апостолы в виде животных

Символы евангелистов

Си́мволы евангели́стов – ико­но­гра­фи­че­ские сим­волы, пред­став­ля­ю­щие изоб­ра­же­ние четы­рех живых существ, свя­зан­ные с виде­ни­ями про­рока Иезе­ки­иля ( Иез.1:4-11 ) и апо­стола Иоанна Бого­слова ( Откр.4:6-8 ), кото­рые древ­няя хри­сти­ан­ская тра­ди­ция усво­ила еван­ге­ли­стам. Сим­волы рас­кры­вают раз­лич­ные сто­роны иску­пи­тель­ного подвига и учения Спа­си­теля в изло­же­нии еван­ге­ли­стов.

апостолы в виде животных

При еван­ге­ли­сте Матфее изоб­ра­жа­ется Ангел, как символ мес­си­ан­ского послан­ни­че­ства в мир Сына Божия, пред­ре­чен­ного про­ро­ками. Еван­ге­лист Марк сим­во­ли­зи­ру­ется львом, в озна­ме­но­ва­ние могу­ще­ства и цар­ствен­ного досто­ин­ства Христа. Еван­ге­ли­ста Луку изоб­ра­жают с тель­цом, под­чер­ки­вая жерт­вен­ное, иску­пи­тель­ное слу­же­ние Спа­си­теля. Орел при еван­ге­ли­сте Иоанне изоб­ра­жает высоту еван­гель­ского учения и сооб­ща­е­мых в нем боже­ствен­ных тайн.

На неко­то­рых древ­них иконах и фрес­ках эти сим­волы, имея тот же смысл, соче­та­ются в другом порядке.

Изоб­ра­же­ния четы­рех еван­ге­ли­стов и сим­во­ли­зи­ру­ю­щих их существ в тра­ди­ци­он­ной ком­по­зи­ции рос­пи­сей пра­во­слав­ного храма обычно поме­ща­ются по четы­рем сто­ро­нам кре­стово-куполь­ного свода, на так назы­ва­е­мых «пару­сах», под­дер­жи­ва­ю­щих купол, внутри кото­рого обычно изоб­ра­жают Гос­пода Все­дер­жи­теля.

Также образы четы­рёх еван­ге­ли­стов с четырьмя «живот­ными» Апо­ка­лип­сиса по тра­ди­ции нахо­дятся на Цар­ских вратах вместе с обра­зом Бла­го­ве­ще­ния.

В первые века хри­сти­ан­ства сим­во­лами еван­ге­ли­стов слу­жили 4 рай­ские реки.

На смену им в том же пери­оде яви­лись сим­волы четы­рех живот­ных, окру­жа­ю­щих пре­стол Иеговы, по опи­са­нию про­рока Иезе­ки­иля.

Сим­волы отно­сит к еван­ге­ли­стам уже Ириней Лион­ский; Матфей – чело­век, Марк – орел, Лука – вол, Иоанн – лев.

Бла­жен­ный Иеро­ним пред­ла­гает рас­пре­де­ле­ние сим­во­лов, при­ня­тое у нас в насто­я­щее время: Матфей – чело­век, Марк – лев, Лука – телец, Иоанн – орел.

Изъ­яс­не­ние сим­во­лов в смысле ука­за­ния на искуп­ле­ние Иисуса Христа, Кото­рый воче­ло­ве­чился (чело­век), поко­рил врагов (лев), принес Себя в жертву за род чело­ве­че­ский (телец) и воз­несся на небеса (орел), не дости­гает цели: оно не опре­де­ляет, почему именно символ чело­века усвоен еван­ге­ли­сту Матфею, лев – Марку и т.д.

Объ­яс­не­ние бла­жен­ного Иеро­нима: в еван­ге­лии Матфея родо­сло­вие Иисуса Христа, в еван­ге­лии Марка – голос льва, рыка­ю­щего в пустыне: глас вопи­ю­щего в пустыни..; в еван­ге­лии Луки речь о свящ. Заха­рии, в еван­ге­лии Иоанна о недо­ся­га­е­мой высоте Слова. С этим послед­ним объ­яс­не­нием согласно и объ­яс­не­ние св. Гри­го­рия Двое­слова, допус­ка­ю­щего, впро­чем, и воз­мож­ность дру­гого объ­яс­не­ния в при­ло­же­нии к Иисусу Христу, Кото­рый принял плоть (чело­век), принес себя в жертву (телец), рас­торг­нул узы смерти (лев) и воз­несся на небо (орел).

У Софро­ния, пат­ри­арха иеру­са­лим­ского: лев – сила и началь­ство Иисуса Христа; телец – свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние Иисуса Христа; чело­век – явле­ние во плоти; орел – нис­хо­дя­щая сила Свя­того Духа.

В этом раз­но­об­ра­зии обна­ру­жи­ва­ется также раз­ли­чие част­ных мнений. Оно про­ис­хо­дит также и в памят­ни­ках изоб­ра­зи­тель­ного искус­ства – моза­и­ках, фрес­ках мини­а­тю­рах. Нередко все четыре сим­вола объ­еди­нены в одну группу и состав­ляют так назы­ва­е­мый тет­ра­морф. К этому тет­ра­морфу древ­ние отно­сят слова литур­гии: «поюще (орел), вопи­юще (вол), взы­ва­юще (лев) и гла­го­люще (чело­век).

Источник

На иконах рядом с евангелистами часто изображают орла, тельца, льва и ангела. Откуда пошла эта традиция?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

апостолы в виде животныхОтвечает Дмитрий Трофимов,

руководитель творческих мастерских «Царьград»

Мы привыкли к образам за спинами евангелис­тов: ангел склонился над Матфеем, лев возлежит у ног Марка, на Луку взирает телец, Иоанна осеняет крылами орел. Мы узнаем их и на деревянных царских вратах в сельской церкви, и под куполом римского собора.
Но откуда пошла такая традиция?

В Ветхом Завете тетраморф — четыре крылатых животных — упоминается в видении пророка Иезекииля, а в Новом — в Откровении Иоанна Богослова:

апостолы в виде животных
И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему… (Откр 4:6–8).

В первые века христианства учителя Церкви, толкуя Апокалипсис и видение Иезекииля, указали на символическую связь крылатых существ с евангелистами. В основу православной (и католической) иконографии легло толкование блаженного Иеронима: Матфею был дан человек, потому что он показал человеческую природу Христа; Луке — телец, символ жертвенности, он показал Христа как священника; Марку — лев, потому что он объявил о царском достоинстве Спасителя; Иоанну же дан был орел — за полет веры.

Однако существует и другое толкование этих символов. Оно принадлежит святителю Иринею Лионскому. Эта традиция сохранилась до сих пор на христианском Востоке, в храмах Малой Азии и у русских старообрядцев. В 1723 году вышли «Поморские ответы» — одно из важнейших апологетических сочинений старообрядцев. Среди прочего они утверждали альтернативную иконографию символов евангелистов: «В древлецерковныхъ книгахъ печатныхъ святiи четыре евангелиста вообразахуся Матфей лицемъ человеческим, Марко лицемъ орлимъ, Лука телечимъ, Иоанн львовым…».

Так что если бы Венецию строили старообрядцы, ее символом был бы не лев святого Марка, а орел.

Источник

ХРАМ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

ГРОДНЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ БЕЛОРУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

Символы Евангелистов — Ангел (человек), Лев, Вол, Орел

апостолы в виде животных

Символы евангелистов – изображения четырех живых существ, которые древняя иконографическая традиция усвоила евангелистам; как принято считать, символы эти заимствованы из видения Иоанна Богослова.

И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу,

и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.

Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.

При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками.

апостолы в виде животных

Евангелист Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа.

апостолы в виде животных

Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя.

апостолы в виде животных

Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн.

апостолы в виде животных

Святой Иероним в своём комментарии к Иезекиилю попытался обосновать эти атрибуты. Он говорит, что

К символам евангелистов в Православной церкви относят также заключительные слова тайной евхаристической молитвы священника на Божественной Литургии: «поюще (орёл), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек)».

Источник

Символы апостолов-евангелистов: Ангел, Лев, Телец и Орел

В христианстве множество символов. Мы уже писали о самых распространенных из них, связанных с Господом Иисусом Христом, Церковью и Евхаристией.

