апостол павел в эфесе

Апостол Павел в Эфесе

апостол павел в эфесеапостол павел в эфесеапостол павел в эфесеапостол павел в эфесеапостол павел в эфесеапостол павел в эфесе

апостол павел в эфесе

Гюстав Доре. «Св. Павел в Эфесе»

Эфес – один из городов, в которых проповедовал апостол Павел. Рассказ о его миссионерском путешествии в это поселение на берегу Эгейского моря подробно изложен в Книге Деяний святых апостолов, написанной евангелистом Лукой. Два года, проведенные Павлом в Эфесе, не прошли даром для жителей этого города. Горячая проповедь вместе с многочисленными исцелениями и другими чудесами, совершенными апостолом, произвели в сердцах многих людей настоящий переворот. Горожане принимали веру во Христа, и даже чародеи, коих немало было в Эфесе, покаявшись, сжигали свои колдовские книги.

Как же он ошибался! Если верить летописям, языческое святилище Артемиды через два столетия было разграблено и разрушено во время нашествия готов на Эфес. Илистая почва, неоднократно спасавшая роскошное здание во время землетрясений, теперь поглотила развалины без остатка. Так, что спустя полтора тысячелетия люди уже сомневались – а был ли в Эфесе храм Артемиды? Поскольку никаких материальных свидетельств его существованияне осталось, у историков появилась версия, что и описание храма, которое оставили такие античные историки, как Геродот, Страбон, Плиний Старший, и рассказ апостола Луки – это только лишь легенда. Доказать правдивость библейских строк вызвался английский археолог Джон Вуд. В 1864 году он предпринял экспедицию в Эфес.

Комментарий эксперта:
В течение четырех лет все археологические исследования Джона Вуда оставались бесплодными. Когда энтузиаст уже сам стал склоняться к мысли, что все рассказы об эфесском святилище Артемиды – не более, чем миф, ему, наконец, удалось обнаружить остатки мощной крепостной стены и ворот. А на воротах археологи нашли надпись, что через них провозили серебряные и золотые статуэтки в храм Артемиды. Ученые установили, где находился так называемый Священный путь, который соединял Артемисион с городом.

Сам храм, как оказалось, был погребен под шестиметровой толщей песка. Сто тысяч кубометров грунта пришлось вручную перелопатить Джону Вуду и его сотрудникам, пока на свет не показались мраморные архитектурные детали. Эти находки, обнаруженные на десятом году экспедиции, стали первым доказательством, что эфесский храм Артемиды, воспетый античными писателями и упомянутый в книге Деяний святых апостолов, действительно существовал.

К сожалению, десять лет напряженных поисков подорвали здоровье Джона Вуда и он был вынужден вернуться в Англию. Однако, исследование развалин Артемисиона нельзя было считать законченным. По рассказам античных писателей, храм Артемиды был не только местом отправления культа, но и своеобразным банком. Поскольку его ограбление считалось святотатством, то горожане сдавали сюда на хранение свои сбережения и драгоценности. И хотя из древних хроник было известно, что Артемисион в третьем веке разграбили готы, археологи, воодушевленные открытием Джона Вуда не оставляли надежд найти образцы древних сокровищ.

И надежды оправдались! Через тридцать лет после первой экспедиции соотечественник Вуда Дэвид Хогарт нашел на руинах эфесского храма Артемиды нечто, что стало сенсацией не только в археологическом сообществе, но и среди библеистов.

Комментарий эксперта:
Дэвид Хогарт нашел под остатками алтаря Артемисиона большую коллекцию изображений языческой богини, выполненных из бронзы, золота, слоновой кости и серебра. Были здесь и серебряные фигурки храма – такие, которые, согласно библейскому рассказу, изготавливал тот самый ремесленник Димитрий, возмутивший народ против апостола Павла.

Кроме того, на стенах храма была обнаружена надпись: «Велика Артемида Эфесская!». Эти слова, по всей видимости, имевшие ритуальное значение, совпадают с теми, что выкрикивали горожане Эфеса в ответ на призывы Димитрия.

Книга Деяний, написанная апостолом Лукой, отличается обилием подробностей и деталей, в которых отразилась сама история. Время, зачастую, стирает эти приметы, заставляя людей сомневаться в достоверности рассказа евангелиста. А ученые-археологи, возвращая человечеству материальные свидетельства событий прошлых веков, развеивают эти сомнения. И обнаруженный храм Артемиды Эфесской стал очередным доказательством правдивости библейского повествования.

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Источник

Апостол Павел в Ефесе (19:1-20)

Апостол Павел в Ефесе

Из Антиохии в Ефес самая краткая и наименее трудная дорога была морем, но святой Апостол Павел предпочел более трудный сухопутный путь по гористым провинциям Малой Азии, так как хотел посетить основанные им там прежде церкви.

В то время, когда Аполлос уже был в Коринфе, Павел, пройдя Галатийскую страну и Фригию, прибыл в Ефес. Ефес — свободный город империи, построенный на берегах реки Кайстра между Милитом и Смирной, знаменитый своей торговлей, своим храмом Дианы и своей ревностью к культу «его великой богини», был митрополией проконсульской Азии. Жители Ефеса были пристрастны к удовольствиям и к магии, и трудно было найти в другом месте больше фанатизма и суеверия. Первое пребывание святого Павла в этом городе, при возвращении его из второго миссионерского путешествия было непродолжительно (18:19-21), но Апостол возвратился туда скоро и пребывал там два года и несколько месяцев, то есть более продолжительное время, чем в каком-нибудь другом месте. Основанная Апостолом Павлом в Ефесе церковь сделалась потом знаменитой христианской митрополией, дав целый ряд славных епископов, и там четыре столетия спустя происходил третий вселенский собор, низложивший Нестория.

Апостол Павел, занимаясь по прежнему своим ремеслом, мог присоединиться к своим сотрудникам из Коринфа, дом которых также сделался мало-помалу местом собрания верующих (1 Кор. 16:19 [92]). Здесь Апостол нашел учеников Иоанновых, вероятно, иудеев, недавно переселившихся в Ефес. Они держались вместе с христианами, и Павел, заметив в них неполноту ведения пути Господня, установил, что они крещены только крещением Иоанновым, то есть лишь подготовительным крещением покаяния, и крестил их крещением христианским, после чего возложил на них руки, и они исполнились благодатных даров Святого Духа: стали говорить иными языками и пророчествовать. Всех их было человек около двенадцати.

Первым местом проповеди Апостола Павла и тут, как и везде, была синагога, где он безбоязненно проповедовал три месяца. За это время явилось немало последователей Христовых в среде его слушателей, но, как и везде, нашлись такие люди, которые начали восставать против святого Апостола. Противление их постепенно все более увеличивалось и перешло в ожесточение, так что они начали изрыгать перед народом хулы и насмешки по поводу проповеди Павла. Это побудило Апостола и здесь разорвать с синагогой и иудеями. Вместе со своими новообращенными учениками он стал проповедовать не по субботам только, как в синагоге, а ежедневно в училище некоего Тиранна.

Так как имя это чисто греческое, то можно полагать, что это был зал для занятий языческого ритора, теперь обратившегося ко Христу, или место, известное под этим именем. Но так как евреи в рассеянии носили имена и латинские и греческие, то возможно, что этот Тиранн был иудейский учитель, который держал в своем доме частную синагогу, так называемый Бет-Мидраш, где учили преданиям и их толкованию. Надо полагать, что этот Тиранн сам был расположен к христианству, почему и предложил свое училище для Павла с учениками.

Там Павел проповедовал два года, а так как Ефес был таким крупным центром, куда постоянно стекались жители всей Малой Азии кто по делам торговли, а кто для поклонения Артемиде, или Диане Ефесской, то Дееписатель и говорит, конечно, гиперболически, что «все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе». В подкрепление проповеди Павла Бог творил руками Павла «немало чудес» (по-слав. «силы не просты» точнее «немалые»), то есть необыкновенные чудеса, из коих Дееписатель упоминает: 1) Об исцелении разных болезней от вещей, употреблявшихся Павлом, как, например — от платков и опоясаний, и 2) об изгнании бесов из бесноватых. Примечательно в данном случае именно то, что не сам Павел лично совершал эти чудеса, но другие возлагали вещи его, может быть, даже без его ведома на больных, и больные выздоравливали. Показательный пример того, что чудотворная сила Божия может действовать и через бездушные предметы, во что не хотят верить сектанты, будто бы основывающие свое учение на Слове Божием.

Дееписатель передает, что слава Павла сделалась столь великой, что ему начали подражать даже некоторые из скитающихся иудейских заклинателей, каковых в то время было много. Как на пример подобных людей, злоупотреблявших при своем неверии именем Господа Иисуса, Дееписатель указывает на семерых сынов иудейского первосвященника Скевы. Кто был этот Скева и в каком смысле называется он первосвященником, неизвестно: может быть, он был одним из начальников священнических чред, а сыновья его переселились из Иудеи, чтобы промышлять заклинательством. Но злой дух, бывший в бесноватом, жестоко посмеялся над заклинателями. Замечательно, что словами: «Иисуса знаю, и Павел мне известен» демон признает и исповедует силу и власть над собой Господа Иисуса Христа и Его Апостола. Выражением: «а вы кто?» он высказывает свое презрение к этим людям, злоупотребляющим именем Иисуса: в доказательство того, что он смеется над ними, не признавая их власти над собой, бес понудил несчастного бесноватого броситься на заклинателей и жестоко избить их. Молва об этом случае разнеслась по всему Ефесу, и на всех напал страх перед этой таинственной всемогущей силой имени Господа Иисуса Христа: люди превозносили это всемогущее Имя, которым производились такие чудеса, и многие, под впечатлением этого случая уверовали. В числе их были заклинатели, бросившие ради веры во Христа свое ремесло. Ефес был центром всякого рода магии и волшебства, развившихся под влиянием культа Артемиды-Дианы, и вот занимавшиеся чародейством, собрав свои книги, в которых были записаны способы производства разных чародеяний, формулы заклинаний, разные молитвы к богам и т. п., сожгли эти книги. Они сами вычислили, чего стоят эти сожженные ими книги, и оказалось, что стоимость их равнялась 50. 000 драхмам (греческая драхма равна 20 копейкам).

Великий успех проповеди в Ефесе побуждал Апостола Павла оставить этот город, чтобы избрать другое место для своей деятельности. И он «положил в духе, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, сказав: побывав там, я должен видеть и Рим». Здесь впервые встречается известие о намерениях Павла посетить столицу всесветной тогда монархии. Позже Господь уже определенно указал ему на Рим, как на место его проповеди (23:11), и он действительно прибыл туда, проповедовал там и принял там при вторичной поездке мученическую кончину.

Как видно из речи Апостола в 24:17, путешествие в Иерусалим через Македонию и Ахаию он собирался предпринять для того, чтобы собрать там милостыню для церквей палестинских. Предварительно он послал туда своих сотрудников Тимофея и Ераста, сам же пока остался в Асии для окончательного завершения своей благовестнической деятельности. Но последующие обстоятельства заставили его скорее покинуть Ефес и вообще Асию.

Читайте также

XXXIX Третье миссионерское путешествие ап. Павла. Пребывание в Ефесе. Послания к галатам и коринфянам. Мятеж в Ефесе

XXXIX Третье миссионерское путешествие ап. Павла. Пребывание в Ефесе. Послания к галатам и коринфянам. Мятеж в Ефесе Но такой неутомимый деятель, каким был ап. Павел, не мог долго наслаждаться покоем. Его манил простор широкой деятельности, хотя бы и сопряженной с

Святой апостол Павел

Святой апостол Павел Апостол Павел носил еврейское имя Савл, после обращения ко Христу стал называться Павлом. Он был родом из Тарса, главного города Киликии (Деян.9.11;21.39) и пользовался правами Римского гражданина (Деян.22.28–29); происходил из колена Вениаминова, по

ЧАСТЬ ВТОРАЯ АПОСТОЛ ПАВЕЛ

ЧАСТЬ ВТОРАЯ АПОСТОЛ ПАВЕЛ

47. Обращение. Павел апостол

47. Обращение. Павел апостол В Гал. 1, 15-16 Павел сам пишет о решающем событии своей жизни:15 Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил 16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам.Кроме этого, в Деян. имеется еще

Глава XIX. Павел в Ефесе, крещение учеников Иоанновых (1-7). Отделение христиан от иудеев (8-10). Чудеса Павла и их влияние (11-20). Планы Павла относительно дальнейшего путешествия (21-22). Мятеж в Ефесе против христиан (23-40)

Павел — апостол язычников

Павел — апостол язычников 14 Братья мои, я убежден в том, что вы полны добра, исполнены знаний и можете учить друг друга. 15 Тем не менее, в этом письме я смело напоминаю вам о некоторых вещах, потому что Бог по Своей благодати поручил мне 16 быть служителем Христа Иисуса для

Апостол Павел. Христианам Эфеса

Апостол Павел. Христианам Эфеса 1 1 От Павла, по воле Божьей апостола Христа Иисуса — святому народу Божьему в Эфесе, хранящему верность Христу Иисусу.2 Милость вам и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа!3 Да будет благословен Бог, Отец Господа нашего Иисуса

Апостол Павел. Христианам Колосс

Апостол Павел. Христианам Колосс 1 1 От Павла, по воле Божьей апостола Христа Иисуса, и от брата Тимофея 2 — святому народу Божьему в Колоссах, верным братьям во Христе.Милость и мир вам от Бога, нашего Отца!3 В своих молитвах за вас мы всегда благодарим Бога, Отца Господа

Апостол Павел. Титу

Апостол Павел. Титу 1 1–4 От Павла, служителя Бога и апостола Иисуса Христа — Титу, истинному моему сыну по общей вере.Я был послан привести избранных Богом к вере и постижению истины и к подлинному богопочитанию, и дать им надежду на вечную жизнь. Ее обещал никогда не

Апостол Павел. Филемону

Апостол Павел. Филемону 1 От Павла, узника Христа Иисуса, и от брата Тимофея — дорогому нашему сотруднику Филемону, 2 а также сестре Апфии, нашему соратнику Архиппу и церкви, что собирается у тебя дома.3 Милость вам и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа!4 Я всегда

Апостол Павел. Евреям

Апостол Павел. Евреям 1 1 Многократно и многообразно говоривший некогда с нашими отцами через пророков, 2 Бог в эти последние дни говорил с нами через Сына. Ему Он отдал в наследие весь мир, через Него сотворил вселенную. 3 Сын есть сияние Божьей славы и отпечаток самой Его

Св. апостол Павел в Афинах. (XVII, 16-34)

Св. апостол Павел в Афинах. (XVII, 16-34) Никанора, Архиеп. Херсонского. Совершая одно, именно четвертое по счету, из своих апостольских путешествий, великий апостол языков должен был посетить и Афины. Афины, некогда метрополия, по нашему, столица самой славной из республик

Апостол Павел в Афинах

Апостол Павел в Афинах А. Л-н. Великий апостол народов с того момента, как божественный луч христианства озарил его душу, прошел уже многие страны со знаменем креста. Во второе великое путешествие он перенес свою деятельность даже в Европу и, пройдя многие греческие

Апостол Павел

Апостол Павел Павел родился в городе Тарсе, расположенном в Малой Азии, и, так же как Петр, от рождения носил другое имя – Савл. В юности он подавал большие надежды, получил прекрасное образование, но был воспитан в языческих традициях. Кроме прочего, аристократ Савл имел

Апостол Павел в Коринфе (18:1-17)

Апостол Павел в Коринфе (18:1-17) Оставив Афины, Павел пришел в Коринф. Этот, известнейший в древности по своей обширной торговле, богатый город лежал на перешейке между Эгейским и Ионийским морем, имел две гавани на восточной и западной стороне и был в то время столицей

Источник

апостол павел в эфесеfilaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Беседа с греческим историком о городе Эфесе

апостол павел в эфесе

Эфес, это современная территория Турции, как давно жили люди в этой местности?

—Достоверно известно, что на территории Эфеса поселения уже были за 6.000 лет до Рождества Христова. Имеются вещи из глины найденные за 1500 лет до Рождества Христова.

А известно ли происхождение города Эфес?

—Эфес возник за 1000 лет до Рождества Христова, в 3 км. стороне от позднего города. Городу положил начало Афинский принц Андроклос, который покинул Афины после смерти своего отца Короля Афин Кадроса. До Рождества Христова город много раз разрушался и за 650 лет и за 560 до Р.Х., но его восстанавливали. Городом владели и греки и персы.

апостол павел в эфесе

Правда ли, что в строительстве Эфеса принимал участие полководец Александр Македонский?

Вы сказали, что старый город был в 3 км. другого места. А что послужило причиной переноса города?

—Эпидемия малярии от которой стали умирать люди.Там была река, она зарасла илом, образовалось болото и пошла эпидемия малярии. Люди отошли от болота на 3 км. В 292 году до Р.Х. был заложен новый город, а тот по приказу правителя был затоплен водами канализации.

апостол павел в эфесе

Но перед Рождеством Христовым город перешёл в руки римлян.

апостол павел в эфесе

Говорят некоторые историки, что в Эфесе на время Рождества Христова жило 225.000 человек!

—Я думаю, это нереальная оценка. В древности не было такой плотности населения в городах, как сегодня и за стенами города тоже не селились. Из-за горных хребтов и береговой линии на эту площадь не реально разместить столько много людей. я верил более малым цифрам как от 138.000 до 172.500 жителях и то, современные рассчёты по площади говорят, что и столько жителей не могло жить в Эфесе. Мы можем говорить о 33.600 жителях или максимум до 56.000 жителей. Но даже в этом случае в Малой Азии город Эфес занимал по населению третье место и был крупнейшим городом мира.

Чем славился город?

апостол павел в эфесе

апостол павел в эфесе

А теперь представьте театр на 25.000 зрителей! Строился для актёров. Позже проводить стали гладиаторские бои. Причём в городе было два театра, первый меньше, но зато под крышей.

В городе были самые передовые акведуки.

Однако сейчас от города мы видим только развалины, что с ним стало?

—В 263 году уже нашей эры на город напали готы. они осквернили храм Артемиды, разрушали святыню и с этого стал потухать блеск этого города.

Былую славу города постарался вернуть св. князь Константин. Тогда ещё не было Константинополя и Эфесу возможно была уготована судьба главного города Византии. Строились новые бани, поднимались мостовые из мрамора. Но потом строится Константинополь и Эфес уже в его тени.

А в 614 году город частично разрушает землетрясение.

апостол павел в эфесе

Но главное, водная гавань, река, пересыхает, зарастает илом и отходит от стен города. Эфес теряет свой доступ к Эгейскому морю. Сегодня гавань отступила от этих мест на 5 км. Торговля стала слабеть, люди стали покидать город, селиться в других местах. Для переселения и строительства новых домов стали разбираться храмы и старые дома, камни вывозиться. Античные скульптуры перетерались в известь, порошок и штукатурку для строительства. Так сами жильцы планомерно разрушали свой некогда великий город.

Ускорилось разрушение города двумы походами арабов. В 1090 году Эфес захватывают турки и вот уже при них ни какой славы города нет, город превратился в маленькую деревню.

С 1097 до 1308 Эфес опять принадлежал грекам, но они его уже не смогли восстановить. В 1308 году на Эфес напали латинские крестоносцы. Они думали найдут шумный богатый город с 7.000 летней историей, а увидели разграбленную деревушку с которой и взять нечего. Их удивлению не было предела!

апостол павел в эфесе

24 октября 1304 года Эфес сдался туркам. Был договор, что турки не тронут святыни города, но увы. Турки разрушили храм Иоанна Богослова, греков депортировали из города, тех кто город отказался покинуть их убили. И турки стали пытаться предать былому городу славу. Строили бани и мечети. Но потом новые войны, нашествия Тамерлана и с 15 века город вообще перестаёт существовать.

—В самом деле, Эфес можно называть одним из мировых центров христианства. Сегодня для туристов, Эфес, это самый большой античный город мира. Здесь самый богатый в мире Античный материал и экспанаты из Эфеса наполняют многие музеи античности во всём мире и более всего в Вене.

Но в Эфес и сегодня на весь день везут христианских паломников.

апостол павел в эфесе

В Эфесе жил апостол Иоанн Богослов. Есть предположение, что именно в Эфесе он написал своё Евангелие. Когда в ссылке на острове Патмос Иоанн богослов писал Откровение (Апакалипсис), то включил в текст город Эфес как один из семи главных городов. Это показатель того, что во Эфесе была очень сильная христианская община. В Эфесе в первом веке была очень сильна христианская Церковь.В 6 веке на месте погребения Иоанна богослова был построен большой собор, в 14 веке его разрушили турки, но его руины стоят и сейчас являясь святыней всех христиан.

апостол павел в эфесе

Считается возможным, что и Богородица свои последние годы жизни провела во Эфесе и такая версия встречается аж с 4 века. В 19 веке католики даже в Эфесе нашли домик Богородицы, который уже посетили три римские папы. Верить или нет, это дело каждого, но православная икона в том католическом домике тоже есть.

апостол павел в эфесе

Именно в Эфесе состоялся Третий Вселенский Собор. Сюда в 431 году съезжались все главы Христианских Церквей всего мира. Место и камни того храма паломникам показывают и сегодня.

В Эфесе жила и умерла Мария Магдалина. Ещё в 6 веке паломниуи приезжали в Эфес на её могилу, которая сейчас уже потерялась и следа от неё ни кто не находит.

Ну и наконец в Эфесе показывают пещеру семи святых мучеников отроков Эфесских, которых почитают как все христиане, так и мусульмане.

апостол павел в эфесе

На сколько архиологией изучен город Эфес, вернее его руины?

—Археолгические раскопки Эфеса начаты в 1863 году англичанами. С тех пор интерес ко Эфесу только возрастает и работы по его изучению ещё хватит на много поколений.

Источник

Ефес — один из городов, в котором проповедовал апостол Павел. Эфес – один из городов, в которых проповедовал апостол Павел. Рассказ о его миссионерском путешествии в это поселение на берегу Эгейского моря подробно изложен в Книге Деяний святых апостолов, написанной евангелистом Лукой.

Два года, проведенные Павлом в Эфесе, не прошли даром для жителей этого города. Горячая проповедь вместе с многочисленными исцелениями и другими чудесами, совершенными апостолом, произвели в сердцах многих людей настоящий переворот. Горожане принимали веру во Христа, и даже чародеи, коих немало было в Эфесе, покаявшись, сжигали свои колдовские книги.

Некто Димитрий, мастер серебряных дел, призвал своих коллег помешать проповеди Павла, поскольку христианские убеждения ставили под угрозу благосостояние мастеровых, промышлявших изготовлением предметов культа языческой богини Артемиды. Подстрекаемая Дмитрием, толпа начала кричать: «Велика Артемида Эфесская!»

апостол павел в эфесе

Поскольку никаких материальных свидетельств его существования не осталось, у историков появилась версия, что и описание храма, которое оставили такие античные историки, как Геродот, Страбон, Плиний Старший, и рассказ апостола Луки – это только лишь легенда. Доказать правдивость библейских строк вызвался английский археолог Джон Вуд. В 1864 году он предпринял экспедицию в Эфес.

Удалось обнаружить остатки мощной крепостной стены и ворот. А на воротах археологи нашли надпись, что через них провозили серебряные и золотые статуэтки в храм Артемиды. Ученые установили, где находился так называемый Священный путь, который соединял Артемисион с городом.

Сам храм, как оказалось, был погребен под шестиметровой толщей песка. Сто тысяч кубометров грунта пришлось вручную перелопатить Джону Вуду и его сотрудникам, пока на свет не показались мраморные архитектурные детали. Эти находки, обнаруженные на десятом году экспедиции, стали первым доказательством, что эфесский храм Артемиды, воспетый античными писателями и упомянутый в книге Деяний святых апостолов, действительно существовал.

Через тридцать лет после первой экспедиции соотечественник Вуда Дэвид Хогарт нашел на руинах эфесского храма Артемиды нечто, что стало сенсацией не только в археологическом сообществе, но и среди библеистов.

Дэвид Хогарт нашел под остатками алтаря Артемисиона большую коллекцию изображений языческой богини, выполненных из бронзы, золота, слоновой кости и серебра. Были здесь и серебряные фигурки храма – такие, которые, согласно библейскому рассказу, изготавливал тот самый ремесленник Димитрий, возмутивший народ против апостола Павла.

Кроме того, на стенах храма была обнаружена надпись: «Велика Артемида Эфесская!». Эти слова, по всей видимости, имевшие ритуальное значение, совпадают с теми, что выкрикивали горожане Эфеса в ответ на призывы Димитрия.

Книга Деяний, написанная апостолом Лукой, отличается обилием подробностей и деталей, в которых отразилась сама история. Время, зачастую, стирает эти приметы, заставляя людей сомневаться в достоверности рассказа евангелиста. А ученые-археологи, возвращая человечеству материальные свидетельства событий прошлых веков, развеивают эти сомнения. И обнаруженный храм Артемиды Эфесской стал очередным доказательством правдивости библейского повествования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *