архиерейское богослужение что это

Архиерейская служба в храме

Церковная жизнь каждого православного христианина состоит из череды богослужений. Мы ходим на вечерние службы, литургии, молебны. Но эти службы могут существенно отличаться в зависимости от того, кто их проводит.

Зачастую новоначальному христианину сложно понять, что богослужение какое-то особенное. Для того, чтобы видеть разницу в происходящем, нужно стараться как можно чаще бывать в храме. Сегодня рассмотрим особенности службы, которую ведет архиерей.

Чем архиерейская служба отличается от обычной

Для большинства простых прихожан, которые не очень сильны в богослужебных тонкостях, архиерейская служба будет отличаться только лишь длительностью и громкостью пения. К сожалению, даже смысл привычной многим литургии понимают не все.

Что же говорит об архиерейском служении, на которое попасть можно не так уж и часто, особенно прихожанам отдаленных храмов, небольших церквей? Тем временем, такое богослужение наполнено глубоким смыслом и символизмом.

Кто вообще такие архиереи в современной Церкви? Можно сказать, что это люди, которые по цепочке переняли благодать Божью и священнический сан от самих апостолов. В древности апостолы проповедовали Слово Божие во время своих путешествий по разным землям, а епископы же имели постоянное место служения.

Дальнейшая же иерархия в нашей Церкви начала образовываться тогда, когда приходы расширялись и возможностей одного епископа становилось недостаточно. Тогда стали появляться более низкие иерархические чины, служение которых благословлялось уже епископами.

Итак, зайдя в храм, как же можно определить, что вы попали на архиерейскую службу? Рассмотрим некоторые отличительные моменты.

Переоблачение

Традиционно приехавшего на службу архиерея торжественно встречают в притворе, а далее облачают в центре храма. При этом во время одевания каждого элемента священнической одежды поются специальные молитвы.

Одним из элементов такой одежды является так называемый саккос — аналог фелони у священников. По форме саккос похож на тунику, которая не сшивается по бокам, имеет вырез для головы и небольшие широкие рукава.

В нашей Церкви саккос известен примерно с 15 века, он символично связан с ризой Христа, с великим смирением. Когда архиерей облачается посреди храма в саккос — это момент воспоминания страданий Господа. Помогают совершить это переодевание иподиаконы.

Орлецы

Отличить необычную службу можно по специальным круглым коврикам на полу храма. Они носят необычное название «орлецы», поскольку на них изображается орел. Традиция их использования относит нас к далекому 13 веку. Изначально орлец был почетным даром византийского императора патриархам.

На орлеце символично изображается город и парящий над ним орел. Становясь на это изображение, епископ как бы принимает высочайшую ответственность своего сана. Он должен так же стремиться от низшего к высшему, духовному, как орел взлетает ввысь. Кроме того, орел часто используется как символ высшей твари, небесных чинов.

Особенные свечи

Торжественным и очень красивым является епископское благословение, ниспосылаемое на всех присутствующих в храме. Для этого архиерей использует специальные свечи в подсвечнике — дикирий или трикирий. На дикирии укрепляется сразу две больших свечи, а на трикирии — три.

Две свечи знаменуют собой двойственную природу Господа — Божественную и человеческую одновременно. Три свечи символизируют Святую Троицу и исходящий от Нее нетварный свет благодати. Благословение такими свечами дарует всем присутствующим особую благодать, если люди искренне стремятся жить христианской жизнью.

Омовение рук

Интересный момент можно увидеть во время чтения ектеньи на архиерейской служе — мытье рук епископом. Эта древняя традиция сохранилась еще с 5 века, когда все участники богослужения мыли руки перед тем, как готовить Святое Причастие — Тело и Кровь Христовы. Тогда подобное омовение носило исключительно практический и гигиенический характе.

В современной Церкви перенесение будущих Тела и Крови Христовых отображается во время Великого Входа. Традиция омовения рук сохранилась только на архиерейском служении, в качестве воспоминания о древней практике богослужений. Несмотря на то, что практической цели такое омовение не несет, подобные традиции подчеркивают связь веков, единство современной и древней Церкви во Христе.

Место для сидения

Когда в алтаре совершается проскомидия, епископ в это время восседает посреди храма на специальном архиерейском амвоне. Раньше такие возвышения были практически повсеместной практикой, не связанной с архиерейской службой.

С таких амвонов читали Священное Писание, произносились просительные ектении, пелись особые торжественны песнопения. Сейчас такие амвоны в каждом храме не стоят, а их можно увидеть лишь там, где епископы служат постоянно.

Чтение Символа Веры

Именно на архиерейском богослужении есть место, когда епископ преклоняет голову подле престола, а остальные присутствующие священники как бы веют воздухом над священной утварью, стоящей на престоле. Один из священнослужителей в это время читает Символ Веры. При этом практически все богослужение подле Врат стоит служитель, который держит жезл архиерея — древний символ высшей церковной власти.

Омофор

Один из особенных элементов архиерейского облачения является омофор — широкая лента, которая спускается на грудь и на спину епископа.

Интересно! Эта лента характеризует те дарования Божественной благодати, которые епископ получает вместе со своим рукоположением и должен пронести через всю жизнь.

Также епископ с надетым омофором символизирует Пастыря Доброго, который на своих плечах должен вынести каждую пропащую овцу. Также и епископ или любой другой служитель Церкви должен заботится о каждом человеке.

Специальные опахала

Во время чтения Священного Писания с архиерейского амвона, над ним стоят помощники (иподиаконы), которые держат специальные веера. Они носят название рипиды. Об их использовании есть указание в Апостольских постановлениях, где говорится, что служители должны держать веера из тонкой кожи, перьев или другого материала, и отгонять насекомых.

Возможно, такая традиция идет еще со времен, когда на древних алтарях закалали жертвенных животных. В условиях восточной жары вокруг жертвенников очень быстро собирались полчища насекомых. В современной Церкви рипиды символизируют крылья херувимов и серафимов, которые находятся на каждом богослужении в храме.

Полнота богослужения

Множество моментов церковного богослужения совершенно невозможны без участия архиерея. К ним относится:

Можно сказать, что архиерей имеет право и благодать совершать все Церковные Таинства, и это право унаследовано от самих святых апостолов. Конечно же, служба, которую ведет епископ, будет отличаться особой торжественностью и величием. Стоит немного разобраться в сути происходящего в храме, и тогда каждая служба будет восприниматься нами как реальное соприкосновение с Богом.

Источник

Да просветится свет твой пред человеки

Наша очередная беседа с заведующим библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии Алексеем Кашкиным посвящена особенностям архиерейского богослужения. Архиерейские службы любимы прихожанами, они привлекают в храм очень многих, в этом выражается любовь и традиционное уважение народа к своему владыке, а еще мы чувствуем некую особую значимость священнодействия, совершаемого архипастырем.

архиерейское богослужение что это

— С первых лет христианства епископ (в переводе с греческого — «видящий сверху» или «надзиратель») в общине верующих — символический представитель Самого Иисуса Христа. Ведь первой общиной были апостолы, собравшиеся непосредственно вокруг Него. А затем апостолы исполняли заповеданное Им — рукополагали епископов (см.: 1 Тим. 3, 1–5), и епископы становились представителями Воскресшего для окормляемых ими верующих. Первое время только епископы совершали Евхаристию; затем, по мере увеличения количества верующих и открытия новых приходов в крупных городах, епископы стали назначать себе помощников, так возникло священство. И сегодня без епископа нет Церкви, и священник совершает Таинство лишь постольку, поскольку епископ это ему позволяет. А Таинство священства, то есть рукоположение, совершает только епископ.

Церкви присуща кафоличность, этот термин означает «по всему целому»: Церковь не ограничена ни временем, ни пространством, ни земными законами; в применении к каждой отдельно взятой общине это означает, что в ней присутствует вся полнота благодатных даров, и Христос в этой общине совершает Таинство руками архиерея — Своего представителя. Это отражено в устройстве храма: горнее место в алтаре — символический престол Иисуса Христа, и на это место восходит только архиерей.

Архиерей и епископ — по сути, синонимы, но нужно различать два связанных между собой значения слова «епископ»: архиерей вообще (т. е. и архиепископ, и митрополит, и Патриарх) и определенная, младшая ступень архиерейства. Различия в титулатуре среди епископов возникли с развитием христианской Церкви; они не означают разницы в благодатных дарах, но лишь в административных полномочиях.

— Итак, мы пришли в храм на архиерейское богослужение. И первое, на что мы обращаем внимание — возвышение посреди храма, на которое встанет владыка после того, как войдет в храм. Что это такое?

— Архиерейский амвон. Иногда его не совсем правильно называют кафедрой. В древней Церкви с этого возвышения епископ или священник читали Евангелие и произносили проповедь, и сегодня архиерейский амвон напоминает нам об учительной роли епископа.

— Архиерея в храме всегда встречают торжественно…

— В русской традиции было даже такое: архиерея встречали у его дома и с пением сопровождали до храма. Сейчас этого нет, но, когда архиерей подходит к дверям храма, его встречают колокольным звоном, а когда он переступает порог, настоятель храма на специальном блюде, покрытом воздухом, выносит ему навстречу крест. Архиерей целует крест, дает его для целования духовенству, затем священник возвращает крест в алтарь. Дальше, если это вечерня, то архиерей поднимается на амвон, целует иконы, благословляет народ и входит в алтарь. Если это Литургия, то епископ входит в алтарь не сразу. Протодиакон читает входные молитвы. Они те же, что и на обычном богослужении, но если пресвитер перед входом в алтарь читает их тайно, то в данном случае протодиакон — возгласно. Архиерей поднимается на амвон, на амвоне читается главная молитва из входных: «Господи, ниспосли руку Твою…» — и затем владыка, как всегда перед совершением Литургии, просит у духовенства и народа прощения. Протодиакон отвечает: «Бог да простит тя, владыка святый, прости нас и благослови». Далее архиерей возвращается на архиерейский амвон, и начинается облачение.

— Почему облачение епископа происходит иначе, чем облачение священника — не в алтаре, а у всех на глазах?

— Так бывает не всегда, архиерей вправе облачиться и в алтаре. Но облачение на середине храма соответствует торжественности архиерейского богослужения. Кроме того, вход архиерея в алтарь — это кульминация богослужения. Поэтому в большинстве случаев архиерей облачается до входа в алтарь. Так было и в древности. Только на архиерейском богослужении мы можем непосредственно увидеть, как совершается облачение духовенства вообще.

— Чем облачение архиерея отличается от облачения священника?

— Такие предметы собственно архиерейского облачения, как митра и панагия, вторичны, они появились достаточно поздно в истории Церкви. Главное и древнейшее отличие — омофор. Без омофора архиерей не может совершать богослужение. Слово «омофор» в переводе с греческого означает «носимый на плечах». Символически омофор означает ту самую овцу, которую пастырь поднимает на плечи (см.: Лк. 15, 5): архиерей призван подражать Христу в попечении о каждой овце, о каждой душе в отдельности. При возложении на архиерея омофора протодиакон произносит: «На рамех, Христе, заблуждшее взяв естество, вознеслся еси, Богу и Отцу привел еси всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь». Остальные молитвы на облачение архиерея совпадают с иерейскими. Только первое лицо заменяется вторым, потому что произносит их вслух другой человек — не сам облачаемый. Например, вместо «Да возрадуется душа моя…» (надевание иереем подризника или подсаккосника на архиерея) — «Да возрадуется душа твоя о Господе…». Конечно, добавляются молитвы на те элементы облачения, которых нет у священника. Надевание митры, например — «Положи Господь на главу твою венец от камений драгих…». По окончании облачения протодиакон торжественно возглашает: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца нашего, Иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь» (это — парафраз Мф. 5, 16).

— А когда же архиерей входит в алтарь, если он совершает Литургию?

— За Литургией архиерей входит в алтарь только после малого входа (входа с Евангелием). Почему так? Часть Литургии, предшествующая малому входу, появилась относительно поздно, и примерно до Х века воспринималась как нечто необязательное — ее могли и опустить. Для ранних христиан Литургия начиналась с момента входа священнослужителей с Евангелием в алтарь. Поэтому сейчас архиерей входит в алтарь в тот момент, который является древним началом Литургии.

— Таким образом архиерейское богослужение возвращает нас в первые века христианской Церкви?

— Можно сказать, в V–VII век. До малого входа Литургия идет обычным чином: архиерей находится на архиерейском амвоне и тайно читает молитвы антифонов. Вход архиерея в алтарь совершается более торжественно, чем вход на обычной Литургии, входный стих («Приидите поклонимся и припадем ко Христу») поется несколько раз. Сразу после малого входа архиерей совершает каждение. С V по VII век именно с этого начиналась служба: епископ входил и совершал каждение. Именно в это время хор поет «Исполла эти деспота» — в переводе «На многие лета, владыко». Немаловажная подробность: именно чинопоследование архиерейского богослужения включает песнопения на греческом языке. (На обычном иерейском богослужении пение по­гречески не обязательно, это выбор настоятеля храма). Перед чтением Апостола на греческом поется Трисвятое («Агиос о Феос, агиос Исхирос…»). Трисвятое поется не три раза, как обычно, а семь раз; после первых трех архиерей выходит на амвон и говорит слова: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница Твоя» (см.: Пс. 79, 15–16), благословляя народ крестом и дикирием. Виноград — народ Божий, в псалме эти слова относятся к ветхозаветному Израилю, а для нас — к Церкви. По завершении облачения архиерея поется «Тон деспотин кэ архиереа…» — молитва за архипастыря. Пение на греческом объясняется тем, что Русская Церковь долго была митрополией, и до середины XV века ею управляли греческие митрополиты.

— Когда епископ входит в алтарь, проскомидия священниками уже совершена, предложение Честных Даров находится на жертвеннике: а что такое архиерейская проскомидия?

— Это довольно поздняя греческая особенность архиерейской Литургии — вторая проскомидия: архиерей вынимает частицы из просфор, совершая поминовение живых и усопших. Лишь после этого совершается покровение Святых Даров на жертвеннике. Происходит это во время Великого входа.

— А почему архиерей не выходит вместе с духовенством во время Великого входа, почему он остается в алтаре?

— Это тоже отголосок древней практики, согласно которой Дары освящались в отдельном помещении («предложении»; по-гречески оно именовалось скевофилакион — «сосудохранительница»), и диаконы приносили их оттуда в алтарь, где уже находился епископ: он сам в скевофилакион не заходил. Поэтому и сегодня епископ принимает вносимые дары в алтаре, а не вносит их в него.

Перед чтением Символа веры в алтаре происходит целование мира: архиерей говорит каждому подходящему священнику: «Христос посреди нас», а священник отвечает: «И есть и будет», целуя при этом плечи и правую руку архиерея. Затем аналогичный диалог с целованием друг друга в плечи и руку происходит между священниками (такое целование бывает на каждой Литургии, просто на Литургии архиерейским чином выглядит более торжественно). Евхаристический канон и причащение духовенства и мирян в данном случае не имеют никаких отличительных особенностей. Однако есть практика — архиерей во время канона читает тайные молитвы так, что их слышат, по крайней мере, все, находящиеся в алтаре.

Газета «Православная вера» № 8 (532)

Источник

Архиерейский чин божественной литургии: история, особенности, соотношение с ординарным («иерейским») чином

В основе настоящей публикации лежат статьи автора: Русский архиерейский формуляр Литургии и его соотношение с иерейским // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы. М., 2000. С. 117–123; Архиерейское богослужение // Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 566–575.

Содержание

Постановка проблемы

Рассмотрим аргументацию протоиерея Александра Шмемана подробнее. Итак, в защиту своего взгляда на соотношение иерейского и архиерейского евхаристических формуляров он указывает на следующие, якобы отражающие архаичную практику, особенности архиерейской Литургии:

1. Епископ облачается в центре храма.

2. Епископ не принимает участия в протесисе (проскомидии) 6 перед Литургией.

3. Епископ не входит в алтарь до малого входа.

4. Во все время Литургии до преломления Святого Агнца (возгласа «От да стыма») при епископском служении святые двери не затворяются.

5. Епископ вынимает частицы из просфор и повторно завершает проскомидию перед великим входом, то есть совершает проскомидию в том месте службы, где она якобы изначально помещалась.

1. Патриарх с прочими клириками, облачившись по обычаю

2. приносил в сосуд охранительнице 10 свою просфору,

3. и читал молитву «Ὁ θεός, ὁ θεὸς ἡμῶν, ὁ τὸν οὐράνιον ἄρτον» (« Бж҃е, бж҃е на́шъ, небе́сный хлѣ́бъ : » – молитва протесиса).

4. Ожидая входа патриарха в церковь, диаконы и пресвитеры вставали перед алтарем

5. и пресвитер главопреклоненно читал молитву «Κύριε, ὁ θεὸς ἡμῶν, οὖ τὸ κράτος » (« Гдⷭ҇и бж҃е на́ша, є҆гѡ́же держа́ва:» – молитва 1-го антифона).

1. Епископ в древности облачался не «посредине собрания», но в отдельном помещении

2. Епископ принимал участие в протесисе, совершаемом до Литургии.

3. Перед великим входом протесис не повторялся.

Итак, все указанные протоиереем Александром Шмеманом 5 «архаичных» особенностей архиерейской Литургии на самом деле – всего лишь нововведения второй половины XVII века. Безусловно, они во многом напоминают древние обычаи совершения Евхаристии, но прямой исторической связи между пятью указанными им «архаизмами» и древностью нет. Вопреки мнению отца Александра, указанные им особенности архиерейской Литургии именно «возникли из особой торжественности, свойственной архиерейской службе».

Итак, проблема взаимоотношения архиерейского и иерейского чинов Божественной Литургии сложнее, чем кажется; для решения ее следует тщательно проанализировать известные нам разновременные свидетельства о совершении Литургии. Прежде чем перейти к их рассмотрению, укажем на отличия архиерейского и иерейского чинов Литургии в современной русской практике.

Отличия архиерейского чина Божественной Литургии от иерейского в современной русской практике 14

Современный русский архиерейский чин Божественной Литургии отличается от иерейского почти в полусотне моментов:

3) Дикирий и трикирий. Кроме особых облачений, традиционным знаком архиерейского священнодействия в Православной Церкви служат дикирий (греч. δικήριον) и трикирий (греч. τρικήριον) – двух- и трехсвещник, соответственно.

5) Грекоязычные аккламации. За русским архиерейским богослужением нередко звучат оставленные непереведенными греческие тексты: «Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα» (Ис полла эти, дэспота – На многая лета, владыко); «Τὸν δεσπότην καὶ ἀρχιερέα ἡμῶν, Κύριε, φύλαττε» (Тон дэспотин кэ архиэрэа имон, Кирие филаттэ – Владыку и архиерея нашего, Господи, сохрани), «ἄΑξιος» (Аксиос – Достоин), «Κύριε, ἐλέησον» (Кирие, элеисон – Господи, помилуй) и другие; в конце патриаршей службы поется по-гречески полихронион – многолетие.

6) Шествие архиерея в храм с точки зрения Чиновника 22 – это уже начало священнодействия (однако указание Чиновника на практике часто опускается).

7) Встреча архиерея (облаченного в мантию и клобук) в храме устраивается всем духовенством, с изнесением напрестольного креста (при этом поются песнопения: « Ѿ востѡ́къ со́лнца до за҇падъ хва́льно и҆́мѧ гдⷭ҇не. Бꙋ́ди и҆́мѧ гдⷭ҇не благослове́но ѿ ны́нѣ и҆ до вѣ́ка » 23 и « Досто́йно є҆́сть :» или задостойник; встреча архиерея сопровождается звоном в колокола).

9) Входные молитвы завершаются благословением народа на 3 стороны (хор поет: «Τὸν δεσπότην καὶ ἀρχιερέα ἡμῶν, Κύριε, φύλαττε» и трижды «Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα»),

13) Умовение рук. По окончании облачения, как правило, уже в начале Литургии, архиерей умывает руки.

14) Святые двери не затворяются вплоть до возгласа: « Ст҃а̑ѧ ст҃ы̑мъ ».

15) Посошник и примикирий. Всю Литургию, за исключением малого и великого входов и времени Причащения, у святых дверей стоят иподиакон-посошник с архиерейским жезлом и (если службу совершает правящий архиерей) иподиакон с примикирием.

16) Начало Литургии в центре храма. К началу Литургии все священники, кроме самого старшего (как правило – игумена или архимандрита) становятся в центре храма по обе стороны от епископа. Епископ сам читает предваряющие Литургию молитвы ( Цр҃ю̀ небе́сный: и другие), но начальный возглас Литургии ( Бл҃гослове́но цр҃ство произносит старший священник в алтаре у святого престола.

17) Сидение во время энарксиса. Во время энарксиса епископ сидит на кафедре, специально поставляемой на архиерейском амвоне, вставая для чтения молитв антифонов.

18) Молитвы антифонов читаются также в алтаре несколькими священниками, которые по очереди заходят в него боковыми дверьми во время самих антифонов.

20) каждение по малом входе: он кадит алтарь, перед епископом предходит протодиакон с трикирием; во время каждения солеи, иконостаса, хора и народа и в алтаре, и певчими поочередно поется: «Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα».

21) Великая похвала. При патриаршей службе перед последним кондаком по входе возглашается так называемая великая похвала (поминовение глав 15 автокефальных Церквей, властей и всех православных христиан). Существует также вариант великой похвалы, предназначенный для обычной архиерейской (непатриаршей) Литургии, но, к сожалению, в современной русской практике в этом случае похвала, как правило, опускается.

22) Последний кондак по входе обычно поется духовенством в алтаре.

24) Хиротонии. Порядок Литургии может прерываться включением в ее состав чинов хиротоний: во епископы (совершается после Трисвятого), во пресвитеры (после великого входа 31 ), во диаконы (после анафоры). Кроме того, за малым входом епископ может совершить хиротесию во протоиереи и т.п., наградить клириков церковными наградами.

25) Вложение ладана. Традиционно ладан в кадило при диаконском каждении перед Евангелием (во время Апостола) влагает сам архиерей.

26) Сидение на горнем месте. Иерарх сидит на самом горнем месте, а не на «сопрестолии», как пресвитеры.

27) Евангелие читается протодиаконом с архиерейского амвона.

28) Обнесение архиерейского омофора. Вокруг читающего Евангелие диакона обносится архиерейский омофор.

29) Осенение после Евангелия. После Евангелия архиерей осеняет народ дикирием и трикирием при пении «Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα».

30) Сугубая ектения. При возглашении прошения о епископе на сугубой ектении и священнослужителями, и хором поют троекратное « Гдⷭ҇и, помилуй ».

31) Умовение рук перед великим входом. Перед великим входом архиерей читает краткую молитву на освящение воды: « Гдⷭ҇и бж҃е на́шъ, ѡ҆ст҃и́вый стрꙋи̑ і҆ѻрда̑нскїѧя :» и умывает руки.

32) «Архиерейская проскомидия». Во время пения Херувимской песни архиерей облачается в малый омофор и совершает «вторую» епископскую проскомидию перед великим входом.

34) Архиерей не выходит из алтаря на великий вход.

35) Диалог предстоятеля и сослужащих после великого входа (так называемый диалог accessus ad altare 33 ) построен правильно (то есть слова: « Дх҃ъ ст҃ы́й на́7йдетъ на тѧ̀, и҆ си́ла вы́шнѧгѡ ѡ҆сѣни́тъ тѧ̀ » 34 обращены к предстоятелю, что в евхаристическом контексте выражает православный взгляд на участие Святого Духа в освящении Даров). Напротив, в современный иерейский формуляр Литургии вкралась ошибка, на которую не раз указывали церковные и светские ученые 35 – слова Лк. 1:35 обращены не к предстоятелю, а к сослужащему ему диакону.

36) Осенение после великого входа. После великого входа архиерей осеняет народ дикирием и трикирием при пении хором: «Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα».

37) Целование епископом дискоса, потира и воздуха с чтением Трисвятого прямо указано Чиновником после возгласа « Возлю́бимъ дрꙋу́гъ дрꙋ́га:» 36 (в современном иерейском формуляре указание на это действие отсутствует, но на практике оно также совершается).

38) Веяние воздухом над Дарами и головой епископа иереями бывает во время Символа веры; при иерейском служении Литургии священник веет воздухом только над Дарами.

39) В начале анафоры епископ трижды осеняет народ дикирием и трикирием, произнося возгласы: « Блг҃ода́ть гдⷭ҇а:», « Горѣ̀ и҆мѣ́имъ сердца̀ », « Благодари́мъ гдⷭ҇а ».

40) Облачение в омофор во время анафоры бывает только на время чтения установительных слов, анамнесиса и эпиклезы (на практике указания Чиновника в этом месте не всегда соблюдаются буквально).

41) Возгласное поминовение во время анафоры. Архиерей поминает Патриарха и сослужащих епископов, старший пресвитер – самого архиерея (при иерейском служении священник поминает только Патриарха и правящего епископа).

42) Диптихи. В конце анафоры диакон произносит диптихи (так называемую «выкличку»).

43) Облачение в малый омофор вновь бывает перед возгласом « Ст҃а̑ѧ ст҃ы̑мъ», раздроблением святого Хлеба и Причащением.

44) Осенение после Причащения. После Причащения архиерей осеняет народ дикирием и трикирием со словами: « Спасѝ, бж҃е, лю́ди твоѧ̑ :», в ответ поют: «Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα».

45) Перенесение Святых Даров на жертвенник. Архиерей, в отличие от иерея, не участвует в перенесении святых Даров после Причащения на жертвенник.

46) Конечная молитва. Молитва « Исполне́нїе зако́на и҆ проро́кѡвъ :» обозначена в Чиновнике как « коне́чнаѧ » 37 – это отличается от содержащегося в Служебнике названия « внегда̀ потреби́ти ст҃а̑ѧ ».

47) Отпуст бывает с осенением архиереем народа дикирием и трикирием при пении: «Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα»; на многолетии, кроме Патриарха и правящего епископа, поминается служивший архиерей.

48) Снятие облачений. При архиерейском служении Литургии диакон участвует в особом чине снятия облачений с архиерея, который состоит из « Ны́нѣ ѿпꙋща́вши: », Трисвятого и так далее (чин присутствует и в иерейском Служебнике 38 – это обычное прибавление к 5 молитвам после Причащения, – но без указаний на разоблачение; на практике при иерейском служении обычно не связывается со снятием облачений, а просто включается в состав молитв после Причащения).

49) Исход иерарха, облаченного в мантию и клобук, из храма бывает при пении: «Τὸν δεσπότην καὶ ἀρχιερέα ήμών, Κύριε, φύλαττε».

Теперь, прежде чем рассмотреть причины появления названных отличий в иерейском и архиерейском чинах Литургии, обратимся к сохранившимся византийским и русским свидетельствам по истории последнего.

Архиерейский чин Литургии в Византии и на Руси: исторические свидетельства 39

Раннехристианская эпоха

Поскольку по апостольскому церковному устройству епископ – это глава своей епархии, и он символизирует Христа – Главу всей Церкви: «Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь» (священномученик Игнатий Богоносец († 107). Послание к Смирнянам, 8) 40 ; постольку и в богослужебном собрании епископ занимает то же место, какое занимал Христос среди Своих учеников. В силу относительной немногочисленности раннехристианской городской общины, принцип постоянного присутствия епископа среди народа был легко выполним; иными словами, ординарным совершителем Божественной Литургии был епископ, а не священник: «Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это» (Там же). Итак, общая простота древних чинопоследований, а также то, что ординарным совершителем Евхаристии был епископ, позволяют утверждать, что священнический чин Литургии в раннехристианскую эпоху был простым повторением епископского (так как именно последний был обычным, привычным для всех чином 41 ).

Греческий Восток IV–V вв.

Итак, можно отметить, что к концу V века архиерейская служба отличалась от иерейской тем, что епископ 1) имел особые облачения (среди них – омофор), что служба начиналась с малого входа и 2) архиерейского каждения, что 3) только архиерей восседал в центре горнего места и что 4) в Литургию могли включаться чины хиротоний во диаконы, пресвитеры, епископы.

Константинополь VI–VIII вв.

Византия VІІІ–Х вв.

Византия XI–XII вв.

Византия XIV–XVI вв.

Русь Х–ХІV вв.

1) древнерусские рукописи часто называют предстоятеля то «попом», то «святителем»;

2) зафиксировано использование архиереями иерейских Служебников – например, древнейшего из сохранившихся русского Служебника ГИМ. Син. № 604, нач. XIII в. 64 (так называемый Служебник преподобного Варлаама Хутынского), где присутствуют позднейшие пометки, относящиеся к архиерейской службе (Л. 11 об., 16 об.– 17 об.), или Служебника святителя Киприана, (ГИМ. Син. 601, XIV в. 65 );

3) напротив, в святительских Служебниках часто выписан ординарный («иерейский») формуляр Литургии (например, рукопись РГБ. Рогож. № 679, XIX в. (копия рукописи XV века; ср. с РГИА. Ф. 834. Оп. 3. № 4026)).

Русь XV – 1-й пол. XVII вв.

Достаточно большое число русских архиерейских Служебников XV – 1-й половины XVII веков содержит чин Литургии, близкий к византийскому чину ХIV–ХVІ веков (таковы, например, рукописи ГИМ. Син. № 310, нач. XVI в. 67 ; 680 и 909, XVI в. 68 ; БАН. Новг. № 918 (21. 4. 13), XVI в. и другие). Однако, кроме общих с византийскими, русский епископский чин характеризовался еще и следующим: 1) наличием сложного порядка встречи архиерея у дома (начинается со слов Пс.112:1–2 : «Хвалите отроцы Господа, хвалите имя Господне» – «Буди имя Господне благословено от ныне и до века»), 2) его шествия в храм 69 и 3) встречи там 70 ; 4) тем, что прежде облачения, которое бывает в храме, архиерей входил на некоторое время в алтарь (для чтения предваряющих Литургию молитв («за входящия в церковь» и других) 71 ); 5) тем, что кроме молитвы Трисвятого архиерей читал молитву 1-го часа («Христе, [Боже наш], Свете истинный») во время осенения свечами (после каждения, которое, впрочем, указано не всегда), затем – еще одну краткую формулу («Отца и Сына и Святаго Духа. Вкупе благословено в трех собьствех и составех едино Божество и едино Существо»); 6) наличием благословения во время чтения Апостола подходящих к епископу иереев (к Патриарху – архиереев: ГИМ. Син. 690, сер. XVII в. 72 ); 7) тем, что архиерей сам влагал фимиам в кадило при каждении перед Евангелием.

Первые печатные издания архиерейского чина Литургии

Русь и Россия с середины XVII века

Тем не менее, русский перевод чина Патриарха Афанасия был положен в основу нового издания Чиновника архиерейского служения 1668 года (нами обнаружен кавычный экземпляр этого Чиновника, где видно, что именно было исправлено русскими в предоставленном Патриархом Афанасием чине: рукопись РНБ. СПбДА. А I. 331/1–2) и определил тот порядок архиерейской Литургии, который уже тогда стал общепринятым в Русской Церкви 83 и бытует в ней до настоящего времени.

Различия между иерейским и архиерейским русскими формулярами Литургии в свете исторических данных

В то время, как современная русская практика в основном совпадает с практикой конца XVII века, греческая практика за это время несколько видоизменилась; небезынтересно будет сравнить ее с русской.

Различия между современными греческим и русским чинами архиерейской Литургии

Архиерейская Литургия в современной греческой практике 96 в основном совпадает с русской, однако имеет целый ряд характерных отличий:

1. За современной греческой архиерейской службой, как правило, функции иподиаконов исполняют диаконы – греки не считают возможным, чтобы иподиаконское служение возлагалось на непоставленных во иподиаконы мирян (что является обычной русской практикой).

2. Поскольку в практике греческих Церквей утреня почти всегда совершается именно утром, а также из-за того, что согласно принятому в приходской практике Типикону’ Георгия Виолакиса 97 часы, как правило, опускаются и Литургия начинается сразу после утрени, облачение архиерея к Литургии совершается во время заключительной части утрени (см. ниже);

3. в зависимости от желания архиерея облачение может происходить как в алтаре, так и в храме:

a) если архиерей решает облачаться в алтаре, то священные облачения заранее возлагаются на престол, затем, когда архиерей войдет в алтарь и снимет мантию, диаконы надевают облачения на архиерея, возглашая псаломские стихи, далее епископ умывает руки, подходит к жертвеннику и сам завершает протесис, наконец, архиерей и священнослужители исходят в храм во время пения Великого славословия;

b) если архиерей решает облачаться в храме, то облачение начинается с многократных возглашений диаконов: «Ἐξέλθετε, ἱερεῖς· Ἱερεῖς ἐξέλθετε» (Изыдите, иереи! Иереи, изыдите!), в это время иереи исходят из алтаря через царские врата, вынося на подносах священные облачения епископа; далее облачение совершается так же, как и в русской практике, однако облачают архиерея не иподиаконы, а иереи и диакон, а хор поет не слова псаломских стихов, а богородичен «тяжкого» (7-го) гласа «Ἄνοθεν οἱ προφῆται » ( Свы́ше проро́цы ;

4. при произнесении на великой ектении прошения о епископе, помимо того, что протодиакон и иерей кланяются архиерею (как и в русской практике), хор негромко поет: «Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα»;

5. на малом входе, после целования епископом Евангелия, он вместе с сослужащими поет: «Δεύτε προσκυνήσωμεν » ( Прїидите, поклони́мсѧ :; в двунадесятые Господские праздники и на Пасху заменяется входным стихом), осеняя в это время дикирием и трикирием на 4 стороны, хор отвечает: «Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα» и «Σῶσον ἡμᾶς Υιὲ Θεοῦ·» ( Спаси́ ны, сн҃е бж҃їй ;

6. сразу после малого входа архиерей со священниками поют в алтаре 1-й из тропарей; архиерей, имея в левой руке жезл, совершает каждение (пред архиереем предходят диаконы с дикирием и трикирием); хор поет остальные тропари. («Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα» не поется); кондак праздника опять поется в алтаре;

7. Трисвятое поется 7 раз поочередно хорами и священнослужителями; архиерей прочитывает вслух всех стоящих в алтаре молитву Трисвятого, во время 3-го Трисвятого (поется в алтаре) осеняет напрестольное Евангелие дикирием, во время 5-го (опять поется в алтаре) – трикирием; 7-е разделяется на 4 части (А́· Ἄγιος ὁ Θεός, В«· Ἄγιος ἰσχυρός, Γ· Ἄγιος ἀθάνατος, Δ»· Ἐλέησον ἡμᾶς) и поется священниками, в то время как архиерей после каждой из первых трех частей Трисвятого, стоя в святых дверях, произносит: «Κύριε, Κύριε, ἐπίβλεψον ἐξ οὐρανοῦ» ( Гдⷭ҇и, гдⷭ҇и, при́зри съ небесѐ и осеняет народ дикирием и трикирием (хор отвечает: «Είς πολλά έτη, δέσποτα»);

8. после Трисвятого епископ восходит на горнее место, а диакон, имея в руке трикирий и обратившись лицом к народу, трижды возглашает: «Κύριε, σῶσον τοὺς εὐσεβεῖς» ( Гдⷭ҇и, спасѝ благочести̑выѧ ; в 3-й раз вместо «εὐσεβεῖς» (благочестивых) может произноситься «βασιλεῖς» (царей)), первое возглашение повторяется с пением священнослужителями, другие два – хорами; наконец, диакон возглашает: «Καὶ ἐπάκουσον ἡμῶν» ( И҆ оу҆слы́ши ны̀ ), что повторяют с пением священнослужители;

10. Апостол вручает чтецу сам архиерей, обычай подавать архиерею фимиам для вложения в кадило не наблюдается;

11. к чтению Евангелия архиерей, сняв омофор, выходит в царские врата; после преподания епископом мира перед Евангелием хор поет: «Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα» 99 ; во все время чтения Евангелия епископ стоит в царских вратах лицом к народу; после прочтения Евангелия архиерей осеняет народ дикирием (хор: «Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα»); когда диакон, читавший Евангелие, подаст его архиерею, епископ осеняет им народ и входит в алтарь;

12. архиерей облачается в малый омофор уже во время сугубой ектении;

13. Херувимская песнь читается архиереем единожды (остальные два раза ее читают 1-й и 2-й священники), затем архиерей, имея в левой руке жезл, совершает каждение (пред архиереем предходят диаконы с дикирием, трикирием и напрестольным крестом);

14. архиерей изымает частицы из просфор во время пения Херувимской только в том случае, если он облачался не в алтаре;

15. великий вход совершается в том же порядке, что и в русской практике (причем износимый на вход омофор возлагают епископу на плечи уже в святых дверях), однако отличаются формулы поминовения: согласно общей греческой практике над дискосом архиерей поминает живых, а над потиром – усопших 100 ;

16. роли в диалоге accessus ad altare в греческом Архиератико- не, под влиянием проникшего в иерейский формуляр Литургии искажения, распределены неправильно 101 ;

17. после прочтения диалога и окончания пения Херувимской архиерей осеняет народ трикирием (хор: «Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα»);

18. лобзание мира совершается так же, как и в русских храмах, греческой особенностью является то, что диаконы исходят для лобзания друг друга на солею;

19. как и за русской службой в греческих Церквах священники во время Символа веры веют воздухом над головой архиерея, однако прежде этого епископ сам прочитывает Символ веры, осеняя престол крестообразно дискосом и потиром;

20. во время начального диалога анафоры не бывает осенения народа дикирием и трикирием, которое плохо согласуется с содержанием возгласов (в Архиератиконе, отражающем обычаи Константинопольской Церкви, предписывается благословлять народ напрестольным крестом только при произнесении слов «Ἡ χάρις τοῦ Κυρίου·» ( Блг҃ода́ть Гдⷭ҇а 102 ; в уставе архиепископа Афинского Христодула это не упоминается 103 ) 104 ;

21. анафора читается архиереем вслух всех стоящих в алтаре 105 ;

22. среди возглашаемых диаконом диптихов за Литургией, совершаемой Предстоятелем Поместной Церкви, а также вообще за всякой особо торжественной архиерейской Литургией возносятся имена Глав Поместных Церквей (то, что поминовение совершается именно во время диптихов, точно соответствует обычаям древней Церкви) 106 ;

24. благодарственную молитву после Причащения: «Ευχαριστοῦμέν σοι, Δέσποτα, φιλάνθρωπε, εὐεργέτα τῶν ψυχῶν ἡμῶν» ( Благодари́мъ тѧ̀, влⷣ҇ко человѣколю́бче, благодѣ́телю дꙋ́шъ на́шихъ архиерей читает во время ектении «Ὀρθοί. Μεταλαβόντες·» ( Про́сти прїи́мше вслух всех стоящих в алтаре;

25. «конечную» молитву епископ читает перед жертвенником;

26. во время возгласа «Εὐλογία Κυρίου·» ( Благослове́нїе гдⷭ҇не архиерей благословляет народ напрестольным крестом (согласно Архиератикону – рукой);

27. после отпуста, во время пения «Τὸν δεσπότην καὶ ἀρχιερέα ἡμῶν, Κύριε, φύλαττε. Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα», архиерей благословляет народ трикирием;

28. после Литургии епископ раздает антидор со словами «Εὐλογία Κυρίου καὶ ἔλεος ἔλθοι ἐφ’ ὑμᾶς τῇ αὐτοῦ θείᾳ χάριτι καὶ φιλανθρωπίᾳ» ( Благослове́нїе гдⷭ҇не и҆ ми́лость да прїи́дꙋтъ на ва́съ тогѡ̀ бж҃е́ственною благода́тїю и҆ человѣколю́бїемъ );

30. дикирий и трикирий украшаются лентами с вышитыми на них монограммой Христа и буквами «альфа и омега».

Сослужение нескольких архиереев

«Иерейский чин» архиерейской Литургии

Небезынтересно, что епископ может совершать службу по так называемому «иерейскому чину», то есть по иерейскому формуляру. В этом случае от архиерейских особенностей сохраняется только 1) то, что епископ служит в архиерейском облачении, не снимая малый омофор; 2) ему постилают орлецы; 3) он восседает на горнем месте; 4) сам влагает фимиам в кадило при каждении перед Евангелием; 5) не выходит из алтаря на малый и великий входы (если, конечно, в службе также участвует хотя бы один священник). Такую службу принято совершать в день хиротонии.

Выводы

Горский, Невоструев. Описание = Протоиерей А. В. Горский. Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. М., 1855–1917. 3 отд., 6 т.

Дмитриевский. Описание = Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 1: Τυπικά. К, 1895; Т. 2: Εὐχολόγια. 1901; Т. 3: Τυπικά, ч. 2. Пг., 1917.

Дмитриевский. Ставленник = он же. Ставленник. К., 1904.

Служебник = Служебник. Т. 1–2. М., 1991.

Ἀρχιερατικόν = Ἀρχιερατικόν. Ἀθῆναι, 1999.

Mathews. Early Churches = Mathews Th. F. Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy. University Park (Pa), 1971.

OCA = Orientalia Christiana Analecta.

OCP = Orientalia Christiana Periodica.

Здесь и далее речь, конечно, идет только о богослужении «византийского обряда», то есть о той богослужебной системе, которая рано или поздно была принята всеми Православными Поместными Церквами.

Такой же термин употребляют и греки: ἀρχιερατικὴ λειτουργία (на Западе ему соответствует латинское liturgia pontificalis).

Следует сразу отметить, что, в то время как термин ἀρχιερεύς (архиерей) регулярно употребляется в церковной письменности как синоним слова ἐπίσκοπος (епископ) уже с IV века, термин ἱερεύς (иерей) вплоть до XVII века без различения применялся и к епископам, и к пресвитерам (Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1961–1968. P. 238–239); лишь с конца XVII века ἱερεύς становится terminus technicus для обозначения священников (в отличие от епископов-архиереев). Этим фактом объясняется то обстоятельство, что во многих литургических рукописях, предназначавшихся для совершения по ним богослужения епископом, последний часто называется «иереем».

Рус. пер.: Шмеман А., прот. Евхаристия. М., 1992; с последующими переизданиями (оригинальное издание: Schmemann А. The Eucharist: Sacrament of the Kingdom. N. Y., 1988).

Шмеман. Цит. изд. С. 12–13.

Греч. πρόθεσις (предложение) – именно так назван чин приготовления хлеба и вина к Литургии в греческих богослужебных книгах так же и по славянски: предложе́нїе ), в то время как словом προσκομιδὴ обозначается акт принесения хлеба и вина на святой престол (то есть великий вход), поэтому называть «проскомидией» протесис (а именно таково современное русское словоупотребление) – не вполне корректно.

Taft. The Great Entrance. P. 265–270; Сокращения см. в конце статьи.

Cochlaeus J. Speculum antiquae devotionis circa missam. Mainz, 1549. P. 119–132.

Goar. Euchologion. P. 153–156.

См. Mathews. Early Churches. P. 158–162.

См. также: Descoeudres G. Die Pastophorien im syro-byzantinischen Osten: Eine Untersuchung zu architektur- und lituigiegeschichtlichen Problemen. Wiesbaden, 1983. (Studien zur Geisgeschichte des ostlichen Europa; 16). S. 79–126.

В том числе – напечатанный в 1910 году с благословения Святейшего Синода единоверческий «Чиновник», текст которого скопирован с текста рукописи ГИМ. Син. 909, XVI в.

Но с участием пономаря: Служебник. Т. 2. С. 544–545.

О сослужении в византийском обряде см.: Brakmann Η. «Καὶ ἀναγινώσκουσι πάντες οἱ Ἱερεῖς τὴν εὐχαριστήριον Εὐχὴν»: Zum gemeinschaftlichen Eucharistiegebet byzantinischer Konzelebranten // OCP. R., 1976. Vol. 42. P. 342–367.

В Чиновнике московского издания 1982–1983 годов архиерейский амвон назван «кафедрой», но так называть его неверно, так как греч. слово «кафедра» означает «седалище», а на архиерейском амвоне не сидят!

См.: Казарян А.Ю., Желтов М.С., Клюканова А.В. Амвон // Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 108–110.

Греч. ἔναρξις (начало) – так в греческих богослужебных книгах (а оттуда – и в научной литературе) принято называть начальную часть Литургии до малого входа.

Ср. с Ис.40:9 ; архиерейский амвон в песнопении сравнивается с горой Сион.

При патриаршей службе предметы облачения износят царскими вратами иереи.

На Рождество Христово стихи заменяются ирмосами Рождественского канона, на Пасху – стихирами Пасхи.

Патриарх держит вместо дикирия жезл.

В этом случае чин Литургии усложняется также вручением новопоставленному священнику части Святого Агнца (так называемого Залога) сразу после освящения последнего.

Вместо обычных формул Патриарх поминает на великом входе глав Поместных Церквей.

Лат. – приступание к престолу.

Протоиерей Н. Деснов. Недоуменный вопрос из чина Литургии святого Иоанна Златоуста // Богословские Труды. М., 1968. Сб. 4. С. 181–189; Taft. Great Entrance. P. 279–310; Желтов М.С., Никитин С. И. Accessus ad altare // Православная Энциклопедия. Μ., 2000. T. 1. С. 428–430; Слуцкий А. С. Диалог священнослужителей после Великого Входа в славянских служебниках ХIII–ХIV веков // Христианский Восток. СПб., М. 2001. Т. 2 (VIII). С. 242–254.

См. классификацию источников по истории византийского чинопоследования Божественной Литургии в кн.: Taft. Great Entrance. P. XVII–XLII; источники по истории архиерейского византийского чина: Taft. Pontifical Liturgy. P. 89–97.

В наши дни ровным счетом наоборот – для большинства православных христиан архиерейский чин Литургии кажется чем-то необычным; ниже мы увидим причину этого.

Les constitutions apostoliques / Éd. et comment. M. Metzger. P., 1987. T. 3. (Sources chrétiennes; 336). P. 178. (Рус. пер.: Постановления Апостольские. Каз., 1864.).

van de Paverd F. Zur Geschichte der Messliturgie in Antiocheia und Konstantinopel gegen Ende des 4. Jh.: Analyse der Quellen bei Johannes Chrysostomos. R., 1970. (OCA; 187). P. 417–428.

Место хиротонии в службе соответствует месту, занимаемому в евхаристическом собрании епископом (возглавлять Литургию), пресвитером (участвовать в совершении таинства Евхаристии или совершать его самостоятельно), диаконом (помогать епископу и пресвитеру).

Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Послания. СПб., 2001. С. 54–55.

См. об этом: Mathews. Early Churches. P. 105–176.

3 начальных антифона Литургии с ектениями.

Barberini gr. 336, конца VIII века (она издана: L’Eucologio Barberini gr. 336 (ff. 1–263) / Ed. Parenti S., Velkovska E. R., 1995. (Bibliotheca «Ephemerides Liturgicae». Subs.; 80), но издатели сочли возможным подвергнуть ее текст некоторым исправлениям (это специально отмечено ими в предисловии: P. ХХVІ–ХХХІІ), что вызвало справедливую критику со стороны ряда исследователей (в частности, А. Жакоба, который готовит новое издание рукописи)).

См.: Jacob А. La concélébration de l’anaphore à Byzance d’après le témoignage de Léon Toscan // OCP. R., 1969. Vol. 35. P. 249–252.

О византийских литургических комментариях см.: Bomert R. Les Commentaires byzantins de la Divine Lituigie du VII e au XV e siècle. P., 1966.

Jacob A. La traduction de la liturgie de saint Jean Chrysostome par Léon Toscan // OCP. R., 1966. Vol. 32. P. 111–162 (здесь: P. 147).

Bacha C. Notions générales sur les versions arabes de la liturgie de S. Jean Chrysostome suivies d’une ancienne version inédite // ΧΡΥΣΟΣΤΟΜΙΚΑ: Studi e richerche intomo a S. Giovanni Crisostomo a cura del comitato per il XV 0 centenario della sua morte. R., 1908. P. 405–471.

J. La Célébration de la Parole dans la Liturgie byzantine. R., 1971. (OCA; 191) P. 107–110.

Эта особенность, как уже было отмечено, восходит к V веку.

Χριστόπουλος Μ. Τυπική διάταξις της βασιλείου τάξεως τη κυριακή τής σταυροπροσκυνήσεως // Έπετηρίς Εταιρείας Βυζαντινών Σπουδών. Άθήναι, 1935. N 11. Σ. 48–51.

Дмитриевский. Описание. T. 1. С. 164–172; он же. Современное богослужение на Православном Востоке. К., 1891. Вып. 1. С. 44–54.

См. о диптихах: Taft R.F. The Diptychs. R., 1992. (ОСА; 238).

Древнейший известный русский Чиновник РНБ. Соф. №1056, 2– я пол. XIV в., не содержит Литургии.

Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 1. С. 5–11.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *