армянские храмы в стамбуле

Список армянских храмов Стамбула

Со времени основания Константинопольского Патриархата Армянской Апостольской церкви в 1461 году, было построено 55 армянских церквей, как апостольских, так и евангелистских, католических и других. Около 30 из них функционируют по сей день. [1]

Содержание

Список

См. также

Внешние ссылки

Примечания

армянские храмы в стамбуле Армянская апостольская церковь
СтруктураКатоликосаты: Эчмиадзинский и Киликийский • Патриархаты: Константинопольский и Иерусалимскийармянские храмы в стамбуле
БогослужениеАрмянский обряд • Матах
ПерсоналииГригорий Просветитель и основатели армянской церкви апостолы Фаддей и Варфоломей
СпискиЦерквей и монастырей • Патриархов • Епархий • Святых
ПрочееКатоликос всех армян • Аштишатский собор • Армянский церковный календарь • Вардапет

Полезное

Смотреть что такое «Список армянских храмов Стамбула» в других словарях:

Церковь Святого Григория Просветителя (Кайсери) — Церковь Святого Григория Просветителя (арм. Սուրբ Գրիգոր Լուսավորիչ եկեղեցի) армянская церковь в город Кайсери, на территории современной Турции, в исторической Западной Армении.[1] Содержание 1 История 2 См. также … Википедия

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ II — Право и Церковь Рецепция римского права в Византии. Понятие византийского права Правовая культура В. и. с начала ее истории вплоть до падения К поля была основана на рецепции классического римского права. Источники рим. права подразделялись на… … Православная энциклопедия

АРМЕНИЯ — [Республика Армения; арм. (?)այյաստաճ Айастан], гос во в Закавказье. Территория: ок. 29800 кв. км. Столица: Ереван (1,25 млн. чел., 1998). Крупнейшие города: Гюмри, Ванадзор. Гос. язык: армянский. География. Граничит на западе с Турцией, на… … Православная энциклопедия

ЕГИПЕТ — Развалины рим. базилики в Гермополе. V в. Развалины рим. базилики в Гермополе. V в. [Арабская Республика Египет (АРЕ); араб. ; копт. khme], гос во в сев. вост. части Африки и на Синайском п ове в Азии, к его территории также относятся неск.… … Православная энциклопедия

ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ I — [Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь; груз. საჟართველოს მართლმადიდებელი ეკლესია], Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и… … Православная энциклопедия

Сирия — Сирийская Арабская Республика, гос во в Зап. Азии, на 3. омывается Средиземным морем. Название впервые встречается в вавилонских клинописных табличках в форме Сири, происхождение и значение названия неизвестны. Считают, что это название не имеет… … Географическая энциклопедия

Источник

Топ-5 шедевров, созданных армянами в Турции, или О чем не рассказывают туристам

армянские храмы в стамбуле

армянские храмы в стамбуле

Дворец Долмабахче

Роскошный дворец Долмабахче в центре Стамбула, считающийся главной достопримечательностью города, называют жемчужиной Османской империи.

Самый большой дворец Турции – работа представителей легендарной семьи архитекторов Бальян (Пальян). Автором проекта стал Карабет Амир Бальян, архитекторами же – Карабет и его старший сын Никогос. Расположенный на огромной площади в 45 тысяч квадратных метров дворец сочетает в себе элементы барокко, рококо и неоклассических стилей.

армянские храмы в стамбуле

Строился он с 1842 по 1853 годы, для султана Абдул-Меджида I, который стал тяготиться средневековым дворцовым комплексом Топкапы и желал иметь дворец в стиле барокко, способный соперничать в изысканности с европейскими резиденциями XVIII века. На украшение интерьеров ушло 14 тонн золота, а общая стоимость строительства превысила пять миллионов золотых фунтов. Долмабахче по праву называют также величайшим строением в истории Востока.

Добавим, что армянской династией Бальянов только в Стамбуле и только султанских дворцов воздвигнуто свыше 20. В целом же пять поколений этого семейства на территории Османской империи построили огромное количество не только дворцов, но также мечетей, армянских церквей, заводов и фабрик.

Мечеть Ортакей

Еще одно популярнейшее туристическое направление в Стамбуле – мечеть рядом с Босфорским мостом, автором которой снова выступил Никогос Бальян. Султан Абдул-Меджид I в 1853 году поручил строительство армянскому архитектору, который возвел ее в кратчайшие сроки – менее чем за два года.

армянские храмы в стамбуле

Интересна она тем, что больше напоминает небольшой дворец в стиле барокко, нежели обычную мечеть. Ортакёй, кстати, увековечил на одной из своих полотен другой армянский гений – маринист Иван (Ованес) Айвазовский. Ее минареты сделаны из белого мрамора. Сама мечеть имеет две части: первая – гарем, вторая — «хункяр» (помещения, предназначенные для личного пользования султана). Одна из архитектурных особенностей мечети – это большие окна, которые смотрят на Босфор. Они пропускают в храм много света, а в вечернее время, словно зеркало, отражают воды пролива.

Мечеть Селимие в Эдирне

Автором мечети, которая принадлежит к числу выдающихся архитектурных достижений исламской культуры и считается наиболее гармоничным храмовым комплексом Турции выступает Мимар Синан. Рожденный в армянской семье в селе Агырнас, он стал одним из самых известных османских архитекторов и инженеров.

Прежде, чем перейти непосредственно к мечети, необходимо отметить, что происхождение Мимара Синана долгое время считалось спорным. Большинство ученых, а это закреплено и в Британской энциклопедии, придерживаются мнения, что великий мастер – либо армянин, либо грек. Имеются также предположения, что он – наполовину армянин, наполовину грек.

армянские храмы в стамбуле

По мнению некоторых исследователей, его семья была каппадокийского греческого происхождения, потому что единственными православными христианами (румами) этого региона были греки. В то же время ряд других ученых уверен в армянском происхождении архитектора. Так, авторитетный исследователь Ричард Флетчер в 2005 году пишет: «Он прожил около девяноста лет — армянин из Анатолии, который был доставлен в столицу как один из «отобранных» (в Османской империи действовал так называемый «налог на кровь», в соответствии с которым мальчиков из христианских семей забирали для служения государству). В свою очередь выдающийся английский архитектор Томас Грэм Джексон в 1913 году отмечает: «Многие из них разработаны Синаном, который, как говорят, был армянином».

Спорам положил конец один интересный случай. Как рассказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения замдекана факультета востоковедения ЕГУ, тюрколог Рубен Мелконян, в 40-е годы прошлого столетия, когда в Турции активно распространялась фашистская идеология и действовало множество нацистских организаций, началось движение так называемых «измерителей черепа».

Точно так же была вскрыта гробница Синана Аги с целью доказать его принадлежность к монголоидной расе, то есть показать всему миру, что великий архитектор – чистокровный турок.

Что же, теперь вернемся к творению великого мастера. Мечеть Селимие, построенную в Эдирне в 1569-1575 годах, сам Синан считал вершиной своего творчества. Его архитектура отличается особой целостностью. Яркое освещение всего пространства мечети сквозь многочисленные окна, расположенные в несколько ярусов, создает впечатление великолепия и торжественности.

Источник

Армянские церкви Константинополя

армянские храмы в стамбулеПо просьбе многочисленной армянской общины Константинополя, в 1461 году был основан Константинопольский Патриархат Армянской Апостольской Церкви. С тех пор в городе было построено 55 армянских церквей. В целом же в Турции, по данным 1913 г., функционировало свыше 3000 армянских церквей, из которых 2200 в Западной части Исторической Армении (оккупировано Турцией). Большинство этих церквей уничтожено.

В некоторых районах, где армяне проживали особо компактно, после Геноцида армян ничего не сохранилось, лишь в труднодоступных районах Турции еще встречаются развалины армянских церквей, вокруг которых ныне вместо цветущих армянских сел расположены пастбища курдов и тюрков-юрюков.

И если в Константинополе (Стамбул) армянские церкви действуют, так как не попали под гнев турецких националистов, то за пределами Константинополя функционируют всего 6 армянских церквей, состояние которых оставляет желать лучшего. По-иному выглядит ситуация в историческом армянском регионе Тайк, что на северо-востоке современной Турции.

Руками армян-халкидонитов в Тайке были построены десятки православных храмов. Армянский Тайк грузины называют Тао-Кларджети, тем самым исказив все исторические и научные основы того, что регион Тайк был частью Армянского царства. Представители Армянского царского рода Багратуни укрепляли свои позиции именно в Тайке, где армянское население частично было ассимилировано грузинами в процессе межкультурных и межрелигиозных контактов, ведь в основном армяне этого региона были халкидонитами и попадали под сильное влияние Грузинской Православной Церкви, со временем теряя свою идентичность.

Об этом писали многие ученые, констатируя тот факт, что регион Тайк всегда был колыбелью армян-халкидонитов, соответственно большинство христианских церквей и храмов в регионе принадлежит творению армян, в том числе и знаменитая церковь Ошка, которую грузины называют Ошки и договариваются с турками о реставрации армянской халкидонской церкви, взамен на реставрацию турецких мечетей в Батуми.

Что касается армянских церквей Константинополя, то в большинстве эти церкви являются армяно-апостольскими, имеются также армяно-католические и евангелические церкви, которые находятся в разных кварталах Константинополя, где сосредоточено армянское население города. Более того, в церквях армян — католиков и евангелистов иногда ведут службы и представители других христианских конфессий.

Нужно особо заметить, что в последнее время прихожанами армянских церквей Константинополя становятся также вернувшиеся к своим истокам исламизированные армяне, даже просто этнические турки и курды, принявшие христианство. Так или иначе, армянские церкви имеются во всех исторических районах Константинополя, в том числе в Ускюдаре, Кадыкейе, Балате, Бешикташе, Хизаре, в других районах.

Армянская Патриархия в Константинополе – это один из четырех иерархических центров Армянской Церкви (другие три находятся в Ереване, Бейруте и Иерусалиме). Первый константинопольский патриарх Иоахим I занимал высший священный пост во времена правления султана Мехмеда Завоевателя. С 1641 г. года центральная церковь Святой Девы Марии и деревянное здание Патриархии находятся в порту Констанкалион, что ныне район Кумкапы.

Патриархия расположена в 20 минутах ходьбы от храма Айя-Софии, мечети Султана Ахмеда и дворца Топкапы. Примечательно, что в 2001 году все армяне мира и Константинополя отмечали 450-ю годовщину основания Армянской Патриархии.

Среди европейцев, посещающих Константинополь, особой популярностью пользуются армянские церкви Сурб Грикор Лусарович (армянская католическая церковь) в квартале Ортакей, которая построена в 19-м веке, и Сурб Асдвадзацин, построенная в 1866 г., в которой находятся 4 алтаря.

Стоит отметить также, что в районе Кузгунджюк, в отличие от соседнего Багларбаши, почти не осталось армян. В 1960 году исламская община района попросила часть церковной земли для постройки мечети, и эта земля была выделена. Теперь рядом с церковью стоит мечеть.

Недалеко от центра Константинополя, в водах Мраморного моря, есть группа островов, называемых в западной традиции Принцевы, а по-турецки Adalar. Этот архипелаг состоит из девяти небольших островов, из которых четыре заселены. Сейчас они служат местом отдыха жителей Константинополя.

С давних времен они служили местом жительства различных национальных меньшинств Османской империи: греков, армян, евреев и т.д. Остров Кыналыада на этом архипелаге всегда был армянским. На острове имеется классическая для Константинополя армянская апостольская церковь XIX века. Имеются также другие армянские церкви, число прихожан которых, однако, резко уменьшилось в результате миграции армянского населения Константинополя.

Արևմտյան Հայաստան. Մերօրյա իրականությունը

Источник

Cтарейшая армянская церковь Стамбула.

армянские храмы в стамбуле

Армянская православная церковь, или церковь Святого Георгия Просветителя – старейшая армянская церковь Стамбула, построенная ещё в 1431 году. Согласно древним записям, в 1360-х годах на этом месте находилась другая церковь – Святого Саркиса. Церковь Святого Георгия многократно разрушалась. В 1958 году, во время строительства дороги между районами Каракёй и Топхане, она была сначала частично, а зат ем и полностью разрушена.

В 1961-1965 годах, под руководством архитектора Бедроса Зобьяна, церковь была отстроена вновь из камней предыдущей. Открытие состоялось 15 мая 1966 года при участии Патриарха Шнорка Галустяна. Архитектор изучал архитектуру армянских церквей Ани и создал очень гармоничный и чрезвычайно красивый храм..

Эта армянская церковь — единственная в Стамбуле имеет барабан и конический купол. В остальном это типичный образец армянской архитектуры с характерными узкими окнами, поддерживающими внутреннее освещение в церкви, и традиционной звонницей у входа. Интерьер церкви украшен фарфоровыми изделиями, принадлежавшими некогда её предшественнице, и несколькими живописными полотнами.

В зданиях, окружающих храм, размещается армянский лицей Гетронаган — один из старейших и славнейших в городе. Он был основан в 1886 году и до сих пор продолжает работу.

Источник

Армянский Патриархат Константинополя
армянские храмы в стамбуле

Армянский патриарх Константинополя также известен как армянский патриарх Стамбула сегодня глава Армянской патриархии Константинополя.

СОДЕРЖАНИЕ

Основание Константинопольского Патриархата в 1461 году.

армянские храмы в стамбуле

В византийский период Армянской Апостольской церкви не разрешалось действовать в Константинополе, потому что две церкви [Армянская церковь и Православная церковь] считали друг друга еретиками. Раскол был основан на неприятии Халкидонского Собора восточными православными церквями, частью которых является Армянская церковь, в то время как Византийская церковь и остальная часть восточного православия приняли.

С момента основания Патриархата было 84 отдельных Патриарха:

Османский период, 1461–1908 гг.

армянские храмы в стамбуле

армянские храмы в стамбуле

армянские храмы в стамбуле

армянские храмы в стамбуле

Армянский Патриархат служил армянам Османской империи с линией Патриархов в Константинополе.

Однако, как и Греческий Патриархат, армяне сильно пострадали от вмешательства государства в их внутренние дела.

Хотя с 1461 г. было 115 понтификатов, патриархов было только 84.

В 1896 году патриарх Мадтеос III (Измирлян) был свергнут и сослан в Иерусалим султаном Абдулхамидом II за смелое осуждение резни 1896 года. Конституция армян была приостановлена ​​султаном.

Период младотурков, 1908–1922 гг.

Новая турецкая администрация также восстановила конституцию. В начальный период правления младотурок армяне пережили короткий период восстановления гражданских свобод между 1908 и 1915 годами.

Четыре армянских патриарха служили под властью младотурок.

Турецкая республика; секуляризм, 1923 – настоящее время

Несмотря на резкое сокращение числа верующих во время геноцида армян, патриархат остается духовным главой крупнейшей христианской общины, проживающей в настоящее время в Турции.

Сегодня армянские патриархи признаны главой Армянской апостольской церкви в Турции и приглашены на государственные церемонии.

Публикации

Патриархат издает ежегодный обзор на армянском языке под названием « Шогагат» («Лучи сверху»), содержащий теологические, литургические, исторические и культурные статьи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *