архиерейский собор 2021 года
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
В Димитриевскую родительскую субботу Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду в Александро-Невском скиту
Назначена и.о. игумении Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального монастыря
Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Государственной Думы РФ А.Ю. Кузнецовой
В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
Преставился ко Господу архиепископ Краснолиманский Алипий
Архив
ЖУРНАЛЫ Священного Синода от 15 октября 2021 года
15 октября 2021 года члены Священного Синода Русской Православной Церкви приняли публикуемые ниже журналы, обсудив их с помощью средств удаленной связи.
ЖУРНАЛ № 91
ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о перенесении Архиерейского Собора.
29 декабря 2020 года Священный Синод постановил провести Архиерейский Собор с 15 по 18 ноября 2021 года (журнал № 103).
ПОСТАНОВИЛИ:
В связи со сложной эпидемической обстановкой перенести проведение Архиерейского Собора на май 2022 года, определив датами его заседаний 26-29 мая 2022 года.
ЖУРНАЛ № 92
ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об учреждении епархии в пределах Республики Армения.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Образовать в пределах Республики Армения Ереванско-Армянскую епархию Русской Православной Церкви.
2. Епархиальному архиерею Ереванско-Армянской епархии иметь титул «Ереванский и Армянский» с кафедрой в городе Ереване.
3. Преосвященным Ереванским и Армянским быть архиепископу Клинскому Леониду с сохранением за ним должности заместителя председателя Отдела внешних церковных связей.
4. В связи с образованием Ереванско-Армянской епархии упразднить Патриаршее благочиние приходов Русской Православной Церкви в Республике Армения.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Что такое Архиерейский Собор, когда и зачем он будет созван
С 2017 года ситуация в Мировом Православии кардинально изменилась, и Русской Церкви необходимо разработать чёткие и ясные ответы на сегодняшние вызовы
В начале этой недели, выступая на братской трапезе в Храме Христа Спасителя, Патриарх Кирилл произнёс очень важные, хотя и исполненные тревоги слова, в которых, в частности, прозвучал своего рода анонс. Святейший Владыка проговорил главное — задачу ближайшего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. И хотя точные сроки его созыва названы не были, поисковые подсказки на эти два слова уже содержат такие популярные запросы, как «Архиерейский Собор 2019 года» и «Архиерейский Собор 2019 дата».
Очевидно, с такой поспешностью Собор созван не будет, более того, его подготовка может занять от нескольких месяцев до года. Но первоочередная повестка дня уже определена. И, увы, это далеко не рутинные вопросы. На кону единство Православного мира, сильно пошатнувшееся в течение последних полутора лет. До той степени, что последний Архиерейский Собор (ноября-декабря 2017 года) словно проходил в другую эпоху. Для Церкви же несвойственно столь стремительное течение времени, тем не менее реагировать на новые вызовы необходимо, и это именно соборное дело. Вот как Патриарх сформулировал это в своём недавнем слове:
Мы с вами вступили в очень сложную эпоху, и успех нашего прохождения через эти испытания во многом зависит от внутреннего состояния нашей Церкви. Чем крепче будет наше единство — как в решении задач внутреннего развития, так и в диалоге с Мировым Православием, — тем успешнее будут наши действия. Нам предстоит тщательно рассмотреть и осмыслить процессы, происходящие сегодня во Всемирном Православии, и я надеюсь, что на ближайшем Архиерейском Соборе будет чётко определена наша позиция по отношению к расколам и к тем нашим братьям, которые, к сожалению, эти расколы поддерживают.
Патриарх Кирилл. Фото: Demian Stringer / Globallookpress
Для начала стоит разобраться, что же вообще такое Архиерейский Собор, в каких ситуациях его созывают, и чем он отличается от Высшего Церковного Совета и Священного Синода Русской Православной Церкви, заседания которых проходят неоднократно в течение каждого года.
Итак, чаще всего созывается Высший Церковный Совет — это рабочий исполнительный орган при Патриархе и Синоде, который не принимает ключевые решения, но является своего рода закрытым совещанием руководителей синодальных учреждений во главе с Патриархом. Синод же состоит исключительно из архиереев, является органом церковного управления и как раз принимает ключевые решения в период между Архиерейскими Соборами, которым он подотчётен.
Но что же такое Архиерейский Собор? Это высший орган церковного управления, не просто подтверждающий решения Синода и Патриарха, но и способный вынести важнейшие постановления, в том числе канонического порядка. По сути, это такой же Поместный Собор, на котором, помимо клириков, присутствуют миряне, но только представленный исключительно архиереями: митрополитами, архиепископами и епископами. Согласно Уставу Русской Православной Церкви, Архиерейские Соборы созываются не реже одного раза в четыре года, но при необходимости могут созываться чаще.
Сегодня такая необходимость снова назрела. Но повторюсь, это не значит, что Собор — дело ближайших месяцев. И это не только потому, что до его созыва нужно попытаться решить проблемы православного единства на уровне межцерковных контактов. Так, судя по всему, прекрасное предложение Иерусалимского Патриарха Феофила III о проведении в Иорданском Хашимитском Королевстве «братской встречи в любви» Предстоятелей Православных Поместных Церквей останется лишь его добрым пожеланием.
К сожалению, ни Константинопольский патриархат, ни примкнувшие к нему Александрийская и Элладская церкви не способны на подобную встречу. Своей поддержкой украинских раскольников-националистов и вступлением в евхаристическое общение с ряжеными самозванцами они уже поставили себя вне Православия. Но одно дело, когда подобное суждение выражает православный публицист в виде своего частного мнения, а совсем другое — общецерковное определение по этому вопросу. И именно Архиерейский Собор способен такое решение принять.
Каким может быть это решение — пока большой вопрос. Очевидно, это не только подтверждение разрыва с Фанаром, а также другими примкнувшими к нему Церквами (во всей их полноте или в виде отдельных епархий). Не менее важно определение их канонического статуса, являются ли они для нас раскольниками или даже еретиками. Последнее слово очень громкое и порой воспринимается как бранное, но на самом деле это лишь констатация прискорбного факта, что тот или иной бывший православный христианин уже не может считаться православным.
Константинопольский патриарх Варфоломей (слева) и лжемитрополит Епифаний. Фото: Petro Poroshenko / Globallookpress
Мы можем высказывать свои частные мнения о «восточном папизме» и «либеральном обновленчестве» Константинопольского патриарха Варфоломея, но для вынесения весомого решения по этому вопросу необходима очень серьёзная богословско-каноническая работа. Конечно, своими действиями он уже вынес себе суд, но очень важно, чтобы эти преступления были детализированы и подтверждены с опорой на каноническое право, общее для всех Поместных Православных Церквей.
И это тоже дело Архиерейского Собора (Собор Всеправославный был бы весомее, но, повторюсь, созвать его уже не представляется возможным), который вправе поставить и ещё один очень важный вопрос — о месте Русской Церкви в Мировом Православии. Ведь факт остаётся фактом: диптих, в котором «первенство чести» занимали Константинопольский и Александрийский патриархаты для абсолютного большинства православных христиан уже канул в Лету. Вопрос очень сложный, но также требующий обсуждения на столь высоком церковном уровне, которым является наш Архиерейский Собор.
Конечно, к моменту начала соборной работы может произойти немало новых событий в жизни как Православного мира, так и непосредственно Московского Патриархата, а потому перед ним могут возникнуть новые задачи. Так же как могут появиться новые данные в затянувшемся (по объективным причинам) следствии по делу о «екатеринбургских останках», которые, возможно, принадлежат последней русской Царской семье и их приближённым, мученически погибшим в июле 1918 года. И именно Архиерейский Собор может вынести по этому вопросу общецерковное решение. А потому говорить обо всей соборной повестке пока невозможно.
Но предсоборная работа уже начата. И телеканал «Царьград» будет внимательно следить за её этапами, в том числе регулярно представляя в своих программах, сюжетах и на страницах нашего сайта экспертные мнения тех, кто будет готовить повестку грядущего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Нет никаких сомнений: этот Собор войдёт в церковную историю как одно из её ключевых событий.
В ноябре 2021 года Архиерейский Собор рассмотрит результаты экспертиз по «екатеринбургским останкам»
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Результаты проведенных экспертиз по идентификации «екатеринбургских останков», которые могут принадлежать членам святой Царской семьи, рассмотрит в ноябре 2021 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.
Данное решение на своем заседании 17 июня 2021 года принял Священный Синод (журнал № 31), сообщает сайт «Патриархия.ru».
В ходе заседания члены Синода ознакомились с докладом митрополита Псковского и Порховского Тихона относительно генетических экспертиз «екатеринбургских останков», а также с информацией, предоставленной Следственным комитетом России относительно различных экспертиз (молекулярно-генетических, физико-химических, трасологической, баллистической, почерковедческой, автороведческой, историко-архивных, почвоведческих, судебно-медицинских – антропологических, криминалистической), назначенных в рамках расследования уголовного дела об убийстве членов Царской семьи.
«В соответствии с поручениями Архиерейских Соборов 2016 и 2017 годов члены Синода … постановили опубликовать информацию о результатах экспертиз после их завершения и вынести результаты экспертиз на рассмотрение очередного Архиерейского Собора», – говорится в сообщении.
Справка
Архиерейский Собор 2016 года постановил: «Члены Собора ознакомились с работой действующей по благословению Патриарха Кирилла церковной комиссии по исследованию «екатеринбургских останков». Собор выражает удовлетворение в связи с тем, что в ответ на обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла государственными властями было принято решение о проведении комплексной исторической, антропологической, генетической и криминалистической экспертизы этих останков и всестороннего исследования обстоятельств убиения Царской семьи. Решение о признании или непризнании «екатеринбургских останков» святыми мощами Царственных страстотерпцев может быть принято Архиерейским Собором по представлению Священного Синода, исходя из оценок итоговых материалов комплексной экспертизы, которые должны быть предварительно опубликованы для общественной дискуссии. Сроки завершения экспертизы не должны зависеть от каких-либо внешних обстоятельств, но определяться временем, требуемым для научных исследований» (пункт 10 Постановлений Собора 2016 года).
Архиерейский Собор 2017 года постановил: «С сонмом новомучеников и исповедников Церковь прославляет Царственных страстотерпцев. Церковной комиссией совместно с государственными следственными органами по сей день ведется кропотливая работа по идентификации «екатеринбургских останков». Заслушав подробный доклад по этой теме, Собор выражает надежду, что во благовремении будет поставлена точка в упомянутых исследованиях» (пункт 3 Постановлений Собора 2017 года). Архиерейский Собор 2017 года подчеркнул, что сохраняет силу приведенное выше постановление Собора 2016 года относительно принятия решения о признании или непризнании «екатеринбургских останков» святыми мощами Царственных страстотерпцев и публикации итоговых материалов комплексной экспертизы для общественной дискуссии.
В Церкви рассказали, какие документы рассмотрит в ноябре Архиерейский Собор
Приблизительное время чтения: 2 мин.
В ноябре 2021 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви рассмотрит три важнейших документа, проекты которых ранее, в конце мая, одобрил пленум Межсоборного присутствия, об этом рассказал митрополит Волоколамский Иларион.
Как рассказал владыка Иларион в программе «Церковь и мир», одну из очень болезненных для современного общества тем затрагивает проект документа «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия», разработанный Комиссией Межсоборного присутствия по богословию и богословскому образованию, сообщает пресс-служба Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Возглавляющий работу этой комиссии митрополит Иларион отметил, что документ продолжает дискуссию, поднятую в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», и направлен на защиту человеческой жизни с момента зачатия.
– Мы в этом документе говорим о том, что человеческая жизнь имеет ценность не только тогда, когда человек появился на свет, но и до этого, что не только родившиеся младенцы нуждаются в правовой защите, но и те, которые находятся еще в утробе матери, – рассказал архипастырь.
Другой важный документ, продолжил владыка Иларион, касается благословения православных христиан на исполнение воинского долга.
Излагая основной посыл разработанного документа, представитель Церкви подчеркнул:
В проекте еще одного документа – «О светской трудовой деятельности священнослужителей» – рассматривается вопрос, какие профессии совместимы со священническим служением.
– Мы знаем, что, например, в России большинство священников получают жалованье от прихода и не работают на светской работе, но вот в странах дальнего зарубежья, в том числе там, где мне довелось нести пастырское служение – в Австрии, Венгрии, Великобритании, Бельгии – многие наши священники вынуждены работать на светской работе. Этот документ пытается определить, какой род светской деятельности совместим со служением священника, а какой несовместим, – пояснил представитель Церкви.
В целом, как напомнил митрополит Иларион, Межсоборное присутствие создано для того, чтобы готовить проекты документов к Архиерейским Соборам. Подготовленные в рамках Межсоборного присутствия документы получат официальный статус в случае одобрения их Собором.