архангельский скит дивеевского монастыря фото
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
В 1986 году село опустело. Очень быстро место, где находилось село, заросло травой и кустарником.
В 1997 году 206 гектаров земли села Ездакова и прилегающих окрестных территорий были переданы Серафимо-Дивеевскому монастырю для ведения подсобного хозяйства. С этого момента начинается история Архангельского скита.
Игумения Сергия с первыми сестрами приехали в безлюдное, глухое место после праздника Благовещения Пресвятой Богородицы весной 1997 года. Чувство грусти вызывала картина запустения и разрухи: земли, заросшие лопухом в рост человека и жгучей крапивой, размытое бездорожье после весенних дождей, развалины некогда величественных храмов. Но благодать Христова укрепляет тех, кто в послушании и с верой в помощь Божию возрождает церковную жизнь.
В разрушенном Архангельском храме прочитали акафист Архангелу Михаилу – с этого начался труд по становлению жизни скита. В первую очередь занялись строительством корпуса для насельниц. Он получился небольшим и состоял из сруба с печкой посередине и двухъярусными кроватями вокруг. Это была кухня и место для ночлега одновременно. К срубу пристроили трапезную, в которой сестры трапезничали, а также читали неусыпаемую Псалтырь, утреннее и вечернее правило.
Повседневная жизнь скита – это не только молитва, но и труд. После утреннего молитвенного правила у сестер начинаются послушания по хозяйству, которые обеспечивают жизнь скита с ее бытовыми потребностями. Сестры несут послушания в храме, на кухне и трапезе, пекут просфоры для церковных служб, ухаживают за животными, возделывают огороды, украшают территорию скита выращиванием цветов, работают в саду, в швейной мастерской, следят за общим порядком в корпусах.
День на скиту завершается молитвенным правилом. В вечерних сумерках в тишине храма сестры возносят по четкам молитвы Богу, Матери Божией и всем святым с поясными поклонами. С молитвой жизнь обретает новый смысл, а в душе появляется благодарность Господу за все прожитое, за радости и скорби.
Архангельский скит
Скит создан на месте некогда богатого села Ездаково, через которое проходила дорога («езда») на Арзамас. В XV веке благочестивые жители построили в селе небольшую церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. С ростом села в конце XVIII века решено было поставить новый каменный храм. Деньги на него собирали всем миром. Освящение храма состоялось 21 ноября 1900 года, и посвящен он был Архистратигу Божию Михаилу.
Перед революцией 1917 года село насчитывало около 300 дворов. Колхоз на территории села просуществовал до 60-х годов XX века. К этому времени в стороне была проложена новая дорога на Арзамас. Ездаково постепенно обезлюдело, и сейчас на его месте не сохранилось ни одного старого дома.
В 1997 году 206 гектаров земли села Ездакова и прилегающих окрестных территорий были переданы Серафимо-Дивеевскому монастырю для ведения подсобного хозяйства. С этого момента начинается история Архангельского скита.
Игумения Сергия с первыми сестрами приехали в безлюдное, глухое место после праздника Благовещения Пресвятой Богородицы весной 1997 года. Чувство грусти вызывала картина запустения и разрухи: земли, заросшие лопухом в рост человека и жгучей крапивой, размытое бездорожье после весенних дождей, развалины некогда величественных храмов. Но благодать Христова укрепляет тех, кто в послушании и с верой в помощь Божию возрождает церковную жизнь.
В разрушенном Архангельском храме прочитали акафист Архангелу Михаилу – с этого начался труд по становлению жизни скита. В первую очередь занялись строительством корпуса для насельниц. Он получился небольшим и состоял из сруба с печкой посередине и двухъярусными кроватями вокруг. Это была кухня и место для ночлега одновременно. К срубу пристроили трапезную, в которой сестры трапезничали, а также читали неусыпаемую Псалтырь, утреннее и вечернее правило.
Окультуривание земель осложнялось наличием ям, погребов и фундаментов построек бывшего села. Вручную со вспаханных огородов сестры выносили камни и кирпичи. Нередко попадались целые кирпичные и каменные глыбы, которые было под силу увезти только тракторам. Территорию под сад выравнивали бульдозерами. Но еще до сих пор после каждой пахоты земля возвращает из своих недр домашнюю утварь и бытовые принадлежности давно ушедших отсюда жителей.
Реставрационные работы Архангельского храма начали с восстановления крыши. Немало ушло времени и сил, прежде чем главу храма увенчали пять куполов с сияющими на солнце крестами. Затем приступили к внутренней отделке. С Божией помощью, стараниями рабочих и сестер, храм внутри засиял белизной стен, а на восстановленном деревянном полу, покрытом лаком, отразились блики зажженных свечей. 19 ноября 1998 года храм был освящен митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем в честь Воспоминания чуда Архистратига Михаила в Хонех.
Груду развалин представлял собой второй зимний храм – в честь Покрова Божией Матери. В один день в церкви обрушились свод и большая часть стен. Сохранились старинные чертежи Покровской церкви, по ним начали восстановительные работы. В 2004 году она была полностью восстановлена и 31 декабря того же года заново освящена епископом (ныне митрополитом) Нижегородским и Арзамасским Георгием в честь образа Божией Матери «Спорительница хлебов». Освящение престола именно в честь этой иконы объяснялось тем, что на обширных скитских полях возделываются зерновые культуры: пшеница, рожь, ячмень, овес. В 2009 году храм был расписан сюжетами из земной жизни Пресвятой Богородицы, от Ее рождения и до успения.
Святынями храмов Архангельского скита являются расписанный крест с могилки блаженной Пелагии Дивеевской, ковчег с частичками мощей святых угодников Третьего Удела Божьей Матери – Киево-Печерской лавры. В храмах хранятся частицы мощей дивеевских святых – батюшки Серафима, преподобных Александры, Марфы и Елены, блаженных Пелагии, Параскевы и Марии.
Сама Пречистая Богородица дала преподобному Серафиму устав, которым определен распорядок жизни дивеевских сестер. Каждое утро и вечер насельницы собираются в храм на общее монашеское правило, которое включает чин чтения двенадцати избранных псалмов, поясные поклоны, утренние и вечерние молитвы, полунощницу, чтение Апостола и Евангелия. Батюшка Серафим заповедовал читать сестрам ежедневно три раза во время послушаний молитвенное правильце и весь день держать в уме Иисусову молитву, а также 150 раз прочитывать Архангельское приветствие «Богородице Дево, радуйся…» Регулярно совершаются на скиту службы, на которые приходят помолиться и жители соседних деревень.
Повседневная жизнь скита – это не только молитва, но и труд. После утреннего молитвенного правила у сестер начинаются послушания по хозяйству, которые обеспечивают жизнь скита с ее бытовыми потребностями. Сестры несут послушания в храме, на кухне и трапезе, пекут просфоры для церковных служб, ухаживают за животными, возделывают огороды, украшают территорию скита выращиванием цветов, работают в саду, в швейной мастерской, следят за общим порядком в корпусах.
День на скиту завершается молитвенным правилом. В вечерних сумерках в тишине храма сестры возносят по четкам молитвы Богу, Матери Божией и всем святым с поясными поклонами. С молитвой жизнь обретает новый смысл, а в душе появляется благодарность Господу за все прожитое, за радости и скорби.
История
История села Ездаково прослеживается в старинных документах, начиная с XVI века. В это же время был построен первый деревянный храм, освященный в честь Покрова Божией Матери. Село тогда было небольшим, его окружали непроходимые леса.
В XV веке благочестивые жители построили в Ездакове небольшую церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Когда село стало расти, на месте деревянной церкви построили новую, каменную. Но со временем и она стала мала. С Божией помощью жители села Ездаково исходатайствовали у епархиального начальства разрешение на постройку каменного храма. Новый храм решили разместить с южной стороны Покровской церкви. Первым делом наладили производство кирпича, и в мае 1895 года строительство началось. Каждый помогал, чем мог. Однако, несмотря на все усилия и жертвы прихожан, за первые пять лет удалось построить лишь фундамент храма. Жителей Ездаково стала угнетать мысль, что начали они, хотя и святое дело, но непосильное. В это время Господь послал им благотворителя в лице чиновника из Нижнего Новгорода Михаила Михайловича Фаворского. Дед Михаила Михайловича перед смертью завещал своему сыну расширить или построить новую церковь в Ездакове. Сын не успел выполнить завещания своего отца, а внук, никем и ничем не побуждаемый, кроме сознания долга христианина и уважения к памяти предков, начал строительство нового храма. И поныне сестры поминают храмоздателя Михаила со сродниками в своих молитвах.
Освящение храма в честь Архангела Михаила состоялось 18/31 мая 1903 года, ровно за два месяца до обретения мощей преподобного Серафима Саровского. Церковь была построена в форме корабля с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных абсид. Белый, с красной крышей и зелеными куполами, храм внутри украсили высоким резным иконостасом, который доходил до потолочных сводов. Роспись стен выполнили арзамасцы — ученики Ступинской школы живописи. Интерьер храма был украшен изящной церковной утварью, привезенной Михаилом Михайловичем Фаворским из-за границы.
В начале XX века село Ездаково переживало период своего расцвета. В нем было около 300 дворов и проживало более тысячи крестьян. Люди жили в селе работящие, хранили крепкие патриархальные устои.
В 20-е годы ХХ века в Нижегородской области запретили колокольный звон. Колокола были сняты для переплавки, а колокольни оставшихся церквей разбирались под кирпич. Храмы в Ездакове лишились всех серебряных и позолоченных предметов, но колокольня уцелела, хотя и осталась без колоколов.
Несмотря на то, что после революции в Нижегородской области шла кампания по закрытию церквей, оба храма в Ездакове действовали еще долгое время. Только в 1938 году официально встал вопрос об их закрытии. 16 июня 1938 года на общем собрании колхозников председатель колхоза С.М. Кузнецов предложил переделать храм в честь Архистратига Божия Михаила под новую школу. Но когда подсчитали, в какую сумму обойдется эта работа, оказалось, что дешевле построить школу на месте старой из новых стройматериалов.
В Архангельском храме устроили склад горюче-смазочных материалов и запчастей для сельхозтехники, а затем зернохранилище. В Покровском храме был открыт клуб с библиотекой и кинотеатром; по вечерам в нем устраивались танцы.
В 70-е годы в СССР проводилась политика укрупнения колхозов и ликвидации так называемых неперспективных деревень. В число неперспективных попало и село Ездаково. Коренные жители стали переезжать в город Арзамас и соседние села. В 1986 году село опустело. Очень быстро место, где находилось село, заросло травой и кустарником.
В 1997 году 206 гектаров земли села Ездакова и прилегающих окрестных территорий были переданы Серафимо-Дивеевскому монастырю для ведения подсобного хозяйства. С этого момента начинается история Архангельского скита.
Игумения Сергия с первыми сестрами приехали в безлюдное, глухое место после праздника Благовещения Пресвятой Богородицы весной 1997 года. Чувство грусти вызывала картина запустения и разрухи: земли, заросшие лопухом в рост человека и жгучей крапивой, размытое бездорожье после весенних дождей, развалины некогда величественных храмов. Но благодать Христова укрепляет тех, кто в послушании и с верой в помощь Божию возрождает церковную жизнь.
В разрушенном Архангельском храме прочитали акафист Архангелу Михаилу — с этого начался труд по становлению жизни скита. В первую очередь занялись строительством корпуса для насельниц. Он получился небольшим и состоял из сруба с печкой посередине и двухъярусными кроватями вокруг. Это была кухня и место для ночлега одновременно. К срубу пристроили трапезную, в которой сестры трапезничали, а также читали неусыпаемую Псалтырь, утреннее и вечернее правило.
Окультуривание земель осложнялось наличием ям, погребов и фундаментов построек бывшего села. Вручную со вспаханных огородов сестры выносили камни и кирпичи. Нередко попадались целые кирпичные и каменные глыбы, которые было под силу увезти только тракторам. Территорию под сад выравнивали бульдозерами. Но еще до сих пор после каждой пахоты земля возвращает из своих недр домашнюю утварь и бытовые принадлежности давно ушедших отсюда жителей.
Реставрационные работы Архангельского храма начали с восстановления крыши. Немало ушло времени и сил, прежде чем главу храма увенчали пять куполов с сияющими на солнце крестами. Затем приступили к внутренней отделке. С Божией помощью, стараниями рабочих и сестер, храм внутри засиял белизной стен, а на восстановленном деревянном полу, покрытом лаком, отразились блики зажженных свечей. 19 ноября 1998 года храм был освящен митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем в честь Воспоминания чуда Архистратига Михаила в Хонех.
Груду развалин представлял собой второй зимний храм — в честь Покрова Божией Матери. В один день в церкви обрушились свод и большая часть стен. Сохранились старинные чертежи Покровской церкви, по ним начали восстановительные работы. В 2004 году она была полностью восстановлена и 31 декабря того же года заново освящена епископом (ныне митрополитом) Нижегородским и Арзамасским Георгием в честь образа Божией Матери «Спорительница хлебов». Освящение престола именно в честь этой иконы объяснялось тем, что на обширных скитских полях возделываются зерновые культуры: пшеница, рожь, ячмень, овес. В 2009 году храм был расписан сюжетами из земной жизни Пресвятой Богородицы, от Ее рождения и до успения.
Святынями храмов Архангельского скита являются расписанный крест с могилы блаженной Пелагии Дивеевской, ковчег с частицами мощей святых угодников третьего удела Божьей Матери — Киево-Печерской лавры. В храмах хранятся частицы мощей дивеевских святых — батюшки Серафима, преподобных Александры, Марфы и Елены, блаженных Пелагии, Параскевы и Марии.
Сама Пречистая Богородица дала преподобному Серафиму устав, которым определен распорядок жизни дивеевских сестер. Каждое утро и вечер насельницы собираются в храм на общее монашеское правило, которое включает чин чтения двенадцати избранных псалмов, поясные поклоны, утренние и вечерние молитвы, полунощницу, чтение Апостола и Евангелия. Батюшка Серафим заповедовал читать сестрам ежедневно три раза во время послушаний молитвенное правильце и весь день держать в уме Иисусову молитву, а также 150 раз прочитывать Архангельское приветствие «Богородице Дево, радуйся. » Регулярно совершаются на скиту службы, на которые приходят помолиться и жители соседних деревень.
Повседневная жизнь скита — это не только молитва, но и труд. После утреннего молитвенного правила у сестер начинаются послушания по хозяйству, которые обеспечивают жизнь скита с ее бытовыми потребностями. Сестры несут послушания в храме, на кухне и трапезе, пекут просфоры для церковных служб, ухаживают за животными, возделывают огороды, украшают территорию скита выращиванием цветов, работают в саду, в швейной мастерской, следят за общим порядком в корпусах.
День на скиту завершается молитвенным правилом. В вечерних сумерках в тишине храма сестры возносят по четкам молитвы Богу, Матери Божией и всем святым с поясными поклонами. С молитвой жизнь обретает новый смысл, а в душе появляется благодарность Господу за все прожитое, за радости и скорби.
Невдалеке от скита, у основания песчаного склона рядом с сосновым лесом сестры обнаружили источник. Место облагородили, устроили колодец и купальню.
Любимое Дивеево
АРХАНГЕЛЬСКИЙ СКИТ
19 сентября- храмовый праздник во имя Архистратига Михаила (Чудо в Хонех) одноименной церкви в Архангельском скиту Серафимо-Дивеевского монастыря.
Скит создан на месте некогда богатого села Ездаково, через которое проходила дорога («езда») на Арзамас. В XV веке благочестивые жители построили в селе небольшую церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. С ростом села в конце XVIII века решено было поставить новый каменный храм. Деньги на него собирали всем миром. Освящение храма состоялось 21 ноября 1900 года, и посвящен он был Архистратигу Божию Михаилу.
Перед революцией 1917 года село насчитывало около 300 дворов. Колхоз на территории села просуществовал до 60-х годов XX века. К этому времени в стороне была проложена новая дорога на Арзамас. Ездаково постепенно обезлюдело, и сейчас на его месте не сохранилось ни одного старого дома. Скит в начале мая 1995 года начал создавался на пустом месте, посреди полей. 23 апреля/6 мая 1995 года, в день празднования памяти вмч. Георгия Победоносца, было совершено первое освящение полей. Освящение восстановленного Архангельского храма состоялось 6/19 ноября 1998 года.
19 декабря/1 января 2005 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, освятил второй восстановленный храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».
Архангельский скит располагает посевными площадями размером 180 га. Земли засеиваются ячменем и травой на сено, выращиваются картофель и капуста для Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. В страдную пору собирать урожай помогают сестры из Дивеева и паломники.
Краткая история Архангельского скита.
Много в России и во всем православном мире святых мест, куда едут люди за поддержкой и помощью. Благодать покрывает всех, и никто не уезжает без утешения и покрова святых угодников и молитвенников пред Престолом Божиим. Одним из таких святых мест является Архангельский скит Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря.
В 1990 году началось возрождение монашеской жизни в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре.
А в 1997 году земли села Ездакова, с двумя полуразрушенными храмами и прилегающими окрестностями были переданы Дивеевской обители для ведения подсобного хозяйства. С этого момента начинает свой отсчет история Архангельского скита.
От большого селения Ездаково, здесь находившегося, ничего не осталось. К началу 20 века с. Ездаково переживало период своего расцвета. В селе было два храма, около 300 дворов и проживало более тысячи крестьян. Село было работящее, с крепкими патриархальными устоями. Но в 1917 году по распоряжению большевистской власти имущество и богослужебные предметы храмов описали, приходские пожертвования и сбережения конфисковали. Начались лихолетья безбожия, повлекшие бесчисленные жертвы в борьбе «за светлое будущее». В 1938 храмы были окончательно закрыты: в Архангельском храме со временем устроили склад горюче-смазочных материалов и запчастей для сельскохозяйственной техники, а затем зернохранилище. В Покровском храме — был открыт клуб, где располагались библиотека и кинотеатр, а по вечерам устраивали танцы. Политика большевиков привела к тому, что в 1986 село Ездаково совсем опустело и, было снято с учета. Очень быстро место, где находилось село, заросло кустарником и травой.
Игуменья Сергия(Конкова) с первыми сестрами приехала в это безлюдное и глухое место на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы весной 1997 года. Среди храма, разрушенного и заваленного мусором, помолились с акафистом Архангелу Михаилу. Так начался кропотливый труд по благоустройству и становлению жизни скита.
Первым сестрам достался нелегкий труд по восстановлению храмов и возделыванию пригодной для жизни земли.Они терпели тесноту, жили в маленьком деревянном вагончике. Из-за размытого бездорожья весной, после сезонных дождей или заметенных снегом дорог, порой приходилось оставаться в скиту даже в воскресные и праздничные дни.
В первую очередь занялись строительством корпуса для насельниц. Он получился небольшим и состоял из сруба с печкой посередине и двухъярусными кроватями вокруг. Это была и кухня и место для ночлега одновременно. К срубу пристроили трапезную, в которой сестры трапезничали, а также читали Неусыпаемую Псалтырь, утреннее и вечернее правило.
Груды мусора были вынесены сестрами из храма Архангела Михаила. Окультуривание земель осложнялось наличием ям, погребов и фундаментов построек бывшего села. Ломалась техника, вручную со вспаханных огородов сестры выносили камни и кирпичи. Для сада территорию выравнивали бульдозером…
Хранителем и покровителем скита является Архангел Михаил, в честь которого освящен большой храм. Архангел Михаил в Священном писании именуется «вождем воинства Господня» и изображается как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное название «архистратиг», что означает «старший воин».
Реставрационные работы Архангельского храма начались с восстановления крыши. Немало ушло времени и сил, прежде чем главу храма увенчали пять куполов с сияющими на солнце крестами.
19 ноября 1998 года храм был освящен митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем в честь Воспоминания Чуда Архистратига Михаила в Хонех.
В 2008г. Сестрами монастыря были позолочены купола Архангельского храма
В 2015-2016 годах храм был расписан.
Груду развалин представлял собой второй храм в честь Покрова Божией Матери. В один день обрушился свод и большая честь стен.
В 2005 году Богородичный храм был полностью восстановлен и 31 января заново освящен митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием в честь образа Божией Матери «Спорительница хлебов».
Матушка игуменья Сергия благословила освящение престола в честь именно этой иконы не случайно.
На обширных скитских полях возделываются зерновые культуры: пшеница, рожь, ячмень, овес и овощные: картофель, свекла, морковь и др. Этот скит изначально именовался питателем монастыря. Много лет здесь высаживали картофель для монастыря. На уборку урожая приезжали сестры и паломники.
В скиту очень много хозяйственных работ, а Матерь Божия «Спорительница хлебов» помогает не только в снискание душевного спасения, но и в повседневных земных трудах.
К 2009 году храм Божией Матери «Спорительница хлебов» был расписан московскими иконописцами, выпускниками иконописной школы Троице-Сергиевой лавры. Роспись храма включает сюжеты земной жизни Богородицы от Ее рождения и до Успения, алтарь украшают изображения двенадцати апостолов с Божией Матерью, на которых снисходит Дух Святый. Притвор же украшает стилизованное древо Иесеево с изображением Пресвятой Богородицы. От древа расходятся ветви в виде завитков, в которых представлены ветхозаветные Пророки, каждый со своим пророчеством и прообразом Божией Матери.В том же году сестры позолотили на нем купола.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
В 1986 году село опустело. Очень быстро место, где находилось село, заросло травой и кустарником.
В 1997 году 206 гектаров земли села Ездакова и прилегающих окрестных территорий были переданы Серафимо-Дивеевскому монастырю для ведения подсобного хозяйства. С этого момента начинается история Архангельского скита.
Игумения Сергия с первыми сестрами приехали в безлюдное, глухое место после праздника Благовещения Пресвятой Богородицы весной 1997 года. Чувство грусти вызывала картина запустения и разрухи: земли, заросшие лопухом в рост человека и жгучей крапивой, размытое бездорожье после весенних дождей, развалины некогда величественных храмов. Но благодать Христова укрепляет тех, кто в послушании и с верой в помощь Божию возрождает церковную жизнь.
В разрушенном Архангельском храме прочитали акафист Архангелу Михаилу – с этого начался труд по становлению жизни скита. В первую очередь занялись строительством корпуса для насельниц. Он получился небольшим и состоял из сруба с печкой посередине и двухъярусными кроватями вокруг. Это была кухня и место для ночлега одновременно. К срубу пристроили трапезную, в которой сестры трапезничали, а также читали неусыпаемую Псалтырь, утреннее и вечернее правило.
Повседневная жизнь скита – это не только молитва, но и труд. После утреннего молитвенного правила у сестер начинаются послушания по хозяйству, которые обеспечивают жизнь скита с ее бытовыми потребностями. Сестры несут послушания в храме, на кухне и трапезе, пекут просфоры для церковных служб, ухаживают за животными, возделывают огороды, украшают территорию скита выращиванием цветов, работают в саду, в швейной мастерской, следят за общим порядком в корпусах.
День на скиту завершается молитвенным правилом. В вечерних сумерках в тишине храма сестры возносят по четкам молитвы Богу, Матери Божией и всем святым с поясными поклонами. С молитвой жизнь обретает новый смысл, а в душе появляется благодарность Господу за все прожитое, за радости и скорби.