армения храмы и монастыри
10 самых древних храмов и монастырей Армении
Армения одна из самых древних стран мира с многочисленными храмами, монастырями и церквями.
Армения первая страна во всем мире, принявшая христианство, как государственную религию еще в 301 году. Изучая историю Армении, можно увидеть, какую большую роль играла религия в жизни каждого армянина на протяжении многих веков. Армяне сражались, не покладая рук, ради спасения каждого монастыря и храма, пытаясь сохранить свою религию, они предпочитали умереть христианами, чем принять другую религию.
Религия стала очень важной частью армянской национальной идентичности.
Армения считается музеем под открытым небом, благодаря многочисленным древним монастырям, храмам и церквям. У каждой святыни Армении своя многовековая удивительная история.
1. Монастырский комплекс Эчмиадзин
Эчмиадзинский монастырь является главным монастырем Армянской апостольской церкви и резиденцией Католикоса всех армян. Деревянный собор был впервые построен в первые годы IV века, вскоре после принятия христианства, как государственной религии, затем монастырь был перестроен в камне в V и VII веках. Вокруг Эчмиадзинского монастыря находятся также церковь Святой Рипсиме, церковь святой Гаяне и церковь Шокагат.
Начните Ваш паломнический тур 2021 года с самого главного и удивительного монастыря Армении!
2. Монастырь Гегард
Монастырский комплекс Гегард в Котайкской области уникальное архитектурное сооружение, который расположен в ущелье горной реки Гох. Полное имя монастыря – Гегардаванк, дословно — «монастырь копья». Название монастырского комплекса связано с копьем Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте, и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в музее Эчмиадзина.
Посетите Армению и познайте историю одного из самых древних монастырей нашей древней страны!
3. Храм Гарни
Один из сокровищ среди армянских храмов является Гарни – языческий храм в Армении построенный в I в. н. э. армянским царем Трдатом.
Армянские цари очень любили это место — и не только из-за его неприступности, но и по причине хорошего климата, и превратили его в свою летнюю резиденцию. В результате сильного землетрясения в 1679 г. храм был почти полностью разрушен, и был восстановлен в 1966—1976 г.
Невозможно представить путешествие в Армению без посещения этого древнего храма.
4. Монастырь Хор Вирап
Хор Вирап— древний армянский монастырь с восхитительным видом на библейскую гору Арарат. Монастырь расположен над подземной тюрьмой, в которой, по преданию, армянский царь Трдат III содержал в заточении св. Григория Просветителя в течение около 14 лет, до того, как был принял от него христианство. На территории монастыря находится большая церковь Пресвятой Богородицы, построенная в середине XVII века.
Посещение монастыря станет незабываемым, когда, спустившись по металлической лестнице, Вы сможете увидеть своими глазами историческую темницу глубиной около 6 метров, расположенную внутри часовни святого Григория Просветителя.
5. Монастырский комплекс Нораванк
Нораванк – монастырь, где, согласно легенде, спрятан кусочек креста, окроплённого кровью Христа. Монастырский комплекс был построен в XIII—XIV веках. На территории монастырского комплекса расположена двухэтажная церковь Сурб Аствацацин с узкими консольными лестницами. Название монастыря Нораванк в переводе с армянского означает «новый монастырь», хотя сегодня 2021 году монастырю уже более семи веков.
Откройте для себя самые восхитительные и впечатляющие святыни Армении!
6. Монастырь Агарцин
Агарцин был построен династией Багратуни в 10 веке. Монастырь расположен в Тавушской области Армении. Монастырский комплекс Ахарцин включает 4 церкви: Святого Григора, Святой Богородицы, Святой Катогике и Святого Степана, два двора, трапезную, молитвенные комнаты и хачкары (крест-камни).
Монастырь Агарцин один из самых древних и красивых монастырей Армении, который непременно стоит посетить!
7. Монастырь Гошаванк
Нор-Гетик – армянский средневековый монастырский комплекс XII—XIII веков в селе Гош в Армении. Название монастыря в переводе на русский означает Новый Гетик, гет в переводе – река, из-за проходящей рядом реки. Монастырь более известен под называнием Гошаванк.
Монастырский комплекс получил данное название в честь армянского просветителя Мхитара Гоша, кто при содействии князя Иване Закаряна, основал Гошаванк на месте разрушенной от землетрясения монастыря.
Узнайте историю самых древних монастырей страны, где началось христианство – Армении!
8. Татевский монастырь
Татевский монастырь — армянский монастырский комплекс в Сюникской области Армении, который является частью крупного туристического комплекса. «Татев» переводится с армянского как «Дающий крылья».
Согласно одной из легенд о происхождении названия, оно связано с мастером-строителем, который, завершив работу, встал на край ущелья, перекрестился, произнёс: «Огни, Сурб, та тэв» («Да ниспошлет Святой Дух крылья!»), — и бросился в бездну. Выросли у мастера крылья, он улетел, а построенный им монастырь назвали Татев.
Посетите этот волшебный монастырь, и не забудьте покататься на самой длинной канатной дороге в мире – на «Крыльях Татева»!
9. Монастырский комплекс Севанаванк
Севанаванк — монастырь на северо-западном побережье озера Севан, откуда открывается изумительный вид на голубоглазое сокровище – прекрасное озеро Севан. До IX века монастырь состоял из двух церквей: маленькой церкви Св. Карапет и просторной церкви Св. Арутюн, сооруженных на месте языческого храма в 305 году Григором Лусаворичем.
Во время 200-летнего правления страной родом Багратуни, определился рост экономики и культуры, началось строительство церквей и монастырей, в том числе и Севанаванка.
10. Монастырь Ахпат
Ахпат – действующий монастырь в одноимённом селе на севере Армении. Монастырь расположен на небольшом плато, окружённом ущельями. Основан в 976 году при Ашоте III Милостивом. Монастырь был одним из центров духовной культуры Армении, крупным монастырским владением, имевшим обширные земельные угодья в X—XIII веках. На территории монастыря находятся церкви Сурб Григор Лусаворич (Святого Григория Просветителя) и Сурб Аствацацин или Хатунашен.
Организуйте Ваш тур в 2021 году в страну многочисленных древних церквей и монастырей – в Армению!
Храмы Армении
Армянская Апостольская Церковь — одна из древнейших христианских церквей. Первые христиане появились в Армении еще в первом веке, когда двое учеников Христа – Фадей и Варфоломей пришли в Армению и начали проповедовать христианство. А в 301 году Армения приняла христианство в качестве государственной религии став первым в мире христианским государством.
Главную роль в этом сыграл святой Григорий Просветитель, ставший первым главой Армянской Церкви (302—326), и царь Великой Армении Трдат, который до этого был жесточайшим гонителем христиан, но тяжелая болезнь и чудесное исцеление молитвами, проведшего до этого 13 лет в темнице Григория, полностью изменили его отношение.
Несмотря на постоянные войны и гонения от персов, арабов, монголо-татарского ига и наконец османо-турецкого нашествия армяне ни разу не поменяли свою веру, оставаясь преданными своей религии.
За 1700 лет христианства в Армении были построены множество храмов. Часть из них были разрушены в результате гонений, часть пострадали от землятресений, но большинство уникальных и древних храмов дошли до наших дней.
Представляем Вам наш рейтинг самых красивых и значимых храмов Армении.
1. Татевский монастырь. Думаем, многие согласятся с нами, что это не только самый красивый монастырь, но и храмовый комплекс лидирующий по своей энергетике и ауре. Рассказывать о Татеве можно очень долго, но лучше один раз приехать и почувствовать его волшебную силу.
2. Ахпатский монастырь. Также как и в Татев, в Ахпат хочется приезжать снова и снова. И как сказал один из знаменитых армянских поэтов-песенников, невозможно по настоящему любить Армению, если ты не видел рассвета над Ахпатским монастырем.
3. Монастыркий комплекс Нораванк. Окруженный красными скалами Нораванк безумно красив в любую погоду.
4. Монастырь Гегард. Уникальное архитектурное строение, часть которого вырублена в скале. Является одним из самых популярных мест среди туристов.
5. Монастырь Агарцин. Одно из самых таинственных мест Армении, утопающий в зелени горных лесов монастырский комплекс Агарцин. Находится недалеко от всеми любимого Дилижана.
6. Монастырь Макараванк. Также как и Агарцин окружен густым лесом Тавушской области.
7. Монастырь Одзун. Отреставрированный недавно Одзунский монастырь, является одним из древнейших монастырей Лорийской области.
8. Кафедральный собор Эчмиадзин. Построенный в 303 году собор, является религиозным центром всех армян.
9. Монастырь Хор Вирап. Находящийся у подножия горы Арарат, Хор Вирап стоит особняком среди всех храмов, т.к. именно отсюда началась христианская эпоха Армении. Монастырь построен на месте темницы, где долгие годы провел в заточении первый Католкос Армян — Григорий Просветитель.
10. Монастырь Ахтала. Еще одно уникальное архитектурное строение Лорийской области.
11. Храм Святой Гаяне. Находится в нескольких сотнях метрах от Кафедрального собора в Эчмиадзине. Является одним из лучших памятников армянской архитектуры.
12. Храм Святой Рипсиме. Еще один храм с уникальной архитектурой находящийся в Эчмиадзине.
13. Монастырь Ваанаванк. Находится недалеко от города Капан. Окруженный потрясающей природой сюникских гор, монастырский комплекс является усыпальницей сюникских царей и князей.
14. Монастырский комплекс Севанаванк. Находится на полуострове озера Севан.
15. Монастырь Сагмосаванк. Находится недалеко от города Аштарак, на краю ущелья реки Касах.
16. Монастырь Ованаванк. Находится недалеко от Сагмосаванка.
17. Монастырский комплекс Кечарис. Находится в горнолыжном курорте, городе Цахказор.
18. Монастырь Хневанк. Находящийся недалеко от города Степанаван, храм является еще одним красивейшим храмом Лорийсой области.
19. Монастырь Гошаванк. Основанный Мхитарем Гошем монастырский комплекс находится в одноименном селе недалеко от Дилижана.
20. Монастырь Гндеванк. Окружен красивыми скалами, находится в области Вайоц Дзор, недалеко от курортного города Джермук.
21. Монастырь Мармашен. Окруженный яблоневым садом на берегу реки Ахурян недалеко от города Гюмри, монастырский комплекс особенно красив в мае, во время цветения деревьев.
22. Монастырь Воротнаванк. Находится недалеко от города Сисисан.
22. Монастырь Аричаванк. Находится в Ширакской области недалеко от города Артик.
23. Монастырь Тегер. Расположен на юго-восточном склоне горы Арагац.
24. Монастырь Санаин. Наряду с Ахпатским монастырем, Гегардом, церквями Эчмиадзина (Кафедральный собор, храмы Святой Рипсиме и Гаяне), а также храмом Звартноц входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Находится недалеко от города Алаверди.
25. Татеви Мец Анапат (Большая Татевская пустынь). Монастырь находится в Воротанском ущелье. Являлся частью Татевского университета. С Татевским монастырем был соединен подземным ходом, который был разрушен во время землятресения.
26. Храм Айриванк. На другом берегу озера Севан расположился этот небольшой храм.
27. Храм Цахац Кар. Находится недалеко от деревни Ехегис, области Вайоц дзор.
28. Церковь Святого Оганеса в селе Ардви недалеко от города Алаверди
29. Церковь Ваграмашен и крепость Амберд. Расположен на высоте 2300 м на склоне горы Арагац.
30. Руины храма Звартноц. В переводе с древнеармянского означает «Храм бдящих ангелов». Находится по пути из Еревана в Эчмиадзин. Разрушен во время землятресения в Х веке, был обнаружен в начале ХХ века. Входит в список всемирного наследия Юнеско.
31. Храм Гарни. Ну и, конечно, не можем обойти один из самых популярных храмов — единственный сохранившийся на территории Армении храм дохристианской эпохи — языческий храм Гарни.
Конечно, здесь представлены далеко не все храмы Армении, но мы постарались отметить самые значимые из них. Ждем Вас среди наших гостей и мы покажем Вам самую яркую и красивую Армению.
Заглянуть внутрь армянских храмов можете в статье — Интерьеры армянских храмов.
фото: TRAVEL-ARMENIA, Андраник Кешишян, Мгер Ишханян, Артур Манучарян
Армения храмы и монастыри
Татевский монастырь
Татевский монастырь находится в Сюникском регионе Армении, Монастырь расположен на возвышенности, на правой стороне ущелья реки Воротан. Своим величественным видом монастырь возвышается над окружающими горами и как будто охраняет покой близлежащих селений, гор, лесов и ущелья.
Монастырь Севанаванк
Монастырь Севанаванк возвышается на полуострове Севан, который до снижения уровня воды озера являлся островом. Раскопки показали, что люди здесь жили начиная с нового каменного и бронзового веков. Остров был окружен крепостными стенами бронзового века.
Талинский собор
Талинский соборный комплекс Катогике или большой Талинский собор стоит на северной стoрoне города Талин Арагацотнской области. Комплекс состоит из церкви Катогике, церквей базилик, пакаты и усыпальницы.
Монастырь Шатинванк
Монастырь Санаин
Санаинский монастырь был одним из крупнейших духовных, культурных и научно-образовательных центров средневековой Армении. Монастырь расположен на возвышенности, на правом берегу реки Дебед, откуда открываются живописные виды на окружающие горы и леса.
Монастырь Нораванк
Подходя к монастырю, первым можно увидеть купола и кресты церквей Нораванка. Стоящий на склоне горы, на возвышенности в ущелье реки, монастырь построен из красно-жёлтого камня и создает гармоничную целостность с окружающими голыми скалами того же цвета.
Монастырь Сагмосаванк
По преданию на правой стороне ущелья реки Касах находился остров, где жили ангелы. Григорий Просветитель увидел это место с вершины Арагаца, и, в IV построил церковь. Назначив в монастырь монахов, он наставил их беспрерывно петь псалмы. Отсюда и название монастыря – сагмос-псалом.
Монастырь Ованаванк
Ованаванк (Hovhanavanq) высится на краю живописного плато, на правом берегу ущелья реки Касах. Красота монастыря подчеркивается удачным использованием особенностей рельефа местности при строительстве. Так, скромно украшенная восточная стена плавно продолжается живописной скалой спускающейся к речной долине…
Монастырь Гошаванк
Комплекс Зорац Карер является продолжением культуры зародившейся в Сюникских горах в районе горы Ухтасар, откуда люди спустились после того, как воды начали отходить. В ущелье, по которому они спускались, древние люди оставили, уже намного более смысловые петроглифы, которые рассказывают о древнейшей истории человечества.
Монастырь Мармашен и древний Ваграмаберд
Аручаванк
Несмотря на то, что Аручаванк не входит в основные туристические маршруты, это один из шедевров армянской средневековой архитектуры. Церковь и древние руины (Ancient site) находятся в селе Аруч Аагацотнского региона. Это одно из тех немногих мест, где можно увидеть духовные, светские и оборонительные памятники в вместе.
Монастырь Ахпат
Поражает воображение не только архитектура монастырского комплекса, но и его удивительная органичность с окружающим ландшафтом. Монастырь стоит на территории села Ахпат, в Лорийском регионе Армении.
Монастырь Ахтала
Монастырь Ахтала находится в селе Ахтала, на вершине (мысе), окружённой глубокими ущельями. Из исторических источников можно почерпнуть информацию, что Ахтала как поселение существовало еще в V веке и называлось Агарак.
Монастырь Авуц Тар
Согласно приданию, монастырь Авуц Тар был основан Сааком Партевом и Месропом Маштоцом в V веке. А в X веке был перестроен и получил новую жизнь. Монастырь находится на против села Гохт, между Гарни и Гегардом – в созданном в IV веке Хосровском заповеднике.
Монастырь Ахарцин
Трудно найти более подходящее место для монастыря, чем то удивительно живописное место, где уже более десяти веков стоит монастырь Ахарцин. Монастырь построен на скале в долине реки Ахстев, и смотрит на покрытые бесконечными лесами горы.
Монастырь Бхено Нораванк
Монастырь Одзун
По приданию, апостол Фома в первом веке приехав в Армению, помазал местных монахов. Вероятно, именно со словом оцел – помазывать, связано возникновение названия Одзун. Апостол Фома также принес с собой пеленку Христа, которая, согласно надписи на верхней части южного входа церкви, заключена под алтарем церкви.
Пустынь Сагмосаванка
В ущелье реки Касах, между монастырями Сагмосаванк и Оганаванк находится пещерный комплекс, который местные жители называют красными храмами, вероятно из-за цвета красного туфа.
Монастырь Тежаруйк
Монастырь Тежаруйк расположен на покрытом лесами мысе горной цепи Тсахкуняц, на высоте 2000 м, у рек Мармарик и Мехрадзор. Монастырь был построен в 1190 г. Здесь находятся надгробные камни многих армянских и грузинских исторических лиц, халкидонских деятелей.
Монастырь Гегард
Как и многие первые христианские монастыри, Гегард был основан на месте древней святыни, но это место считалось особенно святым и его пещерная часть дошла до нас почти в том же виде, в каком было еще во III тысячелетии до н.э, за исключением набитых крестов уже в христианский период.
Монастырь Айраванк
Монастырь Айраванк стоит на берегу озера Севан, в деревне Айраван, на высоком мысе, откуда открывается удивительный вид на озеро Севан. Церковь Св. Степанос, старейшая постройка монастыря, была построена в IV(IX) веке и представляет собой церковь с четырьмя алтарями. Является редчайшим экземпляром армянской (ранне)средневековой архитектуры.
Монастырь Кобайр
Монастырь был основан в 1171 г, княгиней Мариам, дочерью князя Кюрике Б Кюрикян в месте, где находилось одно из древнейших святилищ региона. Даже несмотря на то, что ни одно из строений монастыря не сохранилось в целости, от этого монастырь не перестает восхищать и впечатлять.
Монастырь Мшкаванк
Название монастыря Мшкванк связано со словом мшак (рабочий-каменотес), и это редкое явление в церковной истории Армении, когда церковь или монастырь названы не в честь Бога или того или иного святого, или в честь благотворителей, а в честь простых камнетесов.
Монастырь Аракелоц
Монастырь Аракелоц находится в Тавушском регионе Армении, на лесистом склоне горы – на берегу реки Киранц. Это один из самых интересных монастырей Армении, который, к сожалению, до нас дошел в полуразрушенном состоянии.
Монастырь Оромайр
Монастырский комплекс Оромайр является одним из самых загадочных и значимых средневековых архитектурных памятников Армении. Монастырь находится в 1.5 км к юго-востоку от деревни Одзун. Оромайр стоит на возвышенности в ущелье реки Дебед и это только один из множества удивительных монастырей, затаившихся в прекрасных и таинственных ущельях Лори.
Храм Гарни
В тысячах километрах от Рима и Афин, с их богатыми языческими пантеонами и историей, в первой христианской стране находится единственный на территории бывшего СССР языческий храм – Гарни. Удивляет не только двухтысячелетний храм, но и место, в котором его построили.
Монастырь Макараванк
Перестроенный в XII веке монастырь Макараванк, или Аграваванк возвышается на живописной, покрытой лесами горе Пайтатап, словно сливаясь с этой волшебной красотой
Храмы и монастыри Армении
Вера и религия всегда играли важную роль, как в жизни племен – предков армян населявших Армянское нагорье, так и в жизни уже сложившегося армянского народа, как в дохристианское время, так и после.
Вера, которая существовала в Армении до принятия христианства, со временем перетерпела большие изменения и прошла через несколько этапов развития, параллельно с развитием армянского народа в Армянском нагорье.
И, начиная с бронзового века, племена, которые жили на этой территории, выделяли места, которые обустраивали для поклонения своим богам и божествам. Это были первые прототипы храмов. Первыми культовыми сооружениями, возможно, были менгиры, кромлехи, вишапакары и т. д. Вишапакары, например, были посвящены культу воды.
На территории западной Армении, сохранились величественные статуи древних армянских богов. Это место носит название Немрут.
К сожалению, единственным, дошедшим до нас дохристианским армянским храмом является храм Гарни, посвященный богу солнца Мигру, который принадлежит к следующему поколению богов армянской мифологии. Здесь верховным богом является Арамазд.
К сожалению, принятие христианства привело к потере большого наследия дохристианских культовых сооружений.
Трехнефные базилики имеют более сложную архитектуру и относятся к IV-VI векам. В этом случае достаточно широкий молельный зал с помощью пилонов разделяется на три продольные нефы, средняя из которых более широкая. Примером трехнефной базилики служит церковь Ереруйк.
Известно, что первые церкви, как например, Эчмиадзинский кафедральный собор изначально имели деревянное покрытие, затем, после реконструкции был построен каменный купол.
В V-VI веках поиски новых форм купольных церквей продолжались в двух основных направлениях. В первом случае за основу брались базилики для создания купольных базилик, базилики с тремя ризницами, купольные залы и т. д. Во втором случае развивались центростремительные крестокуполные церкви, с их разнообразными вариантами.
К первому типу принадлежат, например, церковь в Одзуне, церковь Св. Гаяне в Эчмиадзине. К второму типу относятся церкви в Птгни и в Аруче.
Так, возникшая в IV веке армянская церковная архитектура в последующие века развивается и совершенствуется, вбирая в себя множество приемов из гражданской архитектуры, также, как и внедряя в нее множество новых. Так появляются внешне и внутренне крестообразные церкви (Св. Тадеос в Багаране), многообсидные церкви (Зоравар в Егварде), круглые (многогранные) церкви (Звартноц) и другие формы.
В IX-XI веках, после относительного спада, во время арабского завоевания Армении, строительство, в том числе и церквей, начинается с новой силой. В это время больше уделяется внимание декоративному искусству. На смену великолепной простоте церквей VII века приходит тенденция украшения церквей. С этими шедеврами, вы познакомитесь участвуя в туре в Армению органзовнным нашей компанией
Несмотря на то, что тема купола продолжает господствовать, она принимает новые виды. На место восьмигранных куполов приходят многогранные (Мармашен, Амберд) и цилиндрические купола (Татев, Ахпат, Санаин).
В это же время окончательно формируются отдельные архитектурные школы, которые в дальнейшем развивают это искусство.
Такими школами были Сюникская школа, шедевром которой можно назвать Татевский монастырь, Васпураканская школа (церковь Ахтамар, на территории западной Армении), Ширакская школа, с Мармашенскй церковью, Гугаркская школа, представленная Санаинским и Ахпатским монастырями.
В XII-XIV веках все больше внимания уделяется архитектурным решениям при строительстве подсобных зданий монастырей, таких, как притвор, жилые помещения для монахов, библиотеки и так далее. В это время в основном завершается строительство монастырей Татев, Санаин, Ахарцин, Ахпат и др, в том виде, в котором они дошли до нас.
Нововведением в церковную архитектуру данного периода являются колокольни, которые в монастырских комплексах строились либо отдельно, как в Татеве и Ахпате, либо пристраивались к уже существующим зданиям.
В дальнейшие века, во время нашествия татаро-монголов, а затем и завоевания тюрков, и других завоевателей условия для развития церквей были не самыми благоприятными. В это время, как и во многих христианских странах, церковь берет на себя функцию объединения народа и защиты его интересов. И несмотря на это, в XVI-XVII веках продолжается как восстановление церквей и монастырей, так и строительство новых.
В отличие от раннесредневековых монастырей, которые строились постепенно, на протяжении долгого времени, стихийно, по принципу свободного проектирования и в соответствии с природными условиями, позднесредневековые монастыри строились на основе заранее созданного плана, одновременно и в сравнительно короткие сроки. К ним можно отнести монастырь в Мугни, монастыри в Сюнике и в Арцахе.
В средние века, после потери государственности, не только крепости, но и монастыри служили для целей защиты. Монастыри стали сами заниматься обеспечением собственной безопасности. Как вновь строящиеся, так и уже существующие монастыри обводились защитными стенами.
На протяжении всей истории Армении монастыри играли важнейшую роль в жизни народа. Монастыри были религиозными центрами, научными центрами, где творили великие ученые времени, образовательными центрами. Ярким примером служит Татевский монастырь, где действовал один из известнейших средневековых университетов. Монастыри также были местами, где создавались рукописи, развивалось искусство миниатюры.
В самые критические времена истории Армянского народа именно церковь была тем центром, которая помогала сплотится народу.