араповский пещерный монастырь где находится
Араповский подземный монастырь
Араповский подземный монастырь leon1713, Wikicommons
Первые христиане, спасаясь от преследований римских язычников, были вынуждены прятаться от них в глубоких катакомбах. Там молились, служили литургию, проводили христианские таинства. Но есть и другие примеры подземных церквей и монастырей, возникших гораздо позднее. Таков легендарный Араповский пещерный монастырь, который находится на границе трех областей — Тульской, Московской и Рязанской.
Мы не знаем доподлинной истории возникновения здесь рукотворных пещер, но существует несколько версий и объяснений. Первая состоит в том, что система подземных ходов возникла в этих местах в 16 столетии. Некогда, подле села Араповка находилась крепость, главной задачей которой было сдерживание крымских татар. А ходы эти имели важное стратегическое значение, так как соединяли село, крепость и долину реки Тетяковки. По другой версии, некий Яков Павлов (в различных источниках упомянут то как монах, то как крестьянин), побывав в разных святых местах и увидев там пещерные храмы, решил создать нечто подобное в своем краю. Вроде бы даже начались богослужения и прибыли сюда иноки, но консистория богослужения запретила.
Что посмотреть
Сегодня пещеры — уникальная достопримечательность. Общая длина доступных для посещения ходов составляет около 250 м, но наверняка сеть их гораздо обширнее. Коридоры имеют правильную геометрическую форму, ширина их около 1,5 м, а высота — примерно 3 м. По бокам размещены ниши, впадины, кельи, вдоль стен вкопаны скамьи. Некоторые тупики, увы, завалены грунтом. Дело в том, что пещеры постепенно разрушаются, несмотря на то, что некогда они задумывались как обитель, в которой можно было находиться круглый год.
Продумана в Араповском монастыре и система вентиляции, до сих пор видны ледники, где некогда должны были хранить провиант. Ни икон, ни какой бы то ни было церковной утвари в пещерах нет — службы тут не проводились более 150 лет. Чуть в отдалении расположена еще одна пещера, так называемая «отшельническая келия». Ее легко заметить на выходе из песчаника, так как она представляет собой понор длиной 6 м с небольшим двухметровым ответвлением. Последние изыскания тут проводились давно, но с 1986 г. силами энтузиастов лазы и обвальные залы расчищаются.
Практическая информация
Адрес: Тульская область, на берегу ручья недалеко от поселка Тетяковка (ранее Араповка). GPS-координаты: 54.080521, 38.643468.
Вход в пещеры находится в 500 м к югу от села. Добраться можно только на авто, ближайший крупный город — Новомосковск.
Араповский подземный монастырь. Тульская область
Для поездки мы выбрали День России с расчётом на то, что поток желающих спуститься под землю будет послабее. И действительно первые полчаса мы были под землёй совершенно одни. А потом подъехали ещё две машины, одна из которых была из 123 региона. Вот это да! Из Краснодарского края люди приехали.
Вход в пещеры нашли без проблем. Координаты: N 54° 4.616′ E 38° 38.770′ Заезжать лучше со стороны Гремячего, дорога 70К-180, поворот на Русь.
Со стороны Тетяковки (бывшей Араповки) тоже можно, но придётся переходить реку по шаткой переправе, не каждый сможет.
Одевайтесь по погоде — в пещерах +9, не забудьте фонарь и карту ходов (её легко найти в инете). И помните, что это весьма опасное приключение — поэтому обязательно оповестите друзей и родственников, куда вы едете и во сколько планируете выйти на связь.
Араповские пещеры могут попросту осыпаться, если не принять меры по укреплению пород. В 2016 году над ними посадили 30 повислых берез с корнями-спасителями (Myslo писал об этом), но берёзы не выжили… Единственный плюс — они хороший ориентир. Увидите сухие палки с белыми лоскутами, это как раз то место, где надо спускаться вниз — к норе.
Вот высокая гора, в ней глубокая нора; в той норе, во тьме печальной гроб качается хрустальный… А в нём? А в нём дерзкие планы сохранить это место для будущих поколений.
Через пару метров после входа пространство заметно увеличивается и позволяет перемещаться по подземелью в полный рост.
Сразу видно, что пещеры — рукотворные. Коридоры имеют правильную геометрическую форму. Их ширина около 1,5 метров, а высота около 3 метров. Некоторые тупики, увы, завалены грунтом.
Откуда пещеры? Самая достоверная версия гласит, что этот пещерный монастырь «для уединения богомолия» был построен в середине XIX века местными казёнными крестьянами. Идейным вдохновителем у них был Яков Павлов, пожелавший создать в Тульской области некое подобие пещер Киево-Печерской лавры. А в 1855 году на «пещерников» была подана жалоба, потому как церковь в Гремячем начала терять прихожан и доходы. Павлова с компанией обвинили в сектантстве, а пещерный монастырь приговорили к уничтожению. Но, как ни странно, он выстоял! Пусть и не в первозданном виде, но сохранив кельи с нишами для икон, зал-церковь с подобием алтаря и коридоры между ними.
250 метров впечатляющих подземных ходов!
С очень небольшими перепадами высот. Даже ступеньки встречаются 🙂
Внутри идеальная чистота и никаких неприятных запахов. Если рядом со входом в Бяки иногда можно увидеть мусорные кучи (есть же отдельно взятые свиньи, которые не могут без этих куч!), то Араповским вполне можно присвоить статус «пещеры образцового содержания».
Система циркуляции воздуха отлично продумана, поэтому никакой нехватки кислорода. Дышится легко.
Единственный минус подземного монастыря — обилие «наскальной живописи», порода очень мягкая и позволяет без особого труда начертать всё, что захочется.
Хотите поделиться своими «дорожными историями»? Пишите
в личку Татьяне Афанасьевой
И да здравствует наш общий и бесконечный «Гульбарий»! 😉
Араповский пещерный монастырь где находится
Москва в деталях запись закреплена
Круглый год температура в пещерах держится примерно на одном уровне — около +8. +9 °C.
Продумана в Араповском монастыре и система вентиляции, до сих пор видны ледники, где некогда должны были хранить провиант. Ни икон, ни какой бы то ни было церковной утвари в пещерах нет — службы тут не проводились более 150 лет.
Чуть в отдалении расположена еще одна пещера, так называемая «отшельническая келия». Ее легко заметить на выходе из песчаника, так как она представляет собой понор длиной 6 м с небольшим двухметровым ответвлением. Последние изыскания тут проводились давно, но с 1986 г. силами энтузиастов лазы и обвальные залы расчищаются.
Мы не знаем доподлинной истории возникновения здесь рукотворных пещер, но существует несколько версий и объяснений. Первая состоит в том, что система подземных ходов возникла в этих местах в 16 столетии. Некогда, подле села Араповка находилась крепость, главной задачей которой было сдерживание крымских татар. А ходы эти имели важное стратегическое значение, так как соединяли село, крепость и долину реки Тетяковки. По другой версии, некий Яков Павлов (в различных источниках упомянут то как монах, то как крестьянин), побывав в разных святых местах и увидев там пещерные храмы, решил создать нечто подобное в своем краю. Вроде бы даже начались богослужения и прибыли сюда иноки, но консистория богослужения запретила.
Адрес: Тульская область, на берегу ручья недалеко от поселка Тетяковка (ранее Араповка). GPS-координаты: 54.080521, 38.643468.
Вход в пещеры находится в 500 м к югу от села. Добраться можно только на авто, ближайший крупный город — Новомосковск.
Команда Кочующие
Командный раздел
Марий Эл
Татарстан
Регионы
Окно в природу
Блог от Лоцмана
Последние комментарии
Популярное содержимое
За сегодня:
За всё время:
Араповский подземный монастырь
Система подземных ходов у деревни Тетяковка Новомосковского района Тульской Области.
Араповская пещера находится на территории Тульской области, совсем недалеко границы Московской и Рязанской областей.
Система ходов имеет длину более 250 м, и вырыта в песчаном грунте склона реки Тетяковка (старое название Араповка).
Пещера состоит из геометрически правильных прямых ходов, в стенах сделаны ниши и лавки. Многие ходы заканчиваются комнатами, а некоторые завалены и постепенно очищаются спелеологами любителями.
Первые христиане, спасаясь от преследований римских язычников, были вынуждены прятаться от них в глубоких катакомбах. Там молились, служили литургию, проводили христианские таинства. Но есть и другие примеры подземных церквей и монастырей, возникших гораздо позднее. Таков легендарный Араповский пещерный монастырь, который находится на границе трех областей — Тульской, Московской и Рязанской.
Мы не знаем доподлинной истории возникновения здесь рукотворных пещер, но существует несколько версий и объяснений. Первая состоит в том, что система подземных ходов возникла в этих местах в 16 столетии.
Некогда, подле села Араповка находилась крепость, главной задачей которой было сдерживание крымских татар. А ходы эти имели важное стратегическое значение, так как соединяли село, крепость и долину реки Тетяковки. По другой версии, некий Яков Павлов (в различных источниках упомянут то как монах, то как крестьянин), побывав в разных святых местах и увидев там пещерные храмы, решил создать нечто подобное в своем краю. Вроде бы даже начались богослужения и прибыли сюда иноки, но консистория богослужения запретила.
Что посмотреть
Сегодня пещеры — уникальная достопримечательность. Общая длина доступных для посещения ходов составляет около 250 м, но наверняка сеть их гораздо обширнее. Коридоры имеют правильную геометрическую форму, ширина их около 1,5 м, а высота — примерно 3 м. По бокам размещены ниши, впадины, кельи, вдоль стен вкопаны скамьи.
Некоторые тупики, увы, завалены грунтом. Дело в том, что пещеры постепенно разрушаются, несмотря на то, что некогда они задумывались как обитель, в которой можно было находиться круглый год.
Круглый год температура в пещерах держится примерно на одном уровне — около +8. +9 °C.
Продумана в Араповском монастыре и система вентиляции, до сих пор видны ледники, где некогда должны были хранить провиант. Ни икон, ни какой бы то ни было церковной утвари в пещерах нет — службы тут не проводились более 150 лет.
Чуть в отдалении расположена еще одна пещера, так называемая «отшельническая келия». Ее легко заметить на выходе из песчаника, так как она представляет собой понор длиной 6 м с небольшим двухметровым ответвлением. Последние изыскания тут проводились давно, но с 1986 г. силами энтузиастов лазы и обвальные залы расчищаются.
Где находится, как доехать:
Адрес: Тульская область, на берегу ручья недалеко от поселка Тетяковка (ранее Араповка).
GPS-координаты: 54.080521, 38.643468.
Вход в пещеры находится в 500 м к югу от села. Добраться можно только на авто, ближайший крупный город — Новомосковск.
Есть две версии. Говорили, что крестьяне перестали верить официальной церкви, потому что местные батюшки пили. Либо Яков просто был авторитетом среди крестьян, поэтому его идея построить свой храм нашла одобрение. А может, Яков организовал секту, поэтому его монастырь приказали уничтожить?
Олег Заидов, археолог:
– «Араповские» монахи были обычными христианами, просто они мешали «официальной» церкви получать доходы, вот их и объявили «хлыстами»! Пещеры начал копать в 1849 году странствующий монах Яков Павлов, а к нему присоединились крестьяне Староказачьей слободы – это территория села Гремячее, где в ту пору проживало 12000 прихожан.
К этой слободе относилась и деревня Араповка с населением в 5000 человек (сейчас там живет одна пожилая пара), – старожилы рассказывали, что их прадеды возили народ на богослужение в пещеры целыми обозами! Естественно, что церковные доходы постепенно стали падать, духовная консистория потребовала расследования, и губернатор пошел им навстречу: на монахов написали донос, объявив их сектантами-«хлыстами» (это тогда преследовалось законом), и 12 марта 1856 года к Араповским пещерам прибыл специальный наряд полиции, который подорвал храм, предварительно арестовав тех, кто там находился! Так набожный Яков Павлов, который хотел создать на нашей земле монастырь, подобный Киево-Печерской лавре, был объявлен «сектантом», как и все, кто приходил в его храм.
Дети подземелья
Вокруг Араповских пещер много версий и слухов. Предполагали, что это тайный ход из крепости Гремячего, отрытый еще в XV–XVI веках. Однако в Гремячем следов хода не нашли, да и предназначение пещер не оставляет сомнений: здесь был именно храм! Рыли его вручную Яков Павлов и крестьяне Василий Никитин и Иван Кобзев. Зачем был нужен храм? Ближайшая церковь находилась в шести верстах от Араповки.
Но дело не только в расстоянии. Построить настоящий храм – дорого. Например, деревянный храм Святого Николая (ближайший к Араповке) обошелся в 4000 рублей плюс 200 четвертей (1600 кг) ржи, 400 четвертей овса, 36 четвертей конопляного семени, 5 четвертей гречневых круп и 50 пудов пеньки (это данные духовного писателя Павла Малицкого, 1851-1919 гг.)!
«Хлысты» – «духовные христиане». Секты «хлыстов» возникли во второй половине XVIII в. Они выдвигали идеи, присущие реформационным движениям: отрицание церкви и всего института духовной иерархии, основных христианско-православных догматов, проповедовавшихся православной церковью. Начали духовные христиане с уничтожения икон, видя в них дело рук человеческих, потом перестали посещать церкви.
Один из обрядов секты заключался в том, что во время радения сектанты хлестали себя хлыстами. Христововерие дробилось на различные толки: постники, «Старый Израиль», «Новый Израиль», «малеванцы» – эти как раз и устраивали оргии вместо богослужений. По одной из версий, Григорий Распутин был «хлыстом» малеванского толка…
Араповский монастырь святой Недели
Мiръ Болгария область Пловдив Араповский монастырь святой Недели
Араповский монастырь святой Недели является единственным монастырем, построенным во время османского владычества. В период Возрождения он сыграл важную роль в духовном и культурном пробуждении нации. Эта обитель была основана в 1856 году, когда возле благодатного источника было создано монашеское общежитие. В настоящее время монастырский комплекс объявлен памятником культуры национального значения.
Содержание
История [ править ]
Араповский монастырь был основан в 1856 году, когда возле благодатного источника было создано монашеское общежитие. Строительство монастырского комплекса продолжилось несколько лет и завершилось в 1859 году.
Вклад в это богоугодное дело внес архимандрит Софроний, который стал первым игуменом вновь созданной обители. Главным мастером строительства был Стоян Бураджицки (которого называли мастер Стою) из с. Югово, роль в сооружении сыграла также Пловдивская болгарская церковная община, сформированная в конце 50-х годов ХІХ в. в ходе церковно-национальной борьбы за болгарскую независимость.
«В 1867 г. в Араповском монастыре была открыта также болгарская школа, – объяснил отец Добромир – исполняющий обязанности игумена монастыря. – В ней преподавали видные деятели просвещения, участники национально-освободительного движения. Согласно константинопольской газете «Македония», в монастыре обучались 60 детей из окрестных сел и около 40 бедных детей из Пловдива. В 1872 году Пловдивский митрополит Панарет, который был первым болгарским епископом, назначенным Болгарским экзархатом, в своей речи подчеркнул, что большая роль Араповского монастыря для православия и сохранения всего болгарского состоит в его просветительской деятельности. Она оказала благотворное воздействие на местное население и помогла ему отказаться от языческих обычаев и суеверий. В это время в монастыре начала работать также типография, в которой печатались иконы и литографии, доходившие до городов Прилеп и Велес в Македонии. Араповский монастырь Святой Недели, хотя и возникший поздно в период Возрождения, занимал значительное место в трех направлениях процесса Возрождения – новоболгарском образовании, церковной независимости, национальном освобождении».
Строительство монастырского храма, посвященного святой великомученице Неделе, длилось три года – с 1856 по 1859 год, а его роспись была завершена в 1864 г.
Роспись была начата художником эпохи Возрождения Алексием Атанасовым из города Станимака (нынешний Асеновград), совместно с его учеником, будущим видным возрожденческим художником и фотографом Георги Данчовым из города Чирпан. В центральной части храма – наосе, воссозданы более 150 сцен из жизни Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и многих святых, связанных с болгарской историей. Изображены сцены, посвященные святой Петке (Параскеве), страданиям покровительницы святой обители – святой великомученице Неделе.
«Главный художник Георги Данчов, проникнутый высокими патриотическими чувствами, обратился к болгарской истории и впервые создал в Болгарии целый цикл сцен, посвященных деятельности создателей славянской азбуки – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, – продолжил свой рассказ отец Добромир.
Сцены из их жизни, показывающие их проповеди среди народа и крещение святого Князя Бориса в присутствии дворцовой свиты и его сыновей, художник воссоздал также в часовне монастыря, построенной в 1859 г. В ней он изобразил также учеников святых братьев – Климента, Наума, Горазда, Савву и Ангелария. Вспоминая славные времена, когда у болгар были свое царство и церковь, своя литература и культура, желание иконописцев состояло в том, чтобы пробудить национальное самосознание болгарского народа. Тем более что Араповский монастырь возвышается в непосредственной близости от города Станимака (Асеновград), который был одним из активных центров фанариотского греческого влияния».
Современное состояние [ править ]
Монастырь постоянно действующий, мужской, православный.
Монастырский комплекс состоит из двух и трех этажных жилищных строений, внушительного двора, церкви и хозяйственных построек.
Фрески выполнены художниками Алекси Атанасов и Георги Данчов-Зограыина.
В 2008 году о монастыре издана книга «История на село Златовръх и Араповския манастир» автор Живко Колев.
В настоящее время монастырский комплекс «Свята Неделя» объявлен памятником культуры национального значения.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: East of Asenovgrad 10km, Asenovgrad 4230, Болгария
Проезд: До монастыря легко добраться на автомобиле по дороге восточнее от Асеновграда, путь надо держать на село Первомай. Машину есть где оставить, там организована стоянка. Монастырь находится в 6 км от Асеновграда. Если ехать из Асеновграда то путь займет не более 15 минут.