Армянские машины в казахстане
Машины с армянскими, кыргызскими и российскими номерами обяжут регистрировать в Казахстане
А заниматься на них пассажирскими и грузоперевозками планируется и вовсе запретить.
Намерение полицейских ввести ограничения озвучил вчера на круглом столе по безопасности дорожного движения министр внутренних дел РК Ерлан Тургумбаев.
— Много жалоб на машины, которые зарегистрированы на территории Армении, Киргизии и России, которые нарушают правила дорожного движения, и к ним никаких мер принять невозможно, поскольку этот транспорт на территории Казахстана не зарегистрирован. Они занимаются предпринимательской деятельностью — перевозят пассажиров. Мы требуем ввести ограничение для таких автомобилей по их эксплуатации на территории Казахстана после десяти дней после ввоза. Если он транзитный, то он может в течение десяти дней пересечь (страну. — Прим. Kolesa.kz). А также ввести запрет на использование таких транспортных средств для использования в пассажирских перевозках и грузов, — заявил глава ведомства.
Какие именно ограничения и как полицейские планируют их ввести, министр, к сожалению, не уточнил. И немудрено, ведь при этом придётся пересмотреть ряд международных соглашений и других значимых документов.
В данное время стражи порядка и депутаты готовят поправки в законодательство, после принятия которых авто из ЕАЭС при въезде в РК придётся регистрировать. А в дальнейшем за подобными машинами установят строгий контроль. Не исключено, что Е. Тургумбаев имел в виду именно эти ограничивающие изменения.
С другой стороны, казахстанские автопроизводители в надежде убрать конкурентов требуют машины из стран ЕАЭС оформлять, что называется, по полной программе: обязав уплачивать первичный и утилизационный сборы, акциз, разницу в ставках таможенных пошлин и т. д. А автомобили, не подходящие под Евро-4, и вовсе запрещать к эксплуатации.
Авто из Армении: как поставить на временный учёт в Казахстане
1 июня вступят в силу поправки в Правила регистрации транспортных средств в РК, прописанные специально для владельцев армянских машин.
Приказом № 427 МВД РК устанавливается, что автомобилям с левым рулём, зарегистрированным на граждан Республики Казахстан в Армении и ввезённым в РК до 1 февраля 2020 года, будут присваиваться госномера серии «А» с четырьмя цифрами и номером региона, где машина ставится на учёт.
Владельцам авто с армянскими нужно будет сделать всего три платежа:
То есть всего 11 946 тенге.
Уплачивать утильсбор и разницу в растаможке не нужно! Но лишь до тех пор, пока владелец машины не захочет поставить её на постоянный учёт в Казахстане.
Для временной регистрации понадобится предоставить:
Армянские номера и СРТС нужно будет сдать в спецЦОН, а взамен владелец авто получит жёлтые ГРНЗ и техпаспорт с записью в разделе «Особые отметки»: «Не подлежит к регистрации на иное лицо».
Иностранные номера и документы будут храниться в центре обслуживания автомобилистов до тех пор, пока хозяин машины не решит её поставить на постоянный учёт в РК или вывезти из страны.
Налог на транспорт уплачивается по месту регистрации владельца (стоит учесть, что автомобиль будет числиться и в Армении, платить придётся и там). В Казахстане таким машинам нужно будет оформлять страховку ОГПО (ставки зависят от региона проживания владельца) и проходить техосмотр.
В Казахстане нашли решение по регистрации большинства машин из Армении
ЕРЕВАН, 22 мая – Sputnik. Власти Казахстана нашли компромиссное решение в вопросе регистрации машин с армянскими номерами, написал на своей странице в Facebook внештатный советник президента, экономист Олжас Худайбергенов.
Ранее министерство внутренних дел Казахстана распространило заявление, согласно которому автомобили с армянскими и кыргызскими номерами, которые находятся на территории страны больше года и не зарегистрированы, будут выдворены из республики. Это вызвало волну протестов.
По словам советника, полугодовая работа позволила найти, пусть и неидеальное, но рабочее решение, которое подходит для 85% машин.
При этом у владельцев нет права на отчуждение, если только речь не идет о продаже обратно в Армению. С другой стороны автомобилисты могут уплатить все сборы и платежи и встать на постоянный учет. Все, кто встанет на учет, сдадут армянские номера на хранение, но получат их обратно, когда захотят вывезти машину из страны.
На временном учете будет желтый номер, при этом можно будет спокойно ездить и за рубеж, давать доверенность на машину.
По его словам, большинство владельцев авто с армянскими номерами осталось довольным. Тем не менее, часть населения относится к приняты мерам с определенной долей недоверия, опасаясь, что позже власти все равно заставят платить все сборы даже на временном учете, не позволят продать за рубеж и не вернут армянские номера.
Остался вопрос праворульных машин, по ним возможны три решения: либо переставить руль (Худайбергенов не уверен, что это сделает машину безопаснее) и встать на временный учет, либо продать за рубеж, либо пустить на запчасти.
Всего из Армении в Казахстан было ввезено 22 тысячи машин (из которых 15% праворульные).
Отметим, что до 2020 года Армения пользовалась временным сохранением национальных таможенных пошлин на ввозимые машины (эти пошлины были существенно ниже евразийских). Этим решили воспользоваться не только в Армении, но и в других странах ЕАЭС, ведь товар, растаможенный в одной из стран Союза, может беспрепятственно обращаться во всех остальных странах. Поэтому дилеры из Казахстана завезли значительное число машин из Армении, а также Кыргызстана.
Покупка машины в Армении: за и против
Чем отличается покупка авто в Армении для казахстанцев от других союзных стран? И в чём главная опасность?
Этой статье можно дать и такой заголовок: «Автобазар Еревана: да там сотни наших!», ведь уже несколько месяцев у казахстанцев не спадает интерес к автомобилям в Армении. В одно из воскресений июня я слышал родную речь по всему рынку. Да и в местном РЭО, как в алматинском спецЦОНе, казахстанцы ставят машины на учёт. Собрали аргументы за и против покупки машины в этой красивой и гостеприимной стране.
С ростом внимания к ереванскому базару армяне начали ввозить машины пароходами — из США и Японии, из Европы и ОАЭ. Мастерские, стоянки, обочины, рынки заставлены машинами на продажу и в большей мере рассчитаны на граждан Казахстана и России. Это не скрывают и сами продавцы, это подтверждается и статистикой. Стране, где, по официальным данным, не более трёх миллионов населения, такое количество машин никогда не требовалось. Ввоз б/у в 2018 году по сравнению с 2016-м увеличился в четыре раза — до 67 000 машин. Видели бы, какие очереди стоят на постановку на учёт! А каждый понедельник там рекорд по числу зарегистрированных авто — уже дошло до 500 машин!
Чем же отличается покупка авто в Армении от покупки в других союзных странах?
Статья немаленькая. Для удобства содержание:
Аргумент ЗА № 1 — безопасная сделка
В итоге никакого владения по доверенности или по страховке. И никаких опасений, что покупателя кинут или продавец заявит об угоне, как только вы покинете Ереван. Машина ваша, что хотите, то и делайте с ней!
В других странах ЕАЭС регистрация авто на казахстанца возможна, если только он имеет статус резидента, т. е. постоянно проживает в стране. Но это за день, как в Армении, не делается, да и в отдельных случаях требуется основание для прописки.
Расходы для постановки на учёт:
Прописка с нотариальным переводом: от USD 60 (
Страхование минимум на три месяца (зависит от мощности двигателя). Для примера: 150 л. с.
Постановка на учёт (сверка, техпаспорт, госномера): AMD 24 000 (
В субботу РЭО работает до 14:00, воскресенье — выходной. В будние дни РЭО работает без обеда.
Аргумент ЗА № 2 — налог на транспорт без учёта в налоговой
В Армении для уплаты налога на имущество не нужен номер налогоплательщика (ИИН). Деньги уходят в казну мэрии по району, где вы временно прописались, и учёт ведётся по автомобилю, а не по владельцу. Рассчитывают налог, кстати, не по объёму двигателя, а по мощности. Существует система скидок — для автомобилей старше трёх лет минусуют 10 %. Налог уплачивать придётся, т. к. без него не пройти техосмотр.
Уплата налога на имущество
Для примера: авто 2014 г. в.,150 л. с., на один год: AMD 68 000 (
? Нужно ли делать техосмотр для армянских машин?
Нужно. Хотя, как мне рассказывали сами местные, на ТО в Армении все забили. Для движения по Казахстану автомобилям старше семи лет он нужен, и наши полицейские его требуют. Без ТО не сделать и страховку для проезда по России.
Как его потом продлевать? Придётся ли для этого ехать в Армению? На самом деле процедура ТО, как и у нас, для галочки и делается даже без предоставления машины на осмотр. Вам надо найти себе представителя, который с корешком об уплате налога отправится на станцию, «пройдёт» ТО, получит талончик и отправит его вам в Казахстан. Такие услуги сегодня рекламируются и в Казахстане, и в Армении, стоят по-разному. Налог, кстати, можно уплатить онлайн.
В Армении многие переводят машину на газ. И если вы присмотрели машину с ГБО, спросите, есть ли на него документы. В Казахстане с неоформленным баллоном вас отправят на штрафстоянку.
Аргумент ЗА № 3 — ассортимент автомобилей
Выбор на рынке тут сейчас как в Казахстане в период льготки в 2010-2011 годах. Эх! Причём армяне поняли, какие машины ищет наш человек, и наводнили рынок очевидными бестселлерами. Если Toyota, то Camry; если Mercedes-Benz, то Е-Class или Gelandewagen; BMW — «пятёрки» и X5; если Opel, то Vectra; Kia — значит, Sorento и Optima, Hyundai — Sonata.
В продаже ещё встречаются свеженькие праворульки. Ввоз машин с правым рулём в Армению запрещали уже несколько раз и окончательно запретили только с 1 мая 2019 года. Все свежепригнанные «японки» на скорую руку переделываются на левый руль ещё по пути в Армению — в ОАЭ или в Грузии. Toyota Alphard первого поколения с левым рулём не может не привлечь внимания! Но к нему мы ещё вернёмся, чтобы рассмотреть поближе.
Кроме руля, никаких других ограничений для ввоза нет! Ни по экологическому классу, ни по ДХО, ни по году выпуска… Ввози, растаможивай, ставь на учёт. Кстати, этим самым Армения сегодня привлекает любителей редких машин, классики и ретро.
«Европеек» тоже много. Свежепригнан из Германии! Ну, какие ассоциации? Я сразу вспоминаю стройные ряды с седанами BMW, Mercedes-Benz, VW, Audi! Стоп! А где, кстати, Audi? Вот их в Армении очень мало. Даже на дорогах Еревана не встретить. Мерсы, бэхи — да, Audi — нет.
Если вы тяготеете к Audi, то армянский рынок не для вас. Встретили на рынке всего три машины: старенький A6, Q7 первого поколения и вот это купе A5
Машины из Европы армяне везут чаще под свои нужды: местные выбирают недорогие C-Class (W202) и Opel Zafira или Vectra, много на базаре E-Class (W211) и B-Class (W245), Mazda 6 первого поколения и т. д. Кстати, в Грузии подготовка машин для продажи — это тоже отдельный бизнес. Ведь именно сюда, в порт Поти, прибывают почти все машины из-за рубежа, а после идут в Армению своим ходом.
Авторынок в Грузии (Autopapa в Рустави) краем глаза
Аргумент ЗА № 4 — приятные цены, хоть и не на все машины
Чем старше машина, тем дешевле она продаётся на аукционах. А текущие тарифы в Армении привязаны к году выпуска и стоимости авто. Причём по годам приятный коридор — по пять лет, а при оценке таможенной стоимости принимается инвойс. Каталог у таможенников есть, но больше ради проверки цены. По каталогу считает и таможенный калькулятор. В итоге очиститься выходит значительно дешевле, чем в Казахстане. И обратите внимание на разницу в тарифе для авто 5 лет или 10 — всего-то 2 %!
Возраст автомобиля | Ввозная пошлина (таможенный сбор + НДС) |
До 5 лет | 32 % |
От 5 до 10 лет | 34 % |
От 10 до 15 лет | 42 % |
Старше 15 лет | 52 % |
А чем свежее машина, тем выше растаможка, а значит, её цена приближается к нашим, и выгоды в покупке уже никакой.
Аргумент ПРОТИВ № 1 — машины с аварийным прошлым и «перекидыши»
Первый негативный момент может прятаться также в ценнике машины. Если вы не забыли время, когда шёл бум ввоза авто в Казахстан, то знаете, что автомобили, побывавшие в ДТП, за бугром продавались дешевле. Гораздо! И на продажу в Армению плывут и едут в основном… битые американские машины со статусом Salvage. Потому что не для себя. Потому что на перепродажу. Не стоит об этом забывать.
На фото в объявлениях на kolesa.kz, да и вживую, тачки смотрятся прекрасно! А всё благодаря рукастым мастерам в Армении. Готовят на продажу машину искусно. Перед покупкой попросите копию аукционного листа (для авто из Японии), проверьте прошлое по Carfax (для авто из США). Если и было ДТП, то насколько сильным? Что ремонтировалось, стреляли ли подушки, что с ремнями безопасности?
А ещё стоит помнить: к тем авто, что мы очень любим, в США относятся неважно, тем более если им уже лет десять. Часто загажен салон, впечатление, что в них не убирали ни разу. Отмывают и химчистят в Ереване тоже круто, но сам факт, что к машине относились чёрт знает как, вызывает другие вопросы: а меняли ли масло в двигателе? что с трансмиссией и подвеской? Аукционы с битыми машинами дают скромное техническое описание: заводится, двигается прямо самостоятельно, добралась своим ходом и т. д.
В Японии традиционно за автомобилем следят лучше. Сам дважды получал машины оттуда и всегда был удивлён их состоянием! Но что, если это машина с перекинутым рулём? Вот Alphard, к примеру, первого поколения. Не было у него леворульной версии. Насколько надёжно сделан перенос рулевой колонки, рейки? Педальный узел? Что с подушками безопасности? Проводка? Как перекроили торпедку на левостороннюю?
Честно говоря, я всеми силами от такой покупки бы отговаривал. Чтобы проверить крепёж и качество сварки, нужно разобрать всю торпедку. Продавец это сделать, ясное дело, не даст. Продавцы говорят коротко: рулевая тут от Camry, всё работает…
Ради интереса можно поразглядывать салон. Как они так круто делают левостороннюю торпедку?! Смотрится как заводская! И вот оно! Не обошлось без участия Китая, где отливают из пластмассы весь левосторонний декор для «тойот». На месте сборки в Эмиратах или Грузии его красят в цвет салона и собирают заново. Китай выдаёт облой по краям, неровные стыки и даже щели — явно матрицы у артелей неточные. Другой метод — перекрой панели своими руками, а склеенные и заменённые детали обтягивают в кожзам.
Легче всего перекинуть руль/педали на первом поколении Nissan X-Trail. Есть готовый левосторонний кит, и симметричная торпедка с щитком по центру даёт возможность сделать перенос рулевой колонки в Грузии за… четыре часа! Мастера, кстати, не всегда заморачиваются с переносом пассажирского airbag. У водителя X-Trail в итоге целых две фронтальных подушки: на руле и за ним! 🙂 Если они там вообще есть.
За рулевой колонкой осталась панель с подушкой пассажира. Мастера не заморачивались…
И ещё одна опасность с праворульными машинами: многие из них не растаможены. Потому как не успели. Легко опознать по грузинским или армянским транзитам. Будьте внимательны! Ведь полноценно растаможить такие машины уже не получится нигде. Только как запчасти…
Нерастаможенный автомобиль вы не сможете ввезти и в Казахстан.
Аргумент ПРОТИВ № 2 — перепродажа авто с армянским учётом
Многие привозили автомобили из Армении в Казахстан для перепродажи… по страховке. Стоит раз и навсегда запомнить, что собственником остаётся тот человек, который указан в документах на машину! Изменить право собственности можно только в Армении. Другой вариант — оформить доверенность с правом продажи. Да, вы сможете снять с учёта без участия формального владельца, но по доверке на себя машину оформить всё равно невозможно. Жидковата эта схема ещё и в том случае, если с документами что-то произойдёт или у них истечёт срок, а человека, на которого оформлен автомобиль, вы найти уже не сможете. Сколько таких историй было за всю историю продаж машин по доверенности в Казахстане, ух!
Но даже если вы поставили машину в Армении на себя и брали для своих нужд, то рано или поздно вы решите её продать, правда? В Казахстане этого не сделать, вывозить машину вам придётся обратно в Армению. Наверное, и искать покупателей там же, потому как неизвестно, что будет дальше с нашими законами.
? Можно ли поставить на учёт авто из Армении в Казахстане?
Не то что не получится, а скорее желание пропадёт при одном только расчёте. И ещё вопрос: а пройдёт ли пригнанная машина по техрегламенту для постановки на учёт в РК? Левый руль, Евро-4, ДХО, подушки безопасности, ISOFIX… Но как минимум у всех ввозимых из Армении машин нет кнопки SOS (ЭВАК). Её можно установить за деньги, но немаленькие. Затем машину из Армении придётся до конца растаможить: доплатить разницу между нашими ставками и армянскими. Следом уплатить утильсбор. И под конец ещё один взнос — для первичной постановки на учёт. Всё это делает машину в итоге невероятно дорогой!
Аргумент ПРОТИВ № 3 — поправки в законы Казахстана
Выгоду в покупке заметили не только обычные граждане Казахстана, но и наши автосборочные предприятия. Как только открывается народный канал импорта машин, коммерсанты просят у министерств помощи и принять меры — изобрести ограничения для ввоза и сложности для свободной эксплуатации таких машин в РК. Ссылаются, как всегда, на угрозу безопасности, загрязнение воздуха в городах, безнаказанность за нарушение ПДД и срыв планов государства (!) по омоложению автопарка страны.
? Через всё это мы уже проходили
2011 год. Казахстан прикрыл трафик б/у машин с повышения таможенных тарифов (ЕТТ). Пошли схемы. Началось с временного ввоза по доверенностям из Киргизии — с июля 2011 по 2012 год, практически одновременно пошёл перегон из Беларуси (2011-2012), следом плавно переключились на авто с российскими номерами. И последняя яркая вспышка (2014-2015) — серый импорт из России после обвала рубля, отмены НДС и изменения техрегламента. Все эти явления были окружены массой рисков и последующих блокировок на законодательном уровне. Но соблазн обновить свой гараж за небольшие деньги сильнее.
Вазовских машин, кстати, в Армении много. Но с заботой и лаской относятся в основном к классическим «семёркам» и «нивам»
Сегодня, в июне 2019 года, езда на машине на армянских номерах никак законам ЕАЭС не противоречит — машина растаможена и зарегистрирована в союзной стране, за рулём собственник. К чему бы придраться? Но, как видно из истории, и эту лавочку скоро прикроют. Что делать с ввезёнными машинами? Решение этого вопроса оставят автовладельцам.
Аргумент ПРОТИВ № 4 — неучтённые расходы
До Еревана из Казахстана не просто добраться. Из Алматы, к примеру, сейчас нет прямого авиарейса, только через Грузию или Россию. Но алматинцы туда практически и не ездят. Основной покупатель армянских машин из Центрального и Северо-Западного Казахстана.
Для доставки авто в Казахстан можно заказать автовоз. Но от этого заметно вырастет итоговая цена машины, и надо ждать загрузки прицепа. Поэтому большинство гонят машину домой своим ходом — так дешевле. Самый короткий путь до границы Казахстана через Северную Осетию, Ингушетию, Чечню, Дагестан, это более 1 100 км местами не самой хорошей дороги.
Лучше дорога через Калмыкию и далее Волгоград, дистанция до границы с РК при таком маршруте более 1 500 км. Но при любом раскладе придётся пересечь весь Кавказ, дорога горная, живописная, особенно по Армении, но отнимает время и силы.
Для перегона своим ходом придётся оформлять ещё три полиса ГПО: для проезда Грузии, России и по Казахстану. Бензин в Грузии, России и в той же Армении стоит дороже, чем в Казахстане: 95-й более 360 тенге. Проживание в гостиницах и питание примерно как у нас, хотя тут всё очень индивидуально.
Много в Армении частных дворовых заправок на одну-две колонки. Бензином торгуют из дома 🙂
Страхование легкового автомобиля:
— в Грузии (мин. на 15 дней): GEL 30 (
— России (от 5 до 15 дней): RUB 1 600 (
— Казахстане (на один год):
Средняя стоимость одного литра бензина: