апостол павел про вино
Пить или не пить?
Святые отцы о винопитии
Современные православные христиане знают, что Церковь не возражает против умеренного потребления вина. Есть масса высказываний святых отцов Церкви Христовой о том что виновато не вино, а неумеренное потребление оного.
Но гораздо меньше замечают другие высказывания святых отцов, когда они пишут, что лучше не пить, чем пить, пусть даже и умеренно.
Пьёт человек или не пьёт, не это главное. У всех разное отношение к потреблению спиртного:
— Пил, пью, и буду пить. Пусть хоть весь свет провалится, лишь бы мне водки попить.
— Да ведь разрешается вино в Церкви! Пойду-ка, хряпну водочки.
— Да я же бокал вина и всё. А остальные, кто не умеет, пусть не пьют. Я тут не причём, «сижу, никого не трогаю, примус починяю». (с) Спасибо тебе, Господи, что я не такой, как этот пьяница. И вообще, Господи, разве я сторож брату моему?
— Господи, помилуй! Немощный я, не могу без выпивки.
Кто придёт более оправданным?
Идёт в храме служба, подходит ко мне мужик, пьянющий, еле на ногах стоит. Спрашивает, где Николай Угодник. Я показал. Мужик подошёл к иконе, и встал. Такое ощущение, что он даже икону не видит. Постоял, тяжело вздохнул, и покачиваясь вышел из храма.
Думается мне, что больший грех не в том, что человек пьёт, а в том, что считает себя правым. И аргументы в пользу своей правоты находятся. Например, только ленивый не вспомнит про брак в Кане Галилейской, где Господь превратил воду в вино. Иисус Христос уступил просьбе Матери и выручил хозяина дома, у которого недоставало вина. Дабы не омрачился день веселия. Ничего не говорится в Евангелии о том, что за столом были пьяные. Евреи отличались умеренностью в питии. Это говорит и о качестве вина и о людях, которые не привыкли напиваться до положения риз.
Апостол Павел писал Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов».(1 Тим.5,23). А раз апостол сказал, выполнять надо, сегодня мы все Тимофеи. И выполняем. Правда, пьём не вино, а всё подряд, не немного, а сколько захочется, а про желудок и не вспоминаем. Но апостол Павел ещё много чего писал. О подвижничестве, об ответственности: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает».(Рим.14,21). Но выбираем мы то, что нам нравится. Сильным в вере апостол предлагает не есть мяса, и не пить вина. Дабы не соблазнить своего немощного брата.
Блаженый Феофилакт Болгарский так толкует это место: «Ты, говорит, принуждаешь брата есть то, чего он не осмеливается есть, а я говорю, что ты должен воздерживаться от всего, что соблазняет брата, не потому, что это зло (ибо все чисто), но потому, что это соблазняет. Словом претыкается показал, что он ослеплен; ибо претыкаются слепые. А соблазняется он как легкомысленный, изнемогает же как маловерный. Всем этим привлекает сильнейшего к помощи брату, как совершенно немощному».
Святитель Тихон Задонский пишет: «Пьяный человек способен на всякое зло, идет на всякие соблазны. Тот же, кто так его угостил, становится участником и всех его беззаконий, поскольку трезвый таких соблазнов не принял бы».
Многие из нас могут вспомнить в своей жизни случаи, когда мы, выпивая спиртное, соблазнили другого человека. Утром на работу не пришёл наш коллега, оттого, что после вчерашнего совместного вечера не смог остановиться. Кто из нас сможет честно сказать, что он ни при чём? Грех не в том, что мы выпили вина, а в том, что мы соблазнили брата. Сделав вред другому, мы автоматически сделали вред себе.
Где находится та грань, которую мы перейдя, соблазнили другого?
Апостол Павел говорил, что Церковь есть Тело Христово. Хотим мы или не хотим, но мы распространяем на других самого себя как в хорошем, так и в плохом смысле.
Конечно, можно соблазнить своего немощного брата не только вином. Под эти слова «и не делать ничего такого» можно подвести почти всё, из чего состоит наша жизнь. Но есть две большие разницы, как говорят в Одессе.
Выпив вина, человек находится в изменённом состоянии, в котором ему легче соблазниться. Как пишет святитель Василий Великий: «Вино само себя ведет к большему, оно не удовлетворяет потребности, но делает неизбежною потребность другого питья, воспламеняя упившихся и непрестанно возбуждая к большей жажде. Но когда думают, что у них желание пить неутолимо, тогда испытывают противное тому, чего желали».
Никто из святых отцов не запрещает пить вино, но все рекомендуют, что лучше не пить, чем пить. Но есть даже прямой запрет, в конкретной ситуации конкретным людям. Например: «Вина горячительного и прочего хмельного питья, от которого пьянственная бывает страсть, запретить пить. А если кто будет пить, хотя и пьян не будет, но замечен будет, что пил, штрафовать». (Святитель Тихон Задонский). Этот запрет не всем, а семинаристам, но всё же запрет. Святитель Тихон ответственно подходил к воспитанию семинаристов.
Было время, когда мы встречались отпраздновать чей-нибудь день Ангела. На столе алкогольных напитков вообще не было, потому, что один из нас злоупотреблял спиртным. 20 человек отказывались на время от алкоголя ради одного своего товарища. Так нам сказал наш духовник. Здесь всё понятно. Но часто бывают ситуации, когда мы не знаем об алкогольной зависимости окружающих нас людей. Как поступать православному человеку, а в особенности воцерковлённому, в таких случаях? Каждый решает сам, в меру своего разумения, в меру своего понимания ответственности перед другими. Мы не виноваты, что выпили вина, но не виноваты ли мы, когда наш личный пример потребления спиртного соблазнил другого?
Ещё об ответственности за тех, кого можно соблазнить или уже кого соблазнили: «Видел я одного человека, которому передал другому свою греховную привычку; потом уже пришедши в чувство, начал каяться, и отстал от греха; но так как наученный им не переставал грешить, то покаяние его действительно не было». (Святитель Иоанн Лествичник).
Если строго судя, то винопитие должно быть изгнано. А если не строго, то можно и разрешить выпить, учитывая слабость человеческую? Но тогда придётся признать свою немощь, нежелание или неспособность хоть к какому-то ограничению. Если этого не можем, то достаточно не раздражаться проявлением трезвости у окружающих, не показывать по возможности своё винопитие другим. Одно это уже будет подвигом. Если и этого не можем, то хотя бы вслух не показывать своего раздражения, не называть трезво живущих людей трезвоголиками и бывшими алкашами. Ведь, если культурно пьющего раздражает даже упоминание о трезвом образе жизни, то это значит, что он сам уже зависим или от вина, или от мнения выпивающих людей. Если и этого не можем, то хотя бы потом, наедине с собой, задуматься о словах Феофана Затворника.
Мне было 16 лет, когда мой дальний родственник, сильно пьющий, вдруг бросил пить совсем. И он с таким презрением и осуждением говорил о напившихся, которых мы тогда увидели, что я это очень запомнил. Позже он всё-таки сорвался, так и спился совсем и умер.
Человеку, ведущему трезвый образ жизни, но далёкому от Церкви, очень тяжело удержаться от осуждения пьющих людей. «Кто судит и осуждает, тот то же самое после натворит». (Преподобный Амвросий Оптинский).
Преподобный Феодор Студит в 91-ом слове пишет даже такое: «Воздерживающийся от вина Духа Святого носит в себе. Пиющий воду облекается в одежду умиления».
Совсем не значит, что православные христиане, не пьющие вина, носят в себе Святого Духа. Но при прочих равных условиях у них всё же больше шансов добиться такого устроения, что Дух Святый будет с ними. Ибо невозможно «одновременно и наполняться духом и вином». Святитель Игнатий Брянчанинов приводит слова преподобного Исаии, египетского отшельника, что «любящие вино никогда не сподобятся духовных дарований: эти дарования, чтоб пребыть в человеке, требуют постоянной чистоты, возможной только при постоянной трезвенности».
Эта статья обращена к тем, кто хочет быть честным перед самим собой. А кому, как не православному христианину стремиться к этому? Если он честен перед самим собой, то и перед Богом не будет лукавить.
Вино в Библии: когда благословляется, а когда — осуждается?
Во время праздничных торжеств многие христиане считают своим долгом «подкрепиться» при помощи различных алкогольных напитков. Однако насколько Священное Писание дает право на увлечение «зеленым змием»?
Случаи с Ноем и Лотом
Первый в истории человечества случай опьянения описан в 10-й главе ветхозаветной Книги Бытия. Согласно библейской хронологии, это произошло спустя некоторое время после всемирного потопа. Пережив со своей семьей чудесное спасение в ковчеге, Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. Как показали дальнейшие события, такое увлечение чревато серьезными последствиями даже для праведника.
«И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя, рассказал братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видели наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его; и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» ( Быт. 9, 21-25 ).
Из данного текста становится понятно, что негативный эффект от вина стал неожиданностью не только для самого Ноя, но и для членов его семьи. Это опьянение служит предостережением для всех людей. «Для того и описаны, — говорит Иоанн Златоуст, — не только добродетели сынов, но и прегрешения их, чтобы мы последних избегали, а первым подражали».
От чрезмерного винопития пострадал еще один праведник, о котором рассказывается в 19-й главе Бытия. Речь идет о Лоте, который был вынужден бежать во время огненного дождя, пролившегося на Содом и Гоморру (из-за большого разврата среди местных жителей). Вместе с ним спаслись и две дочери, которые впоследствии решили споить отца с целью забеременеть от него.
«И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли. Итак, напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим [в ту ночь]; а он не знал, когда она легла и когда встала. На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала. И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего» ( Быт. 19, 31–36 ).
Разумеется, сам Лот не злоумышлял против собственной чистоты и целомудрия своих дочерей. Но в то же время он оказался жертвой заговора и угодил в коварно расставленную ловушку. В хитро сплетенные женские сети праведник попался лишь потому, что слишком увлекся вином, причем не один раз. Вот как об этом пишет древнегреческий философ Ориген:
«Настолько он опьянен вином, что и не знает, спал ли с дочерью старшей или младшей. Услышьте, что творит пьянство! Вслушайтесь, каким преступлениям сопутствует опьянение! Услышьте и остерегитесь вы, которые не ставят это зло в вину, а практикуют его. Опьянение обманывает того, кого не обманул Содом: тот, кого не обожгло серное пламя, горит от огня жен».
Потомки родившихся от кровосмешения Лота с дочерьми стали впоследствии известны как языческие народы (моавитяне и аммонитяне) — враги Божьего народа.
Алкоголь или сок?
Как показывает анализ библейских текстов, вино в Священном Писании не всегда имеет то значение, какое вкладывает в него наш современный язык. Дело в том, что это слово использовано при переводе множества древнееврейских, древнегреческих и арамейских выражений: они обозначают не только крепкие напитки, но и виноградный плод, уксус, кислые и сладкие соки.
К примеру, в 12-й главе книги Плач Иеремии упоминается о детях, которые страдали подобно раненым и спрашивали своих матерей: «Где хлеб и вино?». Понятно, что здесь речь идет о виноградном соке, а не об алкогольном напитке. Даже библейский виночерпий, оказывается, может черпать свежевыжатый сок: «И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною; на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды; и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону» ( Быт. 40, 9-11 ). Исходя из этого можно сделать вывод: в одних случаях слово «вино» в Библии используется в положительном смысле, в другом — в отрицательном.
Обращаясь к своему сыну Иакову, Исаак говорит: «Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина» ( Быт. 27, 28 ). В данном контексте вино вместе с другими дарами земли символизирует Божье благословение. Также оно «веселит сердце человека» ( Пс. 103, 15 ), когда употребляется умеренно — в потребность телу. «Употребляемое же сверх потребности называется блудным, укоризненным и непотребным. Ибо невинно вино, укоризненно же пиянство», —объясняет преподобный Исидор Пелусиот.
Предостережение от излишнего употребления вина неоднократно встречается и в Притчах премудрого Соломона: «Вино — глумливо, сикера — буйна, и всякий увлекающийся ими — неразумен» ( Притч. 20, 1 ). Здесь опьянение рассматривается в качестве неодолимого препятствия к ясности сознания: оно выступает уже как зло, лишающее человека духовной мудрости и нравственного совершенства. Именно поэтому вино и другие крепкие напитки запрещались во время проведения богослужения: когда священники входили в скинию собрания, то не должны быть пьяными, «чтобы не умереть» ( Лев. 10, 9 ).
От Мелхиседека до Христа
Следует отметить, что напиток, сделанный из виноградного плода, также использовали в древности как символ гостеприимства. Так, например, в 14-й главе Бытия упоминается Салимский царь Мелхиседек (священник Всевышнего в Иерусалиме): он встретил с хлебом и вином Авраама, который возвращался после победы над царями-захватчиками.
Эти два главных жизненных продукта — хлеб и вино — еще в глубокой древности были выражением особого почтения (подобно тому, как у нас практикуется встреча с хлебом и солью). В данном историческом факте усматривается и символическое значение, указывающее на связь с новозаветным таинством. Являясь прообразом Мелхиседека, Спаситель на Тайной Вечере установил Евхаристию (святое Причастие): под видом хлеба и вина преподнёс Свое Тело и Кровь.
Учитывая, что новозаветный текст был написан на греческом, то в нем слово «вино» (греч. — «ойнос») может обозначать два различных напитка — безалкогольный или алкогольный. В связи с этим нельзя дать точный ответ на вопрос, который связан с чудом в Кане Галилейской: что именно подали распорядителю пира — виноградный сок или напиток покрепче? Но в любом случае можно сказать, что Господь преобразил воду в вино для явления славы Своей, а не для опьянения людей. Точно так же Он чудесным образом насытил пять тысяч иудеев (пятью хлебами и двумя рыбами) не ради их чревоугодия, а для спасения от чувства голода.
С точки зрения Нового Завета, вино использовали не только для веселья, но и в лечебных целях. Так, в послании к своему ученику Тимофею апостол Павел советует: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1-е Тим. 5, 23). По мнению Феофилакта Болгарского, здесь дана заповедь о воздержании: пить вино только для подкрепления здоровья, а не ради плотского удовольствия. Выступая против чрезмерного увлечения винопитием, Слово Божие призывает нас к трезвости. Ибо пьяницы «Царства Божия не наследуют» (1-е Кор. 6, 9).
Недуги души
Сегодня пьянство является одной из основных причин высокого уровня смертности, заболеваемости, травматизма и преступности, а также кризиса семьи, снижения уровня нравственности и культуры, утраты уважения к труду.
Будучи обеспокоенной сложившейся ситуацией, Православная Церковь рассматривает алкоголизм как тяжкое душевное заболевание, сопровождающееся глубокими повреждениями психосоматического характера. Его излечение невозможно без осознания духовной природы недуга, полного и искреннего покаяния, обращения к полноте благодати Христовой.
Важным средством борьбы с пьянством (как и со всяким грехом) является участие страждущих в церковной жизни, таинствах, молитвах, постах, чтение Священного Писания и творений святых. Утверждая трезвость в обществе, необходимо учитывать исторический опыт взаимодействия Церкви и государства. Это сотрудничество может осуществляться в разработках и реализации образовательных, просветительских и культурных программ, а также в социальной реабилитации лиц, страдающих алкогольной зависимостью.
Церковь считает необходимым взаимодействие с общественными объединениями и отдельными энтузиастами в области профилактики алкоголизма. Такое сотрудничество возможно только с теми организациями и движениями, деятельность которых не противоречит православному вероучению и действующему законодательству.