архимандрит авель суздаль александровский монастырь
Герои духа – герои для меня
Сочинение восьмиклассницы Марии Уховой, ученицы Православной гимназии «Ладанка» (Павловская слобода Московской области). Работа Марии в 2017 г. заняла 1-е место в своей возрастной группе в финальном – очном – туре Международного детско-юношеского конкурса им. Ивана Шмелева «Лето Господне». Конкурс проводится Издательским Советом РПЦ по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Педагог Марии Уховой – Надежда Сергеевна Ватаву.
Герои – люди, готовые пожертвовать собой, своими интересами ради окружающих. Герои России – ее цари, ее реформаторы и военачальники, ее солдаты и просто люди, которые самоотверженно служили и служат ради ее процветания, ради благополучной жизни ее народа.
Но мне хочется рассказать о людях, которые совершают менее заметный, но, может быть, более значимый подвиг – спасают человеческие души. Эти люди – священнослужители. Они помогают людям, приходящим в Дом Божий – храм – за утешением и наставлением, чтобы попросить помощи или поблагодарить за дарованные блага.
Храмов много, но у каждого человека есть свой, самый родной и близкий для него. Для меня такой храм находится в городе Суздале, городе церквей. Множество золотых маковок тянется к небу, сверкая на солнце. На берегу реки Каменки стоит белокаменный Александровский монастырь. Он небольшой: храм, колокольня да пара келий. Но удивительно, как маленький однокупольный храм, лишенный всяких украшений и кажущийся звеняще пустым и суровым, преображается, когда в алтаре за Царскими вратами раздается возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков». На амвон выходит седовласый монах-священник, и начинается служба. Все погружаются в древние слова молитвы, возносящиеся под купол храма.
Седовласый монах-священник – настоятель этого монастыря, архимандрит Авель. Он кажется одновременно далеким, когда предстоит в молитве перед алтарем, и очень близким, родным, когда окидывает отеческим, наполненным бесконечной любовью, взглядом прихожан.
Александровский монастырь, Суздаль
Этот монастырь стал моим вторым домом, а батюшка Авель – моим духовным отцом. Мы часто ездили к нему, когда я была совсем маленькой. Мне рассказывали, что я в три года ходила за кадящим батюшкой, собирала благоухающие камни ладана и складывала в карман под молнию, чтобы «благодать не улетела». Прошло немного времени, и батюшка благословил меня помогать собирать догоревшие свечи на подсвечнике. Я помню, с каким нетерпением ждала, когда догорит свеча и можно будет потушить огарок. Совсем маленькой я простаивала всю долгую монастырскую службу, наблюдая за десятками завораживающих меня огоньков. С девяти лет батюшка разрешил мне подпевать на клиросе. Сначала у меня не очень хорошо получалось – наш регент часто меня поправляла, но со временем я выучила монастырские распевы и стала полноценным членом хора. Только недавно я поняла, как мудро поступил батюшка Авель, поставив меня у подсвечника, тогда я перестала отвлекаться от службы хождением по храму, а с назначением в хор – и мыслями. Наш духовный отец очень щедр на любовь: если молебен с водоосвящением – все мокрые с ног до головы, если Пасха – то похристосуется и обменяется крашеными яйцами со всем приходом, а на Рождество Христово сладкий подарок получила даже моя маленькая сестренка, хотя она еще была у мамы в животике.
Но главное, ради чего к нему едут люди с разных уголков России, это молитва и духовный совет. Нас с отцом Авелем разделяют 300 километров, и каждый раз, когда удается приехать к нему, для нас – маленький праздник. Чтобы успеть на литургию, нам приходится вставать в четыре часа утра. Дорога проходит незаметно, когда наблюдаешь, как меняется пейзаж за окном: ниже становятся дома, чаще появляются деревни, гуще становятся деревья. Наконец, из-за деревьев начинают проглядывать купола церквей – мы почти на месте. Проезжаем старинные улицы, торговые ряды, несколько больших храмов, окруженных крепостными стенами.
Приехали! Входя в храм, понимаешь, что долгий путь был проделан не зря. Батюшка нас встретит, благословит, что-то скажет родителям, обнимет нас с братом. Брат встает у подсвечника и, как я раньше, караулит свечи, рядом папа с мамой, я встаю на клирос. Служба идет своим чередом.
В нашем храме очень долгая исповедь – почти два часа. Пока мы, исповедавшись, успеваем выйти наружу почитать книги в церковной лавке или тихонько побеседовать, батюшка не позволяет себе даже присесть, лишь изредка обопрется об аналой и прильнет к голове кающегося чада. А если исповедь слезная, если человек действительно осознал свои грехи, отец Авель так скорбит и молится вместе с ним, что, как стон, слетает с его губ «Помилуй, Господи».
Очень интересно наблюдать за малышами, приходящими на свою первую исповедь: волнуясь, на негнущихся ногах подходят они к аналою, а батюшка нарочно строгим голосом говорит: «Ну, иди сюда, «великий грешник». И, внимательно выслушав эти «ужасные» грехи, с торжественным видом отпускает их; малыш спешит в объятия мамы, больше него волновавшейся за своего карапуза. А когда малыш отойдет подальше, батюшка оборачивается к прихожанам и произносит: «Нам бы такие «страшные» грехи исповедовать».
Со Святейшим Патриархом после вручения диплома
Отец Авель все свои силы отдает приходу, каждую минуту беспокоясь о нас и наших проблемах. Он все время выглядит задумчивым и печальным, переживая горе каждого вместе с ним. Но в Пасхальную ночь батюшка преображается, он как бы молодеет, и его ликование передается и нам, полусонным и уставшим. А на трапезе, среди оживленно беседующих прихожан, мы замечаем, что наш батюшка уснул, так и не притронувшись к пасхальным угощениям, тогда келейник трогает его за плечо и произносит: «Пойдем, отче, я провожу тебя в келью».
Отец Авель для меня герой духа, и без сомнения можно сказать про него: он живет так, что ему не будет мучительно больно за бесцельно прожитые годы, потому что его цель – это служение Господу и людям.
Есть ли пророки в нашем отечестве?
Все это так. И подобные вольные толкования «надо бы пресекать решительным образом». Хотя бы потому, что от них, и правда, уж сильно явно отдает современным околоцерковным мифотворчеством. Но тут важно, как нам кажется, не впасть в другую крайность. А именно: ссылаясь на недостаточную изученность такой исторической личности как монах-прозорливец Авель (получившего известность как раз за свою прозорливость, то есть дарованного ему от Бога умения видеть далеко вперед и предсказывать), закрыть, до выяснения обстоятельств, саму тему, наложить на нее если не табу, то как бы такую печать умолчания. До поры, так сказать, до времени. Вот наука разберется, вот отделит истину от вымыслов, реальные предсказания от мифических, вот тогда.
Но вернемся к памятной дате.
Мемориальная плита с именем пророка, датой рождения и смерти, и главным его пророчеством: «Святая Русь процветет аки крин небесный» была, как уже сказано выше, год с небольшим назад торжественно установлена и открыта в Суздале, на территории Спасо-Евфимиева монастыря, в так называемом тюремном прогулочном дворике. Почему именно здесь, станет ясно, если вспомнить кое-какие основные вехи жизни монаха-прозорливца. Из того, что нам, разумеется, хорошо известно.
Любопытно, что в отличие от непомерно раздутого ныне Нострадамуса (прошу прощения за тавтологию), православного русского монаха Авеля еще при жизни почитали святым: многие барыни ездили к нему справляться о женихах своим дочерям. На что он смиренно, обычно, отвечал им, что он не провидец и что предсказывает только то, что ему повелевается свыше. До нашего времени дошло и «Житие и страдания отца и монаха Авеля». По «Житию» этому, монах Авель родился в 1755 году в Алексинском уезде Тульской губернии. По профессии он был коновал, но «о сем (о коновальстве) мало внимаше». Все же внимание его было устремлено на божественное и на судьбы Божии. Человек Авель «был простой, без всякого научения, и видом угрюмый». Стал он странствовать по России, а потом поселился в Валаамском монастыре, но прожил там только год и затем «взем от игумена благословение и отыде в пустыню», где начал «труды к трудом и подвиги к подвигом прилагати». «Попусти Господь Бог на него искусы великие и превеликие. Множество темных духов нападаше нань». Все это преодолел Авель, и за то «сказа ему безвестная и тайная Господь» о том, что будет всему миру. Взяли тогда Авеля два некии духа и сказали ему: «Буди ты новый Адам и древний отец и напиши яже видел еси, и скажи яже слышал еси. Но не всем скажи и не всем напиши, а только избранным моим и только святым моим». С того времени и начал Авель пророчествовать. Вернулся в Валаамский монастырь, но, прожив там недолго, стал переходить из монастыря в монастырь, пока не поселился в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии, на Волге. Там он написал свою первую книгу, «мудрую и премудрую».
На плите высечено известное евангельское изречение: «Нет пророка в своем Отечестве». Фразу эту нельзя понимать вне контекста, и означает она только то, что нет пророка до тех пор, пока он не признан. Сдается, что первый скромный шаг в признании и всенародном почитании русского монаха-прозорливца в Суздале сделан. Сама могила Авеля находится также на территории Спасо-Евфимиева монастыря, метрах в ста от тюремного дворика, где установлена плита, за Свято-Никольской церковью, сразу напротив алтаря, на бывшем монастырском кладбище, которое было разрушено администрацией располагавшегося здесь политизолятора под названием СТОН (Суздальская тюрьма особого назначения) в 1923-24 гг.
В Суздаль привезли крест на могилу монаха предсказателя Авеля
Пока каменный крест находится под сводами церкви Входа Господня в Иерусалим
Неудивительно, что в городе-музее почти никто не знал о событии, оно не имеет ничего общего с публичными мероприятиями. Этот крест, как оказалось – не из деревянных памятных поклонных, которые вкапывают возле храмов, дорог или на старых погостах «на семи ветрах». Этот крест – могильный. И этот статус очень серьезен, особенно когда речь идет о монахе-прозорливце Авеле, скончавшемся в 1831 году в одиночной тюремной камере суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, куда был сослан властями.
В церковь Входа Господня в Иерусалим пришли причастные и негромко накануне оповещенные (экс-мэр Сергей Годунин, княгиня Людмила Демидова-Лопухина, краевед Юрий Белов и другие) – всего два десятка человек, ну и суздальский Благочинный отец Арсений, разумеется. Обращаемся к нему:
— Отсюда до могилы Авеля полкилометра. Почему крест доставили сюда?
— Ну а куда. В Спасо-Евфимиевом монастыре пока его категорически не берут.
Действительно, как нам сказали в пресс-службе музея-заповедника, такие решения на территории, которая находится под охраной ЮНЕСКО, быстро не принимаются. Но ключевое слово в словах Благочинного – «пока». Дело в том, что точное место захоронения Авеля неизвестно – только приблизительное. Есть мнение, основанное на косвенных данных (а конкретных документов о личности монаха-провидца крайне мало), что останки Авеля покоятся возле Никольской церкви, которая в Спасо-Евфимиевом монастыре. Там было монастырское кладбище, но в 20-х годах прошлого столетия оно было разрушено сотрудниками располагавшегося здесь политизолятора.
Потому-то после молебна Благочинный сказал, что впереди серьезная работа. Никто не может воздвигнуть могильный крест абы где. Нужны серьезные историко-архивные изыскания, потому что нужно установить хотя бы ПОЧТИ точное место упокоения монаха.
А еще необходимо утрясти многие согласования на разных уровнях. И не нужно забывать, что Суздаль входит в список мирового исторического наследия ЮНЕСКО, так что пригляд за городом-музеем очень серьезный.
А вот что сказал музейный чиновник, пожелавший остаться инкогнито:
— На территории монастыря есть памятная плита, на которой даже о пророчествах Авеля упомянуто. И еще крест там водружать – излишне, как мне кажется. Многие думают, что Суздаль то место, куда можно везти, что угодно и устанавливать где угодно. Это абсолютно не так.
Как бы то ни было, но крест-новодел доставлен. И он монументален. Он белый и тяжелый, а вырезан из плотного мраморизированного известняка, добытого в ковровском карьере (Владимирская область). Весит крест три центнера, хотя по виду и не скажешь – чуть выше метра, изящен и будто невесом. Однако в городке Боровичи Калужской области, где его вырезали, крест загружали шестеро (!) казаков.
Работа над могильным авелевским крестом шла 4 месяца, а ваял его художник Александр Есинский – мастер, владеющий многими церковными искусствами: мозаикой, иконописью, витражными работами и резьбой как по камню, так и по дереву. И распятие, и орнамент на кресте Есинский исполнил в сложной манере фигуративной резьбы.
Выступая вслед за Суздальским Благочинным, Александр Викторович сказал, что мы сейчас на краю духовной пропасти. Но то, что крест сегодня готов и прибыл в Суздаль – хорошая новость для всего нашего народа. Это начало нашей победы над мировым злом, а прозорливец Авель – наш проводник в царство Божье Иерусалим.
Мы спросили у жены мастера:
— Ирина Борисовна, а этот крест кто-то заказал? Кто-то оплатил?
— Никаких заказов и оплат, что вы! Пришло на сердце. И при помощи нашего фонда Владимира Храброго все и случилось.
Справка редакции: фонд Владимира Храброго осуществляет деятельность в рамках сотрудничества между Россией и Сербией. В Калужской области есть филиал. На территории России и Сербии установлено множество памятных поклонных крестов работы Александра Есинского.
Не будем загадывать, что именно и когда случится с крестом Авеля, предсказавшего и обе мировые войны, и крах Российской империи, и гражданскую войну, но будем надеяться, что мастер Есинский воодушевлялся и работал не зря.
Архимандрит авель суздаль александровский монастырь
Монах Авель (Василий Васильев)
Титульный лист дела о заключении в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь Авеля.
«…В церкви, состоящей при арестантском отделении, Святителя и Чудотворца Николая иконостас и образа пришли в совершенную ветхость, на исправление коих содержащийся в сем монастыре монах Авель жертвует собственных 1500 руб».
Из доношения архимандрита Парфения. 1830 г.
Схемы бытия мира, составленные Авелем.
Скончался Авель в монастырской тюрьме 29 ноября 1841 г. после продолжительной болезни. Он сам себе почти точно предсказал срок жизни. Погребен за алтарем арестантской церкви Св. Николая.
Православная церковь отмечает память его 29 ноября.
До нашего времени сохранился оригинал Дела Министерства юстиции Российской империи 1796 года: 17 марта 1796 года Министерством юстиции Российской империи было заведено «Дело о крестьянине вотчины Л. А. Нарышкина именем Василий Васильев, находившемся в Костромской губернии в Бабаевском монастыре под именем иеромонаха Адама, а потом назвавшегося Авелем и о сочиненной им книге, на 67 листах» Оригинал этого Дела сохранился до нашего времени и находится в Российском Государственном архиве древних актов. В этом деле 1796 года он обвинялся как раз в распространении своей книги пророчеств.
Другим первоначальным источником сведений об Авеле является не подписанная статья «Предсказатель монах Авель» в журнале «Русская старина», выпущенном в 1875 году (т. 1/7, с. 415—432), причем в статье содержались лишь пророчества, касавшиеся начала XIX века. Последующие публикации пересказывают статью, иногда дополняя ее без указания источников дополнительной информации. Автор этой статьи 1875 года утверждает, что «все пророчества Авеля сбылись» со ссылкой на «Чтенiя Имп. общ. исторiи и древностей россiских» 1863 г., книга IV, с. 217—222.
Существуют также воспоминания Алексея Петровича Ермолова, записанные родственником будущего героя войны на Кавказе, а также «Записки» Энгельгардта. Однако все эти источники отличаются ненадежностью, а сообщаемые ими сведения по своему характеру напоминают легендарный сюжет с предсказаниями недоверчивому монарху.
Все другие печатные сообщения о якобы предсказанных им событиях появились позже самих этих событий. Большинство «предсказаний» сформировалось в эмигрантских кругах в 1920-е годы (в частности, они появляются в одной из статей П. Н. Шабельского-Борка). Пополнение текстов продолжилось в 1990-е, пишет православный толкователь Николай Каверин, не отрицая полностью существования Авеля, а лишь доказывая наличие сторонних добавлений в приписываемые ему пророчества и указывая на формирование за счет подобных действий «ереси царебожия», главным грехом которой называется уравнивание Николая II с Христом.
sayanarus
ТАМ ЧУДЕСА,ТАМ ЛЕШИЙ БРОДИТ,,
Монах Авель-монах,который Предсказывал Правду,за что всю жизнь прожил в острогах
ПРОРОК В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ. ПО КНИГЕ «ЖИТИЕ АВЕЛЯ ПРОРИЦАТЕЛЯ»
Жизнь этого монаха не умещается в обычные рамки дат рождения и смерти. Да это и не просто жизнь, а самое настоящее житие. Как сам он дерзновенно определил ее, написав в 20-е годы XIX века, лет за двадцать до смерти, «Житие и страдание отца и монаха Авеля». Дерзость в том, что жития принадлежат святым. Монах Авель, в миру — Василий Васильев. Родился он 18 марта 1757 года в деревне Акулово Тульской области в семье крестьянина, работал плотником, женился, потом бросил жену и детей и бежал в монастырь, в Валаамскую обитель, где в 1785 году принял постриг.
Вскоре он покинул монастырь, некоторое время скитался по миру, затем нашёл новое убежище в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии. За свои предсказания дней и часов смерти Екатерины II и Павла I, нашествия французов и сожжения Москвы многократно попадал в тюрьмы, а всего провел в заключении около 20 лет. По приказанию Императора Николая I Авель был заточен в Спасо-Ефимьевский монастырь, где и умер в 1841 году».
Биография Авеля известна очень хорошо, потому что все его перемещения зафиксированы в церковных книгах и уголовных делах. Пришёл тогда-то, ушёл тогда-то, пострижен тогда-то — никаких сомнений не возникает. Велика уверенность и в том, что он в самом деле писал какие-то книги, хотя ни одна целиком до нашего времени не дошла.
Вообще, приключений в жизни Авеля было множество. Он сменил за свою жизнь как минимум шесть монастырей и десяток тюрем. Потому что за каждое успешное предсказание власти считали необходимым посадить несдержанного на язык монаха под замок.
Екатерина II
Так, в 1796 году он написал небольшую книгу, в которой, в числе прочего, утверждал, что Екатерина II скончается в начале ноября, после чего догадался показать документ настоятелю Николо-Бабаевского монастыря. Тот передал «дело» епископу Костромскому и Галицкому Павлу. Последний за богохульные дела (объявление себя ясновидцем) Авеля расстриг, а затем, не зная, что делать с новоявленным пророком, сдал его губернатору Костромской области. В Петербурге нашлись люди, искренне заинтересовавшиеся его предсказаниями. Они служили в Тайной Экспедиции и старательно записывали все сказанное монахом в протоколы допросов. Если бы не царская фамилия, скорее всего, запороли бы провидца или сгноили в глухих монастырях. Но поскольку пророчество касалось царственной особы, суть дела доложили графу Самойлову, генерал-прокурору. Насколько важно было все, касавшееся коронованных особ, следует из того, что граф сам прибыл в Тайную Экспедицию, долго беседовал с провидцем, склоняясь к тому, что перед ним юродивый. Он беседовал с Авелем «на высоких тонах», ударил по лицу, кричал на него: «Как ты, злая глава, смел писать такие слова, на земного бога?» Авель стоял на своем и только бубнил, утирая разбитый нос: «Меня научил секреты составлять Бог!»
После долгих сомнений решили все же доложить о предсказателе царице. Екатерине II, услышавшей дату собственной кончины, стало дурно, что, впрочем, в данной ситуации не удивительно. Кому бы при таком известии хорошо стало?! Поначалу она «за сие дерзновение и буйственность» хотела казнить монаха, как и предусматривалось законом. Но все же решила проявить великодушие и указом от 17 марта 1796 года «Ея Императорское Величество. указать соизволила оного Василия Васильева. посадить в Шлиссельбургскую крепость. А вышесказанные писанные им бумаги запечатать печатью генерал-прокурора, хранить в Тайной Экспедиции».
В сырых шлиссельбургских казематах пробыл Авель десять месяцев и десять дней. В каземате он узнал потрясшую Россию новость, о которой ему давно было ведомо: 6 ноября 1796 года, в 9 часов утра, скоропостижно скончалась императрица Екатерина II. Скончалась точно день в день согласно предсказанию вещего монаха.
6 ноября 1796 года Екатерина II умерла. Новый генерал-прокурор Сената Куракин, разбирая документы своего предшественника, наткнулся на «книгу предсказаний», приказал освободить вещего монаха и привёл его лично к императору Павлу I. Последнему Василий понравился. Аудиенция была длительной, но проходила с глазу на глаз, и потому точных свидетельств о содержании беседы не сохранилось. Многие утверждают, что именно тогда Авель со свойственной ему прямотой назвал дату смерти самого Павла и предсказал судьбы империи на двести лет вперед. Тогда же, якобы, и появилось знаменитое завещание Павла I.
Неизвестно, о чём они беседовали, но уже 14 декабря по личному указу Павла расстригу освобождают ото всех обвинений и разрешают снова постричься в монахи.
Война 1812 года
На Соловках Авель снова не удержался и написал очередное предсказание о том, что спустя десять лет, в 1812 году, Москва будет взята французскими войсками. История повторилась: на этот раз император Александр I личным указом отправил неугомонного пророка в островную тюрьму Соловков, где тот и прожил все десять лет. Ровнёхонько до вторжения Наполеона. Александр был вынужден отменить наказание монаха и освободить его из заточения.
В протоколах допросов упоминаются пять тетрадей, или книг. В других источниках говорится всего о трех книгах, написанных Авелем за всю жизнь. Так или иначе, увы, все они бесследно исчезли в XIX веке. Книги эти были не книгами, в понимании современного читателя. Это были сшитые между собой листы бумаги. Насчитывали эти книги от 40 до 60 листов.
В тюрьмах Авель провёл всю оставшуюся жизнь и скончался в 1841 году. Напутствованный святыми таинствами, «русский Нострадамус» был погребен за алтарем арестантской церкви Св. Николая.
Анастасия Романова
По предсказаниям Авеля, не вся царская семья должна была погибнуть. Он предсказывал, что ребенок, который родится в 1901 году, т.е. Анастасия Романова, должна будет спасти Россию, стоящую на пороге разрухи и нищеты. Авель переводил имя Анастасии как «Воскресшая» (по-гречески Анастасия значит «воскрешенная»), по его мнению даже имя этой девушки носило символический характер.
Авель советовал правителям России закладывать деньги и имущество в западные «Храны» для того, чтобы потом именно эти средства «возродили Россию и сделали её процветающей страной». В семье Романовых знали об этом предсказании и с самого детства Анастасию растили как ребенка, который должен спасти Отечество.
Конец света
Авель предсказывает, что беды на Руси прекратятся, когда возглавит государство «избранник Божий», а народ русский сам «учует» и поймет, что этот человек появился. Также провидец говорит о том, что «имя его трикратно суждено Истории Российской».
Однако, Авель предрекает и то, что будет и два самозванца, которые смогут воссесть на «престол», но не «царский». «Царский престол» уготован лишь избранному Богом правителю, в котором «Спасение и счастье державы российской». Предсказатель также предрекает грядущее великое России, распространение православной веры. Авель предупреждает: «Великая судьба предназначена России». Однако имя этого спасительного государя старец не открыл, сказав о том, что нельзя говорить о нем, пока время не пришло «страха темной силы ради».
Все пророчества предсказателя Авеля заканчиваются 2896 годом, когда и должен, по его мнению, наступить Конец света.
По Авелю был заведён ряд уголовных дел. В качестве доказательств были приобщены к делам пять «книг», то есть сшитых тетрадей с предсказаниями по 40-50 листов в каждой. Существует ряд указов — то о заключении Авеля в тюрьму, то об освобождении. Ни одной книги до нашего времени не дошло, но переписанные в другие документы отрывки поражают.
При знакомстве с личностью отца Авеля обращаешь внимание на следующее мистическое обстоятельства: его предсказания появляются из небытия всегда вовремя и всегда попадают по адресату. Авель предсказал войну 1812 за десять лет до ее начала и даты смерти всех русских царей и императоров. Необъяснимым остается на удивление точное предсказание о царствовании Николая I: «Змей проживет тридцать лет» (Денис Давыдов. Соч.,1962, с.482).
Пожалуй, история Авеля — самая странная. Жизнь его известна практически по дням, предсказания его зафиксированы, и они точны. Кем же был Авель? Умелым мошенником? Настоящим прорицателем? История не знает ответа.