апостолы в виде животных

Наверное, многие задавались вопросом: что означают изображения, которые находятся рядом с образами апостолов-евангелистов? В храмах и часовнях часто можно встретить на разных стенах (чаще под куполом или на царских вратах) Ангела, Льва, Тельца и Орла. Как и все символы, эти изображения несут свой сакральный смысл.

апостолы в виде животных

Конечно, каждый верующий знает, что существует 4 Евангелия, написанные разными апостолами. Это Матвей, Марк, Лука и Иоанн. Несложно догадаться, что по той причине, что эти четыре апостола писали Евангелие, их стали звать евангелистами. Кстати, слово «Евангелие» переводится как «благая весть», апостолы в своих книгах несли «благую весть» об учении Христа.

апостолы в виде животных

Стоит отметить, что символы не сразу закрепились за апостолами-евангелистами, многие богословы спорили относительно принадлежности и трактовки этих символов. Однако приблизительно со II века (впервые символика появилась у священномученика Иринея Лионского) появилось обоснование аллегорических образов, связанных с евангелистами, которое мы используем и сегодня. Матфей изображается рядом с Ангелом (Человеком), Марку соответствует Лев, ЛукеТелец (Вол), а Иоанна символизирует Орел.

Считается, что эти символы берут начало из видения ветхозаветного пророка Иезикииля (Книга пророка Иезекииля, гл. 1, стих 10), который увидел существо, спустившееся с небес. Оно имело тело человека, и четыре лика: лицо человека, морду льва, тельца и голову орла. Изначально образ этот трактовался как обозначение четырех Ангелов, которые окружали престол Бога. Позднее эти четыре образа образовались в один термин – тетроморф (с греч. «четырехвидный»). Такое единство можно встретить в древних росписях храмов, на иконах, а также считается, что слова литургии «поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек)» также относятся к древнему тетроморфу.

апостолы в виде животных

Тетроморф Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 г.

апостолы в виде животных

Лепнина с изображением Льва, Орла, Ангела и Тельца на Кафедральный соборе в г.Бургос Испания

апостолы в виде животных

В Откровении Иоанна Богослова эти четыре ипостаси упоминаются порознь. Подобно четырем сторонам света, четырем временам года, четыре символа евангелистов образуют единство Евангелия, изложенного в четырех книгах. Любопытно, но многие исследователи-богословы (например, Григорий Двоеслов) сравнивают образы евангелистов с Самим Господом Иисусом Христом. Он был рожден как Человек, искупил грехи человечества Своей Кровной Жертвой, подобно Тельцу, далее воскрес и разорвал узы смерти, будто Лев и вознесся на небо, подобно Орлу.

апостолы в виде животных

Итак, расскажем о евангелистах и их символах немного подробнее.

Первое каноническое Евангелие было написано Левием Матфеем, ученые считают, что это приблизительно 41-55 гг.

Матфей был среди 12 ближайших избранных учеников Иисуса Христа. До того, как он уверовал в Господа и последовал за Учителем, Левий Матфей был мытарем, т.е. сборщиком налогов.

Символом евангелиста Матфея считается Ангел (Человек), как символ Мессии, Сына Божьего, который был послан на землю. Евангелие от Матфея начинается с родословной Иисуса Христа, как будто бы тем самым вновь подтверждается Его человеческая природа.

апостолы в виде животных

Евангелие от Марка второе и самое короткое из четырех Евангелий, вероятно, было написано в 60-70 е гг.

апостолы в виде животных

Третье Евангелие от Луки датируется приблизительно в диапазоне от 70 до 100 гг. Это Евангелие отличается историческими подробностями, яркими притчами и событиями, которых нет в других Евангелиях (например, рассказ о родителях Иоанна Крестителя).

Лука был одним из 70 апостолов, ближайший соратник апостола Павла. В своем Евангелии Лука описывает и растолковывает читателям главное: смысл спасительной жертвы Иисуса Христа. Сын Божий ценой собственной жизни искупил все грехи человечества: «так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк.24:46).

Именно потому, что в этом Евангелии подчеркивается жертвенное страдание Господа Иисуса Христа, символом апостола Луки является жертвенный Телец (Вол).

апостолы в виде животных

Последнее Евангелие от Иоанна повествует о Божественной природе Господа Иисуса Христа. Точная дата его написания неизвестна, вероятней всего, оно было написано в самом конце I века.

Мы знаем, что Иоанн был самым близким и любимым учеником Иисуса Христа, его называют «апостолом любви», и в его Евангелии много внимания уделено учению Христа о любви. Именно он вместе с Божией Матерью находился рядом с распятым Господом и именно Иоанну Спаситель, пребывая на кресте, доверил заботиться о Пресвятой Богородице.

Апостол Иоанн стал единственным апостолом из 12, который не принял мученическую кончину за Христа, а умер своей смертью (кстати, как и Божию Матерь, Бог забрал на небо и тело апостола Иоанна). Господь подготовил ему особое служение, часто на иконах евангелист Иоанн изображается с Ангелом на плече, который диктует ему Божественное Откровение.

апостолы в виде животных

апостолы в виде животных

Символом апостола Иоанна является Орел, это символ высоты учения, которое изложил в своем Евангелии апостол, а также символ Святого Духа, которого удостоились люди, очистившись от своих грехов.

В нашей мастерской есть замечательный крестик, на котором изображены символы четырёх евангелистов. Четыре рельефа создают здесь единый замкнутый круг, подобно тому, как четыре Евангелия образуют единую Книгу Жизни Господа Иисуса Христа.

Источник

Тетраморф

апостолы в виде животных

В рассказе про Большой Ритуал Пентаграммы были упомянуты Керубы, странные крылатые люди с головами животных, воплощающие силу Стихий. Это очень важная символика, общая для магии и религии запада — это Тетраморф. И почему орел — это Вода, а не Воздух? Слово «тетраморф» значит «Четырехликий», это общее название для одной фигуры с четырьмя лицами (включая звериные) или четырех разных фигур. И многие видели их как привычные фигуры углах карт Таро, на Арканах Мир, Колесо Фортуны, Иерофант, в углах карт часто можно увидеть четыре фигуры — человека, льва, орла и быка. Их могут рисовать целиком, ограничиться их головами, или, как на карте Колесо Фортуны Уэйта, нарисовать крылатых животных с книгами.

апостолы в виде животныхТетраморф в картах Таро

И точно те же самые фигуры вы легко найдете далеко за пределами карт Таро — достаточно обратить внимание на живопись, скульптуру, иконографию. Мало того, вы легко найдете изображения льва, быка, орла и человека именно с крыльями и книгами — они часто встречаются в росписи храмов, где обозначают апостолов — евангелистов, то есть авторов Евангелий, Марка, Матфея, Луку и Иоанна. И книги — это их евангелия. Вопрос в том, какое отношение имеет одно к другому.

апостолы в виде животныхКрылатые Лев и Бык с крыльями на росписи русских храмов. Фигуры очень похожи на те, что нарисованы в Таро!

Символами евангелистов стали эти четыре живых существа, и их рисуют рядом с евангелистами, или вместо евангелистов, или даже рисуют самих евангелистов в виде людей с головами льва, быка и орла, словно это какие-то египетские боги!

апостолы в виде животныхЛука и Анубис, христианство и древний Египет

Однако тут нет никакой связи, если не считать общую привязанность люде к зооморфным (то ест звероподобным) образам. Это это не претендует на изображение настоящей внешности апостола — религиозные рисунки такого вообще не претендуют на документальность. Но эти существа рисуются просто рядом с апостолами, как их символ, поскольку без таких «опознавательных знаков» сложно судить, кто на рисунке. Трудно не узнать Иисуса — но вот десятки святых как-то нужно различать между собой, поэтому их часто рисовали с какими-то характерными, и порой довольно мрачными, атрибутами. Например, святой Агате отрезали груди, и ее изображали держащей в руках поднос, на котором они лежат.

А видя на рисунке человека со львом, или даже просто крылатого льва, зритель понимал, что это никто иной, как апостол Марк, а его книга — Евангелие от Марка. Точно так же Матфей — это человек, ангел, Иоанн — орел, а Лука — бык.

апостолы в виде животныхЗа спиной нарисован лев. Значит, что апостол Марк! Так его можно узнать.

Впервые они появляются в ветхозаветной книге пророка Иезекииля, который описывает видения, открывшие ему внешность ангелов: «подобие четырех живых существ, и вид их подобен человеку. И четыре лица у каждого, и четыре крыла у каждого из них.Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех».

В этом описании все четыре фигуры, лев, бык, орел и человек, соединены в одно существо. Вот его и называют «Тетраморф», «четырехликий», существо с четырьмя лицами.

апостолы в виде животныхТетраморф как одно существо с четырьмя лицами

В Новом Завете Тетраморфа вспомнили снова, в книге Апокалипсиса, где описано видение небесного города, и Тетраморф предстает уже в виде четырех отдельных живых существ: «…перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.»

апостолы в виде животныхТетраморф в видениях как одна фигура и как четыре разные

Тетраморф обрел огромную популярность, вошел в культуру, религию, апокрифические тексты, искусство. Епископ Гильдеберт де Лаварден, в 12 веке, сравнивал с ним Иисуса, епископ пишет, что Иисус жил как человек, был принесен в жертву как телец (бык), воскрес, как царственный лев, и вознесся на небо, подобно орлу.

А автор Библии Вульгаты — стандартного перевода Библии на латынь, принятого в католицизме, Иероним Стридонский, счел, что эти фигуры описывают евангелистов, установил, какое животное кому из них соответствует, и расположил их в том порядке, в каком лица упомянуты у Иезекииля. Именно поэтому Евангелия идут всегда идут в стандартном порядке — от Матфея, от Марк, Луки и Иоанна.

Так началось победное шествие Тетраморфа в символике. Бык выглядывает из-за плеча апостола на полотне Блумарта

апостолы в виде животныхТетраморф на полотне Блумарта

Крылатый лев с книгой (точно как на карте Уэйта) воплощает Марка на картине Витторе Карпаччо

апостолы в виде животныхТетраморф на картине Витторе Карпаччо

И ждет нас на гербе провинции Венето в Италии.

апостолы в виде животныхТетраморф на гербе

Он постепенно покидает границы чистого искусства и религии, становится частью оккультной символики, появляется на масонском гербе, как четыре фигуры в центре.

апостолы в виде животныхМасонский Тетраморф

И, наконец, на изображениях Керубов — хранителей Стихий в системе Оредна Золотой Зари.

апостолы в виде животныхТетраморф в виде Керубов Стихий Ордена Золотой зари

Осталось понять, при чем тут Стихии? И евангелисты? И почему, все же, орел — это Вода?

Дело в том,что символ Тетраморфа получил такое распространение, что его понимание постепенно вышло за рамки символа четырех евангелистов.

Человеческий разум любит делить все на четыре части — четыре стороны света, времени года, Стихии… И Знаки Зодиака! Среди которых фиксированные Знаки Зодиака, Лев, Телец, Водолей и Скорпион, почти точно повторили Тетраморф. И породили начало новым ассоциациям — Тетраморф стал воплощать и эти знаки.

Лев, разумеется, становится символом Знака Льва, бык — Тельца. Водолея рисуют в виде человека, и его символ — человек из Тетраморфа. Остались Скорпион и орел. И да — орел это именно один из символов Знака Скорпиона в астрологии, воплощение его высшей природы.

А раз каждый из этих Знаков связан со своей Стихией, то животные Тетраморфа стали и символами Стихий. Лев — огненный Знак и лев Тетраморфа — это Огонь. Телец — Знак земной, и бык — символ Стихии Земли. Водолей — Знак воздушный, и его символ — человек. И вот теперь то, что может сбить с толку: Скорпион — водный Знак. И поэтому его орел — это символ Воды. Орел — это не Воздух, это Вода!

Вот почему символы Стихий, их воплощение в виде существо — это Керубы, крылатые люди с головами животных. Это продолжение Тетраморфа. И то, что началось в книгах Ветхого Завета, нашло продолжение в магии и стало важной частью символики Стихий.

Но Тетраморфа есть свои аналоги и в других культурах — например, в китайской оккультной системе вам встретятся черепаха, тигр, птица и дракон. На гербе Исландии место льва занял дракон, и это четыре духа-хранителя Исландии из саги об Олаве Трюгтвассоне, приписанные к четырем сторонам света. Но главное, что их четыре и они становятся символом того, что делится на четыре части — как стихии и и стороны света.

апостолы в виде животныхТетраморф в на гербе Исландии

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *