архангел златые власы икона
Икона Ангел Златые власы
Ангел Златые власы – это икона 12 века. Это уникальное творение неизвестного иконописца, выполненное в византийском стиле редким приёмом письма. По уникальности таких икон в мире известно около двадцати. Икона относится к шедеврам мирового искусства. Авторство её стилистики можно отнести к новгородским мастерам фресковой росписи Спасо-Преображенского храма на Недерице. Она была найдена историком Филимоновым Г.Д. во второй половине 18 века в Кремле на колокольне среди предметов, которые предназначались для уничтожения как ненужный хлам. В Кремль икона, скорее всего, попала в 16 веке во времена правления Иоанна Грозного. Икона Златые Власы дошла до наших времён в ветхом и уже в изменённом переписанном состоянии. Доподлинно неизвестно, где икона Ангел Златые власы находилась раньше. Принято считать, что этот образ был в иконостасе одного из храмов Новгорода. Современные реставраторы обнаружили следы обновления, датируемые 18-м веком.
Значение иконы «Ангел Златые власы»
Это единственное изображение архангела Гавриила, лик которого крупно изображён на всей поверхности иконы. Архангел традиционно на иконах представляется или во весь рост, или по пояс с атрибутами ангельского служения. Архангел Гавриил сообщил Деве Марии благую весть о её предназначении и рождении ею сына Божия Иисуса Христа — спасителя всего мира.
Большие глаза архангела Гавриила на иконе Ангел Златые власы притягиваю взгляд как магнит, и хранят тихую печаль. На плечах ангела красиво уложены густые волосы. Каждый ангельский волос выложен золотой сусальной нитью и выполнен по специальной технике. Значение золотых нитей символизирует Божественную силу, свет вечной жизни и неземное ангельское происхождение Архангела Гавриила. Его лик одухотворён и совершенен. В образе Архангела чувствуется сострадание к падшему человеку, смирение и покой.
В чём помогает икона «Ангел златые власы»
Архангел Гавриил — ангел добрых, хороших, спасительных вестей. Помогает обрести радость и умиротворение.
По преданию Архангел Гавриил являлся с такими вестями матери Иоанна Крестителя — святой праведной Елизавете о скором зачатии сына, хотя святая была бесплодна и на момент зачатия была уже в глубоко преклонных годах, и Деве Марии — о её Божественном предназначении и рождении Господа нашего Иисусу Христа. Поэтому чистосердечная горячая молитва от всего сердца перед иконой Ангел Златые власы помогает:
Ангел Златые власы — это икона, покровительствующая людям творческих и наставнических профессий. Она станет прекрасным подарком и помощницей для музыкантов, поэтов, педагогов, всех кто любит создавать тёплую доверительную атмосферу, дарить радость и счастье людям. Представителей этих профессий икона Ангела золотые волоса будет вдохновлять на создание и реализацию новых творческих идей.
Сегодня икона хранится в Русском музее в специальной капсуле и доступна для посетителей. Новейшая история образа омрачена скандалом, когда иконой «Ангел Золотые волоса» заинтересовались представители некоего благотворительного фонда, ранее уже сотрудничавшего с Русским музеем. Известный предприниматель и его жена, являющаяся руководителем благотворительного фонда, обратились к руководству музея с пожеланием взять уникальную икону для якобы перенесения ее в Михайловскую церковь. Руководству музея пришлось прибегнуть к огласке сложившейся ситуации через средства массовой информации. Было принято решение отказать представителям фонда в выдаче святыни, которой около 800 лет в связи с недобросовестным выполнением своих обязательств и невозвращением выданных ранее ценных экспонатов.
Молитва Архангелу Гавриилу
Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы, недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крилу невещественныя твоея славы, сохраняя нас, припадающих прилежно и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник Вышних сил
Икона Ангел «Златые власы»
Одно из древнейших иконописных изображений хранится в фонде Государственного Русского музея Санкт-Петербурга. «Ангел Златые власы» — такое нетрадиционное название для иконы имеет изображение архангела Гавриила.
История создания святого лика
Доподлинно не известно, каково имя живописца, создавшего эту икону. Исследователям удалось установить, что иконописное изображение принадлежит новгородской школе, посему было сделано предположение, что написана она рукою монаха Новгородского монастыря, чье имя, к большому сожалению, не сохранилось.
Икона «Златые власы» когда-то была частью деисусного чина — композиции, состоящей из трех до семи икон и более, главное правило — количество икон должно быть нечетным.
Интересно! Деисусный чин пришел из Византии и само слово «деисус» означало моление, однако, на русской почве такое слово не вполне было понятно, потому вскоре было заменено именем Христа.
Изображение архангела Гавриила традиционно располагалось рядом с Иисусом Христом, с левой стороны.
Значение иконы
«Златые власы» — это уникальное изображение лика архангела Гавриила в таком варианте, когда его лицо как бы максимально приближено к нам. Известно, что другие изображения Гавриила представлены либо изображением его верхней части, либо во весь рост.
Статьи о других иконах с изображением ангелов:
Значение архангела Гавриила для христианства довольно велико, ведь именно он известил Деву Марию о том, каково ее предназначение и посвятил в тайну рождения Божьего сына — Иисуса Христа, которому будет предназначено стать Мессией.
Интересно! Неслучайно и название иконы, ведь буквально каждый локон ангельских волос исполнен тончайшей нитью сусального золота и выполнен в особой технике — «ассиста». Золото волос архангела вступает символом божественного начала, а блеск золотых прядей связан символически со светом иной, вечной жизни.
В чем помогает
Согласно Евангелию, Гавриил — архангел, приносящий добрую весть. Считается, что обращение к нему помогает избежать уныния и вернуть умиротворение.
В Священном Писании говорится о важной миссии, возложенной на Архангела Гавриила:
Учитывая сказанное выше, к помощи архангела Гавриила прибегают в тех, случаях, когда речь идет о деторождении. Искренняя молитва перед иконой архангела «Златые власы» поможет исцелиться от бесплодия, а также беспроблемно выносить плод. Кроме того, обращаются к архангелу Гавриилу тогда, когда решают усыновить или удочерить ребенка, но находятся в раздумьях — молитва помогает понять глубже свое желание и утвердиться в нем либо же отказаться от желаемого на некоторое время.
Совет! Архангел Гавриил также покровительствует лицам творческого труда. Иметь икону «Златые власы» потому рекомендуется музыкантам, художникам, поэтам и педагогам.
Считается, что молитвенное обращение к иконе людей творческих поможет умножиться в таланте и реализовать себя в новых областях.
Что нужно знать про икону
С иконой Архангела Гавриила «Златые власы» связана одна известная в Петербурге история, произошедшая не так давно.
Однажды в Русский музей, где икона хранится запечатанной в специальную капсулу, чтобы обеспечить ей сохранность, пришел известный предприниматель со своей женой, которая руководит некоторым благотворительным фондом. Пришедшие просили руководство музея перенести икону в Михайловскую церковь и выдать ее им для этого. Директор музея вынужден был искать защиты у общественности и обратился с просьбой защиты реликвии и ее хранения именно в Русском музее, где многие люди могут увидеть древнейшую икону.
Благодаря широкой огласке удалось отстоять местонахождение иконы «Златые власы». Удачно сослужила тут и история других ценных предметов, взятых ранее благотворителями, но не возвращенными.
Ещё статьи об ангелах:
Описание иконы
Центром иконы, безусловно, являются глаза Гавриила, сочувствующий и понимающий взгляд архангела. Хотя лик Гавриила написан новгородской иконописной школой, в изображении чувствуются также и византийские традиции — это, в первую очередь красота и молодость архангела, роднящая его также с эллинским искусством.
Следует заметить, что изображение архангела восстановлен реставраторами на основе того красочного слоя, который был датирован XVII веком, установить же первый слой не удалось из-за плохой сохранности иконы.
Архангел, согласно своему имени, которое с древнееврейского переводится «сила Бога», изображен бесстрастным и безмятежным, он, как провидец, помогает людям, остановившим свой взгляд на этой иконе, хоть немного подняться над своими проблемами и обратить взор к Богу, в том случае и наступит умиротворение.
История иконы
История обнаружения иконы «Златые власы» такова — находка была обнаружена при кладовой на Кремлевской колокольне историком Филимоновым.
Далее, поступив в Румянцевский музей, она просуществовала там до самого его расформирования в 1925 году, а после была передана вместе с другими христианскими реликвиями в Государственный исторический музей.
В этом музее реставратором Брагиным была выполнена расчистка иконописного изображения и здесь же, в 1926 году икона впервые была выставлена на выставке, посвященной древнерусской иконописи.
В 1930 году, вместе с другими православными реликвиями икона была перемещена в Третьяковскую галерею, а в 1934 году поступила, наконец, в Русский музей, где находится и по сей день.
Икона Ангел «Златые власы»
Характерной особенностью этой иконографии являются волосы ангела, выполненные в технике «асиста» сусальным золотом, отчего эта иконография и получила такое название. Вдоль волос проложены тонкие золотые полоски. Золото символизирует на иконе неземное, божественное начало.
История создания святого лика
Доподлинно не известно, каково имя живописца, создавшего эту икону. Исследователям удалось установить, что иконописное изображение принадлежит новгородской школе, посему было сделано предположение, что написана она рукою монаха Новгородского монастыря, чье имя, к большому сожалению, не сохранилось.
Икона «Ангел златые власы» в Русском музее Санкт-Петербурга
Икона «Златые власы» когда-то была частью деисусного чина — композиции, состоящей из трех до семи икон и более, главное правило — количество икон должно быть нечетным.
Интересно! Деисусный чин пришел из Византии и само слово «деисус» означало моление, однако, на русской почве такое слово не вполне было понятно, потому вскоре было заменено именем Христа.
Изображение архангела Гавриила традиционно располагалось рядом с Иисусом Христом, с левой стороны.
Значение иконы «Ангел Златые власы»
Это единственное изображение архангела Гавриила, лик которого крупно изображён на всей поверхности иконы. Архангел традиционно на иконах представляется или во весь рост, или по пояс с атрибутами ангельского служения. Архангел Гавриил сообщил Деве Марии благую весть о её предназначении и рождении ею сына Божия Иисуса Христа — спасителя всего мира.
Большие глаза архангела Гавриила на иконе Ангел Златые власы притягиваю взгляд как магнит, и хранят тихую печаль. На плечах ангела красиво уложены густые волосы. Каждый ангельский волос выложен золотой сусальной нитью и выполнен по специальной технике. Значение золотых нитей символизирует Божественную силу, свет вечной жизни и неземное ангельское происхождение Архангела Гавриила. Его лик одухотворён и совершенен. В образе Архангела чувствуется сострадание к падшему человеку, смирение и покой.
В чём помогает икона «Ангел златые власы»
Архангел Гавриил — ангел добрых, хороших, спасительных вестей. Помогает обрести радость и умиротворение.
По преданию Архангел Гавриил являлся с такими вестями матери Иоанна Крестителя — святой праведной Елизавете о скором зачатии сына, хотя святая была бесплодна и на момент зачатия была уже в глубоко преклонных годах, и Деве Марии — о её Божественном предназначении и рождении Господа нашего Иисусу Христа. Поэтому чистосердечная горячая молитва от всего сердца перед иконой Ангел Златые власы помогает:
Ангел Златые власы — это икона, покровительствующая людям творческих и наставнических профессий. Она станет прекрасным подарком и помощницей для музыкантов, поэтов, педагогов, всех кто любит создавать тёплую доверительную атмосферу, дарить радость и счастье людям. Представителей этих профессий икона Ангела золотые волоса будет вдохновлять на создание и реализацию новых творческих идей.
Сегодня икона хранится в Русском музее в специальной капсуле и доступна для посетителей. Новейшая история образа омрачена скандалом, когда иконой «Ангел Золотые волоса» заинтересовались представители некоего благотворительного фонда, ранее уже сотрудничавшего с Русским музеем. Известный предприниматель и его жена, являющаяся руководителем благотворительного фонда, обратились к руководству музея с пожеланием взять уникальную икону для якобы перенесения ее в Михайловскую церковь. Руководству музея пришлось прибегнуть к огласке сложившейся ситуации через средства массовой информации. Было принято решение отказать представителям фонда в выдаче святыни, которой около 800 лет в связи с недобросовестным выполнением своих обязательств и невозвращением выданных ранее ценных экспонатов.
Литература
Видео «Молитвы к архангелу Гавриилу»
В этом видеосюжете представлены молитвенные обращения к ангелу.
Икона Ангел «Златые власы». Архангел Гавриил. ХII век. Государственный Русский Музей
На первом занятии БИС «Русская национальная традиция» Любовь Михайловна рассказывала об иконе «Ангел Златые Власы». Эта икона меня поразила. Хочу поделиться с Вами той информацией, что я нашла об этой иконе и комментариями Любови Михайловны.
Древняя икона дошла до наших дней с большими утратами красочного слоя и поздними переделками. Фон, опись головы архангела и часть хитона были переписаны в позднейшие времена, возможно, в ХVII веке. Лик прописан при реставрации. Но даже то, что сохранилось — свидетельство выдающегося иконописного мастерства художников Киевской Руси.
Икона получила известность в первой половине 1920-х годов, когда была обнаружена в Отделе древностей Румянцевского музея в Москве. Она была настолько записана, что атрибутировалась Симону Ушакову. Откуда происходит «Ангел Златые власы», где он находился на протяжении почти восьмисот лет, как попал в Румянцевский музей, никому не известно и теперь уже никогда не будет известно.
После того как икона попала в поле зрения исследователей, оценка ее значения неуклонно повышалась. Это сказалось на ее перемещении из одного крупного музея в другой. При расформировании в 1925 году Румянцевского музея икону распределили в Государственный Исторический музей. Там икона была впервые показана в 1926 году на выставке памятников древнерусской иконописи. После выставки «Ангела Златые власы» забрала Третьяковская галерея. В 1934 году галерея, которой было свойственно ценные вещи забирать, но отнюдь не отдавать, все же передала икону в Русский музей. Она стала самым древним иконописным памятником в его собрании.
О принадлежности «Ангела Златые власы» к той или иной иконописной школе в специальной литературе существуют самые разнообразные предположения. Некоторые исследователи считали его творение суздальских мастеров, другие относили к Киеву. Чаще всего икону выводили из Новгорода. Однако до нашего времени дошло слишком мало памятников начального древнерусского периода, чтобы с полным основанием говорить о существовании на Руси в XII веке региональных иконописных центров. Иконопись этого периода, как и вся древнерусская культура домонгольского времени, была теснейшим образом связана с Византией, откуда Русь приняла крещение и общие христианские традиции. В. Н. Лазарев высказал осторожное предположение, что эта икона, также как «Спас нерукотворный» с «Поклонением кресту» на обороте (ГТГ) и «Устюжское благовещенье» (ГТГ), «вышли из мастерской „грека Петровича“, который, по свидетельству Первой Новгородской летописи, расписывал в 1196 году церковь Положения ризы и пояса Богородицы в Новгороде». Вместе с тем Лазарев добавляет: «Было бы, однако, неверно связывать византизирующее направление в новгородской иконописи XII века только с деятельностью этой мастерской» (Лазарев В.Н. История византийской живописи. — М., 1986. С. 112.).
О близости иконы к византийским памятникам говорит восточный, греческий тип архангела, совершенство его мягкой моделировки. Однако в «Ангеле Златые власы» нет суховатой аскетической отвлеченности, свойственной многим византийским иконам комниновского периода.
«Ангел Златые власы», архангел Гавриил, безусловно, не бытовал как отдельный молельный образ, а входил в состав оглавного деисусного чина, который, возможно, стоял на верху алтарной преграды неизвестной нам церкви. Этим объясняется поворот головы архангела влево, в сторону Спаса Вседержителя, чья икона должна была находиться в центре, а также редкий иконографический тип Гавриила. Обычно он изображался по пояс или в полный рост в традиционном облачении и с архангельскими атрибутами. На этой же иконе представлен только лик Гавриила крупным планом, хотя доска небольшая.
Вдохновенная торжествующая красота архангела — своеобразный эталон эстетических представлений византийских иконописцев. Лик архангела наполнен тихой печалью, которая видна в задумчивом взгляде его по-византийски огромных глаз. Целостность иконного образа покоится на цветовой гармонии, единстве тона, соразмерности форм, ритме округлых линий. Особенным благородством отличаются линейные абрисы и покрытые золотым ассистом пряди волос архангела, благодаря которым он получил прозвание «Златые власы».
В иконе использована техника многослойного вохрения с постепенным высветлением охры в выступающих местах лика. В затененных местах тенями просвечивает зеленоватая санкирная подоснова. Работа над иконой была завершена сейчас слабо выраженными белильными оживками и тонкой подрумянкой губ и щек. Все это создавало впечатление воздушного, неземного иконного пространства, отвечающей метафизической значимости образа. Рафинированность цветовой гаммы и изысканно-усложненная манеры письма «Ангела Златые власы» свидетельствуют о его византийском происхождении.
Комментарии Любови Михайловны:
Отзовитесь только на линию верхнего века. Вы должны уловить характер линии.
Божественное утешение воплощено в этом лике «Ангел Златые Власы». В Русский музей, когда Вы будите в Петербурге, надо пойти ради этой иконы. Он утешает, он дарит надежду, он успокаивает. И это Божественное утешение, и это Божественная надежда.
Только если Вы улавливаете эти духовные смыслы иконы, икона раскрывается перед Вами. Вы можете знать все иконографические сюжеты и даже прочитать Библию, но только когда в теле возникает этот отклик, Ваша душа прикасается к иконе, и икона раскрывается. Мало того, икона формирует Ваши души.
С картинкой иконы помогла Любовь Михайловна.
Какова история и в чем помогает икона “Ангел Златые Власы”
Ангел Златые власы – это икона 12 века. Это уникальное творение неизвестного иконописца, выполненное в византийском стиле редким приёмом письма. По уникальности таких икон в мире известно около двадцати. Икона относится к шедеврам мирового искусства. Авторство её стилистики можно отнести к новгородским мастерам фресковой росписи Спасо-Преображенского храма на Недерице. Она была найдена историком Филимоновым Г.Д. во второй половине 18 века в Кремле на колокольне среди предметов, которые предназначались для уничтожения как ненужный хлам. В Кремль икона, скорее всего, попала в 16 веке во времена правления Иоанна Грозного. Икона Златые Власы дошла до наших времён в ветхом и уже в изменённом переписанном состоянии. Доподлинно неизвестно, где икона Ангел Златые власы находилась раньше. Принято считать, что этот образ был в иконостасе одного из храмов Новгорода. Современные реставраторы обнаружили следы обновления, датируемые 18-м веком.
История создания святого лика
Доподлинно не известно, каково имя живописца, создавшего эту икону. Исследователям удалось установить, что иконописное изображение принадлежит новгородской школе, посему было сделано предположение, что написана она рукою монаха Новгородского монастыря, чье имя, к большому сожалению, не сохранилось.
Икона «Ангел златые власы» в Русском музее Санкт-Петербурга
Икона «Златые власы» когда-то была частью деисусного чина — композиции, состоящей из трех до семи икон и более, главное правило — количество икон должно быть нечетным.
Интересно! Деисусный чин пришел из Византии и само слово «деисус» означало моление, однако, на русской почве такое слово не вполне было понятно, потому вскоре было заменено именем Христа.
Изображение архангела Гавриила традиционно располагалось рядом с Иисусом Христом, с левой стороны.
Что происходит с иконой «Златые власы»?
UPD: икону заберут из Русского музея, потому что это ПОВЫСИТ РОЖДАЕМОСТЬ в России. См. апдейты.
Один православный бизнесмен хочет изъять ее из постоянной экспозиции Русского музея, поместить в церковь — тот филиал музея, на ремонт которого он дал денег, а потом таскать этот хрупкий шедевр 12 века несколько раз в год из одного здания в другое. А может, и по стране.
Источник: очень сумбурная и нелогичная статья на «Свободе», перессказываю своими словами.
Есть такой православный бизнесмен Сергей Шмаков, у которого очень большие связи. В 2009 году он уже заполучил из Русского музея икону Торопецкой божьей матери 14 века. Причем прекрасным козацким способом: «пусть это будет твое, а лежать будет у меня». Икона осталась числиться экспонатом музея, но находится теперь в церкви-новостройке в элитном поселке, где живет бизнесмен. По мнению специалистов по иконописи, условия ее хранения там могут привести к ухудшению состояния старинной доски. Экспертов смотреть на нее больше не пускают. То есть модус операнди у дяди плохой, один шедевр он предположительно угробил. Теперь про «Златые власы», которые входят, пожалуй, в первую пятерку самых узнаваемых русских икон вообще. Бизнесмен Шмаков продолжает дружить с Русским музеем и дает ему денег на реставрацию церкви в его филиале — Михайловском замке. Михайловский замок — это тот самый «мальтийский» замок, в котором убили Павла I. Как филиал музея — он очень хороший, но сплошь «романовский», все здесь посвящено Романовым, так как это императорский дворец. Тема замка — мальтийская и чуть ли не католическая (потому что Павел I очень любил это дело). На экскурсиях рассказывают, что цвет замка выбран в честь перчаток фаворитки императора, и как его душили офицерским шарфом и били табакеркой в висок. Как с темой филиала должна сопрягаться эта икона (она даже не «Михаил», а «Гавриил», и то — совершенно недостоверно, и в принципе ангел безымянным считается). Однако Шмаков, раз вкладывает деньги в реставрацию церкви, вероятно, считает, что это дело хозяйское — ее обставлять. Интерьеры церкви в замке. Как вы видите, все вполне «прозападное», с «византийской» иконой не сочетается. В интерьерах дворца встречается масонская символика чуть-чуть, достаточно католической мальтийской.
Кстати, это вот сохранившаяся (и задуманная при первоначальном строительстве замка) церковь Михаила Архангела. Но в замке существовала еще и вторая — Церковь Петра и Павла. Она была сделана на месте комнаты, в которой убили императора. До наших дней эта вторая церковь не сохранилась, частично на ее месте теперь коридор. Причем в коридор попало и место алтаря — устроенного на месте кровати убитого. Быть может, мы вообще подоплеки не знаем этого перенесения? Может, это как-то связано с тем самым царебожием, которое теперь так актуализировалось? и «невинно убиенного» Павла тоже кто-нибудь почитает? И хочет таким образом облагодетельствовать его иконой?
UPD: питерцы в комментах свидетельствуют Про Павла I нам на учебных занятиях в соборе Петропавловской крепости перед его могилкой сотрудники музея рассказывали, что в начале ХХ века шел процесс по канонизации императора, собирали случаи чудес перед его могилой, и список был приличный. Но потом началась война, потом революция, и не до канонизации стало. А сотрудники утверждали, что перед могилой императора Павла особенно хороши молитвы об избавлении от головной и зубной болей, а также о потерянных мелких вещах. *** Отрывки из интервью сотрудника музея, который начал паниковать (ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея, официальный эксперт по культурным ценностям Министерства культуры Российской Федерации Ирина Шалина): — …И если Торопецкая Богородица хоть и не была никогда чудотворной, но все же о ней есть некие сказания, она почитаемая, то «Ангел Златые власы» – это совершенно не моленный образ, это один из ходатаев перед Вседержителем, который молит о прощении наших грехов. И представить себе, что перед этой иконой молятся, что ей кладут поклоны, целуют ее, невозможно, это может подумать только человек, не имеющий даже зачатков понятия об основах православной культуры. Перед этой иконой мы рассказываем об истоках древнерусской живописи, о начале православия на Руси.
Сергей Шмаков, выступивший инициатором временной передачи иконы Торопецкой Божией Матери
И вдруг у господина Шмакова появляется идея перенести эту икону из музея, где ее ежедневно видят тысячи людей, в Михайловский замок. Для этого он хочет зачем-то сделать действующей и открытой тамошнюю церковь, хотя там даже прихода быть не может: там нет жилых домов – Марсово поле, Летний сад, Фонтанка, Михайловский сад. Михайловский дворец – это помещение Русского музея, а церковь в нем была императорской, для избранных, пропитанная духом Мальтийского ордена, что понятно, если мы вспомним историю Павла Первого. И зачем эту икону переносить туда, где ей будут поклоняться только на определенные большие праздники? Вот такая идея со стороны частного лица, которое предлагает отреставрировать церковь за свои деньги, хотя это музейный объект, и так просто это не делается. И иконостас там – это ветхое музейное хранение, да него дотрагиваться нельзя, не то что Царские врата открывать во время службы. Вот какой смысл – переносить икону на 200 метров – туда, куда якобы паломники будут приезжать со всей страны. (…)
(вот здесь можно посмотреть эту чудесную вещь в огромном увеличении и, кстати, увидеть, что состояние у нее не идеальное, и прослушать хорошую аудиолекцию)
Это очень активное и бескомпромиссное вторжение в государственную, национальную собственность. И это делает человек, который уже забрал одну ценнейшую икону из Русского музея и не сдержал не только своего слова, но и слова патриарха, который нам тоже обещал ее вернуть. Как же можно этому человеку еще раз доверять? Реставрация церкви – это дело хорошее, и даже можно было бы ее открыть для очень камерного числа людей, но при чем тут «Ангел Златые власы?»
(…) С другой стороны, откуда такие амбиции, что нужно обязательно молиться на столь ценные иконы? Афонские монахи молятся у себя в кельях на бумажные иконки, и ничего, святости их это не умаляет. Но в случае с «Ангелом Златые власы» мы ведь даже не знаем, что это за ангел – их ведь может быть несколько в деисусном чине. Это безымянный ангел, отсюда и его мифологизированное название. Вроде бы по развороту это мог быть архангел Гавриил, но, может быть, он – часть комплекса из трех ангелов, мы же не знаем, его имя утрачено вместе с фоном. Нельзя же свои домыслы и интерпретации представлять как научный факт. Это икона, но она никогда не была моленным образом,
ее даже в описях не называют образом. – В общем, все это гордыня и невежество?
– Да, и еще представление о том, что вот я, богатый и имеющий связи человек, имею право решать судьбу любого объекта национального достояния, принадлежащего государственному фонду, и пользоваться им. – И Министерство культуры снова на его стороне?
– Во всяком случае, на прошлой неделе к нам приезжал Мединский, а потом некий сотрудник министерства. Мединский пришел смотреть, как висит икона – видите ли, ему сообщили, что она висит в неподобающих условиях, где-то над батареей – почему-то он слушает не хранителя, а чьи-то сообщения. Она у нас висит прекрасно, в дорогущей кассете, под пуленепробиваемым стеклом. Мединский увидел, как на полу перед иконой сидят дети, экскурсовод рассказывает им, что такое икона. Икона, кстати, маленькая, в иконостасе потеряется, подходить к ней и разглядывать будет совсем не удобно. (виртуальный тур)
*** Ирина Шалина очень боится, что в любой момент в Русский музей может прийти приказ из Министерства культуры о перемещении «Ангела Златые власы», и директор музея Владимир Гусев покорно подпишет его, так же как он подписал приказ о вывозе иконы Торопецкой Богородицы. (…) *** – А есть хоть какие-то пути защитить «Ангела Златые власы»?
Другой спикер: – Тут весь ужас в том, что ее не собираются исключать из музейного фонда, отнимать у Русского музея, она будет там числиться. И подачка делается – реставрация церкви Михайловского замка. Но если реставрацию будут делать ударными темпами, то мы получим еще один Константиновский дворец, это будет не реставрация, а просто евроремонт. Они просто там все загубят попутно, потому что от такой «реставрации» потом уже не остается ничего подлинного и аутентичного. На состояние древесины обратите внимание.
Радио Свобода удалось дозвониться до директора Русского музея Владимира Гусеваи спросить у него об «Ангеле Златые власы». Он ответил, что не видит предмета разговора, поскольку икона остается в музее. Входить в детали он не захотел, а ведь именно в них, как известно, прячется дьявол. Потому что Михайловский дворец – это часть Русского музея, и переданная туда икона как бы в музее остается – только вот увидеть ее будет намного сложнее. *** UPD: 1) иконы такого мирового значения нельзя навсегда перевесить из основной экспозиции (просторные залы с большой проходимостью и огромным потоком посетителей) в маленькую узкую церковь с неизвестно какими часами посещения из-за служб и прочего такого. Это воровство культурного наследия у нас всех. 2) иконы такого пожилого возраста (они давно уже на пенсии, не заставляйте их «работать» в церкви!) нельзя таскать туда обратно. Их из одной комнаты в другую в здании переносят еле дыша, ну а уж по свежему воздуху в другое помещение, да несколько раз в год — это просто убивает дерево. Ему восемьсот лет почти, ровесник Москве, прикиньте. Почему нельзя таскать и что с иконами происходит в таком случае — можно почитать в аналогичном обсуждении, когда собирались выдавать «Троицу» Рублева. UPD2: Фонтанка выпустила сводку того, что известно ….«Фонтанка» попросила заведующую отделом древнерусского искусства Русского музея Ирину Соловьеву восстановить хронологию событий. По ее словам, в сентябре в музей поступило обращение Министерства культуры, в котором ведомство со ссылкой на запрос благотворительной организации «Иваново дело» (по данным системы СПАРК, Сергей Шмаков является ее совладельцем, президентом — Светлана Шмакова) интересовалось возможностью временного экспонирования иконы в помещении церкви Михайловского замка. Примерно две недели назад в музей, интересуясь иконой, приезжал министр Владимир Мединский, а на прошлой неделе состоялась «выездная сессия представителя министерства для осмотра церкви Михайловского замка». (…) …Научный сотрудник отдела древнерусского искусства Ирина Шалина, которая первой рассказала о ситуации вокруг народного достояния, поделилась с «Фонтанкой» подробностями той встречи: «Шмакова не было, был его человек, но очень настойчиво давал понять, что вопрос для них решен. Более того, сообщили, что реставрацией церкви будут заниматься они сами (объект музейный!) и на это у них есть сумма в четыре миллиона рублей…» У свидетелей той встречи сложилось впечатление, что бизнес и министерство уже без участия музея договариваются, с какой регулярностью икону перевозить через дорогу (Михайловский дворец и Михайловский замок разделяют, если верить картам Яндекса, 232 метра): по большим праздникам четыре раза в год, или каждый месяц… И Ирина Соловьева, и Ирина Шалина рассказали «Фонтанке», что компания Шмакова уже письменно заявляла о своих планах заняться изготовлением «кассеты» для хранения иконы. И это подтверждает опасения, что сценарий повторится. Уже не говоря о том, что само нахождение в этой кассете иконе на пользу не идет: экспонат должен «дышать». Кстати, это касается и иконы Торопецкой Богоматери, которая до сих пор находится в Московской области в такой капсуле. В Русском музее не осведомлены о текущем состоянии иконы: как только предмет был выведен из состава фондов, музею мониторинг перекрыли. (…) …Левон Нерсесян отмечает, что нынешняя ситуация не имеет отношения ни к вопросу отношений музеев и церкви, ни к проблемам в законодательстве: «Это инициатива конкретного человека, которому уже однажды удалось в этом месте всех «построить», после чего он понял, что все и дальше будут «строиться», если он правильно поднажмет. И вот уже второй раз мы наблюдаем совершенно неадекватную реакцию руководства музея на эту инициативу. Потому что когда к тебе приходит человек с улицы и говорит «А дайте-ка мне вашу самую лучшую икону, потому что я придумал, что я с ней буду делать», ответ может быть только один: «Мальчик, а ты вообще понял, куда пришел? У тебя много денег? Очень хорошо! Давай ты пойдешь и купишь себе самую дорогую игрушку и будешь в нее играть. И не будешь мешать взрослым людям заниматься своим сложным и важным делом». Произнести это нужно спокойно, можно – с легкой улыбкой, но главное – с полным чувством собственного достоинства, проистекающим из осознания собственной ответственности. Но ни достоинства, ни ответственности руководство Русского музея в прошлый раз так и не продемонстрировало, и я очень боюсь, что не продемонстрирует и в этот раз». (…)
Торопецкая икона из Русского музея, которую бизнесмен поселил в коттеджной церкви рядом со своим домом
…Рядовые сотрудники в Русском музее говорят, что настроены дать решительный отпор. Дело за руководством. На звонок «Фонтанки» Владимир Гусев ответил, что «пока нет предмета для разговора». Что он имел в виду, возможно, выяснится уже сегодня. По данным «Фонтанки» утром 5 октября директор Владимир Гусев проводит по этому поводу совещание с участием заведующих отделами музея. Связаться с Сергеем Шмаковым «Фонтанке» не удалось — в благотворительном фонде «Иваново дело» сообщили, что он в отъезде. Однако руководитель фонда Зоя Николаева подтвердила, что фонд направлял письмо в Русский музей с просьбой переместить икону «Ангел Златые Власы» в домовую церковь Михайловском замке, где фонд обязуется провести реставрационно-ремонтные работы.
Выбор иконы в фонде объясняют… необходимостью поднимать рождаемость.
«Вы знаете, что Архангел Гавриил несет благие вести, – просветили «Фонтанку» в благотворительном фонде. – Он принес благую весть родителям Иоанна Предтечи — Святой Елизавете и затем Божьей Матери, Деве Марии, о том, что у них родятся дети. Причем Елизавета была уже в преклонном возрасте, у них не было детей, и Архангел Гавриил возвестил благую весть, что у нее будет ребенок. И то же самое Деве Марии. И к нему обращаются при бесплодии, при трудном рождении. У нас сейчас, вы знаете, очень распространено ЭКО, суррогатное материнство, аборты… Мы против абортов выступаем. И во многом это связано с тем, чтобы была благая весть, и у многих во многих семьях родились долгожданные дети». Подтвердила Зоя Николаева и намерения переносить икону в церковь Михайловского замка неоднократно — по большим праздникам. При этом планы увозить в другие храмы — за пределы Русского музея — в фонде отрицают.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
UPD: продолжение истории, данные на 19 октября 2021 года
Значение иконы
«Златые власы» — это уникальное изображение лика архангела Гавриила в таком варианте, когда его лицо как бы максимально приближено к нам. Известно, что другие изображения Гавриила представлены либо изображением его верхней части, либо во весь рост.
Статьи о других иконах с изображением ангелов:
Значение архангела Гавриила для христианства довольно велико, ведь именно он известил Деву Марию о том, каково ее предназначение и посвятил в тайну рождения Божьего сына — Иисуса Христа, которому будет предназначено стать Мессией.
Интересно! Неслучайно и название иконы, ведь буквально каждый локон ангельских волос исполнен тончайшей нитью сусального золота и выполнен в особой технике — «ассиста». Золото волос архангела вступает символом божественного начала, а блеск золотых прядей связан символически со светом иной, вечной жизни.
Казанская икона Божьей Матери | Автор: неизвестен
Русские князья желали установить господство над Казанью с 1160-х гг. Военный поход Иоанна IV закончился успехом в 1552 году.
Но отношения между жителями этого города и русским народом были натянутые, так как вероисповедание было различным. Государь стал думать как объединить людей. В 1579 году в городе случился пожар, он сгорел полностью.
В это же время девочке девяти лет во сне пришла Богородица и велела найти на пепелище ее икону. Ребенку никто не поверил, поэтому девочка отыскала священный образ самостоятельно. Найденную реликвию было принято перенести в первый казанский православный храм.
Интересный факт: при перенесении в храм образа прозрели два слепца. Это чудо стало предвестником распространению христианства на землях ранее принадлежащих татарам.
Казанская икона Божьей Матери известна тем, что благодаря молитвам перед ней произошло множество чудес, люди исцелялись, страна избегала войн. До 1904 года она находилась в России, но потом исчезла.
В чем помогает
Согласно Евангелию, Гавриил — архангел, приносящий добрую весть. Считается, что обращение к нему помогает избежать уныния и вернуть умиротворение.
В Священном Писании говорится о важной миссии, возложенной на Архангела Гавриила:
Икона архангела Гавриила «Златые Власа»
Учитывая сказанное выше, к помощи архангела Гавриила прибегают в тех, случаях, когда речь идет о деторождении. Искренняя молитва перед иконой архангела «Златые власы» поможет исцелиться от бесплодия, а также беспроблемно выносить плод. Кроме того, обращаются к архангелу Гавриилу тогда, когда решают усыновить или удочерить ребенка, но находятся в раздумьях — молитва помогает понять глубже свое желание и утвердиться в нем либо же отказаться от желаемого на некоторое время.
Совет! Архангел Гавриил также покровительствует лицам творческого труда. Иметь икону «Златые власы» потому рекомендуется музыкантам, художникам, поэтам и педагогам.
Считается, что молитвенное обращение к иконе людей творческих поможет умножиться в таланте и реализовать себя в новых областях.
Молитва архангелу Гавриилу
Существует немало вариантов теста молитвы к архангелу Гавриилу. Самый полный и распространенный выглядит так:
«Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы, недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крилу невещественныя твоея славы, сохраняя нас, припадающих прилежно и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник Вышних сил».
«О пречудный Архангеле Божий Гаврииле, усерднейший молитвенниче о душах наших, в день торжества твоего усердно молим тя, заступника нашего: испроси святыми твоими всемощными молитвами пред Престолом Божиим всегда возносимыми, (святый храм сей до конца мира сего сохранити), веру Христову утвердити, укрепити и расширити, православным христианом святоотеческую православную веру до конца дней непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити, и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Божием, наследити же нам Царствие Небесное, и вкупе с тобою прославити Пречестное и Великолепое имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Иконы – не просто живописные полотна для верующих. В них сосредоточена духовная сила и надежда человека на помощь свыше. В каждом полотне своя мощь и свое предназначение, поэтому изучение истории икон будет не только не лишним, но и занимательным.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Описание иконы
Центром иконы, безусловно, являются глаза Гавриила, сочувствующий и понимающий взгляд архангела. Хотя лик Гавриила написан новгородской иконописной школой, в изображении чувствуются также и византийские традиции — это, в первую очередь красота и молодость архангела, роднящая его также с эллинским искусством.
Копия иконы XII века на холсте
Следует заметить, что изображение архангела восстановлен реставраторами на основе того красочного слоя, который был датирован XVII веком, установить же первый слой не удалось из-за плохой сохранности иконы.
Архангел, согласно своему имени, которое с древнееврейского переводится «сила Бога», изображен бесстрастным и безмятежным, он, как провидец, помогает людям, остановившим свой взгляд на этой иконе, хоть немного подняться над своими проблемами и обратить взор к Богу, в том случае и наступит умиротворение.
Святой Николай (Угрешская икона) | Автор: неизвестен
Николай Чудотворец был на Руси одним из самых почитаемых святых, упоминания о нем встречаются в летописных источниках, датированных 11 веком.
История создания Свято-Никольского Угрешского монастыря и Угрешской иконы святого Николая восходят к 1380-м годам.
В этот период князь Дмитрий Иоаннович Донской отправился в поход на Мамая. Когда он со своими соратниками отошел от Москвы, то ему предстал образ Чудотворца, украшенный вапой, окруженный звездами и сиянием. Увидевший это явление Дмитрий Донской приободрился, так как посчитал знак добрым.
В честь этого события был воздвигнут Свято-Никольский Угрешский монастырь. Бесценной его реликвией стала чудотворная икона Святой Николай (Угрешская икона). Она является образцом древнерусской иконографии.
Звенигородский чин | Автор: неизвестен
Образ состоит из трех икон, был обнаружен в 1910-х гг. в сарае Успенского собора в городе под названием Звенигород. Исследователи предполагают, что он писался примерно в 15 веке.
На нем изображены Спаситель, архангел Михаил и апостол Павел. Все образы святых представлены возвышенными и одухотворенными, их пропорции безупречны.
Сначала эксперты считали, что найденная реликвия Звенигородский чин принадлежит кисти известного русского святого иконописца Андрея Рублева, но позже сошлись во мнении, что автор ее неизвестен.
Святая Троица | Автор: Андрей Рублев
Образ был написан для Троицкого собора в 15 веке Андреем Рублевым. Специалисты относят к одному из ценнейших образцов русской культуры. Иконописец писал образ, будучи уже зрелым мастером.
На иконе Святая Троица можно увидеть изображения трех ангелов, которые, по Библии, явились Аврааму в виде странников.
Хотя образ не имеет чудесных свойств или истории о необычном возникновении, но мастерство художника, живая энергия и одухотворенность, исходящая от иконы сделали ее прекрасным и ценным предметом искусства.
Покров Святой Сергий Радонежский | Автор: неизвестен
Согласно летописным источникам, Сергий Радонежский жил в 14 веке, он славился своим милосердием, добротой и любовью по отношению к русскому народу. О чудесах, творимых им, ходит много легенд.
К этому святому обращаются с молитвами в следующих случаях:
и в некоторых других ситуациях.
Первый образ иконы Покров Святой Сергий Радонежский был вышит на покрове вскоре после его смерти. Он датируется первой четвертью 15 века. Есть предположение, что он был исполнен к обретению мощей преподобного, которое свершилось в 1422 году.
Богоматерь Одигитрия (Путеводительница) | Автор: Дионисий
Образ был написан иконописцем Дионисием примерно в 1480-х гг. В течение долгого времени он пребывал в Вознесенском монастыре Московского кремля. Является одной из самых ранних работ художника.
Икона играла главную роль в интерьере собора, для которого была написана. На ней изображена Богоматерь Одигитрия (Путеводительница) и ее сын, восседающий на руках, лица святых торжественны и строги. Одежды и лики излучают свет, на иконе присутствует немалое количество золотого цвета.
Для справки: Подобное цветовое решение для русской иконографии тех времен было несвойственно. Оно стало актуально в 17 веке и получило название «Одигитрия Седмиезерская».
Владимирская икона Божией Матери | Автор: Лука
По одной из версий о происхождении, Владимирская икона Божией Матери писалась с натуры евангелистом Лукой, он писал ее на доске от стола, за которым когда-то сидел сам Спаситель.
В 12 веке образ попал к князю Киевскому, он разместил его в одном из соборов в городе Владимире, бывшем в то время столицей Руси.
Икона обладает чудодейственной силой, молитвы ей не раз спасали русский народ от иноземных завоевателей.
Для справки: с 1999 года образ хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Спас Нерукотворный | Автор: Симон Ушаков
Согласно легенде, икона «Спас Нерукотворный» была первой увековечившей образ Господа Бога.
Существует две версии происхождения образа:
Исследователи нашли одно из первых упоминаний о нем в письменных источниках 4 века. На Руси подлинника святыни полотенца не было обнаружено, но во многих монастырях хранились и хранятся его копии, обладающие чудесной силой.
Донская икона Божьей Матери | Автор: Феофан Грек
Данный образ был написан в 14 веке Феофаном Греком. Получил широкую славу благодаря совершаемым чудесам. Молитва перед ним помогла русским воинам в сражениях с Золотой Ордой.
Также икона Донской Божьей Матери способствовала победе русских воинов в Куликовской битве. Князь Дмитрий Донской, руководивший этой битвой, переименовал Успенский собор, находящийся в Коломне в Донской, а икона Пресвятой Богородицы, пребывавшая в нем, стала называться также Донской.
Образ еще не раз приносил победы русским воинам, например, благодаря ему они одержали победу против казанских ханов, а также совершили удачный поход на Полоцк.
Интересный факт: одним из главных чудес, совершенных благодаря молитвам данной иконе, считается спасение столицы Руси от нападок крымских татар.