апостол павел высказывания о любви
«Любовь долготерпит» — апостол Павел о любви
Узнайте все самое интересное и полезное о христианском понимании любви, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
Понимание любви
Что такое любовь по Библии? Самым показательным примером любви является всеобъемлющая любовь Бога к человеку вне зависимости от национальности, статуса, поведения, взаимности. Насколько жертвенной является любовь, можно судить по тому, что Господь Своего Сына отдал для искупления грехов всего человечества. Насколько любовь Бога всепрощающая, говорит Евангелие, описывая раскаяние разбойника, распятого на кресте рядом со Спасителем. Какой должна быть любовь человеческая, говорит уже апостол Павел, давая знаменитое определение «Любовь долготерпит…».
Значение любви в христианстве
В Библии о любви сказано много раз, но главным призывом Бога к человеку были две главнейшие Заповеди, на которых строится, как на фундаменте, вся жизнь человека:
– Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим (Мф. 22:37)
– Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:39)
Любовь – высокое нравственное чувство, к которому каждый христианин должен стремиться. Без нее вся жизнь лишается смысла. Истинное христианство заключается не только в молитвах и хождении в храм, не в вежливости и подаянии милостыни, но прежде всего в любви проявляющейся в делах. И как бы современный человек не стремился упростить это понятие и придать ему вульгарные оттенки, истина останется незыблемой.
«Главнейшая обязанность человека — любить Бога и потом своего ближнего: каждого человека и более всего — своего врага. Если мы возлюбим Бога так, как нужно, то мы сохраним и все другие Его заповеди. Но мы не любим ни Бога, ни своих ближних. Кто же сегодня интересуется другим человеком? Все интересуются только самими собою, но не другими, а за это мы дадим ответ. Бог, Который весь есть Любовь, не простит нам этого равнодушия по отношению к ближним» (преподобный Паисий Святогорец).
“Не говори мне о любви вульгарной и низкой, которая скорее болезнь, нежели любовь, но разумей любовь, которой требует Павел, которая имеет целью пользу любимых, и ты увидишь, что такие люди нежнее в любви самих отцов… Тот, кто питает к другому любовь, согласится лучше потерпеть тысячи бедствий, нежели видеть, чтобы любимый им потерпел вред” (святитель Иоанн Златоуст).
Определение любви апостола Павла
Наиболее выразительное и емкое определение любви в Библии было дано апостолом Павлом в его Первом послании к Коринфянам:
“Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна́ю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше” (Глава 13).
В этой главе перечислены основные свойства подлинной любви. Любви не только между мужчиной и женщиной, а каждого отдельного человека к другим людям вне зависимости от вероисповедания и национальности, положения в обществе.
Толкование слов апостола Павла
Любовь долготерпит
Это свойство относится к обидам, оскорблениям, наносимых человеку, как словами, так и поступками ближних. Человек любящий умеет ждать, когда близкий поймет и осознает, что причинял боль. При этом продолжает любить, как будто это раскаяние уже наступило — это и означает «любовь долготерпит».
Любовь милосердствует
Это значит сострадает, сочувствует, старается помочь любимому человеку, не судит и не осуждает. Примером такой любви к ближнему является великая княгиня Елизавета Федоровна Романова. Она всю свою жизнь после смерти мужа посвятила делам милосердия и помощи ближним, не ожидая благодарности.
Любовь не завидует
В наполненном любовью человеке не может вместиться никакие завистливые чувства. Наоборот, всем самым лучшим хочется одарить близкого и дорогого человека.
Любовь не превозносится
Напротив — возвышает любимого, зачастую забывая о себе. В любви нет соперничества, кто лучше, умнее, кто больше любит и так далее. Напротив присутствует радость за любимого человека, когда он добивается большего или становится лучше.
Любовь не гордится
Способность жертвовать противопоставляется чувству самодовольства и возвышению себя над близкими.
Любовь не бесчинствует
Любви свойственно проявление вежливости, учтивости, нежности. Агрессия, упреки по отношению к ближнему у любящего человека невозможны.
Любовь не ищет своего
Любовь не ищет выгоды, не посягает на права и свободу ближнего. Человек готов принести жертву ради любимого, ущемляя себя и уступая.
Любовь не раздражается
Ничто не может причинить такой вред в семейной жизни, ожесточить, разрушить отношения, как раздражение. Хотя в современном мире раздражительность оправдывают напряженной и слишком динамичной жизнью. Но именно это качество в человеке наиболее губительно для взаимоотношений.
Любовь не мыслит зла
Любовь может желать только добра, а также всегда оправдывает близкого, совершившего какой-либо проступок. Она дает понимание, что плохие поступки чаще всего совершаются ненамеренно.
Любовь не радуется неправде
Человек любящий никогда не будет радоваться, если ближний обманет, оступится и упадет. Любовь требует близости и доверия.
Любовь все покрывает
Человек любящий покрывает недостатки и пороки любимого. Но при этом не оправдывает и не скрывает, а с пониманием принимает действия, слова и поступки такими, какие они есть.
Любовь всему верит
Как маленький ребенок безоговорочно принимает слова родителей, так и любящий человек доверяет, но при этом понимает, что любой человек может оступиться и обмануть. Любые человеческие отношения строятся на доверии.
Любовь все надеется, все переносит
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Что значит – на все надеется? Не отчаивается, надеется на все блага для любимого; но, если он и зол будет, она продолжает исправлять, промышлять прилежно. Если и не сбудутся надежды на блага эти, но и еще тяжелее он будет, и это терпит» (Беседа 33 на Первое послание к коринфянам).
Любовь никогда не перестает
Любовь вечна как в этом мире, так и в Царстве Небесном. В этом и заключается главное отличие современного понятия о любви с истинным. Разлюбить попросту невозможно. А если чувства, называемые “любовью” прошли, то настоящей, искренней любви и не было.
Любовь в Библии и в современном языке — одним словом о разном
С каким понятием современный человек отождествляет слово “любовь”? В большинстве случаев любовью называют специфические отношения между мужчиной и женщиной. Они сопряжены с взаимной привязанностью, страстью в отношениях, с некоторыми обязательствами по отношению друг к другу (верностью, взаимностью, часто со свободой).
В нашем овеществленном мире свойствам “любви” придают все больший материальный окрас. Любовь представляют как героические поступки, завоевание “предмета обожания” любыми способами, дорогие подарки, о которых вещают из медиа пространства. Все хотят, чтобы их любили, но при этом забывают, что любить – это прежде всего отдавать. Это никак не вяжется с принципом «любовь долготерпит».
“Христианская брачная любовь есть не только радость, но и подвиг, и не имеет ничего общего с той «свободной любовью», которая по распространенному легкомысленному взгляду, должна заменить будто бы устаревший институт брака. В любви мы не только получаем другого, но и всецело отдаем себя, и без полной смерти личного эгоизма не может быть и воскресения для новой вышеличной жизни… Христианство признает только любовь, готовую на неограниченные жертвы, только любовь, готовую положить душу за брата, за друга (Ин. 15, 13; 1 Ин. 3, 16 и др.), ибо только через такую любовь отдельный человек возвышается до таинственной жизни Святой Троицы и Церкви” (С.В.Троицкий. Христианская философия брака).
Примеры настоящей любви
Образцом настоящей христианской любви являются святые Петр и Феврония. Надменные бояре невзлюбили простую девушку Февронию, ставшую княгиней, и потребовали от князя Петра, чтобы он оставил свою любимую супругу. Тогда Петр отказался от власти, богатства и вместе с Феврониею покинул Муром. В этом поступке проявляется жертвенность, присущая истинной любви. В преклонных годах Петр и Феврония приняли иноческий постриг и поселились в разных монастырях. Они молили Бога, чтобы умереть в один день и быть похороненными в одном гробу. В наши дни святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония считаются покровителями брака. Их память совершается 8 июля, в день их кончины.
Также истинным христианским примером, показавшим своей жизнь, что значит «любовь долготерпит», считаются царь Николай II и царица Александра. Свою любовь они пронесли через многие испытания, тяжелые времена угасания православной веры в царском окружении, болезнь наследника, клевету, зависть, предательства со стороны самых близких людей. Но всю жизнь они шли рука об руку, поддерживая друг друга, жертвуя собой ради любимых, укрепляя в вере. Тем самым они продолжают показывать нам, современным людям, как нужно любить — несмотря ни на что.
Глава 13
Имеют ли какое значение духовные дарования без любви? (1–3). Высокое существо любви (4–7). Вечное неизменное существование любви, и только ее одной (8–13)
Ап. указывает основание того, почему указанные дары должны окончить свое существование. Пророчество могло раскрывать только отдельные черты картины будущего, равно как и обладавшие даром знания могли понимать только отдельные стороны истории домостроительства нашего спасения. А между тем для того чтобы понимать хорошо какой-нибудь отдельный пункт, необходимо с ясностью представлять себе целое: только полное познание есть истинное познание, а этого полного познания в настоящей жизни человек добиться не может. – О даре языков. Здесь Ап. не говорит: прекращение его, как предполагающего состояние экстатическое, для него не может быть и предметом вопроса. Кто действительно постоянно находится в Боге, живет в Боге – так будут жить все верующие в царстве славы, а некоторые живут уже и теперь, – тот не нуждается в этом особом средстве, какое представляет собою экстаз, для того чтобы по временам приходить в общение с Богом.
Прекращение дарований не влечет за собою оскудения духа церковного. Напротив, Церковь достигнет тогда совершенства во всем. Будущее знание будет отличаться от «дара знания» и широтою своею и легкостью приобретения, потому что мы будем видеть все как бы из центрального пункта, откуда все, весь предмет виден вполне ясно.
Объясняя употребленное им в 11-м ст. сравнение, Ап. говорит, что в настоящей жизни мы постигаем божественное только в его отражении, как лицо свое видим в зеркале. Но у нас зеркала хорошо отражают лицо, а в древности они не давали ясного отражения, потому что делались из металла ( «сквозь тусклое стекло» – перевод неправильный. Выражение: δι εσόπτρου значит: посредством зеркала, в зеркале). – «Гадательно» ( εν αινίγματι ) т. е. в темных, неясных очертаниях, которые дают только приблизительное представление о вещах. Это определение относится ближе всего к дару пророчества. Дух Божий вызывал в душе пророка такие образы и картины, в каких выражалась божественная мысль. Чтобы понять эти образы, пророку приходилось устремлять на них всю силу своего внимания (ср. 1Петр. 1 и сл.). Такое объяснение подтверждается сходством употребленного Апостолом выражения с выражением кн. Чисел о Моисее, которому Бог давал видеть Себя явно ( έν ειδει ), а не в неясном очертании ( не в гадании – δι αινιγμάτων – Чис. XII:6–8 ).
Речь Ап. в 13-й гл. часто переходит в гимн в честь христианской любви и получает ритмический характер, но это гимн совершенно оригинальный, не имеющий ничего общего с произведениями священной еврейской и языческой письменности. Ср. проф. Муретова. «Новозаветная песнь любви сравнительно с «Пиром» Платона и «Песнью Песней» Соломона» («Богосл. Вестник» 1903 г.)
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Апостол Павел: истинная любовь не мыслит зла
Не секрет, что мысли во многом определяют нашу жизнь. Как, по слову апостола Павла, любить и не мыслить зла, то есть не помнить всего плохого своим супругам? Вдумчивый ответ на этот духовный вопрос поможет спасти многие семейные союзы.
Продолжая тему главных постулатов учения о любви в посланиях апостола Павла, передача «Слово» (Санкт-Петербург) православного телеканала «Союз» снова пригласила в студию протоиерея Владимира Хулапа. Отец Владимир – доктор богословия, проректор по учебной работе Санкт-Петербургской Духовной Академии.
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.
И если я раздам все имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( 1 Кор.13:1–8 ).
– В наших прошлых передачах мы разобрали 12 качеств любви, о которых говорит апостол Павел: любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится… И все они, как оказалось, очень актуальны для семейной жизни.
Отец Владимир, сегодня мы продолжим разбирать 13 главу Первого послания христианам Коринфа апостола Павла. В ней сказано, что любовь не мыслит зла. О чём идёт речь?
– Если традиционно взглянуть на греческий текст Послания, то используемый здесь глагол «мыслить» взят из бухгалтерской сферы.
То есть он буквально означает «скрупулёзно записывать и фиксировать» какие-то отрицательные моменты.
Действительно, если мы посмотрим на семейную жизнь и на жизнь вообще, то поймём: то, как человек смотрит на окружающий мир, многое решает. Тем самым, вся его жизнь определяется его мыслями.
Классический пример, когда пчела на летнем поле видит цветы, источник для мёда, для нектара, а муха видит на том же самом поле нечистоты. И это серьёзный призыв к тому, чтобы задуматься о роли мысли в жизни человека, и мысли, в том числе, и в наших семьях, и в наших христианских браках.
Христианство говорит о том, что и грех, и добродетели начинаются в мысли. Любая мысль, которая приходит на ум человеку, может быть источником искушения.
Если он с ней заигрывает, если эта мысль негативная, отрицательная, и если начинается уже некое сочетание, как говорят святые отцы, с этой мыслью, то человек уже начинает вступать в какой-то внутренний диалог. Затем этот диалог нередко набирает обороты, и затем уже вот эта мысль переходит в некое конкретное дело, то есть уже в дело греха.
И то же самое можно сказать о мысли положительной.
Когда приходят какие-то негативные помышления, мы можем их убрать или заместить, предложив на их место что-то другое, что-то хорошее, позитивное. Этот же святоотеческий аскетический рецепт вполне применим и к браку.
Потому что очень часто супруги, может быть, даже не осознавая этого, ведут счёт только каким-то негативным моментам. Прошёл день, или неделя, или месяц, и супруг или супруга запоминает, в голове откладывает только что-то плохое: ты опять сделал что-то не так, ты опять поступил не таким образом, как мне хотелось бы, ты не выполнил обещания, и так далее.
И тем самым создаётся совершенно ложный, односторонний образ человека, образ негативный. И поэтому, когда начинаются какие-то супружеские конфликты, обвиняющие друг друга диалоги, супруги нередко используют слова: ты всегда делаешь так, ты всегда так поступаешь, ты неисправим, и так далее.
И сам человек оказывается в некой ловушке, поскольку такие обидные вещи, неприятные вещи вдвойне или втройне неприятнее услышать от самого близкого человека, от того, с кем я живу всю жизнь, или хотел, по крайней мере, прожить всю жизнь, с тем, кому я отдаю все свои силы и энергию.
И особо чувствительными в этом отношении, мне кажется, оказываются дети. Когда ребёнку с младых ногтей говорят, что ты неряха, ты опять не правильно сделал домашнее задание, – у человека возникает такое ощущение, что его помещают в рамки.
Он как некое такое подопытное животное, которое помещают в клетку, и эту клетку мы сами создаём для самых близких себе людей. И потом удивляемся тому, почему эти люди живут по тем схемам, которые мы им вольно или невольно дали в качестве возможного сценария их существования.
Слова апостола Павла, если их применить по отношению к христианскому браку, призывают нас к радостному, позитивному видению своего брака. К тому, чтобы видеть в своём супруге, в своих детях самые лучшие качества. Но это не означает, что мы должны закрывать глаза на какие-то проблемы.
Это не означает полное попустительство, некое безответственное отношение к нашим близким.
Когда мы вступали в брак, когда мы с этим человеком решали вместе идти по жизни, мы же видели в нем какие-то замечательные прекрасные качества, и поэтому важно попытаться увидеть эти качества сейчас. Увидеть своего супруга теми глазами, какими я видел его или её 10–15-20 лет назад, когда мы начинали вот это совместное шествие по жизни.
У кого-то есть семейная близорукость, у кого-то – семейная дальнозоркость, и это требует коррекции. И если мы подберём правильные очки, то сможем хорошо видеть.
Если очками, через которые мы смотрим на наших ближних, будет Евангелие, будет Христос, то, действительно, мы за недостатками всегда сможем увидеть глубинное ядро человека, который никоим образом не менее ценен не только для меня, но и для Бога.
И тогда действительно, если мы говорим о том, что в ближнем мы встречаем Христа, то, пожалуйста, у нас в каждом браке есть возможность стать вот этой малой церковью, ведь христианство так и называет христианскую семью, – встречаться со Христом, встречаться с Богом через моих ближних, ежедневном служении им.
– Далее мы читаем, что любовь не радуется неправде, а сорадуется истине. О какой истине здесь сказано?
– Мне кажется, применяя эти слова апостола Павла к семейной жизни, прежде всего речь идёт о правде.
Настоящая крепкая искренняя семья должна строиться на правдивых отношениях, и здесь не должно быть обмана, не должно быть фальши, не должно быть лжи в самых даже небольших изначальных проявлениях.
В Евангелии мы читаем о том, что верный в малом верен в большом, и наоборот. Соответственно, если есть вот это правда, если есть вот это доверие и верность в каких-то элементарных повседневных вещах между супругами, то можно говорить о том, что эта правда, эта истина будет распространяться на все стороны вот этого счастливого брака.
Ведь, действительно, нередко какие-то тяжёлые и неизлечимые диагнозы семейной жизни, приводящие к разводу, измены или какие-то зависимости супруга или обоих супругов в браке вызваны небольшой ложью на элементарном начальном уровне.
Муж сказал жене, что нужно задержаться на работе, у меня там дела. А на самом деле он занимается чем-то другим – в лучшем случае с друзьями, а в худшем случае занимается чем-то, что его брак разрушает.
Доверия у жены нет, начинается ревность – и начинается вот этот круг взаимного недоверия, взаимной неправды, взаимной лжи, взаимных укоров и так далее.
И поэтому каждый супруг должен здесь начать с самого себя: быть правдивым, быть честным, быть искренним с самым близким для него человеком. И действительно, у этого человека есть право на эту правду и на эту искренность.
Если человек согласился со мной жить всю жизнь, если он согласился разделить со мной все самые разные стороны и этапы своего человеческого бытия, то есть он отдаёт мне время, он отдаёт мне всю свою жизнь, то этот человек имеет право на то, чтобы я был правдив с ним.
И вот этой лжи, конечно, в браке быть не должно. А если мы говорим о браке христианском, то истина для христиан – это Христос, истина для христиан – это Евангелие. И поэтому вот эта радость об истине – это радость не просто о том, что супруги мирно живут, или они хорошо проводят вместе время, или у них есть квартира, дача, дети ходят в хорошую школу.
Вот этот греческий глагол радоваться – «хайре» – мы встречаем в Евангелии очень часто и в заповедях блаженства, и в других местах, и мы видим, что нередко апостол Павел пишет христианам: радуйтесь, находясь в темнице, находясь в тюрьме. Эта радость совершенно другого качества, она не зависит от каких-то внешних условий.
Нередко мы считаем, что радость, счастье достигаются только тогда, когда мы достигаем осуществления выполнения неких своих желаний и некоего своего видения того, как должна выглядеть наша семья, наша квартира, наша работа, наша зарплата. Но эта радость быстро появляется и точно так же быстро уходит.
Достаточно посмотреть, как радуемся мы иногда, подобно ребёнку, новой игрушке, новому гаджету, новой вещи, но проходит несколько дней или недель, и мы уже о ней забываем, хотим чего-то нового. И поэтому вот эта погоня за земной радостью, вот такой приземлённой радостью, никогда не закончится.
Речь идёт о том, что радость настоящая достигается только тогда, когда супруги стремятся к истине. К истине, к совместной правде, к правде с Богом, к правде в отношениях друг с другом.
И если такая истина в их браке существует, или, по крайней мере, они стремятся её реализовать, то такой брак может достичь истинного счастья, которое никоим образом не зависит от внешних обстоятельств.
В таком браке, как бы тяжело ни было супругам, какие бы испытания Господь им ни посылал, они радуются. Они радуются в скорбях, они радуются в испытаниях, поскольку они нашли истину, поскольку каждый из них разделяет эту истину, и это истина не просто человеческая, но она является Богооткровенной.
А эта истина и есть то, что является неким внутренним камертоном нашего человеческого существования. Если наша душа, моя душа и душа нашей семьи настроены по вот этому камертону Божественной истины, наступает настоящая радость и настоящее семейное счастье.