армянские храмы в крыму
Как, когда и откуда армяне появились в Крыму
Историю об армянской общине и ее богатом культурном наследии рассказывает РИА Новости Крым.
Но и в самом Крыму, особенно на юго-востоке, крымские армяне остались жить, построили красивейшие храмы, занимались строительством, садоводством и скотоводством, ремесленничеством, ювелирным делом, но в первую очередь – бойкой торговлей.
После присоединения Крыма к России в Тавриду постепенно стали прибывать армяне из Османской империи. Правительство признало их право жить в Крыму, от царских властей они получили ряд льгот. Началось возрождение армянского присутствия в Тавриде. В 1897 году в Крыму насчитывалось 9 тысяч армян, в 1914 году — около 15 тысяч. Такой рост объясняем миграцией армян в Крым из Западной Армении и других регионов Османской империи.
Многочисленный и талантливый народ не мог не оставить после себя то, что сегодня является одной из составляющих крымской идентичности – прекрасную архитектуру, замечательных людей, традиции гостеприимства.
Армянск
Храмы
В селе Тополевка на вершине холма стоит хорошо сохранившаяся армянская церквушка во имя св. Параскевы 1702 года постройки. Храм был заброшен в конце 18 века, после переселения крымских христиан в Приазовье. В начале ХХ века церковь отреставрировали при денежной помощи Топловского женского православного монастыря, на территории которого и находился армянский храм.
Были и еще в Крыму несколько известных храмов Армянской апостольской церкви, не сохранившиеся до нашего времени. Монастырский армянский комплекс, считают ученые, был расположен и на плато горы Мангуп, где стоял средневековый византийский город-крепость. По сообщению «Гeогpaфичeско-cтaтиcтичecкого cлoваpя Рoccийcкой Импepии» за 1865 год, на берегу Двуякорной бухты около Феодосии находились останки древней армянской церкви с армянскими письменами возле алтаря. Этот же источник гласит и о развалинах армянского храма на восточном склоне горы Кара-Даг.
Самый значительный комплекс, символ духовности крымских армян – древний восстановленный монастырь Сурб Хач (Святой Крест) в лесах под городом Старый Крым. Ранее около Сурб Хача даже располагался небольшой город, настолько это место было популярным у паломников. Священной реликвией монастыря являлся хачкар (крест-камень), именуемый Сурб Хач. В 18 веке в. переселенные из Крыма армяне увезли хачкар с собой и установили его в окрестностях основанного ими города Нахичевань (ныне часть Ростова-на-Дону), в монастыре Сурб Хач, построенного в память крымского монастыря. Эта древняя реликвия хранится там и поныне. В монастырской тиши работали иконописцы, переписчики книг, художники-миниатюристы, составлялись исторические хроники. Престольный Сурб Хач служил резиденцией армянских епископов. Монастырь располагал большим хозяйством. Возрождение обители началось в 1992 году.
Рядом в лесной чаще расположен монастырь Сурб Стефан, он практически не сохранился. Ученые считают его более древним, чем Сурб Хач. Он был разрушен в результате землетрясения, уцелели только элементы фундамента. Есть предположение, что здесь проходила дорога, соединявшая в средние века Старый Крым и Судак. В 1970-х годах экспедицией археологов монастырь был заново открыт. Предполагают, что разрушение Сурб Стефаноса от землетрясений и оползней послужило основанием для строительства Сурб Хача.
В Феодосии стоит храм, вросший в землю – в честь святого Сергия – Сурб-Саркис. В 1888 году храм значительно пострадал во время пожара, о чем говорит надпись на плите внутри церкви. Его восстановили на средства живописца Айвазовского, для которого эта церковь была родной: здесь художник был крещен в 1817 году, здесь венчался со своей женой, здесь же его отпевали в 1900 году. Для храма художник написал несколько икон. Согласно желанию мариниста, он был похоронен на территории храма. Ну а в 1944 году рядом в склепе погребли и его жену Анну Никитичну.
Церковь Св. Рипсиме в Ялте – еще один известный памятник армянской культуры. Он был построен в 1905-1917 годах на средства нефтепромышленника Тер-Гукасяна в память о дочери Рипсиме, похороненной на вершине холма Дарсан над городом. Роспись купола церкви выполнена по эскизам основоположника армянской национальной исторической живописи Вардгеса Суренянца. Прототипом здания послужила церковь Святой Рипсиме в армянском Эчмиадзине. Удивительный по красоте храм так и не был закончен. После революции главный заказчик эмигрировал. Финансирование прекратилось, а Суренянц тяжело заболел. Художник успел окончить только роспись купола, он умер в 1921 году и был похоронен у стен ялтинской церкви.
Во время Великой Отечественной войны храм серьезно пострадал, стены были полуразрушены, купол провалился. В таком состоянии он простоял еще около 20 лет, пока в 1960-е годы церковь не была частично приведена в порядок. В 2007-м художник Ашот Нерсесян завершил роспись храма по чудом сохранившимся эскизам Суренянца.
Армянская церковь Сурб Никогайос в Евпатории, одном из самых древних городов Крыма, существует с XVII века. Не случаен выбор имени для храма. Евпатория – приморский город, а святой Николай у всех христиан является покровителем мореплавателей. Но как изначально выглядел древний храм, не знает никто: у церкви, расположенной в армянском предместье города, была непростая судьба. После Османского нашествия армяне были практически изгнаны с полуострова. Есть предположение ученых, что древний храм стал основой современного текие дервишей. Армянам пришлось возводить новую церковь — на другом месте.
Из-за нехватки средств ее строительство было завершено только в 30-40-х годах 19 века. Во время Крымской войны в храме стал на постой французский гарнизон. Солдаты оставили после себя многочисленные граффити. В 2019 году здание церкви, церковной школы и дом настоятеля были переданы армянской церкви в безвозмездное пользование сроком на 100 лет.
Влияние армянской архитектуры прослеживается в крымском зодчестве. Следы наследия армянской культуры носят церковь Покрова пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде, звонница Ливадийской Крестовоздвиженской церкви, храм святой Нины в Хараксе и церковь около Никитского ботанического сада. Все они были построены в конце 19 – начале 20 веков.
Люди
На свои средства строит новое здание для Феодосийского музея древностей. По его идее в город приходит железная дорога, расширяется торговый порт, появляется общественная библиотека. В 1887 году благодаря хлопотам Айвазяна в маловодной Феодосии были начаты работы по прокладке городского водопровода. В парке у набережной по проекту художника был сооружен фонтан, воду из которого местные жители получали бесплатно.
Тайны старого крымского монастыря Сурб-Хач ФОТО
Древний армянский монастырь Сурб-Хач нельзя назвать одним из самых популярных мест в Крыму. Но эти неприступные и, на первый взгляд, суровые стены хранят в себе многовековую историю человеческого отчаяния, слез, веры и благодарности.
Обитель была построена в ХIII веке, когда армяне из разрушенного землетрясением города Ани переселились в Крым. Есть и другая версия происхождения монастыря. Сурб Хач переводится с армянского как «святой крест». Это название, по преданию, было дано неспроста. Основатель обители Ованес Себастаци, увидел в небе огромный огненный крест и, решив, что это знамение, возвел на этом месте монастырь. По другой версии прямо под ногами у Ованеса забил чистейший родник, он тоже решил, что это знак и, опять-таки, построил возле этого места святую обитель.
Сейчас «Сурб-Хач» считается не только уникальным историко-культурным объектом, но и святым местом для паломников. Постройка напоминает больше крепость своей монументальностью и неприступностью. Оно и понятно, в те далекие времена близость Крымского ханства обязывала держать оборону. На монастырь очень часто совершались набеги, поэтому окна постройки похожи на бойницы, а дворик перед входом в храм – древняя оружейная. Об этом писал армянский поэт-классик Минас Медици, который долго жил в монастыре:
«Сурб-Хач! Ты защита и убежище нашего народа. Ты единственный, нет тебе подобных. И вид, и положение твоё дивны».
Судя по всему, оборона обители проходила вполне успешно. За всю историю своего существования монастырь не был действующим всего два раза. При Екатерине II, тогда армян переселяли из Крыма на Дон, и второй раз, когда после революции в здании монастыря был устроен пионерский лагерь.
А во время Второй мировой войны на территории Сурб Хач находился штаб фашистов, поэтому Советская армия нещадно бомбила монастырь. Удивительно, тогда практически все постройки превратились в руины, но храм обители остался невредим. В 2002 году Сурб Хач был вновь был передан Армянской апостольской церкви.
В монастыре и сейчас действует уцелевший во время бомбежки храм Сурб-Ншан (Святое Знамение). С ним и монастырем еще с древности связано немало удивительных преданий.
Вход в храм украшен изображениями многочисленных крестов. Паломники в знак благодарности сделали их на стенах святыни. Первое изображение датируется 1401 годом. Говорят, многие люди излечивались тут от болезней.
С древности на территории монастыря бьют три фонтана: здоровья, мудрости и красоты. Каждый берет своё начало из отдельного горного источника.
Вода к фонтанам монастыря издревле подводилась из источников по водопроводам, сложенным из керамических труб. Фото: travel-hystory.com
На подступах к монастырю туриста или паломника ожидает дивная картина: здесь деревья украшены многочисленными полосками ткани. Эту местность называют «тряпичной рощей». Люди верят, что оставив часть одежды в этом месте, они избавятся от болезней и всего плохого.
На иконе в храме Сурб-Ншан проявляется так называемый «эффект двоевзора»: когда смотрящему кажется, что глаза у лика святого то открыты, то закрыты. Фото: zen.yandex.by
В опорную стену перед паломнической гостиницей встроен очень интересный камень. Никто не знает, как он туда попал, но внешне камень очень своеобразен. Это природный камень, в виде странного цветка или фрагмента тернового венца. А еще, говорят, что свечи, поставленные в храме Сурб-Ншан, стекая воском в песок под ними, окрашивают его в красный цвет.
У монастыря есть свой хранитель. Его зовут Акоп. Он давно живет неподалеку от монастыря. За это время Акоп восстановил множество хачкаров (восточный крест с изображениями цветов, причудливых орнаментов, птиц, животных), сделал новые. Свою жизнь и труд мастер, талантливый резчик по камню, отдает святыне своего народа. Конечно, такой человек достоин того, чтобы о нем знали, видели, и не только в монастыре. Но Акоп уверен, что земная слава суетна.
Множество легенд окружает древнюю обитель, что из них правда, что вымысел, мы не узнаем никогда. Но то, что многие из тех, кто побывал там, меняются навсегда, это факт. Можно ли не измениться, прикоснувшись к огромному пласту истории и веры целого народа? Да и есть ли у настоящей веры национальность?
Армянский Крым
Армяне живут в Крыму более двух тысяч лет. Бывали времена, когда их становилось больше и крымская диаспора была когда-то на третьем месте после самой Армении и Киликийского армянского государства, существовавшего с 1080 по 1375 год.
Материальным подтверждением армянского присутствия являются храмы, самый большой из которых расположен в Ялте. Про церковь святой Рипсиме я рассказывал в материале Сто ступеней к храму или Самый большой армянский храм Крыма.
Интересно, что некоторые русские православные храмы Крыма построены под влиянием армянской архитектуры и с использованием архитектурных элементов, присущих армянским зодчим. Некоторые такие храмы повстречались мне в разъездах по Крыму, в частности Крестовоздвиженская церковь в Ливадийском дворцовом комплексе.
Побывал я внутри в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде, где благожелательно был встречен.
Несколько раз встречались мне армянские крест-камни хачкары, но если чему посвящены были хачкары в Ялте
и в стене старого армянского кладбища в Симферополе
информации не нашёл, то еще один хачкар в Симферополе был установлен в память о трагедии и посвящен жертвам землетрясения 1988 года.
7 декабря 1988 года стало чёрным днём календаря для жителей Армении и всего Советского Союза — в 11 часов 41 минуту в Армении произошло сильнейшее землетрясение с эпицентром в городе Спитак, который был полностью разрушен. По официальным данным погибли более 25 тысяч человек, 140 тысяч человек стали инвалидами, без крова остались 530 000 жителей. Но разве цифры могут передать боль и горечь людей, потерявших своих родных и близких.
Старое армянское кладбище в Симферополе выглядит частью необычно,
а частью похоже на обычные кладбища.
Здесь много небольших часовен,
но в честь кого они возведены — сможет рассказать лишь владеющий армянским языком.
Старое армянское кладбище, которое официально закрыто с 2004 года, до революции называлось Армяно-григорианским. Тогда на кладбище имелась армянская церковь Святого Георгия, а всего в Симферополе было три армянских храма.
Советская власть храмы не любила и все они были снесены, на месте одного из снесённых храмом ныне находится здание цирка. Церковь же Святого Георгия была снесена в 1925 году.
В 1997 году на старом кладбище была построена новая церковь Сурб Акоб (Святого Якоба),
судя по мемориальной табличке на храме на средства двух известных предпринимателей Крыма Александра Аматуни и Сурена Амирханяна.
Архитектор — Владимир Григорьевич Кравченко, профессор Международной академии архитектуры, заслуженный архитектор Украины, заслуженный архитектор Крыма. В период с 1988 по 1997 года был главным архитектором Симферополя и как утверждают — за время работы не снес ни одного дома.
На одной их центральных улиц Симферополя стоит белый памятник с надписью на двух языках, русском и армянском, гласящая «Иван (Ованес) и Габриел Айвазовские».
Если быть точным, то эта надпись повторяется дважды: на постаменте и на чёрном параллелепипеде у ног Габриела. Два брата и две разные судьбы…
При рождении братья носили фамилию Айвазян, это потом она трансформировалась в Айвазовский.
Архиепископ Гавриил, в миру известный как Габриэл Константинович Айвазовский (1812–1880), был старшим братом. В 13 лет он был отправлен на обучение и с тех пор жизнь его связана с церковью, причём часть жизни он был католиком, а под влиянием своего младшего брата Ивана перешел в лоно Армянской Святой Апостольской Православной Церкви. Габриел был великолепным учёным-востоковедом, прекрасным педагогом и талантливым писателем. А еще он был полиглотом и знал 12 языков.
Его младшего брата Ивана Константиновича Айвазовского (1817 — 1900) большинство людей воспринимает как русского художника-мариниста. Пожалуй мало на свете любителей живописи, да и просто обывателей, которые не знают его знаменитую картину «Девятый вал». Интересно, что большую роль в появлении великолепного художника сыграл ялтинский архитектор Карл Иванович Эшлиман, о котором я упоминал в материале Место трёх Николаев: святого и двух российских императоров.
Вот что писала в своих воспоминаниях дочь Эшлимана: «Эшлиман был командирован на длительный срок в Феодосию для сооружения некоторых городских построек. С ним приехал губернатор Крыма А. И. Казначеев. Он был просвещенным человеком, в свое время имел связь с декабристами. Проезжая по улицам Феодосии, Казначеев обратил внимание на эскиз лошади, превосходно нарисованный углем на воротах. — Кто это нарисовал? — спросил он сопровождавших его городских чиновников. — Извините, ваше превосходительство, — ответил один из них, поняв вопрос губернатора как выражение неудовольствия беспорядком в городе, — это балуется один здешний мальчик, армянин. Постоянно пачкает своей мазней ворота и заборы. Сладу с ним нет! Казначеев подробно расспросил о мальчике и сказал: „Займитесь мальчиком, Эшлиман, я думаю из него выйдет нечто примечательное“.
Эшлиман, пока жил в Феодосии, занимался с мальчиком основами рисования. В 1833 „пачкуна“ определили в Академию художеств в Петербурге. Впоследствии он стал всемирно известным художником-маринистом И. К. Айвазовским.
Памятник братьям был создан в 1997–1999 годах скульптором Левоном Грачевичем Токмаджяном и его сыновьями. Работы Токмаджяна можно встретить в Армении, Канаде, Индии, Греции, Италии, Литве, России, на Украине и на Кипре. Архитектор памятника — Кравченко Владимир Григорьевич.
Для художника Ивана Константиновича Айвазовского памятник в Симферололе не был случайностью. Здесь он учился, часто устраивал выставки картин, здесь умерла в 1944 году во время немецкой оккупации его вторая жена — Анна Никитична (Мкртичевна) Саркисова-Бурназян (1856–1944).
Еще один памятник Ивану Константиновичу Айвазовскому находится в Партените.
Судя по его картинам, художник бывал и в Партените, им изображена гора Аю-Даг не только со стороны Гурзуфа, но и со стороны Партенита.
Кусочек Армении в Крыму
Армянский монастырь Сурб-Хач («Святой крест») – один из древнейших и крупнейших духовных и культурных центров армянской диаспоры в Крыму.
Монастырь основан в середине 14 века и был епархиальным центром Армянской Апостолькой Церкви. Армяне появляются в Крыму в VIII веке и составляют значительную часть населения полуострова.
Датировка 1358 г. относится к единственному храму монастырского комплекса – церкви Сурб-Ншан (св. Знамения) – и выполнена по стихотворной надписи на верхней части барабана купола:
«Сей Божественный храм славы, на земле — рай древа жизни: он подобие горнего Неба, обиталище Троицы. От рождения во плоти Христа в 1358 году, начав, воздвигнут во имя св. Знамения усердием служителя его Ованнеса инока и родных братьев его и по духу сынов…»
Другие постройки монастыря более поздние — 15-19 вв.
Вокруг монастыря образовывался небольшой город Казарат. В нем армянские князья держали войска, которые в качестве наемников защищали побережье, города Кафу (Феодосию) и Судак.
Монастырь известен своей деятельность по переписываю книг, в основном Священного Писания. Также здесь работала семинария.
Расположен монастырский комплекс в горах к югу от г. Старый Крым. От трассы Симферополь-Феодосия к монастырю проложена асфальтированная дорога.
Армянское население Крыма было значительным. Только в Феодосии к концу 18 в. жило до 80 тыс. армян.
Первый раз монастырь закрывается в 1770-е годы, когда по инициативе императрицы Екатерины из Крыма переселяют местное население.
Согласно политике «христолюбивой» императрицы выселению подверглись и крымские христиане — греки и армяне. Армян перселял А.В. Суворов – в Азовскую губернию.
Современный братский корпус. Паломники.
Средневековый братский корпус.
В конце 18 века в Сурб-Хач возобновляется монашеская жизнь, армяне начинают постепенно возвращаться на свою малую родину.
Но последствия екатерининского выселения армянской общине так и не удалось компенсировать — в 1913 г. в Крыму жило всего 9 тыс. армян.
Помимо памятника архитектуры Сурб-Хач крымские армяне подарили миру великого мариниста Ивана Константиновича Айвазовского — Оганеса Айвазяна (1817 — 1900).
Брат художника Габриэль Айвазян (1812—1879), архиепископ Армянской Церкви, ученый-ориенталист.
Братский корпус. Прямо — келия игумена.
Втрой раз монастырь был закрыт в 1925 г. Вплоть до Второй мировой войны здесь действовали пионерский лагерь, затем туберкулезный санаторий.
Монастырь сильно пострадал во время войны и потихоньку разрушался до 80-90 гг. XX века, когда была проведена частичная реставрация.
В 1994 г. в монастыре были возобновлены богослужения, а в 2002 г. Сурб-Хач был возвращен Армянской Церкви.
На территории — несколько освященных источников. Эти постройки — 19 века.
С 2009 г. богослужения проводятся регулярно. С прошлого года в Сурб-Хач из Ялты размещается официальная резиденция викария крымской епархии Армянской Церкви.
В монастыре только начинается нормальная жизнь. Помимо священника здесь находятся несколько трудников и паломники-армяне.
Монастырь открыт круглогодично, посещение бесплатно. Силами насельников проводятся экскурсии.
Раньше на территории монастыря работало кафе с вкуснейшей армянской кухней, сейчас оно переехало ниже по дороге.
Внутри храма Сурб-Ншан, 14 в.
Традиционное армянское искусство — резьба по камню — «хачкар», каменная стелла с изображением украшенного креста. Армяне, наверное, справедливо, считают себя лучшими резчиками по камню.
Сейчас Сурб-Хач — центр жизни армянской общины Крыма, сюда на праздники собирается много людей, здесь проводятся национальные фестивали.
И в завершение рассказа — неожиданные фрагменты декора монастырской каменной кладки: солярные символы соседствуют с христианскими образами.
Ну, этот сюжет нам хорошо знаком…
«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь» (Ин.15:1).
Читайте также:
Христианство на территорию Армении начало проникать очень рано. Существует древнее благочестивое предание, что еще во время земной жизни Господа армянский царь из династии Арксаидов по имени Авгарь, будучи болен, узнал о чудесах, совершаемых Спасителем в Палестине и направил к Нему приглашение в свою столицу, Эдессу.
Священник Олег Давыденков
Армяне мало интересуются собственной христологической традицией. В настоящее время интерес к истории армянской христологической мысли проявляют скорее некоторые армяне, сознательно перешедшие из Армяно-Григорианской Церкви в Православие, причем, как в самой Армении, так и в России.