апостол павел у ворот рая
Рай – это Церковь
В апостольском чтении 19-й Недели по Пятидесятнице апостол Павел рассказывает о том, как он был восхищен до третьего неба в рай и слышал «неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12:4).
Святые отцы, толкуя данное место, говорят, что в этом видении Бог показал Павлу, какой венец его ожидает по смерти. Райское видение было подарено апостолу как бы авансом, для укрепления на дальнейшие труды.
Мы знаем, что еще долгие годы после этого видения апостол Павел странствовал, проповедовал, терпел гонения, избиения, тюрьму, ссылку. Можно думать, что все это время воспоминание о рае, ему уготованном, согревало и укрепляло его душу. Он точно знал: еще немного, и он отправится туда – ко Христу, в нескончаемую райскую сладость. И, может быть, воспоминание о рае и дало ему силы претерпеть все до конца.
Апостол утверждает, что был вознесен на третье небо. Действительно, в иудейском предании есть представление о существовании трех небесных пространств: облачного, звездного и самого высшего, духовного, где находится престол Божий. Вообще все древние народы востока считали, что небо состоит из нескольких сфер, количество которых в разных источниках разное: 3, 7, или 10.
В раю Павел нечто такое слышал, что пересказать человеческим языком нельзя. Как же можно нечто услышать и понять, но не уметь пересказать?
Мы сможем ответить на этот вопрос, если вспомним, что речь идет о Царстве Любви. Бог есть Любовь, а в раю Бог будет все во всем. Так разве можно пересказать любовь?
Все мы влюблялись когда-то. Вспомним: неужели возможно адекватно передать в словах весь спектр чувств и эмоций, охватывающих человека в этот период? Самые тонкие грани человеческой культуры – поэзия и музыка – в большей части посвящены влюбленности и любви. И что же? И музыка, и поэзия мучаются невозможностью выражения этого состояния до конца. А ведь имеется в виду любовь между мужчиной и женщиной, душевная любовь. Что же сказать о любви духовной? Она так же невыразима, как невыразим Бог.
Но в раю-то был апостол Павел, а не мы. Можно спросить: что нам до этого? Какое отношение имеет к нам этот эпизод из жизни апостола?
Дело в том, что каждый из нас должен открыть в вере Христовой какой-то свой рай и расслышать неизреченные слова, лично нам адресованные. Необходимо хотя бы один раз сильно обрадоваться Христу, чтобы потом многие годы терпеть ради Него искушения и скорби, внутренние и внешние, которые неминуемо встанут перед нами. Ведь само покаяние, к которому постоянно призывает нас Церковь, есть, по определению Ефрема Сирина, плач грешника перед воротами рая. Но никто не сможет плакать о рае, ни разу не побывав там. И этот рай открыт для нас!
Наверное, у каждого церковного человека было когда-то в жизни свое личное открытие рая Божьего в Православии. То ли это было потрясение от богослужения, то ли запавшая в душу проповедь, то ли неземная красота иконного лика, то ли прочитанная книга или просмотренный фильм. Или, может быть, общение с благодатным человеком, или чудотворная пасхальная ночь, или еще что-нибудь, что явило нам неотмирную красоту христианской веры и Христовой Церкви. И мы поняли, что нет в мире ничего красивее и радостней этого. Эта красота стала определяющей ценностью нашей жизни, и мы твердо решили служить ей.
Хорошо, если так. А вот если этого не было, тогда берегись, христианин. Тогда слишком тонкими нитями привязался ты к Христу. Тебя держат в Церкви: или привычка, или обычай, или национальная самоидентификация. Или ты ходишь туда, что называется, «за компанию», или тебе просто очень нужно что-то выпросить у Господа. Все это – сомнительный мотив воцерковления. Если человек в Церкви не открыл через что-либо красоту Христа, вкус Царствия Божьего не узнал, то рано или поздно он начнет жить в Церкви чем-то другим: борьбой с кодами и масонским заговором, построением независимой национальной церкви, церковным бизнесом, паломничеством в экзотические страны, тусовками и проч.
Или же человек просто уйдет из Церкви. Как бывает: десять лет был в Церкви и ушел в раскол. Пятнадцать лет был в Церкви и оказался в секте. Двадцать лет был в Церкви – и вдруг он стоит на многолюдной площади, машет флагом и выкрикивает какие-то лозунги. Что случилось с человеком? Худшее, что может случиться: ничего. С ним ничего не случилось, он каким был, таким и остался. Он ни Христа не узнал, ни Царствия Его. Он думает, что он христианин, а на самом деле занят строительством очередной вавилонской башни, которая неминуемо упадет, а ее строители в конечном счете перестанут понимать друг друга.
Чтобы этого не произошло с нами, мы должны знать: рай Божий уже открыт для нас. Его только нужно увидеть и полюбить и дальше жить им, питаться им.
Он открыт нам в богослужении, в Таинствах. Он открыт нам на страницах Священного Писания. Открыт в церковном искусстве, в братском общении с другими христианами, в практическом исполнении заповедей Христовых. Он открыт в покаянии и искренней, слезной исповеди. Он открыт нам в Церкви! Но только его нужно узнать и полюбить.
Рай, показанный апостолу Павлу, есть точно такой же, какой и нас ожидает. Только, наверное, Павел там будет ближе к Богу, чем мы, ибо возлюбил Бога больше нас. Рай Божий просвечивает своими лучами тусклый туман наших будней, и эти лучи уже сегодня соединяют нас с их источником – Солнцем Правды, Христом Господом.
Пусть же откроют этот рай те, кто еще не открыл, чтобы стоять нам твердо в вере Христовой, не обращая внимания на бушующие житейские бури и шум строящихся и падающих вавилонских башен.
Став причастниками этого рая уже здесь, на земле, свяжем себя со Христом этими самыми прочными на земле нитями любви и тоской по сладости рая Христова – Царства, в полноте своей ожидающего нас после смерти, но приоткрытого для нас в Церкви уже в этой жизни.
Святые апостолы Петр и Павел
Прославляя святых апостолов Петра и Павла в один день, Церковь, кажется, хочет напомнить нам о разнообразии человеческих характеров и путей, ведущих к Богу. День памяти апостолов Петра и Павла — 12 июля.
Апостолы Петр и Павел: два непохожих пути к Иисусу
Обоих апостолов называют первоверховными, но и первенство у них совсем не одинаковое. Петр был одним из ближайших учеников Христа при Его земной жизни, а Павел вообще не имел никакого отношения к евангельским событиям. Он начал проповедовать намного позднее, и даже не был «официально утвержден» в роли одного из двенадцати апостолов. И все-таки мы можем сравнить в самых общих чертах две эти судьбы.
Святой Петр (Симон)
Апостолы Петр и Павел
Симон, позднее прозванный Петром, как и его брат Андрей, был простым галилейским рыбаком. Галилея была самой дальней от Иерусалима областью Палестины, там проживало немало язычников. Столичные жители относились к галилеянам свысока, как к провинциалам. Те даже говорили с заметным акцентом, по которому Петра однажды опознали во дворе первосвященника. А рыбак — самая простая и непритязательная профессия. Ловили рыбу на Галилейском озере в основном ночью, так что рыбак не всегда успевал выспаться, он пропах рыбным запахом, доходы у него были слишком непредсказуемы, все зависело от удачи. В общем, жизнь галилейских рыбаков была не слишком завидной, и, может быть, именно поэтому Симон и Андрей, едва заслышав приглашение странствующего Проповедника: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», сразу послушались Его, бросили даже сети, которые после каждой ловли полагалось чистить и чинить. И так стали первыми призванными апостолами.
Святой Павел (Савл)
Павел, или, точнее, Савл (как назывался он прежде обращения ко Христу), напротив, был из тогдашней элиты. Родился он в эллинистическом городе Тарсе, столице провинции Киликия, был из колена Вениаминова, как и царь Саул, в честь которого его назвали. Одновременно он по рождению был римским гражданином — редкая для провинциалов привилегия, дававшая ему множество особых прав (например, требовать суда лично у императора, чем он впоследствии и воспользовался, чтобы попасть в Рим за казенный счет). Paulus, то есть «малый», это ведь римское имя — вероятно, оно было у него с самого начала, но только после обращения в христианство он стал использовать его вместо прежнего имени Савл. Образование он получил в Иерусалиме, у авторитетнейшего богослова того времени Гамалиила. Савл принадлежал к числу фарисеев — ревнителей Закона, стремившихся в точности исполнить все его требования и все «предания старцев». Хотя Христос обличал фарисеев, но мы знаем несколько примеров, когда именно фарисеи становились Его преданными учениками, так что Савл-Павел был в этом не одинок.
Апостолы Пётр и Павел
А вот в характере у Симона и Савла было немало общего. Выучившись у Гамалиила, Павел не просто погрузился в толкование Моисеева Закона. Нет, ему надо было применять и даже насаждать этот Закон на практике — а самой подходящей областью применения ему показалась борьба с недавно возникшей «ересью», сторонники которой рассказывали о некоем воскресшем Иисусе и о том, что вера в Него куда важнее дел Закона! Такого Савл снести не мог. Когда за подобную проповедь побивали камнями диакона Стефана, он всего лишь сторожил одежду побивающих, но скоро ретивый юноша сам выступил в путь, чтобы покарать неверных в Дамаске. Именно на этом пути произойдет встреча, навсегда изменившая его жизнь.
А Симон, с самого начала бывший учеником Христа? Он такой же пламенный и нетерпеливый. Вот Христос приказывает ему, еще рыбаку, а не апостолу, заново закинуть сети после безуспешного ночного лова — и он повинуется, а когда сеть приносит необычайный улов, говорит Учителю: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5: 8). Настолько остро ощущал он свое недостоинство и свою нечистоту… Зато позднее, увидев Спасителя идущим по воде, он, наоборот, немедленно просит: «…Повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14: 28). Да, потом он усомнился и начал тонуть, но остальные-то апостолы даже попробовать не решились! Когда рядом с Симоном происходит чудо, он немедленно должен отреагировать на него, все для него свершается здесь и сейчас. И не случайно именно он без колебаний произносит свое вероисповедание, еще задолго до Воскресения Христова: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16: 16). А ведь даже Иоанн Креститель посылал ко Христу учеников с вопросом, Он ли то был на самом деле… Петр не сомневается, и в ответ на эти слова Христос и называет его камнем, на котором Он созиждет Свою Церковь. Арамейское и греческое слова для обозначения скалы, соответственно Кифа и Петр, становятся новыми именами Симона.
В жизни каждого из них был переломный момент, сделавший их тем, кем они стали. Савлу явился по дороге в Дамаск Воскресший Христос и спросил его: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9: 4). С этого момента в его жизни изменилось все — точнее, его собственной эта жизнь уже не была, она была посвящена проповеди Того, Кого он прежде гнал.
А для Петра таким моментом стало, наоборот, отречение. Накануне распятия он обещал Христу, что и под страхом смерти не оставит Его, но Христос ответил: «…В эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф. 26: 34). Может быть, если бы к нему тут же приступили палачи, он мужественно пошел бы на казнь, но впереди была долгая ночь, полная страхов и неизвестности… И Петр как-то незаметно отрекся от Христа, по-будничному, сам того не заметив — вплоть до самого петушиного крика. На собственном примере первый из апостолов увидел, как легко можно стать последним. И только после покаянных слез Петра прозвучали обращенные к нему слова Спасителя: «…Паси овец Моих» (Ин. 21: 17). Но прежде Он задал ему очень простой вопрос: «Любишь ли ты Меня?» Задал его трижды, так что Петр даже расстроился, но после ночи с петухом это было не лишним: трижды отрекшийся трижды исповедал свою любовь.
Об их проповеди рассказывает книга Деяний. С самого начала благовестие было обращено прежде всего «к погибшим овцам дома Израилева», и Петру потребовалось чудесное видение, чтобы убедиться: язычников Бог точно так же призывает к вере, как и иудеев. Тем не менее он в основном проповедовал своим собратьям по вере, да и трудно, пожалуй, было простому галилейскому рыбаку обращаться к иноязычной и иноверческой аудитории. Зато это хорошо получалось у образованного Павла, который и сказал: «…Мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» (Гал. 2: 7).
Вообще, различий между ними довольно много. Например, Петр еще до встречи со Христом был женат, а Павел решил всегда оставаться холостым, чтобы семейные дела не мешали его главному призванию. Впрочем, и о Петре сам Павел говорил, что жена была его спутницей (см. 1 Кор. 9: 5), значит, семейная жизнь не обязательно должна быть помехой миссионерству.
Сравнивать двух апостолов, которые впоследствии были названы первоверховными, можно долго и подробно, отмечая общее и особенное в жизни каждого из них. Но лучше всего дать слово им самим, чтобы они сказали нам, что это такое — быть первыми среди апостолов.
Петр: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петр. 5: 1-4).
Павел: «…Я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей, По ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп. 3: 5-8, 12).
Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Андрей Сергеевич ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, консультант Института перевода Библии, выпускник МГУ. |
У ворот рая. Притча
Умер бражник, то есть пьяница, и душа его должна была отправляться в ад. Но не захотелось ему в ад, и решил он попытаться попасть в рай. Подходит к райским вратам, а там — апостол Петр с ключами:
«Сюда нельзя!» Бражник отвечает ему: «Сам-то отрекался от Христа, предавал Его, а теперь вот райскими вратами распоряжаешься». Петр задумался, как быть. Позвал на помощь Давида-псалмопевца. Давид пришел и говорит: «Бражникам сюда нельзя».
Идет Ной. Бражник, увидев его, очень обрадовался, и говорит: «Вот, наш человек идет. Этот точно был бражником». Эта притча говорит не о том, как надо «там» отвечать, а о том, что любой грех может быть прощен Господом покаявшемуся.
Кто такой христианин? Это — человек, кающийся в своих грехах. В одном из Апостольских посланий перечисляются очень страшные грехи, и апостолы говорят, что они сами были такими же грешниками, как и все люди, но изменились. Вспомните, какой грех совершил Давид, — блуд, соединенный с убийством. Вспомните Марию Египетскую и ее грехи. Вспомните Моисея и его грех убийства. А апостол Павел, бывший прежде гонителем христиан? А апостол Петр, трижды отрекшийся от своего Господа? В раю можно увидеть многих бывших грешников: убийц, воров, разбойников, блудников, предателей и других.
Прокомментируйте!
Выскажите Ваше мнение:
Вакансии для учителей
Почему ключи от рая у Апостола Петра?
Апостол Петр – один из самых почитаемых святых в Русской православной церкви. На Руси практически сразу после крещения князем Владимиром появилась традиция отмечать праздник святого Петра и близкого соратника апостола Павла, чтобы помочь верующему понять его предназначение, закрыть пустоту, если она начинала образовываться в душе. Этот день всегда отмечался непосредственно накануне Апостольского поста.
Чем знаменит апостол Петр?
Святые Петр и Павел являются одними из самых известных апостолов и ревнителей христианской веры. При этом их характеры были полными противоположностями. Если один отличался ораторским мастерством, то второй был простым, но очень вдохновенным человеком.
В миру Петра звали Симоном. Имя, под которым он стал известен всем христианам, апостол получил от Иисуса Христа. В переводе с древнееврейского оно означает «камень». Петр был бесхитростным и искренним человеком, не имевшем выдающегося образования. При этом отличался горячим нравом и удивительным образным мышлением. Нередко он выступал с речами, которые заставляли людей подняться и следовать за ним.
Петр является непосредственным участником многих эпизодов, которые упоминаются в Священном Писании. Одним из первых чудес Христа стало исцеление тещи будущего апостола. Также он участвовал в ловле рыбы, когда, благодаря Иисусу, было огромное количество улова.
Позже Петр стал очевидцем Преображения Сына Господа, перед его арестом клялся, что никогда не отречется от своего учителя, однако нарушил слово спустя всего несколько часов, причем неоднократно. Он раскаялся в своем поступке, нашел мужество признаться в предательстве, собственной слабости перед обстоятельствами. Когда Петр покаялся, Господь утвердил его апостольское звание.
Его вместе с Павлом начали почитать после казни апостолов. Оба погибли мучениками, место их казни было признано священным. Церковь всегда прославляла духовную твердость Петра, сотворив вокруг него образ согрешившего, но искренне раскаявшегося верующего.
Вручение ключей от рая
В результате Господь принял решение вручить ключи от рая самому нестойкому и пылкому из своих учеников. В Писании отмечается, что ключи не получил никто из не согрешивших апостолов. Вместо этого они достались Петру, чтобы он сумел в будущем разглядеть в грешниках искреннее раскаяние, а после вспомнил собственное грехопадение.
Именно такой апостол действительно способен помочь человеку, который искренне раскаивается в своих греховных поступках, получить спасение.
Какова форма ключей апостола Петра?
О ключах от рая, которые Петр получил от Господа, упоминается во многих источниках, однако их форма, внешний вид нигде не описывается. Священнослужители отмечают, что в некоторых случаях апостола все-таки изображают на иконах с реальными ключами. Это не является каким-либо противоречием, так как соответствует рассказу евангелиста Матфея, в котором Иисус Христос, обращаясь к своим ученикам, интересовался у них, за кого люди его почитают. Именно Петр тогда отметил, что за Сына Божьего, в ответ на это Иисус назвал его блаженным, заявил, что создаст собственную церковь, которая сможет противостоять аду, а Петру вручит ключи от Царства Небесного.
Так как Сын Божий в данном рассказе упоминает о ключах, на иконах Петра изображают с двумя ключами. Однако важно понимать, что сама по себе форма ключей совершенно не важна. Большее значение имеет суть. Ведь, обещая передать ключи Петру, Иисус отмечал, что тот сможет простить грехи тем, кто раскается, или отказать им в этом, видя отсутствие в человеке искренности.
В данной интерпретации ключи от рая становятся символическим обозначением того, что сам Петр, все апостолы, а также их последователи, в том числе современные священники, получают власть от Бога отпускать людям грехи, освобождая их души от тяжести, которая мешает войти в Царство Божие. При этом апостол Павел изображается на иконах с мечом, так как именно он славился обличением неверовавших и язычников.
У Петра же совсем иная миссия: он должен рассмотреть в человеке его искреннюю сущность, простить грехи или отправить замаливать их дальше. В этом смысле его непосредственными последователями являются все без исключения священнослужители.
Апостол на воротах: почему Петр стал героем сказок?
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Об апостоле Петре много рассказывается в Евангелиях и Деяниях, но существует еще и другой апостол Петр — герой сказок и легенд, хранитель райских ворот. Почему именно апостол Петр покорил народное сердце?
Хранитель райских врат
Одна из сказок братьев Гримм рассказывает о бедном портном, который однажды постучал в ворота рая, у которых стоял апостол Петр. Портной попросил у святого пропуск в рай. Апостол Петр нехотя разрешил портняжке пройти в это прекрасное место, но предупредил, чтобы тот вел себя потише, иначе его выгонят из рая.
