апостолы читать каждый день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Суббота 20-й седмицы по Пятидесятнице

(2Кор.1:8–11; Лк.7:2–10)

апостолы читать каждый день

Исцеление слуги сотника

2 У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.
3 Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.
4 И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это,
5 ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.
6 Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой;
7 потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.
8 Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
9 Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.
10 Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.

8 Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых.
9 Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых,
10 Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит,
11 при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

апостолы читать каждый день( Лк. 7:2-10 ) Лк.7:2. У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.
Лк.7:3. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.
Лк.7:4. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это,
Лк.7:5. ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.
Лк.7:6. Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой;
Лк.7:7. потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.
Лк.7:8. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай тó, и делает.
Лк.7:9. Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.
Лк.7:10. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.

Сотник сей есть один и тот же с упоминаемым у евангелиста Матфея (Мф.8:5–10). Хотя Матфей и не говорит, что сотник посылал иудеев просить и молить Иисуса, но что из того? Ибо очень вероятно, что он сначала послал иудеев, а потом и сам пошел. Итак, что опустил Матфей, то говорит Лука. Может быть и то, что иудеи, снедаемые завистью, не допустили бы сотника прийти к ногам Иисусовым, ибо это доставило бы славу Иисусу, если б он, вынуждаемый крайностью, и сам пришел к Иисусу. Но, может быть, опять кто-нибудь спросит: как же Матфей говорит, что сотник через посланных просил Иисуса не приходить? На сие можно сказать, что нет ничего особенного в том, других ли послать, или самому прийти сказать это, то есть попросить не приходить. Но вера мужа, назвавшего себя недостойным посещения Иисусова, достойна удивления. Поэтому и Господь говорит: Я и в израильском народе «не нашел. такой веры». Ибо сотник был язычник, быть может, из римских отрядов.

Сотник же есть и всякий ум, который, имея много дел в жизни, берет верх над многим злом, но имеет больного раба – неразумную часть души, разумею гнев и похотение; ибо сии поставлены быть рабами. Он призывает Иисуса, послав к Нему посредниками иудеев, то есть помыслы и слова исповедания; ибо Иуда – значит исповедание. Ибо не исповедание ли и смирение выражают слова: «я недостоин того, чтоб Ты шел под кров мой» и прочее? Итак, когда он уверует в Иисуса, то скоро он уврачует раба своего, то есть гнев и похотение.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

апостолы читать каждый деньКакая светлая личность сотник! Как дошел он до такой веры, что превзошел ею всех израильтян, воспитанных откровением, пророчествами и чудесами? Евангелие не указывает как, а живописует только веру его и сказывает, как похвалил его Господь. Путь веры – тайный, сокровенный путь. Кто может и в себе-то самом объяснить, как слагаются в сердце убеждения веры? Лучше всего решает это св. апостол, называя веру Божим даром (Еф.2:8). Вера действительно Божий дар, но неверы не безответны, то, стало быть, сами виноваты, что не дается им этот дар. Нет приемника для этого дара, он и не дается, ибо нечем принять его, а в таком случае давать то же, что тратить понапрасну. Как душа делается способною приемницею дара веры, это трудно определить. В сотнике видно крайнее смирение, несмотря на то, что он был властный человек, добродетельный и разумный. Не смирением ли вообще привлекается эта великая милость, дающая веру? Очень не дивно. По крайней мере, всем ведомо то, что неверы всегда духа гордого и что вера более всего требует покорности ума под свое иго.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк.7:1–10)

Протоиерей Александр Шаргунов

Сам Господь восхищается верой сотника и не скрывает Своей горечи по поводу отсутствия такой веры в Израиле. У этого восхитительного сотника, офицера римской армии, есть в доме слуга, который находится при смерти. Сотник прилагает все усилия, чтобы спасти своего слугу. Эта забота о рабе необычна, потому что у раба нет никаких прав. Это не человеческое существо, это вещь, которую можно перемещать по своему желанию. Такое уважение к рабу не могло быть в порядке вещей. Поведение сотника обнаруживает его глубокую человечность, преодолевающую громадное расстояние между господином и рабом. Еще одна замечательная черта этого сотника — его отношение с иудеями. «Он любит народ наш, и построил нам синагогу», — говорят они. Во времена земной жизни Спасителя иудеи презирали захватчиков римлян, и римляне отвечали им взаимностью. Вспомним, как говорит Пилат: «Разве я иудей?» В этой атмосфере ненависти проявление дружественности к римскому офицеру было чрезвычайным. Оно свидетельствует о многом. Своим отношением сотник упраздняет барьер, разделяющий иудеев и язычников. Он не боится идти в сторону, противоположную политической и религиозной ситуации, которая была в то время.

Нам показано, как совершается спасение мира. Израиль должен был служить посредником между Христом и язычниками. Во время земной жизни Господа час вхождения в новый народ Божий еще не пробил. Надо ждать Пасхи, дара Пятидесятницы. Встреча между безымянным сотником и Господом, которая не произошла, произойдет во встрече Корнилия сотника и апостола Петра, как это описано в 10 главе книги Деяний.

Первый язычник, вошедший в новый народ Божий, этот сотник представляет нас. Он напоминает нас. Как мы, он сознает свое недостоинство, и как мы, он простой слушатель слова о Христе Иисусе — сам он не встречал Его. Его вера предваряет нашу. Он утверждает присутствие Господа в Его слове и всемогущество этого слова. Его исповедание веры — чаяние веры пасхальной. Поистине только Воскресение даст возможность Господу входить во все наши дома, и присутствовать в них Евангелием со всей Его спасительной силой.

Священник Дмитрий Барицкий

Кто такой сотник? Звание сотника или центуриона соответствует нашему званию старшины. Сотники составляли костяк римской армии. Они командовали подразделением из сотни человек и отвечали за дисциплину в более крупном подразделении, легионе. На них лежала организация быта и обучение солдат воинскому искусству. Центурионы назначались полководцем из тех воинов, которые были ему лично знакомы и отличались боевым опытом. Кандидату не должно было быть меньше 30 лет. Очевидно, что как руководители рядового состава, который всегда на передовой, сотники должны были быть самыми смелыми и вместе с тем рассудительными воинами. По словам античного историка Полибия, сотники должны были быть «надежными людьми, осуществляющими командование и постоянное руководство; они не должны рваться в битву, но в случае большой опасности, быть готовыми до конца удерживать свою позицию, и, если нужно, умереть на своем посту». Историк Флавий Вегенций добавляет к этой характеристике немаловажную деталь: «В центурионы должен выбираться человек… более готовый исполнять, что ему прикажут, чем разговаривать (об этом)».

Все эти качества, безусловно, проявили себя в сотнике, о котором мы услышали сегодня. Готовый неукоснительно и точно исполнять приказы командования и сам требующий от своих подчиненных того же, он и в делах веры следует этому же принципу. Он чувствует, что через этого человека, Иисуса, действует Сам Бог, Который как верховный главнокомандующий должен всего лишь отдать приказ и дело сделано. Вот такая простая логика. И она, как мы видели, не подвела сотника, оказалась весьма эффективной.

Из всего этого может показаться, что вера сотника, как человека прямого и возможно по роду занятий жестокого, слепа, а сам он относится к той категории людей, которые пополняют собой ряды религиозных фанатиков. Однако, в этой истории обращает на себя внимание один немаловажный факт. Сотник просит исцелить не родного человека, а всего лишь своего слугу, то есть раба. Для того времени это очень необычно. Римский писатель Варрон в книге «Сельское хозяйство» делит сельскохозяйственные орудия на три класса: говорящие членораздельно, нечленораздельно и немые. Говорящие членораздельно – это рабы; говорящие нечленораздельно – скот; немые – повозки. Если инструмент портился, его выбрасывали. Больного раба, который перестал приносить пользу, просто выгоняли на улицу. Сотник же, вопреки римским обычаям, заботится о своем больном слуге, как о родном. Образ дополняет и то, что он чтит обычаи чужой религии: строит иудеям синагогу. Именно из благоговения к этим обычаям, которые запрещали ортодоксальному иудеи посещать дом язычника, он не дерзает пригласить Христа к себе домой и даже не компрометирует Его общением с собой. Просит сделать это иудейских старейшин, а потом и друзей.

Все это указывает на очень глубокого человека. Очевидно, что его вера – это особое, детское состояние сердца, которое напрямую чувствует Бога. Фанатичной веры в то время было много, особенно среди иудеев. Но найти такую веру, да еще среди язычников, было просто невероятно. Именно поэтому Христос удивляется, что само по себе поразительно.

Дай же и нам Господи, такой же искренней, глубокой и вместе с тем детской веры, какой горел к Тебе Твой святой мученик Лонгин.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О удивительной вере
(Лк.7:2–10)

Протоиерей Вячеслав Резников

Некоторые исповедуют могущество Господа Иисуса Христа, но при этом как-то не чувствуют своего недостоинства. А некоторые – наоборот: остро переживая свою убогость, не находят утешения в помыслах о могуществе и любви Небесного Отца. А римский сотник, о котором сегодня говорит Евангелие, и верит в силу Господа Иисуса, и одновременно не считает себя достойным даже явиться пред Его очами. Хотя жизнь его исполнена добрых дел. О нем ходатайствуют иудейские старейшины. «Пришедши к Иисусу», они сказали, что «он любит народ наш, и построил нам синагогу». А о чем же так заботится сотник? Оказывается, даже не о себе, а о своем слуге! «Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его». Вот какой человек! Но у ворот дома Иисуса встретили друзья сотника и передали еще более удивительные слова: «не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой».

А далее нам приоткрывается, откуда у этого человека такая правильная, последовательная вера. «Ибо я и подвластный человек, – продолжает сотник, – но имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает». И видим, что источник веры сотника – его способность удивляться. И разве не удивительно уже то, что человек способен слышать сказанное другим человеком? Неужели не ясно, что и говорящего, и слушающего, и уста, и уши создал Единый и приспособил одно к другому?

И все эти Божьи чудеса всегда вокруг нас, и всем нам даны глаза и уши. Так что удивляться надо скорее тому, что кто-то ничего этого не видит и не слышит. Но Господь все-таки «удивился» сотнику «и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры». Потому что вера, как и любовь, – акт свободной воли, и поэтому всегда – чудо, всегда – подвиг, и всегда достойна удивления.

Церковный календарь. 6 ноября

Источник

Чтецу Богослужебной книги Апостол

Данная бро­шюра пред­на­зна­чена для тех хри­стиан, кото­рые хотят само­сто­я­тельно разо­браться с поряд­ком чтения книги Апо­стол за бого­слу­же­нием в церкви, а также для всех жела­ю­щих рас­ши­рить свой кру­го­зор.

Во время службы в церкви чита­ются бого­слу­жеб­ные книги «АПО­СТОЛ» и «ЕВАН­ГЕ­ЛИЕ». Чтение этих книг Нового Завета — вели­кий момент бого­слу­же­ния. Сна­чала веща­ется слово апо­сто­лов. Нужно собрать все духов­ные силы, чтобы не на камень пало слово Божие, чтобы не засо­рила и не заглу­шила его сорная трава.

Поря­док чтения «АПО­СТОЛА» и «ЕВАН­ГЕ­ЛИЯ» — сле­ду­ю­щий:

Во время пения «Три­свя­таго», или стихов поемых вместо него, чтец бла­го­слов­ля­ется у иерея1, и исхо­дит с книгою «АПО­СТОЛ» на сре­дину церкви, в среду народа, как бы к наро­дам всего мира, сеять Слово Христа в сердца людей.

Иерей воз­гла­шает: «Вонмем, мир всем»2.

Чтец, стоя лицом к востоку, от лица всех моля­щихся, отве­чает: «И духови твоему» (чтец и весь народ кла­ня­ются в пояс без крест­ного зна­ме­ния) — ответ­ное поже­ла­ние свя­щен­но­слу­жи­телю, пре­по­да­ю­щему бла­го­дат­ный мир, того же мира от Гос­пода.

Иерей: «Пре­муд­рость, вонмем3».

Чтец: «Про­ки­мен4, псалом Дави­дов5…», и ска­зы­вает про­ки­мен и стих его. И паки повто­ряет самый про­ки­мен.

Лик6 между тем трижды отпе­вает про­ки­мен тот. Но кроме вели­ких празд­ни­ков, в сед­мич­ные и в вос­крес­ные дни, почти всегда читают по два, а иногда и по три зачала, поэтому тогда поются два про­кимна, но три про­кимна не бывают нико­гда, хотя бы и три зачала было.

Два же про­кимна поются так: первый про­ки­мен берётся от пер­вого зачала апо­стола. Прежде чита­ется про­ки­мен дню, потом стих его, потом про­ки­мен свя­тому. Напри­мер, в вос­крес­ный день прежде чита­ется вос­крес­ный, потом стих его, потом про­ки­мен свя­тому. Если святой в свят­цах в этот день не указан, тогда свя­тому не читаем, чтем Бого­ро­дице, аще насто­я­тель изво­лит. Паче же если храм Бого­ро­дицы, тогда чтем неот­ложно, если свя­таго нет. По про­чте­нии про­кимна чтецом, лик поёт его. По про­чте­нии стиха про­кимна чтецом, лик поёт первый про­ки­мен. По про­чте­нии вто­рого про­кимна чтецом, лик поёт второй про­ки­мен. Стих же вто­рого про­кимна, а если будет три зачала, то и третий про­ки­мен с его стихом, остав­ля­ются. Но из трёх остав­ля­ется про­ки­мен от того апо­стола, кото­рый чита­ется в сере­дине, под главу пер­вого (как чита­ется второе зачало под главу пер­ваго опи­сано ниже).

По про­ким­нах иерей воз­гла­шает: «Пре­муд­рость».

Чтец ска­зы­вает над­пи­са­ние посла­ния апо­стола, напри­мер: «К Корин­фя­ном посла­ния свя­таго апо­стола Павла чтение» или «Деяний святых апо­стол чтение» и т.п.

Посём иерей: «Вонмем7».

Чтец же чтёт посла­ние апо­стола, те зачала, кото­рые пред­пи­саны в этот день. Если два зачала, то окан­чи­вая первый, чтец воз­вы­шает голос с неболь­шим нако­нец пони­же­нием. Первый и второй зачал начи­нает со слов над­пи­са­ния наверху или внизу стра­ницы, напри­мер: «Братие, святии вси иже верою…» и про­дол­жает читать текст зачала после звёз­дочки. Закан­чи­ва­ется чтение вто­рого зачала воз­вы­ше­нием голоса без пони­же­ния.

Перед нача­лом чтения пер­вого зачала, чтец и весь народ в церкви ограж­дает себя крест­ным зна­ме­нием. Перед нача­лом чтения вто­рого зачала ограж­дать себя крест­ным зна­ме­нием устав не пове­ле­вает.

Когда же будет три зачала, тогда пер­вому не дела­ется в голосе окон­ча­ния, и второй начи­на­ется не с началь­ного слова над­пи­са­ния «Братие…», но прямо с точки под главу пер­вого, то есть чита­ется как единое целое с первым зача­лом.

По окон­ча­нии чтения Апо­стола, иерей воз­гла­шает: «Вонмем, мир ти».

Чтец: «И духови твоему» (чтец кла­ня­ется в пояс).

Иерей: «Пре­муд­рость, вонмем».

Чтец: «Псалом Дави­дов, алли­луйя».

Тогда иерей от цар­ских врат кадит на чтеца и на оба лика и всю цер­ковь8. Лик же по стихам чтеца поёт алли­луйя пяти­кратно. Первый раз по воз­гласу чтеца «Псалом Дави­дов, алли­луйя», второй и третий раз по про­чте­нию чтецом стихов алли­луй­ных пер­вого апо­стола, чет­вёр­тый по про­чте­нию алли­луй­ного стиха вто­рого апо­стола, пятый по воз­гла­ше­нии чтецом «Алли­луйя».

Но когда бывает два стиха по алли­луйя вто­рого апо­стола, то и второй стих его ска­зы­ва­ется (два стиха соеди­ня­ются и про­из­но­сятся без при­оста­новки в голосе). Если бывают алли­луйя не на Литур­гии, а на часах (напри­мер, когда совер­ша­ется служба без свя­щен­ника или со свя­щен­ни­ком, но когда нет воз­мож­но­сти слу­жить Литур­гию), тогда вместе с послед­нею алли­луйя ска­зы­ва­ются при­част­ные стихи обоих апо­сто­лов (напи­саны там же, после послед­него стиха и обо­зна­чены словом «При­ча­стен»).

Если бывает один апо­стол на Литур­гии и стихов для пяти­крат­ного про­чте­ния не хва­тает, то к чет­вёр­той алли­луйя чтец повто­ряет тот стих, кото­рый гово­рил по про­кимне или по первой алли­луйя, а в пятый раз воз­гла­шает едину алли­луйя.

После этого чтец подаёт книгу Апо­стол на клирос, и положа три поклона, про­ща­ется, покло­ня­ясь (в землю) прежде во алтарь ко иерею, потом (в пояс) на оба лика, и нако­нец на всю цер­ковь.

Поря­док чтения Апо­стола и Еван­ге­лия

В конце книги «Апо­стол» име­ются ука­за­тели чтений: «СКА­ЗА­НИЕ ИЗВЕСТНО ИЖЕ ПО ВСЯ ДНИ», «НАЧАЛО СВЯТЫЯ ЧЕТ­ВЕ­РО­ДЕ­СЯТ­НИЦЫ», «СОБОР­НИК, 12 МЕСЯ­ЦЕМ», «ПРО­КИМНИ И АПО­СТОЛИ И АЛЛИ­ЛУ­А­РИИ НА ВСЯКУ ПОТРЕБУ РАЗ­ЛИЧ­НИИ», «ПРО­КИМНИ И АЛЛИ­ЛУ­А­РИИ ВОС­КРЕСНЫ ОСМИ ГЛАСОВ», «ПРО­КИМНИ И АЛЛИ­ЛУ­А­РИИ ДНЕВ­НИИ».

В этом раз­деле име­ется:

Весь текст книг АПО­СТОЛ и ЕВАН­ГЕ­ЛИЕ для удоб­ней­шего чтения в церкви раз­де­лён на зачала. Зачало — это про­ну­ме­ро­ван­ные фраг­менты тек­стов Еван­ге­лия и Апо­стола, на кото­рые они раз­де­лены для поль­зо­ва­ния при совер­ше­нии бого­слу­же­ний. Зачало — это не глава, это несколько стихов, но рас­по­ло­жены они в опре­де­лен­ной после­до­ва­тель­но­сти. Исполь­зуя бого­слу­жеб­ный круг чтения Апо­стола и Еван­ге­лия в тече­ние всего года, вы про­чтете весь Апо­стол и все Еван­ге­лия. Книга Апо­стол содер­жит:

а) Деяния святых апо­сто­лов;

б) семь Собор­ных посла­ний;

в) четыр­на­дцать Посла­ний св. апо­стола Павла.

Итак, рядо­вых зачал в Дея­ниях без двух ока­зы­ва­ется фак­ти­че­ски не 51, а 49, и поэтому сле­ду­ю­щие рядо­вые зачала в Посла­нии св. Иакова обо­зна­чены циф­рами 50 и 51.

Неко­то­рые мно­го­опыт­ные устав­щики по — иному объ­яс­няют факт нали­чия двух 50‑х и двух 51‑х зачал. При­ве­дём такое объ­яс­не­ние. «Для начала сле­дует уяс­нить, что стро­гого деле­ния на главы/зачала в древ­них руко­пи­сях нет. Посла­ние Иако­вле в одних книгах начи­на­ется 50‑м зача­лом, а в других 51‑м. Напри­мер в Чудов­ской руко­писи Нового Завета писан­ной, по пре­да­нию, Алек­сием, мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским, чудо­твор­цем (ум. в 1378 г.) в Посла­нии Иаковли пять 51‑х зачал и два 52‑х.!

Второй нема­ло­важ­ный момент выяс­не­ния от чего такая несты­ковка в нуме­ра­ции — это уяс­нить себе, какие были книги в упо­треб­ле­нии Цер­ко­вью. Пер­во­на­чально были пере­ве­дены с гре­че­ского Еван­ге­лие-апра­кос9 и Апо­стол-апра­кос10. В апра­косе текст рас­по­ло­жен так, как он чита­ется на цер­ков­ных служ­бах, начи­ная от Пасхи. Напри­мер в извест­ном Остро­ми­ро­вом Еван­ге­лии (1057г.) еже­днев­ные чтения даны на период от Пасхи до Пяти­де­сят­ницы. А на весь остав­шийся год только чтения суб­бот­ние и вос­крес­ные. В Апо­сто­лах-апра­ко­сах после Деяний св. Апо­сто­лов всегда шли Посла­ния св. апо­стола Павла. А Собор­ные Посла­ния нахо­ди­лись в конце книги, также и сейчас они поло­жены в конце годо­вых чтений после Посла­ния к евреям. Напри­мер, такое рас­по­ло­же­ние книг в Новом Завете (Деяния, Посла­ния апо­стола Павла, Собор­ные Посла­ния) при­нято на Западе у като­ли­ков и про­те­стан­тов. На Востоке же при состав­ле­нии четьего Апо­стола — Собор­ные Посла­ния стали раз­ме­щать после Деяний Апо­столь­ских. Вот тут, как я пола­гаю, и про­изо­шла несты­ковка в номе­рах зачал. Деяния делятся на 51 зачало, а Посла­ние Иако­вле начи­на­ется с 50-го зачала. Деле­ние на такое число, видимо не слу­чайно, как сим­во­лика Пяти­де­сят­ницы и соше­ствия Свя­таго Духа. Напри­мер, диакон Аммо­ний в 4 веке Деяния раз­де­лил на 40 глав. Тоже сим­во­ли­че­ское число!».

В Апо­столе встре­ча­ются зачала, обо­зна­чен­ные словом «от полу», т.е. от поло­вины. Само зачало в этом случае, имеет на полях два над­пи­са­ния. Напри­мер, зачал 280‑й (к Тимо­фею посла­ние свя­таго апо­стола Павла) имеет такое деле­ние. Первая поло­вина чита­ется 2‑го октября, а вторая в неделю 31‑ю.

Текст в бого­слу­жеб­ных книгах печа­та­ется черным шриф­том, а все ука­за­ния и объ­яс­не­ния крас­ным шриф­том (кино­ва­рью). При каждом зачале стоит звез­дочка, а внизу ука­зано, когда это зачало чита­ется и какими сло­вами надо начи­нать чтение этого зачала. Счет зачал начи­на­ется с Пасхи, откры­ва­ю­щей «новый год» подвиж­ного годо­вого цикла.

Зна­ко­миться с тек­стом, кото­рый будет читаться на службе, необ­хо­димо зара­нее. Сле­дует пом­нить, что текст чита­е­мый чтецом, пони­ма­ю­щим смысл слов, могут понять и слу­ша­ю­щие люди. Если же чтец сам не пони­мает смысла чита­е­мого, то и люди слу­ша­ю­щие не имеют шансов понять его, разве что кто-то зара­нее будет знаком с чита­е­мым зача­лом. Поэтому чтецу необ­хо­димо нака­нуне службы, озна­ко­миться с про­ким­нами и их сти­хами, с зача­лами и алли­луй­ными сти­хами на пред­сто­я­щий день.

А поря­док чтения Апо­стола и Еван­ге­лия сле­ду­ю­щий:

В ВОС­КРЕ­СЕ­НЬЕ: Всегда прежде чита­ется недель­ное, потом если есть, то свя­тому, а если два святых, то и обоим, мень­шего под главу недель­ного. А если нет свя­тому, то к недель­ному при­ла­га­ется второе Бого­ро­дице, но во время Триоди11, исклю­чая недели мытаря, блуд­наго, второй недели Вели­кого Поста, Бого­ро­дице не при­ла­га­ется, разве только когда будет ей наро­чи­тое празд­нен­ство, тогда в Три­од­ный период 10 Бого­ро­дице не отла­га­ется.

В СЕД­МИЧ­НЫЕ ДНИ: Прежде дню, а потом свя­тому, а если два святых, то обоим, мень­шему под главу днев­ного.

В СУБ­БОТУ: Во время Триоди поря­док тот же, как и в сед­мич­ные дни, но кроме Триоди, днев­ной уже не пред­ше­ствует свя­тому, но после­дует оному, про­из­во­ля­ю­щие же читают и третие зачало за упокой, но по уставу за упокой Апо­стол и Еван­ге­лие чита­ются только, когда нет свя­тому. Таким же обра­зом заупо­кой­ные зачала Апо­стола и Еван­ге­лия читают не только в суб­боту, но и равно во все сед­мич­ные дни.

Иногда бывает недо­ста­ток зачал Апо­стола и Еван­ге­лий до недели мытаря и фари­сея. В этом случае необ­хо­димо отсту­пить вспять и снова начать читать уже про­чи­тан­ные зачала, по коли­че­ству недо­ста­ю­щих седмиц, сколько их не хва­тает до недели мытаря и фари­сея. Такое дей­ствие назы­ва­ется отступ­кой.

ПЕНИЕ АНТИ­ФО­НОВ12. В вели­кие празд­ники бывает пение особых празд­нич­ных анти­фо­нов13 в виде стихов из псал­мов, содер­жа­щих про­ро­че­ства или пре­ду­ка­за­ния на данный празд­ник. В книге Апо­стол есть ука­за­ние на пение таких анти­фо­нов в сле­ду­ю­щие празд­ники:

При этом к пер­вому анти­фону бывает припев:

«Молит­вами Бого­ро­дицы, Спасе, спаси нас», ко 2‑ому — «Спаси ны, Сыне Божии, рож­де­ися от Девы…» или: «Пре­об­ра­зи­вы­ися на горе…» и т. д. «Поющих ти: Алли­луиа, (трижды)». Тре­тьим анти­фо­ном явля­ются стихи из псал­мов, чере­ду­ю­щи­еся с пением тро­паря празд­ника.

При­ве­дём кон­крет­ный пример дей­ствий чтеца при пении особых празд­нич­ных анти­фо­нов на празд­ник Бого­яв­ле­ние Гос­пода Бога и Спаса нашего Исуса Христа. Текст анти­фо­нов этого празд­ника при­ве­дён в книге Апо­стол в раз­деле «СОБОР­НИК, 12 МЕСЯ­ЦЕМ», месяца января в шестой день.

Во время чтения екте­нии, чтец берёт книгу Апо­стол и ста­но­вится перед иконой Спа­си­теля (справа от Цар­ских Врат). Бла­го­слов­ляться перед этим не нужно. По окон­ча­нии чтения екте­нии, чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом к веду­щему кли­росу, (назо­вём его — первый лик) кла­ня­ется в пояс и читает текст: «Во исходе Изра­и­леве от Египта дому Ияковля из людий варвар. Молит­вами Бого­ро­дицы Спасе спаси нас». Чтец кла­ня­ется пер­вому лику в пояс и пово­ра­чи­ва­ется лицом к иконе Спа­си­теля. Первый лик тем вре­ме­нем отпе­вает этот стих. По окон­ча­нии пения этого стиха, чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом к дру­гому лику, кла­ня­ется в пояс и читает второй стих: «Бысть Иудея свя­тыни Его, Изра­иль область Его. Молит­вами Бого­ро­дицы Спасе спаси нас». Чтец кла­ня­ется вто­рому лику в пояс и пово­ра­чи­ва­ется лицом к иконе Спа­си­теля, второй лик тем вре­ме­нем отпе­вает этот стих. По окон­ча­нии пения этого стиха, чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом к пер­вому лику, кла­ня­ется в пояс и читает третий стих также как преды­ду­щие стихи. По окон­ча­нии пения этого стиха, чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом к дру­гому лику, кла­ня­ется в пояс и читает чет­вёр­тый стих тем же поряд­ком. По окон­ча­нии пения этого стиха, чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом к пер­вому лику, кла­ня­ется в пояс и читает: «Слава Отцу и Сыну и Свя­тому Духу. Молит­вами Бого­ро­дицы Спасе спаси нас». Чтец кла­ня­ется пер­вому лику в пояс и пово­ра­чи­ва­ется лицом к иконе Спа­си­теля. Первый лик тем вре­ме­нем отпе­вает этот стих. По окон­ча­нии пения этого стиха, чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом ко вто­рому лику, кла­ня­ется в пояс и читает: «И ныне, и присно, и во веки веком, аминь. Молит­вами Бого­ро­дицы Спасе спаси нас». Второй лик тем вре­ме­нем отпе­вает этот стих.

Потом свя­щен­ни­ком чита­ется екте­ния малая, по окон­ча­нии кото­рой чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом ко вто­рому лику, кла­ня­ется в пояс и читает стихи вто­рого анти­фона, тем же поряд­ком, что и первый анти­фон. Дойдя до слов «Слава, и ныне», про­из­но­сит: «Слава Отцу и Сыну и Свя­тому Духу» и оста­нав­ли­ва­ется. Лик поёт «Слава…, и ныне…» и тор­же­ствен­ный гимн «Еди­но­род­ный Сын Слово Божие…».

Потом свя­щен­ни­ком чита­ется екте­ния малая, по окон­ча­нии кото­рой чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом к пер­вому лику, кла­ня­ется в пояс и читает стихи тре­тьего анти­фона, тем же поряд­ком.

Чтец: «Испо­ве­дай­теся Гос­по­деви, яко благ яко в век милость Его. Во Иор­дане кре­ща­ю­щуся Тебе Гос­поди».

Лик же отпе­вает тро­парь пол­но­стью: «Во Иор­дане кре­ща­ю­щуся Тебе, Гос­поди, Тро­и­че­ское явися покло­не­ние: Роди­те­лев бо глас сви­де­тель­ство­ваше Тебе, воз­люб­лен­наго Тя Сына именуя, и Дух в виде голу­бине извест­во­ваше сло­весе утвер­же­ние. Явлейся Христе Боже, и мир про­све­щей, слава Тебе».

По про­чте­нии всех стихов тре­тьего анти­фона до слов «Вход», все кли­ро­шане (первый и второй лик) выхо­дят на центр храма и там поют послед­ний стих. Чтец стоит лицом к иконе Спа­си­теля, а по воз­вра­ще­нии кли­ро­шан на свои места кладёт книгу Апо­стол.

При воз­гла­ше­нии стихов анти­фона, сле­дует обра­щать вни­ма­ние на встре­ча­ю­щи­еся иногда вместо стихов над­писи: «Той же и другая страна», или «Другая страна той же стих», или «Стих 1, дважды». В этом случае чтец повто­ряет ранее про­чи­тан­ный стих.

Выше­ука­зан­ный поря­док чтения анти­фо­нов при­ме­ня­ется в том случае, если чтец не обла­чён в свя­щен­ные одежды. При чтении анти­фо­нов лицами в свя­щен­ном обла­че­нии, напри­мер све­ще­нос­цами, обла­чён­ными в сти­харь, чтец не стоит на одном месте перед иконой Спа­си­теля, а пере­хо­дит через крас­ную дорожку (на кото­рую могут насту­пать только свя­щен­ные лица) от одного кли­роса к дру­гому. Во всем осталь­ном поря­док дей­ствий сохра­ня­ется тем же.

При­ме­ча­ния:

1 Обычно после того как «Святый Боже…» будет про­пето в третий раз.

2 Так Гос­подь после Своего слав­ного Вос­кре­се­ния при­вет­ство­вал Своих уче­ни­ков. С этим Боже­ствен­ным при­вет­ствием Он послал их на все­мир­ную про­по­ведь Еван­ге­лия. Этим воз­гла­сом пред­ла­га­ется людям внять сле­ду­ю­щему: мир всем — озна­чает соеди­не­ние, ибо Хри­стос разо­рил вражду между Богом и чело­ве­ком, чтобы мир Божий пре­вос­хо­дя­щий всякий ум, соблю­дал сердца наши и разу­ме­ния о Христе Иисусе.

Если служба совер­ша­ется без свя­щен­ника, этот воз­глас не про­из­но­сят и ничем не заме­няют.

3 Воз­глас «Пре­муд­рость, вонмем» — обра­щает вни­ма­ние людей на зна­че­ние про­кимна от псалма Дави­дова.

Если служба совер­ша­ется без свя­щен­ника, этот воз­глас не про­из­но­сят и ничем не заме­няют.

4 Про­ки­мен это крат­кий стих из псал­мов, кото­рый пред­ше­ствует чтению Свя­щен­ного Писа­ния (про­ро­че­ского, апо­столь­ского и еван­гель­ского) или пению других стихов, и выра­жает или силу и содер­жа­ние сле­ду­ю­щего за ним чтения, или зна­че­ние насто­я­щего дня. Стих избран­ный в про­ки­мен из псал­мов Давида, один нико­гда не бывает, но за ним всегда сле­дуют другие стихи, кото­рые объ­яс­няют и под­твер­ждают содер­жа­ние и силу заклю­ча­ю­щу­юся в нём. Его поют перед всяким стихом, сколько бы их не было, и сам он ещё раз после повто­ря­ется.

5 Слова «Про­ки­мен, псалом Дави­дов …» не про­из­но­сятся если первым чита­ется зачал Бого­ро­дице или святым отцам. Тогда чтец сразу воз­гла­шает: «Песнь Бого­ро­дице…» или «Песнь отцем…».

7 Воз­гласы «Пре­муд­рость» и «Вонмем», к началу чтения, упо­треб­ля­ются только в смысле вни­ма­тель­ного слу­ша­ния чита­е­мого.

Если служба совер­ша­ется без свя­щен­ника, этот воз­глас не про­из­но­сят и ничем не заме­няют.

8 Это каж­де­ние уста­нов­лено в знак бла­го­го­ве­ния перед насту­па­ю­щим чте­нием Еван­ге­лия и ука­зы­вает на то, что через про­по­ведь еван­гель­скую бла­го­дать Свя­таго Духа, раз­лив­шись во все концы мира, обла­го­ухала сердца людей и обра­тила их к Жизни Вечной.

9 Апра­кос значит недель­ный. Этим назва­нием опре­де­ляли Еван­ге­лие и Апо­стол, рас­по­ло­жен­ные по порядку днев­ных цер­ков­ных чтений при бого­слу­же­нии, начи­ная с недели Пасхи.

10 Апра­кос значит недель­ный. Этим назва­нием опре­де­ляли Еван­ге­лие и Апо­стол, рас­по­ло­жен­ные по порядку днев­ных цер­ков­ных чтений при бого­слу­же­нии, начи­ная с недели Пасхи.

11 ТРИОДЬ ПОСТ­НАЯ, ТРИОДЬ ЦВЕТ­НАЯ — службы пред­пас­халь­ного и после­пас­халь­ного пери­ода. Пост­ная Триодь содер­жит молит­во­сло­вия на дни Вели­кого Поста и на недели, при­го­то­ви­тель­ные к нему, начи­ная с Недели о мытаре и фари­сее и до Вели­кой Суб­боты вклю­чи­тельно. Цвет­ная Триодь заклю­чает в себе пес­но­пе­ния от Недели Пасхи до Недели Всех святых (девя­тая неделя по Пасхе или первая по Пять­де­сят­нице).

12 Анти­фон — озна­чает попе­ре­мен­ное пение цер­ков­ных пес­но­пе­ний, кото­рое испол­ня­ется на обоих кли­ро­сах, обоими ликами.

13 Анти­фон — озна­чает попе­ре­мен­ное пение цер­ков­ных пес­но­пе­ний, кото­рое испол­ня­ется на обоих кли­ро­сах, обоими ликами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *