апостол павел терпение рождает смирение

Слово Патриарха

Неделя 3-я по Пятидесятнице

апостол павел терпение рождает смирение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: Патриархия.Ru

О радости скорбям, рождающим терпение

В сегодняшний воскресный день полагается апостольское чтение из Послания апостола Павла к Римлянам (Рим. 5: 1–10). В этом отрывке есть замечательные слова о том, что мы должны радоваться не только благодати, которую получили по вере через Господа нашего Иисуса Христа, но и скорбям. Если бы в послании после этих слов стояла точка, то мы бы не смогли понять мысль апостола. Это был бы некий трудно разрешимый парадокс, потому что радоваться скорби противно человеческой природе. Но после слова «скорбь» нет точки, а следуют слова: «потому что скорбь рождает терпение». Даже если бы здесь стояла точка, это не могло бы вдохновлять людей, потому что терпение – это состояние напряжения, которое необязательно разрешается чем-то положительным в нашей жизни. Но за словом «терпение» идут слова «потому что терпение рождает опытность, а опытность рождает надежду».

Эта цепь очень важных понятий, которые следуют из довольно спорного утверждения апостола о том, что радоваться надо не только благодати, но скорбям, открывает перед нами величайшую Божественную истину, которая обрамлена в категории человеческой мудрости. Действительно, если мы не имеем терпения, то не способны справляться с огромными вызовами, обращенными к нам извне. Мы не способны справляться с проблемами и трудностями, которые обусловлены нашим несовершенством, нашими слабостями. Но если мы воспримем мудрость, дарованную нам апостолом Павлом, то терпение действительно обретет великий смысл, потому что связывается с человеческим опытом и в конце концов с надеждой.

Скорбь требует от нас терпения, а терпение ведет к опытности

В самом деле, каждый из нас, проходя через скорби, выходит из них немного другим. Если скорбь ломает человека, то он нередко становится инвалидом – иногда физическим, но чаще духовным. Скорбь может настолько сломить человека, что сама жизнь становится для несчастного неким ярмом, и мы знаем, как скорбь порой приводит к страшной трагедии, когда человек отказывается от жизни и накладывает на себя руки. Действительно, скорбь – чрезвычайно опасное состояние человеческой души, но скорбь требует от нас терпения, а терпение ведет к опытности.

А что было бы с каждым из нас, если бы весь наш жизненный путь был устлан розами, если бы не было никаких скорбей, если бы мы никогда не терпели, а просто сбрасывали с себя трудности? Разве мы обрели бы тот жизненный опыт, который есть у каждого? Следует сказать, что значение этого опыта прямо пропорционально тому, как мы в жизни своей преодолевали скорби, насколько мы были терпеливы, насколько скорбь не разрушила нас, но обогатила жизненной мудростью.

Из слова после Литургии
в Коневском Рождество-Богородичном монастыре,
7 июля 2019 года

О епископском служении

апостол павел терпение рождает смирение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: Патриархия.Ru

Путь этот непрост и таит в себе немало опасностей, главные из которых – это человеческие слабости, и в первую очередь – тщеславие и гордость, потому что, достигнув значимого положения, люди нередко начинают думать о себе высоко и ищут от других славы и почета. Гордость не только ослепляет духовно, являясь корнем остальных греховных страстей, но и затуманивает разум, лишает способности правильно воспринимать себя и окружающую действительность.

Рукоположение само по себе не делает человека ни умнее, ни духовно более совершенным. Не в этом заключается смысл великого Таинства. В епископской хиротонии подается особый дар Небесного Утешителя. Апостол Павел называет сей дар духом силы, любви и целомудрия (2 Тим. 1: 7). Но его надлежит непрестанно возгревать в себе (см.: 2 Тим. 1: 6) ревностными трудами, так как без этих усилий его может постичь печальная участь зарытого в землю таланта из евангельской притчи.

Архипастырские труды весьма обширны и многообразны, но чем бы ты ни занимался – будь то социальное служение, работа с молодежью, межрелигиозный диалог или проповедь Евангелия, – все это без любви теряет свою ценность и нет в том никакой пользы (1 Кор. 13: 3). «Нет ничего бесполезнее учителя, который любомудрствует только на словах. Это свойственно не учителю, а лицемеру», – справедливо отмечает святитель Иоанн Златоуст (Беседы на Деяния апостольские. Беседа 1). И поскольку истинность слов познается из образа жизни человека, более всего стремись являть личный пример целомудрия, кротости, терпения, любви и послушания Святой Церкви, ведь никакой пастырь не может дать другим того, чего не имеет сам.

Из слова при вручении архиерейского жезла
Преосвященному Игнатию (Григорьеву),
епископу Чистопольскому и Нижнекамскому,
7 июля 2019 года

Источник

Новый Завет


Послание к Римлянам святого апостола Павла


Глава 5.

1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, 2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.

3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, 4 от терпения опытность, от опытности надежда, 5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.

7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.

8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.

9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.

10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.

13 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона.

15 Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.

18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.

19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.

20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, 21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.

Источник

От скорби происходит терпение

Проповедь в неделю о расслабленном

апостол павел терпение рождает смирение

Д орогие во Христе братия и сестры! Прочитанное ныне Евангелие повествует о великом чуде исцеления расслабленного, которое сотворил Господь наш Иисус Христос, и о Его милосердии к страждущему человечеству. Это Евангелие имеет ближайшее отношение к каждому из нас и может послужить нам величайшим назиданием и утешением.

Евангелие нам повествует о том, что недалеко от Храма в Иерусалиме была Овчая купель (нечто вроде бассейна). Ангел Господень сходил по временам в эту купель, возмущал воду и сообщал ей чудодейственную силу, и кто первый входил в воду после возмущения ее Ангелом, тот получал исцеление от всякой болезни, какою бы ни был одержим. Эта целебная сила привлекала к воде множество болящих. Среди них был один человек, который тридцать восемь лет страдал тяжким недугом, но все-таки не унывал в надежде на исцеление.

По случаю праздника Господь наш Иисус Христос пришел в Иерусалим и посетил Овчую купель. Обратив внимание на терпеливо ожидавшего милости Божией расслабленного, Господь спросил его: Хочешь ли быть здоров? Так, Господи, — отвечал больной, — но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Тогда Господь говорит: Встань, возьми постель твою и ходи (Ин. 5:6-8). И о, чудо! Одним Своим Божественным словом Господь мгновенно исцелил больного. Страдавший тридцать восемь лет тяжким недугом тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел. А было это в день субботний, и иудеи сказали, что в субботу не дозволено носить постель. Тогда исцеленный промолвил: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи (Ин. 5:11). Иисуса Христа рядом уже не было. Он скрылся в народе. Но потом, когда Господь встретил исцеленного в храме, Он присовокупил следующие слова: Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5:14).

Первое, что заслуживает нашего внимания, — это твердая вера больного в милосердие Божие. Тридцать восемь лет он страдал от тяжкой болезни и не изнемогал в своем терпении и уповании. Он верил и надеялся получить просимое, и Господь вспомнил о нем и подал ему исцеление. Научитесь, дорогие, на этом примере быть терпеливыми во время посещающих нас скорбей, которых бывает так много. Стремитесь уповать на Господа Бога и в надежде на Него черпать силу и мужество к безропотному перенесению разного рода скорбей и неудач житейских. Какими бы тяжкими ни были скорби, сколько бы времени они ни продолжались, — верь, что Господь может тебе помочь и рано или поздно облегчит твои страдания, если только будешь иметь твердую, непоколебимую надежду на Его милосердие. Господу все возможно, и Он может в одно мгновение переменить твою скорбь на радость. Действительно, скорби и беды порой не под силу понести человеку, и мы, из-за своего малодушия и нетерпеливости, нередко теряем упование на милость Божию, плачем и ропщем, говоря: «терплю я и молюсь, но Господь не видит моих слез», — и уже начинаем впадать в отчаяние. Вот насколько мы порой малодушны! Пример терпеливого перенесения своей болезни расслабленным да послужит назиданием каждому из нас.

Мы иногда желаем, чтобы наши прошения и молитвы тотчас же исполнялись, не помышляя о том, что Бог лучше нас знает, что для нас полезнее и когда подать нам утешение. Мы плачем, стонем, называя себя несчастными и как бы невинно страдающими всю жизнь, не вспоминая наставления Господня апостола: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12:6). Через перенесение скорбей и телесные страдания Господь врачует нашу душу, приготовляя ее к будущей жизни, научает нас смирению и нелицемерному упованию на Его милость. Посещение скорбей ясно свидетельствует о том, что Господь в это время обратил на тебя особенное внимание. Он хочет умудрить тебя во спасение, дает тебе возможность показать Ему, насколько ты богат верою, надеждою и любовью, — этими существенными христианскими добродетелями, без которых человеку невозможно войти в Царствие Небесное.

И не напрасно святые и праведные считали себя позабытыми от Господа, когда их долго не посещали скорби. Апостол Павел говорит: мы не только тем хвалимся, что через веру получили оправдание и надежду в будущем, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5:3-5). Скорби — это наши учителя, они научают нас терпению, опытности и искусности. А опыт — это великое дело в жизни. Опыт одушевляет человека уверенностью в успехе.

А мы вот этой-то чудной силы не хотим в себе воспитывать, и даже когда Господь Сам, по Своему человеколюбию, решается возрастить в нас ее, эту силу, то мы и тогда ропщем на Него, плачемся на судьбу: зачем она требует от нас напряжения, усилия, заботы и труда непосильного. Не зная того, что своим малодушием мы существенно мешаем благодати Божией помогать нам, — мы становимся ни на что не способными, не умеющими воспринять в себя эту благодать, которая требует от нас решимости в отдании себя в волю Господню.

Не могут не обратить на себя нашего внимания слова из прочитанного Евангелия, сказанные Господом исцеленному расслабленному: Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5:14). Из этих слов видно, что между болезнью и грехом существует самая наитеснейшая связь. Пока первые люди не согрешили, до тех пор они были здоровы и телом и душой. А после того, как не смогли уберечь себя от греха, — вслед за грехом последовали и болезни. Это явление повторяется и сейчас, и закон этой зависимости будет в силе до cкончания века. Всякое нарушение закона, как в области телесной, так и в области нравственной, влечет за собой расстройство природы нашей и непременно сопровождается болезнями. А посему, зная эту истину, будем всемерно избегать греха как причины разрушения нашей душевной и телесной природы.

Между тем нет человека, который смог бы постоянно уберегать себя от согрешений. По слову Божию: несть человек иже жив будет и не согрешит, аще и един день жития его на земли. Но благодать Божия дает нам средство к постоянному очищению от грехов в Таинстве покаяния. Сколько бы человек ни падал — он всегда имеет возможность восстать. Осознав свой грех, пожалей о том, что ты оскорбил всеблагого Господа, возымей твердое намерение исправления — и Господь по Своему милосердию простит тебе твой грех и сподобит Своей благодати. А если же в постигших нас бедствиях и случится замедление в исполнении наших прошений, то пусть тогда пример страдавшего тридцать восемь лет расслабленного служит нам утешением в уповании на милость Божию.

Скажем словами святого апостола Иакова: долготерпи́те и вы, укрепите сердца ваши. (Иак. 5:8). Жизнь свою предоставьте воле Божией. Верьте: Господу лучше нашего знать, когда Ему призреть на нас, а когда и отвратить от нас пречистое лице Свое. И что бы ни случилось в жизни — почаще взывайте: Упование мое — Отец, Прибежище мое — Сын, Покров мой — Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе!

Источник

Почему мы должны хвалиться нашими скорбями

апостол павел терпение рождает смирение

Свидетельство Апостолов

В Послании к Римлянам мы находим слова Апостола Павла, где он поднимается на недосягаемую многими высоту: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 3—5).

Это было во время Первой мировой войны. Молодой многообещающий студент лежал в лазарете в Берлине. В кровати, которая впоследствии оказалась его смертным одром, он написал для христианского журнала размышление на текст, приведенный выше. «Фактически в жизни получается иначе: от скорби у нас происходит раздражительность; от раздражительности — огорчение; от огорчения — отчаяние, и это все приводит нас к постыжению. Это ступеньки той лестницы, по которой мы спускаемся в страдании. Должно произойти что-то необыкновенное, чтобы перевернуть эту лестницу. И все же нельзя отрицать того факта, что нам встречаются люди, в жизни которых страдание произвело терпение…

Скорбь производит терпение, а как часто у нас не хватает именно терпения! Но терпение — это не отупение и безвольная покорность, а желание охотно нести бремя, возложенное на нас Господом. А когда есть желание, Бог дает силу.

Такая готовность и рвение по отношению к Богу совершает нечто большее. Терпение производит в нас опытность! Где наши плечи не уклоняются от бремени, там рождается святая опытность в служении Богу. Известны также такие случаи, когда эта истина оправдывалась и подтверждалась на одре болезни. Терпение и смирение под рукой Божьей преобразует нас и формирует наш характер. Знакомясь с человеком, прошедшим через такую школу страдания, мы говорим об уравновешенном и зрелом характере. Но мы часто не думаем о том, что такое благородство достигается не без жертвы. Человек, прошедший школу страдания, способен идти в хижины, «где тяжко дышится, где горе слышится». Нас влечет к таким людям, когда нас постигает горе. Нет сомнения в том, что присутствие испытанных страданиями людей имеет большое влияние на окружающих. Им как будто бы дано особое божественное поручение для народа.

Мои мысли возвращаются к тихому одру болезни, на котором долгие годы между жизнью и смертью лежала больная. Несмотря на это, в этой комнате здоровые ощущали реальность воскресшего Христа. Видя страдающую, им становилось легче верить в любовь Божью.

«Опытность производит надежду»! Кто был испытан через страдания в послушании и терпении, тот обрел своего рода прозорливость.

Когда я был мальчиком, моя мать повесила перед окном две просвечивающие картины для того, чтобы улица не отвлекала меня от уроков. Для меня не составляло трудности время от времени снимать эти картины. Но когда я клал их на стол, они были темные и неприглядные. Когда же я держал их против света, они светились пестрыми красками. Не является ли этот пример наглядной картиной и для нас! Так ведь и страдания становятся нам понятными, когда за ними сияет ясный свет.

Не зная этого света, мы смотрим на наше страдание как на темную непроницаемую тучу. Этим и объясняется, почему мы совершенно по-разному судим о возложенном на нас страдании. Одни под ударами судьбы падают духом, огорчаются и становятся апатичными, другие же — видят сквозь туман загадочного страдания сияющий свет, окрыляются надеждой и мужеством. Что для первых казалось проклятием, то для них становится благословением. Да, они могут хвалиться скорбями, как говорит Ап. Павел. Они переживают удивительное действие: от скорби рождается удивительная сила сносить скорби, от скорби рождается опытность и, наконец, живая надежда, оберегающая от посрамления.

Мы не можем смешивать эту надежду с иллюзией оптимиста, громко заявляющего: «Ничего, это пройдет и придут лучшие времена…»

Конечно, уверенность и надежда в страдании подобны оптимизму. Но те же самые люди, которые считают себя оптимистами, в решающих вопросах жизни оказываются безнадежными пессимистами, потому что они не верят в нравственные способности христианина и постоянно переживают разочарования.

Искренние последователи Христа мало ожидают от душевного человека в преодолении страдания. Они ожидают всего от своего Спасителя. Поэтому христианские подвиги веры часто проявляются в физически слабых людях. Об этом рассказывает нам Апостол Павел из своей личной жизни. Он говорит о страдании, которое он сравнивает с жалом в плоти. Была ли это физическая болезнь? Этого мы не знаем. Он говорит: «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня», ибо ему казалось, что его удручает и мучит ангел сатаны. «Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12, 7—9).

Многие люди испытали самые глубокие переживания близости Божьей в моменты великих трудностей. Конечно, и этими фактами наш вопрос еще не разрешен: откуда это? Одни в страданиях духовно умирают, другие же — оживают.

Тяжело раненый студент в Берлинском лазарете, о котором мы уже упоминали, написал больше об удивительных и загадочных ступеньках лестницы Апостола Павла. Секрет тайны Апостола Павла, благодаря которой он мог хвалиться скорбями, раскрыт в конце перечислений. Как мог Апостол Павел перевернуть все человеческие переживания, как-то: раздражительность, огорчение и т. д. и поставить вверх ногами? Он отвечает нам: «Ибо любовь Божья излилась Духом Святым в сердца наши!» В этом и заключается коренная перемена в жизни человека, когда она познается и воспринимается верой и потом осуществляется в жизни. В этом и крылась тайна вышеупомянутых лиц, которые хорошо знали, как в страданиях мы можем пасть духом и как мы жаждем светлой радости в жизни. У них не было каких-то своих тайных источников силы, благодаря которым они могли еще раз подняться и стать на ноги, Они также должны были пройти через испытания. Невзгоды мира сего их не миновали тоже. Все, что они имели, в противоположность всем унывающим, это — веру в любовь Божью!

Решающий момент

И Ап. Павел открыл любовь Божью не в каком-то ином источнике. Он открыл ее и не в сентиментальном созерцании цветущей фиалки или в рдеющем закате солнца. Он не открыл любовь Божью в истории народов или судьбах отдельных личностей. Отдельные светлые случаи в нашей жизни недостаточны, чтобы верить в любовь Божью, когда страдания, подобно осенней буре, врываются в нашу жизнь, ломая «кроны деревьев нашего счастья».

Меньше всего помогут нам увлечение философией и раздумья. Только одно принесло Апостолу Павлу и вообще каждому верующему христианину радостную и блаженную уверенность и мир в сердце — он познал Иисуса Христа. Апостол Павел открыл для себя, а затем и других, любовь Божью.

Поэтому совет Библии несомненно заслуживает особого внимания и доверия: «Станем взирать на Иисуса Христа!»

И если автор Послания к Евреям призывает нас: «Станем взирать на начальника и совершителя веры, Иисуса» (Евр. 12, 2), то этим он подчеркивает, как легко наш взор пленяют другие, посторонние вещи. Здесь нужно сознательное решение воли отвратить взор наш от себя, от мира сего и, повернувшись, взирать на Христа.

Существует святой путь, без которого мы никогда не испытаем настоящей помощи Христа. И поскольку мы боимся его, то лишаем себя помощи, могущей в корне изменить всю нашу жизнь. Мы стараемся достичь этого часто окольными и сомнительными путями. Таким способом мы обесцениваем исключительность Евангелия Христова. Из среды колеблющихся восстают противники Христа, громко и гордо заявляющие: «Мы тоже пробовали, но никакой помощи от Христа не получили!» Но кто научился в страданиях взирать на Христа, на Его Слово, на Его крест, тот убедился в истинности Благой Вести. Поэтому нет надобности искать других методов преодоления страдания. В конце концов, никакие другие утешения нам не помогут. Иисус Христос преобразует страдание, уныние, огорчение и отчаяние.

Конечно, и нам, христианам, известны такие моменты в жизни, когда нам кажется, что все наше положение пошатнулось. И мы часто взываем к нашему Богу «из глубины», но такие случаи не являются нормальным явлением в нашей жизни. Это случается при внезапном несчастье, заслоняющем наш взор, и когда мы забываем бодрствовать. Мы тоже можем предаться нашему горю. Но когда Иисус Христос снова появляется в поле нашего зрения, мы пробуждаемся из тьмы к свету.

Незнающему, что значит взирать на Христа, не известен и Бог, вопреки окружающим его чудесам Божьим. Библия не напрасно называет Иисуса Христа «Словом Божьим». Через Иисуса Христа открывается Бог. Кто не стремится познать что Христос хочет ему сказать и вообще познать Кто Он, тот никогда не поймет Бога. «Как может Бог говорить, если люди молчат?»

Двингер в своей книге «Но Бог молчит» влагает эти слова в уста немецкого крестьянина. Сам взор на Христа должен бы заставить нас заговорить с Богом, ибо Он — обращение Бога к нам. Наше отношение к Иисусу Христу определяет наше отношение к Богу. Если мы вступаем в диалог с Воскресшим, тогда и Библия приобретает в повышенной степени вес и убедительность. Нам становится понятным, почему Ап. Павел через ответ Господа: «Довольно для тебя благодати Моей», получил освобождение от неимоверного страдания. «Милость Твоя лучше жизни» — это свидетельство и исповедь верующих в Иисуса Христа во все времена.

Источник

Слово после Литургии на соборной площади Вологодского кремля

17 июня 2018 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершилБожественную литургию на соборной площади Вологодского кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом.

апостол павел терпение рождает смирение

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершили Божественную литургию в центре Вологды — замечательного северного города, у которого особенная история и, несомненно, замечательное будущее. Это будущее рождается уже сегодня, и есть много свидетельств того, как замечательно меняется Вологодская земля. Верим, что молитвами святых угодников, в земле Вологодской просиявших, и град Вологда, и вся Вологодская земля приобретут такой внутренний строй жизни и такую внешнюю красоту и благоустроенность, о которой только мечтали многие и многие поколения, нам предшествовавшие.

Сегодня мы празднуем память святых, которые прошли особым жизненным путем, и в связи с этим днем в Церкви предлагается чтение из Послания апостола Павла к Римлянам. В этом небольшом отрывке мы находим такие слова: «Скорбь порождает терпение, терпение — опытность (по-славянски «искусство»), опытность — надежду» (см. Рим. 5:3-4).

Вот замечательная последовательность ценностей, которые сменяют друг друга. У этих ценностей есть внутренняя взаимосвязь, и в этом смысле скорбь также приобретает положительную ценностную ориентацию и содержание, потому что скорбь рождает терпение.

В самом деле: если мы, проходя через скорбные обстоятельства жизни, не становимся терпеливыми, то эти обстоятельства могут нас раздавить, едва ли не уничтожить, сделать неполноценными духовно или физически. Поэтому, когда нас посещает скорбь, мы должны обязательно вооружиться терпением, потому что неизвестно, как долго эта скорбь будет продолжаться. Она может быть мимолетна, может быть результатом случайного стечения обстоятельств, а может быть результатом чьей-то злой воли, чьего-то злого замысла. Тогда уже не удастся быстро избавиться скорби, но что же делать? Ломать жизнь? Убиваться? Превращаться в инвалида духовного и даже физического, теряя здоровье? Нет, это неправильный ответ на скорбь, учит нас апостол Павел. Скорбь должна порождать терпение — великую добродетель, которая помогает человеку сохранить самого себя, свои духовные и физические силы, использовать опыт прохождения скорби, для того чтобы стать сильнее и мудрее. Вот почему терпение порождает опытность, или, по-славянски, искусство.

Опытность есть не что иное, как правильный вывод из тяжелых жизненных обстоятельств, через которые мы проходим с терпением. Возникает опыт преодоления трудностей. Ни один успешный человек, — если он стал успешным благодаря своим трудам, обучению, работе, если он стал успешным благодаря многим самоограничениям, которые на себя налагал, — ни один не миновал испытания терпением. А если чья-то карьера вдруг взметнулась на самый верх и стал человек выше и главнее всех, а скорбей не испытал, терпения и опытности не приобрел, то с таким человеком может произойти все что угодно. Он не в полной мере готов к несению той ответственности, которая на него возлагается.

Вот почему трудные обстоятельства жизни следует воспринимать как волю Божию, как некий урок, на котором мы оттачиваем свое терпение и обретаем опытность. А за опытностью, как говорит апостол Павел, следует надежда, а надежда не посрамляет (Рим. 5:5).

Мы сейчас говорим о стезях человеческих, о жизненном пути, на котором все это встречается. Нет ни одного человека, который не испытал бы скорби, трудности, болезни; но не каждый может сказать, что скорбь и терпение возвели его на более высокий уровень мысли и чувств. Однако несомненно, эта последовательность ценностей, включенная в человеческую жизнь, очень важна для духовного и нравственного совершенствования личности.

Но ведь это касается не только человека. Мы с вами стоим на замечательной площади в замечательном северном русском городе Вологде, который создавался как особое место, далекое от военных конфликтов и междоусобиц, куда русские цари даже считали возможным перевозить сокровищницу государства Российского, потому что это было место безопасное, мирное, спокойное, овеянное молитвами святых угодников. Но ведь и это мирное и спокойное место не миновали тяжелые страницы истории. Мы знаем, как в Смутное время польско-литовские захватчики пришли даже сюда и подожгли величественный Софийский собор. И этот собор, который сегодня поражает своей красотой и мощью, тоже скорбел, а вместе с ним скорбели все, кто жил в городе сем, скорбела страна. Поэтому нет ни человеческой судьбы, ни места на земле, которые бы не прошли через испытания скорбью. А если так, то нет более мудрого ответа на эти испытания, как замечательные слова апостола Павла: скорбь рождает терпение, терпение рождает опытность, опытность рождает надежду. И народ наш, прошедший через многие скорби, встречавший эти скорби с великим терпением, которое поражало иностранцев, посещавших страну нашу, сегодня вправе обретать то, что является результатом терпения, а именно опытность и надежду.

Сегодня время надежды для всей нашей страны, всего нашего народа. Это время расцвета наших городов, это время постепенного, но неуклонного развития всех сторон нашей жизни, но, что самое главное, — и все вы, мои дорогие, собравшиеся на этой площади, являетесь свидетелями того, что я скажу, — несомненного духовного возрождения нашего народа. А именно духовная сила определяет силу нации и ее благополучие.

Господь молитвами святых преподобных угодников, просиявших здесь, в Вологодской земле, да укрепит сей град, всю Вологодскую землю! Пусть святые, просиявшие в земле Русской, молятся за нас, дабы Господь укрепил на правильном пути все наше Отечество и наш народ, дабы скорбь и терпение, через которые мы многократно проходили в истории, сегодня реализовали бы сформированный в сознании и душах наших людей потенциал — великую надежду, которая не посрамляет. С праздником поздравляю всех вас!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *