апостол русский перевод и комментарии архимандрита ианнуария ивлиева
Неподвижные праздники
Церковное новолетие и годовщина Вели́́кого освящения (обновления) верхнего храма Феодоровского собора (2013 г.)
Прокимен, глас 3: Вéлий Госпóдь наш и вéлия крéпость Егó, / и рáзума Егó несть числá.
Стих: Хвалите Гóспода, яко благ псалóм, Бóгови нáшему да усладится хвалéние.
Прокимен, глас 4: Дóму Твоемý подобáет святыня, Гóсподи, в долготý дний.
К Тимофею послáния святаго апóстола Пáвла чтение
Чáдо Тимофе́́й! Прéжде всего прошу́ совершáть молитвы, прошéния, молéния, благодарéния за всех человéков, за царéй и за всех начáльствующих, дáбы проводить нам жизнь тихую и безмятéжную во всяком благочéстии и чистотé, ибо это хорошó и угóдно Спасителю нáшему Бóгу, Котóрый хóчет, чтóбы все люди спаслись и достигли познáния истины. Ибо един Бог, един и посрéдник между Бóгом и человéками, человéк Христóс Иисýс, предáвший Себя для искуплéния всех, Ему честь и держáва вéчная! Аминь. ( 1Тим. 2, 1–6; 6, 16 )
Ко евреем послáния святаго апóстола Пáвла чтение
Брáтия! Учáстники в небéсном звáнии, уразумéйте Послáнника и Первосвящéнника исповéдания нáшего, Иисýса Христá, Котóрый вéрен Постáвившему Егó, как и Моисéй во всём дóме Егó. Ибо Он достóин тем бóльшей слáвы пред Моисéем, чем бóльшую честь имéет в сравнéнии с дóмом тот, кто устрóил егó, ибо всякий дом устрояется кéм-либо; а устрóивший всё есть Бог.
Аллилуиа. 1. Тебе подобáет песнь, Бóже, в Сиóне, и Тебé воздáстся молитва во Иерусалиме.
2. Благословиши венéц лéта блáгости Твоея, Гóсподи.
3. Основáния егó на горáх святых.
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Прокимен, глас 3, песнь Богорóдицы: Величит душá Моя Гóспода, / и возрáдовася дух Мой о Бóзе Спáсе Моéм.
Стих: Яко призрé на смирéние Рабы Своея, се бо, отныне ублажáт Мя вси рóди.
К филипписием послáния святаго апóстола Пáвла чтение
Брáтия! В вас должны быть те же чу́вствования, какие и во Христé Иисýсе: Он, бýдучи óбразом Бóжиим, не почитáл хищéнием быть рáвным Бóгу; но уничижил Себя Самогó, приняв óбраз рабá, сдéлавшись подóбным человéкам и по виду став как человéк; смирил Себя, быв послу́шным дáже до смéрти, и смéрти крéстной.
Посемý и Бог превознёс Егó и дал Ему имя выше всякого имени, дáбы пред именем Иисýса преклонилось всякое колéно небéсных, земных и преиспóдних, и всякий язык исповéдал, что Госпóдь Иисýс Христóс в слáву Бóга Отцá. ( Флп 2:5–11 )
Перевод архимандрита Ианнуария Брáтия! Пусть вáши помышлéния бýдут такими, какие и подобáет имéть тем, кто во Христé Иисýсе.
Он, живя жи́́знью Бóга, не мыслил, как о добыче, быть рáвным Бóгу. Но всё, чем владéл, óтдал Он, жизнь рабá приняв, став подóбен людям. И óблик принявший человéка, Он себя смирил, став послу́шным до смéрти – дáже до смéрти крéстной.
Потомý и Бог Егó выше всех возвысил и даровáл Ему Имя выше всякого имени, чтóбы пред Именем Иисýса преклонилось всякое колéно небéсных и земных и преиспóдних, и всякий язык исповéдал: Иисýс Христóс – Госпóдь! – во слáву Бóга Отцá.
1. Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твоé.
2. Лицý Твоемý помóлятся богáтии людстии.
Суббота пред Воздвижением
Прокимен, глас 3: Пóйте Бóгу нáшему, пóйте, / пóйте Царéви нáшему, пóйте.
Стих: Вси язы́цы восплещите рукáми, воскликните Бóгу глáсом рáдования.
К кориняфном послáния святаго апóстола Пáвла чтение
Брáтия! Мýдрость мы проповéдуем между совершéнными, но мýдрость не вéка сегó и не властéй вéка сегó преходящих, но проповéдуем премýдрость Бóжию, тáйную, сокровéнную, котóрую предназнáчил Бог прéжде векóв к слáве нáшей, котóрой никтó из властéй вéка сегó не познáл; ибо éсли бы познáли, то не распяли бы Гóспода слáвы. Но, как написано: «Не видел тогó глаз, не слышало у́хо, и не приходило то на сéрдце человéку, что приготóвил Бог любящим Егó». ( 1Кор 2:6–9 )
1. Милости Твоя, Гóсподи, во век воспою, в род и род возвещý истину Твою усты моими.
2. Занé рекл еси: в век милость созиждется, на небесéх уготóвится истина Твоя.
Источник: Апостол: апостольские чтения во все дни года согласно Православному церковному календарю в русском переводе. Прокимны и аллилуарии на церковнославянском языке / пер. архим. Ианнуарий. — СПб. : Собор Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых (Феодоровский собор), 2017. — 338 с.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Неделя 8-я по Пятидесятнице
К коринфяном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Умоляю вас именем Гóспода нáшего Иисýса Христá, чтóбы все вы говорили однó, и нé было между вáми разделéний, но чтóбы вы соединены были в однóм ду́хе и в одних мыслях.
Ибо от домáшних Хлóиных сдéлалось мне извéстным о вас, брáтия мои, что между вáми есть спóры. Я разумéю то, что у вас говорят: «я Пáвлов»; «я Аполлóсов»; «я Кифин»; «а я Христóв». Рáзве разделился Христóс? Рáзве Пáвел распялся за вас? Или во имя Пáвла вы крестились? Благодарю Бóга, что я никогó из вас не крестил, кроме Криспа и Гáия, дáбы не сказáл кто, что я крестил в моё имя. Крестил я тáкже Стефáнов дом; а крестил ли ещё когó, не знáю. Ибо Христóс послáл меня не крестить, а благовествовáть, не в премýдрости слóва, чтóбы не упразднить крестá Христóва.
Ибо слóво о крестé для погибáющих юрóдство есть, а для нас, спасáемых, – сила Бóжия. ( 1Кор 1:10–18 )
Перевод архимандрита Ианнуария Брáтия! Умоляю вас именем Гóспода нáшего Иисýса Христá быть в соглáсии друг с дру́гом, чтóбы нé было у вас разделéний, но чтóбы вы испрáвились и верну́лись к единству дýха и пóмыслов. Ведь от домáшних Хлóи я узнáл о нéких спóрах между вáми, брáтья мои. Я имéю в виду́, что кáждый из вас говорит своё: «Я – Пáвлов», «я – Aполлóсов», «я – Кифин», «я – Христóв». Как? Неужéли Христóс разделился? Неужéли за вас был рáспят Пáвел?
Или вы крестились во имя Пáвла? Благодарю Бóга, что я кроме Криспа и Гáия никогó из вас не крестил, так что никтó из вас не мóжет сказáть, что я крестил вас во имя самогó себя. Впрóчем, я крестил ещё семéйство Стефáна, но не пóмню, чтóбы ещё когó-то крестил. Ибо не крестить послáл меня Христóс, но возвещáть Евáнгелие, – не в премýдрости слóва, чтóбы не лишить смысла Крест Христóв. Ибо слóво о Крестé для погибáющих – безу́мие, но для нас, спасáемых, сила Бóжия.
Понедельник 9-й седмицы по Пятидесятнице
К коринфяном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Éсли бы мы судили сáми себя, то нé были бы судимы. Бýдучи же судимы, накáзываемся от Гóспода, чтóбы не быть осуждёнными с миром.
Посемý, брáтия мои, собирáясь на вéчерю, друг дрýга ждите. А éсли кто гóлоден, пусть ест дóма, чтóбы собирáться вам не на осуждéние. Прóчее устрóю, когдá придý.
Не хочý остáвить вас, брáтия, в невéдении и о дарах духóвных. Знáете, что когдá вы были язычниками, то ходили к безглáсным идолам, так, как бы вéли вас. Потомý скáзываю вам, что никтó, говорящий Дýхом Бóжиим, не произнесёт анáфемы на Иисýса, и никто не мóжет назвáть Иисýса Гóсподом, как тóлько Дýхом Святым.
Дары различны, но Дух один и тот же; и служéния различны, а Госпóдь один и тот же; и дéйствия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех. ( 1Кор 11:31–12:6 )
Вторник 9-й седмицы по Пятидесятнице
К коринфяном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Как тéло однó, но имéет мнóгие члéны, и все члéны одногó тела, хотя их и мнóго, составляют однó тéло, – так и Христóс.
Ибо все мы одним Дýхом крестились в однó тéло, иудéи или э́ллины, рабы или свобóдные, и все напоены одним Дýхом. Тéло же не из одногó члéна, но из мнóгих.
Éсли ногá скажет: я не принадлежу́ к телу, потомý что я не рукá, то неужéли она потомý не принадлежит к тéлу? И éсли у́хо скáжет: я не принадлежу́ к тéлу, потомý что я не глаз, то неужéли онó потомý не принадлежит к тéлу? Éсли всё тéло глаз, то где слух? Éсли всё слух, то где обоняние? Но Бог расположил члéны, кáждый в состáве тéла, как Ему было угóдно. А éсли бы все были один члéн, то где было бы тéло? Но тепéрь члéнов мнóго, а тéло однó.
Не мóжет глаз сказáть рукé: «ты мне не нáдобна»; или тáкже головá ногáм: «вы мне не нужны». Напрóтив, члéны тела, котóрые кáжутся слабéйшими, горáздо нужнéе, и котóрые нам кáжутся мéнее благорóдными в тéле, о тех бóлее прилагáем попечéния; и неблагообрáзные нáши бóлее благовидно покрывáются, а благообрáзные нáши не имéют в том нужды. Но Бог соразмéрил тéло, внушив о мéнее совершéнном бóльшее попечéние, дáбы нé было разделéния в тéле, а все члéны одинáково забóтились друг о дру́ге. Посемý, страдáет ли один члéн, страдáют с ним все члéны; слáвится ли один члéн, с ним рáдуются все члéны. ( 1Кор 12:12–26 )
Среда 9-й седмицы по Пятидесятнице
К коринфяном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Любóвь долготéрпит, милосéрдствует, любóвь не завидует, любóвь не превознóсится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своегó, не раздражáется, не мыслит зла, не рáдуется непрáвде, а сорáдуется истине; всё покрывáет, всему́ вéрит, всегó надéется, всё перенóсит. Любóвь никогдá не перестаёт, хотя и прорóчества прекратятся, и языки умóлкнут, и знáние упразднится.
Ибо мы отчáсти знáем, и отчáсти прорóчествуем; когдá же настáнет совершéнное, тогдá то, что отчáсти, прекратит́ся. Когдá я был младéнцем, то по-младéнчески говорил, по-младéнчески мыслил, по-младéнчески рассуждáл; а как стал му́жем, то остáвил младéнческое. Тепéрь мы видим как бы сквозь ту́склое стеклó, гадáтельно, тогдá же лицóм к лицу́; тепéрь знáю я отчáсти, а тогдá познáю, подóбно как я пóзнан.
А тепéрь пребывáют сии три: вéра, надéжда, любóвь; но любóвь из них бóльше.
Достигáйте любви; ревну́йте о дарáх духóвных, осóбенно же о том, чтóбы прорóчествовать. Ибо кто говорит на незнакóмом языкé, тот говорит не людям, а Бóгу; потомý что никтó не понимáет егó, он тáйны говорит дýхом; а кто прорóчествует, тот говорит людям в назидáние, увещáние и утешéние.
Кто говорит на незнакóмом языкé, тот назидáет себя; а кто прорóчествует, тот назидáет цéрковь. Желáю, чтóбы вы все говорили языкáми; но лýчше, чтóбы вы прорóчествовали; ибо прорóчествующий превосхóднее тогó, кто говорит языкáми, рáзве он притóм бýдет и изъяснять, чтóбы цéрковь получила назидáние. ( 1Кор 13:4–14:5 )
Четверг 9-й седмицы по Пятидесятнице
К коринфяном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Éсли я придý к вам и стáну говорить на незнакóмых языкáх, то каку́ю принесу́ вам пользу, когдá не изъяснюсь вам или откровéнием, или познáнием, или прорóчеством, или учéнием?
И безду́шные вéщи, издающие звук, свирéль или гу́сли, éсли не произвóдят раздéльных тонóв, как распознáть то, что игрáют на свирéли или на гу́слях? И éсли трубá бýдет издавáть неопредёленный звук, кто стáнет готóвиться к сражéнию? Так éсли и вы языкóм произнóсите невразумительные словá, то как узнáют, чтó вы говорите? Вы бýдете говорить на вéтер.
Скóлько, напримéр, различных слов в мире, и ни одногó из них нет без значéния. Но éсли я не разумéю значéния слов, то я для говорящего чужестрáнец, и говорящий для меня чужестрáнец.
Так и вы, ревну́я о дарáх духóвных, старáйтесь обогатиться ими к назидáнию цéркви. А потомý, говорящий на незнакóмом языкé, молись о дáре истолковáния.
Ибо когдá я молюсь на незнакóмом языкé, то хотя дух мой и мóлится, но ум мой остаётся без плодá. Что же дéлать? Стáну молиться дýхом, стáну молиться и умóм; бу́ду петь дýхом, бу́ду петь и умóм.
Ибо éсли ты бу́дешь благословлять дýхом, то стоящий на мéсте простолюдина как скáжет: «аминь» при твоём благодарéнии? Ибо он не понимáет, что ты говоришь. Ты хорошó благодаришь, но другóй не назидáется.
Благодарю Бóга моегó: я бóлее всех вас говорю языкáми; но в цéркви хочý лýчше пять слов сказáть умóм моим, чтóбы и других настáвить, нéжели тьму слов на незнакóмом языкé. ( 1Кор 14:6–19 )
Пятница 9-й седмицы по Пятидесятнице
К коринфяном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Когдá вы схóдитесь, и у кáждого из вас есть псалóм, есть поучéние, есть язык, есть откровéние, есть истолковáние, – всё сие да бýдет к назидáнию. Éсли кто говорит на незнакóмом языкé, говорите двóе, или мнóго трóе, и то пóрознь, а один изъясняй. Éсли же не бýдет истолковáтеля, то молчи в цéркви, а говори себé и Бóгу. И прорóки пусть говорят двóе или трóе, а прóчие пусть рассуждáют. Éсли же другóму из сидящих бýдет откровéние, то пéрвый молчи. Ибо все один за другим мóжете прорóчествовать, чтóбы всем поучáться и всем получáть утешéние. И ду́хи прорóческие послу́шны прорóкам, потомý что Бог не есть Бог неустрóйства, но мира. Так бывáет во всех церквáх у святых.
Жёны вáши в церквáх да молчáт, ибо не позвóлено им говорить, а быть в подчинéнии, как и закóн говорит. Éсли же они хотят чему́ научиться, пусть спрáшивают о том дóма у мужéй своих; ибо неприлично женé говорить в цéркви.
Рáзве от вас вышло Слóво Бóжие? Или до вас одних достигло? Éсли кто почитáет себя прорóком или духóвным, тот да разумéет, что я пишу́ вам, ибо это зáповеди Госпóдни. А кто не разумéет, пусть не разумéет.
Итак, брáтия, ревну́йте о том, чтóбы прорóчествовать, но не запрещáйте говорить и языкáми; тóлько всё должнó быть благопристóйно и чинно. ( 1Кор 14:26–40 )
Суббота 9-й седмицы по Пятидесятнице
К римляном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Кто различáет дни, для Гóспода различáет; и кто не различáет дней, для Гóспода не различáет. Кто ест, для Гóспода ест, ибо благодарит Бóга; и кто не ест, для Гóспода не ест, и благодарит Бóга.
Ибо никтó из нас не живёт для себя, и никто не умирáет для себя; а живём ли – для Гóспода живём; умирáем ли – для Гóспода умирáем: и потомý, живём ли или умирáем, – всегдá Госпóдни. Ибо Христóс для тогó и ýмер, и воскрéс, и ожил, чтóбы владычествовать и над мёртвыми и над живыми. ( Рим 14:6–9 )
Источник: Апостол: апостольские чтения во все дни года согласно Православному церковному календарю в русском переводе. Прокимны и аллилуарии на церковнославянском языке / пер. архим. Ианнуарий. — СПб. : Собор Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых (Феодоровский собор), 2017. — 338 с.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Неделя Антипасхи, о Фоме
Прокимен, глас 3: Вéлий Госпóдь наш и вéлия крéпость Его, / и рáзума Его несть числá.
Стих: Хвалите Гóспода, яко благ псалóм, Бóгови нáшему да усладится хвалéние.
Деяний святых апóстол чтение
В те дни рукáми апóстолов совершáлись в нарóде мнóгие знáмения и чудесá; и все единодýшно пребывáли в притвóре Соломóновом. Из посторóнних же никтó не смел пристáть к ним, а нарóд прославлял их.
Вéрующих же бóлее и бóлее присоединялось к Гóсподу, мнóжество мужчин и жéнщин, так что выносили больных на ýлицы и полагáли на постéлях и кровáтях, дабы хотя тень проходящего Петрá осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим мнóгие из окрéстных городóв, неся больных и нечистыми дýхами одержимых, котóрые и исцелялись все.
Первосвящéнник же и с ним все, принадлежáвшие к éреси саддукéйской, испóлнились зáвисти, и наложили рýки свои на апóстолов, и заключили их в нарóдную темницу. Но áнгел Господень нóчью отворил двéри темницы и, выведя их, сказáл: «Идите и, став в хрáме, говорите нарóду все сии словá жизни». ( Деян 5:12–20 )
Перевод архимандрита Ианнуария В те дни мнóго знáмений и чудéс творили в нарóде своими рукáми апóстолы. И все они дрýжно собирáлись в Соломóновой галерéе. Никтó из посторóнних присоединиться к ним не решáлся, хотя нарóд говорил о них с большим уважéнием.
И к Гóсподу прибавлялось все бóльше и бóльше вéрующих, мнóжество как мужчин, так и жéнщин, – а больных даже выносили на у́лицы, клáли их на цинóвки и носилки, чтобы, когда придёт Пётр, на нéкоторых из них упáла хотя бы его тень. Приходило также мнóжество людéй из городóв вокру́г Иерусалима, приносили больных и приводили одержимых нечистыми дýхами, и все они получáли исцелéние.
Тогдá взволновáлся первосвящéнник. Он и все его приближённые, принадлежáвшие к пáртии саддукéев, испóлнились рéвности, наложили на апóстолов ру́ки и отпрáвили их в общéственную темницу. Но среди нóчи áнгел Госпóдень, отворив двéри тюрьмы и выведя их, сказáл им: «Ступáйте, стáньте в хрáме и возвещáйте нарóду все Словá э́той Жизни!»
1. Приидите, возрáдуемся Гóсподеви, воскликнем Богу, Спасителю нашему.
2. Яко Бог веéлий Госпóдь и Царь вéлий по всей земли.
Понедельник 2-й седмицы по Пасхе
Прокимен и аллилуарий недели Антипасхи
Деяний святых апóстол чтение
В те дни сказáл Пётр народу:
«Покáйтесь и обратитесь, чтобы заглáдились грехи ваши, да придýт временá отрáды от лицá Гóспода, и да пошлёт Он предназнáченного вам Иисýса Христá, Которого нéбо должнó было принять до времён совершéния всегó, что говорил Бог устáми всех святых Своих прорóков от вéка. Моисéй сказал отцáм: “Госпóдь Бог ваш воздвигнет вам из брáтьев ваших Прорóка, как меня, слу́шайтесь Его во всём, что Он ни бу́дет говорить вам; и будет, что всякая душá, котóрая не послýшает Прорóка тогó, истребится из нарóда’.
И все прорóки, от Самуила и пóсле негó, скóлько их ни говорили, тáкже предвозвестили дни сии. Вы сыны прорóков и завéта, котóрый завещáл Бог отцáм вáшим, говоря Авраáму: ‘И в сéмени твоём благословятся все племенá земные’. Бог, воскресив Сына Своего Иисýса, к вам пéрвым послáл Его благословить вас, отвращáя кáждого от злых дел ваших». ( Деян 3:19–26 )
Вторник 2-й седмицы по Пасхе
Прокимен и аллилуарий недели Антипасхи
Деяний святых апóстол чтение
В те дни, когда апóстолы говорили к нарóду, к ним приступили свящéнники и начáльники стрáжи при хрáме и саддукеéи, досáдуя на то, что они у́чат нарóд и проповéдуют в Иису́се воскресéние из мёртвых; и наложили на них ру́ки и óтдали их под стрáжу до утрá; ибо ужé был вéчер.
Мнóгие же из слýшавших слóво увéровали; и было числó таковых людéй óколо пяти тысяч. На другóй день собрались в Иерусалим начáльники их и старéйшины, и книжники, и Анна первосвящéнник, и Каиáфа, и Иоáнн, и Алексáндр, и прóчие из рóда первосвящéннического; и, постáвив их посреди, спрáшивали: «Какóю силою или каким именем вы сдéлали э́то?»
Тогдá Пётр, испóлнившись Ду́ха Святóго, сказáл им: «Начáльники нарóда и старéйшины Изрáильские! Если от нас сегóдня трéбуют отвéта в благодеянии человéку нéмощному, как он исцелён, то да бу́дет извéстно всем вам и всему́ нарóду Изрáильскому, что именем Иису́са Христá Назорéя, Котóрого вы распяли, Котóрого Бог воскресил из мёртвых, Им постáвлен Он перед вáми здрав». ( Деян 4:1–10 )
Среда 2-й седмицы по Пасхе
Прокимен и аллилуарий недели Антипасхи
Деяний святых апóстол чтение
В те дни иудéи, видя смéлость Петрá и Иоáнна и примéтив, что они люди некнижные и простые, удивлялись, между тем узнавáли их, что они были с Иису́сом; видя же исцелённого человéка, стоящего с ними, ничегó не могли сказáть вопреки.
И, приказáв им выйти вон из синедриóна, рассуждáли между собóю, говоря: «Что нам дéлать с э́тими людьми? Ибо всем, живýщим в Иерусалиме, извéстно, что ими сдéлано явное чу́до, и мы не мóжем отвéргнуть сегó; но, чтобы бóлее не разгласилось это в нарóде, с угрóзою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому́ из людéй». И, призвáв их, приказáли им отнюдь не говорить и не учить о имени Иису́са.
Но Пётр и Иоáнн сказáли им в отвéт: «Судите, справедливо ли пред Бóгом слу́шать вас бóлее, нéжели Бóга? Мы не мóжем не говорить того, что видели и слышали».
Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возмóжности наказáть их, по причине нарóда; потому что все прославляли Бóга за происшéдшее. Ибо лет бóлее сорокá было томý человéку, над котóрым сдéлалось сиé чýдо исцелéния. ( Деян 4:13–22 )
Четверг 2-й седмицы по Пасхе
Прокимен и аллилуарий недели Антипасхи
Деяний святых апóстол чтение
В те дни апóстолы, быв отпýщены, пришли к своим и пересказáли, что говорили им первосвящéнники и старéйшины.
Они же, выслушав, единодýшно возвысили гóлос к Бóгу и сказáли:
«Влáдыко Бóже, сотворивший нéбо и зéмлю и мóре и всё, что в них! Ты устáми отцá нáшего Давида, рабá Твоегó, сказáл Дýхом Святым: ‘Чтó мятýтся язычники, и нарóды замышляют тщéтное? Восстáли цари земные, и князи собрались вмéсте на Гóспода и на Христá Егó’. Ибо поистине собрались в гóроде сем на Святóго Сына Твоегó Иисýса, помáзанного Тобóю, Ирод и Пóнтий Пилáт с язычниками и нарóдом Изрáильским, чтобы сдéлать то, чемý быть предопределила рукá Твоя и совéт Твой. И ныне, Гóсподи, воззри на угрóзы их, и дáй рабáм Твоим со всéю смéлостью говорить слóво Твоé, тогда как Ты простирáешь рýку Твою на исцелéния и на содéлание знáмений и чудéс именем Святóго Сына Твоегó Иисýса».
И, по молитве их, поколебáлось мéсто, где они были сóбраны, и испóлнились все Духа Святóго, и говорили Слóво Бóжие с дерзновéнием. ( Деян 4:23–31 )
Пятница 2-й седмицы по Пасхе
Прокимен и аллилуарий недели Антипасхи
Деяний святых апóстол чтение
В те дни нéкоторый муж, именем Анáния, с женóю своéю Сапфирою, продáв имéние, утаил из цены, с вéдома и жены своéй, а нéкоторую часть принёс и положил к ногáм апóстолов.
Но Пётр сказáл: «Анáния! Для чегó ты допустил сатанé вложить в сéрдце твоё мысль солгáть Дýху Святóму и утаить из цены земли? Чем ты владéл, не твоё ли было, и приобретённое продáжею не в твоéй ли влáсти находилось? Для чего ты положил это в сéрдце твоём? Ты солгáл не человéкам, а Богу».
Услышав сии словá, Анáния пал бездыхáнен; и великий страх объял всех, слышавших это. И встав, юноши приготóвили его к погребéнию и, вынеся, похоронили.
Часá через три после сего пришлá и женá его, не знáя о случившемся. Петр же спросил её: «Скажи мне, за стóлько ли прóдали вы зéмлю?» Она сказала: «Да, за стóлько».
Но Петр сказáл ей: «Что это согласились вы искусить Дýха Госпóдня? Вот, вхóдят в двéри погребáвшие мýжа твоегó; и тебя вынесут».
Вдруг она упáла у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли её мёртвою и, вынеся, похоронили пóдле мýжа её. И великий страх объял всю цéрковь и всех слышавших это. ( Деян 5:1–11 )
Суббота 2-й седмицы по Пасхе
Прокимен и аллилуарий недели Антипасхи
Деяний святых апóстол чтéние
В те дни апóстолы вошли ýтром в хрáм и учили. Между тем первосвящéнник и котóрые с ним, придя, созвáли синедрион и всех старéйшин из сынóв Изрáилевых и послáли в темницу привести апóстолов.
Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли, говоря: «Темницу мы нашли зáпертою со всею предосторóжностью и стрáжей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никогó».
Когда услышали эти словá первосвящéнник, начáльник стрáжи и прóчие первосвящéнники, недоумевáли, что бы это знáчило.
Пришéл же нéкто и донёс им, говоря: «Вот, мужи, котóрых вы заключили в темницу, стоят в хрáме и ýчат народ». Тогдá начáльник стрáжи пошéл со служителями и привёл их без принуждéния, потому́ что боялись нарóда, чтобы не побили их камнями.
Приведя же их, постáвили в синедриóне; и спросил их первосвящéнник, говоря: «Не запретили ли мы вам нáкрепко учить о имени сем? И вот, вы напóлнили Иерусалим учéнием вáшим и хотите навести на нас кровь Тогó Человéка».
Пётр же и апóстолы в ответ сказáли: «Дóлжно повиновáться бóльше Бóгу, нéжели человéкам. Бог отцóв нáших воскресил Иисýса, Котóрого вы умертвили, повéсив на древе. Его возвысил Бог десницею Своéю в Начáльника и Спасителя, дабы дать Изрáилю покаяние и прощéние грехóв. Свидéтели Ему́ в сем мы и Дух Святóй, Котóрого Бог дал повинýющимся Ему́».
Слышав это, они разрывáлись от гнéва и умышляли умертвить их. ( Деян 5:21–33 )
Источник: Апостол: апостольские чтения во все дни года согласно Православному церковному календарю в русском переводе. Прокимны и аллилуарии на церковнославянском языке / пер. архим. Ианнуарий. — СПб. : Собор Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых (Феодоровский собор), 2017. — 338 с.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Общие
Пресвятой Богородице
Прокимен, глас 3, песнь Богорóдицы: Величит душá Моя Гóспода, / и возрáдовася дух Мой о Бóзе Спáсе Моéм.
Стих: Яко призрé на смирéние Рабы Своея, се бо, отныне ублажáт Мя вси рóди.
К филипписием послáния святаго апóстола Пáвла чтение
Брáтия! В вас должны быть те же чу́вствования, какие и во Христé Иисýсе: Он, бýдучи óбразом Бóжиим, не почитáл хищéнием быть рáвным Бóгу; но уничижил Себя Самогó, приняв óбраз рабá, сдéлавшись подóбным человéкам и по виду став как человéк; смирил Себя, быв послу́шным дáже до смéрти, и смéрти крéстной.
Посемý и Бог превознёс Егó и дал Ему имя выше всякого имени, дáбы пред именем Иисýса преклонилось всякое колéно небéсных, земных и преиспóдних, и всякий язык исповéдал, что Госпóдь Иисýс Христóс в слáву Бóга Отцá. ( Флп 2:5–11 )
Перевод архимандрита Ианнуария Брáтия! Пусть вáши помышлéния бýдут такими, какие и подобáет имéть тем, кто во Христé Иисýсе.
Он, живя жи́́знью Бóга, не мыслил, как о добыче, быть рáвным Бóгу. Но всё, чем владéл, óтдал Он, жизнь рабá приняв, став подóбен людям. И óблик принявший человéка, Он себя смирил, став послу́шным до смéрти – дáже до смéрти крéстной.
Потомý и Бог Егó выше всех возвысил и даровáл Ему Имя выше всякого имени, чтóбы пред Именем Иисýса преклонилось всякое колéно небéсных и земных и преиспóдних, и всякий язык исповéдал: Иисýс Христóс – Госпóдь! – во слáву Бóга Отцá.
Ко евреем послáния святаго апóстола Пáвла чтение
Брáтия! Пéрвый завéт имéл постановлéние о Богослужéнии и святилище земнóе: ибо устрóена былá скиния п́ервая, в котóрой был светильник, и трáпеза, и предложéние хлéбов, и котóрая назывáется «святóе».
За вторóю же завéсою былá скиния, назывáемая «Святое святых», имéвшая золоту́ю кадильницу и облóженный со всех сторóн зóлотом ковчéг завéта, где были золотóй сосýд с мáнною, жезл Аарóнов расцвéтший и скрижáли завéта, а над ним херувимы слáвы, осеняющие очистилище; о чём не ну́жно тепéрь говорить подрóбно.
При такóм устрóйстве, в пéрвую скинию всегдá вхóдят свящéнники совершáть богослужéние; а во втору́ю – однáжды в год оди́́н тóлько первосвящéнник, не без крóви, котóрую принóсит за себя и за грехи невéдения нарóда. ( Евр 9:1–7 )
Перевод архимандрита Ианнуария Брáтия! Пéрвый Завéт имéл и свои богослужéбные предписáния, и своё земнóе святилище. Былá устрóена скиния. Пéрвая часть её, в котóрой был светильник и стол с хлéбами предложéния, назывáлась «Святáя». А часть скинии, котóрая за вторóй завéсой, назывáлась «Святáя Святых». В ней был золотóй жéртвенник для каждéния и Ковчéг Завéта, со всех сторóн окóванный зóлотом. В ковчéге – золотóй сосýд с мáнной, расцвéтший жезл Аарóна и скрижáли Завéта. А над ковчéгом – херувимы слáвы, осеняющие егó крышку, мéсто очищéния. Но сейчáс об э́том не стóит говорить подрóбно.
При таком устрóйстве, в пéрвую скинию всегдá вхóдят свящéнники, чтóбы совершáть богослужéние; а во втору́ю – тóлько один первосвящéнник, и тóлько один раз в год, и непремéнно с крóвью, котóрую он принóсит за себя и за совершённые по невéдению грехи всегó нарóда.
1. Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твоé.
2. Лицý Твоемý помóлятся богáтии людстии.
Бесплотным силам
Прокимен, глас 4: Творяй áнгелы Своя дýхи / и слуги Своя плáмень óгненный.
Стих: Благослови, душé моя, Гóспода, Гóсподи Бóже мой, возвеличился еси зелó.
Ко евреем послáния святаго апóстола Пáвла чтение
Брáтия! Éсли через áнгелов возвёщенное слóво было твёрдо, и всякое преступлéние и непослушáние получáло прáведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадéв о толиком спасéнии, котóрое, быв сначáла проповéдано Гóсподом, в нас утвердилось слышавшими от Негó, при засвидéтельствовании от Бóга знáмениями и чудесáми, и различными силами, и раздаянием Дýха Святáго по Егó вóле? Ибо не áнгелам Бог покорил бýдущую вселéнную, о котóрой говорим; напрóтив нéкто нéгде засвидéтельствовал, говоря: «Что знáчит человéк, что Ты пóмнишь егó? Или сын человéческий, что Ты посещáешь егó? Не мнóго Ты унизил егó пред áнгелами; слáвою и чéстью увенчáл егó, и постáвил егó над делáми рук Твоих, всё покорил под нóги егó».
1. Хвалите Гóспода, вси áнгели Егó, хвалите Егó, вся силы Егó.
2. Яко Той речé, и быша; Той повелé, и создáшася.
Апóстолам
Прокимен, глас 8: Во всю зéмлю изыде вещáние их / и в концы вселéнныя глагóлы их.
Стих: Небесá повéдают слáву Бóжию, творéние же рукý Егó возвещáет твердь.
К коринфяном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Нам, послéдним послáнникам, Бог су́дил быть как бы приговорёнными к смéрти, потомý что мы сдéлались позóрищем для мира, для áнгелов и людéй. Мы безу́мны Христá рáди, а вы мудры во Христé; мы нéмощны, а вы крепки; вы в слáве, а мы в бесчéстии. Дáже доныне тéрпим гóлод и жáжду, и наготу́ и побóи, и скитáемся, и тру́димся, рабóтая своими рукáми. Злослóвят нас, мы благословляем; гóнят нас, мы тéрпим; ху́лят нас, мы мóлим; мы как сор для мира, как прах, всéми попирáемый доныне.
Не к постыжéнию вáшему пишу́ сиé, но вразумляю вас, как возлюбленных детéй моих. Ибо, хотя у вас тысячи настáвников во Христé, но не мнóго отцóв; я родил вас во Христé Иисýсе благовествовáнием. Посемý умоляю вас: подражáйте мне, как я Христý. ( 1Кор 4:9–16 )
Перевод архимандрита Ианнуария Брáтия! Сдаётся мне, что нас, апóстолов, Бог вывел напокáз послéдними, как приговорённых к смéрти, потомý что мы стáли зрéлищем для всегó мира – и для áнгелов, и для людéй.
Мы ради Христá безу́мны, а вы во Христé разу́мны. Мы бессильны, а вы сильны. Вам честь, а нам бесчéстье. До сегó чáса мы голодáем и жáждем, одéты в лохмóтья и избиты, скитáемся и надрывáемся, рабóтая своими сóбственными рукáми. Нас ху́лят – мы благословляем; нас гóнят – мы тéрпим; нас порóчат – мы отвечáем дóбрым слóвом. Как сор э́того мира, – такими мы стáли, как отбрóсы человéчества, – и так до сих пор. Не для тогó, чтóбы устыдить вас, пишу́ я это, но для тогó, чтóбы вразумить вас, моих возлюбленных детéй. И будь у вас хоть дéсять тысяч настáвников во Христé, отцóв у вас не мнóго! Но во Христé Иисýсе Евáнгелием породил вас я. Поэ́тому и призывáю вас: берите в примéр меня.
1. Исповéдят небесá чудесá Твоя, Гóсподи, ибо истину Твою в Цéркви святых.
2. Бог прославляем в совéте святых.
Прорóкам
Прокимен, глас 4: Ты иерéй вовéк / по чину Мелхиседéкову.
Стих: Речé Госпóдь Гóсподеви моемý: седи одеснýю Менé, дóндеже положý враги твоя поднóжие ног твоих.
Соборнаго послáния Иаковля чтение
Брáтия! В примéр злострадáния и долготерпéния возьмите прорóков, котóрые говорили именем Госпóдним. Вот, мы ублажáем тех, котóрые терпéли. Вы слышали о терпéнии Иова и видели конéц óного от Гóспода, ибо Госпóдь весьмá милосéрд и сострадáтелен. Прéжде же всегó, брáтия мои, не клянитесь ни нéбом, ни землёю, и никакóю другóю клятвою, но да бýдет у вас: “да, да” и “нет, нет”, дáбы вам не подпáсть осуждéнию. Злострáждет ли кто из вас, пусть мóлится. Вéсел ли кто, пусть поёт псалмы. Бóлен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Цéркви, и пусть помóлятся над ним, помáзав егó елéем во имя Госпóдне. И молитва вéры исцелит болящего, и восстáвит егó Госпóдь; и éсли он содéлал грехи, простятся ему́. Признавáйтесь друг пред дру́гом в просту́пках и молитесь друг за дрýга, чтóбы исцелиться: мнóго мóжет усиленная молитва прáведного.
Илия был человéк, подóбный нам, и молитвою помолился, чтóбы нé было дождя: и нé было дождя на зéмлю три гóда и шесть мéсяцев. И опять помолился: и нéбо далó дождь, и земля произрастила плод свой. Брáтия! Éсли кто из вас уклонится от истины, и обратит кто егó, пусть тот знáет, что обративший грéшника от лóжного пути егó спасёт ду́шу от смéрти и покрóет мнóжество грехóв. ( Иак 5: 10–20 )
1. Моисéй и Аарóн во иерéех Егó, и Самуил в призывáющих имя Егó.
2. Свет возсия прáведнику, и прáвым сéрдцем весéлие.
Святителю единому
Прокимен, глас 1: Устá моя возглаголют премýдрость, / и поучение сéрдца моегó разум.
Ко евреем послáния святаго апóстола Пáвла чтение
Брáтия! Такóв и дóлжен быть у нас Первосвящéнник: святóй, непричáстный злу, непорóчный, отделённый от грéшников и превознесённый выше небéс, котóрый не имéет нужды ежеднéвно, как те первосвящéнники, приносить жéртвы спервá за свои грехи, потóм за грехи нарóда, ибо Он совершил это однáжды, принеся в жéртву Себя Самого. Ибо закóн поставляет первосвящéнниками человéков, имéющих нéмощи; а слóво клятвенное, пóсле закóна, постáвило Сына, на вéки совершéнного. Глáвное же в том, о чем говорим, есть то: мы имéем такóго Первосвящéнника, Котóрый воссéл одесну́ю престóла величия на небесáх и есть священнодéйствователь святилища и скинии истинной, котóрую воздвиг Госпóдь, а не человéк. ( Евр. 7: 26–8:2 )
1. Устá прáведнаго поучáтся премýдрости, и язык егó возглагóлет суд.
2. Закóн Бóга егó в сéрдце егó, и не запнýтся стопы егó.
Святителям мнóгим
Стих: Что воздáм Гóсподеви о всех, яже воздадé ми.
Ко еврéем послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Повину́йтесь настáвникам вáшим и бýдьте покóрны, ибо они неусыпно пеку́тся о ду́шах вáших, как обязанные дать отчёт; чтóбы они дéлали это с рáдостью, а не воздыхáя, ибо это для вас неполéзно.
Молитесь о нас; ибо мы увéрены, что имéем дóбрую сóвесть, потомý что во всём желáем вести себя чéстно. Осóбенно же прошу́ дéлать э́то, дáбы я скорéе возвращён был вам. Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пáстыря овéц вели́́кого Крóвию завéта вéчного, Гóспода нáшего Иисýса Христá, да усовершит вас во всяком дóбром дéле, к исполнéнию вóли Егó, производя в вас благоугóдное Ему через Иисýса Христá. Ему слáва во вéки векóв! Аминь. ( Евр 13: 17–24 )
1. Свящéнницы Твои, Гóсподи, облекýтся в прáвду и преподóбнии Твои рáдостию возрáдуются.
2. В пáмять вéчную бýдет прáведник, от слýха зла не убоится.
Преподобным и Христá ради юродивым
Стих: Что воздам Гóсподеви о всех, яже воздадé ми.
К галáтом послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Плод дýха: любóвь, рáдость, мир, долготерпéние, блáгость, милосéрдие, вéра, крóтость, воздержáние. На таковых нет закóна. Но те, котóрые Христóвы, распяли плоть со страстями и пóхотями. Éсли мы живём дýхом, то по дýху и поступáть должны. Не бýдем тщеслáвиться, друг дрýга раздражáть, друг дру́гу завидовать.
Брáтия! Éсли и впадёт человéк в какóе согрешéние, вы, духóвные, исправляйте таковóго в ду́хе крóтости, наблюдáя кáждый за собóю, чтóбы не быть искушённым. Носите бременá друг дрýга, и таким óбразом испóлните закóн Христóв. ( Гал 5:22–6:2 )
Перевод архимандрита Ианнуария Брáтия! Плод Дýха: любóвь – рáдость – мир; долготерпéние – добротá – сострадáтельность; вéрность – крóтость – самообладáние. Для таковых Закóн не существу́ет. Но те, котóрые принадлежáт Христý Иисýсу, распяли свою плоть с её страстями и пóхотями. Éсли мы живём Дýхом, то Дýху и послéдуем. Не бýдем тщеслáвными, друг дрýга раздражáть, друг дру́гу завидовать.
Брáтия! Éсли кто-то невóльно и совершит ошибку, вы, духóвные, исправляйте егó в ду́хе крóтости. Следи при э́том за собóю, как бы и тебé самому́ не поддáться искушéнию. Носите бременá друг дрýга, – так вы испóлните закóн Христóв.
1. Блажéн муж бояйся Гóспода, в зáповедех Егó восхóщет зелó.
2. Сильно на земли бýдет сéмя егó.
Мученику единому
Прокимен, глас 7: Возвеселится прáведник о Гóсподе, / и уповáет на Негó.
Ст.: Услыши Бóже глас мой, внегдá молити ми ся к Тебé.
К Тимофею послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Чáдо Тимфéй! Укрепляйся в благодáти Христóм Иисýсом, и что слышал от меня при мнóгих свидéтелях, то передáй вéрным людям, котóрые были бы спосóбны и других научить.
Итáк переноси страдáния, как дóбрый вóин Иисýса Христá. Никакóй вóин не связывает себя делáми житéйскими, чтóбы угодить военачáльнику. Éсли же кто и подвизáется, не увéнчивается, éсли незакóнно бýдет подвизáться. Трудящемуся земледéльцу пéрвому дóлжно вкусить от плодóв.
Разумéй, чтó я говорю. Да даст тебе Госпóдь разумéние во всём. Пóмни Гóспода Иисýса Христá от сéмени Давидова, воскрéсшего из мёртвых, по благовествовáнию моемý, за котóрое я страдáю дáже до уз, как злодéй; но для Слова Бóжия нет уз. Посемý я всё терплю ради избранных, дáбы и они получили спасéние во Христé Иисýсе с вéчною слáвою. ( 2Тим 2:1–10 )
1. Прáведник яко финикс процветéт, яко кедр, иже в Ливáне, умнóжится.
2. Насаждéни в домý Госпóдни, во двóрех Бóга нáшего процветýт.
Мученикам мнóгим
Прокимен, глас 4: Святым, иже суть на земли Егó, / удиви Госпóдь вся хотéния Своя в них.
Стих: Предзрéх Гóспода предо мнóю выну, яко одеснýю менé есть, да неподвижуся.
К римляном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Éсли Бог за нас, кто прóтив нас? Тот, Котóрый Сына Своегó не пощадил, но прéдал Егó за всех нас, как с Ним не дáрует нам и всегó? Кто бýдет обвинять избранных Бóжиих? Бог опрáвдывает их. Кто осуждáет? Христóс Иисýс ýмер, но и воскрéс: Он и одесну́ю Бóга, Он и ходáтайствует за нас.
Кто отлучит нас от любви Бóжией: скорбь, или теснотá, или гонéние, или гóлод, или наготá, или опáсность, или меч? Как написано: «За Тебя умерщвляют нас всякий день, считáют нас за овéц, обречённых на заклáние».
1. Воззвáша прáведнии, и Госпóдь услыша их, и от всех скорбéй их избáви их.
2. Мнóги скóрби прáведным, и от всех их избáвит я Госпóдь.
Священномученику единому
Прокимен, глас 7: Восхвáлятся преподóбнии во слáве, / и возрáдуются на лóжах своих.
Стих: Воспóйте Гóсподеви песнь нóву, хвалéние Егó в Цéркви преподóбных.
Ко еврéем послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Поминáйте настáвников вáших, котóрые проповéдывали вам Слóво Бóжие, и, взирáя на кончину их жи́́зни, подражáйте вéре их. Иисýс Христóс вчерá и сегóдня и во вéки Тот же. Учéниями различными и чу́ждыми не увлекáйтесь; ибо хорошó благодáтью укреплять сердцá, а не яствами, от котóрых не получили пóльзы занимáющиеся ими. Мы имéем жéртвенник, от котóрого не имéют прáва питáться слу́жащие скинии.
Так как телá живóтных, котóрых кровь для очищéния грехá внóсится первосвящéнником во святилище, сжигáются вне стáна, – то и Иисýс, дáбы освятить людéй Крóвию Своéю, пострадáл вне врат. Итак выйдем к Нему́ за стан, нося Егó поругáние; ибо не имéем здесь постоянного грáда, но ищем бýдущего. Итак бýдем через Него непрестáнно приносить Бóгу жéртву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Егó. Не забывáйте тáкже благотворéния и общительности, ибо таковые жéртвы благоугóдны Бóгу. ( Евр 13: 7–16 )
1. Свящéнницы Твои, Гóсподи, облекýтся в прáвду и преподóбнии Твои рáдостию возрáдуются.
2. В пáмять вéчную бýдет прáведник, от слýха зла не убоится.
Священномученикам мнóгим
Стих: Что воздáм Гóсподеви о всех, яже воздадé ми.
К филипписием послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Нáше жительство – на небесáх, отку́да мы ожидáем и Спасителя, Гóспода нáшего Иисýса Христá, Котóрый уничижённое тéло нáше преобразит так, что оно бýдет сообрáзно слáвному тéлу Егó, силою, котóрою Он дéйствует и покоряет Себé всё.
Итáк, брáтия мои возлюбленные и вожделéнные, рáдость и венéц мой, стóйте так в Гóсподе, возлюбленные.
Умоляю Евóдию, умоляю Синтихию мыслить то же о Гóсподе. Ей, прошу́ и тебя, искренний сотру́дник, помогáй им, подвизáвшимся в благовествовáнии вмéсте со мнóю и с Климентом и с прóчими сотру́дниками моими, котóрых именá – в книге жи́́зни. ( Флп 3:20–4:3 )
1. Свящéнницы Твои, Гóсподи, облекýтся в прáвду и преподóбнии Твои рáдостию возрáдуются.
2. В пáмять вéчную бýдет прáведник, от слýха зла не убоится.
Преподобномученикам
Прокимен, глас 7: Восхвáлятся преподóбнии во слáве, / и возрáдуются на лóжах своих.
Стих: Воспóйте Гóсподеви песнь нóву, хвалéние Егó в Цéркви преподóбных.
К Тимофею послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
По сей причине я и страдáю так; но не стыжу́сь. Ибо я знáю, в Кого увéровал, и увéрен, что Он силен сохранить залóг мой на óный день. Держись обрáзца здрáвого учéния, котóрое ты слышал от меня, с вéрою и любóвью во Христé Иисýсе. Храни дóбрый залóг Дýхом Святым, живýщим в нас.
Ты знáешь, что все Асийские остáвили меня; в числé их Фигéлл и Ермогéн. Да даст Госпóдь милость дóму Онисифора за то, что он многокрáтно покóил меня и не стыдился уз моих, но, быв в Риме, с вели́́ким тщáнием искáл меня и нашёл. Да даст ему Госпóдь обрести милость у Гóспода в óный день; а скóлько он служил мне в Ефéсе, ты лýчше знáешь. ( 2Тим 1:8–18 )
Мнóгим:
К римляном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Éсли Бог за нас, кто прóтив нас? Тот, Котóрый Сына Своегó не пощадил, но прéдал Егó за всех нас, как с Ним не дáрует нам и всегó? Кто бýдет обвинять избранных Бóжиих? Бог опрáвдывает их. Кто осуждáет? Христóс Иисýс ýмер, но и воскрéс: Он и одесну́ю Бóга, Он и ходáтайствует за нас.
Кто отлучит нас от любви Бóжией: скорбь, или теснотá, или гонéние, или гóлод, или наготá, или опáсность, или меч? Как написано: «За Тебя умерщвляют нас всякий день, считáют нас за овéц, обречённых на заклáние».
1. Воззвáша прáведнии, и Госпóдь услыша их, и от всех скорбéй их избáви их.
2. Мнóги скóрби прáведным, и от всех их избáвит я Госпóдь.
Мученицам
Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых Своих, / Бог Изрáилев.
Стих: В цéрквах благословите Бóга, Гóспода от истóчник Изрáилевых.
К коринфяном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Мы, как споспéшники, умоляем вас, чтóбы благодáть Бóжия не тщéтно былá принята вáми.
Ибо скáзано: во врéмя благоприятное Я услышал тебя и в день спасéния помóг тебе. Вот, тепéрь врéмя благоприятное, вот, тепéрь день спасéния.
Мы никому́ ни в чём не полагáем претыкáния, чтóбы нé было порицáемо служéние, но во всём являем себя, как служители Бóжии, в великом терпéнии, в бéдствиях, в ну́ждах, в тéсных обстоятельствах, под удáрами, в темницах, в изгнáниях, в трудáх, в бдéниях, в постáх, в чистотé, в благоразу́мии, в великоду́шии, в блáгости, в Ду́хе Святóм, в нелицемéрной любви, в слóве истины, в силе Бóжией, с ору́жием прáвды в прáвой и лéвой руке, в чéсти и бесчéстии, при порицáниях и похвалáх: нас почитáют обмáнщиками, но мы верны; мы неизвéстны, но нас узнают; нас почитáют умéршими, но вот, мы живы; нас накáзывают, но мы не умирáем; нас огорчáют, а мы всегдá рáдуемся; мы нищи, но мнóгих обогащáем; мы ничегó не имéем, но всем обладáем. ( 2Кор 6: 1–10 )
Перевод архимандрита Ианнуария Брáтия! Мы – рабóтники Бóга. Поэ́тому мы вас и призывáем к тому, чтóбы вы не тщéтно приняли дáнную вам Бóгом благодáть. Ибо Он говорит: «Во врéмя приятное Я услышал тебя, и в день спасéния Я помóг тебé». Смотри же – ныне врéмя благоприятное. Смотри – ныне день спасéния.
Чтóбы не подвéрглось поругáнию нáше служéние, мы никому́ ни в чём не даём пóвода для упрёка, но во всём покáзываем себя как служители Бóжии: с большóй стóйкостью перенося бéдствия, ну́жды и тревóги; побóи, темницы и ярость толпы; тяжкие труды, бессóнные нóчи и посты; в чистотé, благоразу́мии, великоду́шии и добротé; в Святóм Ду́хе, нелицемéрной любви, слóве истины и силе Бóжией; с ору́жием прáвды в прáвой и лéвой рукé; в слáве и бесчéстии, в хулé и хвалé; как «обмáнщики», но говорящие истину; как неизвéстные, но хорошó извéстные; как умирáющие, но видите, – мы живы; как обречённые на казнь, но не убивáемые; как огорчáемые, но всегдá рáдующиеся; как нищие, но мнóгих обогащáющие; как ничегó не имéющие, но всем обладáющие.
1. Терпя потерпéх Гóспода и внят ми, и услыша молитву мою.
2. Постáви на кáмени нóзе мои и испрáви стопы моя.
Преподобным женам
Прокимен и аллилуарий = мученицам
К галáтом послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! До пришéствия вéры мы заключены были под стрáжею закóна, до тогó врéмени, как надлежáло открыться вéре. Итак закóн был для нас детоводителем ко Христý, дáбы нам оправдáться вéрою; по пришéствии же вéры, мы ужé не под руковóдством детоводителя. Ибо все вы сыны Бóжии по вéре во Христá Иисýса; все вы, во Христá крестившиеся, во Христá облеклись.
Нет ужé иудéя, ни язычника; нет рабá, ни свобóдного; нет му́жеского пола, ни жéнского: ибо все вы однó во Христé Иисýсе. Éсли же вы Христóвы, то вы сéмя Авраáмово и по обетовáнию наслéдники. ( Гал 3:23–29 )
Исповедникам
Прокимен, глас 7: Восхвáлятся преподóбнии во слáве, / и возрáдуются на лóжах своих.
Стих: Воспóйте Гóсподеви песнь нóву, хвалéние Егó в Цéркви преподóбных.
Ко ефесéем послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Укрепляйтесь Гóсподом и могýществом силы Егó. Облекитесь во всеору́жие Бóжие, чтóбы вам мóжно было стать прóтив кóзней диáвольских, потомý что наша брань не прóтив крóви и плóти, но прóтив начáльств, против властéй, прóтив мироправителей тьмы вéка сегó, прóтив дýхов злóбы поднебéсных. Для сегó приимите всеору́жие Бóжие, дáбы вы могли противостáть в день злой и, всё преодолéв, устоять.
Итак стáньте, препоясав чрéсла вáши истиною и облёкшись в броню прáведности, и обу́в нóги в готóвность благовествовáть мир; а пáче всего возьмите щит вéры, котóрым возмóжете угасить все раскалённые стрéлы лукáвого; и шлем спасéния возьмите, и меч духóвный, котóрый есть Слóво Бóжие. ( Еф 6:10–17 )
Перевод архимандрита Ианнуария Брáтия! Укрепляйтесь могýществом Гóспода и держáвной силой Егó. Надéньте все доспéхи Бóжии, чтóбы вы смогли устоять прóтив кóзней диáвола. Ведь мы идём в бой не прóтив людéй из плóти и крóви, но прóтив начáл, прóтив властéй, прóтив правителей э́того мира тьмы, прóтив дýхов зла в небéсных сфéрах. Поэ́тому примите все доспéхи Бóжии, чтóбы в злой день вы смогли оказáть сопротивлéние и, всё преодолéв, устоять.
Итак, встáньте, препоясав вáши чрéсла пóясом Истины, и надéв на грудь пáнцирь Прáведности, и обу́в нóги в готóвность возвещáть Благовéстие мира. Всегда держите щит Вéры, котóрым вы смóжете угасить все раскалённые стрéлы лукáвого. Примите тáкже шлем Спасéния и меч Дýха – Слóво Бóжие.
1. Воззвáша прáведнии, и Госпóдь услыша их, и от всех скорбéй их избáви их.
2. Мнóги скóрби прáведным, и от всех их избáвит я Госпóдь.
Безмездникам
Прокимен, глас 4: Святым, иже суть на земли Егó, / удиви Госпóдь вся хотéния Своя в них.
Стих: Предзрéх Гóспода предо мнóю выну, яко одеснýю менé есть, да неподвижуся.
К римляном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Вы – тéло Христóво, а пóрознь – члéны. И иных Бог постáвил в Цéркви, во-пéрвых, апóстолами, во-вторых, прорóками, в-трéтьих, учителями; дáлее, иным дал силы чудодéйственные, тáкже дары исцелéний, вспоможéния, управлéния, рáзные языки.
Все ли апóстолы? Все ли прорóки? Все ли учители? Все ли чудотвóрцы? Все ли имéют дары исцелéний? Все ли говорят языкáми? Все ли истолковáтели? Ревну́йте о дарáх бóльших, и я покажу́ вам путь ещё превосхóднейший.
Éсли я говорю языкáми человéческими и áнгельскими, а любви не имéю, то я – медь звенящая или кимвáл звучáщий. Éсли имéю дар прорóчества, и знáю все тáйны, и имéю всякое познáние и всю вéру, так что могу́ и гóры переставлять, а не имею любви, – то я ничтó. И éсли я раздáм всё имéние моё и отдáм тéло моё на сожжéние, а любви не имéю, нет мне в том никакóй пóльзы.
Любóвь долготéрпит, милосéрдствует, любóвь не завидует, любóвь не превознóсится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своегó, не раздражáется, не мыслит зла, не рáдуется непрáвде, а сорáдуется истине; всё покрывáет, всему вéрит, всегó надéется, всё перенóсит. Любóвь никогдá не перестаёт! ( 1Кор 12:27–13:8 )
Се что добрó или что краснó, но éже жити брáтии вкýпе.
Источник: Апостол: апостольские чтения во все дни года согласно Православному церковному календарю в русском переводе. Прокимны и аллилуарии на церковнославянском языке / пер. архим. Ианнуарий. — СПб. : Собор Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых (Феодоровский собор), 2017. — 338 с.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»