом оригинале все не так благочестиво, как в русском, и не так романтично, как в церковнославянском: «Жене муж должное (причитающееся) пусть отдает». Так что наш ироничный эвфемизм «супружеский долг» на самом деле точно выражает мысль Апостола.
Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
Переведено точно. Примечательно, что Ап. Павел, сам еврей и знающий именно еврейскую позицию в этом вопросе, идет дальше. У евреев была патриархальная подчиненность жены мужу. Желания жены учитывались, но в гораздо меньшей степени, чем желания мужа. У Павла в этом стихе и предыдущем акцент сделан на взаимную подчиненность супругов. По согласному мнению библеистов, в этом Ап. Павел выходит за рамки принятых среди раввинов представлений.
Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
Сначала маленький комментарий к русскому переводу. Текст по смыслу переведен верно, но в греческом есть нюансы, которые передать одним словом очень сложно.
Слово уклоняйтесь (греч.: апостерите) означает лишать, грабить;
Согласие (греч.: симфони) означает созвучие;
На время (греч.: проскайрон) означает конкретный период, отрезок времени. Смысл в том, чтобы уклонялись на какое-то конкретное время, а не абстрактно, «на время»;
Для упражнения (греч.: схоластите) – переводится как: иметь свободное время, посвящать себя чему-либо;
В посте и молитве – у Ап. Павла нет слова упоминания о посте. Это слово внесли в текст позже, когда в Церкви появилась практика постов[1].
Невоздержанием (греч.: акрасиан) означает недостаток самоконтроля, безволие. Здесь имеется в виду неумение сдерживать свои сексуальные желания.
Впрочем, парам, желающим уделить время молитве, Ап. Павел не препятствует это делать. Хотят на время воздержаться, пусть воздерживаются, главное, чтобы это было по согласию и на непродолжительное время, чтобы не искусил сатана. Разрешение на воздержание дается как позволение, а не как повеление.
Давайте теперь сделаем парафраз этого очень важного места Ап. Павла, заполняя умолчания и пробелы в разговоре курсивом:
«Теперь о проблемах, о которых вы мне писали. По вашим словам, ради святости и чистоты женатым парам следует воздерживаться от близких отношений. Вы говорите: “Хорошо мужчине не касаться женщины”. Но – поскольку это нереально – пусть каждый муж имеет близкие отношения[3] со своей женой, и каждая жена имеет близкие отношения со своим мужем. Брак создает взаимное обязательство удовлетворять нужды друг друга. Поэтому пусть муж дает жене то, что он ей должен, а жена дает мужу то, что она ему должна. Ибо жена не имеет власти над своим телом, но муж; равно и муж не имеет власти над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, если только вы не решите – по взаимному согласию, на определённое время – воздержаться от близости, чтобы заняться молитвой. Однако потом (когда это время истечет) опять сходитесь, чтобы сатана не смог вас искусить, пользуясь вашей слабостью. Эти мои слова о временном воздержании с моей стороны не повеление, а, скорее, уступка в ответ на ваш вопрос».
Несомненно, что Ап. Павел считал, что лучше в брак не вступать. Это следствие его убеждения, что мир сей проходит и заниматься какими-то новыми проектами, устроением семьи и т.д. не имеет смысла: Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего (1 Кор. 7, 29-31). В межвременье – между этим миром и Иным – важно только одно: всецело посвятить себя Господу. Брак в этом отношении отвлекает.
В то же время Ап. Павел знает, что век сей, в котором мы живем, все еще имеет на нас влияние, в частности, у человека не исчезло сексуальное желание. Именно поэтому Апостол дает коринфянам трезвый и реалистичный совет: продолжать жить в супружестве и удовлетворять свои желания в законном браке.
Хотя это не касается нашей темы, все же вопрос слишком актуальный, чтобы на этом его закрыть. Как в дальнейшем, в Православной Церкви складывалось отношение к супружеской близости? Как регламентировалось время полового воздержания?
Рекомендации Ап. Павла настолько внятны и логичны, что никто, кроме еретиков, вплоть до IV века ничего другого и не советовал.
В IV веке два великих восточных отца – св. Дионисий Александрийский и св. Тимофей Александрийский – по настоянию многих верующих высказались на этот счет.
Св. Дионисий напомнил вышеприведенные слова Ап. Павла и сказал, что «вступившие в брак сами себе должны быть довлеющими судиями», то есть сами должны определять меру воздержания.
Св. Тимофей также напомнил слова Ап. Павла и добавил, что время воздержания должно быть непременно в субботу и воскресенье, потому что в эти дни совершается в храмах Литургия.
Больше никаких канонических предписаний на этот счет святыми отцами сделано не было.
В Византии эту практику соблюдали, кроме того, воздерживались в Светлую Пасхальную неделю и в иные дни по желанию и совету духовника. Из X века известно, что к этому времени установился обычай проводить в супружеском воздержании весь Великий пост.
Но русские не идут по пути наименьшего сопротивления. В подложных, еретических сборниках различных советов, в XIII–XV вв. появляются дополнительные дни воздержания от супружеских отношений – понедельник, среда и пятница. Таким образом, древнерусское «благочестие» (вернее – псевдоблагочестие) лишало супругов телесного общения пять дней в неделю и оставляло для этого лишь вторник и четверг.
Хотя каноны Церкви этого не требовали, но некоторые русские пастыри предписывали супружеское воздержание и во все праздники (а заодно и в дни накануне и после праздников), и во все четыре длительных поста. (Если помнить, что на Руси причащались один или несколько раз в год, то такие требования совсем непонятны.)
Подобные взгляды оспаривали авторитетные иерархи. Так, из источников XII века известно, что новгородское духовенство следило, чтобы их прихожане воздерживались от супружеской близости во все дни Великого поста. Их архипастырь, новгородский архиепископ Нифонт, решительно осуждал подобную практику, говоря, что это нововведение (тогда это еще было нововведением) не согласуется с требованиями святых отцов и правил Церкви. В воздержании от супружеского общения, говорил архиеп. Нифонт, следует проводить лишь только Пасхальную неделю. Другой новгородский владыка того же времени, архиепископ Илия, рекомендовал воздерживаться, кроме Пасхальной, в Феодорову (то есть, первую) и Страстную недели, то есть две седмицы Поста и одну Пасхальную, но никак не весь Великий пост.
Но из книги в книгу, из века в век следовали, хоть и грустно об этом говорить, не разумные мнения иерархов и богословов Церкви, а апокрифические, псевдоблагочестивые мнения. Дожили они и до наших дней.
Как мы знаем, на практике многие священники и сегодня вторгаются в интимную область супружеских отношений и не советуют, нет, а предписывают (!) супругам строгую и для многих неподъемную меру воздержания.
Учитывая это, данный вопрос неоднократно обсуждался на самом высоком уровне нашим священноначалием. Священный Синод в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к… отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни».
«Ревность не по разуму» некоторых пастырей, приводящая к конфликтам и напряженности в семьях пасомых, когда кто-либо из супругов благословляется к непомерному для другого супруга воздержанию, побудила священноначалие вновь вернуться к этому вопросу. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, принятой на Соборе 2000 года, на эту тему говорится так:
«…Необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: “Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим”. Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства… заботясь, прежде всего, о сохранении и укреплении семьи».
[1] Ничего о добавлении «в посте» не знает свт. Василий Великий («Беседа о посте 1-я»). Значит, это добавление попало в текст Ап. Павла позже 4-го века.
[2] Ричард Хейз. Этика Нового Завета. М.: Библейско-богословский институт Св. апостола Андрея. 2005. С. 67-68.
[3] В нашем переводе – каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Слово иметь (греч.: ексо) – это древний эвфемизм, означающий сексуальные отношения.
[4] Апостол Павел убежден, что Второе Пришествие Христа и Конец Истории (прежнего мира) наступят скоро, еще при жизни современного ему поколения людей. Вот что он говорит об этом в самом первом своем Послании, Первом к Фессалоникийцам: Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес. 4, 16-17). То есть, сначала воскреснут мертвые, а потом все живущие (в их числе Апостол предполагает и себя) будут подняты на облаках к Господу навстречу.
В более позднем Послании, именно в том, что мы сейчас разбираем, Ап. Павел чуть корректирует свою позицию: Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1 Кор. 15, 52).
В качестве сопровождения к нашему материалу предлагаю фотографии с Таинства Браковенчания, состоявшегося год назад в нашем соборе. Господь да дарует всем читателям, желающим этого, радость честного христианского супружества и все то светлое, что брак несет. А людям, уже состоящим в браке, – помощи Божией, верности, любви, нежности и мудрости в разрешении всевозможных вопросов, которые ставит перед нами жизнь.
И еще: раз мы через личные фотографии супружеской пары (кстати, наших прихожан) оказались причастны их празднику, помолимся, чтобы Господь благословил Яна и Светлану всевозможными милостями (недавно я уже крестил их малыша).