Но любопытный портной не смог сдержать своего обещания — он стал осматривать небесные обители и нашел прекрасное золотое кресло, рядом с которым стояла золотая скамеечка для ног.
Отсюда было видно всю землю, и портной заметил у озера маленькую старушку. Она стирала чужое белье и отложила себе пару хороших вещей. Портной решил наказать воровку и швырнул в нее золотую скамейку. Вскоре вернулся Господь и спросил, куда делась его скамейка. Апостол Петр указал на портняжку, и тот стал оправдываться перед Богом:
— Я увидел воровку и в гневе запустил в нее скамьей.
— Если бы я стал кидать в грешников скамейки от гнева, то в раю ни осталось бы ни одного предмета. Ты не имел права судить людей, поэтому апостол Петр выгонит тебя сейчас же из рая.
Портной навсегда был изгнан из рая за то, что осудил другого человека.
Апостол — герой сказок и анекдотов
Конечно, сказочный апостол Петр мало похож на того Петра, о котором рассказывают Евангелия и Деяния апостольские. В русских и немецких сказках Петр спускается с небес на землю, превращается в нищего, просит подаяния, наказывает скупых и награждает щедрых. Но главная работа сказочного апостола — стоять перед вратами Рая, пускать туда праведников и прогонять нераскаявшихся грешников.
Этот фольклорный образ жив даже в наши дни. Он присутствует в анекдотах, особенно если речь идет о бизнесменах-олигархах, стремящихся попасть на небеса за деньги. Такой апостол Петр может простить грешника, но он не терпит лжи, лукавства и самооправдания.
Такая глубочайшая степень проникновения евангельского святого в изустную народную культуру — прекрасный пример того, насколько Евангелие и церковная традиция глубоко укоренилась в нашем сознании, независимо от степени воцерковленности и отношения к вере. Однако возникает важный вопрос: почему именно Петр, чем именно этот святой апостол так покорил народные сердца?
Почему Симон стал Петром
В Новом Завете апостол Петр — человек, чьи переживания, метания, противоречивые поступки, страхи и слезы описаны максимально полно.
Петр действительно стал тем «камнем», на котором строилась народная вера, народное понимание Евангелия — книги о том, как Бог пострадал за грехи человеческие, как Он помогал людям и был доступен для своих учеников.
Вот это, наверное, самый главный урок апостола Петра: рядом со Христом он не боялся быть собой, не боялся говорить то, что думает, не боялся судить о происходящем с позиции житейской мудрости. Он ошибался в Евангелиях, он ошибался и в сказках (например, приглашал Христа пойти на ночлег в дом богатой вдовы, полагая, что их там вкуснее накормят, забывая о том, что богатые люди могут быть жадными, а бедняки — отдавать последнее), но всегда умел признавать свои ошибки, просить прощения и учиться на своих промахах. За это апостола Петра любили и любят во многих странах.
Любимый святой и живая вера
У каждой эпохи — свои любимые святые. Если бы сейчас в России сочиняли сказки и легенды, то главными героями в них могли бы стать преподобный Серафим Саровский, блаженная Матрона Московская или епископ-врач Лука (Войно-Ясенецкий). А в те времена, когда братья Гримм или Александр Афанасьев собирали и обрабатывали сказки и легенды, любимыми святыми были святитель Николай Чудотворец, преподобный Илия Муромский и апостол Петр — простой рыбак, человек горячий, но искренне раскаивающийся в своих грехах.
Со страниц Евангелия он вместе со Христом шагнул в повседневную жизнь богачей и бедняков, королей и крестьян.
И не надо бояться того, что «сказочный» апостол Петр не похож на «евангельского» Петра. Народная вера лишь выделила некоторые черты первоверховного апостола, полюбила их и сделала так, что этот святой стал своим в любом доме.
Пока в сердце народном остаются такие герои, наша вера жива.
Читайте также:
4 сказки про апостола Петра
На заставке: Гойя, Раскаявшийся святой Петр (1823-25 г.)