архангельский собор 1505 1508

Архангельский собор Московского Кремля

Тип: Церковь

Страна: Россия

Место нахождения: Московский Кремль

Век: 16

Уточняющая датировка: 1505–1508

Заказчик: Иван III Васильевич

Архитектор: Алевиз Новый

Описание

Архангельский собор построен в 1505–1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым. Он возведен на месте небольшого белокаменного собора, построенного в 1333 году русскими мастерами при князе Иване Даниловиче Калите, и разобранного, по причине «ветхости и затесненности гробницами», в 1505 году при великом князе Иване III. Храм посвящен архангелу Михаилу, небесному покровителю князей в их ратных подвигах. Архангельский собор стал усыпальницей московского великокняжеского дома.

Типичная для итальянской архитектуры ордерная декорация как бы «наложена» Алевизом Новым на традиционную для Руси конструктивную схему шестистолпного крестово-купольного храма с каноническим пятиглавием и позакомарным покрытием. В решении внутреннего пространства Архангельского собора отчетливо видна связь с древнерусской архитектурой. Дробность и затесненность пространства собора массивными, почти квадратными в плане столпами, делящими здание на три нефа, является характерной особенностью его интерьера.

Отдавая дань традиции, Алевиз возвел в западной части Архангельского собора хоры для семьи великого князя, находившейся здесь во время богослужения. К основному объему здания было пристроено узкое четырехэтажное помещение, на третьем этаже которого и располагаются своеобразные хоры, выходящие в пространство собора большим двухарочным окном. Ново для Древней Руси решение главного входа в собор в виде перспективного портала, помещенного в глубокую лоджию, которая вместе со ступенями образует храмовую паперть. Порталы, выполненные из белого камня, увенчаны резными акротериями и украшены тонко проработанным стилизованным растительным орнаментом, типичным для итальянского Возрождения.

Иконография

Фрески южной и северной стен собора посвящены архангелу Михаилу и повествуют о совершенных им на земле чудесах. Часть сводов и западная стена отданы композициям, иллюстрирующим Символ веры.

Источник

Украшение Московского Кремля – Архангельский собор снаружи и изнутри

архангельский собор 1505 1508

Архангельский собор Московского Кремля

В центре Московского Кремля на Соборной площади – большой белоснежный собор, посвященный Архангелу Михаилу, единственный московский собор с не покрытыми позолотой куполами: здесь находится древнейшая родовая усыпальница русских князей и царей.

История основания

Деревянный храм во имя Архангела Михаила, своего небесного покровителя, возвел в Москве в XIII веке во время недолгого царствования брат Александра Невского, князь Михаил Хоробрит. В 1333 году московский князь Иван Калита на месте деревянной церкви выстроил собор из белого камня.

Величественный собор – благодарность Господу за спасение России от голода в неурожайный год. Князь завещал похоронить себя здесь, с тех пор Архангельский собор на 180 лет становится родовой царской усыпальницей, а Иван Калита – первый правитель, захороненный в храме.

Во время реконструкции Кремля князь Иван III перестроил и родовую усыпальницу. Для этого он пригласил миланского архитектора Алоиза Ламберти да Монтиньяна, получившего в Москве известность как Алевиз Флязин.

архангельский собор 1505 1508

Завершил строительство Архангельского собора сын князя, Василий III, продолживший дело отца по объединению Руси. Вновь построенный собор освящен 8 ноября 1508 года.

Храм посвящен Архангелу Михаилу, небесному покровителю князей в их ратных подвигах. Великие князья приходили сюда на молитву перед сражениями, а на поклонение гробам предков направлялся царь во главе торжественной процессии после вступления на царство.

Архитектурные особенности Архангельского собора

Собор высотой 21 метр из белого камня итальянский архитектор построил в традиционном древнерусском стиле – пятиглавый крестовокупольный храм с узкими щелевидными окнами.

Венчает собор пять глав на барабанах различного диаметра, расставленных асимметрично, что создает впечатление воздушной легкости храма и устремленности вверх Главный вход – в широком углублении. В шестистолпном пятиаспидном сооружении с 8 приделами переплелись итальянские и византийские архитектурные традиции.

Внешний вид храма

Внешний облик собора особенный, это достигается декоративными формами отделки. Фасад собора архитектор разделил на два яруса горизонтальным карнизом. Каждый ярус смотрится как законченный, самостоятельный этаж – собор выглядим двухэтажным. Нижний ярус, высокий и мощный, с декоративными арками, – своеобразный постамент для более легкого верхнего яруса меньшей высоты, украшенного филенками.

Вертикальные прямоугольные выступы стены также разделены по горизонтали. Их архитектор превратил в пилястры. По средней линии каждого яруса – высокие узкие окна. В архитектурную отделку храма включены и округлые окна-медальоны, и
большие арочные окна, сближающие русский собор с венецианским дворцом.

архангельский собор 1505 1508

Ниши, расположенные по периметру верхней части фасада, – традиционно русское украшение, сделанное в виде морских раковин с жемчужинами, изящно и необычно для русской архитектуры.

По вертикали фасада – пилястры, увенчанные затейливым растительным орнаментом с резными капителями. Огромное двойное окно фасада с группой небольших круглых окон смотрится торжественно и строго. Удивительное украшение собора – резьба, насыщающая белокаменным узором порталы. Декор розеток и капителей нигде не повторяется.

архангельский собор 1505 1508

Интерьер храма

Пышному, нарядному и торжественному декору фасада противопоставлен интерьер собора. Цилиндрические своды храма опираются на традиционные для русских церквей крещатые столбы. Интерьер сводов светлый и свободный, при взгляде вверх ощущается восторг.

архангельский собор 1505 1508

Торжественно-сумеречное настроение возникает при взгляде на темно-синие настенные росписи и саркофаги внизу собора, где господствует полумрак.

архангельский собор 1505 1508

Усыпальница

Здесь хоронили по примеру Византии правителей Рюриковичей, Романовых и их родственников до XVIII века. Собор служил местом погребения мужчин царского рода. Цариц и княгинь хоронили в соборе Вознесения Христова кремлевского Вознесенского монастыря, разрушенного в 1929 году.

Тогда захоронения из монастыря перенесли в южную часть Архангельского собора. Сюда же перенесли мощи «прародителей государевых». Над гробом, закрытым каменной плитой, возводилась каменная надгробница, на которой помещалась икона, свеча и панихидное блюдо с кануном.

Гробницы

Внутри Архангельского собора – 46 надгробий, под которыми покоятся 56 представителей княжеского рода. Бронзовые саркофаги белокаменных надгробий раннемосковских князей и русских царей установлены во время правления Михаила Романова. Напротив надгробий – изображение в полный рост всех погребенных здесь великих князей.

архангельский собор 1505 1508

Расположение погребений проводилось по четким правилам. По южным стенам – великокняжеские погребения. Удельные князья погребены вдоль западной стены, а опальные князья – вдоль северной.

У юго-западных столпов захоронена принявшая православие татарская знать, служившая при русском дворе. 51 захоронение под плитами пола, две раки стоят на полу. В усыпальнице храма погребен сын Ивана Грозного, убитый вспыльчивым отцом, и его малолетний брат царевич Дмитрий, который дважды «воскресал» во времена Смуты.

Здесь же похоронены Романовы: цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович, а также оба брата Петра I. Сам «великий реформатор» упокоился в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, где и стали хоронить представителей царской династии.

архангельский собор 1505 1508

В Архангельском соборе – пустая гробница Бориса Годунова, чей прах по приказу Лжедмитрия I в 1605 году выбросили на улицу, чтобы «не осквернять» храм. Позднее прах Бориса Годунова погребли в Троице-Сергиевой Лавре.

Росписи усыпальницы

В XVI веке собор покрыли художественной росписью. Во времена правления Алексея Михайловича выполнены настенные росписи, над которыми трудились 92 мастера. Военная тематика и сюжеты о борьбе Архангела Михаила с падшим ангелом Сатанаилом занимает главное место в живописи.

Интересна галерея из условных «надгробных» портретов князей и царей, похороненных в усыпальнице. Нижний ярус – «портретная галерея» реальных исторических лиц: более 60 «портретов» московских и удельных князей. Галерею открывает изображение Ивана Калиты.

В куполах – лики пророков и праотцов, эпизоды из жизни Спасителя, на сводах – сюжеты из Нового Завета. В центральном барабане – фигуры Адама и Евы. В западных куполах – образы Архангела Михаила и Гавриила, ниже – апостолов и святых угодников, воинов-мучеников и святого покровителя храма – Архангела Михаила. В роспись включены сюжеты о героической борьбе русских воинов с захватчиками.

Главная православная святыня собора – четырехъярусный иконостас с иконами «Михаил Архангел с житием» и икона Божьей Матери «Благодатное небо». Над алтарем – композиция Богородичного цикла – «Успение Богоматери».

архангельский собор 1505 1508

Это интересно

Видео: Божественная литургия

Источник

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Собор святого Архистратига Михаила.

Храм, возведенный в 1505-1508 гг. итальянским зодчим Алевизом Новым. Являлся усыпальницей московского правящего дома до 1730 г.

Создание

Есть несколько версий о храмах с посвящением Архистратигу Михаилу (покровителю московских государей), стоявших там, где в начале XVI в. был возведен белокаменный собор. По одной из них, первый Архангельский храм был из дерева и строился в 1247-1248 гг. Однако данное предположение является дискуссионным. Наиболее вероятна версия о постройке храма Иваном Даниловичем Калитой, так как 1333 г. отмечен в летописи как дата создания подобного собора из камня. Предположительно, князь построил его в честь избавления страны от неурожая.

В период с 1344 по 1347 гг. при Симеоне Гордом Архангельский собор был расписан княжеской иконописной артелью (известны такие имена, как Захарий, Иосиф и Николай). При Василии I собор обогатился росписями авторства Феофана Грека (1399).

Во второй половине XV в. у него появилось два придела из дерева. Однако они сильно пострадали во время пожара 1475 г. и были обновлены в камне.

Во второй половине XV – начале XVI вв. Иваном III начала проводится реконструкция Кремля. Поэтому в 1505 г. Архангельский собор разбирается по причине ветхости. Приглашенным в Москву итальянским архитектором Алоизо (Альвизо) Ламберти да Монтаньяна, который отразился в источниках как Алевиз Новый, было заложено здание нового храма.

В 1508 г. уже при Василии III собор был освящен митрополитом Симоном.

Новый храм вместил в себя стилистические традиции венецианской архитектуры в сочетании с культурно-идеологическими запросами архитектоники Соборной площади.

Дальнейшая судьба

Храм выполнял функцию государевой усыпальницы. Предположительно, княжеские погребения имели место и в постройке 1333 г., однако их расположение неизвестно. В храме 1505-1508 гг. захоронения имеют определенную структуру, согласующуюся с эсхатологическими представлениями Средневековья.

По-видимому, собор не расписывался с момента постройки вплоть до середины XVI в., когда в 1564-1565 гг. была выполнена стенопись, фрагменты которой частично сохранились.

Дошедшая до нас роспись относится к середине XVII в. Ее авторами стали такие мастера иконописи как Симон Ушаков, Степан Резанец, Федор Зубов, Федор Козлов, Иван Филатов, Гурий Никитин. За небольшим исключением они полностью повторили уникальную иконографию фресок 60-х гг. XVI в.

Иконостас 1508 г. был уничтожен пожаром 1547 г. Существующий ныне иконостас создан царскими резчиками в 1679-1680 гг., к этому же времени относится и большинство икон. Самым древним считается храмовый образ «Архангел Михаил с деяниями» (рубеж XIV-XV вв.).

Во время Отечественной войны 1812 г. многие иконы были повреждены, а их оклады и украшения были украдены. После освобождения Москвы соборное убранство было поновлено, часть гладких колонн была заменена на резные, изготовлены резные царские врата.

В 1893 г. наиболее ценные предметы из храмовой ризницы были переданы в Синодальную ризницу.

В 1918 г. восстанавливалась алтарная часть собора, пострадавшая во время обстрела Кремля революционными войсками. В 1955 г. Архангельский собор стал частью музея Кремля.

В 1991 г. в нем были возобновлены церковные службы.

Источник

Москва. Архангельский собор.

Продолжаем путешествие по Кремлю. Архангельский собор (собор Архистратига Михаила, собор Михаила Архангела) в Кремле строился в течение четырех сезонов – с 1505 по 1508 гг. итальянским архитектором Алевизом Фрязиным Новым на месте более древней белокаменной Архангельской церкви 1333 года. В этой церкви, построенной при Иване Калите, была устроена княжеская усыпальница, и первым туда был положен сам храмоздатель – Иван Калита. С тех пор собор, посвященный покровителю ратных дел, Архангелу Михаилу, долгое время служил местом упокоения великих князей Московских и их родственников – удельных князей. По преданию, на месте собора в XIII веке была деревянная церковь Михаила Архангела, которую построил брат Александра Невского, Михаил Хоробрит. Другое предание гласит, что Михаил был похоронен в Успенском соборе Кремля, его племянник Даниил Московский – у стены Архангельского собора, а в самом соборе первым был погребен сын Даниила Московского и брат Ивана Калиты, князь Юрий. Этот каменный собор построили за очень короткий срок – всего одно лето, поэтому исследователи предполагают, что он был довольно небольшим, наподобие храма Спаса на Бору (построен в 1330-х, разрушен в 1930-х годах).архангельский собор 1505 1508Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Кремле был усыпальницей великих князей и русских царей.

С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке.

Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского, погибшего мученической смертью в Золотой Орде и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Останки святых не предавали земле, а помещали в особые ковчеги – раки, предназначенные для поклонения верующих. Рака с мощами царевича Дмитрия установлена у юго-западного столпа под резной каменной сенью.

21 мая 1505 года великий князь Иван Васильевич повелел разобрать ветхую церковь и в октябре заложил новую, но через несколько дней умер и был погребен в только что заложенном храме.архангельский собор 1505 1508Василий III Иванович, различные изображения

В Москве он получил известность как Алевиз Фрязинархангельский собор 1505 1508Сохранившийся фрагмент первоначальной белокаменной резьбы и входные ворота в западной части Собора

архангельский собор 1505 1508Архангельский собор. Вид торцов надгробий царя Василия Ивановича Шуйского (1557-1613), князей Старицких: Владимира Андреевича (после 1533-1569), Василия Владимировича (ок. 1552 г.-ок. 1574) и Андрея Ивановича (1490-1536). Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева.

Согласно распоряжению царя Алексея Михайловича новая стенопись должна была в точности повторить древнюю. До начала работ мастер Оружейной Палаты Степан Резанец с помощниками составляли описания сохранившихся в храме изображений с указанием того, где они расположены. Решение царя ясно говорит о том, что идеи, положенные в основу программы росписи собора оставались актуальными в царствование Романовых.

В нижнем ярусе росписи, над гробницами выполнены «воображаемые» портреты князей, погребенных в соборе. Место портрета в чреде княжеских изображений обусловлено расположением его гробницы. Князья представлены в светских одеждах фронтально или в трехчетвертном повороте к востоку с молитвенными жестами рук, в торжественном предстоянии пред алтарем храма. Вверху, рядом с каждой княжеской фигурой в медальонах помещены изображения святых покровителей князей, чьи имена они носили. Надгробные портреты князей наиболее точно следуют первоначальной росписи собора XVI в.архангельский собор 1505 1508Надгробия в Архангельском соборе Московского Кремля (в центре надгробие Дмитрия Донского)

О композиционной основе XVI столетия говорят неподвижные, монотонно повторяющиеся позы изображенных, контуры фигур, очерченных прямыми строгими линиями. XVI веку принадлежит и типология княжеского костюма. На московских князьях орнаментированные шубы и длинные платья с жемчужными воротниками и золочеными поясами.

архангельский собор 1505 1508Надгробие царя Василия Шуйского (слева) и старицких князей Владимира Андреевича и Василия Владимировича (справа) в Архангельском соборе Московского Кремля

Как известно, последним погребением в истории кремлевского храма стало захоронение брата Петра I, царя Ивана Алексеевича. Со времени переноса столицы в Петербург русских императоров стали хоронить в усыпальнице Петропавловского собора, и первым был сам Петр Великий.архангельский собор 1505 1508архангельский собор 1505 1508Петр II

Единственным исключением стал юный Петр II, приехавший в Москву на свою свадьбу в 1730 году и скоропостижно скончавшийся от оспы накануне венчания. И еще под сводами Архангельского храма в феврале 1826 года три дня находилось тело почившего императора Александра I. Его привезли сюда из Таганрога, где умер государь, по пути в Петербург.архангельский собор 1505 1508Другим исключением стал Борис Годунов. Он тоже сначала был похоронен в Предтеченском приделе Архангельского собора, но в 1606 году повелением Лжедмитрия I тело его было вырыто и перезахоронено в Троице-Сергиевой Лавре.архангельский собор 1505 1508архангельский собор 1505 1508Крышка раки царевича Дмитрия. Москва. Серебряная палата. 1628-1630. Вклад царя Михаила Федоровича в Архангельский собор.

Согласно проекту именитого архитектора предполагалось разрушить многие старинные здания в Кремле, а всю кремлевскую территорию заключить, как «в футляр», во двор нового дворца.архангельский собор 1505 1508Соборная площадь Московского кремля, 1797 год.

Русское общество воспротивилось этому кощунству: по свидетельствам современников, Баженову несколько раз приходилось спасаться бегством от разгневанных москвичей. К счастью, у Екатерины II не хватило тогда средств для осуществления грандиозного строительства, и оно было прекращено, не состоявшись.

Когда французская армия вошла в Москву, мадам Обер-Шальме получила приглашение в Петровский дворец, где Наполеон временно устроил свою резиденцию. Там император советовался с московской француженкой, знавшей местные порядки и нравы, об освобождении русских крестьян от крепостного права.архангельский собор 1505 1508Архангельский собор на реставрации. Ступени солеи по снятии чугунного пола 1905

И дело ограничилось кухней в кремлевском соборе, которую приписали совету французской шпионки с Кузнецкого моста. Она, кстати, сама обратилась к Наполеону с просьбой защитить ее от русских и иностранных кредиторов, которым она задолжала 300 тысяч рублей, потеряв из-за войны в России собственных 500 тысяч рублей состояния.архангельский собор 1505 1508Икона Царевич Дмитрий в Архангельский собор в Москве. Слева: люди, смотрящие на его могилу.

Поблагодарил московский люд Шельму. Оклады с икон были сорваны, раки ограблены, а мощи св. царевича Дмитрия спрятал от поругания священник соседнего кремлевского монастыря Иван Яковлев. Он нашел их лежащими подле раки, обернул пеленой и унес в Вознесенскую церковь монастыря, где спрятал их в нижнем ярусе иконостаса.
Только с повреждениями собора, полученными от Наполеона, сравнимы его разрушения в ноябре 1917 года, во время обстрела Кремля. А в следующем 1918 году в связи с переездом правительства в Москву Архангельский собор, как и все другие кремлевские храмы, был закрыт.

Когда в 1929-1930 годах сносили собор Вознесенского монастыря − женскую княжескую усыпальницу, в подклет Архангельского собора были перенесены в каменных гробах останки цариц и великих княжон. архангельский собор 1505 1508Анастасия Романова на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Среди них был и гроб Анастасии Романовой, первой жены Ивана Грозного. Недавняя экспертиза обнаружила при исследовании ее останков следы ядовитого химического вещества, что подтвердило версию об отравлении царицы приближенными.
После смерти Сталина Кремль был вновь открыт для посещения, и с 1955 года в Архангельском соборе работает музей; с конца 1970 гг. началась масштабная реставрация древнего храма. Сейчас в соборе продолжает оставаться музей, но в престольный праздник и на Радоницу в нем совершаются богослужения.

В 80-х годах в собор влетела шаровая молния и ударила прямо в царские врата.архангельский собор 1505 1508
«Архангел Михаил в деяниях»,

Иконостас собора, увенчанный Распятием, устроен в царствование Федора Алексеевича Романова в 1679-1681 гг. Все иконы написаны мастерами царской Оружейной палаты. Лишь в местном, нижнем ряду сохранилось несколько древних икон. Справа от Царских врат, находится храмовая икона собора – «Архангел Михаил в деяниях», созданная около 1399 г. По преданию эта икона была написана по заказу вдовы Дмитрия Донского монахини Евдокии в память о великом князе и его победе в битве на Куликовом поле. Несколько фотографий от 1916 годаархангельский собор 1505 1508архангельский собор 1505 1508архангельский собор 1505 1508архангельский собор 1505 1508архангельский собор 1505 1508архангельский собор 1505 1508архангельский собор 1505 1508архангельский собор 1505 1508архангельский собор 1505 1508архангельский собор 1505 1508архангельский собор 1505 1508архангельский собор 1505 1508

План-схема захоронений великих князей и царей

В Архангельском соборе захоронения русских великих и удельных князей, царей и их ближайших родственников размещались и оформлялись по таким же правилам.

Все захоронения, за исключением погребений в раках, совершены под полом храма и отмечены в его интерьере высокими пустотелыми памятниками с двускатными усечёнными крышками. Застеклённые чехлы (1906 году) позволяют хорошо видеть белокаменные плиты с надписями и великолепным растительным орнаментом. В общей сложности в Архангельском соборе погребены пятьдесят шесть человек, могилы которых отмечены эпитафиями.

архангельский собор 1505 1508

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *