арабский монастырь нижегородская область
Оранский монастырь, история Нижегородского края
А теперь послушайте какая удивительная и таинственная история приключилась в связи с этими революционными событиями прошлого века в небольшом селе Нижегородской области с названием Оранки, но начну я мой рассказ издалека.
“По возвращению к себе домой в нижегородскую вотчину — село Бочеево исцеленный Петр Глядков, в течение пяти лет с трепетом и любовью молился на образ Богоматери. “По преданию в ночь на субботу пятой недели Великого поста в 1634 году услышал он во сне голос: «Иди семо!». Он пошел за этим голосом и вдруг увидел себя на какой-то горе, и здесь вновь услышал новый глас, повелевающий ему на этом месте построить храм в честь иконы Владимирской Богородицы, а прежде создания храма водрузить на горе крест. Трижды за ночь видел этот чудесный сон благочестивый человек. Проснувшись, Петр был в большом волнении, и с особым усердием стал молиться Богородице, чтобы та помогла ему исполнить повеление.
Через три недели, после Святой Пасхи Петр Глядков вышел из дома и пошел, куда глаза глядят, но на самом деле вела его сила небесная, пока не вышел он к полю, называемому «Орано-поле» (от старославянского «орати» — пахать). Далее он пошел непроходимым лесом, и предстала вдруг перед ним гора, именуемая «Славенова Гора». Взглянув на нее он понял : это и есть та самая гора, что во сне ему привиделась. Место это было дремучее, и потому еще более Глядков удивился, когда увидел на горе сверхъестественный свет. Взойдя на гору, Петр Андреевич ощутил разливающееся вокруг него благоухание. Понял благочестивый христианин — это то самое место, что видел он во сне, и что сама Матерь Божия благоволит обитать здесь особенным своим присутствием.
Вслед за этими событиями отправился Глядков немедля вновь в Москву за благословением на строительство здесь храма, в честь Владимирской Богоматери. Явившись к Патриарху Иосафу, он подробно рассказал ему обо всем произошедшем и попросил храмозданную грамоту. Святейший Патриарх возрадовался, что Господь, не перестает еще являть чудесные знамения, и дал свое архипастырское благословение на это богоугодное дело.
Вернувшись вновь на Нижегородскую землю, первым делом Петр Андреевич, взял мраморный крест, который многие годы бережно хранился в роду Глядковых, и установил его на «Славенской горе», обозначив тем самым место для строительства храма.”
“И тогда было явлено первое чудо. Когда жители трех мордовских деревень собрались вместе, чтобы разрушить храм, то целых семь дней скитались они по лесу вокруг «Словенской горы», но места святого не смогли отыскать. Тем самым, сама Богородица оградила земли эти, для своей земной обители от неверных.”
Не оставлена была тогда новая обитель и без щедрот Российских государей. Непосредственно при самом устройстве монастыря, царем Михаилом Федоровичем, была пожалована ей пахотная и сенокосная земля с лесом, что так же в дальнейшем в 1665 году было подтверждено грамотой от государя Алексея Михайловича.
“Охраняемая чудесным образом от врагов Оранская обитель становилась все более известной благодаря чудесам, происходящим от Владимирской иконы Божией Матери. Как свидетельствует летопись, в первый год от чудодейственной иконы получили исцеление более 130 человек, от самых разных и часто застарелых и неизлечимых недугов. С одинаковой легкостью выздоравливали слепой, двадцать или тридцать лет не видевший света белого, и больной горячкой, две-три недели страдавший в постели.”
Читая эти строки я понимаю, как именно нужно в России реформировать здравоохранение. За последние годы в сельской местности закрылось много больниц, зато открылась много церквей.Знает наш Президент, что делает, да пошлет ему Бог здоровья на долгие лета. Мудрые государственные мужи посчитали, что здравоохранение расходная статья бюджета, а имея такой мощный духовный потенциал, нам вообще грех даже заикаться о медицине.
В 1866 году Оранская обитель из заштатного монастыря была возведена в степень первоклассного монастыря. Как всякий крупный монастырь Оранская обитель имела весьма обширную библиотеку, богатую ризницу и значительное хозяйство. Каталог иноческой библиотеки насчитывал более 2000 книг и различных изданий, среди которых были как рукописные, так и древние печатные книги. 5
В начале ХХ столетия, Оранский монастырь находился в цветущем состоянии. Наряду с вышеназванными постройками в нем размещалось так же шесть каменных братских корпусов, здание гостиницы для приема богомольцев, многочисленные хозяйственные постройки: каменная водокачка, (функционировал свой водопровод), баня, лавки, погреба, пасека, амбары и конюшни. При монастыре существовала больница с аптекой, фруктовый сад и огород, собственный кирпичный завод, различные мастерские, хуторские подсобные хозяйства.
Но вот наступил двадцатый век и “вступил на престол” очередной благодетель и радетель за судьбу народа России Владимир Ульянов.И захотел отделить он церковь от государства.
Информацию эту легко найти в интернете на русском языке. Но вот чего вы не сможете найти на русском языке, так это свидетельство очевидца массовых захоронений. На территории монастыря было найдено несколько тысяч скелетов с пулевыми ранениями в голову.
Странно почему свидетель не писал на русском?
А вот тут и начинается самое интересное.
На его территории в разные годы размещались различные учреждения и организации.- колония для детей раскулаченных крестьян, мужская трудовая исправительная колония.
В период с 1939 по 1941 год монастырь стал убежищем для интернированных иностранных послов и их семей, работников самих посольств. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году здесь был организован лагерь для военнопленных немцев. Первая партия пленных немцев прибыла сюда в декабре 1942 года, а последние из них покинули лагерь в марте 1950 года.
В 1942 году по распоряжению органов НКВД в селе Оранки был открыт лагерь для военнопленных. Лагерь как секретный объект получил официальное название «Оранки-74» и расположился на территории бывшего Оранского Богородицкого монастыря.
Первые военнопленные, прибывшие в лагерь, были немцы, финны, венгры и румыны. Жители Оранок первыми увидели результат победного наступления наших войск, о котором другие слышали лишь по радио.
С этого эшелона и началась в Оранках лагерная жизнь
После составов с румынами прибыло много немцев, австрийцев, итальянцев, венгров, финнов, испанцев. Вначале пленные умирали в огромных количествах. Большинство прибывших было обморожено, еще во время боев под Сталинградом. В Оранский лагерь они попадали еле живые, с гангреной.
С каждым месяцем количество военнопленных в лагере увеличивалось. На территории бывшего Оранского монастыря уже не могли разместить всех пленных. Было принято решение выстроить еще один лагерь за пределами монастыря, который расположился в нескольких километрах от села в местности под названием «Монастырка». По разным оценкам всего в лагере Оранки-74 насчитывалось порядка 12 тысяч человек.
Новый лагерь состоял из земляных бараков. В чистом поле военнопленные румыны сами себе копали землянки, сверху покрывая их бревнами, и так зимовали.
Всего было примерно 36 землянок по 120 человек в каждой.
Территория нового лагеря была огорожена колючей проволокой в 3 ряда высотой около 6 метров. Между ограждениями бегали собаки, а на вышках находились охранники.
Основным занятием рядовых военнопленных была заготовка леса, но иногда они помогали колхозникам убирать урожай. Как вспоминают бывшие работники лагеря, военнопленные полностью обслуживали себя: готовили пищу, стирали, шили одежду, оказывали медицинскую помощь.
Немцы, заключённые в монастыре, оказались в основном высокопоставленными военными чинами. Здесь находился почти в полном составе штаб командующего шестой армии вермахта — генерал-фельдмаршала Фридриха фон Паулюса. На короткое время в Оранки был привезен даже сам генерал Паулюс, но в дальнейшем его этапировали в другой лагерь для военнопленных, в город Красногорск.
На территории лагеря, в самом большом его здании — бывшем главном монастырском Владимирском соборе, — были установлены в пять ярусов металлические кровати. Люди взбирались на верхние ярусы по специальной лестнице.
Фактически же на территории бывшего монастырского скита разместили не просто лагерь для пленных, а организовали своеобразную «школу перевоспитания людей, вышедших из капиталистического мира, в людей с коммунистическим сознанием». Таким образом, бывший монашеский скит превратился в антифашистскую школу под руководством Коминтерна.
В Оранки прибыл Вальтер Ульбрихт — секретарь коммунистической партии Германии, представители Коминтерна из других европейских стран: от Венгрии — Ванбергер, от Румынии — Паукер. В одной из комнат скитского корпуса они постоянно проводили свои заседания, вынашивая идею организации на базе Оранского лагеря интербригад. Появился в деревне и Швейцарский Красный Крест.
Среди выживших, оказался румынский православный священник Дмитрий Бежан. Отец Дмитрий- полковой священник попал в плен после Сталинградской битвы и провел в плену 6 лет.
Позднее он написал книгу о жизни в плену в Оранском монастыре. Отец Дмитрий рассказал как во время строительных работ на территории монастыря они нашли огромное количество костей с пулевыми ранениями в черепе, о чем они немедленно доложили лагерном начальству.
Книга Дмитрия Бежана никогда не переводилась на русский язык и была запрещена в СССР. Но любознательные читатели могут найти ее на английском языке.
Село Оранки, Нижегородской области
Июль 2017
Оранский Богородицкий мужской монастырь Нижегородской области – обзор, история, советы паломникам
Драгоценнейшей из жемчужин русского православия обитель, расположенную в селе Оранки на Нижегородских землях, именуют недаром. Подобное определение она заслужила необычностью происхождения, трудами своих отцов-создателей, святостью пройденного ею тернистого пути и находящимися в ней удивительными реликвиями.
Оранский монастырь: исторические вехи
Письменных источников, освещающих историю создания монастыря вблизи Оранского поля на Славеновой (сегодня – Словенской) горе, немало. Первый из них – рукописная Повесть о возникновении монастыря, изложенная безымянным автором-монахом в 1662 году.
Откуда что пошло, и как начиналось
Возвышенность, на которой в начале второй трети XVII века основана была пустынь (так традиционно называли территории, заселяемые отшельниками), столетия опоясывали непроходимые заволжские леса. Чтобы ее подготовить к застройке, лесной массив надо было расчистить, а оголившееся Оран-поле (топоним восходит к старославянскому орати) распахать. Отсюда и слово Оранки – «вспаханное место». Задолго до продвижения сюда славян, однако, местность эту считала своею языческая мордва.
Как мог возникнуть православный очаг на участке, веками используемом язычниками в качестве мольбищ и кровавых жертвоприношений многочисленным божествам диких племен?
Благодаря нижегородскому вотчиннику дворянских кровей Петру Андреевичу Глядкову (по иным данным – Гладкову/Гляткову). Дослужившись до звания военного головы и взяв отставку, он решил удалиться от мира и поселился в сельце Бочеево – своей вотчине.
В разумном хозяйствовании, воспитании сыновей и преклонении перед Владимирской иконой Богоматери из Успенья при Московском соборе видел он смысл дальнейшего существования. Могущество образа Матери Божьей бывший воин ощутил лично: Пречистая исцелила его от тяжелой болезни.
5 лет спустя в благодарность, в 1634 году, П.А. Глядков заказал список (то есть копию) чудотворной иконы живописцу Григорию Черному. Этим годом впоследствии и датировали основание обители. Сама же мысль возвести храм на расположенном поблизости взгорье посетила Глядкова после трех одинаковых вещих снов, где голос свыше повелевал спящему поставить церковь в честь иконы-покровительницы в угодном Богородице месте. А до того – водрузить на богоизбранной горе крест.
Точного местонахождения святилища хозяин поместья не знал, но вскоре, пересекая Оранное поле, увидал устремленное из земных недр ввысь огненное сияние. Восприняв это как знамение, сподвижник понял: Оран-гора избрана для реализации высказанной в сновидениях идеи.
Осталось получить патриаршее благословение на строительство – и приступить к воплощению в жизнь ниспосланного с небес пожелания. Мраморный крест-символ Глядков установил в 1634 же году, ознаменовав тем закладку будущего храма.
Деревянная церковь-первенец была построена в считанные сроки – за три месяца. Открытие состоялось в 1634 (по некоторым сведениям – в 1635) году, 21 сентября (4 октября по новому летоисчислению), в памятный для верующих день Апостола Кондрата. Икону-копию к алтарю привезли в расчете на повторение ею вслед за оригиналом чудодейственного эффекта. Вокруг церквушки выстроили бревенчатую келейную группку, и туда вселились восемь старцев под предводительством иеромонаха Феодорита.
Надежды на светлую ауру изображения Божией Прародительницы оправдались: почти с первых дней чудо-икона стала мироточить, исцеляя богомольцев десятками. Прозревали слепые, добрели бесноватые, обретали слух немые, а подвижность – пораженные недугами рук-ног.
Чудеса фиксировались официально, во всех подробностях. Слава о них разлеталась по стране, достигая ушей патриарших и государевых. В первое же десятилетие перечень счастливых излечений зашел за 5 сотен.
По стезе достижений и бед
Судьба первооснователя Оранского храма-пустыни была трагической. Приняв постриг под именем Павел через 8 лет после освящения своего детища, он переселился в его стены и вступил в управление общиной послушников. С этого и начался новый, уже монастырский период. Он сопровождался недовольством соседей-язычников, чинивших препятствия при рубке деревьев, сборе ягод, грибов и устраивавших нападения на саму постройку. Завершились эти протесты убийством схимника-основателя в 1665г.
Это событие положило конец враждебному отношению мордовского окружения – противники перестали нападать, а их потомки со временем заинтересовались христианскими ценностями. После смерти своего создателя Оранский Богородицкий мужской монастырь не раз поддержал морально и физически жителей Нижегородской губернии и окрестных земель. В 1771г. мощь иконы-защитницы подтвердилась на практике: после обнесения Владимирской-Оранской иконой стен Кремля город покинула эпидемия моровой язвы (чумы).
Отступление страшной напасти нижегородцы отметили молитвенным шествием – и с того момента крестные ходы стали проводиться систематически. Рассказы о чудодейственных способностях иконы-исцелительницы вызвали необычайный интерес в среде паствы ближней и дальней. К обители потянулись, и в знак благодарения за чудо-исцеление оставляли приношения. Доходы росли. Святое начинание хотелось продолжить уже не только наследникам рода Глядковых, но и представителям других дворянских фамилий.
Поддержка проявлялась в дарах, призванных украсить внутренность сооружений, и в потоке ценной религиозной литературы. Драгоценную утварь и книги дарили князья Одоевские, Черкасские и Горчаковы, купцы Строгановы, бояре Бутурлины и даже грузинские царевны. Возникла потребность в перестройке, внутренней и внешней. 20-е годы XVIII столетия этим и ознаменовались. Деревянный храм заменили каменным, по соседству воздвигли колокольню и кельи из камня. Старые чернецкие покои укрепили, а подворье принялись обносить прочным забором.
Итог оказался непредсказуемым: богатая когда-то казна истощилась и церковное хозяйство из-за непосильных затрат пришло в упадок. Вдобавок к обиталищу схимников Петром Первым была приписана совершенно нищая Кресто-Маровская Пустынь Воздвиженья с ее 26 монахами. Содержать их всех монастырь-покровитель был не в состоянии – смогли расселить лишь девять чернецов. В 1771г. полупустое здание Кресто-Маровского братства окончательно разграбили пугачевские повстанцы.
Наступил период выживания. Книжные полки редели, иконы и украшения закладывались. Выручка шла на хлеб. Екатерина II лишила обитель всех имений, крепостных работников, земельных наделов. Монастырь исключили из числа штатных, и казенные средства прекратили поступать на нужды насельников. От прежней братии осталось всего 19 человек, пропитание они искали сами. Переломной стала цепочка описанных несколько выше событий – чума-мор-избавление-шествия.
На этом ряд материальных бедствий закончился. Начинался этап организованных паломничеств богомольцев во славу Богоматери-покровительницы и с целью дальнейшего укрепления и возвеличивания соборного комплекса.
Крестные ходы, проектирование, возведение и обустройство монастыря до революции
Строительные планы возобновились в начале XIX века. Стимулирующим фактором выступили многолюдные крестохождения – не просто ежегодные, а осеннее-зимние и весенние. Их частенько именовали мордовскими, что подтверждало распространение православия среди народов, ранее отрицавших христианские понятия и веру. Владимирско-Оранская икона за год успевала побывать в сотне и более населенных пунктах. Вопрос о деньгах на строительство теперь не стоял: оно шло непрерывно.
В 1804-1819гг. в свод небесный вонзились шпили собора-красавца Владимирской иконы Божией Матери. По прошествии неполных 30 лет (в 1837г.) была сооружена трехпридельная церковь Рождества Богородицы о пяти куполах и церковь единопрестольная – Петра и Павла. Выросла пятерка сопутствующих основным каменных корпусов, часовня над целебным родником и конный двор. В 1867г. Оранско-Богородицкий монастырский комплекс возвели в ранг первоклассных. Управлять им стал архиерей.
В 1905г. появляется лесной иноческий скит, а рядом с ним – очередная каменная церковь под именем Успения Божией Матери. Крестные ходы продолжались, уводя за пределы старообрядческих сел. Икону-целительницу несли на руках нередко по 50 верст и разрешали вносить в дома в перерывах между богослужениями – из желания помочь тяжелобольным и недвижимым. Ее многократно привлекали к благословлению строящихся церковно-храмовых заведений.
В 1913 году святыня вместе с нижегородцами приветствовала царя, поздравляя его с 300-летним юбилеем Династии Романовых. На рубеже XIX-XX веков Оранский монастырь процветал. Кроме ведущих ансамблей, под его сенью возвышались уже 6 братских общежитий. Радовали глаз гостиница для паломников-богомольцев, водокачка из кирпича для разветвленного водопровода, баня и дюжина лавок-погребков-амбаров. Пасека была своя, аптека, сад с огородом и конюшня – тоже.
Обстроился хоздвор и мастерскими – столярной, слесарной, портняжной да сапожной. Не обошлось и без кирпичного заводика с кузницей. Любые реставрационные, бытовые проблемы решались собственными силами, все необходимое производилось на месте. Трудились здесь не исключительно монахи – заданий хватало и мастеровым из близлежащих деревень. Возможность почитать, просветиться духовно сохранялась также – для этого имелись библиотека и музей церковных ценностей.
Век двадцатый и его последствия
1917 год прервал яркое восхождение Оранского общежительного монашеского единения к высшей точке его развития и процветания. На судьбе всей русской Православной церкви, и Богородицкой обители как крупнейшего ее звена Октябрьская революция сказалась негативно. В преддверии двадцатых ликвидируются духовно-учебные заведения, закрываются монастыри, уничтожаются религиозно-общественные институты и правящие духовные организации.
Уже в июле 1918 арестовывают и обвиняют в контрреволюционных планах архимандрита Августина, назначенного настоятелем менее чем за год до призывных речей и дворцовых штурмов. Святого отца расстреливают почти сразу после ареста, в августе – еще 15 его сподвижников. Их гибель послужила толчком к череде печальных событий. Численность монахов-оранцев быстро сократилась вчетверо – с 200 до полусотни. Примонастырские земли были национализированы, и к 1928 году насельников осталось всего 17.
Но крестные хождения с ликом Оранской Богоматери-защитницы не прекращались. Невзирая на фактическое закрытие монастыря и всяческие запреты, верующие приходили в Оранки лицезреть святыню и помолиться-исцелиться у источника. До 1954 года регулярные молебны, пусть и при сравнительно скромном стечении народа, продолжались. В непосредственной близости от давно не функционирующего монастыря (он был официально закрыт властями в 1920 году).
Обитель с «коминтерновским» лицом
В каких только ипостасях не использовался «очищенный» от черноризцев монастырско-общежитский квартал! В теплой церкви проходили театральные репетиции, в другие помещения переместились дом для престарелых, профтехшкола для столяров и швейников. Сетевязальная фабрика успешно соседствовала с Народным Университетом. Чуть погодя здесь разместили колонии – для несовершеннолетних, а затем и взрослых преступников. Летом тут отдыхали дети-беспризорники. Хронологию перемен завершил лечебно-трудовой профилакторий.
Наиболее значимый след оставили лагеря 40-х годов. В них свозили поначалу финнов, за ними – интернированных чехов с поляками. В дальнейшем состав дополнялся военнопленными немцами и румынами. Итальянцев, французов, венгров и прочих представителей европейских наций тоже было достаточно. В немецком секторе преобладали офицеры высоких чинов, – после Сталинграда мелькнул среди них даже фельдмаршал Паулюс.
Пленных не принуждали к тяжелым работам, – наоборот, пытались перевоспитать, прививая им коммунистические взгляды в антифашистской школе, опекаемой Коминтерном. На курсах выступали с лекциями секретари компартий Германии, Венгрии, Румынии. Планировалось организовать и интербригады, но до логического завершения эту мечту не довели. А вот крест и мемориал из четырех памятников, увековечивших имена похороненных на общелагерном кладбище беженцев и оккупантов, по просьбе их детей и внуков в 1995г. открыли.
Возрождение
О восстановлении обители в предназначенной ей от рождения роли заговорили четверть века назад, после регистрации в 1992 году прихода Успенской церкви и постановления 1993 года о возврате объектам отечественного зодчества их облика в полной мере, с поэтапным воскрешением монашества. Развернулось строительство и реставраторские хлопоты. Стартовала благородная эпопея с теплых элементов композиции – Храма в честь Рождества Девы Марии и игуменского корпуса.
Концепция развития и перспективы ее выполнения
В 1994 году тогдашний губернатор области Б.Немцов распорядился передать Нижегородской епархии все культовые строения архитектурной композиции, объединенной вокруг Оранского мужского монастыря. Так возобновилась активная созидательная деятельность, а монастырь-святилище в который уж раз вернулся к привычному монахам-черноризцам жизненному ритму – размеренному, и согласованному с уставными положениями. Оформили крестоходный список, расписали порядок служб и озаботились возвращением массивного колокола.
Далее следовало реконструировать церкви-соборы, поработать над интерьером служебных зон и обустроить жилые покои; наладить общехозяйственные связи. К многопрофильному переустройству подключили не только местный сельсовет, но и отдаленные райцентры, областные структуры, Связались с богородскими краеведами и поделились с городской библиотекой уцелевшими печатными изданиями. Внедрили практику совместных культурно-просветительских мероприятий.
С 2004 года, с приглашением на наместническую должность игумена Нектария, процесс обновления не просто ускорился, а приобрел стремительные темпы. Результаты его заслуживают отдельного описания.
Современное состояние комплекса
В 2008-2009 были побелены все храмовые постройки, отремонтирован братский корпус-общежитие, прохудившийся заборчик заменен кирпичной оградой с боковыми и главными воротами. Укреплена старинная изолированная звонница, кардинально перестроена колокольня. Разбросанные по огромной площадке храмы освящены, за каждым закреплено его имя-символ. Совершен обряд закладки надвратной храмовой пристройки в честь реорганизатора скита преподобного отца Нектария Киево-Печерского.
Основные шедевры храмового зодчества Оранского монастыря сегодня – это:
Снаружи творения русских зодчих радуют стройностью линий и мозаичностью разноцветных фасадов. Пространство внутри вновь отстроенных храмов восхищает изяществом отделки, грамотным подбором материалов, гармонией красок и оттенков в орнаментах пола, колонн, арок. Поражая обилием богатых аксессуаров, роскошью иконостаса, искусством художественного литья, ковки и настенной росписи.
Композиционную группу Оранковского ансамбля дополняют корпуса:
Кроме перечисленных зданий, на обширном подворье есть баня и останки юго-западного крыла древней толстостенной кладки.
Архимандрит Нектарий (Марченко)
Незаурядность нынешнего руководителя общественно-духовной и экономической жизни Оранковского Богородицкого мужского монастыря-скита вызывает желание поклониться мудрости и терпению человека, осознавшего глубокий смысл разумного устройства мира по замыслу Божьему. Всепрощение и требовательность, неконфликтность и воля сочетаются в нем удивительным образом. Отец Нектарий Печерский – прекрасный оратор и наставник, умеющий понять, убедить и вселить надежду.
Организатор он талантливый, врачеватель душ редкостный. Пообщаться с ним, услышать его мнение по животрепещущим вопросам дня сегодняшнего стоит каждому. Уму, опыту, совести мужа столь праведного, готового делиться с окружающими позитивной энергией, доверять можно. Таково мнение как пребывающих с ним под единой крышей схимников, прихожан или прибывших из различных уголков России соотечественников, так и паломников-иноземцев.
Чем храм привлекает?
Для туристов особой притягательностью обладают чтимые верующими объекты, святые источники и крестопаломнические подробности. Что касается святынь-реликвий, то Владимирско-Оранская икона Богоматери мало с каким творением рук человечьих может сравниться по силе воздействия на больных и мятущихся. В одноименном соборе ее хранят с надлежащими для хрупких экспонатов предосторожностями – за стеклом, под охраной датчиков температуры и влажности.
С Владимирским Оранским образом Богородицы-матери связана давняя традиция крестного хода, приобретшая с возрождением духовничества значительный размах. Крестоходцы нижегородских земель несколько раз в год преодолевают расстояние в сотни километров – обычно в первой трети июня, в сентябре (начиная с Престольного праздника) и весной. Большую же часть года чудотворный лик ожидает гостей в родной обители.
Это не единственный объект с чудодейственными свойствами. Два других: источник на территории обители и лесной чудо-ключ за ее пределами – вызывают нешуточный интерес. Ближайший из родников с минеральной водой отлично обустроен. На открытой площадке-крыльце наполняют водицей емкости. Есть и закрытая купальня со ступенями и поручнями, удобная для погружения. Рядом пруд со стайкой уточек, тихий и умиротворяющий.
За селом, в лесу – дальний родничок, отличающийся замечательным вкусом очень холодной живоносной воды. Над ним часовенка-купальня поскромнее, наподобие бревенчатой избушки. Местечко глуховатое, но уютное и зеленое, в центре соснового бора.
Оба водотока врачуют спину и конечности, но ради эффективности лечения надобно соблюдать правила:
Требований гораздо больше – выше изложены лишь основные.
Расписание богослужений
Каждодневные литургии – традиционное для монастыря действо. К полунощнице приступают в 6.00 (в праздник) либо в 7.00 (в будни). За молебном следует Божественная Литургия (обычно в 8.00), для желающих – с исповедью. Вечерняя служба проводится аккуратно. В будние дни и воскресенья она начинается в 16.30 и завершается крестным обхождением трех соборов с иконой.
Внимание! График может корректироваться в связи с великими датами и праздниками.
Как добраться
На автомобиле
От Нижнего Новгорода оптимальный вариант – по Богородской трассе. Рассчитывайте на 100км.
Ехать до пункта ДПС/ГИБДД у поворота на Богородск, затем по главной дороге к Павлово. Не реагировать на стрелку на Лакшу! Через 8км на перекрестке появится указатель на Оранки-Ключищи (налево).
Трасса перейдет в живописную асфальтовую дорогу. Следующий левый поворот укажет путь на Оранки. В целом свернув с трассы вы проедете 36км. В селе надо проследовать мимо автобусной остановки и двух магазинов до синих скитских ворот.
Автопарковка на территории большая
На автобусе
От Нижнего удобно ехать пересев в Богородске. Старт на автовокзале Щербинки. От автостанции райцентра повезет автобус Богородск-Оранки под номером 115. Первый рейс – в 8.30, следующие – в 12.00 и 16.20. Изучите обратное расписание!
Путь от конечной остановки преодолевают пешком, минуя магазины – до самых входных ворот. Вход свободен: в обители рады всем.
Экскурсионные поездки
Есть возможность записаться на 10-часовую паломническую экскурсию на комфортном транспорте, в сопровождении опытного и знающего православного гида, с отправкой от Нижегородского Московского Вокзала. Программа охватывает еще два храма – в Лукино и Сартаково. Вариаций подобного рода групповых посещений существует несколько – можно выбрать наиболее устраивающую вас по целям и обстоятельствам. Приглашаем в гости!