армянский храм в армавире

Армянский храм, который стоял у истоков российского Армавира

армянский храм в армавире

армянский храм в армавире

Фото: ©Игорь Сикорский | fotokto.ru

Российский город, названный в честь древней армянской столицы, в 2019 году отметит 180-летие.

Одной из первых построек аула Ерманхабль, который стал впоследствии Армавиром, была армянская церковь Успения Богородицы. Ее возвели в 1839 году, сначала она была деревянной. Однако пожар 1842 года уничтожил постройку. После этого был организован сбор средств на строительство каменного храма. Даже император Николай I внес свою лепту и передал 10.000 рублей. В 1848 году из Ставрополя приехал священник и благословил возведение каменной церкви.

«Он и предложил переименовать аул в Армавир, в честь древней столицы Армении», — рассказал Александр Лопатин, заведующий отделом археологии и палеонтологии краеведческого музея.

Благодаря храму Успения Богородицы в ауле появилась первое кирпичное здание — церковно-приходская школа. Сейчас там занимаются ученики начальных классов школы № 6.

Вокруг храма соорудили высокую (2,5 м) и надежную кирпичную стену с бойницами, которая могла послужить надежным укрытием для местного населения в случае нападения. Храм также построен очень прочным.

«Фундамент сделан из камня, кирпич для стен привезли из Ставрополя», — сказал Александр Лопатин.

В конце XIX века церковь обновили. После революции она продолжала действовать. После закрытия Свято-Никольского собора в 1939 году армянский храм разделили на две половины. В одной устроили русскую церковь, другая осталось армянской. А в 1950-е годы русскую половину вообще упразднили. Вместо нее на второй половине организовали сахарный склад, из-за чего пострадали росписи.

Следующий ремонт был сделан в 1960-е годы по инициативе настоятеля, который сумел вернуть армянской общине обе половины здания. Сейчас храм переживает третье обновление, художники вновь украсят интерьеры фресками.

Источник

Продолжается реконструкция армянской церкви Успения Пресвятой Богородицы

В армянской церкви Успения Пресвятой Богородицы идет ремонт. Это вторая реконструкция исторической достопримечательности города, которой исполнилось почти 200 лет.

армянский храм в армавире

10 лет ремонта

Начались работы в 2011 году под руководством настоятеля храма протоиерея Тер Макара Тертеряна. За год до этого пригласили архитекторов из Армении, которые исследовали здание от фундамента до купола и создали проект.

— Изначально было решено укрепить фундамент и поменять старые деревянные полы, после чего приступили к обновлению малого зала, — рассказал настоятель церкви.

За 11 лет до этого в здании проводили косметический ремонт, поменяв тогда окна, купол, электропроводку, проведя газ и воду, произведя внутри штукатурно-малярные работы. В 2013-м начались работы в главном зале церкви. Все стены облицевали мрамором, расписали своды, чего раньше не было.

— Сегодня каждому, кто переступает порог храма, открываются выполненные в небесно-голубых тонах своды. Это дает ощущение легкости и полета. Роспись делал художник из Румынии Гайк Азарян, — пояснил протоиерей Тер Макар Тертерян.

Специально для работ подбирали казеиновые краски и пигменты, использовавшиеся в средневековой живописи. В храме планируют отреставрировать все иконы. Как отметил настоятель церкви, уже обновили более 10 образов. Занимается этим художник-иконописец из Владикавказа Армен Гаспарянц.

армянский храм в армавире

В золоте алтарь

Мастера установили новый алтарь. Его пространство увеличилось за счет комнат, где раньше переодевались священники. Из-за того, что обрамление алтаря ни разу не реставрировали, оно было в плачевном состоянии. Мастера осторожно его почистили и покрыли настоящим золотом.

Сейчас два зала в храме, в одном из которых идут реставрационные работы, разделяет временная перегородка, которую снимут после их завершения. Стены ремонтируемого помещения, как и в первом зале, выполнены в едином стиле.

Завершить ремонт планируют в мае. Настоятель рассказал, что собираются укреплять венчающие здание церкви кресты. Один из них заметно накренился.

— Поскольку работа достаточно трудоемкая, то планируем заняться ею не раньше лета, — сказал Тер Макар. — Для этого потребуется разобрать всю кровлю.

Помимо этих работ на территории церкви поменяли плитку, достраивают помещение для церковных нужд. Ведется строительство здания воскресной школы.

На реставрационные работы понадобились большие средства. Только на 11 икон было потрачено 3 млн 800 рублей. Большую часть средств для оплаты реставрационных работ перечисляют спонсоры и прихожане церкви, количество которых за последние 20 лет значительно выросло. Особенно это заметно во время литургии по субботам.

Почти каждый день в храме совершаются обряды крещения или венчания.

Как отметил протоиерей Тер Макар Тертерян, церковь Успения Пресвятой Богородицы возродилась, укрепив свое значение и неся звание первой армянской церкви на территории Кубани.

Сейчас ввиду тяжелой эпидемической обстановки ее настоятель ежедневно молится о прекращении пандемии и исцелении людей всего мира.

Источник

Художественное убранство армянских церквей Армавира. Прошлое и настоящее

Религиозной жизни армянского населения Армавира всегда был присущ яркий и неповторимый колорит. До советской власти здесь существовало пять армянских церквей. Среди них сегодня сохранился лишь один действующий храм Успения Святой Богородицы, где в данный период проводятся реставрационные работы, и здание старого георгиевского храма (ныне жилой дом). В 2015 г. на месте снесенного большого храма местные армяне вместе с Ново-Нахичеванской епархией соорудили небольшую крестообразную церковь Святого Георгия из красного туфа. Росписи двух ныне существующих церквей в течение последних лет выполнены профессиональным армянским иконописцем, знатоком средневекового искусства Айком Азаряном. В нашем докладе впервые будут представлены новые фрески двух армавирских церквей.

Большой Георгиевский храм, к сожалению, стал жертвой антирелигиозной политики советских властей. В 1939 г. церковь была отобрана у прихожан и разобрана для использования стройматериала (кирпича).

В дореволюционный период силуэты армянских Успенской и новой Георгиевской церквей, а также русской православной Николаевской церкви господствовали над молодым промышленным городом, играя роль выразительных символов духовности и благородства. История и культура армянского населения Армавира наглядно свидетельствует об интеграции представителей армянской общины в единое государственное пространство России при сохранении и развитии богатой и самобытной национальной культуры.

С.В. Варданян.

Армяне юга России: история, культура, общее будущее. Материалы III Международной научной конференции, г. Ростов-на-Дону, 30–31 мая 2018 г.

Ознакомиться с полной версией публикации можно здесь.

Источник

Армянский храм в армавире

армянский храм в армавире

армянский храм в армавире

Армавир Արմավիր запись закреплена

История Храма Сурб Геворг (Св. Георгия)

В сегодняшней статье хотим рассказать о Храме Св. Геворга, о его, к сожалению, не долгом существовании, и трагическом конце, (храм был освящен 22 апреля 1915 года, а в 1939 году разобран советскими властями, а материал от бывшей постройки распродан), и строящейся сегодня на месте Храма Св. Геворга одноименной часовни в его память.

С конца XIX в. параллельно с бурным экономическим развитием Армавира многократно увеличивается численность его жителей за счет притока переселенцев из разных уголков России и заграницы. В числе приезжавших было немало армян. Духовные запросы растущей армянской общины вызвали к жизни вопрос о сооружении еще одного приходского храма. 21 марта 1897 г. армавирский сельский сбор принял приговор, в котором говорилось, что местное общество уже давно выразило твердое намерение возвести в селе новую армянскую церковь во имя Святого Григория Просветителя, но отведенное для нее место впоследствии было уступлено для русского православного Николаевского храма. В связи с этим коренные жители решили «построить армяно-григорианскую церковь во имя Св. Григория на Красной улице, южнее корпуса лавок» (речь идет о месте на современной улице Кирова, в районе пересечения с ул. Мира, возле входа в центральный городской рынок), причем для этого уже имелась собранная сумма. Однако по неясным причинам указанное постановление реализовано не было. Вместе с тем, нужда в новом храме для армянской общины с каждым годом становилась все насущнее.

В 1907 г. члены сельского схода выносят резолюцию о возведении в Армавире новой большой армянской Георгиевской церкви. Вскоре в волостном правлении состоялись торги, по итогам которых был заключен договор с подрядчиками Трусовым и Ильиным, взявшими на себя обязательство окончить все работы по сооружению храма в течении трех строительных сезонов. В здании старой Георгиевской церкви в будущем планировалось открыть армянскую школу. Торжественная закладка новой церкви Святого Георгия состоялась 23 апреля 1908 г. Строительство велось рядом с первым Георгиевским храмом. Работы спорились, и уже 20 июля 1910 г. корреспондент екатеринодарской газеты «Новая заря» сообщал из Армавира: «Постройка армянского собора близится к концу. Здание красивое, тонет в букете зелени». К 1911 г. с наружной стороны внушительный кирпичный корпус Георгиевского храма, выдержанный в стиле средневековой армянской культовой архитектуры, был вполне готов, начались отделочные работы.

18 и 19 июня 1912 г. Армавир посетил духовный глава армян всего мира католикос Геворг V. На второй день визита он участвовал в Божественной литургии в Успенской церкви, где обратился к верующим с проповедью о необходимости сохранения родного языка и национальной культуры и отслужил торжественную панихиду над могилой архимандрита Карапета Арцивяна. После этого Геворг V встречался с учащимися трех местных армянских школ. Благословив каждого из собравшихся детей, католикос направился в старую армянскую Георгиевскую церковь, которую он, еще будучи Астраханским архиепископом, освящал в 1887 г. В газетном репортаже об этом событии говорится, что «после молитвы в старой церкви, Его Святейшество осматривал тут же в ограде новую строящуюся церковь». Приветствовать своего патриарха в селение прибыли многочисленные депутации армянского духовенства и верующие из городов Кубанской и Терской областей, Черноморской и Ставропольской губерний. Этот факт свидетельствует о роли Армавира в качестве одного из важнейших религиозных центров армянского населения всего Северного Кавказа.

Украшение интерьеров и наружная отделка большого Георгиевского храма затянулись. В местной газете от 3 ноября 1913 г. строительное попечительство известило прихожан о том, что в этот день после Божественной литургии будет совершено освящение и водружение крестов на купола новой армянской церкви. К этому времени расходы по сооружению храма превысили 60 тыс. руб.
Только весной 1915 г., когда Армавир уже стал городом, все строительные и отделочные работы были окончены. Для освящения Георгиевского храма в Армавир прибыл епископ Астраханской армянской епархии Мхитар. 22 апреля 1915 г. в его присутствии «полным составом армянского духовенства было совершено торжественное перенесение святого мира из старой церкви в новую». Церемония освящения состоялась на следующий день. Описавший все происходящее журналист армавирской газеты отметил: «нельзя не упомянуть о новоотстроенном Георгиевском храме, как он вышел велик и красив. Поразительно хороша стильная отделка храма внутри и снаружи. Снаружи храм оштукатурен и выкрашен приятной для глаз краской светло-коричневого тона. Внутри храм разделан весь однообразно под мрамор. Расписка совершена окончившим Петроградскую академию художеств, армянином художником Аршаком Фетфедян. Особенно хорош иконостас – колоссальных размеров из чистого мрамора, работы известного итальянского мастера г-на Като. Икона Богоматери с младенцем на руках, написанная на полотне, помещенная над престолом в нише, исполненная в древне-восточном стиле, производит впечатление неземной чистоты и святости и уносит при взгляде на нее мысль в небесную высь». Новая Георгиевская церковь стала одним из самых фундаментальных и красивейших армянских храмов Северного Кавказа.

По традиции, во время пребывания в Армавире епископ Мхитар посетил старейший местный Успенский храм и армянскую кладбищенскую церковь, осмотром которой, по сообщению городской газеты, он остался доволен.
Как и планировалось изначально, после освящения новой Георгиевской церкви в здании старого храма была открыта армянская школа, однако обучались здесь дети беженцев из Османской империи, прибывавших в Армавир в суровые годы Первой мировой войны.
Видимо, в связи с изменением своего назначения здание старой церкви лишилось некоторых зримых примет культового объекта, что и спасло его от разрушения в последующие десятилетия воинствующего безбожия. Возвышавшийся рядом большой Георгиевский храм, к сожалению, стал жертвой антирелигиозной политики советских властей. Церковь была отобрана у прихожан и разобрана. Циничное постановление Президиума Армавирского городского совета от 16 июня 1939 г. звучит как приговор: «1. Ввиду невозможности использовать здание бывшей Георгиевской Армянской церкви на культурно-просветительские цели, санкционировать действия Горфо и ГКО по частичной разработке этого здания и реализации строительного материала от ее разборки (кроме кирпича)… 3. Договор от 14 мая с.г. заключенный между Горфо и Горремстройконторой о продаже последней здания бывш. Георгиевской армянской церкви для использования оставшегося стройматериала (кирпича), предусматривающий снос кирпичной кладки этой церкви за 12000 рублей утвердить». В том же 1939 году, по решению городских властей, были закрыты русские православные Николаевская и Троицкая церкви, здания которых намечалось использовать под «культурно-просветительские цели». Цели, конечно, преследовались другие, и Николаевский храм был сразу уничтожен, а Троицкий, полуразрушенный, чудом уцелел до той поры, когда государство в военном 1943 г. резко изменило свою религиозную политику, что позволило прихожанам возродить здесь духовный очаг, действующий до наших дней.

После разборки стен армянской Георгиевской церкви на этом месте еще на протяжении десятилетий виднелись остатки ее полузасыпанных подвалов, что породило среди армавирцев нелепые легенды об идущих отсюда в разных направлениях (даже за Кубань!) подземных ходах. При этом некоторые даже не догадывались о стоявшем здесь когда-то храме. Так варварское уничтожение объектов культурного наследия России приводит к деформации исторической памяти народа, когда на смену реальным образам и картинам прошлого приходит выхолощенная и грубая мифология. Была демонтирована и окружавшая церковную территорию капитальная железная ограда на кирпичном цоколе с изящными входными арками и металлическими воротами. Секции этого забора использовали вторично в разных местах города. И сегодня старинные кованые решетки из ограды армянского Георгиевского храма с боковыми стойками, увенчанными крестами со сбитыми горизонтальными перекладинами, можно увидеть у здания онкологической больницы по ул. Дзержинского № 12 и у корпуса инфекционной лечебницы по ул. Пугачева № 28. До сегодняшнего дня это были последние поистине жалкие материальные свидетельства о прекрасном архитектурном и духовно-историческом памятнике, некогда украшавшем Армавир, о котором практически все жители города уже не помнят или не знают …

Весной 2014 года был освящен фундамент часовни, сейчас полным ходом идут строительные работы. Мы обязательно будем держать вас в курсе строительства.

Источник

Как выживала старейшая церковь: Архитектурные символы многонационального Армавира

История церкви Успения Пресвятой Богородицы неразрывно связана с историей города.

В 1550 году черкесы Северного Кавказа вступают в торговые отношения с крымскими армянами, живущими в Крыму после землетрясения в городе Ани западной Армении. Благодаря гостеприимству черкесов и переселению армян в Черкесию, между народами стали возникать родственные связи и взаимовлияние на быт и традиции. Черкесы, вступающие в семьи армян, принимали крещение. Армяне же переняли черкесский язык, одежду и образ жизни. Однако они сохранили христианскую веру, даже когда Турция предприняла попытку распространения мусульманских законов, насаждая свои правила на сложившийся уклад армян Северного Кавказа.

В результате русско-турецкой войны 1828-1829 годов магометанство (религия, распространенная преимущественно среди тюркских народностей; то же, что мусульманство) стало постепенно проникать и укореняться среди черкесов, из-за чего нависла опасность армянам лишиться «духовной пищи», так как они продолжали сопротивляться турецкому влиянию и свято чтили христианскую веру своих предков. Религиозные разногласия не могли не сказаться на отношениях черкесов и армян, что заставило последних обратиться к России как единственно христианской державе на Северном Кавказе.

В 1839 году при помощи русского генерала Григория Христофоровича Засса первые 200 армянских семей переселились с гор на левый берег Кубани, где и родился новый аул черкесо-гаев. В 1842 году население нового аула приняло российское подданство, чем и обезопасило себя от влияния исламизации. По просьбе священника Петроса Патканяна и жителей аула, католикос всех армян Нерсес Аштаракеци в 1948 году получил разрешение переименовать аул в село Армавир — в память о древней столице армянского государства.

По поводу возникновения и основания здания армянской церкви в Армавире существуют разногласия (в отношении времени его постройки). В результате поисков протоирея тер-Гевонда и сотрудницы городского музея М.С. Данилькевич, из архивных документов городов Еревана, Нор-Нахичевана, а также со слов людей, связанных с историей церкви и города, удалось узнать, что первая церковь на каменном фундаменте была построена в ауле Армавир в 1840 году. Она была деревянной и при очередном набеге горцев сгорела. В марте того же года был собран строительный фонд, пожертвования в который внесли купец Вартанов, князь Воронцов, армяне аула Армавир, армяне городов Тифлиса, Ставрополя и Нор-Нахичевана. По завершении строительства церковь была освящена тер-Петросом Патканяном и названа церковью Успения Пресвятой Богородицы. В это время шла Кавказская война и церковь служила форпостом — стратегическим пунктом русских войск, поэтому основное сооружение было обнесено высокой кирпичной стеной с бойницами и четырьмя бастионами, на которых жители несли круглосуточное дежурство.

Внешний вид церкви и её внутреннее помещение указывали на известный строгий стиль армянских средневековых церквей. Большинство икон написано армянскими художниками. В ограде церкви по сей день сохранились два надгробия: одно из белого мрамора на могиле первого просветителя горских армян, проживавших в черкесских аулах, монаха Карапета Арцивяна. Второе — из черного мрамора, установленное на могиле первого священника-черкесо-гая Вартана Гаспаряна.

Современной звоннице из пяти колоколов, установленной в мае 1995 года, предшествовал колокол, отлитый во времена крестоносцев, который попал в Армавир из аула абадзехов (этнографическая группа адыгов). К сожалению, колокол с греческими надписями исчез в советское время.

В те годы все церкви Армавира переживали упадок. Еще в 1935 году из-за проведения антирелигиозной политики в нашем городе были разрушены три русские церкви, чьи общины размещались в течение трех лет в части храма с главного входа в церкви Успения Пресвятой Богородицы. В 1963 году эта часть была отдана под сахарный склад. Большой груз нанес значительный ущерб полам церкви: они были разрушены до основания. Ужасное, горькое зрелище предстало глазам тер-Гевонда Агаджаняна в 1962 году, когда он был назначен настоятелем церкви.

— Девяносто процентов церковных окон были разбиты, — пишет в своих рукописях тер-Гевонд. — Крыша церкви, покрытая простой жестью, со временем абсолютно сгнила. Снег и дожди зимой заливали внутренность церкви. Птицы и насекомые безраздельно хозяйничали в церкви, свивая здесь гнезда и уничтожая старинную роспись стен. Во время литургии приходилось по нескольку раз менять под ногами нагретые на огне кирпичи, чтобы продолжить службу.

Церковь нуждалась в скорейшем восстановлении, однако для свершения даже незначительных преобразований потребовалось 19 лет, в течение которых здание несколько раз передавали музею под выставочный зал. Городские власти препятствовали любым попыткам настоятеля найти помощь для реконструкции церкви. Налог на содержание церкви увеличился на 320%, из-за чего члены церковного совета были вынуждены ходить по домам и просить подаяния, чтобы оплатить эти сборы. И только после обращения в Краснодар и Св. Эчмиадзин (главный монастырь Армянской апостольской церкви) налог был снижен до 800 рублей, что позволило совету заняться ремонтом храма.

Большую часть средств на оплату ремонтных работ перечислял Св. Эчмиадзин. Но неоценимую помощь оказали и армяне Армавира. После основных работ, связанных с ремонтом крыши, проводки в храм света, воды и газового отопления, совет постепенно стал обустраивать и территорию церкви, которая за годы советского режима была превращена в стоянку городских автобусов, частных гаражей и районный базар. Это время справедливо можно считать вторым рождением церкви.

Второй капитальный ремонт церкви начался в 2010 году, под руководством Тер Макара, назначенного на место настоятеля из Армении в 2000 году. В этот же год был проведен косметический ремонт церкви: поменяли окна, купол, провели штукатурно-малярные работы внутри. Снаружи здание почистили и покрасили.

В 2010 году для реконструкции церкви в Армавир пригласили архитекторов из Армении. Они исследовали здание от фундамента до купола, создали проект, согласно которому и велась работа. Вначале в церкви укрепили фундамент, поменяли пол, который изначально был деревянным, затем велись работы, связанные с потолком, крышей, наружными стенами, которые почистили и покрасили. Расписывалась церковь художником, также приглашенным из Армении. Установлен новый алтарь.

— От старой церкви остались только стены, — утверждает Тер Макар, — всё остальное поменяли, стараясь сохранить исторический архитектурный облик.

На территории церкви тоже были проведены работы: поменяли плитку, достраивается помещение для церковных нужд, в планах — открытие воскресной школы.

В сравнении с количеством прихожан двадцать лет назад, сейчас их стало значительно больше, особенно это заметно во время литургии по субботам. Сейчас почти каждый день совершаются обряды крещения или венчания. Церковь Успения Пресвятой Богородицы как здание и как вера возродилась, укрепив своё значение и свято неся звание первой армянской церкви на территории Краснодарского края.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *