архангельский собор официальный сайт

ИСТОРИЯ СОБОРА

архангельский собор официальный сайт

Архангельский собор, построенный в 1505–1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым, – самый своеобразный памятник в целостном ансамбле Соборной площади Московского Кремля. С возведением Архангельского собора закончилась перестройка великокняжеской резиденции, задуманная и осуществленная Иваном III, великим князем, государем «всея Руси» (1462–1505). В период его правления завершился процесс объединения русских земель, окончательно освободившихся в 1480 году от монголо-татарского ига, возрос международный престиж набиравшего силу Московского государства. Отражением этого явилось грандиозное строительство в Кремле. В той идеологической программе, которую вкладывал в преобразование столичного Кремля сам заказчик, немаловажная роль отводилась Архангельскому собору, главному княжескому храму, ставшему к тому времени усыпальницей московского великокняжеского дома.

Храм посвящен архангелу Михаилу, небесному покровителю князей в их ратных подвигах. Великие князья приходили сюда для молитвы перед тем, как отправиться на войну, – в надежде вымолить духовную силу на подвиг. Здесь приносили клятву верности великому князю его младшие братья. Позднее в храм на поклонение гробам предков направлялся царь во главе торжественной процессии после церемонии венчания на царство.

В 2008 году Архангельскому собору исполнилось пятьсот лет. Однако его начальная история восходит к более ранним временам.

архангельский собор официальный сайтархангельский собор официальный сайтархангельский собор официальный сайт

© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

Источник

УСЫПАЛЬНИЦА

Обычай погребения в церкви пришел на Русь из Византии, где этой чести удостаивались те, кто «не умирал и после смерти»: василевсы (цари), высшие сановники, патриархи. Этот обычай лег в основу традиции возведения великокняжеских храмов-усыпальниц для представителей одной династии. Родовые или династические усыпальницы, как правило, посвящались архангелу Михаилу, который, согласно христианской мифологии, был проводником душ умерших в царство мертвых. Таким родовым некрополем является и Архангельский собор Московского Кремля. Здесь хоронили представителей московских правящих династий – Рюриковичей и Романовых.

Архангельский собор Ивана Калиты стал первой великокняжеской усыпальницей. Но к началу XVI века затесненность храма гробами была столь велика, что Иван III решил разобрать прадедовскую усыпальницу и построить новую, более просторную. Прежде чем приступить к работам, великий князь приказал перенести белокаменные саркофаги предков из собора в церковь Иоанна Лествичника.

Через четыре года в заново построенную усыпальницу возвратили и захоронили на заранее определенные места каменные гробы предков. Но первым в соборе был положен сам его основатель, «государь всея Руси» Иван III, скончавшийся 27 октября 1505 года.

Начиная с XIV века усыпальница московского княжеского дома являлась олицетворением идеи примирения и согласия ради единства Руси под главенством Москвы. В ней обретали вечный покой друг подле друга непримиримые враги, доходившие в междоусобной борьбе до крайнего ожесточения.

Захоронения князей Рюриковичей расположены вдоль стен собора в определенном порядке. Вдоль южной стены погребены в основном великие московские князья; вдоль западной – удельные, близкие родственники великих князей; вдоль северной – князья, впавшие в немилость и умершие насильственной смертью. Таковы захоронения князей Старицких, Владимира Андреевича и его сына Василия, жертв опричной политики Ивана Грозного. У северо-западного и юго-западного столпов захоронены принявшие православие представители татарской знати, находившиеся при русском дворе.

Погребения совершали в белокаменных саркофагах, которые опускали под пол в землю. Над захоронениями устанавливали кирпичные надгробия с белокаменными плитами, украшенными тонким резным растительным орнаментом и эпитафиями, выполненными славянской вязью. В начале ХХ века надгробия заключили в латунные застекленные футляры с накладными крестами и надписями. При этом в надписях были допущены ошибки: удельные князья названы великими, а в ряде случаев приведены неверные даты смерти. Всего в соборе под сорока пятью надгробиями и двумя памятными плитами находятся пятьдесят шесть захоронений.

архангельский собор официальный сайтархангельский собор официальный сайтархангельский собор официальный сайтархангельский собор официальный сайт

© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

Источник

АРХИТЕКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАМОВОГО ПРОСТРАНСТВА

В интерьер собора ведут три входа, украшенные перспективными порталами, как бы выступающими из глубины стены. Выполненные из белого камня порталы увенчаны резными акротериями и декорированы тонко проработанным рельефным стилизованным растительным орнаментом, типичным для архитектуры итальянского Возрождения: на фоне трав и цветов – высокие декоративные вазы, в узоры вплетены фантастические изображения драконов и рыб. Центральный архивольт, дугообразное обрамление арочного проема, решен в виде гирлянды из лавра, перевитой лентой. Летом 1978 года была сделана попытка восстановить первоначальную раскраску порталов: голубой, с зеленоватым оттенком фон, светлую охру и позолоту рельефного белокаменного узора, расчищен небольшой фрагмент.

архангельский собор официальный сайтархангельский собор официальный сайт

На западном фасаде устроены два боковых малых портала, за которыми начинаются крутые винтовые лестницы, ведущие на верхние этажи западной пристройки. Интересно отметить, что через левый малый портал раньше можно было проникнуть в основное пространство собора. На восточной стороне собора расположены пять полукруглых апсид.

архангельский собор официальный сайтархангельский собор официальный сайтархангельский собор официальный сайтархангельский собор официальный сайтархангельский собор официальный сайт

Пять куполов Архангельского собора, как и Успенского, сдвинуты к востоку. Самая большая глава – центральная – возведена над главным средокрестием собора. Над алтарной частью поставлены главы малых размеров, чтобы не возникло впечатления перевеса архитектурных масс в восточную сторону. Средние по размеру купола расположены, соответственно, над южным и северным нефами. Стройные, устремленные вверх барабаны пяти глав прорезаны узкими длинными окнами, украшены поверху аркатурными поясами и завершены шлемовидными, или полусферическими главами, на которых первоначально лежала чернолощеная черепица. Своды собора тоже были обложены плотными рядами черепицы не только черного, но и красного лощения.

© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

Источник

АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК ХРАМА

Конструктивную основу Архангельского собора составляет традиционный для домонгольской Руси тип шестистолпного крестовокупольного храма с каноническим пятиглавием, позакомарным покрытием и полукруглыми апсидами, выступающими с восточной стороны. Стены собора разбиты на прясла, вертикальные членения, которым в интерьере соответствуют продольные и поперечные нефы. Три прясла западного фасада соответствуют трем продольным нефам, а из пяти прясел северной и южной стен четыре – четырем поперечным нефам, или трансептам. Пятое прясло обрамляет с боковых сторон западную четырехэтажную пристройку, возведенную для размещения в ней приделов и для устройства лоджии-паперти при западном входе в собор.

архангельский собор официальный сайтархангельский собор официальный сайтархангельский собор официальный сайт
архангельский собор официальный сайтархангельский собор официальный сайтархангельский собор официальный сайт

Алевиз Новый как истинный итальянец «одел» фасады Архангельского собора в строгую ордерную декорацию. С помощью горизонтального среднего пояса – антаблемента, все фасады собора поделены на два яруса, причем каждый ярус получил свое законченное оформление, что создает иллюзию этажности здания. Высокий и мощный нижний ярус с декоративными арками в пряслах, служит своеобразным постаментом для более легкого, верхнего яруса меньшей высоты, украшенного филенками. Вертикальные прямоугольные выступы стены, также разделенные по горизонтали надвое, превратились в пилястры, элементы классического ордера. В тридцати пяти капителях, выполненных по единой классической схеме, нигде не повторяется центральный рисунок цветущего растения. По средней линии каждого яруса расположены высокие и узкие окна.

Подражая архитектуре древнерусских храмов, Алевиз завершает фасады Архангельского собора декоративными закомарами-нишами, украшенными огромными белокаменными рельефными раковинами, как в Венеции, и акротериями, скульптурными украшениями, в виде высоких стройных сосудов – фиал, которые не сохранились.

Западный фасад собора особенно напоминает итальянское палаццо. Его центральную закомару украшают круглые окна-медальоны, а среднее прясло второго яруса прорезает пара больших итальянских арочных окон. Точно такие же окна, на том же уровне, выходят во внутреннее пространство храма. Первоначально собор имел двухцветную окраску, имитирующую кладку из красного кирпича с белыми декоративными деталями, что акцентировало ордерную схему построения фасадов.

© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

Источник

ЭКСПОЗИЦИЯ В ПРИДЕЛЕ СВЯТОГО УАРА

Появление придела мученика Уара связано с поздней историей Архангельского собора. Первоначально этот придел был устроен в старейшей кремлевской церкви Рождества Иоанна Предтечи «на Бору», располагавшейся вблизи Боровицких ворот. Устройство такого придела было связано с рождением 19 октября 1582 г., в день памяти мученика Уара, царевича Димитрия – младшего сына Ивана IV Васильевича. С этого времени и вплоть до начала XX в. в Кремле существовало особое почитание святого Уара, которому молились о здравии малолетних детей.

архангельский собор официальный сайтархангельский собор официальный сайтархангельский собор официальный сайт

В середине XIX в. было принято решение разобрать «за ветхостью» древнюю Предтеченскую церковь. Ее престол и имущество были перенесены в Боровицкую башню, где была вновь устроена церковь во имя Иоанна Предтечи. Придел мученика Уара был перемещен в 1848 г. в Архангельский собор и размещен в небольшом придельском храме, пристроенном в северо-восточной части, где ранее находился Покровский придел, перенесенный на хоры. Тогда же здесь был установлен иконостас с иконами, посвященными святому Уару, жившему и мученически погибшему в IV в. В настоящее время они экспонируются в этом помещении.

архангельский собор официальный сайтархангельский собор официальный сайтархангельский собор официальный сайтархангельский собор официальный сайт

архангельский собор официальный сайтархангельский собор официальный сайтархангельский собор официальный сайт

Особого внимания заслуживает икона «Мученик Уар» – самый чтимый образ, считавшийся по соборным преданиям чудотворным. Согласно свидетельствам XIX в., он очень почитался у москвичей, которые «нередко стекались сюда в значительном количестве с больными детьми». Икона была написана в начале XVIII в. и представляет святого Уара в образе воина-мученика. Примечательно, что уже в середине XIX в. у служителей Архангельского собора было понимание о ценности этой иконы. В связи с чем, для прикладывания была исполнена ее точная копия, на которую был перенесен оклад с древней иконы. Кроме того, при устройстве Уаровского придела были написаны редкие по своей иконографии иконы «Мученик Уар, с клеймами жития» и «Явление мученика Уара Клеопатре».

архангельский собор официальный сайтархангельский собор официальный сайтархангельский собор официальный сайт

Новая страница в истории придела была перевернута в начала XXI в. После окончания архитектурной реставрации с благословения патриарха было принято решение выставить здесь мощи преподобной Евфросинии Московской (великой княгини Евдокии). Для этого по проекту Ю.П. Мосунова мастером В.В. Русаковым была изготовлена новая рака для мощей святой. Своими формой и оформлением она повторила раку святой Евфросинии, находившуюся во второй половине XIX в. в Вознесенском соборе Вознесенского монастыря и утраченную в 1929 г. после уничтожении обители. Торжественный перенос мощей состоялся 28 мая 2008 г. Они были помещены в раку, установленную в центре придела. У южной стены в специальной витрине представлен белокаменный саркофаг (гроб) вдовы великого князя Димитрия Донского, в котором на протяжении 600 лет покоились ее останки.

© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *